Научная статья на тему 'Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе'

Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-АДАПТИВНАЯ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРИНЦИПЫ / ADAPTIVE SPORTS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / REHABILITATION / DEVELOPMENT / EDUCATION / TRAINING / SOCIALIZING / MENTALLY RETARDED SCHOOLCHIDREN / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленик Елена Николаевна

Современная тенденция в деятельности учреждений образования совершенствование внеурочной деятельности. Основная цель внеурочной деятельности в специальной школе создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме ближайшей среде жизнедеятельности особенного ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. В работе представлена инновационнообразовательная модель спортивно-адаптивной внеурочной деятельности вспомогательной школы. Модель представлена в подмножествах: оздоровление, развитие, обучение и воспитание. Показаны составляющие компоненты, критериальные показатели, задачи каждого блока, комбинация которых обеспечивает социализацию школьников с умственной отсталостью. В технологии организации адаптивно-спортивной внеурочной деятельности вспомогательных учреждений желательно учитывать следующие предложенные принципы: социальные, дидактические и специальные методические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каленик Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogy of Adaptive Sports and Extracurricular Activities in the Special School

The current trend in the work of educational institutions is improving extracurricular activities. The main purpose of extracurricular activities in a special school is to create, expand and enrich the educational space in the microsociety the nearest life environment of a special child, to ensure his successful adaptation to modern social and cultural conditions. The article presents an innovative educational model of adaptive sports and extracurricular activities of the special school which includes the subsets: rehabilitation, development, training and education. It shows the component parts, criteria indicators, each unit objectives whose combination provides mentally retarded students' socialization. In the technology of organizing adaptive sports and extracurricular activities of subsidiary institutions it is desirable to consider the proposed social, didactic and special methodological principles

Текст научной работы на тему «Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе»

УДК 376.1:796.035 ББК 75.116.06

Елена Николаевна Каленик,

кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет, Институт медицины, экологии и реабилитации (Ульяновск, Россия), e-mail: Kente@mail.ru

Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Основная цель внеурочной деятельности в специальной школе - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме - ближайшей среде жизнедеятельности особенного ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. В работе представлена инновационнообразовательная модель спортивно-адаптивной внеурочной деятельности вспомогательной школы. Модель представлена в подмножествах: оздоровление, развитие, обучение и воспитание. Показаны составляющие компоненты, критериальные показатели, задачи каждого блока, комбинация которых обеспечивает социализацию школьников с умственной отсталостью. В технологии организации адаптивно-спортивной внеурочной деятельности вспомогательных учреждений желательно учитывать следующие предложенные принципы: социальные, дидактические и специальные методические.

Ключевые слова: спортивно-адаптивная внеурочная деятельность, оздоровление, развитие, воспитание, обучение, социализация, умственно отсталые школьники, принципы.

Elena Nikolayevna Kalenik,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ulyanovsk State University, Institute of Medicine, Ecology and Rehabilitation (Ulyanovsk, Russia), e-mail: Kente@mail.ru

Pedagogy of Adaptive Sports and Extracurricular Activities in the Special School

The current trend in the work of educational institutions is improving extracurricular activities. The main purpose of extracurricular activities in a special school is to create, expand and enrich the educational space in the microsociety - the nearest life environment of a special child, to ensure his successful adaptation to modern social and cultural conditions. The article presents an innovative educational model of adaptive sports and extracurricular activities of the special school which includes the subsets: rehabilitation, development, training and education. It shows the component parts, criteria indicators, each unit objectives whose combination provides mentally retarded students’ socialization. In the technology of organizing adaptive sports and extracurricular activities of subsidiary institutions it is desirable to consider the proposed social, didactic and special methodological principles.

Keywords: adaptive sports and extracurricular activities, rehabilitation, development, education, training, socializing, mentally retarded schoolchidren, principles.

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Данные исследований в области изучения состояния здоровья детей (И. С. Цибульская, Л. П. Суханова 2003; Г. Ф. Морозова 2004; Е. Т. Лильин, 2005; Л. Н. Малютенко 2009; К. В. Малышев 2010) указывают на уве-

личение количества детей с умственной отсталостью, что в свою очередь вынуждает государство и социальные институты искать эффективные пути решения медико-социальных и психолого-педагогических проблем этих детей, переориентировать образовательные цели и задачи, разрабатывать и внедрять вариативные формы воспитания и обучения.

