Татьянчикова И.В. ©
Докторант, Институт специальной педагогики НАПН Украины, доцент, кандидат педагогических наук, кафедра технологий коррекционного и инклюзивного образования, Донбасский государственный педагогический университет,
г. Славянск (Украина)
МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТАДИИ ИНТЕГРАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
В статье раскрываются особенности обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии интеграции в условиях специальной школы. В зависимости от предмета коррекции, то есть от того, что необходимо развивать и исправлять у ребенка, определены цель работы на этой стадии, специальные пути организации педагогического процесса, подбор соответствующих средств и содержания обучения, показатели его результативности.
Ключевые слова: социализация, стадия интеграции, психофизические возможности, индивидуальные особенности, способности, социальная роль.
Keywords: socialization, stage of integration, psychophysical capabilities, individual characteristics, abilities, social role.
В условиях современных социально-экономических изменений в обществе обостряется проблема подготовки лиц с нарушениями развития к самостоятельной жизни, что требует наличия у них не только определенных знаний и навыков, но и умений решать жизненные проблемы, адаптироваться к новым условиям, которые определяются жизнью и конкретными обстоятельствами, успешно интегрироваться в разные сферы жизнедеятельности. В связи с этим на первый план выходит психолого-педагогическая проблема социализации ребенка и формирование его личности в учреждениях образования. Особенно значимой является эта проблема для специального образования, относительно детей с особыми потребностями, прежде всего с недостатками умственного развития, поскольку их интеллектуальный потенциал не обеспечивает усвоение и самостоятельное использование широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни.
Актуальность проблемы социализации детей с нарушениями интеллектуального развития подчеркивается в работах Л.И.Аксеновой, Ю.О.Быстровой, И.М.Бгажноковой, Н.Л.Коломинского, И.М.Матющенко, И.Г.Саранчи, Е.П.Синевой, Е.П.Хохлиной,
Л.М.Шипициной и др., которые указывают на необходимость коррекционно-развивающей работы в специальной школе.
Цель данной статьи - рассмотреть содержание и методику обеспечения социализации учащихся с нарушениями интеллектуального развития на третьей стадии социализации -интеграции (Л.Д.Столяренко выделяет основные стадии социализации: адаптацию,
индивидуализацию, интеграцию, трудовую, послетрудовую [...]).
Как показали результаты нашего исследования, большинство учащихся испытывает значительные трудности при организации внеурочного, свободного времени, досуга, выборе разных занятий, адекватном определении своего места в коллективе сверстников в соответствии со своими индивидуальными качествами и исходя из своих способностей и возможностей. Между тем, отсутствие таких навыков нередко становится причиной асоциального поведения, зависимости от вредных привычек, насилия. Культура использования свободного времени, организация содержательного, интересного и полезного досуга, усвоение
© Татьянчикова И.В., 2014 г.
социальных ролей выступают признаком социальной зрелости, формирования и становления личности.
В связи с этим возникает необходимость специальной работы в плане адекватного использования и дальнейшего развития школьниками своих индивидуальных качеств во внеурочное время и при выполнении ними определенных социальных ролей посредством соответствующих коррекционно-педагогических подходов. При этом особенное внимание обращается на позитивный психологический климат в специальном учебном заведении, поскольку только полноценное участие детей в разных аспектах жизни коллектива школы, отсутствие изоляции ребенка способствует преодолению у него чувства неполноценности, воспитанию уверенности в себе и интеграции в разные сферы жизнедеятельности.
Заданиями этого этапа были определены следующие:
1. Ориентировать школьников на разностороннюю деятельность, формировать у них навыки самостоятельной организации своего свободного времени, разных форм досуга, способствовать их активному участию в решении вопросов школьной жизни.
2. Способствовать более глубокому и всестороннему развитию детей, их индивидуальных особенностей; дать возможность каждому ребенку найти свое место по интересам, а также принести определенную пользу коллективу воспитанников школы-интерната.
3. Совершенствовать умения учащихся выполнять разные социальные роли в межличностном взаимодействии на основании адекватного использования своих индивидуально-психологических особенностей и активизации позитивных качеств.
Специальная организация воспитательного процесса на стадии интеграции предусматривала работу по двум основным направлениям, которые были определены приоритетными, в соответствии с предметом коррекционно-развивающего влияния:
- обеспечение адекватного использования и развития психофизических возможностей и индивидуальных особенностей учащихся во внеурочной работе (в свободное время, при организации досуга, во время посещения кружков);
- формирование социально-психологических качеств, необходимых для определения учащимися своего места в коллективе сверстников, их принятия группой на основе адекватного выполнения ними разных социальных ролей.
