Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / LIFE COMPETENCIES / MENTALLY RETARDED STUDENTS / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагундокова Данна Муратовна, Литвиненко Эмма Робертовна, Власенко Валерия Сергеевна

В статье рассматривается проблема формирования жизненных компетенций у умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности. В статье изложен опыт работы ГБОУ школы №21 г. Краснодара, а именно реализация оптимизационной модели внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций у умственно отсталых школьников. Описаны механизмы реализации комплексной программы внеурочной деятельности на базе специальной (коррекционной) школы с учетом требований государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Определены основные задачи организации внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций, направления, этапы и подходы к работе. Реализация данной модели позволяет формировать у умственно отсталых школьников на начальном этапе обучения понимание и умение частично самостоятельно применять жизненные компетенции, предусмотренные образовательным стандартом. В дальнейшем разработанная нами модель организации внеурочной деятельности на этапе обучения и воспитания школьников с 5 по 9 класс требует расширения опыта их социального взаимодействия. Данная тенденция обусловлена необходимостью практического закрепления формируемых жизненных компетенций в самостоятельной практической деятельности умственно отсталых учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагундокова Данна Муратовна, Литвиненко Эмма Робертовна, Власенко Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF LIFE COMPETENCIES IN MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN WITHIN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: FROM THE EXPERIENCE OF KRASNODAR'S SCHOOL №21

The article deals with the problem of the formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren within the extracurricular activities. The article describes the experience of School No. 21 in Krasnodar, namely, the implementation of an optimization model of extracurricular activities for the formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren. The mechanisms for the implementation of a comprehensive program of extracurricular activities on the basis of a special (correctional) school, taking into account the requirements of the state standard of education for persons with intellectual disabilities, are described. The main tasks of organizing extracurricular activities for the formation of life competencies, directions, stages and approaches to work are determined. The implementation of this model allows mentally retarded schoolchildren to develop an understanding and ability to partially independently apply life competencies provided for by the educational standard at the initial stage of learning. In the future, the model we have developed for organizing extracurricular activities at the stage of teaching and upbringing of schoolchildren from 5 to 9 grades requires expanding the experience of their social interaction. This trend is due to the need for the practical consolidation of the formed life competencies in the independent practical activity of mentally retarded students.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ ШКОЛЫ №21 Г. КРАСНОДАРА»

International Scientific and Practical Conference. Vol. 1]. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj tehnicheskij universi-tet, 2001, pp. 144-151.

3. Sem'ja G.V. Aktual'nye problemy social'noj reabilitacii detej, vospityvajushhihsja v sem'jah, ne spravljajushhihsja s zadachami vospitanija [Actual problems of social rehabilitation of children brought up in families that cannot cope with the tasks of education]. Sovremennye tehnologiipodderzhki semej, popavshih v trudnuju zhiznennuju situaciju [Modern Support Techniques for Families in Difficult Life Situations] : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moscow: Mezhdunarodnaja lingvisticheskaja shkola, 2017, pp. 44-65.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.А. Чипан, аспирант кафедры истории и теории педагогики, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6084-0365.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.A. Chipan, Graduate Student of the Department of History and Theory of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6084-0365.

УДК 376

Данна Муратовна Шагундокова, Эмма Робертовна Литвиненко, Валерия Сергеевна Власенко

г. Краснодар

Модель формирования жизненных компетенций у умственно отсталых школьников в рамках организации внеурочной деятельности: из опыта работы

ГБОУ школы №21 г. Краснодара

В статье рассматривается проблема формирования жизненных компетенций у умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности. В статье изложен опыт работы ГБОУ школы №21 г. Краснодара, а именно реализация оптимизационной модели внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций у умственно отсталых школьников. Описаны механизмы реализации комплексной программы внеурочной деятельности на базе специальной (коррекционной) школы с учетом требований государственного стандарта образования лиц с интеллектуальными нарушениями. Определены основные задачи организации внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций, направления, этапы и подходы к работе. Реализация данной модели позволяет формировать у умственно отсталых школьников на начальном этапе обучения понимание и умение частично самостоятельно применять жизненные компетенции, предусмотренные образовательным стандартом. В дальнейшем разработанная нами модель организации внеурочной деятельности на этапе обучения и воспитания школьников с 5 по 9 класс требует расширения опыта их социального взаимодействия. Данная тенденция обусловлена необходимостью практического закрепления формируемых жизненных компетенций в самостоятельной практической деятельности умственно отсталых учащихся.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, жизненные компетенции, умственно отсталые школьники, социализация.

