ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 61:378.4:377.5]:001.895 «313» (470.44) (045) Оригинальная статья
инновации и ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СГМУ
В. М. Попков — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ректор, заведующий кафедрой урологии, кандидат медицинских наук; А. А. Протопопов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, проректор, профессор кафедры факультетской педиатрии, доктор медицинских наук; Л. М. Федорова — ГБОУ ВПО Саратовский гМу им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, декан факультета довузовского образования, доцент кафедры патологической анатомии, кандидат социологических наук; Е. В. Наумова — ГБОУ ВПО Саратовский гМу им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры русской и классической филологии, кандидат филологических наук.
INNOVATION AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATION AT SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY
V. M. Popkov — Rector of Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Urology, Candidate of Medical Science; A.A. Protopopov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Vice-rector, Department of Faculty Pediatrics, Professor, Doctor of Medical Science; L. M. Fedorova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Pathological Anatomy, Assistant Professor, Candidate of Social Science; E. V. Naumova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Russian and Classical Philology, Assistant Professor, Candidate of Philological Science.
Дата поступления — 30.06.2011 г. Дата принятия в печать — 07.09.2011 г.
Попков В.М., Протопопов А.А., Федорова Л.М., Наумова Е.В. Инновации и перспективы развития довузовского образования СГМУ // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 3. С. 727-730.
Рассматриваются инновационные методы, применяемые в системе довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского и направленные на решение программы модернизации современного образования: компетентностный подход и его составляющие — проблемное обучение и адаптивная система обучения, эвристическое обучение, личностный подход к обучению, информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, интегративно-модульная технология.
Ключевые слова: инновационные методы, компетентностный подход, довузовское образование.
Popkov V. M, Protopopov A. A., Fedorova L.M, Naumova E. V. innovation and development prospects of pre-university education of Saratov State Medical University // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 3. P. 727-730.
The article considers innovative methods used in the pre-university education at Saratov State Medical University and directed to the modernization of educational program. It points out that competence-based approach includes the following components — problem teaching and adaptive system, heuristic teaching, personal approach to teaching, computerization, distant education technologies and integration-module technology.
Key words: innovative methods, competence-based approach, pre-university education.
В современных условиях становления новой российской государственности и демократического гражданского общества решающим условием формирования системы современных социально значимых ценностей становится национальная образовательная стратегия. «Выполняя сегодня программы модернизации здравоохранения и образования, мы должны понимать, что кадровое обеспечение, качественная, целенаправленная подготовка специалиста — задача историческая!» — подчеркнул в своем докладе ректор Первого Московского государственного медицинского университета, член-корреспондент РАМН, профессор П. В. Глыбочко, открывая II Общероссийскую конференцию с международным участием «Медицинское образование — 2011». Довузовский этап образования выступает как важный составляющий элемент реализации национальной образовательной стратегии стратегии. «Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности», — сказал в своей речи
Ответственный автор — Наумова Елена Владимировна. Адрес: 410009, г. Саратов, ул. Луговая, 110/112, кв. 72. Тел.: 26 29 39.
E-mail: [email protected]
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая перед Федеральным Собранием.
Довузовское образование Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского существует более 20 лет. Именно СГМУ был в числе первых вузов России, в которых появилась уникальная система довузовского образования, и первым в поволжском регионе. За это время накоплен богатый опыт профильной довузовской подготовки будущих абитуриентов. Довузовское профильное образование само по себе стало инновацией и уже зарекомендовало себя как самая эффективная и качественная форма подготовки будущих специалистов к поступлению и дальнейшему обучению в вузе. Достаточно высок и практически стабилен процент поступления выпускников факультета в наш университет. В среднем он составляет 85%, а для категории слушателей, имеющих сертификат ФДО, — 95%.
Основная цель системы профильного довузовского образования — подготовка всесторонне образованного и конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем студента, способного и умеющего учиться, испытывающего постоянную потребность в развитии своих способностей, прежде всего аналитического мышления. Довузовский этап образования дает возможность будущим абитуриентам не только реально оценить исходный уровень знаний, познакомиться с требованиями, предъявляемыми на вступительных испытаниях в вуз и предельно эффективно и в сжа-
тые сроки повторить школьный курс, но и систематизировать накопленные знания, получить углубленные знания по профильным предметам, в том числе и по разделам, слабо освещенным в школьном курсе.
Успешно применяя традиционные методы работы, сформированные за предыдущие годы, преподаватели факультета довузовского образования должны включать в свою деятельность новые, передовые методики и технологии. Совершенствование учебного процесса не может быть эффективным без внедрения новых методов и приемов работы, тем более что в современное образовательное пространство буквально хлынул глобальный поток инновационных технологий.
