Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Касмакова Лариса Евгеньевна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); преподаватель Абдулин Ильнур Фаритович
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); преподаватель Мифтахов Салават Фаритович
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статье представлены показатели физической подготовленности, физического и психомоторного развития умственно отсталых школьников. Разработана физкультурно-оздоровительная программа, способствующая повышению уровня физической подготовленности, физического и психомоторного развития умственно отсталых школьников. Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной реализации программы физического воспитания умственно отсталых школьников в образовательном процессе.
Ключевые слова: умственно отсталые дети, физическое воспитание, внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительная программа, оздоровительная аэробика, йога фит, фитбол аэробика, музыкально-ритмические игры.
Annotation. This article presents the indicators of physical fitness, physical and psychomotor development of mentally retarded students. Developed physical-Wellness program aimed at improving the level of physical fitness, physical and psychomotor development of mentally retarded pupils. Pedagogical conditions of effective realization of the program of physical education of mentally retarded schoolchildren in the educational process are determined and experimentally substantiated.
Keywords: mentally retarded children, physical education, extracurricular activities, fitness program, health aerobics, yoga fit, fitball aerobics, music and rhythmic games.
Введение. Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в нашей стране, обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости населения России, в том числе детей. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, в нашей стране остается стабильно высокой. Причем резкая эскалация детской инвалидизации произошла в конце ХХ века - если в 1999 годы в органах соцзащиты состояло на учете 155 тыс. детей-инвалидов, то спустя всего десять лет показатель увеличился в 4,4 раза, дойдя до значения в 675 тыс, детей. Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей.
В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,21,7 раза.
Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному Государственному стандарту (ФГОС у/о), введенному с 1 сентября 2016 года предмет «Физическая культура» и внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность должны быть направлены на коррекцию психофизического развития учащихся, выполнять общеобразовательную функцию и включать элементы спортивной подготовки. На занятиях предусматривается укрепление здоровья умственно отсталых школьников, закаливание организма, формирование правильной осанки, совершенствование двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.), воспитание гигиенических навыков, физической работоспособности. Кроме этого, стандартом предусматривается разнообразие организационных форм образовательного процесса.
Известно, что для успешной социальной адаптации умственно отсталых детей необходим достаточно высокий уровень развития физических качеств, который будет являться предпосылкой к коррекции их двигательных нарушений.
Расширение двигательных возможностей умственно отсталых детей является главным условием подготовки их к полноценной жизнедеятельности.
Рекомендуется, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 812 часов. Эти рекомендации относятся к здоровым школьникам, а поскольку для детей - олигофренов двигательный режим является одной из форм реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не столько большим, он должен быть качественно иным.
Разработанная нами программа состоит из двух частей: тестирующей и оздоровительно-коррекционной части. Тестирующая часть состоит из набора тестирующих упражнений проводимых в начале и конце года и включает в себя два блока: - двигательный блок, предполагает оценку уровня физического развития, физической подготовленности умственно отсталых школьников; - интеллектуальный блок, оценивающий психические и моторные возможности умственно отсталых школьников.
Оздоровительно-коррекционная часть, направленная на улучшение показателей физического развития, физической подготовленности и коррекцию психомоторного развития умственно отсталых школьников. Оздоровительно-коррекционная часть включает в себя виды, средства оздоровительной аэробики, приемы релаксации, музыкальные игры и состоит из теоретического и практического блока. Занятия по программе осуществляются в режиме дня, во время отдыха и досуга, а также проводятся в каникулярное время.
Критериями оценки эффективности программы являются: - оценка уровня физического развития; -оценка уровня физической подготовленности; - оценка уровня развития психомоторики; - теоретических знаний (техника безопасности на занятиях, история развития аэробики, виды аэробики, гигиенические требования на занятиях аэробики, правильная осанка на занятиях и в жизни, запрещенные упражнения); знания о собственном физическом развитии, развитии физических качеств; бережное обращение с
инвентарем и оборудованием; - оценка практических умений (выполнение самостоятельно: шагов базовой аэробики, элементов фитбол аэробики, элементов йога фит, комплекса оздоровительной аэробики; владение приемами релаксации). Занятия проходят с использование здоровьесберегающих технологий, в игровой форме под музыкальное сопровождение (рис. 1)
Особенностями программы являются:
1. В основу заложено комплексное использование оздоровительно-коррекционных средств, которое позволяет обеспечить прирост показателей основных двигательных качеств, корректировать интеллектуальное недоразвитие, повысить интерес к занятиям и увеличить двигательную активность умственно отсталых школьников, также корректировать вторичные отклонения в физическом развитии.
