Научная статья на тему 'Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формировании социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта'

Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формировании социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
239
72
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPUTER GAME / CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна, Сайфутдиярова Елена Фаварисовна

В статье представлен анализ современного состояния проблемы разработки компьютерных обучающих и развивающих игр для детей. Особое внимание авторы статьи уделяют применению компьютерных технологий в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья формированию социальных компетенций как условия адаптации их в социальную среду и успешно функционирования в ней. Дается характеристика разработанной авторами компьютерной игры с применением технологии Flash по формированию социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта. Результаты апробации компьютерной игры «Вижу. Чувствую. Рассуждаю» нашли статистическое подтверждение эффективности ее применения в целях формирования социальной компетентности у младших школьников с нарушениями интеллекта. Результаты исследования позволили обнаружить значимые сдвиги по трем показателям «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке», «Способность определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» и «Способность осознавать школьную жизнь, фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение». Таким образом, включение компьютерных игр, построенных с применением технологии

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна, Сайфутдиярова Елена Фаварисовна,

Flash эффективно в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта и способствуют формированию у них социальной компетентности.The article deals with the analysis of present situation in the issue of designing educational and developmental video games for children. Special attention by the authors is given to the use of computer technologies for socialization of children with disabilities acquiring social competence as a condition for their adaptation to the social environment and successful operation in it. The article describes a Flash game designed by the authors for children with mental disorders to help them acquire social competence. The results of testing a video game I see. I sense. I think find statistical demonstration in the efficiency of its using to develop social competence of junior schoolchildren with mental disorders. The results of the study allows to reveal significant improvement in the following indicators "Recognition of the emotional state of the characters in the picture story ", "The ability to identify the emotional state of the people in the school situation" and "The ability to realize school life, to fixate a violation of school rules and to correct misbehavior". Thus, including Flash games in the correctional-development process of children with mental disorders proves to be effective as it facilitates the development of their social competence.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формировании социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта»

Использование возможностей компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процессе формировании социальной компетенции у детей с нарушением интеллекта

Фатихова Лидия Фаварисовна доцент, к.п.н., кафедра педагогики, Башкирский государственный университет ул. Заки Валиди, 32, г. Уфа, 450076, (847) 272-63-70 lidiaiunc@mail.ru

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна доцент, к.псх.н., кафедра социальной педагогики и социальной работы,

Башкирский государственный университет (Бирский филиал) ул. Интернациональная, 10, г. Бирск, Республика Башкортостан, 452450,

(84784)40421 saifi@inbox.ru

Аннотация

В статье представлен анализ современного состояния проблемы разработки компьютерных обучающих и развивающих игр для детей. Особое внимание авторы статьи уделяют применению компьютерных технологий в целях социализации детей с ограниченными возможностями здоровья -формированию социальных компетенций как условия адаптации их в социальную среду и успешно функционирования в ней. Дается характеристика разработанной авторами компьютерной игры с применением технологии Flash по формированию социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта. Результаты апробации компьютерной игры «Вижу. Чувствую. Рассуждаю» нашли статистическое подтверждение эффективности ее применения в целях формирования социальной компетентности у младших школьников с нарушениями интеллекта. Результаты исследования позволили обнаружить значимые сдвиги по трем показателям - «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке», «Способность определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» и «Способность осознавать школьную жизнь, фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение». Таким образом, включение компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash эффективно в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями интеллекта и способствуют формированию у них социальной компетентности.

The articlc deals with thc analysis of present situation in thc issue of designing educational and developmental video games for children. Special attention by the authors is given to the use of computer technologies for socialization of children with disabilities - acquiring social competence as a condition for their adaptation to the social environment and successful operation in it. The article describes a Flash game designed by the authors for children with mental disorders to help them acquire social competence. The results of testing a video game I see. I sense. I think find statistical demonstration in the efficiency of its using to develop social competence of junior schoolchildren with mental disorders. The results of the study allows to reveal significant improvement in the following indicators -"Recognition of the emotional state of the characters in the picture story ", "The

ability to identify the emotional state of the people in the school situation" and "The ability to realize school life, to fixate a violation of school rules and to correct misbehavior". Thus, including Flash games in the correctional-development process of children with

mental disorders proves to be effective as it facilitates the development of their social competence.

