Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 40-46
УДК 37.01
МОДЕЛЬ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© 2014 г. Н.А. Теплая,1'1 А.А. Червова1,3
'Шуйский филиал Ивановского госуниверситета 2Северо-Восточный госуниверситет, Магадан 3Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 05.02.2014
Рассматривается модель многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе.
Ключевые слова: модель, многоуровневая система, многоуровневое образование, информационная культура, креативное мышление, принципы, формирование, упорядочение, систематизация, проектирование, моделирование, информационная подготовка, интеграция.
Поскольку предметом нашего исследования является система многоуровневого формирования информационной культуры в техническом вузе, отметим, что понятие «формировать» означает «придавать чему-либо форму, устойчивость, законченность». Формирование информационной культуры мы рассматриваем в двух взаимообусловленных аспектах:
- как конкретный вид деятельности по обоснованию, упорядочению, систематизации, проектированию и реализации педагогического процесса профессиональной и информационной подготовки на основе их интеграции с целью достижения указанного результата;
- как определенный период развития студента в процессе реализации педагогического процесса интеграции профессиональной и информационной подготовок, обеспечивающий обучаемому возможность достижения уровня информационной культуры и открывающий возможности дальнейшего профессионального развития [1].
Исходя из этого, можно говорить о многоуровневом процессе формирования информационной культуры как системе деятельности преподавателей и обучающихся.
Для реализации концепции многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе и в соответствии с концептуальной моделью специалиста инженерного профиля возникает необходимость выполнить проектирование многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе, форма, содержание и педагогические технологии которой отвечают специфике профессионально ориентированной сферы деятельности выпускника.
Как отмечалось ранее, теоретической основой реализации педагогической системы многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе служит понятие развития всего комплекса способностей обучаемого, развития личности специалиста [2].
Таким образом, в качестве основных критериев обучения при формировании информационной культуры выбраны:
- соответствие уровня выпускника его концептуальной модели;
- критерий максимального развития способностей обучаемого независимо от его начального уровня.
Различные подходы к проектированию учебного процесса представлены в работах С.Я. Батышева, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, С.М. Марковой, В. Оконя и др.
Под педагогическим проектированием понимается разработка учебных программ и планов, определение форм, методов и средств организации педагогического процесса, обеспечивающих формирование информационных знаний, умений и навыков. Целью педагогического проектирования является обеспечение эффективности учебного процесса.
Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, основная цель проектирования - обеспечить эффективность учебного процесса, при этом в последнее время происходит смещение акцентов на достижение гарантированного результата [3].
Процесс формирования информационной культуры как системный многоэтапный процесс характеризуется следующими этапами. Прогностический этап является исходным и предпола-
гает формирование методологических подходов, основных принципов. Конструктивнопроектировочный этап включает построение модели педагогического процесса, определение ее качественных параметров, структуры и содержания деятельности преподавателя и обучаемых. Технологический этап предполагает определение дидактического инструментария, реализацию адекватного обстоятельствам стиля управления учебным процессом. Результативно-рефлексивный этап способствует оценке соответствия содержания и эффективности процесса выбранным средствам, предполагает внесение корректив.
Теоретические научные подходы к проблеме формирования информационной культуры составляют прогностический уровень этого процесса и требуют разработки конкретной модели многоуровневой системы формирования информационной культуры специалистов инженерного профиля, а также теоретического обоснования средств реализации этой модели в учебно-воспитательной деятельности технического вуза.
Моделирование как метод научного исследования получило широкое применение в педагогических исследованиях благодаря ученым, внесшим большой вклад в разработку данной проблемы (В.С. Безрукова, Е.Э. Смирнова, Г.В. Суходольский, Н.Ф. Талызина и др.). Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Создание моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений. Моделирование рассматривается как метод опосредованного изучения объекта, в ходе которого исследуется или осваивается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая промежуточная система. Под моделью в широком смысле понимают созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной (схематизированной, идеализированной) форме, и одновременно средство научного исследования интересующего объекта. По мнению Ю.К. Бабанского, моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных классификаций.
