Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеховцова Елена Алексеевна, Гостунская Яна Игоревна, Трущелёва Анна Васильевна

Проблема формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта является актуальной для современной дефектологической науки и практики. Это обусловлено усилением внимания к вопросам социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются основания необходимости исследования технологии формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Содержится анализ понятий «социальное поведение», «навыки социального поведения». Раскрываются факторы и причины, обуславливающие нарушение поведения у умственно отсталых детей. Проанализированы особенности социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Представлено обоснование специфики работы по формированию навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Выделены факторы, влияющие на формирование навыков социального поведения. Представлены результаты диагностики особенностей социального поведения младших школьников с нарушениями интеллекта. Раскрыты особенности организации и проведения целенаправленной работы по формированию навыков социального поведения умственно отсталых детей. Выделены психолого-педагогические условия работы по формированию навыков социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Сделан вывод о том, что работа по формированию навыков социального поведения должна иметь системный комплексный характер и выступать составляющей учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеховцова Елена Алексеевна, Гостунская Яна Игоревна, Трущелёва Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL BEHAVIOR SKILLS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The problem of the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities is relevant for modern defectological science and practice. This is due to increased attention to the issues of socialization and social adaptation of children with disabilities. The article discusses the reasons for the need to study the technology of forming social behavior skills in children with intellectual disabilities. The analysis of the concepts "social behavior", "skills of social behavior" is contained. The factors and causes that cause behavioral disorders in mentally retarded children are revealed. The features of the social behavior of children with intellectual disabilities are analyzed. Substantiation of the specifics of the work on the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities is presented. The factors influencing the formation of social behavior skills are identified. The results of diagnosing the features of social behavior of younger schoolchildren with intellectual disabilities are presented. The features of organizing and carrying out purposeful work on the formation of social behavior skills of mentally retarded children are revealed. The psychological and pedagogical conditions of work on the formation of the skills of social behavior of children with intellectual disabilities are highlighted. It is concluded that the work on the formation of social behavior skills should have a systemic complex character and be a component of educational and correctional and developmental work with this category of children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

адаптированных общеметодических принципов педагогики и специфических принципов обучения этого контингента детей; направленность на развитие рефлексии; обеспечение должного содержания программного материала; предварительное моделирование и конструирование учебного материала; активизация деятельности обучающихся и индивидуальное дифференцирование состава и сложности заданий; учет зон актуального и ближайшего развития; создание должной слухо-речевой и игровой среды; использование совокупности средств общей и специальной педагогики с включением дактильной и жестовой речи; комплексирование традиционных и оригинальных, включая компьютерные технологии, средств обучения; применение средств повышения познавательной активности и избирательного воздействия на развитие памяти и внимания; сопровождение устной речи дактилированием; смена одно вида деятельности на другой при сохранении сути осваиваемого материала; целенаправленное формирование познавательного интереса к содержанию игры; целенаправленное формирование потребности в достижении успеха в осуществляемой деятельности; удовлетворение особых образовательных потребностей.

Литература:

1. Вершинин, М.А. Технологическое обеспечение формирования логического мышления учащихся в условиях дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Мершинин Михаил Александрович -Волгоград, 2001. - 24 с.

2. Габбазова, А.Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре: автореферат. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Габбазова Асыл Якуповна. - М., 2005. - 24 с.

3. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Герасимова Светлана Викторовна. - М., 2001. - 24 с.

4. Журавлев, Н.И. Шахматы. Шаг за шагом / Н.И. Журавлев. - М.: «Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2012. - 312 с.

5. Зыкова, Т.С. Школы для глухих и слабослышащих детей на этапе модернизации образования / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 31-36.

6. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // General and Professional Education - 2012. - № 1. - С. 8-14.

7. Князева, В.В. Педагогика: словарь научных терминов / В.В. Князева - М.: Вузовская книга, 2009. - 872 с.

8. Михайлова, И.В. Технология адаптивного шахматного обучения / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 38-41.

9. Разуваев, Ю.С. Действие в уме - основа основ / Ю.С. Разуваев // Шахматное обозрение. - 2000. - № 9. - С. 49.

10. Скаржинская, Е.Н. Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта: автореферат дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Скаржинская Елена Николаевна. -Малаховка, 2005. - 24 с.

