4. Записи в журнале Калужского Семинарского Правления по представлениям начальства Калужского, Мещовского и Боровского уездных духовных училищ о состоянии училищ за 1861-1862 учебный год. 27 июля 1862 год.
5. Калужский край. Документы и материалы. - Калуга, 1976, с. 155.
6. Калужские губернаторы: Библиографические очерки. - Калуга: Золотая аллея, 2001. - с. 16.
7. Калужский край, кн. I, доп. 88. Калуга, ГАКО. - С. 144.
8. Калужский край. - Калуга, ГАКО, № 59. - С. 1470149
9. Калужский край. Документы и материалы. Кн. I. - Калуга: ГАКО, 1976. - С. 149-150 (№ 90).
10. Лагутин В.Д. Краткие очерки истории народного образования Калужского края. - Калуга, 1993. - С. 25-26.
11. Памятная книжка Калужской губернии 1861 г. Изданная Калужским Губернским Статистическим Комитетом под ред. чл.-корр., старшего учителя Калужской губернской гимназии П. Щепетова-Самгина, С. 247
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Касиманова Людмила Альбертовна
Российский государственный педагогический университет имени A. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Аннотация. В статье даётся подробной описание методологии изучения содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов с точки зрения постнеклассической парадигме в науке, анализируются синергетические аспекты образования, раскрываются характеристики и параметры изменений современного общества в контексте роли Культуры, рассматривается культурологический подход, позволяющий рассмотреть содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры.
Ключевые слова: постнеклассическая парадигма, синергетика, синергетический подход, постнеклассическая концепция развития культуры, социокультурный подход, культуротворческая среда, содержание профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Annotation. The article gives a detailed description of the methodology of study of the content of training teachers-choreographers from the standpoint of post-non-classic science paradigm, examines synergistic aspects of education, disclosed characteristics and parameters of the changes of modern society in the context of the role of culture, discusses the culturological approach to consider the contents of training teachers-choreographers in the context of modern concepts the development of culture.
Keywords: postneklassicheskaja paradigm, synergy, synergy approach, postneklassicheskaja the concept of cultural development, sociocultural approach kulturotvorcheskaja Wednesday, the content of training teachers and choreographers.
Введение. Обзор содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов различных вузов страны, обнаружил богатое разнообразие содержания, построенное на разных концептуальных основаниях, ценностях; различные подходы к построению образовательного процесса, обусловленное его нелинейностью; неодинаковые условия обучения (образовательная среда, разные социальные партнеры, культуротворческая среда, культура взаимодействия и отношений внутри вуза и т.д.); сложноорганизованность и стохастичность организации образовательного процесса и т.д., все это заставило нас обратиться к постнеклассической методологии исследования профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Новая постнеклассическая парадигма в науке появилась во 2-й половине XX века, в ее основе лежит положение, что мир состоит из открытых саморазвивающихся систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризуются совершенно иными принципами - разупорядоченностью, разнообразием, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными соотношениями. Отличительными чертами этой концепции являются междисциплинарность рассмотрения, устойчивость и изменчивость, детерминизм и стохастичность, закономерность и случайность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода знаний. В этой связи акцент исследования переносится на субъектную позицию исследователя, его ценности и смыслы, формирующие нетрадиционные подходы и качественно иные методы исследования; наблюдатель выносится за пределы системы, которую исследует.
Система профессиональной подготовки педагогов-хореографов - сложная социальная система, в которой функционирует огромное количество подструктур: управленческий аппарат, образовательный процесс, творческо-воспитательная деятельность, учебно-материально-техническая база учебного заведения, профессорско-преподавательского коллектива, студенческого коллектива, система работы с работодателями, социальными партнерами и т.д. Процесс развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой, такие системы изучает синергетика, наука, которая впоследствии определила синергетический подход в образовании. В результате умелого управления образовательной системой вуза и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности и пути ее развития.