В основу реализации поставленных задач была положена разработанная нами коррекционно-развивающая программа, включающая разные воспитательные мероприятия. Содержание программы соотносилось с обозначенным содержанием социализации на III стадии и включало соответствующие модули, формирование знаний и умений каждого из них осуществлялось, прежде всего, во время воспитательных часов путем проведения бесед и диспутов, а также лекций для родителей учеников.
Коррекционно-развивающая программа (модуль 1) предусматривала работу по основным этапам: пропедевтическому, коррекционному, заключительному. На
пропедевтическом этапе проводилось формирование у детей знаний о значении и разных формах организации своей деятельности в свободное время, а также установка на важность и необходимость организации и планирования учащимися своего свободного времени. Во время работы школьники убеждались, что организовывать свое свободное время желательно самому, необходимо выбирать определенный вид деятельности на основании своих интересов и особенностей, при этом внеурочное время может быть занимательным, полезным и разнообразным по содержанию. Кроме этого, проводились массовые познавательные мероприятия (встречи, конкурсы, соревнования), а также посещение учениками разных внешкольных учреждений: игротеки, кинотеатра, библиотеки, спортивной площадки, музея, выставки с целью расширения у детей представлений о свободном времени, что позволяло им не только усвоить полученные знания, но и обогатить свой опыт, «примерив» свои возможности к каждому виду занятий в свободное время; понять прямую зависимость развития своих способностей от правильной организации таких занятий.
Далее раскрывались особенности организации внеклассной работы, суть и разнообразие внеклассных занятий в школе, делался акцент на возможности реализации каждого ребенка с
учетом его склонностей, способностей и желаний. В этой связи делался акцент на результаты занятий детей по интересам. Особое место отводилось информации о кружках, которые работают в школе. С этой целью проводились: выставки поделок, рисунков, которые выполнялись членами кружков; отзывы учащихся о своей работе, что было эффективной формой агитации и способствовало вовлечению в кружковые занятия детей, сомневающихся в своих возможностях и не посещающих ни одного кружка. Такая гласность позитивно влияла и на самих членов кружка, на поддержание у них желания и дальше заниматься любимым делом, развивать свои способности, повышать свои возможности в процессе совершенствования полученных умений и навыков. Не последнюю роль в этом играет и показ продукции (поделок), изготовленной школьниками, которая социально значима и может быть полезной в жизни и быту. С учетом желаний и возможностей учеников, каждому из них давались рекомендации по выбору разных видов деятельности в свободное время, занятий по интересам, направлению кружка, которые наиболее отвечают способностям ребенка.
Работа на коррекционном этапе предусматривала использование и развитие выявленных индивидуальных особенностей и психофизических возможностей ребенка во внеурочное время, что осуществлялось прежде всего на занятиях разных кружков. Занятия кружков проводились в соответствии с планом воспитательной работы в школе и предусматривали вступительную (беседа на определение цели выполнения заданий, инструктаж о пооперационному их выполнении), основную (самостоятельное выполнение заданий) и заключительную (анализ результатов работы) часть.
Заключительный этап коррекционно-развивающей программы первого модуля предусматривал использование полученных учениками знаний и умений в разных ситуациях повседневной жизни. Основное внимание уделялось использованию изделий, изготовленных на занятиях кружков, для быта и украшения интерьера; изготовлению разных украшений из бисера, природного материала, ракушек - в подарок маме, сестре, друзьям; помощи в ремонте школы, дома; оформлению выставки своих рисунков. Результаты общественно-полезной деятельности школьников докладывались во время проведения классных часов, родительских собраний, освещались в школьной (классной) стенгазете.