2. Оптимальное соотношение оздоровительно-коррекционных средств (виды оздоровительной аэробики, приемы релаксации, музыкальные игры), что даёт возможность увеличить моторную плотность занятий. 37,5% общего времени занятий отводится упражнениям базовой аэробики, 25,5% занимают упражнения йога фит, 23,3% упражнения фитбол аэробики, 4,5% упражнения релаксации и 9,2% музыкальные игры.
3. Подобранные оздоровительно-коррекционные средства, являются эмоционально привлекательными, обладают не только развивающей, но и корректирующей направленностью, просты в исполнении, легко запоминаются.
4. Возможность не только фронтального способа организации занятий, что позволяет поддерживать высокую моторную плотность, но и легко осуществляемая возможность реализации индивидуально-дифференцированного подхода: - учет уровня физической подготовленности; - учет уровня интеллектуальных возможностей; - учет сопутствующих заболеваний.
5. Включение музыкальных игр в конце основной части занятий, а в заключительной части упражнений релаксации, выполняемые под музыку отображающую звуки природы.
6. Поэтапная дозировка физической нагрузки.
На 1 этапе дозировка физической нагрузки повышается за счет увеличения количества повторений элементов в цепочке и за счет повышения сложности упражнения (выполнения в различных плоскостях);
на 2 этапе повышение дозировки происходит за счет увеличения количества цепочек, входящих в комбинации и за счет использования различных вариантов передвижения (изменение направления);
на 3 этапе дозировка увеличивается за счет многократного повторения композиций комплекса оздоровительной аэробики.
Занятия с умственно отсталыми детьми нуждаются в периодической стимуляции психической и физической работоспособности, в эффективной профилактике утомления. Включение в занятия музыкальных игр, позволит направленно стимулировать и регулировать двигательную активность и психическое состояние умственно отсталых детей на фоне положительных эмоций. При построении занятий с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать тот факт, что развитие их физического и психоэмоционального утомления происходит значительно быстрее, чем у здоровых сверстников. Поэтому при достаточно большом наборе движений, количество повторов ограниченно до 4-8 раз. Занятия должны иметь комплексную направленность и содержать упражнения на коррекцию и развитие всех двигательных качеств. Так же нами учитывались конкретные параметры группы занимающихся (пол, возраст, уровень подготовленности) и музыкальные вкусы, для каждой части занятий.
В основную часть включено несколько серий, состоящих из общеразвивающих упражнения: для рук, плечевого пояса, шеи, туловища, ног; базовых шагов аэробики: низкой и средней интенсивности; дыхательной гимнастики йоги фит; упражнений с мячами фитбол аэробики; музыкальные игры; (ЧСС 120135 уд/мин). 30% времени основной части отводится упражнениям базовой аэробики, 35% упражнениям фитбол аэробики, 18% упражнениям йога фит и 17% времени отводится музыкальным играм.
Заключительная часть носит восстановительную направленность. Поэтому для устранения психомоторной и общей напряженности 60% времени занимают упражнения йога фит: на растягивание и дыхание (ЧСС 80-100 уд/мин.), которые направлены на быстрое снятие физического напряжения, 40% времени методы релаксации, направленные на снятие психоэмоционального напряжения.
Реакция на стандартную нагрузку у умственно отсталых школьников неодинакова, поэтому на занятиях необходимо строго индивидуально контролировать степень утомления.
Применение программы оказало положительное воздействие на показатели физической подготовленности, а также показатели развития психомоторики. За время эксперимента произошли достоверные изменения в показателях характеризующих скоростно-силовые качества (36,09% подъем туловища за 30 секунд, 13% в прыжке в длину с места) и общую выносливость (25,45%). Показатели, характеризующие уровень гибкости, быстроты значительно улучшились, но достоверных различий не произошло. В показателях характеризующих динамическую координацию (28,6% прыжок с поворотом; 27,1% упор присев, упор лежа; 38,75% сед из положения, стоя без помощи рук), статическую координацию (38,92% проба Ромберга), одновременность движений 22,82%, двигательная память улучшилась на 32,95%, а чувство ритма на 43,18%. Для оценки эффективности программы была разработана анкета и проведено анкетирование родителей, чьи дети посещали физкультурно-оздоровительные занятия.
Получены следующие результаты: На вопрос «Сколько детей в вашей семье?» родители ответили, что в семье 1 ребенок - 5 семей (41,7%), 2 ребенка в 5 семьях (41,7%) и 3 ребенка в двух семьях (16,6%).
