Научная статья на тему 'Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении'

Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТАДИЯ АДАПТАЦИИ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОБЩЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / SOCIALIZATION / THE STAGE ADAPTATION / ADAPTIVE CAPACITY / SOCIAL BEHAVIOR AND COMMUNICATION / ANXIETY / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьянчикова Ирина Владимировна

В статье раскрываются особенности обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в условиях специальной школы. В зависимости от предмета коррекции, то есть от того, что необходимо развивать и исправлять у ребенка, определены цель работы на этой стадии, специальные пути организации педагогического процесса, подбор соответствующих средств и содержания обучения, показатели его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьянчикова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PROVIDING SOCIALIZATION CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES ON STAGE ADAPTATION IN SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes the security features of the socialization of children with intellectual disabilities in the adaptation stage in a special school. Depending on the subject of correction, that is what is necessary to develop and correct the child, determine the purpose of the work at this stage, special ways of organizing the teaching process, the selection of appropriate tools and training content, indicators of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении»

УДК 376-056.36:316.614 (075.8)

МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТАДИИ АДАПТАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

© 2013

И.В. Татьянчикова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий коррекционного и инклюзивного образования, докторант Института специальной педагогики НАПН Украины

Донбасский государственный педагогический университет, Славянск (Украина)

Аннотация: В статье раскрываются особенности обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в условиях специальной школы. В зависимости от предмета коррекции, то есть от того, что необходимо развивать и исправлять у ребенка, определены цель работы на этой стадии, специальные пути организации педагогического процесса, подбор соответствующих средств и содержания обучения, показатели его результативности.

Ключевые слова: социализация, стадия адаптации, адаптационные возможности, социальное поведение и общение, тревожность, агрессивность.

В современной жизни происходят разные изменения: социальные, экономические, политические, обостряющие актуальность проблемы социализации и становления личности ребенка. Особенно остро стоит проблема социализации детей с недостатками развития, прежде всего с интеллектуальными нарушениями, большинство из которых испытывает существенные трудности при вступлении в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, не может адекватно реагировать на потребности общества. Между тем, от успешности социализации зависит комфортность жизнедеятельности лиц с недостатками развития и их возможность самореализации в новых для них социальных условиях.

Проблема социализации детей с нарушениями интеллектуального развития в широком понимании рассматривается в трудах Л. Аксеновой, И. Бгажноковой, Н. Коломинского, А. Коноплевой, Ж. Намазбаевой, В. Синева, О. Хохлиной, Л. Шипициной и др. Однако, обеспечение социализации детей данной категории в специальном учебном заведении, исходя из психологического содержания, сути каждой ее стадий, основных показателей проявления, не было предметом специального обучения. Не находим мы и соответствующих организационно-методических рекомендаций реализации этого процесса, полноты его педагогического обеспечения в специальной школе. В связи с этим, цель данной статьи - рассмотреть содержание и методику обеспечения социализации учащихся с нарушениями интеллектуального развития на первой стадии социализации - адаптации (Л. Столяренко выделяет основные стадии социализации: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию, трудовую, послетрудовую [1]).

Профилактика социальной дезадаптации предусматривает создание условий и реализацию процесса активного приспособления личности к социальной среде через усвоение ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также через оптимизацию отношений личности и группы, их сближения на основе определения общих целей деятельности, вхождения индивида в ролевую структуру коллектива.

Поэтому работу на I стадии социализации мы рассматриваем как систему целенаправленного педагогического влияния на детей на основе использования адекватных приемов, обеспечивающих оптимальные условия для предупреждения социальной дезадаптации и полноценного взаимодействия с социумом.

Задачами этого этапа определены следующие:

- создание условий для успешной адаптации ребенка в специальном учебном заведении;

- обеспечение бесконфликтного существования ребенка в коллективе учеников;

- усвоение ребенком социальных норм и ценностей, выработка на их основе образцов поведения и социальных навыков.