Коррекционно-развивающая программа предусматривала также формирование социально-психологических качеств, необходимых для определения учениками своего места в коллективе сверстников, их принятия группой в результате адекватного выполнения ними разных социальных ролей (модуль 2). Как показали результаты исследования, большинство учащихся испытывает определенные трудности при выборе и выполнении социальных ролей, исходя из своих качеств и возможностей, что провоцирует их отторжение группой, усложняет интегрирование в коллектив детей. Работа предусматривала знакомство детей с разными социальными ролями, осознание ними ролей как модели социального поведения, возможности их выполнения в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Проводился анализ социальных ролей, направленный на подбор учениками определенных практических действий, присущих данной роли, исходя из своего жизненного опыта. Знакомство детей с содержанием социальных ролей осуществлялось во время проведения бесед, в процессе которых формировались понятия: социальная роль - это модель поведения, набор норм, которые определяют, как должен вести себя человек в разных социальных ситуациях; включение в социальную роль не проходит бесследно для личности, этот процесс определяет переход содержания роли, ее требований во внутренний мир человека; роль предусматривает актуализацию определенных качеств. Далее дети знакомились с разными социальными ролями, что, помимо бесед, происходило на специальных занятиях с использованием разных упражнений и игровых методик. Суть социально-ролевых игр состоит в том, что ребенок, играя в кого-нибудь, может осознавать и моделировать сам процесс социализации: личность как будто «примеряет» на себя и выполняет разнообразные роли, что дает ей возможность проявить себя, то есть определенным образом презентовать себя социуму. При этом особое внимание уделялось формированию у ребенка объективного взгляда на самого себя, осознание себя в определенной социальной роли, на особенности ее выполнения в коллективе одноклассников, исходя из своих возможностей и личностных качеств.
Следующее направление работы второго модуля предусматривало формирование у учащихся положительного отношения и желания к выполнению социальных ролей в школьном коллективе, что проводилось на основе анализа правил выполнения ролей [1]. Формирование позитивных стереотипов принятия социальных ролей проводилось во время проведения бесед и специальных занятий, на которых были задействованы разные ролевые игры («Санитар -первый помощник врача», «Хороший ученик», «Обязанности дежурного») и упражнения («Социальная роль: хорошее и плохое», «Проверь себя»), в процессе которых у детей формировалось позитивное восприятие каждой социальной роли через усвоение понятий: не может быть плохих или хороших социальных ролей; каждой роли свойственны свои позитивные и негативные стороны; характер восприятия роли и отношение к ее выполнению в первую очередь зависят от самого человека, его предыдущего опыта и собственных желаний.
Коррекционно-развивающая программа также предусматривала использование
социальных ролей для нормализации отношений в коллективе одноклассников, для совершенствования социального опыта детей. В процессе внеклассной воспитательной работы проводились специальные занятия, направленные на сплочение членов группы, стимулирование общения детей между собой, создание благоприятных условий для общего выполнения разных видов деятельности, присущих определенным социальным ролям, что становится своеобразным регулятором межличностных отношений, дает возможность раскрыться каждому ребенку, его индивидуальным качествам, получить социальный опыт через углубление социальных контактов. При этом особое внимание обращалось на совершенствование умений учащихся выполнять ту или иную социальную роль в межличностном взаимодействии, что происходило на специальных занятиях через моделирование, «обыгрывание» отношений между детьми в разных ситуациях. В конце занятий ученики подводились к выводу: правильное выполнение социальных ролей
способствует нормализации отношений в коллективе, повышению авторитета каждого ребенка и помогает быстрее и эффективнее решать свои разные проблемы.
Таким образом, умение школьников оценивать свои индивидуальные особенности и возможности, адекватно их использовать и развивать во внеклассной деятельности, способствует более успешному интегрированию детей в коллектив сверстников, определению своего места в группе одноклассников, что в конечном итоге выходит на положительное решение вопросов социализации.
Обеспечение социализации детей с интеллектуальными нарушениями предполагает также системную коррекционную работу на следующей стадии - ранней трудовой подготовки в специальном учебном заведении, содержание и методика которой будут рассмотрены в следующей статье.
Литература
1. Горбенко С. Л. Психолопчш особливост рольово! поведшки розумово вщсталих шдл^юв у малш груш. - Автореф. дис... канд. психол. наук. - К., 2007. - 20с.
2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 285с.
3. Кравченко Т.В. Сощашзащя дтей шкшьного вжу у взаемодн ым’1 i школи: монографiя / 1нститут проблем виховання АПН Украши. - К.: Фешкс, 2009. - 416с.
4. Москаленко В.В. Социализация личности. - К.: Вища школа, 1986. - 200с.
5. Татьянчикова 1.В. Методичш основи забезпечення сощатзаци учшв спещально! школи: курс лекцш з навчально! дисциплши для студенпв дефектолопчних факультет педагопчних ушверсите^в.- Слов’янськ: Щдприемець Маторш Б.1., 2013.- 204с.