Ключевые слова

компьютерная игра, дети с нарушением интеллекта, социальная

компетентность, социальные компетенции;

computer game, children with mental disorders, social competence.

Введение

Проблема компьютеризации процесса обучения активно обсуждается практиками и учеными в области педагогики, психологии и информационных технологий еще с 80-х годов XX века. На современном этапе возможности использования компьютерных технологий совершенствуются и входят как в профессиональную, так и повседневную жизнь не только взрослого, но и ребенка [1]. Кроме того компьютерные технологии выступают необходимой составляющей обучения и воспитания детей в образовательных организациях, обеспечивая их эффективное включение в общественную жизнь. Не являются исключением и дети с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день разработано и продолжает разрабатываться огромное количество разнообразных компьютерных игр развлекательного, обучающего и развивающего характера, ведутся споры об их позитивном и негативном воздействии на психическое и физическое развитие ребенка [2-6]. Сторонники позитивного влияния компьютерных игр на развитие детей, считают, что они повышают мотивацию детей к обучению, развивают навыки работы на компьютере, позволяют ребенку чувствовать себя увереннее в современном информационном обществе [7]. Ими разрабатываются компьютерные программы, которые могут использоваться педагогами на занятиях, детьми под руководством родителей или самостоятельно в целях закрепления знаний и умений по определенным учебным дисциплинам [8, 9].

Понятие социальной компетентности и проблема ее формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная компетентность рассматривается как способность индивида включаться в разнообразные социальные среды и успешно функционировать в них, либо как возможность реализации через действия тех знаний, которые позволят продуктивно решить проблемы в различных социальных ситуациях [10-12].

В качестве структурных компонентов социальной компетентности исследователи выделяют понятийно-сущностный (представлен знаниями ролевых требований, предъявляемых обществом к индивиду, общечеловеческих норм и ценностей, представлений о себе как социальном субъекте), мотивационно-мировоззренческий (мотивация на успешное социальное взаимодействие с учетом нравственных норм и ценностей общества), практико-деятельностный (навыки и опыт, обеспечивающие эффективное социальное взаимодействие) и концептуальный

(представлен такими качествами как креативность, толерантность, адаптивность, коммуникабельность и т.п.) компоненты [13].

Теоретический анализ проблемы развития социальной компетентности позволил исследователям также выделить другие ее компоненты: коммуникативную компетентность, состоящую во владении коммуникативными навыками и умениями, направленными на соблюдение культурных норм и ограничений; организационно -лидерскую компетентность, выражающуюся в способности эффективно воздействовать на других; Я-компетентность, включающую рефлексивный и духовный компоненты проявления себя в обществе [14].

Тщательный анализ структурно-содержательных особенностей социальной компетентности детей младшего школьного возраста позволил выделить пять компонентов, которые необходимо формировать у детей данного возраста:

1) социокультурные компетенции общего профиля - владение знаниями и навыками выполнения типичных социальных ролей, системой социальных норм и ценностей;

2) социально-культурно-гендерные компетенции - знания и навыки выполнения мужских и женских обязанностей;

3) социально-информационные компетенции - навыки необходимые для учебной деятельности, связанные с переработкой информации, их анализа и систематизации;

4) социально-здоровьесберегающие компетенции - знание и выполнение правил личной гигиены и безопасности;

5) социально-познавательные компетенции - умение ставить цель и достигать ее, при необходимости прибегая к помощи взрослого [15].

Процесс формирования социальных компетенций особенно актуален для наиболее уязвимой категории детей - детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ имеющихся на сегодняшний день обучающих и развивающих компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что большая часть этих программ направлена на формирование предметных знаний и умений [7, 16, 17]. Следует также отметить, что сложность в создании и применении таких программ для данной категории детей обусловлены необходимостью учета специфики нарушений их развития.

Одной из острых проблем, которая сегодня возникает перед родителями, педагогами и обществом в целом, является проблема социализации детей. Исследователи подчеркивают, что, несмотря на то, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно данный процесс протекает в детстве [18].

