Научная статья на тему 'Современные подходы к обновлению довузовского образования'

Современные подходы к обновлению довузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / конкурентоспособность / новые технологии / качество образования / электронные образовательные ресурсы / адаптация к обучению / дистанционное образование / компетентностный подход / innovation / competitiveness / new technologies / quality of education / e–learning resources / adaptation to training / distance learning / competence–based a

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л М. Специан

В статье рассматриваются особенности довузовского образования в Республике Беларусь. Особое внимание обращено на качество образовательных услуг, значимость взаимосвязи средней образовательной школы и подготовительных курсов на факультете довузовской подготовки. Отмечается необходимость повышения роли довузовского обучения в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л М. Специан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACH TO UPDATING PRE–UNIVERSITY EDUCATION

The article discusses the features of pre–university education in the Republic of Belarus. Particular attention is paid to the quality of educational services, the importance of the relationship middle school education and training courses at the Faculty of Pre–University Training. The necessity of increasing the role of pre–university education in modern society.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к обновлению довузовского образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.096

Л.М. СПЕЦИАН, канд. экон. наук, доцент

заведующий кафедрой довузовского образования и русского языка как иностранного Белорусская государственная академия связи, г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 9 сентября 2016 г.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности довузовского образования в Республике Беларусь. Особое внимание обращено на качество образовательных услуг, значимость взаимосвязи средней образовательной школы и подготовительных курсов на факультете довузовской подготовки. Отмечается необходимость повышения роли довузовского обучения в современном обществе.

Ключевые слова: инновация, конкурентоспособность, новые технологии, качество образования, электронные образовательные ресурсы, адаптация к обучению, дистанционное образование, компетентностный подход.

Введение. Обеспечение

конкурентоспособности образования в Республике Беларусь, поиск «своего» абитуриента, высокий уровень его подготовки требуют внедрения в довузовском образовании современных направлений. Такая политика государства открывает новые перспективы связи средних учебных учреждений и вузов, позволяет совершенствовать развитие преемственности в школьном и довузовском образовательном пространстве. Этот подход воплощается в жизнь через активную деятельность факультета довузовской подготовки.

Важно выстроить систему, способную найти и поддержать талантливую молодежь, сопровождать ее в период становления личности. Значительную помощь в поиске талантов оказывает довузовское обучение, которое существует уже много лет. За этот период накопился большой опыт работы по профильной довузовской подготовке.

Довузовское обучение по профилю - это инновация, зарекомендовавшая себя как эффективный, качественный вид подготовки абитуриентов к поступлению и получению образования.

Основной целью профильного

довузовского обучения является всесторонне подготовленный и конкурентный

абитуриент. После поступления такой студент способен думать, он испытывает потребность в постоянном развитии своих способностей, а главное - аналитического мышления. Довузовское обучение позволяет оценить начальные знания будущих абитуриентов, понять и осмыслить требования, которые необходимо выполнять при поступлении в вуз. Довузовская подготовка предоставляет возможность пройти школьную программу интенсивно, с большой степенью эффективности, привести в систему имеющиеся знания, дает расширенные навыки по профилю, пополняет познания по разделам дисциплин,

которые в школе были освещены недостаточно.

Основная часть. Безусловно,

профессорско-преподавательский состав факультета довузовской подготовки, применяя общепринятые методы работы, которые сложились на протяжении многих лет, обязан вводить в деятельность новые технологии и передовые приемы. С целью совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности должны постоянно внедряться новые методики, учитывая, что современное образование нуждается в инновационных технологиях. Под инновациями в образовании понимаются те нововведения, которые стали системными. Процессы нововведения отличаются от ограниченного эксперимента, введения отдельных новаций. Так, введение дополнительного избирательного курса в школе не позволяет сделать его инновационным, потому что инновационная деятельность определяется как системность, интегральность и целостность.

В дальнейшем развитие образовательной среды видится в следующем:

а) применение электронных образовательных ресурсов, пособий при обучении;

б) использование электронных журналов и дневников;

в) обновление системы оценки качества образования, востребованности образовательных услуг;

г) формирование программ для талантливых учеников и учащихся, которые имеют пробелы в знаниях;

д) повышение квалификации педагогов-предметников;

е) расширение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В связи с повышением роли довузовского обучения на факультете довузовской подготовки должны широко применяться инновационные образовательные методики: квалифицированный подход, а также то, что под ним подразумевается - проблемное обучение; адаптация к обучению, ориентированная на личность;

дистанционное образование; модульная технология.

