СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОМ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
ЖУМАДИРОВА НУРСУЛУ БЕКМУХАНБЕТОВНА
Педагог специальной организации образования, КГУ «Специальная школа-интернат №3», Павлодарская область
Аннотация. В статье характеризуется понятие «социальная адаптация». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются особенности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта в образовательной среде. Анализируется влияние образовательной среды и родителей на успешную социальную адаптацию детей с нарушениями интеллекта. Представлены принципы обучения и социализации разработанные на основе современных представлений о развитии детей с учетом специфических особенностей.
Ключевые слова: семья, дети с нарушениями интеллекта, жизненные навыки, социальная адаптация
Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей, требующих специализированных образовательных программ. Эффективная социальная адаптация в школе представляет собой важное условие для последующей успешной социализации детей с нарушениями интеллекта [1].
Социальной адаптацией называется активное приспособление человека к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. Как известно, человек и общество неразрывно связаны между собой. Человек не может полноценно существовать без общества.
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта происходить не так как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. Проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, подготовка их к самостоятельной жизни всегда актуальна.
По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные методы решения традиционных задач.
Проблема социальной адаптации на данном этапе развития современного общества представляется весьма актуальной. Она многогранная и рассматривается в литературных источниках с многих точек зрения: медицинской, психологической, социальной и так далее. Вопросы, связанные с проблемой шциальной адаптации, изучаются в разных аспектах: определение феномена социальной адаптации [2—4]; анализ основных сторон социальной адаптации [5—8]. В литературных источниках ряд авторов, рассматривая проблему адаптации, дают ей неоднозначное толкование.
Понятие «адаптация» в философских работах Г.М. Андреевой, И.А. Милославовой, Б.П. Парыгина определяется как явление социально-психологическое [2, 3, 7].
Автор одного из наиболее полных и фундаментальных современных трудов по теории социально-психологической адаптации личности А.А.Налчаджян, характеризуя сложность проблемы, отмечает, что «... многие частные вопросы проблемы социально-психической адаптации, касающиеся отдельных адаптивных механизмов, еще не решены — у нас даже нет уверенности в том, что основные личностные адаптивные механизмы уже известны науке...» [5].
Несмотря на наличие многих нерешенных вопросов, автором осуществлена серьезная и продуктивная попытка систематизации разнообразных теоретических взглядов на эту
проблему. Понятие «адаптация» определяется как социально-психологический процесс, когда «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности...» [5, с. 18].
Гораздо шире определение социальной адаптации дает Т. Шибутани, считая, что социализация является формой адаптации [4].
Из теории предметной деятельности человека, представленной в работах Л.С. Выготского [1] и А.Н. Леонтьева [9], следует, что адаптация, как и воспитание личности, должна являться деятельностным процессом. Несмотря на различные подходы к этой проблеме, все авторы единодушно сходятся в том, что каждая из адаптаций характеризуется широкой системой социально-психологических механизмов, как с непосредственным, так и опосредованным контактированием личности в процессе деятельности, общения, познания.
Социально-психологическую адаптированность личности, по определению И.А. Koробейникова [10], можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социо-генные потребности.
Социальная адаптация определяется И.А. Милославовой [3] как один из механизмов социализации. Социализация и адаптация, выражая взаимоотношения индивида и общества, раскрывают различные стороны взаимодействия. Социализация в онтогенезе раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация — активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия, следует помнить, что как явления, выражающие процесс взаимодействия общества и личности, они взаимосвязаны и тесно пе- реплетаются.
Социализация включает в себя сложные процессы передачи и усвоения человеком социальных норм, принципов поведения, ценностей. Она создает возможность отдельному человеку быть гражданином определенного общества, а социальная адаптация способствует реализации этих возможностей. В процессе социальной адаптации происходит согласование норм, ценностей отдельного человека с ценностями той социальной группы, в которую он входит. Прежде чем говорить о согласованности требований, норм, знаний, необходимо, чтобы личность обладала определенными ценностями, которые приобретаются в процессе социализации. И чем богаче социальный опыт, тем больше оснований для успешного осуществления процесса адаптации.
Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии ставит перед родителями ряд сложных проблем. Это событие меняет их взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они помогают и заботятся о своих детях, желают им самого лучшего; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребёнка как социально непригодного, не имеющего никакой социальной ценности.
Семьи, воспитывающие детей с интеллектуальными отклонениями, характеризуются определенными признаками:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;
• личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;
• семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
• социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении;
• родители стараются скрыть факт нарушения развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.
Большинство родителей не могут ввести ребенка с особыми потребностями в мир социальной действительности.
Теснейшую связь процессов социализации и социальной адаптации подчеркивает в своей работе И.А. Коробейников [10], что определяется наличием единого интегрирующего их объекта — личностью ребенка. Усвоение социального опыта, под которым автором подразумевается, прежде всего, опыт, приобретаемый в структуре межличностных отношений, происходит на основе социально-психической адаптации как сложнейшего механизма формирования модуса социального поведения. Особенности структуры социально-психической адаптации ребенка, раскрываемые через его личностные и поведенческие характеристики и преломляемые сквозь совокупность внутренних и внешних условий его развития, по мнению автора, могут рассматриваться в качестве механизма, презентирующего качественные характеристики социализации [
Воспитательные и социальные цели обучения, развитие адаптивных навыков, являются важнейшими в содержании образования детей с нарушениями интеллекта. Особенности познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняют их социальную адаптацию. Таким детям необходимо регулярно напоминать правила поведения в различных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению задания, не анализируя условия, не подбирая средства для достижения цели, не составляя плана. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом, моделью. У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным.