Модель должна не только давать теоретическое представление о явлении, но и быть сред-
ством реализации профессионально направленного процесса информационной, общетехнической и профессиональной подготовки как механизма функционирования, как системы действий по созданию условий формирования информационной культуры. На основании этого модель должна иметь динамический характер, охватывать дидактические компоненты педагогической подсистемы и их связи и взаимовлияния. Охватывая множество дидактических объектов, позволяя описать функции, принципы, условия, содержание, средства, различные связи и взаимовлияния, модель дает возможность снять противоречия между необходимостью изменения процесса формирования информационной культуры и недостаточной разработанностью проблемы в современных условиях [4].
Динамическая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения. На основе применения выделенных методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследуемой системы, выявить механизмы, обеспечивающие эту целостность, найти многообразные типы связей и свести их в единую теоретическую картину, нами построена модель многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе в процессе интеграции подготовок: информационной и
профессиональной (рис.).
Основными внешними факторами по отношению к проектируемой системе являются тенденции социально-экономического развития, социальный заказ, реализованный в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования, научно-технический прогресс, образовательная и социальная среда. К основным внутренним факторам, учитываемым при проектировании, относятся тенденции развития непрерывного многоуровневого профессионального образования, особенности образовательных систем и информацион-ных технологий, педагогические и производственные условия реализации деятельности обучаемых.
С опорой на наиболее значимые в методологии проектирования педагогических систем подходы, такие как системный, технологический, интегративно-дифференцированный, индивидуальный, нами обоснован новый подход - креативный, позволяющий развивать креативное мышление на основе развития исследовательских и творческих способностей обучаемых на всех образовательных уровнях проектируемой системы формирования информационной культуры при подготовке специалистов инженерного профиля с использованием информационных технологий.
Внешние Интегрированная система подготовок (информационной, общетехнической и Внутренние
Г ” " факторы —► профессиональной) специалиста инженерного профиля «— факторы
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Системный Т ехнологический Интегративно-дифферен- Индивидуальный Креативный подход
подход подход цированный подход подход
_________11.____________
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Теоретические основы формирования информационной культуры Требования к информационной подготовке специалиста инженерного профиля Концептуальная модель специалиста инженерного профиля с развитой информационной культурой Принципы преобразования многоуровневой системы формирования информационной культуры
СТРУКТУРА
I образовательный уровень: довузовское образование II образовательный уровень: высшее профессиональное образование III образовательный уровень: поствузовское образование IV образовательный уровень: дополнительное образование
I (специалитет, бакалавриат) II
школьные классы с углубленным изучением информатики 1 курс 2-4 курсы 5 курс магистра- тура соискательство, аспирантура переподготовка и повышение квалификации
Уровень обученности, требуемый для функционирования современного человека в информационном обществе, а также обладание необходимыми знаниями, сведениями в области информатики Наличие определенного кругозора и избирательности: понимание информационной картины мира, способность использовать компьютер и современные информационные технологии, учитывая их влияние на успех в будущей профессиональной деятельности Уровень информационного образования, индивидуальные особенности личности, ее стремление к самообразованию, способность к творчеству в рамках использования средств информационных технологий, уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления Степень совершенства в использовании информации, достигнутая в овладении современными информационными технологиями; умение комбинировать эти возможности в процессе принятия решений в нестандартных ситуациях своей профессиональной и повседневной деятельности, при развитом креативном мышлении и владении приемами творческого саморазвития; использовать сформированный индивидуальный стиль информационной деятельности в различных аспектах
V J 1 J 1 J ^ У
У У У ^
БАЗОВЫЙ I уровень формирования информационной культуры ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ II уровень формирования информационной культуры ПРОФИЛЬНЫЙ III уровень формирования информационной культуры ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ IV уровень формирования информационной культуры
___________-и-------------
ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Рис. Модель многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе
Выбор рассмотренных подходов в качестве наиболее значимых не уменьшает значения других, но именно указанные подходы образуют специфический набор, необходимый для проектирования многоуровневой системы формирования информационной культуры при подготовке специалистов в техническом вузе.
