ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида Буслаева Е. Н.
Буслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena Nikolaevna - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: обучение грамоте умственно отсталых школьников является одним из самых ответственных разделов обучения детей с ОВЗ. Систематически проводимая логопедическая работа по общему и речевому развитию умственно отсталых детей в большинстве случаев приводит к формированию языковой системы до уровня, позволяющего ребенку обучаться в (специальной) коррекционной школе VIII вида. Ключевые слова: умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа VIII вида, логопедическая работа.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения [5, с. 42].
Контингент учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушение речи у большинства детей, поступающих в данную организацию, носят характер системного недоразвития, для которого характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий); нарушение чтения; нарушение письма [2, с. 369].
Исходя из этого, логопедическое воздействие в этой образовательной организации должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Специфика логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой -особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта [2, с. 370].
Можно выделить следующие особенности логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
3. В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и
др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане, формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам [7, с. 85]:
1) Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.
2) Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.
3) Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей [7, с. 85].
4. Максимальное включение анализатора, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя [3, с. 370-371].
5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т. д.
6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 - 2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку.
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков [3, с. 370-371].
9. Частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме обусловлена слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т. д.).
11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
12. Тщательная дозировка заданий и речевого материала обусловлена спецификой познавательной деятельности умственно отсталых детей, необходимостью постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем - на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми [3, с. 370-371].
13. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим определенный, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
16. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.
18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне [3, с. 370-371].
19. Логопед в специальной (коррекционной) школе VIII вида, при перспективном планировании, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей и родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний [3, с. 370-371].
Программа логопедических занятий построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза) [4, с. 95].
Литература
1. Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов. [Текст] / Буслаева Е. Н. // Логопедия, 2004. № 3 (5). С. 9-16.
2. Волкова Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.
3. Волкова О. Ю. Нетрадиционные формы логопедической работы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] // Логопед, 2013. № 1 (86). С. 109-115.
4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени. [Текст] // Методическое пособие. СПб.: Речь, 2006. 180 с.
5. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция. [Текст] // СПб.: «Союз», 2010. 224 с.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. [Текст] // Учебное пособие для вузов / Лебединский Виктор Васильевич. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. 144 с. (Высшее проф. образование). ISBN 5-7695-3072-3.
7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. [Текст] / Шпек О.; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. текста Н. М. Назарова. М.: Академия, 2003. 432 с. (Специальная педагогика и специальная психология за рубежом). ISBN 5-7695-1481-7: 125-84.
Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ Буслаева М. Е.
Буслаева Мария Евгеньевна /Buslaeva Мапуа Evgen 'еупа - преподаватель, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: важнейшим требованием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе с детьми, развивающимися в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной). Ключевые слова: дети с ОВЗ, волонтерская деятельность, добровольчество.
Социальные перемены, происходящие в обществе, обусловили новую постановку вопроса о профессиональной компетенции будущего специалиста по работе с молодежью. Очевидно, что на данном этапе развития российского общества необходима переориентация образования на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, что является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые студентами во время учебы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, так как в них сконцентрирован потенциал и индивидуальное своеобразие каждой личности [5, с. 74-75].
В этой связи подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья может стать одним из приоритетных направлений профессионализации молодых специалистов, так как участие в добровольчестве помогает находить ресурсы собственного личностного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулированию самореализации [11, с. 106].
Поэтому можно считать, что одной из целей реализации профессионального образования, является создание условий для самореализации личности студента, будущего организатора работы с молодежью, способного работать в условиях конкуренции и различных типах и видах организаций и учреждений, с различными категориями подростков и молодежи, в том числе с особыми образовательными потребностями, поэтому, сегодня вуз призван быть центром не только образования, но и центром формирования нравственных качеств: толерантности, сострадания к чужой беде, деятельного добра, бескорыстия, милосердия, то есть духовного становления личности будущих организаторов работы с молодежью [7].
Кроме того, в нашем обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. Дети-инвалиды одна из самых уязвимых социальных групп, их количество с каждым годом растет, за несколько последних десятилетий их число в стране выросло в 13 раз [1, с. 144]. Около 600 тысяч составляют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Становится очевидным, что социальные катаклизмы, происходящие в современном обществе, особенно негативно влияют на представителей групп социального риска,