Под инновациями в современном образовательном пространстве понимаются нововведения, ставшие системными. Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу еще не делает ее инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью [1].
На факультете довузовского образования СГМУак-тивно и широко применяются различные инновационные образовательные технологии: компетентностный подход и его составляющие — проблемное обучение и адаптивная система обучения, эвристическое обучение, личностный подход к обучению, информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, интегративно-модульная технология.
В Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы, которая заключается в формировании целостной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Согласно этой концепции изменяются требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом становится не «обученность», а «образованность» человека.
Компетентностный подход в обучении определен как альтернатива знание-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Последний заключается в «наращивании объема» знаний и может также трактоваться как энциклопедический. Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро сориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени. Компетентностный же подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации. Компетентностный подход — внепредметный, он не реализуется в полной мере только в рамках одного предмета. Поэтому обучение ключевым компетенциям осуществляется по нескольким направлениям:
1. Обучение компетенции как самостоятельному (личностному) качеству. Такое обучение целесообразно проводить на интенсивных подготовительных курсах и во время выездных занятий, не продолжительных по времени. Именно преподаватели вуза, которые в совершенстве владеют такой методикой и не скованы школьной системой преподавания, способны вырабатывать у учащегося привычку думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.
2. Введение ключевых компетенций в предметы. В этом подходе компетенции рассматриваются как
необходимые компоненты результатов обучения. Интеграция ключевых компетенций в программу дисциплины позволяет учащемуся овладеть и предметными (специальными, профессиональными), и ключевыми компетенциями за один период времени.
Компетентностный подход, с успехом применяемый преподавателями факультета довузовского образования СГМУ, позволяет разнообразить формы проведения занятий, используя упражнения по ключевым компетенциям для активизации деятельности учащихся. В результате такого обучения преподаватель получает более высокий результат своего труда — компетентного учащегося; а учащийся — опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития. Для формирования ключевых компетенций преподаватели медицинских классов и подготовительных курсов выбирают такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных образовательных технологий как ведущую технологию факультет довузовского образования выбрал исследовательскую. Данная технология, как никакая другая, способствует формированию практически всех важнейших ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.
Исследовательская деятельность на факультете довузовского образования имеет уже свои традиции, историю и активно развивается на современном этапе. Огромной популярностью у лицеистов и всех учащихся системы ФДО пользуется секция «Лицеист», традиционно проводимая в рамках ежегодной научно-практической конференции студентов и молодых ученых СГМУ
Компетентностный подход предполагает технологию на основе активизации деятельности учащихся — проблемное обучение и технологию на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса — адаптивную систему обучения (АСО). В процессе решения проблемных ситуаций учащиеся выполняют ряд специфических действий: формулируют проблему, выдвигают гипотезы по ее решению, отбирают среди них нужную, планируют свою деятельность, реализуют план, проверяют гипотезу, проверяют и исследуют полученные результаты. Для этого требуется уметь сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, выделять главное. Действия, осуществляемые учащимися в этом случае, носят творческий, исследовательский характер. Подобные действия важно совершенствовать, ведь будущему врачу необходимо уметь находить выход из разных ситуаций, часто проблемных.
Одной из инновационных технологий, применяемых преподавателями факультета довузовского образования, является эвристическое обучение («обучение как открытие»). Эвристическое обучение ставит целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические — открытые задания. Такие задания не имеют однозначных «правильных» ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Подобные приемы обучения
широко применяются как на занятиях в медицинских классах и на подготовительных курсах, так и во время выездных цикловых занятий, которые проводят преподаватели медуниверситета в областных общеобразовательных учреждениях. Особенно важны эвристические методы в группах, где собираются незнакомые друг другу учащиеся на короткий срок, и преподавателю необходимо создать доверительную атмосферу, чтобы каждый оказался способен открыть наиболее значимое для себя. Эвристическое обучение широко используется на подготовительных курсах различных сроков обучения.
Тесно связан с эвристическим обучением личностный подход к образованию, учитывающий индивидуальные особенности, личные цели и уровень развития ученика. Одна из целей модернизации отечественного образования на современном этапе — реализация личностного смысла, жизненной значимости образования, деятельностного компонента. Личностный подход предполагает ориентацию на индивидуальную образовательную траекторию учащихся, определяемую на основе их личностных особенностей и социально обусловленных заданностей окружающего мира, в том числе и образовательных норм. Именно личностно-ориентированное образование должно обеспечивать условия для самоопределения и самореализации личности.
