УДК 376.4+159.922.7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Скочилова Анастасия Владимировна.
г. Братск, Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 27 г. Братска», учитель социально-бытовой ориентировки, [email protected].
Аннотация. В статье описываются педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей. Определена значимость и даны общие рекомендации по вопросам организации взаимодействия школы и семьи.
Ключевые слова: социально-бытовые навыки, социально-бытовая ориентировка, коррекционная работа, обучающиеся с умственной отсталостью.
PEDAGOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF SOCIAL SKILLS AMONG STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Skochilova Anastasia.
Bratsk, State educational state institution Irkutsk region "Special (correctional) school № 27 of the city of Bratsk", the teacher of social adaptation orientation, [email protected].
Abstract. The article describes the pedagogical approaches to social skills formation of retarded children. Special importance is given to the interaction of the school with families.
Key words: social skills, social orientation, correction work, students with mental retardation.
Социально-бытовые навыки детей с интеллектуальными нарушениями существенно затруднены по причине недостаточности познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Нормально развивающиеся школьники овладевают социально-бытовыми навыками непроизвольно, наблюдая за поведением родителей или других членов семьи, подражая им и действуя методом проб и ошибок. Умственно отсталые дети мало способны к подражанию и не могут самостоятельно освоить навыки самообслуживания. Проблемы социального развития детей с интеллектуальными нарушениями определили, что необходимо введение в
учебно-воспитательный процесс коррекционных школ занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО).
К введению нового предмета приступили с 1981/82 учебного года [3, с. 6]. Но с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) занятия по СБО не были включены в обязательную предметную область. В соответствии с внесенными изменениями, в коррекционных школах с 2016/17 учебного года коррекционно-развивающие занятия по СБО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями проводятся во второй половине дня.
При этом способы и приёмы педагогического воздействия на формирование социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью остались прежними.
Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществляется лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания. Для успешности усвоения детьми коррекционного курса по СБО важно сделать его максимально наглядным. Использовать фотографии, изображения, схемы, игрушки, предметы; расширять знания и представления об окружающем в процессе экскурсий; моделировать жизненные ситуации и оценивать действия людей в этих ситуациях в процессе сюжетно-ролевых игр. Правильная организация кабинета СБО в значительной степени влияет на подготовку учащихся к самостоятельной жизни [2, с. 110].
Анализ формирования социально-бытовых навыков умственно-отсталых подростков способствует точности планирования педагогической работы. Обучающиеся должны не только знать, как решить ту или иную социальную или бытовую задачу, но и освоить необходимые практические умения и навыки.
Для отслеживания и контроля за формированием практических навыков и умений Т.А. Девятковой предложено ведение карт определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию [3, с. 39-49]. С помощью данных карт педагог может определить актуальное состояние умений и навыков, зону ближайшего развития у ребенка.
В специальных (коррекционных) школах на предмет СБО для каждого класса отводится 2 часа в неделю, чего недостаточно для успешного овладения практическими навыками. Несомненно, что успешному формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, будет способствовать взаимосвязь школы с семьей. На сформированность навыков будет влиять отношения родителей к детям, поэтому, посещая семью, педагог должен уметь оценить тип детско-родительского отношения (ДРО). Методику определения типа ДРО предложили А.Я. Варга, В.В. Столин. [5, с. 124].
Выделяют следующие типы ДРО: 1. «Принятие-отвержение». Интегральное эмоциональное отношение родителя к рёбенку. С одной стороны, родитель одобряет ребёнка таким,
какой он есть, с другой стороны, воспринимает его плохим, неспособным добиться успеха.
2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Родитель всегда поддерживает ребёнка, высоко оценивает его способности.
3. «Симбиоз». Межличностная дистанция в общении с ребёнком.
4. «Авторитарная гиперсоциализация». Контроль родителя за поведением ребёнка, требование послушания и дисциплины.
5. «Маленький неудачник». Искаженное восприятие и понимание ребёнка родителем. Ребёнок воспринимается родителем младше реального возраста, неприспособленным, неуспешным. Родитель пытается оградить ребёнка от трудностей и контролировать его действия.
Часто родители испытывают неуверенность в успешном будущем своего ребёнка, результаты коррекционно-развивающей работы не соответствуют ожиданиям родителей. Однако многие родители прилагают усилия для создания благоприятных условий развития своих детей. Всё же их знаний о методах эффективного обучения недостаточны.
Для повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков педагог использует следующие формы работы с семьей ребёнка: общешкольные и классные собрания, лекции, семинары, тренинги для родителей, работа с родительским комитетом, индивидуальные встречи, посещение семьи, консультации.
Педагогу необходимо объяснить родителям, как они могут правильно помочь ребёнку с интеллектуальными нарушениями справиться с возникшими трудностями. Очень часто родители излишне опекают своего ребёнка, тем самым задерживая его развитие и нанося вред в формировании навыков самообслуживания. Родители могут заниматься с детьми созданием поделок, рукоделием, работами на дачном участке, мелким ремонтом и другим несложным физическим трудом. Родители должны доверять детям деньги и походы в магазин за покупками. [1, с. 250]. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями должен иметь домашние поручения, например, полить цветы, убраться в комнате, вынести мусор. Такая совместная работа помогает родителям чувствовать облегчение и поддержку, они лучше понимают, как помочь ребёнку, а главное, такая работа помогает обучающимся усвоить программу социально-бытовой ориентировки в школе и способствует лучшей сформированности социально-бытовых навыков. [2, с. 132-136]. Практическое применение в домашних условиях полученных обучающимися в школе социально-бытовых умений, знаний, навыков и правил поведения способствует высокой эффективности работы педагогов.
Библиографический список:
1. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 340 с.
2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 247 с.
3. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. Ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 302 с.
4. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П Астафьева, 2015. - 304 с.
5. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 144 с.