Специальная работа проводилась в рамках воспитательного процесса и предусматривала ее организацию

по двум основным направлениям, определенных по результатам констатирующего этапа исследования, в соответствии с предметом коррекционно-развивающего влияния: формирование у учащихся социальных и нравственных норм, правил поведения и общения; устранение или ослабление показателей тревожности и агрессивности.

В основу реализации поставленных задач была положена разработанная нами коррекционно-развивающая программа, включающая разные воспитательные мероприятия, прежде всего - воспитательные часы, тематика которых предусматривала активизацию, углубление и закрепление знаний учащихся относительно социальных и нравственных норм, формирование умений и навыков социально одобряемого поведения и общения, а также адаптацию в новых, непривычных для них, условиях школы и социального окружения.

Содержание программы соотносилось с определенным нами содержанием социализации на I стадии. При этом особенный акцент делался не только на формировании у учащихся определенной системы знаний, умений и навыков, а и на развитии у них готовности к самоопределению, нравственному выбору в разных сферах социальной жизни и деятельности, то есть мы пытались создать условия, тот фундамент, на котором бы происходило дальнейшее обеспечение становления каждого ребенка (в том числе и на следующих стадиях) как субъекта социализации.

Специальная программа включала соответствующие модули, формирование знаний и умений каждого из них осуществлялось на основании разработанного нами цикла бесед и диспутов. Были предусмотрены также и лекции для родителей учеников. Каждый модуль, кроме бесед, включал специальные занятия, количество которых определялось по необходимости, в зависимости от качества и возможностей усвоения знаний и умений учеников.

Разработанная программа первого направления работы по оптимизации социального поведения и общения представлена в таблице 1.

Следующее направление коррекционно-развиваю-щей работы предусматривало устранение или ослабление показателей тревожности и агрессивности (модули 4, 5).

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство учащихся с интеллектуальными нарушениями находится на высоком уровне как личностной, так и ситуативной тревожности, а также на среднем уровне школьной тревожности, что требует серьезного внимания со стороны педагогов и родителей.

С целью оптимизации социально-психологической адаптации учащихся данной категории осуществлялась коррекционная работа по ослаблению тревожности, как показателя их дезадаптации, проводимой по основным этапам: диагностическому, подготовительному, кор-рекционному. Оказание помощи тревожным ученикам

рассматривалось в трех основных аспектах: повышение самооценки ребенка, обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, выработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Таблица 1 - Программа оптимизации социального поведения и общения учащихся с интеллектуальными нарушениями

№ | Содержание занятия

I. Подготовительный этап

Модуль 1. Я и школа

1.1. Знакомство с детьми. Определение основных трудностей их пребывания в школе и коллективе сверстников. Беседы с педагогами, учениками и их родителями

1.2. Подготовка детей к работе в группе, нацеливание на позитивные результаты, создание доброжелательной атмосферы

13. Установление доверия ученика с педагогом

II. Коррекционный этап

Модуль 2. Правила культуры поведения

2.1. Определение правил культуры поведения. Беседа: :<Я - среди людей»

22. Хорошее и плохое поведение. Сравнение двух норм поведения. Анализ позитивных и негативных сторон поведения. Беседа; «Плохие поступки: как от них избавиться»

23. Ситуации нравственного выбора. Обсуждение проблемных ситуаций

2.4. «Обыгрывание» поведенческих моделей. Беседа: «Культура поведения в коллективе»

2.5. Создание и «обыгрывание» новых социальных ситуаций, моделей поведения. Создание учеником своей модели поведения, адекватной определенной ситуации. Беседа: «Мое поведение»

2.6. Итог и коллективное обсуждение р езультатов занятий

Модуль 3.Правила успешного общения

2.7. Определение правил успешного общения. Беседа: «Культура общения»

2.8. Позитивные и негативные формы общения, их анализ

2.9. Беседа: «Учимся общаться». Умение вести диалог, разговаривать и слушать

2.10. Формирование навыков активного общения.Беседа: «Азбука общения»

2.11. Создание своей модели общения. «Задушевные беседы»

2.12. Итог и коллективное обсуждение р езультатов занятий

Основными задачами коррекционно-развивающей программы были определены следующие:

- снижение тревожности и скованности школьников;

- формирование у учащихся веры в свои силы и возможности;

- расширение возможности учащихся, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков для повышения результативности школьной деятельности и снижение уровня тревожности;

- формирование адекватной самооценки у детей;

- развитие умения контролировать уровень тревожности;

- приобщение родителей учащихся к работе, направленной на ослабление тревожности у своих детей.