11. Степанова, О.А. Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками / О.А. Степанова // Коррекционная педагогика в начальном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 199-207.

12. Тимофеев, А.А. Уроки шахмат в начальной школе. Опыт и перспективы / А.А. Тимофеев. - М.: ФГОУ Рос АКО АПК, 2003. - 120 с.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат психологических наук, доцент Шеховцова Елена Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Гостунская Яна Игоревна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. Проблема формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта является актуальной для современной дефектологической науки и практики. Это обусловлено усилением внимания к вопросам социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются основания необходимости исследования технологии формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Содержится анализ понятий «социальное поведение», «навыки социального поведения». Раскрываются факторы и причины, обуславливающие нарушение поведения у умственно отсталых детей. Проанализированы особенности социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Представлено обоснование специфики работы по формированию навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта. Выделены факторы, влияющие на формирование навыков социального поведения. Представлены результаты диагностики особенностей социального поведения младших школьников с нарушениями интеллекта. Раскрыты особенности организации и проведения целенаправленной работы по формированию навыков социального поведения умственно отсталых детей. Выделены психолого-педагогические условия работы по формированию навыков социального поведения детей с нарушениями интеллекта. Сделан вывод о том, что работа по формированию навыков социального поведения должна иметь системный комплексный характер и выступать составляющей учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: навыки социального поведения, формирование навыков социального поведения у детей с нарушениями интеллекта.

Annоtation. The problem of the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities is relevant for modern defectological science and practice. This is due to increased attention to the issues of socialization and social adaptation of children with disabilities. The article discusses the reasons for the need to study the technology of forming social behavior skills in children with intellectual disabilities. The analysis of the concepts "social behavior", "skills of social behavior" is contained. The factors and causes that cause behavioral disorders in mentally retarded children are revealed. The features of the social behavior of

children with intellectual disabilities are analyzed. Substantiation of the specifics of the work on the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities is presented. The factors influencing the formation of social behavior skills are identified. The results of diagnosing the features of social behavior of younger schoolchildren with intellectual disabilities are presented. The features of organizing and carrying out purposeful work on the formation of social behavior skills of mentally retarded children are revealed. The psychological and pedagogical conditions of work on the formation of the skills of social behavior of children with intellectual disabilities are highlighted. It is concluded that the work on the formation of social behavior skills should have a systemic complex character and be a component of educational and correctional and developmental work with this category of children.

Key words: social behavior skills, the formation of social behavior skills in children with intellectual disabilities.

Введение. Поиск эффективных технологий формирования навыков социального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем специальной педагогики и психологии.

В систему работы специальных образовательных учреждений включены различного рода мероприятия по социальной адаптации и социально-средовой ориентации обучающихся с нарушениями интеллекта. У них формируются навыки самообслуживания, поведения в быту, общественных местах, навыки общения. Однако необходимо отметить, что данная работа осуществляется, прежде всего, в рамках образовательной и воспитательной работы. При этом приоритетной областью изучения является познавательная деятельность в условиях умственного недоразвития. Социальному же развитию уделяется недостаточно внимания. В результате обозначился «отрыв уровня общеобразовательной подготовки умственно отсталого ребенка от уровня его социального развития» (Н.Л. Белопольская, В.И. Лубовский; Л.Ф. Хайртдинова Л.Ф.) [1]. Это определяет актуальность исследования проблемы формирования навыков социального поведения у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Изложение основного материала статьи. Вопросам формирования социального поведения посвятили и ряд своих работ отечественные и зарубежные исследователи (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Л. Выготский,

A. Леонтьев, Б. Теплов, А. Запорожец, П. Гальперин, А. Лурия, В. Ядов и др.). Большинство концепций этих авторов утверждают, что в социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права [3].

Социальное поведение - это способы деятельности социального субъекта, которые реализуются на основе социальных норм и ценностей, существуют вне индивидуальных сознаний, но избираются субъективно, усваиваются субъектом в результате социализации, обладают принудительной силой и способностью прямо или косвенно сопротивляться нерациональным изменениям, обеспечивают устойчивость социальной системы, направлены на поддержание социальной жизни, цикличны, непрерывны.

Категория «навыки социального поведения» включает в себя жизненные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Среди наиболее значимых навыков социального поведения можно выделить навыки позитивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, навыки понимания других, навыки управления собственными эмоциями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки продуктивного взаимодействия, навыки решения проблемных ситуаций [4].