Существует множество путей развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов, что определяется ее внутренними свойствами и особенностями, в центре такой системы находится студент -еще одна открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система, обладающая всеми присущими подобным системам свойствами: наличием режимов с обострениями, пороговой чувствительности, обратной связи. Преподаватель (а особенно преподаватель творческого вуза) - также источник флуктуаций (вносимых изменений), часто возмутитель спокойствия внесением в образовательный процесс творческого элемента, инновации, что «заражает» коллег и приводит к пороговому состоянию, после достижения, которого система переходит в новое состояние - состояние развития, перехода на следующий виток функционирования, более
высокоорганизованный, инновационный. Как считает Степин В.С. [15], в центре научной картины мира XXI века оказывается синергетика - наука о самоорганизации.
Представителями постнеклассического периода развития педагогики можно считать следующих авторов, на чьих идеях и педагогических принципах мы строили свое исследование. Среди ранних работ о синергетическом подходе в образовании выделим следующих авторов:
Андреев В.И., его ранние работы «Педагогика творческого саморазвития» (1996 и 1997), изданные в Казани, а также более поздняя работа (2006) [1], предложили инновационную технологию творческого саморазвития;
Буданов В.Г. (1996) - статья «Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании» [3], в которой говорится о синергетике для образования (интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе), синергетика в образовании (внедрение в частные дисциплины материалов, иллюстрирующих принципы синергетики), синергетика образования (синергетичность самого процесса образования и становления личности).
Егоров В.С. (1997), под его редакцией выпущен сборник научных трудов «Синергетика и образование», в котором опубликованы методологические статьи различных ученых о синергетическом подходе к образованию [14];
Колесников А.А. (1998), писал о синергетической концепции высшего образования [ 6, с. 238-240], автор считает, что представленная концепция является шансом современных вузов в коренном изменении содержания образовательного процесса с позиций синергетики, и это позволит приблизится к ведущим западным университетам.
Кривых С.В. (2000), изучал синергетические аспекты образования, выделив 7 основных принципов синергетики применительно к образовательным системам: 1) гомеостатичность и 2) иерархичность, которые характеризуют фазу стабильного функционирования системы, ее жесткое структурирование и простоту описания, а также принцип иерархического подчинения: долгоживущие структуры подчиняют себе вновь возникающие; 3) нелинейность, 4) неустойчивость, 5) незамкнутость, те три «не», которых тщательно избегала классическая методология, и которые позволяют войти системе в хаотическую созидательную фазу, это обычно происходит за счет положительных обратных связей; 6) дополнительности и соответствия (обобщение принципа подчинения - рождение параметров порядка); 7) относительности к средствам наблюдения (относительность к уровню наблюдения, масштабу пространственно-временного окна, что может привести хаос в стабильное функционирование), который позволяет начать диалог между внутренним наблюдателем и внешним [7]; Таланчук Н.М. (1995), представил системно-синергетическую концепцию педагогики [17]; Шевелева С.С. (1997), разработала открытую модель образования с позиций синергетического подхода [25]; Филинова Н.В. (1999), сделала попытку описать новую концепцию образования - синергетическую [20] и другие ученые.
Среди современных исследователей постнеклассического периода развития педагогики выделим Краевского В.В. (2008), раскрывшего актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития педагогики [5, с 19]; Розина В.М. (2007), исследовавшего взаимодействие педагогики и личности в точке и процессе бифуркации [12]; Степина В.С. (2009), представившего критерии различия классического, неклассического и постнеклассического периодов развития науки [15]; Тарасову М.А. (2014), исследующую потенциальный эволюцианизм синергетики в образовании, автор считает, что синергетический подход направит развитие образование в трех направлениях: видоизменение форм и содержания программ, создание новых оригинальных междисциплинарных учебных курсов, разработка новых образовательных технологий [18,с.56]; Фельдштейна Д.И.(2013), показавшего развитие психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации 21 века, ученый указывает, что глобальные изменения в мире на рубеже ХХ и ХХ1 веков требуют качественно новых оснований образования, «нам важно понимать объективную исчерпанность классической педагогической парадигмы, что проявляется в неэффективности многих традиционных форм образования, его содержания» .„.[19, с. 6].
