Научная статья на тему 'Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению'

Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
семантика / фонематическое развитие / умственно отсталые дошкольники / лексика / словарный запас / semantics / phonemic development / mentally retarded preschoolers / lexis / vocabulary

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме обучения умственно отсталых дошкольников, расширению границы словаря детей при подборе речевого и иллюстративного материала за счёт предъявления слов различных тематических групп и некоторых производных от этих слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of expanding the boundaries of vocabulary of mentally retarded children in the context of further education to read and write

Тhe article is devoted to a problem teaching of mentally retarded preschool children, expanding borders children's vocabulary in the selection of verbal and illustrative material at the expense of bringing the words of various thematic groups and some derivatives of these words.

Текст научной работы на тему «Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их дальнейшего обучения письму и чтению»

The problem of expanding the boundaries of vocabulary of mentally retarded children in the context of further education to read and write Buslaeva E. (Russian Federation)

Проблема расширения границы словаря умственно отсталых детей в контексте их

дальнейшего обучения письму и чтению Буслаева Е. Н. (Российская Федерация)

Буслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, факультет «Институт социальных отношений»,

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: статья посвящена проблеме обучения умственно отсталых дошкольников, расширению границы словаря детей при подборе речевого и иллюстративного материала за счёт предъявления слов различных тематических групп и некоторых производных от этих слов.

Abstract: the article is devoted to a problem teaching of mentally retarded preschool children, expanding borders children’s vocabulary in the selection of verbal and illustrative material at the expense of bringing the words of various thematic groups and some derivatives of these words.

Ключевые слова: семантика, фонематическое развитие, умственно отсталые дошкольники, лексика, словарный запас.

Keywords: semantics, phonemic development, mentally retarded preschoolers, lexis, vocabulary.

Поскольку слово является основной единицей языка, то совершенствование речевого общения, а вместе с тем и фонематического развития, невозможно без расширения словарного запаса, без образования новых эталонов. Вместе с тем, без усвоения новых слов, закрепляющих получаемые ребенком знания и представления, невозможно развитие его мышления, что особенно важно для умственно отсталых дошкольников [1; 2, с. 172].

Обогащение речи ребенка новыми словами, обозначающими предметы, явления, их свойства, связи и отношения, осуществляются при широком использовании средств наглядности.

Наглядные и словесные методы первоначального раскрытия семантики слова представляют разные виды одной и той же логической операции определения. Например, значение слова «апельсин» раскрывается путем показа апельсина при одновременном произнесении слова (метод «показ с называнием»), а значение слова «обувь» - путем определения: «обувь - это то, что надевают на ноги поверх колготок» («полуостенсивное определение»). С помощью остенсивных определений дети усваивают значение таких слов, как «звук», «слово».

Кроме того, в общепринятой методике существует два подхода к словарной работе (от объекта к слову и от слова к объекту, т. е. ономасиологический и семасиологический), последний из которых особенно важен при изучении многозначных слов. Например, слово «красный» имеет как «цветовое» значение, так и значение «зрелый», а слово «свежий» - значения «только что изготовленный» и «прохладный» [2, с. 173].

У детей в норме совершенствование семантики происходит во всех видах деятельности: в быту, играх, трудовых процессах, на уроках. Общение умственно отсталых дошкольников резко ограничено, их окружение в семье не является источником пополнения их лексикона, поэтому единственным источником развития и пополнения их словаря становятся занятия с учителем-логопедом и воспитателем.

И поскольку изначально мы имеем у них резко ограниченный словарный запас, начинать работу по развитию словарного запаса умственно отсталых дошкольников нужно с обычных лексических тем, таких, например, как «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и т. д.

В основу отбора лексического материала для каждой из тематических групп необходимо положить следующие принципы:

1) доступность предъявляемой лексики как в фонематическом, так и в произносительном плане;

2) ограничение на первом этапе количества слоговых структур, из которых состоит слово, одним -двумя слогами;

3) простота слогового состава предъявляемых слов;

4) частота употребления в речи слов [2, с. 173].

Основная форма ознакомления с объектами в этот период - совместное с учителем-логопедом наблюдение. Полученные впечатления закрепляются в дидактических играх, через рассматривание картин и видеофрагментов, показы - инсценировки, записанные на видео и позже показанные детям, уточняются в повседневном общении с ребенком.

Основной целью приведенных ниже дидактических игр является развитие детского лексикона (его обогащение, уточнение и активизация), увеличение количества правильных эталонов в речедвигательном анализаторе ребенка и, как следствие, совершенствование фонематического восприятия.

«Происхождение слов»

Ход игры:

1. Учитель раскрывает словообразовательное значение слова и предлагает детям проделать то же самое с другим словом: «Холодильник называется так потому, что он создает холод»...