При изучении предметов учащимися на интенсивных подготовительных курсах должен использоваться компетентностный подход, который является альтернативным методу знание-ориентированному,

52

используемому в некоторых учебных заведениях, предполагающий только наращивание объема знаний. Такой подход не дает возможности ориентироваться своевременно как в учебной, так и профессиональной работе, а это приводит к дополнительным затратам времени.

Использование компетентностного метода соединяет процесс образования и осмысление его, что вырабатывает привычку думать, а также осуществить поставленную задачу, в условиях конкретной ситуации. Следует заметить, что компетентностный подход не может быть осуществлен в пределах одного предмета. Именно поэтому обучение основным компетенциям происходит по следующим сегментам:

- обучение компетенции как самостоятельному (личностному) качеству, предполагающему организацию и обучение на интенсивных подготовительных курсах, а также на выездных занятиях, краткосрочных по времени. Только профессорско-преподавательский состав вуза, неограниченный программами школы, способен вырабатывать у абитуриентов умение принимать решение в конкретной ситуации;

- внедрение опорных знаний предметов. Этот подход рассматривает компетенции как обязательные компоненты результатов обучения.

Таким образом, объединение основных компетенций в программу предоставляет возможность ученикам освоить специальные, профессиональные и основополагающие компетенции в одно и то же время. Этот компетентностный подход, который должны применять все преподаватели факультета довузовской подготовки, разнообразит виды занятий, поскольку с целью активизации учебного процесса, используются задания разного рода по ключевым компетенциям.

Результат труда получается достаточно высокий: преподаватель приобретает компетентного учащегося; ученик

накапливает опыт практической работы, очень нужный для дальнейшего самостоятельного развития [1, с.4]. Преподаватели, формируя ключевые компетенции профильных классов, а также интенсивных подготовительных курсов, используют технологию образования учащихся, когда достаточно времени отводится планированию и организации

работы, самостоятельному ее контролю, а также оценке действий.

Известно, что существует множество современных образовательных технологий, однако факультет довузовской подготовки предлагает использовать исследовательскую технологию как ведущую. Поскольку такая технология формирует важнейшие ключевые компетенции учащихся. Преобладание исследовательской технологии при обучении дает возможность также использовать другие технологии.

Введение компетентностного подхода в довузовское образование активизирует деятельность учеников, делает возможным проблемное обучение, повышает

эффективность организации и управления учебного процесса, способствует внедрению адаптационной системы обучения.

Ученики разрешают проблемные ситуации следующим образом:

формулируется проблема, выдвигаются гипотезы как ее решать, выбирается наиболее подходящая, планируется работа,

воплощается в жизнь план и проверяется гипотеза, а так же исследуются результаты. Чтобы эти действия носили

профессиональный творческий характер, важно научить будущих абитуриентов делать сравнение, анализ, выделять главное. Такие действия представляют собой творческий, исследовательский характер, их всегда следует совершенствовать, потому что в любой профессии необходимо уметь найти решение в проблемных ситуациях.

На факультете довузовской подготовки предполагается использовать технологию «обучение как открытие», то есть эвристическое. Цель такого обучения состоит в проектировании смысла, цели, содержания образования и процесса его организации. Взамен обычных заданий для учеников устанавливаются эвристические или открытые задания. Они не имеют однозначных ответов, всякий ответ уникален, потому что показывает, в какой мере учащийся смог проявить творческое отношение к поставленной задаче.

Такой метод интересен и его следует использовать на интенсивных

подготовительных курсах факультета довузовской подготовки. Особенно важно применять эвристические методы в группах мало знакомых учеников, которые комплектуются на небольшой срок. Преподаватель, используя эти методы,

создает доверительную обстановку, а каждый обучаемый сможет открыть для себя что-то особенное.

Следует заметить, эвристические методы широко должны применяться на подготовительных курсах различных периодов обучения. Личностный подход к обучению, связанный с эвристическим, учитывает, какой уровень развития учащегося, его индивидуальные особенности, а также личные цели. Именно личностный подход ориентирует на индивидуальную подготовку учеников, которая определяется по личностным критериям. С целью самостоятельного определения и

самостоятельной реализации личности как раз и используется личностно-ориентированное обучение.

