Научная статья на тему 'Рассмотрение стадии адаптации в контексте проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта'

Рассмотрение стадии адаптации в контексте проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТАДИЯ АДАПТАЦИИ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / SOCIALIZATION / STAGE OF ADAPTATION / KINDS OF ADAPTATION / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьянчикова И.В., Татьянчиков А.А.

В статье раскрывается актуальность проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта, особенности адаптации, как одной из ее стадий, приводятся взгляды ученых на трактовку адаптации в контексте обозначенной проблемы. Рассматриваются разные виды адаптации, подчеркивается, что адаптация обеспечивается эффективным усвоением личностью социального опыта и соответствующих навыков и умений. Делается акцент на трудности прохождения этого процесса детьми с нарушениями интеллекта и необходимости оказания им грамотной помощи со стороны педагогов в специальном учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Татьянчикова И.В., Татьянчиков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение стадии адаптации в контексте проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта»

Татьянчикова И.В.1, Татьянчиков А.А.2 ©

1Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра технологий коррекционного и инклюзивного образования; 2кандидат психологических наук, кафедра логопедии и специальной психологии, Донбасский государственный педагогический университет,

г. Славянск (Украина)

РАССМОТРЕНИЕ СТАДИИ АДАПТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта, особенности адаптации, как одной из ее стадий, приводятся взгляды ученых на трактовку адаптации в контексте обозначенной проблемы. Рассматриваются разные виды адаптации, подчеркивается, что адаптация обеспечивается эффективным усвоением личностью социального опыта и соответствующих навыков и умений. Делается акцент на трудности прохождения этого процесса детьми с нарушениями интеллекта и необходимости оказания им грамотной помощи со стороны педагогов в специальном учебном заведении.

Ключевые слова: социализация, стадия адаптации, виды адаптации, дети с нарушениями интеллекта, специальное учебное заведение.

Keywords: socialization, stage of adaptation, kinds of adaptation, children with intellectual disabilities, special educational institution.

В современной концепции образования важное место отводится совершенствованию новых подходов, направленных на преодоление проблем у детей, которые нуждаются в специальной помощи. На первый план выходит системная, постепенная и последовательная специальная педагогическая работа, которая обеспечит развитие социальной активности ребенка, воспитание в нем жизнеспособного человека на основе формирования жизненных компетентностей, который будет способен в дальнейшем осуществлять практическую деятельность, находиться в социуме.

В связи с этим особенно актуальной становится психолого-педагогическая проблема обеспечения социализации ребенка и формирование его личности в заведениях образования. Современная школа обязана подготовить ученика к жизни, исходя из его индивидуальных возможностей и перспектив развития. Система педагогических средств должна быть направлена на становление у детей социально адекватных форм самоактуализации с тем, чтобы в дальнейшем они могли освоить жизненное пространство. Данная проблема является наиболее важной для детей с нарушениями умственного развития, процесс социализации которых проходит со значительными трудностями, обусловленными их ограниченными интеллектуальными возможностями. Между тем, от успешности социализации зависит не только самообновление общественных отношений, а и комфортность жизнедеятельности лиц этой категории в новых социальных условиях.

В работах ряда авторов (Н.В. Андреенкова, Г.М. Андреева, В.В.

Городяненко, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко) отмечается, что социализация - это непрерывный процесс, который становится возможным при условии, что личность развивается на основе прохождения нею всех стадий этого процесса. Наблюдаются разные взгляды на определение стадий социализации в зависимости: от возраста, ведущих видов деятельности, основных жизненных циклов. На наш взгляд, наиболее полно стадии

© Татьянчикова И.В., Татьянчиков А.А., 2015 г.

социализации определены у Л.Д. Столяренко [3], которая выделяет следующие стадии: адаптации, индивидуализации, интеграции, трудовую, послетрудовую стадию.