Теоретические основы проектирования системы определяются теоретическими основами формирования информационной культуры, требованиями к информационной подготовке специалиста инженерного профиля, моделью специалиста инженерного профиля и принципами преобразования многоуровневой системы формирования информационной культуры. В исследовании определена структура многоуровневой системы формирования информационной культуры специалиста инженерного профиля при многоуровневой подготовке (довузовское, высшее профессиональное, поствузовское и дополнительное образование), включающая 4 уровня формирования информационной культуры: базовый, предпрофильный, профильный и профессиональный [5].
Процесс формирования информационной культуры на основании интеграции курса информатики с курсами профессиональных дисциплин, нацеленный на использование потенциала дисциплин данных блоков, включает четыре уровня. Опираясь на подход к определению структуры и иерархии образовательного процесса через призму образовательных достижений субъекта, можно сказать, что достижение самого высокого профессионального уровня информационной культуры осуществляется через достижение субъектом базового уровня информационной культуры, предпрофильного уровня информационной культуры и профильного уровня информационной культуры.
Первый уровень информационной культуры -базовый; он формируется на первом образовательном уровне - довузовское образование, которое осуществляется в школьных классах с углубленным изучением информатики и заключается в подготовке будущих абитуриентов, профессионально ориентированных на получение технического образования с использованием информационных и коммуникационных технологий, способных использовать компьютер и современные информационные технологии в повседневной неспецифической деятельности. Этот этап является фундаментом и стартовой основой для дальнейшего формирования современной информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза.
В системе довузовского образования используются педагогические методы, применяемые с
учетом возрастных особенностей обучаемых, которые в данном случае являются несущественными. Основное внимание уделяется изучению основ алгоритмизации и программирования на языках высокого уровня. Большая часть школьников, прошедших указанную форму обучения, поступает в вузы на специальности, в той или иной степени связанные с информационными технологиями, учатся достаточно успешно и, как правило, занимаются научноисследовательской работой.
Формирование второго уровня информационной культуры - предпрофильного, который характеризуется достаточным объемом, широтой и глубиной общетехнических, информационных и профессиональных знаний, умений и навыков, осознания значимости информационной подготовки и способностью студента использовать полученные интегративные знания и умения в будущей профессиональной деятельности, происходит в специалитете и бакалавриате (1-й подуровень - 1-й курс); высшее профессиональное образование - второй образовательный уровень, который в зависимости от характеристик выпускника условно подразделяется на 2 подуровня:
- 1-й подуровень: специалитет, бакалавриат
- подготовка специалиста инженерного профиля в соответствии с концептуальной моделью выпускника;
- 2-й подуровень: магистратура - подготовка специалиста - научного сотрудника.
Структурно подуровни вузовской системы обучения не выделяются, а характеризуются применением различных педагогических технологий в зависимости от индивидуальных способностей и склонностей студентов.
Данный уровень направлен на закрепление сформированных на базовом уровне процесса формирования информационной культуры основных информационных знаний и умений в области информатики, формирование общетехнических знаний и умений. Этот уровень соответствует 1-му курсу обучения дисциплине «Информатика» и общетехническим дисциплинам. Дисциплины «Материаловедение», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов» формируют базовый общетехнический тезаурус с опережающим включением терминологической лексики и понятий, обеспечивающих внедрение информационных технологий в систему профессионального образования, а «Информатика» занимает важное место в системе многоуровневой подготовки специалистов и является основой, обеспечивающей внедрение информационных технологий в систему профессионального образования. При изучении
разделов этого курса у будущего специалиста инженерного профиля должны быть сформированы основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств информационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей будущей профессиональной деятельности.