© Е. Н. Каленик, 2012

17

В последнее время наметилась тенденция более благоприятного отношения общества и государства к проблемам развития; всё больше придерживаются в обществе декларации ООН: «умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре» [2].

По отношению к ребёнку с интеллектуальными нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения традиционных воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребёнка из традиционного образовательного пространства нарушаются условия для «врастания ребёнка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества [3]. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить ребёнку с умственной отсталостью все необходимые условия для «врастания в культуру», с целью реализации его права на наследование обще ственно-историче ского

опыта. Реализация особых образовательных потребностей осуществляется в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.

Однако в настоящее время общеобразовательная специальная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодёжи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют чётко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых [4].

Ключевое направление развития отечественной образовательной системы, обозначенной в национальной образовательной доктрине «Наша новая школа», - переход на новые образовательные стандарты, включающие в себя совокупность требований: к структуре основной образовательной программы,

впервые нацеленной на интеграцию учебной и внеурочной деятельности [6]. Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему специальному образованию, призванная компенсировать недостатки работы со школьниками. Основная цель внеурочной деятельности в специальной школе - создание, расширение и обогащение учебновоспитательного пространства в микросоциуме - ближайшей среде жизнедеятельности особенного ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Рассматривая проблему социализации личности школьника вспомогательной школы средствами адаптивной физической культуры, Т. К. Михайловская подчёркивает, что, бесспорно, указанная ориентация имеет прямое отношение к школьному предмету «Физическая культура» [5]. В этой связи разработку дифференцированной методики, основанной на использовании адаптивной физической культуры во внеурочной деятельности в социализации личности школьника вспомогательной школы, следует рассматривать как актуальное направление современной системы физического воспитания.

Таким образом, нами предложена инновационно-образовательная модель

спортивно-адаптивной внеурочной деятельности вспомогательной школы. Результаты, полученные учащимися в созданной спортивно-адаптивной внеурочной среде в содержательном плане, будут влиять на качество жизни и в конечном счёте социализировать школьника.

Задача внеурочной деятельности в специальной школе - перейти от традиционного предметного и кружкового обучения к спортивно-адаптивной внеурочной деятельности в системе «обучение - воспитание - развитие - оздоровление», которая не реализована в программах физического воспитания вспомогательных школ на данном этапе.

Комбинация свойств данной среды показана на диаграмме Эйлера-Венна, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами спортивно-адаптивной внеурочной деятельности, для наглядного представления.

Диаграмма Эйлера-Венна.

Направления воздействия спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе

Процесс социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью оказывается более эффективным, если в ходе спортивноадаптивной внеурочной деятельности во взаимосвязи действуют направления на оздоровление, развитие, обучение и воспитание. Направления состоят из составляющего компонента и критериального показателя, в каждом блоке формируются задачи, комбинация которых обеспечивает социализацию школьников с умственной отсталостью в вспомогательной школе.

Блок «обучение» направлен на создание в спортивно-адаптивной внеурочной деятельности базы знаний о: «стандартах», на основе обучающих технологий формирующих «базу знаний» о здоровье у школьников с умственной отсталостью. Составляющий компонент -знания о социальных правах и принципах, ценностях - нормах, спортивных правилах, эталонах, общественных требованиях. Критериальный показатель компонента - ориентация на социально-педагогическое взаимодействие.

Блок «воспитание» направлен на формирование индивидуальных личностных

ценностных установок: «Я», «Я-духовно-

нравственное», «Я-социальное». Составляющий компонент - социальные нормы, правила поведения, нравственные ценности. Критери-

альный показатель компонента - эмоциональноположительное, творческое отношение к внеурочной деятельности в спортивно-адаптивной деятельности.

Блок «развитие» - мотивация на развитие различных способностей через спортивноадаптивную деятельность, ориентированную на становление и самореализацию школьника с умственной отсталостью. Составляющий компонент - личностное развитие: спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное. Самореализация личности в спешал-АРТ, в креативно-двигательной, спортивной, музыкальной и творческой деятельности. Критериальный показатель компонента - мотивация на спортивно-адаптивные тренировки, направленные на индивидуальное развитие в соответствии с принципом «sport adaptive long life education» спортивноадаптивное образование через всю жизнь.