Освоение социального опыта состоит в приобретении индивидом навыков общения с другими, умение адекватно оценивать ситуацию при взаимоотношении с ними, учитывая при этом общественные нормы поведения, уметь сопереживать другим, презентовать себя, предвидеть опасные для жизни ситуации и по мере возможности предотвращать их. Современные дети часто не способны разрешить даже самые элементарные социальные действия: им сложно осуществлять «живое», неопосредованное общение со сверстниками, а легче общаться в социальных сетях. Они не способны учитывать интересы партнеров по общению и взаимодействию, игнорируя их или даже подавляя, что, в свою очередь, приводит к конфликту, разрешение которого осуществляется агрессивным путем и т.п. В связи с этим перед педагогами и исследователями встает задача обеспечения безопасной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них таких социальных компетенций, которые позволят им ориентироваться в современной социальной среде и приспособится к условиям жизни в ней.

Характеристика компьютерной игры по формированию социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Анализ научной литературы на предмет изучения степени разработанности проблемы использования компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, показал, что использование психокоррекционных технологий в процессе формирования личности детей с нарушениями развития, в частности, их социальной компетентности -малоизученная область применения компьютерных игр. В то же время, в научной литературе отмечается необходимость развития социальной компетентности как одного из условий успешной социализации детей с нарушениями развития.

Мы поставили задачу выявления возможностей компьютерной игры в формировании социальной компетентности у одной из самых уязвимых в плане социализации категории детей с ограниченными возможностями здоровья - у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Нарушения интеллекта - это одно из наиболее распространенных отклонений в развитии. Для детей с нарушением интеллекта характерна недостаточность в уровне сформированности социальной компетентности.

В качестве целевых для формирования нами было выбрано 2 группы социальных компетентностей - социокультурные компетенции общего профиля и социально-здоровьесберегающие компетенции. Эти социальные компетенции видятся нами как наиболее необходимые для социальной адаптации и доступные для формирования у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида (для детей с умственной отсталостью). В исследовании приняли участие 45 детей 9-10-летнего возраста с заключением психолого-медико-педагогической комиссии F 70 Легкая умственная отсталость.

Первоначально нами были определены теоретико-методологические основы формирования социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта средствами компьютерных игр. Данная работа позволила определить в качестве основополагающих следующие принципы коррекционной работы по формированию социальной компетентности детей с нарушениями развития: учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью младших школьников с нарушением интеллекта, деятельностного подхода, единства сознания и деятельности, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, учета эмоциональной сложности материала.

Нами была разработана компьютерная технология формирования социальной компетентности, предназначенная для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Разработанный комплекс игр был компьютеризирован, т.е. созданы компьютерная анимация и графика в программе Flash, проведено программирование разработанных объектов анимации и графики.

Для создания компьютерных игр были проведены следующие виды работ:

1) создание компьютерной анимации и компьютерной графики для игр: разработка анимированного персонажа и анимированных элементов игр согласно сценарию flash-ролика, создание графической стилизации для анимирования объектов, но не воспрепятствующего зрительному восприятию ребенка с нарушением интеллекта, разработка визуального дизайна проекта и задействованных интерактивных элементов, как в цветовом решении, так и в функциональном,

создание 2D-анимации персонажа и интерактивных элементов для обеспечения лучшего восприятия обучаемым визуального материала;

2) озвучивание анимированного персонажа, вступающего в интерактивное общение с ребенком;

3) программирование проекта, а именно: обеспечение автоматического открытия контейнера 1^^ролика на экран пользователя, разработка схемы дерева ветвления меню приложения и направления переходов с указанием задействованных интерактивных элементов, внедрение скриптов в интерактивные элементы меню (рис. 1, 2).

Старт

Раскрыть на весь экран

Разработчики Заставка

- непрерывный АаБИ-ролик

скрипт

- активный элемент (кнопка), выполняющи й переход

Рис. 1. Блок-схема главного меню и подразделов меню первого уровня

Рис. 2. Блок-схема меню второго уровня

Разработанная компьютерная технология представлена 7 разделами: «Чувства», «Поведение», «Моя семья», «Школа», «Конфликты», «Сказки», «Осторожно: опасность!» (рис. 3).