Третий уровень предполагает достижение профильного уровня формирования информационной культуры, позволяющего осознанно применять информационные специальные знания и умения, развивать исследовательские и творческие способности в блоках профессиональнотехнических знаний, изучения зарубежного опыта в профилирующей области науки и техники; при этом возрастают личностные потребности наиболее полной самореализации в применении имеющейся информационной базы к решению профессионально значимых задач. Этот уровень соответствует 1-му подуровню (специалитет, бакалавриат) второго образовательного уровня - высшее профессиональное образование, 2-4-му курсам обучения дисциплинам информационного блока («Компьютерная графика», «Машинная графика», «Горная маркшейдерская графика», «Системы автоматизированного проектирования (САПР)»), общетехническим дисциплинам («Метрология, стандартизация и сертификация», «Материаловедение»), дополнительному информационному обучению («Геоинформационные системы (ГИС)») и профессиональным дисциплинам («Геологическое картирование», «Цифровая картография», «Уравнивание геодезических построений», «Высшая геодезия», «Оценка и подсчет запасов полезных ископаемых», «Фотограмметрия и дистанционные методы зондирования Земли», «Основы космической геодезии», «Геометрия недр», «Маркшейдерские работы при строительстве подземных сооружений», «Сдвижение горных пород») [6].
Завершением формирования информационной культуры как многоуровневого процесса при интеграции информационной и профессиональной подготовок специалистов инженерного профиля в условиях уровневого образования технического вуза является достижение студентами, выпускниками, преподавателями четвертого уровня формирования информационной культуры - профессионального, формирующегося на втором (1-й подуровень - специалитет, 5-й курс, бакалавриат; 2-й подуровень - магистратура), третьем (соискательство, аспирантура) и четвертом (переподготовка и повышение квалификации) образовательных уровнях.
На данном этапе второй образовательный уровень, представленный 1-й подуровнем (спе-циалитет, 5-й курс), характеризуется подготовкой выпускников, соответствующих концептуальной модели, а 2-й подуровень (магистр) -подготовкой специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую работу и продолжение послевузовского обучения в различных формах, а также использование современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности для решения задач и проблемных ситуаций. В некоторых случаях возможно формирование сложившегося научного работника, имеющего разработки и внедрение программных средств и технических систем, статьи, доклады, выступления на конференциях различных уровней, дипломы и сертификаты.
Третий образовательный уровень - поству-зовское образование - существует в различных формах: соискательство, аспирантура, т.е. получение высшей научной квалификации, где часть выпускников после защиты диссертации переходит на преподавательскую работу.
Четвертый образовательный уровень представляет собой систему переподготовки и повышения квалификации специалистов инженерного профиля и профессорско-преподавательского состава в своей профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий.
При формировании данного профессионального уровня информационной культуры обучение на указанных образовательных уровнях требует зрелости и развитости информационных, технических знаний, умений и навыков, креативного мышления, которые, являясь базой для овладения специальностью, позволяют студентам, выпускникам, преподавателям применять полученные знания и умения в своей практической деятельности.
Так как, в соответствии с выделенными нами компонентами информационной культуры специалиста инженерного профиля и его моделью, одной из наиболее важных целей подготовки является развитие креативного мышления на основе исследовательских и творческих способностей, то одной из наиболее важных целей проектирования многоуровневой системы формирования информационной культуры является проектирование подсистемы развития исследовательских и творческих способностей личности, рассматриваемой как комплекс инструментальных решений, диагностических и обучающих технологий, обеспечивающих процесс развития способностей личности и выведение её на
новый, более высокий уровень информационной культуры.
Основные задачи, решаемые на каждом уровне проектируемой системы, определяются целями обучения и заключаются в следующем:
- дифференцированный подход к обучаемому;
- интеграция учебных дисциплин и циклов дисциплин;
- адаптивность к потребностям и интересам общества и обучаемого [7].
Решение этих задач требует дополнительного исследования педагогического процесса, состоящего в общем случае из множества компонентов и обусловленного множеством внутренних и внешних факторов.
