«Обучающие мобильные AR-приложения», «Возможности использования QR-кодов для дополненной реальности», «История виртуальной реальности», «Тенденции развития AR/VR технологии», «Создание виртуальных экскурсий и музеев», разработка VR-квестов.
Выводы. В условиях цифровизации образования роль проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся значительно возрастает. Анализ роли и места рассмотренных цифровых инструментов в проектах преподавателей, студентов и школьников показал, что их использование способствует вовлечению обучающихся в активную познавательную деятельность; способствует развитию критического мышления; формирует умения работы с информацией, ее структурирования и представления в различных формах; развивает умения совместной деятельности.
Литература:
1. Брыксина, О.Ф. Сетевые социальные сервисы как инструмент реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе / О.Ф. Брыксина, К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. -№ 4 (25). - С. 6.
2. Канянина, Т.И. Цифровые инструменты для построения предметной информационно-образовательной среды / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-4. - С. 144-147.
3. Капранова, В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты / В.А. Капранова // Известия ВГПУ. - 2014. - № 3 (264). - С. 78-80.
4. Круподерова, Е.П. Освоение учителями информатики технологии вики / Е.П. Круподерова, В.П. Короповская // Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 50-52.
5. Круподерова, Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. / Е.П. Круподерова // Информатика и образование. - 2009. - № 10. - C. 109-110.
6. Круподерова, К.Р. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности / К.Р. Круподерова, Н.В. Попенко, С.Д. Попенко // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58-4. - С. 147-150.
7. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.
8. Круподерова, К.Р. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров / К.Р. Круподерова, Т.И. Калиняк // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017. - С. 34-36.
9. Круподерова, К.Р. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий / К.Р. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Педагогический вестник. - 2020. - № 16. - С. 34-36.
10. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
11. Панова, И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза / И.В. Панова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2(15). - С. 12.
12. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
13. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. - Н. Новгород: НЕРО, 2019. - 188 с.
14. Смолин, А.А.. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемкин, А.В. Меженин, В.А. Богатырев. - С-Пб: Университет ИТМО. - 2018. - 59 с.
15. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2013. - № 3. - С. 95-100.
Педагогика
УДК 376.42
кандидат психологических наук, доцент Кудрявцев Владимир Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Тарасова Виктория Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Модернизация образования затронула все сферы и все направления обучения и воспитания самых разных категорий обучающихся, в том числе и детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В данной статье рассмотрены особенности развития социальных навыков умственно отсталых младших школьников и перспективы их формирования в контексте организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: социальные навыки, младшие школьники, умственная отсталость, внеурочная деятельность. Annotation. Modernization of education has affected all spheres and all areas of education and upbringing of various categories of students, including children with mental retardation (intellectual disabilities). This article discusses the features of the development of social skills of mentally retarded younger schoolchildren and the prospects for their formation in the context of the organization of extracurricular activities.
Key words: social skills, primary school students, mental retardation, extracurricular activities.
Введение. С самого своего рождения человек погружен в систему социальных отношений и связей, с динамически меняющейся средой ближайшего социального окружения: семья, родственники, сверстники, партнеры по реализации какой-либо деятельности. Попадая в образовательное пространство, обучающийся осваивает два разнонаправленных уровня программы: первый включает в себя основные образовательные предметы, усвоение знаний, умений и навыков; второй -это формирование навыков социального взаимодействия, коммуникации, отношений [2]. Именно социальные навыки
обусловливают возможность полноценной социализации, адаптации и интеграции индивидуума в различные социокультурные и образовательные пространства [4].
Формирование социальных навыков ребёнка в период младшего школьного возраста является актуальной стратагемой современного образования не зависимо от наличия или отсутствия у обучающихся ограниченных возможностей здоровья. Именно в период обучения в начальной школе происходит целенаправленное, систематическое овладение обучающимися тем багажом знаний, который формирует будущий характер, волю, систему мировоззрения [6].
Обучение в школе неизменно предъявляет ряд всевозможных социально-средовых вызовов, требований, условий, в ответ на которые у обучающихся и формируются определённые стратегии, эталоны и навыки поведения в обществе. Именно эти навыки и создают определенную основу для дальнейшей социальной адаптации.
При анализе критериевсоциального развития и факторов формирования социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью большинство исследователей указывают недостаточную сформированность навыков поведения в обществе, отсутствие в личностном опыте данной подходящих образов (моделей) действия для решения той или иной проблемной ситуации [3].
Федеральным государственным образовательным стандартом определены основные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции, общие для всех детей с нарушениями развития:
- развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей [1].