Danna Muratovna Shagundokova, Emma Robertovna Litvinenko, Valeriya SergeevnaVlasenko

Shadrinsk

Model of formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren within the extracurricular activities: from the experience of Krasnodar's school №21

The article deals with the problem of the formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren within the extracurricular activities. The article describes the experience of School No. 21 in Krasnodar, namely, the implementation of an optimization model of extracurricular activities for the formation of life competencies in mentally retarded schoolchildren. The mechanisms for the implementation of a comprehensive program of extracurricular activities on the basis of a special (correctional) school, taking into account the requirements of the state standard of education for persons with intellectual disabilities, are described. The main tasks of organizing extracurricular activities for the formation of life competencies, directions, stages and approaches to work are determined. The implementation of this model allows mentally retarded schoolchildren to develop an understanding and ability to partially independently apply life competencies provided for by the educational standard at the initial stage of learning. In the future, the model we have developed for organizing extracurricular activities at the stage of teaching and upbringing of schoolchildren from 5 to 9 grades requires expanding the experience of their social interaction. This trend is due to the need for the practical consolidation of the formed life competencies in the independent practical activity of mentally retarded students.

Keywords: extracurricular activities, life competencies, mentally retarded students, socialization.

Реализация компетентстного подхода в специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование социальных навыков в практико-ориентированных ситуациях.

Такие ученые как Л.Б. Хихловский, Н.Т. Пече-нюк, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя выделяли различные группы ключевых компетенций, но основными являлись следующие: коммуникативные, информационные и компетентность решения проблем.

Как отмечают исследователи Д.В. Григорьев и П.В. Степанов понятие «внеурочная деятельность» объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся» [1].

Успешная социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в значительной степени зависит от того, насколько педагогически эффективно организуется внеурочная деятельность. Умственно отсталые школьники ввиду психофизических особенностей развития нежелательны в массовой системе дополнительного образования. Также процесс социализации данной категории учащихся усугубляется тяжелым материальным положением многих семей, низкий образовательный уровень и склонностью к асоциальному образу жизни большого числа их родителей.

На базе ГБОУ школы № 21 г. Краснодара была разработана и апробирована оптимизационная модель формирования жизненных компетенций во внеурочной деятельности у умственно отсталых школьников (см. Рисунок 1).

Главной задачей разработанной нами модели является объединение всех видов внеурочной деятельности умственно отсталых школьников с целью формирования жизненных компетенций у воспитанников.

Основными задачами внеурочной деятельности в специальной (коррекционной) школе по формированию жизненных компетенций являлись:

1) увеличение числа умственно отсталых школьников, охваченных организованным досугом;

2) учет индивидуальных особенностей в подборе осваиваемых направлений внеурочной деятельность;

3) формирование умений использовать приобретенные жизненные знания в самостоятельной практической деятельности;

4) формирование навыков взаимодействия с социумом.

Преимущества оптимизационной модели состояли в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении.

Данная модель внеурочной деятельности включала в себя разработанные нами программы

внеурочной деятельности в соответствии с основными направлениями развития личности умственно отсталого школьника:

1. Духовно-нравственное - программа «Азбука нравственности»;

2. Общекультурное - программа «Азбука общения»;

3. Социальное - программа «Азбука пешехода»;

4. Формирование ЖОЗ - программа «Азбука здоровья».

Организация внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций у школьников с умственной отсталостью строилась на основе следующих подходов: системно-деятельностного, комплексного, аксиологического.

Системно-деятельностный подход является основой внедрения ФГОС в специальную (коррек-ционную) образовательную организацию, который в рамках нашей комплексной модели внеурочной деятельности предполагал:

1) развитие и воспитание личностных качеств умственно отсталых школьников в соответствии с запросом современного общества;

2) обеспечение индивидуальности, познавательной активности и личного развития обучающихся;

3) ориентирование на результаты обучения и воспитания в соответствии с АООП школы [4].

Аксиологический подход позволил выбирать содержание внеурочной деятельности с точки зрения заложенных в умственно отсталых младших школьниках потенциальных возможностей, позволяющих целенаправленно влиять на формирование жизненных компетенций у воспитанников[3].

В соответствии нашей моделью координирующую роль на уровне класса выполнял классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами.

Классный руководитель, как ведущий специалист, выполнял следующие функции и задачи:

1) Организация взаимодействия с педагогическими работниками в рамках внеурочной деятельности;

2) организация коррекционно-воспитательного процесса в целях сохранения и развития положительных качеств личности воспитанников в социально значимой деятельности;

3) формирование навыков реализации социально значимой деятельности обучающихся.

Все разработанные нами программы внеурочной деятельности были реализованы в сотрудничестве со специалистами школы и семьями учащихся.