2. При работе со страницей Букваря в букварный период мы можем использовать следующие задания:

«Маленького медведя можно назвать разными словами: медвежонок, медвежоночек, мишка, мишутка,

мишенька». «О маленьком слоне говорят и слоненок, и слонишка, и слоник. Слонишка - это, наверное, шалун, так о маленьком слоне говорят немного шутливо. Слоненок - это просто малыш, а слоником можно назвать и взрослого слона, только меньшего, чем другие слоны размера. А иногда этими словами называют одного и того же слона».

Затем ученикам предлагается самостоятельно назвать подобным образом кота, мышь, морковь, яблоко [2, с. 174].

«Соберем овощи»

Ход игры:

Перед началом игры уточняются такие понятия, как «огород», «овощи», а также названия некоторых овощей. Детям раздаются большие корзины с контурным изображением разных овощей (морковь, лук, огурец, помидор, свекла и т. д.). На доске находится изображение огорода с грядками. В грядках в прорезях «растут» карточки с овощами. Сначала уточняется, на каких грядках, какие овощи растут, а затем дети начинают сбор урожая. Например, «Я сорвал длинный зеленый огурец и маленький зелененький огурчик». Собранный овощ (карточка с его изображением) вставляется в прорезь корзины. Неожиданно дети обнаруживают на грядке с луком яблоко или апельсин. Они должны объяснить, почему ему здесь не место.

Как вариант игры детям можно предложить срывать овощ после соответствующего описания учителем или учеником: «Красный, круглый, вкусный, растет на кусте». Другим вариантом может служить действие ребенка как ответ на загадку: «Он круглый и красный, как свет светофора, среди овощей нет сочней. ».

При работе с букварной страницей по теме «Овощи», «Лес» и т. д. основной нашей целью наряду с развитием семантики является и процесс словообразования. Дети учатся образовывать множественное число имен существительных, изменять слово при помощи суффиксов.

Например, «На грядке выросли зеленые огурцы. Они большие и длинные. Рядом с ними растут маленькие зелененькие огурчики. Они растут на какой грядке? Весной их посеяли какими семенами или посадили какой рассадой? Сейчас мы соберем их и приготовим какой салат? А как называется суп с солеными огурцами?»

«Все мы любим ходить осенью в лес. В лесу мы собираем грибы. Посмотрите на картинку. Вот под деревом растет большой белый гриб, а рядом с ним маленький грибок, а вот еще три малюсеньких грибочка. На старом пне растет грибная семейка. По лесу ходят люди и собирают грибы. Мы называем таких людей. Они должны аккуратно срезать грибы, чтобы не повредить корень гриба, его. Дома из грибов люди сварят грибной суп и т. д. Время, когда в лесу много грибов, люди называют «грибная пора» [2, с. 174-175].

«Меньше - больше»

Ход игры:

1. Учитель называет предмет, изображенный на экране (картинке) и просит назвать его. Затем учитель показывает изображение этого же, но более мелкого предмета, потом совсем маленького и, наконец, огромного. Дети по очереди называют эти предметы. После этого на доску выстраивается ряд человечков -схем: нормального размера, маленького, малюсенького и большущего. Под первой схемой ставится карточка, дети сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно образовывают новые слова. При необходимости дети могут руками показывать размеры предметов. Например, «Дым, дымок, дымочек, дымище».

2. Игра может проходить в стихотворной форме, как вариант игры «Мы - поэты».

Гном и дом.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил . (дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал . (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил . (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой . (домище). И т. д.

«Слово наоборот»

Ход игры:

Рассмотрев с детьми предметы различной величины и других противоположных свойств, называем их. В помощь предлагается стихотворение.

Эта избушка - маленькая.

Эта изба -. большая.

Эта тарелка - полная.

Тарелочка эта -. пустая. И т. д.

По мере совершенствования фонематической стороны речи тематический словарь расширяется и углубляется.

Кроме того, в процессе изучения тематических групп необходимо постоянно работать над изменением его морфемных составляющих. Например, «стол» - «столик», «кот» - «котик» - «котище» - «котенок» -«котятки» - «коты», т. е. сравнивать предметы по величине, изменять их количество, называть ласково, выявлять принадлежность, родственные связи, детей и родителей [2, с. 175-176].

Расширение границы словаря умственно отсталых дошкольников при подборе речевого и иллюстративного материала за счёт предъявления слов различных тематических групп и некоторых производных от этих слов будут способствовать в дальнейшем развитию у детей данной категории связной устной речи и, как следствие, сокращению количества ошибок, связанных с овладением детьми письмом и чтением [1; 4].

Литература

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 316 с.

2. Буслаева Е. Н. Развитие фонематического восприятия умственно отсталых школьников младших классов: Дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 193 с.

3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 439 с.

4. Хватцев М. Е. Логопедия: кн. для препод. и студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн. 1 / М. Е. Хватцев; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - (Педагогическое наследие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.