К основным факторам, определяющим дидактическую систему, относятся факторы, характеризующие, во-первых, объект обучения -обучаемого, во-вторых, субъект обучения -преподавателя и, наконец, в-третьих, педагогические технологии.
В качестве управляющего воздействия рассматривается Федеральный государственный стандарт, опосредованно выполняющий социальный заказ и определяющий квалификационные требования к выпускнику и содержанию образования. Содержание образования раскрывается в учебных и рабочих планах, программах дисциплин, в учебной литературе и педагогических технологиях, выполняющих мотивационные, информационные, управляюще-корректи-ровочные функции.
Условия функционирования системы определяются:
- педагогическим составом;
- учебными планами и программами, разработанными на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
- средствами обучения (учебной, учебнометодической литературой и техническими средствами поддержки педагогического процесса).
Таким образом, обоснована модель многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе, раскрывающая логику процесса формирования информационной культуры на всех уровнях системы.
Список литературы
1. Теплая Н.А. Информационная культура в системе профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 2 . С. 42-44.
2. Теплая Н.А., Червова А.А. Структура процесса формирования информационной культуры студентов -будущих инженеров в техническом вузе // Наука и школа. 2010. № 6. С. 51-53.
3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Теплая Н.А. Моделирование процесса форми-
рования информационной культуры в техническом вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научноинновационный центр, 2012. № 10(18). ЦКЬ:
http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10 /teplaya.pdf (дата обращения: 30.04.2013).
5. Теплая Н.А., Червова А.А. Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Сер. «Гуманитарные и педагогические науки». 2013. № 1(77). Ч. 2. С. 168-172.
6. Теплая Н.А. Интегративный подход в формировании целостного информационного знания в техническом вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 9(17). ЦКЬ: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/teplaya.pdf (дата обращения: 20.11.2012).
7. Теплая Н.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры в техническом вузе // Школа будущего. 2012. № 2. С. 139-143.
MODEL OF A MULTI-LEVEL SYSTEM FOR DEVELOPING INFORMATION CULTURE
IN TECHNICAL UNIVERSITIES
N.A. Teplaya, A. A. Chervova
The article considers the model of a multi-level system for developing information culture in technical universities.
Keywords: model, multi-level system, multi-level education, information culture, creative thinking, principles, development, ordering, systematization, design, modeling, information training, integration.
References
1. Teplaya N.A. Informacionnaya kul'tura v sisteme professional'noj podgotovki studentov tekhnicheskih special'nostej // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2009. № 2.
S. 42-44.
2. Teplaya N.A., Chervova A.A. Struktura processa formirovaniya informacionnoj kul'tury studentov - bu-dushchih inzhenerov v tekhnicheskom vuze // Nauka i shkola. 2010. № 6. S. 51-53.
3. Pidkasistyj P.I., Fridman L.M., Garunov M.G. Psiho-logo-pedagogicheskij spravochnik prepodavatelya vysshej shkoly. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999.
4. Teplaya N.A. Modelirovanie processa formi-rovaniya informacionnoj kul'tury v tekhnicheskom vuze // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlek-tronnyj nauchnyj zhurnal). Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2012. № 10(18). URL:
http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10 /teplaya.pdf (data obrashcheniya: 30.04.2013).
5. Teplaya N.A., Chervova A.A. Sushchnost' i oso-bennosti koncepcii formirovaniya informacionnoj kul'tury v mnogourovnevoj sisteme tekhnicheskogo vuza // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. Ser. «Gumanitarnye i pedagogicheskie nauki». 2013. № 1(77). CH. 2. S. 168-172.
6. Teplaya N.A. Integrativnyj podhod v formirovanii
celostnogo informacionnogo znaniya v tekhnicheskom vuze // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal). Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2012. № 9(17). URL:
http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/teplaya.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2012).
7. Teplaya N.A. Metodologicheskie podhody k for-mirovaniyu informacionnoj kul'tury v tekhnicheskom vuze // Shkola budushchego. 2012. № 2. S. 139-143.