Одной из основных задач факультета довузовского образования, важнейшим направлением обеспечения территориальной доступности и повышения качества образования должна стать его информатизация, в частности осуществление разработанной по инициативе Президента РФ программы информатизации всех уровней российского образования. Создание единого информационного пространства на довузовском этапе предполагает не только компьютеризацию образовательных учреждений, но и разработку новых информационных технологий, которые рассматриваются как инструмент достижения целей довузовского обучения, как одно из главных условий для творческого развития и успешной социализации личности учащегося.
Введение дистанционного обучения служит, с одной стороны, новой формой заочных курсов, а с другой — современным эффективным элементом обучения в медицинских классах отдаленных общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с СГМУ Введение его в полном объеме с чтением лекций в режиме on line и проведением интерактивных занятий запланировано осуществить на базе гимназии № 1 г. Балашова, которая будет своеобразной экспериментальной площадкой для выработки механизма реализации дистанционных технологий в качестве инструмента обучения и контроля. В Медицинском лицее СГМУ разработана и проводится межрегиональная дистанционная олимпиада по биологии для учащихся 8—11 -х классов.
Повышение качества и эффективности подготовки абитуриентов на подготовительных курсах, где необходимо в сжатые сроки получить углубленную подготовку по предметам вступительных испытаний, подразумевает дальнейшее последовательное использование наиболее эффективных технологий обучения, которые должны предусматривать: 1) четкую схему процесса преподавания с ориентацией на структуру материала, разбитого на определенные этапы (модули); 2) проблемный подход к содержанию заданий, разработку и последовательное использование алгоритмов ситуаций и каждого из этапов
процесса передачи учебной информации; 3) непрерывное творческое развитие, повышение активности учащихся.
Проанализировав возможности различных инновационных технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения — для реализации поставленной цели, мы остановились на интегративно-модульной технологии, теоретической основой которой является общенаучная методология интегративных процессов, а также использование модульного подхода в формировании ключевых компетенций у учащихся. На наш взгляд, интегративно-модульная технология является наиболее эффективной и обладает целым рядом преимуществ перед традиционными методами и формами обучения. Во-первых, за короткий промежуток времени она позволяет повторить и систематизировать школьную программу по предмету. Во-вторых, именно на интегрированных занятиях будущие абитуриенты имеют возможность получения глубоких и прочных знаний. Они учатся осмысливать прочитанное, анализировать, делать выводы. В-третьих, именно на интегрированном уровне развивается мышление, формируется способность целостного восприятия информационной картины мира.
Базовым учебным заведением факультета довузовского образования является Медицинский лицей, который был открыт 21 апреля 2003 г. по решению ученого совета и по инициативе ректора СГМУ, доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспонден-та РАМН Петра Витальевича Глыбочко. С 2008 г. лицей стал первым инновационным образовательным учреждением региона, входящим как структурное подразделение в состав высшего учебного заведения и предоставляющим среднее образование. Именно в лицее в первую очередь апробируются и вводятся в учебный процессновые образовательные технологии, создаются условия для поддержки и раскрытия наиболее одаренных, талантливых детей. При отборе в лицей применяется технология компьютерного тестирования, которая была впервые опробована среди образовательных учреждений Саратовской области в 2007 г. и одобрена министерством образования Саратовской области и городским комитетом по образованию. Ежегодно более 95% лицеистов поступают в наш университет. Сегодня каждый второй лицеист занимается своим проектом, творческой или научной работой. На период с 2010 по 2012 г. предусмотрено дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса: освоение новых педагогических технологий для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, введение дополнительных образовательных программ (пользователь сети Интернет, дизайн, графика, создание веб-страниц), пси-холого-педагогического сопровождения, повышение квалификации преподавателей, развитие методической и материальной базы, создание условий для работы лицея как школы полного дня. В перспективе развития образовательной среды лицея: а) широкое использование новых электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и пособий в процессе обучения, в том числе дистанционного; б) внедрение в практику работы электронных дневников и журналов; в) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг; г) создание ресурсов и программ как для одаренных детей, так и для учащихся, имеющих пробелы в знаниях; д) организация повышения квалификации педагогов-предметников, в том числе и в области использования ИКТ (информа-
ционно-коммуникационных технологий); е) создание современной модели успешной социализации детей, а также модели формирования культуры безопасного образа жизни; ж) развитие системы психолого-педа-гогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
В работу факультета довузовского образования активно внедряется система менеджмента качества образования. Переработана документированная процедура «Довузовская подготовка», описаны процессы довузовского образования, разработаны блок-схемы «Довузовская подготовка» и «Разработка учебно-тематических планов». Пользуясь терминологией системы менеджмента качества образования, мы определили индикаторы качества деятельности факультета довузовского образования, или контрольные точки, определяющие эффективность работы ФДО. Такими контрольными точками для нас являются количество обучающихся в Медицинском лицее, в медицинских классах и на подготовительных курсах, итоги рейтинговых контрольных испытаний, а самое главное — количество поступивших в медуниверси-тет. На основании контрольных точек составляется план работы, намечаются мероприятия, отслеживается динамика работы факультета, составляется унифицированный ежегодный отчет.