Также,однойизактуальныхпроблемввопросах формирования социальных навыков является то, что саму дефиницию «социальные навыки» нередко минимизируют, сводя к бытовым навыкам, навыкам самообслуживания и организации личного пространства умственно отсталых детей [5]. Ограниченность форм и средств внеурочной деятельности, дефицит исследовательских данных по этому вопросу вносят некоторую размытость в критериальную базу при оценке уровня сформированности социальных навыков.
В проведенном нами исследовании, приняло участие 26 умственно отсталых младших школьников, обучающихся начальной ступени образования - учащиеся вторых, третьих и четвертых классов.
Основу экспериментального исследования составила диагностическая программа, включающая в себя: методики «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина), «Схема наблюдения навыков общения» (М.Я. Басов), «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Изложение основного материала статьи. Единого мнения о том, что такое социальные навыки, нет. Однако проведя анализ разных точек зрения, общее среди них можно выделить следующее: социальные навыки несут в себе определённые умения человека, которые позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми или различными группами людей [8].
Социальные навыки, традиционно, классифицируют на ряд групп, исходя из видов и результатов деятельности, а также психических процессов и систем, задействованных в них:
Коммуникативные навыки: рациональное использование вариативных средств вербальной и невербальной коммуникации; инициирование, установление и поддержание контакта, аргументирование выражение своего мнения, выражение просьбы и т.д.
Перцептивные навыки: наблюдение и понимание внешних проявлений своих и чужих эмоциональных состояний, систематизация, категоризация и проекция различных состояний; способность принять позицию другого, эмпатийное взаимодействие, основанное на принятии и оказании поддержки и сочувствия.
Познавательные навыки: осознание определенных несоответствий, недостатков и проблем в ходе реализации совместной деятельности, общения, коммуникации; поиск и использование информации в целях устранения трудностей взаимодействия с другими людьми и повышения результатативности совместной деятельности.
Организаторские навыки: планирование, прогнозирование и контроль совместной деятельности; поиск основных форм и средств решения индивидуальных и групповых задач; инициация программ действий, принятие ответственности за предлагаемые решения и реализованные действия.
Рефлексивные навыки: соотнесение своего поведения с действиями других; анализ и соотнесение ожиданий и потребностей, планируемых и достигнутых результатов; самоорганизация, самоконтроль, самооценка [7].
В качестве показателей и критериев оценки уровня сформированности навыков социального взаимодействия нами были выделены следующие (Таб. 1):
Таблица 1
Уровни сформированности навыков социального взаимодействия
Уровень сформированности Показатели
Высокий Инициативное, активное участие в общественных делах и поручениях; мотивированность на практическую пользу другим; активная позиция и собственная точка зрения точки зрения; декларирование социально одобренных жизненно важных ценностей; контроль собственных эмоциональных реакций; неконфликтность; инициатива при установлении контакта с окружающими; знание и соблюдение правил и норм социального поведения; адекватная оценка собственных и чужих действий, ситуаций и явлений; готовность взять на себя ответственность за свои решения и действия.
Средний Принятие важности социально-ориентированной деятельности и относительная готовность к участию в ней; не достаточно четко выраженная точка зрения; не всегда проявляется способность представиться и вступить в контакт с окружающими; способность контролировать свои эмоции и чувства проявляется не всегда; знание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками; знание способов решения конфликтных ситуаций, но редкое их применение; способность адекватно оценивать свои действия и действия окружающих проявляется не всегда; стремление к самовыражению, самоопределению; способность адекватно оценить ситуацию и подобрать соответствующее поведение проявляется не всегда; готовность нести ответственность за свои поступки.
Низкий Отсутствие способности контролировать свои эмоции и чувства; способность представиться и вступить в контакт с окружающими не проявляется; не проявляется отстаивание своей точки зрения; отсутствие осознания значения участия в общественной деятельности; нежелание придерживаться норм и правил социального поведения в обществе; частичное или полное отрицание социально одобренных жизненно важных ценностей; отсутствие способности адекватно оценивать свои действия и действия окружающих; способность адекватно оценить ситуацию и подобрать соответствующее поведение не проявляется; не проявляется готовность нести ответственность за свои поступки.
Формирование социальных навыков у умственно отсталых детей проходит иначе, так как основной проблемой таких детей является утрата их связи с социумом, ограниченная мобильность, дефицит контактов со сверстниками и взрослыми. Также умственно отсталые дети характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать и использовать получаемую из окружающей среды информацию [9].