Программа ослабления тревожности у школьников представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Программа ослабления тревожности у учащихся с интеллектуальными нарушениями как показателя их дезадаптации

№ Содержание занятия

Модуль 4. Как побороть тревожность

I. Диагностический этап: выявление параметров коррекции

1.1. Знакомство с группой детей, диагностирование уровня тревожности

12. Индивидуальное знакомство с учениками; требующими коррекции. Беседа: «Надо успокоиться»

и. Выявление основных факторов, провоцирующих повышенную тревожность. Беседа: «Надо ли беспокоиться?»

1.4. Подготовка школьников к последующей работе

II. Подготовительный этап: возникновение желания взаимодействовать и сотрудничать

2.1. Знакомство с правилами совместной деятельности в группе

22. Ооучение методам релаксации. Беседы: «Мои страхи», «Что меня беспокоит?»

23. Обучение умению выражать свое состояние дыханием и мимикой

2.4. Обучение умению составлять свой психологический портрет и портрет другого участника группы

III. Коррекционный этап: снижение уровня тревожности

3.1. Обучение умению сосредотачиваться, фиксировать внимание

3 2. Овладение приемамирасслаоления, ^рщррдядз, своими ощущениями н дыханием

33. Обучение умению концентрации внимания и контроля эмоций в реальных ситуациях

3.4. Развитие уверенности в себе, избавление от негативных качеств

3.5. Контроль эффективности коррекционной работы. Повторная диагностика

Обсуждение проблемы тревожности с педагогами и родителями учеников

процессе коррекционно-воспитательной деятельности, направленной, главным образом, на ликвидацию негативных установок поведения школьников, их представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых, позитивных, с целью достижения самореализации детей в коллективе. Это проводилось путем использования определенных приемов: снижения требований к ученикам на период коррекционно-раз-вивающей работы; вовлечения ребенка в коллективные виды деятельности, стимулирования развития его творческого потенциала и самовыражения; организации ситуаций, в которых ребенок может достичь определенных успехов, разработки мер поощрения; демонстрации и разъяснения позитивных образов поведения. При этом главной была определена организация целенаправленного включения школьников в систему деятельности, социально признаваемой и социально одобренной. Такая деятельность побуждает их критически оценивать и пересматривать свое поведение, отношение к себе и к другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, что ведет к снижению проявлений агрессивности. Важную роль в корегировании агрессивного поведения, на наш взгляд, может сыграть постепенный рост позитивных моментов в делах школьников, от чего напрямую зависит темп «затихания» негативных проявлений.

В связи с этим, основными задачами коррекционно-развивающей работы, направленной на снижение агрессии у детей, определены следующие:

- обучение школьников социально принятым способам выражения гнева и проявления реакций на негативную ситуацию в целом;

- обучение детей навыкам саморегуляции, сотрудничества, адекватного проявления своего гнева, правильному выбору форм поведения и общения;

- устранение чересчур эмоционального напряжения, формирование способности осознания собственного эмоционального мира и ощущений других людей;

- развитие позитивной самооценки школьников, представлений о себе, повышения своей уверенности.

Специальная программа предусматривала проведение работы по основным этапам: диагностическому, коррекционному и закрепляющему (использовалась модифицированная и адаптированная к учащимся с нарушениями интеллектуального развития программа Е. Моисеевой [2]).