Итак, первичная социализация (или стадия адаптации). Сущность адаптации выражается прежде всего приспособлением к новым условиям существования человека как организма, как носителя психического и социального. В онтогенетическом плане адаптация, как стадия социализации, связана с возрастом от новорожденного до подросткового. На этой стадии происходит активное усвоение ребенком социального опыта, действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами деятельности [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ряде исследований социализация рассматривается именно в контексте проблемы адаптации. Подчеркивается, что социализация индивида - это прежде всего его эффективная адаптация в обществе. Сегодня в науке мы находим большое число определений адаптации: от наиболее общих, имеющих широкое содержание, до узкоспециальных, определяющих процесс адаптации, исходя из особенностей конкретного уровня функционирования организма или системы. Понятие «адаптация» является одним из основных в научном исследовании человека, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность его существования в изменчивых условиях внешней среды. При этом человек постоянно соприкасается как с физической (функционирование всех систем организма), так и социальной средой (свои качества и свойства индивид приобретает только находясь в социуме). В связи с этим раскрытие сути адаптации характеризуется двумя уровнями: в сфере отношений «организм -природная среда» и «организм - социальная среда». Поэтому адаптация рассматривается в биологическом и психологическом (или социальном) аспектах. В зависимости от этого, от уровня функционирования организма человека, выделяют основные виды адаптации: биологическую (физиологическую), психологическую и социальную, которые тесно взаимосвязаны между собой и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Выделяют также производные от основных видов адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую адаптации. На

социальном уровне рассматривается социальная и социально-психологическая адаптация. Согласно концепции личности, социально-психологическая адаптация является первой фазой становления личности (А.В. Петровский).

Следует отметить, что уровень социально-психологической адаптации определяют прежде всего обучение, воспитание и профессионально-трудовая подготовка; социальнопсихологическую адаптацию в процессе своего развития и профессионально-трудового становления проходит каждый человек. Становится очевидным, что полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при условии реализации системного подхода к изучению всех уровней организации: от биологического до психосоциального с учетом их взаимосвязей и взаимовлияния.

Таким образом, содействие адаптации предусматривает в первую очередь обеспечение условий эффективного усвоения индивидом общественного опыта в виде накопленных человечеством знаний и способов действий (навыков и умений).

В условиях специального учебного заведения стадия адаптации соотносится с началом обучения в школе. Этот период один из самых важных и значительных этапов в жизни каждого ученика. Особенно труден он для ребенка с интеллектуальными нарушениями, поскольку меняется его социальная позиция: ребенок приступает к

систематическому обучению, становится членом школьного и классного коллектива, на новый уровень выходит его общение со взрослыми. Именно в школе ученик впервые попадает в новую ситуацию, когда его деятельность начинает социально оцениваться. Младший школьник должен научиться соответствовать установленным для этого возраста определенным нормам не только чтения, письма, счета, но и правилам социального поведения, отношений с окружающими. Все это вызывает у него значительные трудности, причину которых ученик не всегда способен понять, поэтому отвечает на них своеобразными эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, конфликтностью со сверстниками и

педагогами, замкнутостью и отчуждением. И если пробелы в знаниях можно преодолеть, то психологические нарушения, возникающие в этом возрасте, могут иметь стойкий характер и трудно поддаваться коррекции. При этом негативное влияние прошлого опыта, особенно в период адаптации к условиям обучения в школе, формирует определенные стереотипы поведения, что в дальнейшем затрудняет или совсем тормозит процесс социализации ребенка.

Вот почему ребенок в этот ответственный в его жизни период нуждается в существенной помощи как педагогов, так и родителей. Для повышения адаптации детей с интеллектуальными нарушениями необходимо создание в специальном учебном заведении адаптационной среды. то есть такой сферы совместной деятельности учеников, их родителей и педагогов, в которой между ними и образовательными системами начинают действовать определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей, развитие коммуникативных навыков ребенка.

Педагоги должны взять на вооружение коррекционно-развивающую программу обеспечения социализации в границах учебно-воспитательного процесса на всех стадиях социализации, которые проходит ребенок, обучаясь в школе. И прежде всего это касается стадии адаптации, как первой и очень важной ступеньки овладения социальным опытом.

Литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. - 192с.

2. Петровский А.В. О психологии личности. - М.: Знание, 1971. - 64с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 704с.

4. Татьянчиков А. О. Особливост адаптаци молодших шдл^юв до навчання в основнш школi // Вюник 1нституту розвитку дитини. - 2013. - Вип. 27. - С.163 - 169.

5. Татьянчикова 1.В. Корекцшно-розвивальна програма забезпечення сощатзаци дтей з вадами штелектуального розвитку в спещальному навчальному закладк методичш рекомендацп практичним пращвникам спещальних загальноосв^шх шкш. - Слов’янськ: Видавництво Б.1. Маторша, 2014. - 163с.

6. Татьянчикова 1.В. Сощатзащя дтей з порушеннями штелектуального розвитку: монографiя. -Слов’янськ: Видавництво Б.1. Маторша, 2014. - 381с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.