Научная статья на тему 'Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями'

Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-бытовые навыки / социально-бытовая ориентировка / коррекционная работа / обучающиеся с умственной отсталостью. / social skills / social orientation / correction work / students with mental retardation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье описываются педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей. Определена значимость и даны общие рекомендации по вопросам организации взаимодействия школы и семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF SOCIAL SKILLS AMONG STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article describes the pedagogical approaches to social skills formation of retarded children. Special importance is given to the interaction of the school with families

Текст научной работы на тему «Педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

УДК 376.4+159.922.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Скочилова Анастасия Владимировна.

г. Братск, Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 27 г. Братска», учитель социально-бытовой ориентировки, [email protected].

Аннотация. В статье описываются педагогические подходы к формированию социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей. Определена значимость и даны общие рекомендации по вопросам организации взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: социально-бытовые навыки, социально-бытовая ориентировка, коррекционная работа, обучающиеся с умственной отсталостью.

PEDAGOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF SOCIAL SKILLS AMONG STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Skochilova Anastasia.

Bratsk, State educational state institution Irkutsk region "Special (correctional) school № 27 of the city of Bratsk", the teacher of social adaptation orientation, [email protected].

Abstract. The article describes the pedagogical approaches to social skills formation of retarded children. Special importance is given to the interaction of the school with families.

Key words: social skills, social orientation, correction work, students with mental retardation.

Социально-бытовые навыки детей с интеллектуальными нарушениями существенно затруднены по причине недостаточности познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Нормально развивающиеся школьники овладевают социально-бытовыми навыками непроизвольно, наблюдая за поведением родителей или других членов семьи, подражая им и действуя методом проб и ошибок. Умственно отсталые дети мало способны к подражанию и не могут самостоятельно освоить навыки самообслуживания. Проблемы социального развития детей с интеллектуальными нарушениями определили, что необходимо введение в

учебно-воспитательный процесс коррекционных школ занятий по социально-бытовой ориентировке (СБО).

К введению нового предмета приступили с 1981/82 учебного года [3, с. 6]. Но с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) занятия по СБО не были включены в обязательную предметную область. В соответствии с внесенными изменениями, в коррекционных школах с 2016/17 учебного года коррекционно-развивающие занятия по СБО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями проводятся во второй половине дня.

При этом способы и приёмы педагогического воздействия на формирование социально-бытовых навыков детей с умственной отсталостью остались прежними.

Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществляется лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания. Для успешности усвоения детьми коррекционного курса по СБО важно сделать его максимально наглядным. Использовать фотографии, изображения, схемы, игрушки, предметы; расширять знания и представления об окружающем в процессе экскурсий; моделировать жизненные ситуации и оценивать действия людей в этих ситуациях в процессе сюжетно-ролевых игр. Правильная организация кабинета СБО в значительной степени влияет на подготовку учащихся к самостоятельной жизни [2, с. 110].

Анализ формирования социально-бытовых навыков умственно-отсталых подростков способствует точности планирования педагогической работы. Обучающиеся должны не только знать, как решить ту или иную социальную или бытовую задачу, но и освоить необходимые практические умения и навыки.

Для отслеживания и контроля за формированием практических навыков и умений Т.А. Девятковой предложено ведение карт определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию [3, с. 39-49]. С помощью данных карт педагог может определить актуальное состояние умений и навыков, зону ближайшего развития у ребенка.

В специальных (коррекционных) школах на предмет СБО для каждого класса отводится 2 часа в неделю, чего недостаточно для успешного овладения практическими навыками. Несомненно, что успешному формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, будет способствовать взаимосвязь школы с семьей. На сформированность навыков будет влиять отношения родителей к детям, поэтому, посещая семью, педагог должен уметь оценить тип детско-родительского отношения (ДРО). Методику определения типа ДРО предложили А.Я. Варга, В.В. Столин. [5, с. 124].

Выделяют следующие типы ДРО: 1. «Принятие-отвержение». Интегральное эмоциональное отношение родителя к рёбенку. С одной стороны, родитель одобряет ребёнка таким,

какой он есть, с другой стороны, воспринимает его плохим, неспособным добиться успеха.

2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения. Родитель всегда поддерживает ребёнка, высоко оценивает его способности.

3. «Симбиоз». Межличностная дистанция в общении с ребёнком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Контроль родителя за поведением ребёнка, требование послушания и дисциплины.

5. «Маленький неудачник». Искаженное восприятие и понимание ребёнка родителем. Ребёнок воспринимается родителем младше реального возраста, неприспособленным, неуспешным. Родитель пытается оградить ребёнка от трудностей и контролировать его действия.

Часто родители испытывают неуверенность в успешном будущем своего ребёнка, результаты коррекционно-развивающей работы не соответствуют ожиданиям родителей. Однако многие родители прилагают усилия для создания благоприятных условий развития своих детей. Всё же их знаний о методах эффективного обучения недостаточны.

Для повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков педагог использует следующие формы работы с семьей ребёнка: общешкольные и классные собрания, лекции, семинары, тренинги для родителей, работа с родительским комитетом, индивидуальные встречи, посещение семьи, консультации.

Педагогу необходимо объяснить родителям, как они могут правильно помочь ребёнку с интеллектуальными нарушениями справиться с возникшими трудностями. Очень часто родители излишне опекают своего ребёнка, тем самым задерживая его развитие и нанося вред в формировании навыков самообслуживания. Родители могут заниматься с детьми созданием поделок, рукоделием, работами на дачном участке, мелким ремонтом и другим несложным физическим трудом. Родители должны доверять детям деньги и походы в магазин за покупками. [1, с. 250]. Ребёнок с интеллектуальными нарушениями должен иметь домашние поручения, например, полить цветы, убраться в комнате, вынести мусор. Такая совместная работа помогает родителям чувствовать облегчение и поддержку, они лучше понимают, как помочь ребёнку, а главное, такая работа помогает обучающимся усвоить программу социально-бытовой ориентировки в школе и способствует лучшей сформированности социально-бытовых навыков. [2, с. 132-136]. Практическое применение в домашних условиях полученных обучающимися в школе социально-бытовых умений, знаний, навыков и правил поведения способствует высокой эффективности работы педагогов.

Библиографический список:

1. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 340 с.

2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 247 с.

3. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. Ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 302 с.

4. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П Астафьева, 2015. - 304 с.

5. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.