Педагог-психолог и социальный педагог в рамках нашей модели оказывали методическую и консультационную помощь, в целях преодоления возникающих трудностей в усвоении программы.

В целях обеспечения накопительной системы оценки достигаемых результатов родители прини-

мали участие в разработке структуры портфолио обучающихся, помогали в создании и наполнении их соответствующими материалами.

Основными принципами организации внеурочной деятельности в рамках нашей модели являлись:

- индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий учёт личностных, возрастных особенностей учащихся;

- социального партнерства, предполагающий добровольность и признание партеров друг друга в качестве участников общественных отношений;

- преемственности в создании программ курсов внеурочной деятельности, которая предполагает обогащение средств, форм и методов и аккумулирует позитивные результаты на всех этапах внеурочной деятельности.

Разработанная нами модель внеурочной деятельности состояла из нескольких основных блоков:

- содержательно-ценностного;

- процессо-технологического;

- результативно-корректирующего.

Модель формирования жизненных компетенций во внеурочной деятельности

Содержательно-ценностный блок

Цель: наполнить комплексную программу внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций у умственно отсталых школьников.

Комплексная программа внеурочной деятельности

Направления развития личности

Духовно-нравственное программа «Азбука ноавственностп»

Обшекультурное программа « A збука обшенпя»

Социальное программа «Азбука пешехода»

Формирование ЗОЖ программа «Азбука злооовья»

Жизненные компетенции

1. Развитие адекватных представлешш о собственных возможностях к ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения II созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах п правах в организации обучения.

2. Овладение социально- бытовыми умениями, пспользуемымп в повседневной жизни.

3. Овл ад ение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Процессе технологический блок

Цель: организовать процесс формирования жизненных компетенций во внеурочной деятельности у

умственно отсталых школьников

Этапы педагогической деятельности по формированию жизненных компетенций

1 этап: представление жпзненныхкомпет енцнй, поиск (приобретение знания)

2 этап: обеспечение личностной значимости жизненных компешциЁ, оценка (переживание)

3 этап: организация ориентир ов анной деятельности, присвоение.

4 этап г рефлексия сформированное тп жизненных компетенций, проекция (построение будущего)

Результативно-корректирующий блок

Цель: оценить и скорректировать уровень сформпрованностп жизненных компетенций.

Коррекция Методы: беседа, консультация, тренинга, таоажненпя. Диагностика Методы: метод экспертной оценки, наблюдение.Этапы диагностики: подготовительный —► сбои данных—► интеопоетаиия данных

Результат: сформпрованностъ жизненных компетенций у умственно отсталых школьников.

Рис. 1 Модель организации внеурочной деятельности по формированию жизненных компетенций в условиях специальной (коррекционной) школы №21 г. Краснодар

Содержательно-ценностный блок включал в себя разработку комплексной программы внеурочной деятельности по ведущим направлениям развития личности умственно отсталого школьника, а также продумывание уровней ее освоения.

На базе школы реализовывались программы внеурочной деятельности по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное; общекультурное; социальное; формирование здорового образа жизни.

Выбранные направления внеурочной деятельности позволяли комплексно влиять на процесс формирования жизненных компетенций у умственно отсталых младших школьников, а так же способствовали познанию ими окружающей действительности.

Рабочие программы внеурочных занятий составлялись в соответствии с целями и задачами, изложенными в образовательной программе школы, а также с учетом индивидуальных особенностей учащихся и пожеланий их родителей.

Данная модель имеет несколько уровней освоения программы.

Процессо-технологический блок включал в себя организацию процесса формирования жизненных компетенций в условиях социально -культурной среды в которой находятся умственно отсталый младший школьник. Данный блок способствует организации воспитательного процесса через реализацию этапов педагогической деятельности по формированию жизненных компетенций:

- 1 этап (представление компетенций), на котором умственно отсталый школьник знакомится с жизненными компетенциями во внеурочной деятельности, организуется взаимодействие «педагог - ученик» и осуществляется диагностика текущего состояния сформированности жизненных компетенций;

- 2 этап (обеспечение личностной значимости жизненных компетенций), на котором происходит осознание школьниками жизненных компетенций их соотнесения с иерархией субъективно значимых личностных ценностей;

- 3 этап (организация ценностно -ориентированной деятельности), на котором происходит реализация программы формирования жизненных компетенций в практической деятельности умственно отсталого младшего школьника;

- 4 этап (рефлексия сформированности жизненных компетенций), на котором осуществляется осмысление сути жизненных компетенций и значения их постоянной реализации в практической деятельности [1].

