Научная статья на тему 'Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности'

Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPTIMIZATION / THE FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH / HARD-OF-HEARING STUDENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина А.В.

В статье описываются некоторые аспекты работы со слабослышащими учащимися во внеурочной деятельности. Раскрываются педагогические условия, реализация которых делает формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE WORK PROCESS FOR THE FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH OF HEARING IMPAIRED STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article describes how to work with hearing impaired students in extracurricular activities. Reveal pedagogical conditions, the realization of which makes the formation of dialogical speech hard of hearing students in extracurricular activities more effective.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты работы по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 376.356

UDC 376.356

ДЕМИНА А.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: ademina-orel@mail.ru

DEMINA A.V.

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Department of technologies of psycho-pedagogical and special education, Orel State University E-mail: ademina-orel@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SOME ASPECTS OF THE WORK PROCESS FOR THE FORMATION OF DIALOGICAL SPEECH OF HEARING IMPAIRED STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

В статье описываются некоторые аспекты работы со слабослышащими учащимися во внеурочной деятельности. Раскрываются педагогические условия, реализация которых делает формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности более эффективным.

Ключевые слова: оптимизация, формирование диалогической речи, слабослышащие учащиеся, внеурочная деятельность.

The article describes how to work with hearing impaired students in extracurricular activities. Reveal pedagogical conditions, the realization of which makes the formation of dialogical speech hard of hearing students in extracurricular activities more effective.

Keywords: optimization, the formation of dialogical speech, hard-of-hearing students, extracurricular activities.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предполагает развитие личности слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации [7]. У ребенка с нарушенным слухом речевое недоразвитие приводит, прежде всего, к нарушениям социального поведения. В процессе социализации личности следует ведущую роль отнести диалогу и речевому взаимодействию. В основу адаптированных образовательных программ обучающихся с нарушениями слуха, формируемых на основании ФГОС, положены такие важные принципы, как максимальное обогащение речевой практики слабослышащих и позднооглохших обучающихся и обеспечение их взаимодействия (в том числе речевого) с нормально развивающимися сверстниками [7]. Благоприятные возможности для реализации этих и других принципов создаются во внеурочной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей.

Внеклассная работа расширяет возможности детей в освоении социального опыта. Это особенно важно по отношению к детям, имеющим вследствие слухового дефекта ограниченные социальные навыки. В трудах А.Г. Зикеева, Т.С. Зыковой, М.И. Никитиной,

Л.В. Никулиной, Л.Г. Парамоновой, Г.Н. Пенина, Е.Г. Речицкой, Н. Ярошевич и др. рассматривается проблема организации коррекционно-развивающей работы и жизнедеятельности учащихся с нарушенным слухом вне класса [4, 5, 6]. В исследованиях подчеркивается, что внеурочное время создает благоприятные условия для формирования у слабослышащих учащихся коммуникативных умений, обогащения их разговорной речи, расширения круга их общения.

А.Г. Зикеев и др. отмечают, что «...развитие диалогической речи слабослышащих учащихся происходит и вне класса: во время прогулок, экскурсий, наблюдений за сезонными изменениями в природе, за сезонными работами в саду и на огороде; при просмотре фильмов, чтении литературы; при работе с мозаикой, бумагой и в процессе других видов деятельности» [3, с. 109]. Чаще всего это диалоги, связанные с самообслуживанием (правила уборки классного помещения, ухода за одеждой, правила личной гигиены и т.д.), с той или иной работой (общение при работе в кружках, факультативах и пр.), с покупкой или поездкой в общественном транспорте.

В современной сурдопедагогике отмечается, что воспитательная работа в образовательных учреждениях, таких как школа-интернат, предполагает развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанников, адекватную требовательность к личности ребенка без скидок на его дефект. Е.Г. Речицкая отмечает, что эффективность этой работы зависит от учета воспитателем возрастных

© Демина А.В. © Demina A.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

и индивидуальных особенностей каждого воспитанника [5, 6]. Особенно подчеркивается, что в основе достижения развивающего эффекта должны лежать внутренние мотивы учеников, основанные на овладении социальным нравственным опытом в непосредственном единстве с развитием словесной речи.