В условиях введения единых государственных экзаменов по профильным предметам и учета их в качестве вступительных испытаний в вузы роль профильного образования не только не снижается, а скорее возрастает, поскольку довузовская система образования уже зарекомендовала себя как самая эффективная и качественная форма подготовки не только к поступлению, но, главное, к обучению в университете. И сейчас особенно остро стоит проблема качества знаний абитуриента. Средние общеобразовательные учреждения ограничены рамками школьной программы и видят свою задачу прежде всего в подготовке к сдаче единых государственных экзаменов, и в этой связи возрастает роль университетских преподавателей, тонко и глубоко владеющих предметом и способных подготовить учащихся не только к сдаче единых государственных экзаменов, а, что важнее всего, адаптировать их к дальнейшему обучению в медицинском университете.
В настоящее время в системе довузовского образования обучается 1089 человек. Среди них в восьмых классах 39, в девятых 138, в десятых 310, в одиннадцатых 470, на подготовительных курсах 102 человека. Количественные показатели говорят сами за себя. Желающих поступить в медицинский университет много, и необходимо создать условия для адекватного отбора и подготовки к поступлению и обучению в вузе, а это можно сделать только с помощью довузовской системы образования, которая зарекомендовала себя как разумная и эффективная форма подготовки будущих абитуриентов и прочно
заняла позиции фундамента, базиса профессионального образования.
Все инновации современной системы довузовского образования будут неэффективными без реализации едва ли не самого приоритетного направления работы — воспитания будущих специалистов. Воспитание личности будущего врача — одна из важнейших задач системы довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского [2].
Одной из традиционных форм воспитательной и профориентационной работы на факультете довузовского образования стали презентации факультетов университета, встречи с деканами факультетов и профессорско-преподавательским составом СГМУ Эти встречи не только позволяют учащимся определиться с выбором будущей специальности, но и формируют заинтересованность в получении знаний, ощущение сопричастности медицине как творческой профессии. Для учащихся проводятся творческие конкурсы «История длиною в век» и «Самая гуманная профессия», экскурсии в анатомический музей и музей истории СГМУ, в университетские клиники. Факультетом регулярно проводятся встречи с абитуриентами в различных районных центрах Саратовской области, выпускниками медицинских училищ и колледжей городов Саратова, Энгельса, Аткарска, Вольска, Балашова, Балакова, Маркса, Кузнецка. Дни открытых дверей проводятся в разных городах страны и области.
Перспективы развития факультета распространяются не только на его техническую базу, но и на учебно-методические технологии, направленные на всестороннее гармоничное развитие личности. В перспективе на факультете довузовского образования предполагается расширение применения возможностей телекоммуникаций и ресурсов Интернета в учебном процессе, организация участия учащихся и преподавателей в дистанционных курсах, олимпиадах, проектах, конференциях, педагогических семинарах, конкурсах-школах педагогического мастерства.
Библиографический список
1. Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сб. науч. тр./под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 300 с.
2. Глыбочко П. В., Свистунов А. А., Федорова Л. М., Е. В. Наумова. Завтра начинается сегодня: довузовское обучение как основа высшего профессионального образования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2007. Т. 3, № 1. С. 5-7.
References
1. Smysly i celi obrazovanija: innovacionnyj aspekt: sb. nauch. tr./pod red. A. V. Hutorskogo. M.: Nauchno-vnedrencheskoe predprijatie «INJeK», 2007. 300 s.
2. Glybochko P. V., Svistunov A.A., Fedorova L. M., E. V. Naumova. Zavtra nachinaetsja segodnja: dovuzovskoe obuchenie kak osnova vysshego professional'nogo obrazovanija // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2007. T 3, № 1. S. 5-7.
УДК 612.76.:612.821.2: [378.661:614.23.254]:37.037:001.8 (045) Оригинальная статья
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА
В. И. Павлов — ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, кафедра физического воспитания, доцент, кандидат педагогических наук.
STUDY OF MOTOR MEMORY IN FORMATION OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSLCAL
CULTURE OF DOCTOR’S PERSONALITY
V.I. Pavlov, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Physical Training, Assistant Professor, Сandidate of Redagogical Science.