Рис. 3. Разделы компьютерной технологии

Каждый из разделов включает по 2-3 подраздела по формированию определенной группы компетентностей. Так, раздел «Чувства» включает 2 группы

заданий: «Мои чувства» (направлены на формирование способности к рефлексии, умения понимать и определять собственные чувства) и «Чувства других людей» (формирование компетенций, связанных со способностью вчувствоваться в мир других людей и идентифицировать себя с ними). Раздел «Поведение» представлен 3 группами заданий: «Вычеркни грубые слова», «Найди вежливые слова», «Учись поступать правильно» (формирование компетенций, связанных с усвоением нравственных норм, развитие способности прогнозировать последствия своего поведения и корректировать его). Раздел «Моя семья» также включает 3 группы заданий: «Мои родители», «Мои бабушка и дедушка», «Мои брат и сестра» (формирование готовности организовывать процесс общения с различными субъектами семейного общения исходя из понимания характера взаимоотношений и их иерархии в зависимости от статуса члена семьи). Раздел «Школа» подразделяется на 3 подраздела «Школьные принадлежности» (развитие способности дифференцировать предметы, необходимые для обучения в школе, и предметы, не имеющие прямого отношения к учебной деятельности), «Школа и правильные эмоции» (формирование способности к пониманию школьных ситуаций и готовности к регуляции своих эмоциональных состояний в зависимости от этого понимания), «Школьные правила» (формирование умения подчиняться школьным правилам, способность корректировать свое поведение в связи с данными правилами). Раздел «Конфликты» включает 2 подраздела «Причины конфликта» и «Как мириться и не конфликтовать?» (развитие способности выявлять истинные источники конфликта, готовности предупреждать возможные конфликты и разрешать состоявшиеся конфликты). В раздел «Сказка» включены также 2 раздела: «Что чувствуют герои сказки?» (развитие способности к вчувствованию в мир других людей через сказочных персонажей) и «Чему нас учит сказка?» (формирование готовности к усвоению нравственных норм и развитие способности регулировать свое поведение и социальное взаимодействие). Раздел «Осторожно: опасность!» представлен 3 разделами: «Знаешь ли ты опасные ситуации?», «Как избегать опасности?», «Как вести себя в опасной ситуации?» (развитие способности дифференцировать социально опасные и неопасные ситуации, формирование готовности своим поведением предупреждать опасные ситуации или избегать их и регулировать свое поведение в зависимости от характера опасной ситуации).

Программой предусмотрены быстрые и удобные переходы от одного задания к другому, от одного раздела к другому, выход в основное меню, в подменю (рис. 4), выход на страницу разработчиков (рис. 5), возврат к приветствию спутника (рис. 6).

Ж

(- \>

ЛрВчИКЬ!

"Как мИрРНься И В=

Рис. 4. Подменю раздела «Конфликты»

Рис. 5. Страница разработчиков

Рис. 6. Приветствие спутника Алешки

В зависимости от качества выполненного игрового задания организуется обратная связь - сигнал ребенку о том, что задание выполнено правильно (рис. 7) или неправильно (рис. 8).

Рис. 7. Сигнал ребенку об успешном выполнении игрового задания

Рис. 8. Сигнал ребенку о допущенной ошибке

Программа спроектирована таким образом, чтобы ребенок с нарушением интеллекта быстро освоил правила пользования ею, т.к. она реализуется в течение целого комплекса коррекционно-развивающих занятий. Задания, в которых варианты ответа предложены в письменной форме, при наведении на них курсора озвучиваются (рис. 9).

Рис. 9. Задание «Чему нас учит сказка?», в которой задания представлены в

письменной форме

Такой подход связан с тем, что дети младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с разной степенью успешности овладевают процессом чтения, что провоцирует разную скорость выполнения задания детьми и отражается на организационной стороне занятия. Кроме того, процесс чтения у детей с нарушением интеллекта не всегда носит осмысленный характер, что также может отразиться на качестве выполнения задания.

В наиболее сложные задания компьютерной технологии нами включена обучающая помощь детям. Так, в задании «Как не оказаться в опасной ситуации?» раздела «Осторожно: опасность!» в ответ на неправильно выполненное задание, ребенок получает подсказку (рис. 10-11).

