ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 37.013.42
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
© Г.О. ГАЛИЧ, Е.А. КАРПУШКИНА, Л.Н. КОРЧАГИНА, Н.Л.МОРОЗОВА, Н.В. ТУПАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра педагогики и психологии начального и специального образования e-mail: [email protected]
Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. - Организация и содержание интегрированного образования детей с девиантным поведением // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010.
№ 16 (20). С. 92-99. - Обоснована необходимость создания современной модели социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением. Описана структура модели и содержание работы специалистов различного профиля службы сопровождения в зависимости от вида интеграции.
Ключевые слова: здоровьесберегающие принципы, девиантное поведение, модель социально-образовательной интеграции, психолого-педагогическое сопровождение.
Galich G. O., Karpushkina E. A., Morozova N. L., Korchagina L. N., Tupareva N. V. - Organization and Contents of Integrated Education of Children of Deviant Behaviour // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2010. № 16 (20). P. 92-99. -The necessity of creating a modern model of social and educational integration of children of deviant behaviour is grounded. the structure od the model and the contents of the work of specialists of various specialization is described depending on the type of integration.
Key words: health-saving principles, deviant behaviour, model of social and educational integration, psychological and pedagogical tuition.
Масштабность и сложность проблемы отклоняющегося поведения на современном этапе требует создания, научно-методического обоснования и описания современной модели реализации инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий диагностики, профилактики, реабилитации детей с девиантным поведением в системе интегрированного образования и воспитания.
Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения.
Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражителя, умение уравновесить себя с окружающей средой. В современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам.
На наш взгляд, современной системе интегрированного образования и воспитания необходима такая концепция, в которой процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся будет рассматриваться в двух планах: во-первых, в плане реализации внешних социокультурных условий жизнедеятельности человека и потребности в здоровье как условии благополучия (физического, психического и социального); во-вторых, в плане реализации внутренних условий, связанных с ответственностью человека за существование целостности своего бытия. Этот процесс должен быть направлен на формирование и развитие у обучающихся позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.
При создании современной модели социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением мы опирались на следующие здоровьесбере-гающие принципы:
1. Принцип комплексности, который предполагает создание целостной медико-психолого-педагогической программы сохранения и укрепления детей.
2. Принцип гуманизации, суть которого в установлении гуманистических взаимоотношений между всеми субъектами педагогической деятельности и создания педагогических условий для воспитания гу-
ЦЕЛЬ
С
о
-ч—>
1 вид. Обучение в обычном классе с занятиями в коррекционном кабинете
(ПП, обучающие программы, активное социальное обучение, организация социальной среды, ВП, коррекция недостатков, психокор-рекционная и коррекционно - развивающая работа)
Ж
2 вид. Обучение в обычном классе при участии приходящего спе-
циалиста - дефектолога
(ПП, обучающие программы, активное социальное обучение, организация социальной среды, ВП, социально — педагогическая помощь и коррекция, коррекционно — развивающая работа)
3 вид. Обучение в обычном классе с участием помощника учителя
(ПП, обучающие программы, активное социальное обучение, организация социальной среды, социально-педагогическая помощь)
ЗЕ
4 вид. Обучение в обычном классе с минимальным сопровождением
(ПП, обучающие программы, активное социальное обучение, организация социальной среды)
тг
ю о
265
РЕЗУЛЬТАТ
(ЭФФЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ)
положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения - создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
На успешность процесса интеграции и функционирования данной модели оказывают влияние внешние и внутренние условия.
К внешним условиям, обеспечивающим эффективную интеграцию детей с отклонениями в развитии, относятся:
■ раннее выявление нарушений и проведение адекватной коррекционной работы;
■ желание родителей обучать ребенка вместе в общеобразовательной школе, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения;
■ обеспечение возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную, квалифицированную коррекционную помощь.
К внутренним условиям, от которых зависит успешность интеграции, относят:
■ уровень психофизического развития ребенка;
■ возможность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей;
■ психологическая готовность ученика с отклонениями в развитии к интегрированному обучению и др.