Одной из важнейших сфер жизнедеятельности слабослышащих воспитанников в школе-интернате является коммуникативная деятельность, которая осуществляется различными формами речи (словесной, дактильной, жестовой). Через общение школьники осваивают нормы социального поведения, общения со слышащими окружающими. В процессе коммуникативной деятельности формируется их самооценка, происходит познание себя.

В сурдопедагогической литературе отмечается, что общение в интернате между плохо слышащими воспитанниками происходит в двух основных видах: межличностном (свободном) и межролевом (деловом). В межролевое общение воспитанники вступают в различных видах деятельности: игровой, учебно-познавательной, трудовой. При этом реализуется потребность в ориентации в создавшейся ситуации, активной деятельности, познании. Межличностное общение, в свою очередь, способствует реализации потребности детей во взаимопонимании, поддержке, признании, дружбе. Исследователями Е.Г. Речицкой, К.И. Туджановой и др. подчеркивается, что межличностное общение слабослышащих учащихся в интернате между собой ведется преимущественно жестовой речью, а с учителями и воспитателями - словесно. В таком случае осуществление слабослышащими воспитанниками свободного общения при помощи словесной речи в любой ситуации возможно в результате длительного педагогического воздействия и при наличии у них богатого опыта словесного общения.

Современная сурдопедагогика ставит перед воспитателями интернатов для слабослышащих детей ряд задач по их речевому развитию. Перечислим основные из них:

• обучение слабослышащих учащихся нормам речевого общения, принятым среди слышащих;

• формирование навыков ведения диалога с любым членом общества, в том числе и со слышащими людьми;

• развитие общительности и преодоление страха общения;

• формирование потребности в общении со взрослыми, сверстниками, в том числе и слышащими.

Формирование речевой коммуникации достигается путем организации различных видов деятельности. В них участвуют дети различных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими людьми. Для этого рекомендуется организовывать масштабные продолжительные общешкольные дела, такие как шефство, субботники, участие в работе кружков, выполнение общественных поручений и др.

Широкие возможности для формирования словесного общения слабослышащих учащихся появляются во время их участия в таких видах деятельности, как экскурсия, игровая деятельность, кружковая работа с использованием предметно-практической деятельности. У школьников происходит обогащение словарного запаса, уточняется значение и произношение некоторых слов и фраз, отрабатываются грамматические конструкции, в том числе характерные для неформального общения, развиваются различные коммуникативные качества такие, как самостоятельность, находчивость, любознательность, смелость и т.п.

Особое значение для развития диалогической речи слабослышащих учащихся имеют сюжетно-ролевые и речевые игры.

Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение действительности. Поэтому в процессе этой игры слабослышащие дети могут приобрести знания о многих сферах жизнедеятельности человека, познать особенности его поведения в различных коммуникативных ситуациях. Основной мотив сюжетно-ролевой игры - ролевое общение. Следовательно, формирующаяся диалогическая речь слабослышащих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность. Эти игры решают ряд задач речевого развития, из которых наиболее важной является задача развития словесного общения и умения использовать усвоенный словарь в связи с сюжетом игры.

Речевые игры связаны с восприятием и анализом словесного материала. Они направлены на обогащение и активизацию словаря, освоение значений слов, овладение грамматическими формами и синтаксисом родного языка. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха во внеурочное время организуются следующие речевые игры: на выделение букв в словах, на составление и придумывание слов; на составление предложений, пословиц, поговорок из деформированного текста; на составление связного текста из словосочетаний. Зачастую организуется отгадывание ребусов. Эта работа обогащает словарь слабослышащих детей, расширяет их кругозор, развивает у них сообразительность. В результате использования во внеклассной работе речевых игр слабослышащие дети овладевают умениями формулировать четкие суждения и определения, строить умозаключения, делать выводы и т.д.