На особенности формирования социальных навыков у умственно отсталых младших школьников влияет структура дефекта развития данной категории детей. Алгоритм социализации оказывается затруднен, поскольку у обучающихся снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта [10]. Основной сложностью в формировании и коррекции социальных навыков умственно отсталых младших школьников является соблюдение и учёт всех характерных особенностей развития этой категории детей. Формирование социальных навыков должно проходить в рамках специальных коррекционно-развивающих занятий [11].
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что большая часть умственно отсталых младших школьников обладает низким уровнем ориентации на позиции другого человека. Анализируя предлагаемые проблемные ситуации, обучающиеся фокусируются на каком-то одном аспекте, зацикливаясь на одной, наиболее очевидной, поверхностной точке зрения. В качестве аргументации своей позиции используется лишь обозначение собственных предпочтений и желаний. Результаты исследований показывают высокий уровень различия по показателю низкого уровня понимания и учета позиции другого человека у обучающихся вторых и третьих-четвертых классов, при этом третьи и четвертые классы дают неразличимые показатели по распределению уровней. Высоким уровнем учёта позиции другого человека обладают лишь 10%, обучающихся вторых классов, и 25% как в 3, так и в 4 классе. Помощь в усовершенствовании навыков понимания и учёта позиции другого человека, организация целенаправленной систему мероприятий по развитию данных социальных навыков становится одной из перспективных и важных задач в системе коррекционно-развивающей и воспитательной работы.
Оценка уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) обнаружила следующую тенденцию: умственно отсталые младшие школьники демонстрируют равномерный динамический рост показателя моральной децентрации по мере перехода из 2 класса в 3 и затем в 4. К 4 году обучения на высокий уровень моральной децентрации выходит 62,5% школьников (в сравнении с 20% во 2 классе и 37,5% в 3 классе), что свидетельствует об устойчивом усвоении обучающимися норм взаимопомощи, идей справедливости и снижении интенсивности беспомощно-потребительской позиции нуждающегося и слабого. При этом, следует отметить, что каждый четвертый остается на среднем уровне развития данного показателя.
Имеет определенные динамические тенденции и показатель способности детей к партнёрскому диалогу: низкий уровень отмечается у 50% обучающихся 2 классов, 37,5% - 3 классов, 37,5% - 4 классов, высокий уровень способности к диалогу к окончанию четвертого класса так же обнаруживается лишь у 37,5% обучающихся. Следует отметить одну очевидную закономерность: на каждом году обучения умственно отсталых младших школьников выделяется одна наиболее дефицитная «позиция» в показателях развития социальных навыков:
2 класс - трудности инициации контакта, вступления в диалог и его завершения.
3 класс - трудности поддержания диалога, низкий уровень умений в составлении и задавании вопросов собеседнику.
4 класс - проблемы «слушания» собеседника.
При анализе результатов наблюдений за практической реализацией навыков общения (по модели М.Я. Басова) было отмечено, что высокого уровня сформированности действий, направленных на умение эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми достигают лишь небольшая часть обучающихся на всех исследуемых годах обучения (2 класс -10%, 3 и 4 класс - 12,5%). Так же следует отметить и определенную закономерность в показателях развития навыка сопереживания сверстнику и поддержания продолжительного общения. Из всех показателей наиболее результативным оказывается показатель «Владение пластикой» (мимика, жесты, пантомимика), что, безусловно, можно использовать как ресурс в коррекционно-развивающей работе с обучающимися.
В целом, следует отметить, что практически половина умственно отсталых младших школьников имеют низкий уровень сформированности коммуникативно-речевой деятельности. Это проявляется в отказах выполнять работу в парах, в неумении договориться о выполнении одинакового рисунка, при этом, данное состояние статично и не обнаруживает положительной динамики на период обучения в начальной школе. Высокого уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности достигают лишь небольшая часть умственно отсталых младших школьников на всех исследуемых годах обучения (2 класс - 20%, 3 и 4 класс - 25%).
Полученные данные обуславливают необходимость специального целенаправленного обучения, так как без него социальным навыкам умственно отсталые младшие школьники не смогут овладеть самостоятельно. Учитывая, что такая работа должна проводиться на протяжении всего образовательного и воспитательного процесса, представляется возможным её осуществление через внеурочную комплексную деятельность.
Содержащиеся в комплексе мероприятия должны быть, в первую очередь, направлены на формирование и расширение у умственно отсталых младших школьников знаний об обществе, правилах и нормах поведения в нём, а также о взаимодействии со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Также, необходимо предусмотреть проектирование и моделирование специальных ситуаций, развивающих умение понимать и оценивать поступки других людей [10].
Цель коррекционно-развивающего комплекса: формирование социальных навыков умственно отсталых младших школьников во внеурочной деятельности.