кроме того, важным условием интеграции детей с девиантным поведением в общеобразовательную школу является согласие обычной школы, куда интегрируются дети. Имеются в виду как согласие педагогического коллектива, так и непротиводействие детей и их родителей. Желательно, напротив, поддержка со стороны нормально развивающихся детей и их семей, которая может быть достигнута в результате доведения до их сознания того, что совместное обучение с детьми, имеющими недостатки развития, имеет для нормально развивающихся громадное воспитательное значение.
Следующее условие для эффективного функционирования модели, совершенно необходимое, -наличие в школе специалиста-дефектолога, который может заниматься с детьми девиантного поведения. Без этого интеграция не имеет никакого смысла, ибо тогда она сводится к механическому помещению детей с особенностями развития и поведения в условия, где им не оказывается никакой специальной помощи. В такой ситуации в настоящее время находятся дети с ЗПР и умственно отсталые, а также с девиантным поведением, которые либо не проходили МПК и были приняты в обычную школу, как не имеющие диагноза, характеризующие их ограниченные возможности, либо дети, родители которых, не смотря на наличие соответствующего диагноза и направления на обучение в специальную школу или класс, не согласились с этим направлением и «посадили» своего ребёнка в обычную школу. Такие дети часто не успевают усваивать учебный материал в том темпе, который предлагается условиями обычного класса, долго не усваивают правил школьного поведения. их отставание и часто неадекватное поведение становятся предметом насмешек других детей, а иногда и учителя. Они стараются компенсироваться в глазах своих одноклассников какими-нибудь неадекватными для школьной ситуации поступками и выходками: дурачатся, дерутся, нарушают ход урока различными способами. Учитель, часто не понимая причин такого поведения, либо прибегает к различным «чрезвычайным» мерам - наказывает этих детей, жалуется их родителям, считая, что они «лентяи и хулиганы», либо просто игнорируют их. Не имея необходимых специальных знаний, он не знает, какие приёмы надо применять при обучении таких детей и какие содержание и объём учебного материала им доступны. В результате эти дети просто выпадают
из учебного процесса. Поэтому в школе общего назначения, куда интегрированы дети, должен быть коррек-ционный кабинет, укомплектованный необходимыми специалистами в соответствии с типами нарушенного развития у обучающихся детей.
необходимым условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная диагностика каждого случая. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы, которая должна обеспечивать не только диагноз, но и такое заключение для школы, которое включает рекомендации к индивидуальному плану обучения. Такая диагностика может производиться только на базе ПМС центров или ПМПК (комиссий), обеспеченных всеми необходимыми специалистами.
В нашей модели интегрированное обучение детей с девиантным поведением основывается на дидактических принципах специального и общего образования.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями поведения и расширение опыта продуктивного общения с ними.
При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в поведении, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта.
Организация эффективной социально-образовательной интеграции детей с девиантным поведением в данной модели возможна только в условиях тесного взаимодействия педагогов и специалистов службы сопровождения: учителей-дефектологов, логопедов и психологов, т. е. сотрудников, чья профессиональная деятельность обеспечивает проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.
учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги должны работать в тесном контакте как с преподавателями общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживать развитие ребенка, результативность его обучения. Роль специалистов в осуществлении комплексного диагностико-консулъ-тативного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в поведении через систему коррекционных кабинетов в условиях общеобразовательной школы велика. Специалисты проводят диагностические и коррекционные мероприятия как с учениками, так и с их родителями, просвещают и консультируют учителей и родителей по существу возникшей в обучении ребенка проблемы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением предполагает следующие виды работ:
• профилактика;
• диагностика - индивидуальная и групповая (скрининг);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
• экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Исходя из индивидуальных особенностей детей с девиантным поведением, специфики проведения коррекционной работы с ними можно определить следующие основные задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:
• Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления интегрированного обучения.
• Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-обра-зовательных программ психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся в условиях интегрированного обучения, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала.
• Оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитания и содействия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в поведении.
• Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути детей, получивших образовательно-воспитательную и коррекционно-педагогическую помощь, оказание им консультативных услуг, анализ эффективности проведанных мероприятий.
В соответствии с этими задачами в данной модели определены следующие направления психолого-медико-педагогического сопровождения детей с деви-антным поведением:
1. медицинское направление. Это сопровождение осуществляется врачом-педиатром, врачом-психиатром, неврологом (для этого обустраивается фи-зиокабинет, фитобар, кабинеты ЛФК, процедурный кабинет, приемные кабинеты). В обязанности специалистов медицинского профиля входит обследование состояния соматического и психического статуса учащихся, назначение (при необходимости) медикаментозного лечения; отслеживание изменений в состоянии учащихся в процессе обучения, дозирование допустимой нагрузки; консультирование родителей и педагогов по вопросам сохранения здоровья детей с отклонениями в поведении.
2. психологическое направление ведет специальный педагог-психолог, владеющий методами ней-ропсихологического и психологического обследования детей с отклонениями в поведении (с этой целью используются кабинеты педагогов-психологов, комната релаксации для учащихся школы). Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого ученика, интегрированного в общеобразовательный класс.
В школе целесообразно иметь несколько педагогов-психологов. Они проводят обследование детей, изучают познавательную и личностную сферы, участвуют в разработке и составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с девиантным поведением в условиях семьи и школы; занимаются индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работой с учащимися школы; осуществляют динамическое психолого-педагогическое изучение школьников; консультируют родителей, учителей школы, а также всех лиц, заинтересованных в процессе обучения, воспитания и последующей социализации детей.
3. социально-педагогическое направление. Подобное сопровождение осуществляет социальный педагог, владеющий методами социально-педагогического обследования учащихся и их семей, теоретическими и практическими знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации.
Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что он является координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, направленных на максимально эффективную помощь ребенку с отклонениями в поведении. Он отслеживает наличие преемственности между школой и семьей, участвует в изучении учащихся и составлении индивидуальных коррекционно-обра-зовательных программ; консультирует родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; изучает социальные условия развития и воспитания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи учащимся школы. Социальный педагог несет персональную ответственность за выполнение индивидуальной коррекционно-образовательной программы, за соблюдение и корректировку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута и режима. кроме того, он занимается вопросами социальной защиты учащихся с особенностями в поведении; выявляет интересы, потребности, трудности в общении со сверстниками и другими отклонениями в поведении и своевременно оказывает им социальную помощь.
4. педагогическое направление. В реализации данного направления главная роль отводится учите-лю-дефектологу. Он проводит и координирует коррек-ционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения психофизического развития и поведения,
личность. При выборе метода воздействия педагог должен исходить из цели и актуальности задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение; уровень квалификации педагога.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической ситуации. Приемы воспитания школьников девиантного поведения - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказывается внешнее побуждение, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
Выделяются три группы педагогического воздействия на школьников девиантного поведения.
К первой группе относятся приемы индивидуального воздействия: «просьба о помощи»; «оцени поступок»; «обсуждение статьи»; «обнажение противоречий».
Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности: «непрерывная эстафета», «самостимулирование»; «импровизация на свободную тему».
Третья группа приемов связана с организацией деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика: инструктирование; распределение; коррекция позиций; самоотстранение учителя; распределение инициативы.
Профилактика, коррекция девиантного поведения и реабилитация детей может осуществляться не только в процессе обучения и специальных занятий, но и во внеурочной деятельности: общественной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для школьников, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.
коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоциональ-
но-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Следует отметить, что воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения и коррекции отклонений в поведении школьников. для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.
Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции отклонений в поведении.
Организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Приведем примеры воздействия коллектива на девиантных школьников:
• доверия - учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;
• постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
• поддержки коллективистических проявлений -поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнить общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекции девиантного поведения усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг)». Проект № 3.1.2/5198.