На вопрос «Сколько детей в Вашей семье посещают занятия?» получены следующие результаты: занятия посещает 1 ребенок в 5 семьях (41,6%), 2 ребенка из 6 семей (50,1%) и 3 ребенка из трех семей (8,3%).
На вопрос «Проранжируйте цели, с которыми ваш ребенок посещает занятия? (наиболее значимая цель отмечается цифрой 1, менее значимый - цифрой 2 и т.д.» были получены результаты: коррекция общего состояния стоит у родителей на первом месте, укрепление здоровья - на втором, на третьем - физическое развитие детей и на последнем месте, чтобы ребенок просто бегал на занятие.
На вопрос: «Как часто болеет Ваш ребенок?» опрашиваемые ответили, что дети болеют 2-4 раза в год. На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас отношение педагога к Вашему ребенку?» родители ответили положительно.
На вопрос: «Удовлетворяет ли вас организация занятий?» все родители дали положительный ответ.
На вопрос: «Что бы Вы хотели изменить в деятельности педагога?» были получены ответы, что 83% родителей все устраивает, а 17% попросили быть строже с детьми.
Таким образом, в ходе анкетирования мы установили, что всех родителей устраивает организация занятий и отношение педагога к их ребенку.
Выводы. Обобщая выше сказанное, следует отметить, что полученные, в ходе педагогического эксперимента результаты подтверждают эффективность программы, следовательно, она может быть рекомендована к использованию во внеурочной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Литература:
1. Шакурова, Л.Е. Использование оздоровительной аэробики в процессе развития и коррекции физической подготовленности и уровня психомоторики умственно отсталых школьников / Л.Е. Шакурова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 14-16
2. Шакурова, Л.Е. Эффективность применения методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников / Л.Е. Шакурова, З.М. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 90-91.
Педагогика
УДК 37.015
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры служебно-боевого применения сил специального назначения факультета (сил специального назначения), подполковник Козлов Вячеслав Александрович
Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОГ ЦИКЛА ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Аннотация. В данной научной статье речь идет об активных методах обучения, которым автор дает краткое описание и предлагает использовать для достижения дидактических целей в системе образовательной деятельности военных вузах именно учебных дисциплинах военно-профессионального цикла.
Ключевые слова: методы обучения, активные методы обучения, военные вузы, курсанты, будущие офицеры, войска национальной гвардии, военное образование.
Annotation. In hierdie wetenskaplike artikel praat oor die aktiewe onderrig metodes, die skrywer gee 'n kort beskrywing en voorgestel dat museumversamelings die doelwitte van die onderrig stelsel van opvoedkundige aktiwiteite van militere universiteite naamlik vakke militere professionele siklus.
Keywords: Metodes van onderrig, aktiewe leer metodes, militere kolleges, studente, toekomstige beamptes, nasionale Guard troepe, militere onderwys.
Введение. Войска национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях осуществляют сложную и специфическую служебно-боевую деятельность. Они выполняют многочисленные задачи по предотвращению и отражению внутренних угроз государства, поддержание режима чрезвычайного положения, противоправной деятельностью экстремистских национально-этнических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, противостоят организованной преступности, терроризму, контрабандной и иной противозаконной деятельности.
Формулировка цели статьи. Выполнение выше перечисленных задач требует от офицеров подразделений войск национальной гвардии не только глубоких и разносторонних знаний, навыков и умений, но и личностных качеств, нестандартного мышления, которые бы способствовали выполнению ими специфических, особенных задач в условиях повседневной жизнедеятельности и при осуществлении служебно-боевой деятельности [2].
Готовить офицеров для подразделений войск национальной гвардии предназначены военные вузы войск национальной гвардии (вузы министерства обороны Российской Федерации), которые являются, неким центром военного образования.
Изложение основного материала статьи. В военно-педагогической науке под военным образованием принято понимать процесс и результат усвоения систематизированных военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим для выполнения обязанностей воинской службы, сопровождающийся достижением, обучающимся определенных государством образовательных уровней профессионального образования.
Реализация целей и задач военного образования, т.е. воспитания и обучения в интересах конкретного человека, общества, государства и его вооруженных формирований, должна обеспечивать система военного образования, включающая органы управления военным образованием, содержание военного образования (образовательные программы) и военные образовательные учреждения.
В настоящее время, в соответствии с рассмотренной выше спецификой военного образования и общности решаемых целей и задач с профессиональным образованием система военного образования