Навыки социального поведения являются одними из самых трудно формируемых навыков.

В коррекционной педагогике и психологии различные подходы к проблеме формирования навыков социального поведения у детей с нарушениями психофизического развития, представлены в трудах Г.Г. Зак, Э.С. Калижнюк,

B.Ю. Карвялис, В.В. Коркунова, А.Г. Малер, В.Ф. Мачихиной, В.А. Панкова, Т.И. Пороцкой, Т.Н. Стариченко, В.А. Шинкаренко, A.M. Щербаковой и др.

Данные исследования показывают, что формирование навыков социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта, имеет большое значение для их социальной адаптации и интеграции.

Отклонения поведения умственно отсталых детей выражаются в устойчивых неадекватных проявлениях поведенческой деятельности, неумении критически оценивать ситуацию. Их поведению свойственны повышенная внушаемость, завышенная самооценка, неумение строить жизненные планы. Безынициативность ребёнка, обусловленная интеллектуальной недостаточностью, его неспособность к волевым усилиям, непроизвольной регуляции движений и познавательным психическим процессам отрицательно влияют как на учебно-познавательную деятельность, так и на становление личности в целом [5].

Имеющийся дефект в развитии оказывает значительное влияние на нарушение процессов социализации умственно отсталого ребенка. Такому ребенку, в отличие от сверстников с нормой, тяжелее приспособиться и воспринимать социальные нормы и требования.

Способность к обобщению и закреплению в сознании социально ценных поведенческих актов связана с таким личностным качеством ребенка, как критичность мышления. Известно, что дети с нарушением интеллекта характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему [5].

Особенности формирования навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта зависят от особенностей их психики.

Л.С. Выготский отмечал, что для умственно отсталых детей характерно своеобразие в формировании высших социально-психических функций. И хотя значение их не утрачивается в регуляции поведения, тем не менее, чем тяжелее степень умственной отсталости, тем большее значение приобретают биологические уровни регуляции поведения.

Медлительность протекания психических процессов возбуждения и торможения, выраженная конкретностью мышления, нарушением памяти, внимания, недоразвитием речи, отклонением эмоционально-волевой сферы обусловливают у детей с умственной отсталостью достаточно медленное образование навыков и привычек [2].

Шипицына Л.М. и Иванов Е.С., исследуя детей с умственной отсталостью, пришли к понятию «нарушение социального поведения», которое может быть применено к различным группам детей и к обозначению как патологических, так и непатологических форм поведения. Под термином «нарушение социального поведения» авторы подразумевают такое поведение, которое вступает в противоречие с нормами морали и нравственности, принятыми в данном обществе, и которое сопровождается социальной дезадаптацией [6].

Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью нередко носят устойчивый характер. Даже устраненное однажды нарушение поведения в силу инертности психических процессов имеет склонность к повторению, проявляясь в своеобразной стереотипии поведенческих реакций.

По мнению Лебединской К.С., Шипицыной Л.М., Иванова Е.С. и др., у детей с умственной отсталостью в лёгкой степени наиболее часто встречаются три типа синдромов нарушений поведения: синдром психической неустойчивости,

синдром повышенной аффективной возбудимости и синдром нарушенных влечений. В основе этих нарушений поведения лежит недостаточность нравственных побуждений и установок, эмоциональных привязанностей, дифференцированного отношения к окружающим, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц, нарушение инстинктивной жизни (недостаточность чувства самосохранения, расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.) [6]. Пересиленные синдромы препятствуют адекватному формированию навыков социального поведения детей с нарушениями интеллекта.

На формирование навыков социального поведения детей с нарушением интеллекта оказывают влияние трудности усвоения опыта межличностных отношений и неумение использовать его для регуляции своего поведения, слабое понимание предъявляемых требований, слабое развитие системы высших потребностей, определяющих в норме мотивы поведения и интересов, недоразвитие духовных качеств в сочетании с недоразвитием воли, сопровождающееся усилением низших потребностей и инстинктов.

