Научная статья на тему 'Формирование умственных операций у подростков на этапе перехода к обучению в основной школе'

Формирование умственных операций у подростков на этапе перехода к обучению в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / МЫШЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьянчиков Андрей Александрович

Статья посвящена особенностям умственных операций у подростков и их формированию на этапе перехода к обучению в основной школе. Подчёркивается актуальность и важность обозначенной проблемы в контексте нового взгляда на обучение и воспитание, определения приоритетных направлений школы. Представлены основные результаты изучения умственных операций школьников и направления коррекционно-развивающей работы по их формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьянчиков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование умственных операций у подростков на этапе перехода к обучению в основной школе»

4. Кузнецов И.М. «Общая характеристика миграции» (Основные этапы теоретического осмысления феномена современной миграции) //Технологии психологического сопровождение интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие, Москва-2013г

5. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде как социально-психологическая проблема// Технологии психологического сопровождение интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие, Москва-2013г.

© Никитина К.С., 2015

Татьянчиков Андрей Александрович

канд. психол. наук, ст. преподаватель Донбасского государственного педагогического университета, г. Славянск, Украина E-mail: andr1003@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К

ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Статья посвящена особенностям умственных операций у подростков и их формированию на этапе перехода к обучению в основной школе. Подчёркивается актуальность и важность обозначенной проблемы в контексте нового взгляда на обучение и воспитание, определения приоритетных направлений школы. Представлены основные результаты изучения умственных операций школьников и направления коррекционно-развивающей работы по их формированию.

Ключевые слова

Умственные операции, мышление, адаптация, подростки, основная школа, коррекционно-развивающая

программа.

Современные социально-экономические изменения, происходящие в государстве, требуют существенного пересмотра системы образования, нового взгляда на проблемы обучения и воспитания, школы вообще. Одним из главных и приоритетных направлений образовательной деятельности становится обеспечение жизнеспособности личности, что предусматривает ее гармоническую адаптацию и функционирование в социальной среде. В связи с этим главнейшим считается период обучения в школе, во время которого дети несколько раз проходят процесс адаптации: в начале обучения, при переходе к основной школе и от основной к старшей. От положительного решения проблемы адаптации на каждом из этих этапов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности.

Особенно остро проблема адаптации школьников стоит в кризисные периоды их развития, одним из которых является переход от начальной к основной школе, что совпадает с подростковым возрастом. Известно, что подростковый возраст сопровождается рядом трудностей, которые определяются новыми формами и содержанием обучения, появлением новых учителей-предметников с разными методами преподавания учебного материала и требованиями к ученикам, кабинетной системой обучения. Кроме этого, уровень развития детей в этом возрасте неодинаковый: у одних он достаточный для успешного обучения, а у других - еле достигает допустимой нормы. Такая ситуация, безусловно, требует проведения специальной работы, направленной на повышение эффективности адаптации школьников на данном этапе обучения, что предусматривает прежде всего изучение сущности этого процесса.

Теоретическое обоснование проблемы адаптации личности наводится в работах Ю.А.

Александровского, Б.Г. Ананьева, Ф.Б. Березина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджана, А.В. Петровского, Л.Д. Столяренко и др., в которых адаптация рассматривается как приспособление психологических качеств, состояний и процессов человека к условиям, в которых он находится в данный момент времени. Анализ литературы показывает, что наиболее перспективным на сегодня является когнитивный подход к адаптации (Д. Векслер, Р. Кеттелл, К. Левин, А.Г. Маклаков, Ж. Пиаже и др.). Согласно этой точки зрения, интеллект - важное условие эффективности регулятивных процессов человека.

Итак, мышление, как интегратор интеллекта, может оказывать существенное влияние на успешность адаптации подростков на этапе перехода от начальной к основной школе. При этом более высокий уровень развития мышления, с одной стороны, будет способствовать сознательному выбору адекватных ситуаций способов поведения, их коррекции и контроля, формированию более эффективных стратегий адаптации; с другой - существенно облегчать процесс приспособления школьников к увеличивающимся в начале обучения в основной школе интеллектуальным нагрузкам и требованиям учебной деятельности.