Блок «оздоровление» - оптимизация функциональных соматофизических систем организма школьников с умственной отсталостью, адаптация его к трудовой деятельности, социализация в обществе. Составляющий компонент - ориентация школьников на здоровый стиль жизни, восприятие себя «Я-телесное». Критериальный показатель компонента - регулярность занятий адаптивной физкультурноспортивной деятельности, посещаемость спортивно-адаптивных мероприятий. Опыт ведения здорового стиля жизни.

Учёт определённых принципов обучения ввиду комплексности каждого спортивноадаптивного внеурочного занятия с группой детей, имеющих индивидуально очень разные потребности, бесспорно, необходим.

Бесполезно стремиться к систематизации принципов обучения. Они, как и все принципы, являются требованиями с аксиоматичным характером, т. е. дают основные направления и положения, действенность которых в конечном счёте определяется индивидуально и ситуативно. Так как эти различия бесконечны, а процесс спортивно-адаптивной внеурочной деятельности открыт и вариативен, получается, что перечни таких принципов могут быть разными [8].

На основе изучения современных принципов АФК разработаны три уровня принципов спортивно-адаптивной деятельности: социальные, дидактические и специальные методические принципы.

Мы предлагаем некоторую схему принци- с умственной отсталостью, которые представ-пов спортивно-адаптивной деятельности детей лены в таблице.

Принципы спортивно-адаптивной внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью

Социальные принципы Дидактические принципы Специальные методические принципы

Принцип гуманистической направленности и социализации через спорт Научности Принцип структурирования учебной цели

Принцип интеграции Сознательности и активности Принцип сопровождения деятельности речью

Принцип непрерывности физкультурного образования Принцип социальной мотивации обучения Принцип диагностирования

Принцип зоны ближайшего развития Принцип соответствия уровню развития

Принцип доступности

Принцип наглядности и переноса

Принцип целостности

Принцип прочности

Принцип индивидуализации

Принцип систематичности

Рекомендуется использовать совокупность принципов спортивно-адаптивной деятельности, направленных на ценности физической культуры и адаптивного спорта, оптимизирующие стиль жизни школьников специальных учреждений.

Социальные принципы. В применении к спортивно-адаптивной деятельности принцип гуманистической направленности раскрывает объективный процесс влияния общества и государства на физкультурное образование личности с умственной отсталостью.

Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Непрерывное физкультурное образование для лиц с умственной отсталостью будет выполнением социального заказа, так как общество должно быть заинтересованно в здоровой нации.

Принцип зоны ближайшего развития выступает как ведущий методологический приём в диагностике умственного развития ребёнка и изучении индивидуальных различий.

Дидактические принципы. Принцип научности - содержание высшего уровня методологии в рамках указанной проблемы составляет диалектико-материалистический метод познания и принцип единства теории и практики.

Правило принципа сознательности и активности относится и к родителям - подготовка родителей к сознательному и активному использованию физических упражнений в жизни ребёнка с нарушениями в развитии.

Принцип социальной мотивации обучения - актуальную или даже специальную направленность принцип получает при интегрированном обучении. Интеграция предполагает социальную адаптацию, т. е. интеграцию в наше общество, социум.

Принцип соответствия уровню развития -конкретные учебные результаты, учебные цели и содержание обучения должны отвечать уровню развития данного ребёнка. Нельзя предъявлять ни слишком высокие, ни слишком заниженные требования.

В педагогической деятельности принцип доступности выражается в научно обоснованных этапах, периодах, стадиях обучения и развития. Повседневно, в практической деятельности, постулатом доступности является соблюдение правил: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному.

Принцип наглядности и переноса - в целом умственно отсталому ребёнку следует передавать относительно более конкретные отдельные знания и навыки, поскольку его способность к обобщению и переносу слишком ограничена. Определённые требования предъявляются к непосредственному показу упражнений: он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным.

Принцип целостности - обучающий процесс должен ставить ребёнка в ситуации и перед ситуациями, в которых он может действовать осмысленно как целостное существо, т. е. испытать в действии свои силы и приобрести знания. Это требует создания на внеурочных занятиях таких ситуаций, которые ребёнок может пережить как смысловое целое или как «единство действий».

