Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ использованием компьютерных
игр
Фатихова Лидия Фаварисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образовния "Башкирский государственный университет", г. Уфа
Ключевые слова:
социально-коммуникативное развитие, компьютерные игры, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт
Аннотация: В статье предлагается описание компьютерной технологии, направленной на социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Компьютерные игры соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и частично позволяют реализовать задачи по духовно-нравственному и развитию и формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, отраженные в Федеральном государственном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья показал, что в отличие от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в него не включена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» [5, 6]. Частично задачи по социально-коммуникативному развитию обучающихся отражены в таких составляющих содержательного раздела Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При разработке этих программ педагоги, несомненно, будут испытывать трудности, связанные с новизной подхода к реализации задач данного типа, и в связи с недостаточностью методического обеспечения данного направления образовательного процесса. Недостаточность методического обеспечения, как показал анализ литературных источников, выражается и в малой представленности информационно-коммуникативных технологий, направленных на социально-коммуникативное развитие воспитанников [1-3]. Учитывая противоречие, возникшее между существующими потребностями образовательной практики в компьютерных технологиях указанной направленности, и недостаточной их представленностью на рынке компьютерной продукции нами была поставлена цель некоторого восполнения этого пробела.
Была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективность которой была экспериментально доказана для следующих категорий детей:
1) дошкольники с системными нарушениями речи (3 уровень речевого развития);
2) младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи;
3) младшие школьники с задержкой психического развития;
4) младшие школьники с легкой умственной отсталостью.
Содержание программы включает как традиционные формы коррекционно-развивающих занятий, так и компьютерные игры, как индивидуальные формы работы, проводимые посредством компьютерных игр, так и групповые формы, реализуемые средствами
коррекционно-развивающих занятий. В процессе использования компьютерных игр у детей формировался когнитивный компонент социально-коммуникативной деятельности, а в процессе коррекционно-развивающих занятий - преимущественно эмоциональный и поведенческий компоненты.
Остановимся подробнее на разработанной компьютерной технологии, представленной компьютерными играми по 7 разделам: «Чувства», «Поведение», «Моя семья», «Школа», «Конфликты», «Сказки», «Осторожно: опасность!»
Каждый из разделов включает по 2-3 подраздела по развитию определенной стороны социально-коммуникативной деятельности. Так, раздел «Чувства» включает 2 группы заданий: «Мои чувства» (направлены на развитие способности к рефлексии, умения определять собственные чувства) и «Чувства других людей» (развитие способности вчувствоваться в мир людей и идентифицировать себя с ними). Раздел «Поведение» представлен 3 группами заданий: «Вычеркни грубые слова», «Найди вежливые слова», «Учись поступать правильно» (формирование нравственных норм, развитие способности прогнозировать последствия своего поведения и корректировать его). Раздел «Моя семья» включает 3 группы заданий: «Мои родители», «Мои бабушка и дедушка», «Мои брат и сестра» (формирование готовности к общению с субъектами семейного общения исходя из понимания характера взаимоотношений и статуса члена семьи). Раздел «Школа» подразделяется на 3 подраздела «Школьные принадлежности» (развитие способности дифференцировать предметы, необходимые для обучения в школе, и предметы, не имеющие прямого отношения к учебной деятельности), «Школа и правильные эмоции» (развитие способности к пониманию школьных ситуаций и регуляции своих эмоциональных состояний в зависимости от этого понимания), «Школьные правила» (формирование умения подчиняться школьным правилам, способность корригировать свое поведение в связи с данными правилами). Раздел «Конфликты» включает 2 подраздела «Причины конфликта» и «Как мириться и не конфликтовать?» (развитие способности выявлять истинные источники конфликта, готовности предупреждать и разрешать конфликты). В раздел «Сказка» включены 2 раздела: «Что чувствуют герои сказки?» (развитие способности к вчувствованию в мир других людей через сказочных персонажей) и «Чему нас учит сказка?» (формирование готовности к усвоению нравственных норм, развитие способности регулировать свое поведение). Раздел «Осторожно: опасность!» представлен 3 разделами: «Знаешь ли ты опасные ситуации?», «Как избегать опасности?», «Как вести себя в опасной ситуации?» (развитие способности дифференцировать опасные и неопасные ситуации, формирование готовности предупреждать опасные ситуации или избегать и разрешать их).
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, а именно:
1) констатирующего этапа, направленного на выявление исходного уровня социально-коммуникативного развития у детей;
2) формирующего этапа, связанного с апробацией разработанной технологии - коррекционно-развивающей программы с использованием компьютерных игр;
3) контрольного этапа, направленного на выявление уровня социально-коммуникативного развития детей под влиянием внедренной технологии и, в связи с этим, заключение об ее эффективности.
В качестве диагностического инструментария использовался комплекс авторских экспериментальных методик направленных на изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний, интерпретации и оценке поступков других, осознанию школьной жизни, фиксации нарушений школьных правил, коррекции неправильного поведения и способности понимать опасные для жизни и здоровья ситуации [4].
Статистические данные критерия Вилкоксона, полученные средствами использования статистического пакета SPSS v10.0 for Windows корпорации StatSoft, позволяют заключить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, как дошкольного, так и младшего школьного возраста, проведение коррекционно-развивающей работы позволило повысить уровень социально-коммуникативного развития. В условиях включения в коррекционный процесс разработанного нами комплекса компьютерных игр дети стали более эффективно
использовать сформированные умения по распознаванию эмоциональных состояний, интерпретации и прогнозированию поведения субъектов общения, фиксации нарушения правил школьной жизни, коррекции неправильного поведения, распознаванию опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Таким образом, использование компьютерных игр в процессе коррекционной работы по социально-коммуникативному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективным. Следовательно, включение данной компьютерной технологии в процесс реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является целесообразным.
Список литературы:
1.Гаркуша Ю. Ф. 2004. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. № 4. С. 22-28.
2.Кукушкина О. И. 2005. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. М., 327 с.
3.Тхоржевская Л. В. 2003. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза: Дис... канд. психол. наук. СПб.
4.Фатихова Л. Ф. 2011. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа, 81 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Дата обращения: 02.02.2016.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf. Дата обращения: 02.02.2016.