Результативно-корректирующий блок предполагал проведение своевременной диагностики освоения программы внеурочной деятельности и выявления ее недостатков с помощью метода экспертной оценки и наблюдения. Данные методы позволяют оценить изучаемые показатели с точки

зрения всех участников воспитательного процесса: классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и родителей.

По итогам реализации модели внеурочной деятельности нами был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга сформированно-сти жизненных компетенций учащихся экспериментальной группы за период обучения в начальной школе, предусмотренных стандартом образования лиц с умственной отсталостью.

На конец обучения в начальной школе была выявлена положительная динамика сформирован-ности жизненных компетенций в экспериментальной группе испытуемых. По параметру «Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях и о насущно необходимом жизнеобеспечении» выявлено увеличение уровня сформированности на 30%. В сфере жизненной компетенции «Осмысление и дифференциация картины мира» уровень ее сформированности возрос на 20%. По параметру «Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия» замечено увеличение на 20%. По параметру «Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей» уровень развития жизненной компетенции увеличился на 30%. В сфере жизненной компетенции «Владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни» уровень сформированности возрос на 30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественный анализ полученных данных свидетельствует о том, что учащиеся экспериментальной группы стали применять в повседневной жизни элементарные правила ухода за собственным телом: стали мыть руки в столовой и дома перед едой; чистить зубы. При выборе продуктов питания стали диффренцировать некоторые полезные и вредные из них (например конфеты вредные). Учащиеся стали более внимательны к своему внешнему виду, а некоторые из них стали делать замечания своим одноклассникам. Учащиеся входящие в состав экспериментальной группы узнали значение сигналов светофора, а также в самостоятельной практической деятельности стали совершать действия в соответствии с ними. По словам родителей дети стали вести себя более спокойно в транспорте и общественных местах, а также объяснять значение простых дорожных знаков встречающих им по пути в школу таких как стоп, автобусная остановка, подземный и наземный

В дальнейшем разработанная нами модель организации внеурочной деятельности на этапе обучения и воспитания школьников с 5 по 9 класс требует расширения опыта их социального взаимодействия. Данная тенденция обусловлена необходимостью практического закрепления формируемых жизненных компетенций в самостоятельной практической деятельности умственно отсталых учащихся.

Решение данной проблемы требует расширения сферы сетевого взаимодействия образовательного учреждения с коррекционными и массовыми школами, а также системой дополнительного образования Краснодарского края. Таким образом, до-

стижение всех трех уровней предполагаемых результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности реализации данной модели внеурочной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. - Москва, 2008. - Текст : непосредственный.

2. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - Текст : непосредственный.

3. Ильина, С.Ю. Система оценки достижений образовательных результатов обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте требования федерального государственного образовательного стандарта / С.Ю. Ильина. - Текст : непосредственный // Специальное образование. - 2016. - № 3.

4. Кукушкина, О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова. -Текст : электронный // Альманах Института коррекционной педагогики РАО : науч.-метод. журн. - 2002. - № 5. -URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.

5. Пониманская, Т.И. Воспитание для жизни / Т.И. Пониманская. - Москва : Монтессори - центр, 2016. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov [Extracurricular activities of schoolchildren]. In-t teorii i istorii pedagogiki RAO. Moscow, 2008.

2. Potashnik M.M. (ed.) Upravlenie kachestvom obrazovanija [Quality management of education]. Moscow: Pedagog-icheskoe obshhestvo Rossii, 2000.

3. Il'ina S.Ju. Sistema ocenki dostizhenij obrazovatel'nyh rezul'tatov obuchajushhihsja s legkoj umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami) v kontekste trebovanija federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [The system for assessing the achievement of educational results of students with mild mental retardation (intellectual disabilities) in the context of the requirements of the federal state educational standard]. Special'noe obrazovanie [Special Education], 2016, no. 3.

4. Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Rebenok s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami [Elektronnyi resurs] [Child with special educational needs]. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO: nauch.-metod. zhurn. [Almanac the Institute of Special Education, Russian Academy of Education], 2002, no. 5. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami.

5. Ponimanskaja T.I. Vospitanie dlja zhizni [Education for life]. Moscow: Montessori - centr, 2016. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Д.М. Шагундокова, заместитель директора по коррекционной работе, ГБОУ школа № 21, г. Краснодар, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3268-7930.

Э.Р. Литвиненко, директор, ГБОУ школа № 21, г. Краснодар, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9970-2747.

В.С. Власенко, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, ГБОУ ДО «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1153-9066.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

D.M. Shagundokova, Associate Headmaster for correctional work, school No. 21, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3268-7930.

E.R. Litvinenko, Headmaster, school No. 21, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000001-9970-2747.

V.S. Vlasenko, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Institute of education development of Krasnodar territory, Krasnodar, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-1153-9066.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.