Направления деятельности:
• Развитие коммуникативной грамотности умственно отсталых младших школьников, повышение уровня знаний о нормах и правилах общения и поведения в обществе;
• Развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• Развитие социальной перцепции, способности понимать состояния и позицию других людей;
• Развитие навыков предотвращения конфликтов и конструктивного выхода из возникших конфликтных ситуаций.
Большая часть комплекса мероприятий состоит из игр и игровых упражнений, так как игра у умственно отсталых
младших школьников занимает, хоть и не главенствующее, но всё же важное место и оказывает многостороннее влияние на психическое развитие ребёнка, являясь неоспоримым средством приобретения социального опыта и социальных навыков. Игры достаточно широко используются в неурочное время, во время прогулок, на коррекционно-развивающих занятиях и в условиях домашнего воспитания [5].
Выводы. Таким образом, данные, полученные в ходе экспериментальных исследований и анализа литературы, позволили констатировать наличие объективных трудностей формирования социальных навыков у младших школьников с умственной отсталостью:
- низкий уровень учёта позиции другого человека, узость точки зрения и отсутствие рациональной аргументации, с акцентом на собственные желания и предпочтения;
- в период обучения в начальной школе, на каждом году обучения выделяется наиболее дефицитарный блок социальных навыков, которые необходимо компенсировать и развивать посредством специальных коррекционно-развивающих занятий;
- по большинству показателей скачок позитивной динамики происходит по окончании второго класса, после чего динамика снижается или замирает;
- наибольшие сложности умственно отсталые младшие школьники испытывают при организации и контроле собственного поведения в общении как со взрослыми, так и со сверстниками;
- без дополнительного комплекса коррекционно-развивающих средств, реализуемых во внеурочной деятельности процесс формирования социальных навыков умственно отсталых младших школьников является малоэффективным.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 404 с.
2. Анварова, С.Р. Формирование социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью / С.Р. Анварова, В.Э. Болдырева // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. - № 5(32). - С. 340-343.
3. Борисова Е.Ю., Козина И.Б. Проблемы формирования социальной компетентности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивного образования // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т; под ред. М.А. Мокосеевой. - Йошкар-Ола, 2018. - 406 с. - С. 142-147 Режим доступа: http s: //el ibrary. ru/item.asp ?id=35181144
4. Евглевская, С.В. Критерии и уровни сформированности социальных навыков обучающихся, методики их диагностирования / С.В. Евглевская // Молодой ученый. - 2018. - № 44 (230). - С. 268-270. - URL: https://moluch.ru/archive/230/53465/
5. Евглевская, С.В. Формирование социальных навыков обучающихся / С.В. Евглевская // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 9(25). - С. 702-704.
6. Запятая, О.Ф. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Запятая Ольга Валентиновна. - Красноярск, 2011. - 22 с.
7. Киселева, Т.Г. Сравнительный анализ уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью / Т.Г. Киселева, А.А. Дегтярева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 05 февраля 2021 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 146-150.
8. Козина, И.Б. Особенности формирования социальных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях разных форм обучения / И.Б. Козина // The Scientific Heritage. - 2019. - №42-4 (42). - С. 12-15. URL: httpsV/cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnyh-navykov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения 5.04.2022)
9. Ольхина, Е.А. Проблема формирования полоролевой идентичности у младших школьников с умственной отсталостью / Е.А. Ольхина, М.Ю. Цветкова // Вопросы педагогики. - 2021. - № 10-2. - С. 281-284.
10. Рогожина, Е.А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей / Е.А. Рогожина, В.А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-2. - С. 183-185.
11. Цветкова, Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности / Г.В. Цветкова. - Волгоград: Изд- во Учитель, 2020. - 138 с.
Педагогика
УДК 378.4
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Ломов Станислав Петрович
Московский педагогический государственный университет (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Аманжолов Сейткали Абдикадырович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); аспирант Федосенко Елена Владимировна
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
РОЛЬ БЕЛОГО ЦВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы символического значения белого цвета. Выявлено, что разные цвета по-разному влияют на человека. Затрагиваются вопросы семантики, гендера и психологии белого цвета. В статье затрагиваются и физические аспекты цветообразования. Рассматривается влияние цвета на психику человека, его восприятие. Сделан обзор о важности белого цвета у различных народов и культур. Выявлена историческая важность и трансформация отношения к данному цвету в разные периоды существования человечества. Рассмотрено и отношение к белому цвету в различных религиях. Отмечено психологическое воздействие цвета на личность человека и изучение его в психологии. Особенно важно влияние в этой сфере белого цвета на восприятие человека при работе с пространством. За счёт использования цвета возможно зрительное увеличение или уменьшение площади. Данный приём часто используется в архитектуре и дизайне пространства. В статье также уделяется внимание вопросам рационального применения белого цвета в детских образовательных учреждениях. Рассмотрены особенности при формировании и образовании комфортной образовательной среды для детей. При написании статьи учитывались современные научные знания о белом цвете.