Опираясь на результаты теоретического анализа проблемы, учитывая психофизиологические особенности детей с нарушениями интеллекта, с целью диагностики сформированности навыков социального поведения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, нами были выделены следующие их компоненты: когнитивный, включающий навыки самооценки и понимания других, (познание другого человека - взрослого, сверстника, способность понять его интересы и потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.); эмоциональный, включающий навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых, нестандартных ситуациях и поведенческий, включающий навыки позитивного общения, навыки продуктивного взаимодействия.

Диагностика данных компонентов осуществлялась нами с помощью следующих методов и методик: наблюдение за свободной деятельностью и общением детей в естественной непринужденной обстановке; беседа на тему: «Нужны ли правила поведения в обществе?»; методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман), методика «Сделаем вместе» И.Б. Дермановой и наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э.М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Еськиной Е.С., Больбот Т.Л.).

Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что социальное поведение детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта характеризуется недостаточной сформированностью всех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого) как в общении, так и в учебной деятельности, а именно: навыков самооценки и понимания других, навыков управления собственными эмоциональными состояниями, навыков адекватного поведения и навыков продуктивного взаимодействия.

Детям младшего школьного возраста с нарушением интеллекта свойственны следующие особенности навыков социального поведения: отсутствие или недостаточная сформированность знаний о нормах и правилах поведения в обществе; неумение выделять моральное содержание ситуации; нарушение норм поведения на уроке и в общении; отсутствие или слабая выраженность активности в учебной деятельности и общении; не критичность к собственным ошибкам; неумение наладить контакт с партнером, договориться; неумение извиняться, делиться, предлагать помощь сверстнику, работать в команде, поддержать контакт с партнером; проявление агрессивности в общении; проявление негативизма по отношению к сверстникам.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование навыков социального поведения умственно отсталых детей необходимо осуществлять путем организации целенаправленной работы.

В ходе работы по формированию навыков социального поведения, в первую очередь, необходимо учитывать особенности их развития у младших школьников с нарушением интеллекта, обусловленную структурой дефекта. Одной из таких особенностей является низкая способность психики умственно отсталого ребенка к торможению, которое обуславливает работу нервно-психической деятельности и влияет на дальнейшее поведение. Обучение умственно отсталого ребенка умению использовать в своем поведении торможение, контролировать одни действия и обязательно выполнять другие - важный аспект работы по формированию социального поведения.

Умственно отсталый ребенок не способен самостоятельно усвоить правила и нормы поведения, в силу особенностей нервной системы. Поэтому необходимо включение учащихся в коммуникативно-игровую деятельность, способствующую развитию навыков социального поведения, многократное повторение упражнений и действий по формированию навыков социального поведения.

В ходе работы по формированию навыков социального поведения педагоги и родители должны придерживаться единой системы требований. Это стимулирует детей с умственной отсталостью придерживаться правил поведения в различных ситуациях. Требования, как родителей, так и педагогов, должны быть четкими, неизменными, понятными для ребенка с нарушением интеллекта. Целесообразно в процессе работы по формированию навыков социального поведения у детей с нарушением интеллекта использовать такой методический прием, как разделение материала на составные части. Он заключается в том, что дети постепенно учатся выполнять каждое правило поведения с нарастанием сложности.

Работа по формированию навыков социального поведения должна осуществляться в естественной для ребенка социальной среде, которая является источником и условием становления сложной системы связей, которые постепенно развивают у ребенка навыки социального поведения.

Таким образом, эффективными психолого-педагогическими условиями работы по формированию навыков социального поведения детей с нарушениями интеллекта являются:

- учет специфики развития навыков социального поведения младших школьников с нарушением интеллекта, обусловленной структурой дефекта;

- включение учащихся в коммуникативно-игровую деятельность, способствующую развитию навыков социального поведения;

- опора на позитивные качества личности в процессе овладения навыками социального поведения;

- регулярный контроль соблюдения правил поведения в определенной ситуации;

- единство педагогических требований со стороны всех, кто участвует в процессе воспитании.

Выводы. Специфика формирования навыков социального поведения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта обусловлена, с одной стороны, органическим поражением центральной нервной системы умственно отсталого ребенка, с другой - нарушением системы отношений в сфере ближайшего окружения.

Своевременное выявление биологических и социальных причин нарушений социального поведения умственно отсталых детей требует разработки оптимальной, научно-обоснованной тактики психолого-педагогического воздействия.

Работа по формированию навыков социального поведения должна иметь системный комплексный характер и выступать составляющей учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Литература:

1. Володина, И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Володина Инна Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2004. - 194 с.