Многие ученые отмечают перспективность синергетической методологии в образовании вообще и в построении образовательных систем, которые рассматриваются в рамках этой методологии как открытые, неоднородные, самоорганизующиеся (способная адаптироваться к вызовам современности, сохраняя свои характерные черты и особенность), что меняет подходы к их изучению. Процессы, протекающие в современной образовательной системе невозможно изучить, находясь внутри ее, с позиций одного подхода, не применяя принципа междисциплинарности.
Открытость, стохастичность, неоднородность образовательной системы предполагает обращение разным мировоззренческим концепциям, смысловым моделям. Постнеклассический период развития науки и образования предложил синергетический подход к исследованиям сложноорганизованных систем, в том числе такой сложной системы как профессиональная подготовка педагогов-хореографов.
Вернемся к мнению Фельдштейна Д.И., который характеризуя стратегию разработки новых теоретических основания организации образования, предлагает раскрыть «характеристики и параметры изменений современного общества как этапа исторического развития в контексте роли Культуры, выступающей способом воспроизводства общества и образования как образующего основания культурного потенциала его и человека» [19, с.10]. Именно поэтому методологическим подходом нашего диссертационного исследования является культурологический подход, который позволил рассмотреть содержание и организацию профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры.
Мы решили изучить современные концепции развития культуры с разных позиций. С точки зрения собственно культурологической позиции, мы обратились к трудам известных культурологов, занимающихся периодизацией развития культуры. Обоснование каждого периода развития культуры мы рассмотрели как своего рода концепцию развития культуры данного периода.
Флиер А.Я. предлагает новую модель культурной типологии: классическая культура, неклассическая культура, постнеклассическая культура. Появление классической концепции культуры относят к эпохе Возрождения (15 век), период продолжался следующие четыре столетия. По мнению Флиера А.Я. (2015) [22], характерной особенностью классического периода культуры «является ее императивная идеологичность, обусловленность определенной религией или политической пропагандой... предельно четкое деление мира на добро и зло, хорошее и плохое, благостное и греховное, правильное и неправильное и т. п.».
Во второй половине 19 века начался научно-технический переворот, в науке этот период назывался неклассическим (теория относительности Эйнштейна, корпускулярно-волновая теория строения атома и т.д.). Отказ от постулата абсолютной истины оказал заметное влияние, как на культурное сознание, так и на развитие культуры и искусства. Наступил неклассический период развития культуры: художественный авангард, массовая культура, сюрреализм и др. В числе основных социально-культурных оснований этого периода развития культуры Флиер А.Я. определяет «торжество либеральной демократии, преодоление массовой неграмотности, разрушение классовых, расовых и национальных ограничений, радикальное расширение поля социальной самореализации женщин, рост гуманитарной эрудированности широких слоев населения, благодаря книгам и кино т. п.» [22]. Во времена неклассического этапа развития культуры именно «научный концепт культуры превратился в один из основных объяснительных инструментов системного знания о социальных процессах, формирующих общественный организм» [23].