Большинство авторов изучают адаптацию на этом этапе в контексте личностных характеристик, практически не уделяя серьезного внимания ее интеллектуальному компоненту (К.С. Варшавская, Н.В. Лебедева, Н.В. Литвиненко, Е.В. Новикова и др.). В результате чего работа, направленная на повышение адаптации подростков, предусматривает прежде всего формирование и развитие у них личностных качеств, в то время как проблема влияния процесса мышления, в частности уровня сформированности его основных операций, на успешность адаптации школьников к основной школе, еще не была предметом специального исследования в психолого-педагогической науке, что объясняет актуальность этой проблемы и необходимость определения направлений развития мышления учащихся с целью повышения эффективности их психологической адаптации к обучению в основной школе.

Изучение особенностей умственных операций учащихся как 4-х, так и 5-х классов (на этапе перехода к основной школе) показала, что большинство детей имеет средний уровень их сформированности, что указывает в основном на успешное овладение общими приемами мышления. При этом учащиеся 4-х классов лучше владеют операциями классификации (29,33%), сравнения (19,33%), конкретизации (15,33%), хуже -операциями анализа (8,67%) и синтеза (6,00%). В 5-ом классе приоритет умственных операций изменяется: учащиеся владеют операциями высокого уровня - конкретизации (30,00%), обобщения (22,67%), сравнения (14,67%) и абстрагирования (14,00%); меньше всего учащихся владеют операциями классификации (10,67%), синтеза (10,67%) и анализа (9,33%). Как видим, растет количество школьников с высоким уровнем сформированности всех умственных операций, кроме классификации.

Анализ полученных результатов также показал, что на этапе перехода к основной школе, большинство школьников имеет средний уровень сформированности основных умственных операций, однако у значительного количества учеников умственные операции находятся и на низком уровне. Так, было установлено, что на начало обучения в 5-ом классе менее всего сформированными оказались операции синтеза, анализа, классификации и абстрагирования. Самые высокие результаты зафиксированы по операциям обобщения и сравнения, однако, несмотря на это, у ряда учеников эти операции также сформированы недостаточно.

Полученные результаты подтвердили необходимость разработки и внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ специальной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование у школьников 5-х классов основных умственных операций как средства адаптации к обучению в основной школе. За основу данной программы была взята теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, основные концепции стратегического подхода к формированию мышления В.А. Моляко. С целью определения эффективности предложенной программы, после проведения коррекционной работы в контрольном (5-А класс - 27 человек) и экспериментальном (5-Б класс - 33 человека) проводилась диагностика умственных операций и показателей адаптации учащихся.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- в экспериментальном классе, в сравнении с контрольным, наблюдается повышение средних показателей всех умственных операций. Статистически значимые показатели повышения выявлены по операциям анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования;

- повышение уровня умственных операций обусловило также повышение уровня скорости и гибкости мышления, способности к аналогиям, уменьшение уровня ригидности мышления;

- вместе с повышением показателей умственной сферы у учащихся экспериментального класса наблюдается значительное повышение показателей адаптации. Так, статистически значимые отличия выявлены по показателям успешности обучения и поведения, школьной тревожности («общая тревожность в школе», «переживание социального стресса», «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх не отвечать ожиданиям окружающих»), уровню школьной мотивации, самооценки и притязаний, личному отношению к школе и школьной деятельности;

- практически доказано, что разработанная коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование у подростков умственных операций, способствует повышению эффективности их адаптации к новым условиям обучения в основной школе.

Таким образом, результаты коррекционной работы подтвердили ее эффективность и целесообразность использования для повышения уровня адаптации подростков к обучению в основной школе и были внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, а также взяты за основу в работе школьного психолога.

Список использованной литературы

1. Коблин Е.Г. Программа адаптации детей к средней школе: «Первый раз в пятый класс!» / Е.Г. Коблин // Практична психолопя та сощальна робота. - 2005. - № 5. - С. 29 - 36.

2. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. -304с.

3. Опанасюк Г. Переб^ адаптацп в дггей 1, 5 клаав / Г. Опанасюк // Психолог. - 2009. - № 3-4, ачень. - С. 10 - 11.

4. Татьянчиков А.О. Формування розумових операцш як зашб адаптацп шдлггюв до навчання в основнш школк дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.07 / Татьянчиков Андрш Олександрович. - Слов'янськ, 2013. -252с.

© Татьянчиков А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.