Программа снижения агрессивности у школьников представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Программа снижения агрессивности у учащихся с интеллектуальными нарушениями как показателя их дезадаптации

Как отмечалось, неадекватность социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями, слабое усвоение ими ценностей и социальных норм общества, провоцирует проявление у них агрессивности - разных по форме и результатам актам негативного поведения. Детская агрессивность - это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний и один из неадекватных способов психической защиты, ведущей к снижению адаптационных возможностей ребенка и затрудняющий процесс его социализации. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что агрессивность у большинства учащихся с нарушениями интеллектуального развития достигает среднего и высокого уровня, что требует соответствующих коррекционно-развивающих усилий со стороны педагогов и родителей.

Повышение адаптационных возможностей учащихся через снижение у них агрессивности осуществлялось в

Содержание занятия

Модуль 5. Предупреждение конфтиктов (какизбавиться от агрессивности)

I. Диагностический этап: выявление параметров коррекции

1.1. Знакомство с группой детей, диагностирование уровня агрессивности

1.2. Индивидуальное знакомство с учениками, требующими коррекции

13. Подготовка школьников к последующей работе

II. Коррекционный этап: снижение уровня агрессивности

2.1. Обучение ребенка руководству своим эмоциональным состоянием. Беседа: «Уйди, злость»

2.2. Обучение навыкам (правилам взаимодействия). Беседа: «Как ты хочешь, чтобы относились к тебе - относись так к другим»

23. Формирование позитивных (конструктивных) форм поведения и общения. Беседа: ((Какулучшить отношения с одноклассниками»

2.4 Устранение чрезмерного эмоционального напряжения при помощи техники релаксации

2.5. Развитие позитивной самооценки

III. Закрепляющий этап: закрепление сформированных навыков

3.1. Закрепление конструктивных форм поведения и общения

Ъ2. Закрепление навыков самоконтроля — владения собой в нестандартных стрессовых ситуациях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЪЗ. Приведение эмоционального состояния в норму посредством творческой деятельности. Контроль эффективности коррекционной работы

Обсуждение проблемы агрессивности с педагогами и родителями учеников

Кроме этого, проблема агрессивности обсуждалась в процессе работы родительского лектория, поскольку довольно часто детская агрессивность зарождается в кругу семьи на примере асоциального поведения взрослых. В связи с этим, коррекционной программой предусмотрено проведение соответствующих лекций, а также родителям была предложена памятка по предупреждению и устранению агрессивности у детей.

Представленные выше мероприятия (специальные упражнения, подвижные игры, релаксационные ком-

плексы и т.д.) проводились не только в процессе воспи- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

тательной работы во внеурочное время, но и в свободное 1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Изд. 3-е,

время, на переменах, давались в качестве домашних за- перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 704 с.

даний для улучшения результатов по снятию общей тре- 2. Мойсеева О.£. Психолот агресивносл пвдлитав.

вожности и агрессивности у школьников. - Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня докт.психол.

Таким образом, только в комплексной работе, на- наук: спец. 19.00.07 - педагопчна та вшова психолопя /

правленной как на повышение успешности обучения О.С.Мойсеева. К., 2011. 37 с.

и поведения учащихся с недостатками развития, так и 3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальна преодоление отдельных негативных проявлений де- ном образовании. М.: Академия, 2001.192 с. задаптации, можно достичь позитивных результатов, 4. Жулковска Т. Социализация людей с ограничен-помочь детям комфортно ощущать себя в школе и ов- ными интеллектуальными возможностями / Московская ладеть социальными нормами в разных сферах жизне- гуманитарно-социальная академия./ А.И.Ковалева деятельности. (пер.). М.: Социум, 2001. 208 с.

Обеспечение социализации детей с интеллектуаль- 5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. посо-

ными нарушениями предполагает также системную бие для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия,

коррекционную работу на последующих ее стадиях: 2006. 304 с.

индивидуализации, интеграции, ранней трудовой под- 6. Татьянчикова I. В. Методичш основи забезпечен-

готовки в специальном учебном заведении, содержание ня соцiалiзацil учшв спещально! школи: курс лекцш з

и методика которой будут рассмотрены в следующих навчально! дисциплши для студенпв дефектолопчних

статьях. факультепв педагопчних ушверситепв. Слов'янськ:

Шдприемець Маторш Б. I., 2013. 204 с.