Прочность обучения - это результат такой постановки обучения, «при которой основной материал основательно изучается и учащиеся всегда в состоянии воспроизвести в памяти и воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях» [1].

Принцип индивидуализации заслуживает особенного внимания, поскольку вследствие огромных различий детей в их особенных возможностях самообучения этот принцип лишь в ограниченной мере может быть генерализо-ванно распространён на всю группу. Скорее он может быть отнесён к отдельным школьникам в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Принцип систематичности и последовательности касается не только развития двигательной сферы, но и воспитания, направ-

ленного на постепенное, но систематическое формирование мотивированных убеждений в необходимости физических упражнений для личного здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения.

Специальные методические принципы. Принцип структурирования учебной цели -путь к достижению определённой цели - требует выяснения последовательности обучения, т. е. отдельных шагов к этой цели, к желаемому результату, что одновременно означает устранение мешающих, не значимых для определённой ситуации деталей. Для этого учитель должен до мельчайших подробностей расчленить сущностное содержание и структуру понятия или действия, которые подлежат усвоению, и суметь выстроить один за другим шаги обучения в той последовательности, в какой их можно предусмотреть заранее.

Принцип сопровождения деятельность речью - важно научить ребёнка с умственной отсталостью общаться на занятиях, развивая навыки социального взаимодействия. Развитие речевого общения - важная задача и для спортивных игр, взаимодействия в труде, творчестве и жизни.

В настоящее время специальная дидактика вооружает нас принципами ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии и коррекционной направленности процесса обучения. Эти принципы предполагают необходимость как можно более ранней диагностики нарушений и, соответственно, коррекционной работы во всех формах образовательного процесса с умственно отсталыми детьми [7].

Формы, методы, средства в спортивноадаптивной внеурочной деятельности должны быть подобранны в соответствии с основными психолого-педагогическими условиями, ориентированы на социализацию школьника средствами физической культуры и адаптивного спорта.

Список литературы

1. Данилов М. А. Процесс обучения // Основы дидактик / под ред. Б. П. Есипова. Гл. V. М.: Просвещение, 1967.

2. Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц». Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи 1975 г.

3. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 46 с.

4. Казаренко В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учеб. пособие / РУДН. М., 2000. 123 с.

5. Михайловская Т. К. Социализация личности учащихся младших классов вспомогательной школы средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2004. 24 с.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом РФ от 04.02.10 № Пр-271. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 11.02.2012).

7. Омарова П. О. Адаптивное физическое воспитание как фактор социализации детей с нарушениями интеллекта // Материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2009. С. 46.

8. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / пер. с нем. А. П. Голубева. М.: Академия, 2003. 432 с.

Spisok literatury

1. Danilov M. А. Protsess obucheniya // Osnovy didaktik / pod red. B. P. Esipova. Gl. V. M.: Prosveshhenie, 1967.

2. Deklaratsiya OON «O pravakh umstvenno otstalykh lits». Prinyata rezolyutsiej 3447 (XXX) General'noj Аssamblei 1975 g.

3. Ekzhanova E. А. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v sisteme vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov s umstvennoj nedostatochnost'yu. Umstvenno otstalye deti i deti s zaderzhkoj psikhicheskogo razviti-ya: avtoref. ... d-ra ped. nauk. M., 2003. 46 s.

4. Kazarenko V. I. Osnovy pedagogiki: integratsiya urochnykh i vneurochnykh zanyatij shkol'nikov: ucheb. posobie / RUDN. M., 2000. 123 s.

5.MikhajlovskayaT. K. Sotsializatsiya lichnosti uchashhikhsya mladshikhklassov vspomogatel'noj shkoly sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Minsk, 2004. 24 s.

6. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola»: utverzhdena Prezidentom RF ot 04.02.10 № Pr-271. URL: http://standart.edu.ru (data obrashheniya: 11.02.2012).

7. Omarova P. O. Аdaptivnoe fizicheskoe vospitanie kak faktor sotsializatsii detej s narusheni-yami intellekta // Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb., 2009. S. 46.

8. SHpek O. Lyudi s umstvennoj otstalost'yu: obuchenie i vospitanie: per. s nem. А.Е Golubeva. M.: Аkademiya, 2003. 432 s.

Статья поступила в редакцию 20.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.