Важнейшей задачей факультета довузовской подготовки, его основным направлением является информатизация, обеспечивающая территориальную

доступность и повышение качества обучения. Единое информационное пространство на стадии довузовской подготовки предполагает создание новых информационных технологий, выступающих инструментом получения результатов довузовского образования, условием творческого развития, успешной

социализации личности ученика.

Дистанционное обучение - новый вид заочных курсов, современный эффективный элемент образования в отдаленных общеобразовательных учреждениях.

Особенно эффективен этот подход с чтением лекций в on line режиме и проведением интерактивных занятий для учащихся 8, 9, 10 и 11 классов. Обучающиеся могут участвовать в дистанционных олимпиадах по дисциплинам, которые выпускники собираются сдавать, поступая в вуз.

С целью повышения качества и эффективности обучения будущих студентов на интенсивных подготовительных курсах, когда надо получить глубокие знания по предметам вступительных испытаний, предполагается последовательное

применение эффективных технологий образования, предусматривающих

следующее [2]:

1) четкую схему процесса преподавания, ориентированную на композицию материала, разделенного по сформированным модулям;

2) проблемное отношение к содержанию задач, разработку и ступенчатое

53

использование алгоритмов положений и ступеней процесса перемещения учебной информации;

3) творческое непрерывное развитие, повышающее активность учащихся.

Анализ потенциала различных инновационных технологий, таких как развивающее обучение, проблемное обучение, личностно-ориентированное

обучение, показал, что наиболее эффективной является интегративно-модульная технология. Она предполагает общенаучную методологию интегративных процессов и использование модулей в выработке основных компетенций учащихся.

По нашему мнению, интегративно-модульная технология имеет преимущества перед обычными формами и методами образования:

- за короткий отрезок времени повторяется и систематизируется вся школьная программа по изучаемому предмету;

- интегрированные занятия позволяют будущим абитуриентам получить прочные и глубокие знания, они осмысливают прочитанное, анализируют, делают выводы;

- интегрированный уровень развивает мышление, формирует способность воспринимать информационную карту мира целостно.

Важно, чтобы на факультете довузовской подготовки постоянно совершенствовалась система управления качеством образования. Поэтому документы, описывающие процессы довузовского обучения, схемы довузовской подготовки, учебно-тематические планы должны отвечать современным требованиям.

Таким образом, определяются индикаторы качества работы факультета довузовской подготовки, то есть контрольные точки, демонстрирующие эффективность его работы. Контрольные точки показывают, сколько обучилось будущих абитуриентов на интенсивных подготовительных курсах. Однако основной показатель эффективной работы факультета - количество поступивших в вуз. План работы факультета формируется исходя из этих точек контроля, определяются мероприятия, прослеживается динамика деятельности факультета, составляется стандартный отчет.

В ситуации централизованного тестирования по профильным предметам при поступлении в вуз роль профильного образования возрастает и повышается 54

значимость довузовского обучения, то есть интегративно-модульная технология имеет преимущества перед обычными формами и методами образования

Заключение. Сегодня наиболее острой является проблема повышения качественного уровня подготовки будущих абитуриентов. В средних общеобразовательных учреждениях педагоги работают в рамках школьной программы. Поэтому повышается ответственность преподавателей вуза, работающих на интенсивных

подготовительных курсах, владеющих предметом тонко и досконально, способных подготовить учащихся к централизованному тестированию и помочь им адаптироваться для дальнейшего обучения. Довузовская система обучения создала условия отбора к поступлению в вуз, зарекомендовала себя как эффективная форма подготовки. Кроме того, довузовское образование оказывает эффективное воздействие на воспитательный процесс обучающихся слушателей. На факультете довузовской подготовки развиваются ценностные ориентации молодежи, нормы и правила поведения. Современные подходы в воспитании основаны на управлении инициативой обучаемого в процессе педагогических взаимоотношений, что предусматривает всестороннюю поддержку, создание условий для его самореализации, самоопределения, успешной социальной адаптации. В ходе учебно-воспитательного процесса

преподаватели формируют

профессиональную культуру учащихся, навыки самостоятельного поиска решения проблем.