METHOD OF PROVIDING SOCIALIZATION CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES ON STAGE ADAPTATION IN SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2013

I.V. Tatyanchikova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of technologies correction and inclusive education, doctoral candidate of Institute Special

Pedagogy NAPS of Ukraine.

Donbass State Pedagogical University, Slavyansk (Ukraine)

Annotation: The article describes the security features of the socialization of children with intellectual disabilities in the adaptation stage in a special school. Depending on the subject of correction, that is what is necessary to develop and correct the child, determine the purpose of the work at this stage, special ways of organizing the teaching process, the selection of appropriate tools and training content, indicators of its effectiveness.

Keywords: socialization, the stage adaptation, adaptive capacity, social behavior and communication, anxiety, aggression.

УДК 37 (09): 929:39

ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДОВОСТИ И НАРОДНЫХ ИГРАХ,

СОБРАННЫХ Ф.К. ВОВКОМ (1847-1918)

© 2013

М.Г. Томенко, соискатель кафедры социальной работы и социальной педагогики

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого (Украина)

Аннотация: Осуществлена попытка обобщения идеи украинской свадебной обрядовости в творческом наследии выдающегося отечественного ученого Федора Кондратьевича Вовка (1847-1918 гг.) в контексте формирования здорового образа жизни и репродуктивного здоровья молодежи. Дана характеристика первых двух этапов этого обряда - сватанья и обручения. Подробно проанализированы действия всех участников церемонии. Особенное внимание уделяется ритуалам изготовления венка, свадебного деревца и каравая. Представлена сравнительная характеристика отдельных актов в разных регионах Украины.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; репродуктивное здоровье; свадебная обрядовость; этапы; сватанье; обручение; свадебное деревце; венок; каравай; Ф. Вовк.

Свадебная обрядовость украинцев занимает центральное место в научных исследованиях проблем народной педагогики выдающегося украинского ученого Федора Кондратьевича Вовка (1847-1918 гг.). Свидетельством этого является публикация его работ «Свадбарските обряды на славянские народы» (София,

1890 г.), «Брачный ритуал и обряды в Украине» (Париж,

1891 г.), «Свадебные обряды в Болгарии» (Петербург, 1895 г.). В 1911 г. ученый издает «Программу для собирания сведений о свадебных обрядах у великоруссов и инородцев Восточной Сибири». Отдельный раздел посвящен брачной обрядовости в фундаментальном труде «Этнографические особенности украинского народа».

Из исследований современного ученого О. Франко [7, с. 180] известно, что фундаментальный труд Ф. Вовка «Брачный ритуал и обряды в Украине» был опубликован на французском языке в парижском журнале «L,Anhronologie» в 1891 г. На украинском языке он переиздан в 1928 г. институтом имени М. Драгоманова в Праге, а в Украине впервые издан лишь в 1995 г. Из вступления к этой работе становится понятно, что Федор

Кондратьевич поставил перед собой задачу «облегчить познание этих фактов учеными кругами Западной Европы», считая необходимым ввести данные об украинской свадебной обрядовости в научный оборот. Для этого ученый подает достаточно полный обзор брачного ритуала украинского народа. Он не только представляет собственное видение исторических корней каждого действия в ретроспективе, но и использует сравнительный подход, исходя из древнеиндийского и скандинавского эпоса, публикаций греческих и римских ученых, летописей, фольклора, раритетной и другой литературы разных эпох и народов. Он часто обращается к собранному лично материалу во время этнографических экспедиций по разным регионам Украины и Западной Европы.

Особое внимание Ф. Вовк уделяет трем главным аспектам украинской свадебной обрядовости: сватанью, обручению и свадьбе. Описывая свадебную обрядовость, он актуализирует пережитки древних форм брака и связанную с этим эволюцию брачных ритуалов украинской свадьбы в контексте формирования у молодежи здорового образа жизни и сохранения репродуктивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.