Е.Г. Речицкая отмечает, что благоприятные возможности для развития словесного общения слабослышащих школьников создаются в рамках кружковой работы в интернате, которая организуется с использованием предметно-практической деятельности [5, 6]. В кружковой работе решаются такие задачи речевого развития как уточнение и расширение словарного запаса; развитие коммуникативных навыков; отрабатываются грамматические конструкции высказываний, обслуживающих совместную деятельность; развивается умение вступать в общение со взрослыми и детьми, поддерживать разговор в соответствии с предметной ситуацией; повышается мотивация словесного общения.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование данной проблемы позволило определить и сформулировать педагогические условия, реализация которых делает работу по развитию диалогической речи у слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности более эффективной [1]. Перечислим основные из них.

Работу по развитию диалогической речи следует рассматривать в непосредственной взаимосвязи с такими сторонами речевого развития слабослышащих учащихся, как обогащение словарного запаса, соответствующего определенной ситуации общения, формирование грамматического строя речи и правильного грамматического оформления высказываний, совершенствование навыков произношения.

Учащиеся подросткового возраста интересуются событиями современной жизни. В связи с этим необходимо расширить содержание программного раздела «Развитие речи» темами, которые отражают интересы и предполагаемые ситуации общения слабослышащих школьников. В частности, следует обсуждать такие темы, как «Увлечения», «Я играю в компьютерные игры», «В кафе», «Путешествия», «Явления природы» и т. п.

Чрезвычайно важным условием для развития диалогической речи детей с нарушенным слухом является мотивация общения. Ее повышение в первую очередь следует осуществлять за счет проведения так называемых часов общения со слышащими сверстниками и взрослыми людьми. Организовать их можно по окончании изучения определенной темы по развитию речи. На этих встречах со слышащими гостями организовывается совместная деятельность (просмотры фильмов и телепередач с комментированием и последующим обсуждением, рассматривание фотографий, проведение экскурсий, ролевых игр, интервью, изготовление поделок и т.п.). На этих встречах слабослышащие учащиеся имеют возможность речевые умения, полученные на занятиях, отработать в общении, в ходе которого школьники с нарушенным слухом узнают различные варианты высказываний, у них совершенствуется навык восприятия устной речи другого человека.

Повышение мотивации общения также необходимо осуществлять и в процессе использования наглядных средств, отражающих коммуникативную активность учащихся класса. Таким средством может послужить доска коммуникативной активности «Какой ты собеседник?». Она должна находиться на видном месте в классе. Каждый ребенок должен был хотя бы один раз в день подойти к воспитателю класса и обратиться по любому вопросу, соблюдая правила ведения диалога. Коммуникативная активность каждого ученика отмечается определенным символом, который помещается напротив фамилии и имени ребенка. Количество символов соответствует количеству речевых инициатив ребенка в течение определенного дня. Стимулом к повышению коммуникативной активности является то, что в конце

каждой недели воспитателем класса подводятся итоги и определяются наиболее и наименее общительные ученики. Данное наглядное средство способствует стимуляции речевого поведения учеников и мотивирует их инициативность в диалоге за счет присутствующего соревновательного элемента.

Важное значение в формировании диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности имеют коммуникативные разминки, которые необходимо проводить в начале каждого воспитательского занятия (2-5 минут) с целью повышения речевой активности и инициативности слабослышащих учащихся в общении. В методике развития речи слабослышащих уже предусмотрены так называемые речевые зарядки. Однако, как показывают результаты наших наблюдений, содержание этих зарядок, как правило, ограничивается работой над отдельными произносительными навыками (чтение слогов, слов, словосочетаний) или отработкой фраз организационного характера.

Такие речевые зарядки, как правило, включают речевой материал урока или хорошо знакомые традиционные, привычные вопросы педагогов, в которых учащиеся, как правило, свободно ориентируются. Коммуникативные разминки, разработанные нами, решают другие задачи, актуальные для развития устной коммуникации учащихся. Например, воспитателям следует начинать занятие с фразы или реплики, требующей встречного вопроса со стороны учащихся, например, «Ребята, вчера был день рождения.» или «Сегодня мы будем готовиться к празднику.». В подобных ситуациях у учащихся возникает интерес к заявленной педагогом теме разговора и, как следствие, желание спросить, поинтересоваться о дальнейшем ходе событий. Содержание разминок может касаться ежедневных событий из жизни учеников, самого воспитателя, а также тем, представляющих наибольший интерес для учащихся [1, 2].