Общие принципы обучения и социализации разработаны на основе современных представлений о развитии детей с учетом специфических особенностей, присущих этим детям:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
- снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
- необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
- низкий уровень обобщения;
- утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
- трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученной;
- сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипные заученные повторяемые многократно действия;
- трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;
- нарушение планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления, необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для целостного образа (зрения, слух, тактильная чувствительность)
Наилучшие результаты дает зрительно - телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
10].
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с интеллектуальной недостаточностью обладают различным исходным уровнем и темпом развития.
Учитывая все особенности развития детей с нарушениями интеллекта при обучении и социализации необходимо использовать и опираться на:
- наглядно-действенное мышление как базу для перехода к наглядно- образному и логическому мышлению;
- чувственный опыт ребенка и предметность мышления.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Ребенок с нарушением интеллекта плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия происходит медленно, с большим трудом.
Коррекционная работа по социально-личностному развитию направленна, прежде всего, на формирование у ребенка образа-Я, Я- сознания, открытие сверстника, восприятие его на положительной основе и обучение способом взаимодействия, развитие деловой, вне ситуативно-личностной и вне ситуативно-познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений; развитие способности отражать эти отношения в перечисленных видах деятельности, развитие произвольности программирования и контроля.
Для детей с особенностями в развитии есть сеть учреждений системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, предназначение которых помочь овладению необходимыми для интеграции в общество трудовыми и социальными навыками.
Особенности познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта затрудняют их социальную адаптацию. Таким детям необходимо регулярно напоминать правила поведения в различных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению задания, не анализируя условия, не подбирая средства для достижения цели, не составляя плана. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом, моделью.
В школе, в процессе коррекционной и воспитательной работы, возможна социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями: адаптация их к социальной среде, к меняющемуся социальному окружению.
Расширение социального и бытового опыта, применение знаний и умений в жизни является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
- формирование социального поведения; коммуникативных умений: установление и расширение социальных контактов, соблюдение правил приличия, умение правильно общаться, обращаться к окружающим за помощью;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- развитие навыков самообслуживания;
- соблюдение правил личной гигиены;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный труд;
- эмоциональное развитие, положительное отношение к себе и окружающим;
- развитие умения занять себя в свободное время;
- развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности;
- укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка.
Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребёнка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с нарушением интеллекта, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего, материнского) поведения.
Фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов. Педагогическая система, создаваемая для детей, должна решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки, так и вопросы его социализации. Главный принцип в воспитании этих детей - формирование у них привычек. Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Воспитание ребенка требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности. Немалую роль в формировании умения управлять своим поведением играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.
Эмоции детей с нарушением интеллекта крайне не зрелы, что чаще всего становится причиной их неправильного поведения. Родители должны, насколько возможно, предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно с педагогами вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций. Взрослые должны вносить в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.
Роль родителей в социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта заключается в следующем:
1. Создание благоприятной обстановки дома. От этого зависит, насколько эмоционально устойчивым будет ребенок.
2. Быть примером для подражания. Родители должны стремиться к тому, чтобы их дети отличались хорошим поведением, позитивным отношением к учебе и уважением к учителям.
3. Защищать детей от нездорового поведения и жестоких примеров для подражания. Дети будут вести себя в соответствии с примерами, которые они наблюдают.
4. Поддерживайте контакт с социальным окружением. Важно, чтобы семья не замыкалась на собственной ситуации, дистанцировалась от ребенка и обеспечивала ему возможность чувствовать себя полноценным членом общества.
5. Единство и последовательность всех требований к ребенку. Скоординированные воздействия и единый подход помогают быстрее сформировать у ребенка навыки, умения и социально приемлемое поведение.
6. Наблюдение за развитием ребенка. Это позволяет своевременно обратить внимание на особенности ребенка и проконсультироваться со специалистами.
7. Необходима соответствующая поддержка со стороны семьи и учителей, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими в связи с инвалидностью.
Таким образом, для организации адекватного воспитания и обучения детей, имеющих интеллектуальные проблемы, с целью достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой, комплексной работы специалистов и педагогов. Обязательно участие в этом процессе родителей ребенка. Родители должны знать об особенностях своего ребёнка. Знание особенностей психики умственно отсталого ребёнка позволяет выбрать оптимальный тип воспитания и осознать значение специального обучения и воспитания в развитии ребёнка. Родители должны отводить важную роль специальному обучению и воспитанию в развитии ребёнка, и сами помогать этому процессу. Родители должны активно взаимодействовать со специалистами и педагогами, не отвергая их помощи, а наоборот принимая её.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Н.Н. проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями. Дефектология. 2004. №2-с.27-32
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
3. Милославова И.А. Адаптация как социально- психологической явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Д. Парыгина Л., 1973. С. 111-120.
4. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
5. Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988
6. Ольшанский Д.В. Взросление «Я». М., 1988.
7. Парыгин Б.Д. Сициальная психология как наука. Л., 1967
8. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М., 1962
9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
10. Коробейников И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей. Дефектология. 1995. №6. С. 3-6