Рис. 10. Задание «Как избегать опасности?» с неправильно выбранном вариантом поведения (ответ № 5)

Рис. 11. Помощь ребенку в виде демонстрации последствий выбранного

варианта поведения

Анализ результатов апробации компьютерной игры

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, а именно:

1) констатирующего этапа исследования, направленного на выявление исходного уровня сформированности социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта;

2) формирующего этапа исследования, связанного с апробацией разработанной технологии коррекционно-развивающей программы с использованием компьютерных игр;

3) контрольного этапа исследования, направленного на выявление уровня сформированности социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта под влиянием внедренной технологии и, в связи с этим, заключение об эффективности (неэффективности) технологии.

В качестве диагностического инструментария использовался комплекс экспериментальных методик:

1) методика «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова), имеющая целью изучение способности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений;

2) методика «Сказка» (Л.Ф. Фатихова), состоящая в выявлении способности ребенка к интерпретации и оценке поступков других, умения идентифицировать себя с другими, прогнозировать ситуацию в зависимости от совершенного поступка;

3) методика «Изучение способности ребенка определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (Л.Ф. Фатихова), направленная на изучение умения ребенка ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации, выявление способности понимать противоречие в состояниях участников и ситуациях, в которых они оказываются, интерпретировать эти состояния исходя из представления о социальной ситуации;

4) методика «Я и школа» (Л.Ф. Фатихова), цель которой - выявление способности осознавать школьную жизнь, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение;

5) методика «Понимание детьми жизненно опасных ситуаций» (Л.Ф. Фатихова, В. Осипова), направленная на изучение способности понимать ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья человека, прогнозировать последствия этих ситуаций.

На формирующем этапе исследования проводилась апробация комплекса коррекционно-развивающих занятий с включением компьютерных игр по формированию социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта. Комплекс включал 15 коррекционно-развивающих занятий. Среди коррекционно-развивающих задач решались следующие:

1) развитие таких умений, составляющих социокультурные компетенции общего профиля, как способность к эмпатии, социальной рефлексии, идентификации, способность интерпретировать и прогнозировать поведение участников общения и взаимодействия, готовность к усвоению нравственных норм, нравственной оценке поступков участников общения и взаимодействия;

2) развитие умений, составляющих социально-здоровьесберегающие компетенции, а именно: развитие способности прогнозировать и избегать опасные ситуации.

Помимо социальных компетенций развивались психические процессы и состояния, прямо не относящиеся к социальной компетентности, но, так или иначе, связанные с ней, а именно:

1) формирование социальной позиции школьника;

2) формирование готовности к предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций;

3) развитие произвольной регуляции поведения в процессе общения и взаимодействия;

4) развитие мотивации к общению.

Данный подход предпринимался в соответствии с одним из основополагающих принципов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития, - принципом системности.

На формирующем этапе исследования группа из 20 детей была поделена на две - экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе коррекционно-развивающие занятия проводились с включением компьютерных игр, а контрольной группе - без такого включения. Такая стратегия позволила выявить влияние разработанной компьютерной технологии на формирование социальной компетентности детей с нарушением интеллекта. Решаемые в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий задачи, как и компьютерные игры, согласно принципу системности коррекционно-развивающего воздействия при работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, также были направлены на формирование социальных компетенций.

После проведения комплекса коррекционно-развивающих занятий было организовано контрольное исследование уровня сформированности социальных компетенций у детей с нарушением интеллекта. Данные констатирующего и контрольного исследования сравнивались с целью выявления сдвига в уровне сформированности социальных компетенций под влиянием внедренной технологии.

Контрольный этап исследования проводился посредством тех же методик диагностического комплекса, состоящего из 5 экспериментальных методик, использованных на констатирующем этапе исследования.

С целью выявления динамики в уровне сформированности социальной компетентности детей с нарушением интеллекта в условиях применения компьютерных игр нами использовался статистический анализ данных с вычислением сдвига (Т-критерия Вилкоксона). Подсчет сдвигов осуществлялся по каждой выборке отдельно для экспериментальной и контрольной групп.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась в статистическом пакете SPSS v10.0 for Windows корпорации StatSoft.