2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1004 с.

3. Гузенина, С.В. О научных концепциях изучения социального поведения / С.В. Гузенина // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №2 (048). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/o-nauchnyh-kontseptsiyah-izucheniya-sotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 15.05.2022)

4. Козина, И.Б. Особенности формирования социальных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях разных форм обучения / И.Б. Козина // The Scientific Heritage. - 2019. - №42-4 (42). - URL: https://cyberieninka.rn/artide/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnyh-navykov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 15.05.2022)

5. Черенёва, Е.А. Актуальные подходы к формированию социально-приемлемого поведения детей с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Черенёва, С.А. Филиппова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-formirovaniyu-sotsialno-priemlemogo-povedeniya-detey-s-intellektualnoy-nedostatochnostyu (дата обращения: 15.05.2022)

6. Шипицына, Л.М. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов. -Великобритания: Издательство Колег Элидир Уэллс, 1992. - С. 120.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шихматова Эльмира Самвеловна

Гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье раскрываются понятия «цифровизация», «цифровое образование», «дистанционное образование». Автор анализирует нормативно-правовую базу для развития цифровизации образования в России, а также существующие в Российской Федерации национальные программы и федеральные проекты в рамках внедрения цифровых информационных технологий. Материал статьи дает характеристику распространенности цифровых технологий с современных образовательных организациях (электронные журналы, электронно-библиотечные системы, официальные сайты образовательных организаций, использование социальных сетей и мессенджеров участниками образовательного процесса). Автор описывает существующие в действительности модели цифрового образования (дистанционное, гибридное и смешанное), а также приводит признаки цифровизации педагогического образования, существующие в современных исследованиях. Исследование делает попытку перечислить многообразие форм организации дистанционного обучения в России в XXI веке. В статье сделана попытка выделить достоинства и недостатки дистанционного обучения и цифровизации образования в целом.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое образование, цифровые ресурсы обучения, информационные образовательные технологии, дистанционное обучение, гибридное обучение, смешанное обучение, образовательные платформы.

An^a^n. The article reveals the concepts of "digitalization", "digital education", "distance education". The author analyzes the regulatory framework for the development of digitalization of education in Russia, as well as the existing national programs and federal projects in the Russian Federation as part of the introduction of digital information technologies. The material of the article characterizes the prevalence of digital technologies in modern educational organizations (electronic journals, electronic library systems, official websites of educational organizations, the use of social networks and instant messengers by participants in the educational process). The author describes the models of digital education that actually exist (distance, hybrid and mixed), and also cites the signs of digitalization of teacher education that exist in modern research. The study makes an attempt to enumerate the variety of forms of organizing distance learning in Russia in the 21st century. The article attempts to highlight the advantages and disadvantages of distance learning and the digitalization of education in general.

Key words: digitalization, digital education, digital learning resources, information educational technologies, distance learning, hybrid learning, blended learning, educational platforms.

Введение. Министерство просвещения Российской Федерации обеспечивает создание в стране к 2024 г. безопасного и современного цифрового образовательного пространства. Для этого в 2019 г. был создан Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на цифровую трансформацию российской системы образования и присоединение к цифровому образовательному пространству всех образовательных организаций страны. Также реализовывается Федеральный проект «Искусственный интеллект» и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которые активно разрабатываются и внедряются повсеместно, что говорит о востребованности данных направлений в современной российской действительности. Особенно актуально это на фоне эпидемии новой коронавирусной инфекции, которая вынуждает образовательные организации активно использовать дистанционные технологии обучения. Конечно, у цифрового дистанционного обучения есть много недостатков, но в 2022 г. население гораздо терпимее к ним относиться, чем 2020 г.

В данной работе будем основывать не только на научные публикации по дистанционному обучению и цифровизации образования, но и назовем нормативно-правовые основы национального курса Российской Федерации на цифровизацию: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 642 от 1.12.2016 г., Приказ Министерства просвещения № 649 от 02.12.2019 г. «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Государственная программа «Научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ № 377 от 29.03.2019 г., а также «Концепция создания Единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия...» (2019 г.).

Целью данного исследования является изучение особенностей становления цифрового образования в России.

Изложение основного материала статьи. Вначале определимся с терминологией. Цифровизация - это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, управление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.