Кроме коммуникативных разминок со слабослышащими учащимися следует ежедневно организовывать тренировочные диалоги с использованием картинок, комиксов, в ходе сюжетно-ролевых игр. Цель проведения этих тренировочных диалогов - подготовка детей к непосредственному общению со слышащими собеседниками.

Формирование диалогической речи должно осуществляться во всех видах внеурочной деятельности (внеклассное чтение, сюжетно-ролевые, речевые, дидактические и подвижные игры, тематические беседы, самоподготовка, режимные моменты, прогулка, спортивные секции и т.д.).

В ходе подобных диалогов отрабатываются различные варианты реплик-стимулов и реплик-ответов, школьники тренируются в умении кратко отвечать на вопрос собеседника, пользоваться речевым этикетом и т.д.

При организации сюжетно-ролевых игр следу -ет обращать внимание на использование разговорно-обиходных фраз диалога.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019

На занятиях по внеклассному чтению в процессе работы с текстом воспитатель должен обращать внимание учащихся на некоторые диалоги литературных персонажей, которые могут служить образцом для построения общения слабослышащих учащихся между собой и со слышащими окружающими людьми. С целью закрепления подобных вариантов общения учащиеся читают по ролям, инсценируют отрывки.

В режимных моментах, в различных видах внеурочной деятельности воспитателем должна проводиться работа по привлечению внимания слабослышащих детей к ситуациям общения в жизни человека, к характерным для таких ситуаций фразам и словам речевого этикета.

При планировании занятий воспитателю важно учитывать необходимость неоднократного использова-

ния отдельных реплик в различных ситуациях общения, связанных с деятельностью воспитанников, что способствует их усвоению, уделять внимание вариативности высказываний детей.

В рамках работы над диалогической речью слабослышащих учащихся во внеурочное время следует обеспечить взаимосвязь с работой в этом направлении и на уроках русского языка, развития речи и чтения, на которых ученики получают основные сведения о речи и языке.

Такой системный подход к работе во внеурочное время по формированию диалогической речи слабослышащих учащихся с соблюдением вышеперечисленных педагогических условий положительно сказывается на их общем речевом развитии.

Библиографический список

1. ДеминаА.В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности: дис. ... канд. педагог. наук. М., 2010. 141с.

2. Демина А.В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся 4-7 классов во внеурочной деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал. Выпуск 2 (16), март-апрель, 2011г. Орёл: ООО «Горизонт», 2011. С. 124-127.

3. ЗикеевА.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976. 317с.

4. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2009.

5. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е. Г. Речицкой. М., 2005.

6. РечицкаяЕ.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М., 2005. 156 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Текст]: федер. Закон от 19 декабря 2014г. № 1598 //Ьйр://минобрнауки.рф/документы/5132/файл/4068/ Prikaz_№_1598_ot_19.12.2014.pdf

References

1. DeminaA.V. Formation of the dialogical speech of hearing impaired students in extracurricular activities: dis. ... Cand. the teacher. sciences. M., 2010. 141 p.

2. Demina A.V. Formation of dialogical speech of hearing impaired students of 4-7 grades in extracurricular activities // Bulletin of Orel State University. Series: New Humanitarian Research. Federal scientific journal. Issue 2 (16), March-April, 2011. Orel: Horizon LLC, 2011. Pp. 124-127.

3. ZikeevA.G. The development of speech of hearing impaired students. M., 1976. 317 p.

4. Pedagogical technologies of educational work in special (correctional) schools of the I and II type / ed. E.G. Rechitskaya. M .: Vlados, 2009.

5. The development of children with hearing impairment in extracurricular activities / Ed. E.G. Rechitskaya. M., 2005.

6. Rechitskaya E.G. The development of younger students with impaired hearing in the process of extracurricular work. M., 2005. 156 p.

7. Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities "[Text]: Feder. Law of December 19, 2014 № 1598 //http://minobrnauki.rf/documents/5132/file/4068/Prikaz_N°_1598_ot_19.12.2014.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.