У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта экспериментальной группы значимые сдвиги произошли по трем показателям социальной компетентности - «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке» (Т=2.812; p<0.005), «Способность определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации» (Т=2.055; p<0,04) и «Способность осознавать школьную жизнь, фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение» (Т=2.570; p<0.01), а в контрольной группе по одному показателю - «Распознавание эмоционального состояния персонажей на сюжетной картинке» (Т=1.951; p<0.05). При этом, данный показатель социальной компетентности получил большее развитие у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы, на что указывает более высокий уровень значимости выявленного сдвига в экспериментальной группе.

Заключение

Статистические данные позволяют заключить, что у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта проведение коррекционно-развивающей работы позволило повысить уровень сформированное™ социальной компетентности. В условиях включения в коррекционный процесс разработанного нами комплекса компьютерных игр с использованием технологии Flash дети с нарушением интеллекта стали более эффективно использовать сформированные компетенции по распознаванию эмоциональных состояний, интерпретации и прогнозированию поведения субъектов общения, фиксации нарушения правил школьной жизни и коррекции неправильного поведения.

Результаты статистического анализа показали положительный эффект от использования компьютерных игр в процессе формирования социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта. Таким образом, включение компьютерных игр, построенных с применением технологии Flash, в процесс коррекционно-развивающей работы по формированию социальной компетентности детей с нарушением интеллекта является эффективным и целесообразным. Использование данной технологии возможно в коррекционно-воспитательной работе при решении задач социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект № 12-06-00041).

Литература

1. Васильченко А.Е. Проблемы эмоционального развития дошкольников: детская игра от «Ладушек» до компьютера // Развитие человека в современном мире. -2014. - № У-1 (V). - С. 132-136.

2. Батенова Ю.В. Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - № 29 (246). - С. 12-14.

3. Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. -2008. - №3. - С. 49-61.

4. Сафонова Л.А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития. - 2014. -№ 1. - С. 78-81.

5. Шерстнева О.Е. Влияние виртуальной реальности на формирование личности безопасного типа как педагогическая проблема дошкольного воспитания // Вестник Санкт-Петербурского университета МВД России. - 2009. - №3 (43). -С.183-188.

6. Фомичев В.А., Фомичева О.С. Новые теории и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном обществе // Образовательные технологии и общество. - 2001. - №4 (2). - С. 180-193.

7. Борблик Ю.В., Шабалина О.А. Применение обучающих игр в учебном процессе коррекционных школ VIII вида // Образовательные технологии и общество. -2015, Т. 18. - № 1. - С.427-439.

8. Пушкарева Т.А., Рыбалко О.А. Проектирование электронных образовательных ресурсов для уроков математики в начальных классах (на примере электронного образовательного ресурса «Сказочная математика») // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, №2. - С.568-575.

9. Резник Н.А., Павлов Н.А. Играть, обучаясь или обучаться, играя с помощью электронных средств обучения? // Образовательные технологии и общество. -2009. - Т. 12, № 3. - С. 430-443.

10. Сергеева Н.И. Аудиовизуальные технологии развития социальной компетентности подростков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - №3. -С. 344-350.

11. Король О.Ф. Социальная компетентность государственных служащих и компетентность социального взаимодействия: ключевые подходы к формированию понятий // Новый взгляд. Международный научный вестник. -2014. - № 5. - С.83-91.

12. Дементьева Е.Б. Философский контекст понимания социальной компетентности в образовании // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 5. - С. 164-168.

13. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3, Том II. -С. 14-19.

14. Савина О.О., Смирнова О.М. Проявления социальной компетентности подростков при решении практических задач // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №19. - С.241-246.

15. Коротина Ю.В. Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 12 (92). - С. 143-150.

16. Боброва В.В., Лихачева Е.Н., Калашникова Т.А. Особенности компьютерных учебных программ для подготовки дошкольников с задержкой психического развития к школе по математике и обучению грамоте // Образовательные технологии и общество. - 2013, Т. 16. - № 3. - С. 561-572.

17. Бумаженко Н.И., Швед М.В., Лышко О.П. Экономическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью с применением компьютерных технологий // Весшк Вщебскага дзяржайнага ушверсггэта. - 2013. - № 4 (76). -С. 97-102.

18. Першина Т.В. Формирование социальной компетентности детей и учащейся молодежи как фактор безопасной социализации // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 21-24.