В 70-х годах 20 века мир испытал следующий научно-технический переворот, приведший к появлению постнеклассического периода в науке (ярким примером которого явилась синергетика - наука об саморганизующихся системах), который оказал заметное воздействие на культуру и искусство. Специфические черты постнеклассической концепции развития культуры исследованы в работах Архиповой О.В. (2012) [2], Ильина И.П. (1996) [4]; Маньковской Н.Б. (2000) [9], Можейко М.А. (1999) [10], Флиера А.Я. (2011, 2012) [22, 23]
Другой культуролог Шепотенко Ю.И.[26] несколько иначе классифицирует периоды развития культуры: доисторический период (ante-historique), открытый французским археологом Полем Турналем для описания найденных артефактов во время раскопок в пещерах Бизе в Южной Франции; период великих Архаических культур - К. Ясперс причисляет к этому периоду «шумеро-вавилонскую и египетскую культуры, доарийскую культуру долины Инда, архаическую культуру Китая, а также архаический период Древней Греции и Древнего Рима. Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и специфической технической рационализации» [27]; период осевого времени и средневековья, возрождения, барокко, который, по мнению К. Ясперса является центральным, объясняется процессом трансформации мировоззрения человечества, проявления характерных черт этого периода развития культуры олицетворяет Китай, Индия, Греция, Палестина; технический век - этот период развития культуры у Шепотенко Ю.И. соответствует неклассической и постнеклассической концепции развития культуры по Флиеру А.Я.
Постнеклассическая концепция развития культуры (в том числе танцевальной), по мнению отдельных культурологов - Самойленко Е.В. [13], Шепотенко Ю.И. [26], характеризуется:
- полным разрывом с истоками (традиционной народной культурой), что обусловлено потерей национальной и этнической идентичности в конце ХХ века;
- процветанием массовой и даже уличной культуры;
- полифункциональностью, в частности, танцевальной культуры, которая воспринимается средством рекреации, релаксации, проведения досуга, средством коммуникации (ночные клубы, дискотеки, флешмобы), средством самоидентификации (этнической, своей субкультуры), средством оздоровления (фитнесс, аэробика, ритмика);
- интернациональностью, полиэтничностью - смешением этнических, национальных проявлений;
- свободой, стихийностью, отсутствием регламентации, всякой цензуры и контроля со стороны общества, ведущих к «оповседневниванию» культуры.
Таким образом, культурологический подход к изучению профессиональной подготовки педагогов-хореографов выбран неслучайно и направлен, прежде всего, на изучение содержания образовательного процесса педагогов-хореографов. Остановимся на проявлениях постнеклассической культуры в хореографическим искусстве, рассматривая одну из его форм - танец (современный танец (Contemporary Dance), свободный пластический танец, модерн танец (Modern Dance), постмодерн танец (Postmodern Dance) и др.). В танце создается художественный образ средствами положения тела, пластики движения, мимики и т.д.
Образовательная система вуза, который готовит педагогов-хореографов, открытая система, функционирующая в определенном регионе, городе, социальном окружении. Она не может существовать вне социума, многие компоненты системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов тесно взаимодействуют с окружающим социумом: реализация принципа рациональности в обучении (предлагается к изучению региональное культурное наследие), организация педагогической и производственной практики, научно-исследовательская работа студентов и т.д. Кроме того, ФГОС обязывает вуз привлекать к преподаванию специальных курсов, а также к итоговой государственной аттестации представителей работодателей. Все это предполагает социокультурный подход к изучению содержания и организации системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Большую роль в разработке социокультурного подхода к изучению образования сыграл Макареня А.А. (1997 - 2007) [8], который влияние социокультурной среды на развитие личности обучающегося рассматривал одним из главных факторов. Социокультурную среду ученый рассматривал в качестве части социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, благодаря социокультурной среде реализуется процесс социализации («процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность») и инкультурации («процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп») личности обучающегося.
Макареня А.А. выделял еще культуротворческую среду в качестве «совокупности материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности». [8, с. 66], Культуротворческая среда распространяется как внутри образовательного учреждения, так и вне его. Создавать такую среду может, как любой субъект образовательного процесса (студенты, преподаватели, руководители), так и субъекты социального окружения. Ученый отмечает, что культуротворческая среда в образовательном учреждении «должна быть напряженной и максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях».
Для профессиональной подготовки педагогов-хореографов культуротворческая среда особенно важна, именно она обеспечивает погружение студента в различные виды творческой деятельности (постановка
спектакля, подготовка к творческому конкурсу, сочинение танцев для участников хореографических коллективов во время практики и т.д.).
Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что для изучения содержания и организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов, постнеклассическая парадигма, а именно синергетический, культурологический и социокультурный подходы являются наиболее приемлемыми. Данные подходы обеспечивают более полное погружение студентов в различные виды творческой деятельности (постановка спектакля, подготовка к творческому конкурсу, сочинение танцев для участников хореографических коллективов во время практики и т.д.) и позволяют детально изучить возможности трансформации содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационной технологии. - Казань, 2012 - 608 с.
2. Архипова О.В. (2012) Идеи образования в контексте постнеклассической культуры: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2012. - 50 с.
3. Буданов В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании // Московский синергетический форум: Тезисы - М., 2016 - 180 с.
4. Ильин И.П. (1996) Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада.,
1996. - 256 с.
5. Краевский В.В. Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки: материалы Всерос. Методолог. Конф.-семинара / Науч. ред. В.В. Краевский. - Краснодар - М., 2008. - С. 14-22.
6. Колесников А.А. О синергетической концепции высшего образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 1998. - Том 8. - Выпуск 2. - С. 238-242.
7. Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование: Синергетические аспекты образования. -Новокузнецк: Изд. ИПК, 2000. - 195 с.
8. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. - Тюмень: ТОГИРРО, 1997. - 66 с.
9. Маньковская Н. Б. (2000) Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
10. Можейко М. А. (1999) Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. - Минск: Изд-во Белорус. гос. экон. ун-та, 1999. - 297 с.
11. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований // Вопросы социальной теории. - 2008. - Том II. Вып. 1(2). - С. 305-328.
12. Розин В.М. Педагогика и личность в точке и процессе бифуркации // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М., 2007. - С. 246 -267.
13. Самойленко Е.В. Бытовой танец в контексте социокультурных изменений в России XX в. // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1
14. Синергетика и образование: сборник научных трудов / Отв. ред. В.С. Егоров. - М., 206 - 154 с.
15. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. Коллективная монография. - М., 2009. - С. 249-295.
16. Сюпова М.С., Бондаренко, Н.А. Тенденции развития культурной политики России // Ученые заметки ТОГУ. - Том 7. - 2016. - № 4. - С. 60-66.
17. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование. - Казань, 1995. - № 1.
18. Тарасова М.А. Потенциальный эволюционизм синергетики в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 55-57.
19. Фельдштейн Д.И. Развитие психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XIX века // Человек и образование. - 2013. - №1. - С. 4 - 11.
20. Филинова Н.В. Синергетика и новая концепция образования // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/4_104333.doc.htm (дата обращения: 12.11.1999)
21. Флиер, А. Я. (2015) Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). С. 17-36. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.01.2016).
22. Флиер А. Я. (2011) Вектор культурной эволюции // Обсерватория культуры. - 2012. - № 5. - С. 4-16.
23. Флиер А.Я. Модель культурной типологии: классическая, неклассическая и постнеклассическая культуры // Информационный гуманистический портал «Знание. понимание. умение». - 2016. - № 3
24. Цирульников А.М. Социокультурный подход к проектированию и развитию образовательных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://fipiroipk.jimdo.com/шанс-школаанализа-социокультурной-ситуации/система-образования-в-социокультурном-измеренииметодология-ценности-нормативы / (дата обращения: 10.10.2016). Цирульников, А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательная сеть.// Вопросы образования. - 2010 - №2. Цирульников, А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. - 2009. - №2.
25. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М.: Изд. Магистр,
1997. - 48 с.
26. Шепотенко Ю. И. Культурно-исторические этапы развития хореографического искусства // ТАВРИЧЕСКИЕ СТУДИИ. СЕРИЯ: ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. - 2016. - № 9(23) . - С. 113-121.
27. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс.- [Пер. с нем].- М.: Политиздат, 1991. -С. 28-286.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Касмакова Лариса Евгеньевна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); преподаватель Абдулин Ильнур Фаритович
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); преподаватель Мифтахов Салават Фаритович
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В данной статье представлены показатели физической подготовленности, физического и психомоторного развития умственно отсталых школьников. Разработана физкультурно-оздоровительная программа, способствующая повышению уровня физической подготовленности, физического и психомоторного развития умственно отсталых школьников. Определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективной реализации программы физического воспитания умственно отсталых школьников в образовательном процессе.
Ключевые слова: умственно отсталые дети, физическое воспитание, внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительная программа, оздоровительная аэробика, йога фит, фитбол аэробика, музыкально-ритмические игры.
Annotation. This article presents the indicators of physical fitness, physical and psychomotor development of mentally retarded students. Developed physical-Wellness program aimed at improving the level of physical fitness, physical and psychomotor development of mentally retarded pupils. Pedagogical conditions of effective realization of the program of physical education of mentally retarded schoolchildren in the educational process are determined and experimentally substantiated.
Keywords: mentally retarded children, physical education, extracurricular activities, fitness program, health aerobics, yoga fit, fitball aerobics, music and rhythmic games.
Введение. Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние 10-15 лет в нашей стране, обусловливают системное ухудшение состояния здоровья, рост заболеваемости населения России, в том числе детей. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, в нашей стране остается стабильно высокой. Причем резкая эскалация детской инвалидизации произошла в конце ХХ века - если в 1999 годы в органах соцзащиты состояло на учете 155 тыс. детей-инвалидов, то спустя всего десять лет показатель увеличился в 4,4 раза, дойдя до значения в 675 тыс, детей. Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей.
В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,21,7 раза.
Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному Государственному стандарту (ФГОС у/о), введенному с 1 сентября 2016 года предмет «Физическая культура» и внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность должны быть направлены на коррекцию психофизического развития учащихся, выполнять общеобразовательную функцию и включать элементы спортивной подготовки. На занятиях предусматривается укрепление здоровья умственно отсталых школьников, закаливание организма, формирование правильной осанки, совершенствование двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.), воспитание гигиенических навыков, физической работоспособности. Кроме этого, стандартом предусматривается разнообразие организационных форм образовательного процесса.
Известно, что для успешной социальной адаптации умственно отсталых детей необходим достаточно высокий уровень развития физических качеств, который будет являться предпосылкой к коррекции их двигательных нарушений.
Расширение двигательных возможностей умственно отсталых детей является главным условием подготовки их к полноценной жизнедеятельности.
Рекомендуется, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 812 часов. Эти рекомендации относятся к здоровым школьникам, а поскольку для детей - олигофренов двигательный режим является одной из форм реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не столько большим, он должен быть качественно иным.
Разработанная нами программа состоит из двух частей: тестирующей и оздоровительно-коррекционной части. Тестирующая часть состоит из набора тестирующих упражнений проводимых в начале и конце года и включает в себя два блока: - двигательный блок, предполагает оценку уровня физического развития, физической подготовленности умственно отсталых школьников; - интеллектуальный блок, оценивающий психические и моторные возможности умственно отсталых школьников.
Оздоровительно-коррекционная часть, направленная на улучшение показателей физического развития, физической подготовленности и коррекцию психомоторного развития умственно отсталых школьников. Оздоровительно-коррекционная часть включает в себя виды, средства оздоровительной аэробики, приемы релаксации, музыкальные игры и состоит из теоретического и практического блока. Занятия по программе осуществляются в режиме дня, во время отдыха и досуга, а также проводятся в каникулярное время.
Критериями оценки эффективности программы являются: - оценка уровня физического развития; -оценка уровня физической подготовленности; - оценка уровня развития психомоторики; - теоретических знаний (техника безопасности на занятиях, история развития аэробики, виды аэробики, гигиенические требования на занятиях аэробики, правильная осанка на занятиях и в жизни, запрещенные упражнения); знания о собственном физическом развитии, развитии физических качеств; бережное обращение с