Список литературы

1. Журавков, М. Задачи общенациональной значимости / М. Журавков // Беларуская Думка. - 2016. - № 2. - С.3-11.

2. Специан, Л.М. Инновации и перспективы довузовского образования / Л.М. Специан // Современные научные исследования и инновации. 2016. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65222. -Дата обращения : 10.03.2016.

Резюме. В Республике Беларусь в условиях конкуренции образовательных услуг большое значение приобретает обновление довузовской подготовки.

Довузовское образование оказывает значительную помощь в поиске талантливой молодежи. Оно зарекомендовало себя как эффективный, качественный вид подготовки абитуриентов к поступлению в вузы. Повышение роли довузовского обучения на факультете довузовской подготовки позволяет применять инновационные образовательные методики:

квалифицированный подход, проблемное обучение; дистанционное образование; модульная технология.

Современное обучение основывается на довузовском образовании по профилю, которое показало себя как эффективный, инновационный вид подготовки

абитуриентов к поступлению и получению образования. Инновации в образовании предполагают системность, а дальнейшее развитие образовательной среды видится в применении электронных образовательных ресурсов. Предлагается использовать на интенсивных подготовительных курсах компетентностный подход, который соединяет процесс образования и его осмысление, помогает научиться думать, решать поставленную задачу в конкретных условиях. Использование такого метода в образовательном процессе позволяет активизировать будущих абитуриентов, повышает возможность введения

адаптационного обучения. На факультете довузовской подготовки предлагается использовать обучение как открытие, то есть занятия эвристического характера. Интересен опыт проведения дистанционного обучения как вид заочных курсов, эффективно для отдаленных общеобразовательных

учреждений. Показаны преимущества интегративно-модульной технологии перед обычными формами и методами образования. Таким образом, повышается значимость довузовского обучения, которое зарекомендовало себя как эффективная форма подготовки, создаются условия отбора к поступлению в вуз. Кроме того, довузовское обучение эффективно воздействует на воспитательный процесс слушателей, развивает ценностные

ориентации молодежи, нормы и правила поведения.

Abstract. In the Republic of Belarus in a competitive educational services of great importance is the update of preliminary training. Pre-university education has a significant help in finding talented young people. It has established itself as an efficient, high-quality type of training students for admission to universities. Enhancing the role of pre-university education at the Faculty of Pre-University Training allows the use of innovative educational techniques: a qualified approach, problem-based learning; Remote education; modular technology.

Modern education is based on pre-university education in the profile, which has shown to be an effective, innovative type of training students to enroll and receive education. Innovation in education involve the systematic and further development of the educational environment is seen in the use of electronic educational resources. It is proposed to use in the intensive preparatory courses competence-based approach, which combines the process of education and understanding, it helps to learn to think, to solve the task, under specific conditions. The use of this method in the educational process allows to intensify future entrants, raises the possibility of introducing adaptive learning. The faculty of preliminary training are encouraged to use learning as a discovery, that is, a class of heuristic nature. The experience of distance learning as a form of correspondence courses, effectively for the long-term educational institutions. The advantages of integrative and modular technology over conventional forms and methods of education. Thus, the increased importance of pre-university education, which has established itself as an effective form of training, are conditions of selection for entrance to university. In addition, pre-university training to effectively impact on the educational process of students, young people develop values orientation, norms and rules of conduct.

SPETSIAN L.M., Cand. of Ekon. Sh, Associate Professor

Head of the Department of Pre-University Education and the Russian Language as a Foreign Educational Establishment

Belarusian State Academy of Telecommunications, Minsk, Republic of Belarus

MODERN APPROACH TO UPDATING PRE-UNIVERSITY EDUCATION

The article discusses the features of pre-university education in the Republic of Belarus. Particular attention is paid to the quality of educational services, the importance of the relationship middle school education and training courses at the Faculty of Pre-University Training. The necessity of increasing the role of pre-university education in modern society.

Keywords: innovation, competitiveness, new technologies, quality of education, e-learning resources, adaptation to training, distance learning, competence-based approach.

References

1. Zhuravkov M. Belaruskaya Dumka, 2016, no 2, рр. 3-11.

2. Specian L.M. Modern scientific research and innovation, no 3, 2016. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65222 (accessed 10.03.2016).

Received 9 September 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.