Ключевые слова: белый цвет, символизм, психология цвета, семантика белого цвета, влияние белого цвета, образовательная среде.
Annоtation. This article examines the issues of the symbolic meaning of white. It was revealed that different colors have different effects on a person. The issues of semantics, gender and psychology of white are touched upon. The article also touches on the physical aspects of color formation. The influence of color on the human psyche, its perception is considered. An overview is made about the importance of white color in various peoples and cultures. The historical importance and transformation of attitudes to this color in different periods of human existence are revealed. The attitude to the white color in various religions is also considered. The psychological effect of color on a person's personality and its study in psychology are noted. The influence of white color on a person's perception when working with space is especially important in this area. Due to the use of color, a visual increase or decrease in the area is possible. This technique is often used in architecture and space design. The article also pays attention to the rational use of white in children's educational institutions. The features of the formation and education of a comfortable educational environment for children are considered. When writing the article, modern scientific knowledge about the color white was taken into account.
Key words: white color, symbolism, psychology of color, semantics of white color, influence of white color, educational environment.
«Для меня нет цвета ярче, чем черный и белый» Алессандро Дель Пьеро
Введение. Вопросы предпочтения и симпатии человека к какому-либо цвету, его мысли и ассоциации, связанные с ним, могут считаться основными для науки психология цвета. Предметом изучения являются взаимосвязи психики и цвета. В сферу исследований эмпирической науки, входят влияние цвета на психическую деятельность человека, регуляция посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д. В настоящий момент появляется много исследований относящихся к взаимоотношениям цвета и психики - это тема неисчерпаемая и интригующая. «Цветная руда» информации и фактуры, непрестанно добываемая исследователями о цвете, требует серьезной систематизации и обработки, чтобы знания о цвете засверкали новыми гранями, подобно самоцветам.
Изложение основного материала статьи. Современному миру требуется прикладывать много усилий, чтобы качественно адаптироваться к изменениям общества, среды и цифровых технологий. У молодого поколения наблюдаются определенные кризисы доверия и внимания к опыту предыдущего поколения, происходит переосмысление знаний и трансформация мышления. Образование переводит фокус внимания на качество и уровень мышления, взаимосвязей междисциплинарных областей, происходит серьезное переосмысление многих вопросов и ценностей. Стремительно видоизменяется со средой и формами образования, понятия комфорта и мировоззрение. Вопросы цвета как одного из ведущих факторов влияния на трансформацию среды, его воздействия на когнитивные функции, быстроту реакций, утомляемость, память или эмоциональное состояния приобретают все большее значение в обществе «визуальных потребителей». С начала 2000 годов в обществе доминирующую роль приобретают визуальные раздражители, человека окружает цвет повсеместно, при этом скорость изменения и интенсивность цветовых раздражителей серьезно увеличилась. Этому способствует активная цифровая среда, где оцифрованный цвет приобрел значительную сферу влияния. « Я не удивлюсь, если в эпоху бурного развития 3-Д технологий именно цвет окажется тем самым четвертым измерением, исследование которого подарит нам множество поразительных открытий», - написал президент французского комитета дизайнеров - колористов Оливье Гийемен.
Большой интерес вызывает белый цвет, вобравший в себя все цвета спектра, цвет начала сотворения мира, цвет света. Белый цвет - явление сложное и многогранное, осознать и оценить его могущество все более представляется возможным с современным уровнем науки (физики, физиологии, психологии и т.д.). С развитием цифрового общества актуальность и способность цвета передавать значения, проявлять ассоциации не исчезла, а цветовые ассоциации все более обладают индивидуальной спецификой, национального, религиозного, возрастного, социального, культурного восприятия. Нельзя недооценить значения исследования символики, семантики, гендерного и многих других аспектов в изучение цвета для получения более полной, всесторонней картины исследования. Вопрос, насколько оправданно применение белого цвета в образовательных учреждениях, в какой мере белый цвет воздействует на формирование комфортной образовательной среды, в каких реалиях и объемах рационально его использование интересен к рассмотрению, полезен и функционален, чтобы прийти каким-либо заключением немаловажно рассмотреть историю развития символизма белого цвета.