Научная статья на тему 'Особенности социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью'

Особенности социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2167
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДЕТИ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / SOCIAL SKILLS / OVER-FIVES / CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Клишина Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема максимально полной реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Получение детьми указанной категории доступного и качественного образования, в том числе формирования у них социально-бытовых навыков, понимается как объективная необходимость для современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Клишина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SOCIAL SKILLS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION

The article deals with the problem of a maximally full realization of the educational needs of children with HIA. The article regards getting affordable and quality education by such children, including the formation of their social skills, as an objective necessity for the modern education system.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

THE FEATURES OF SOCIAL SKILLS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MODERATE MENTAL RETARDATION

O.A. Козырева, E.A. Клишина

O.A. Kozyreva, E.A. Klishina

Социально-бытовые навыки, дети старшего дошкольного возраста, дети с умеренной умственной отсталостью.

В статье рассматривается проблема максимально полной реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Получение детьми указанной категории доступного и качественного образования, в том числе формирования у них социально-бытовых навыков, понимается как объективная необходимость для современной системы образования.

Social skills, over-fives, children with moderate mental retardation.

The article deals with the problem of a maximally full realization of the educational needs of children with HIA. The article regards getting affordable and quality education by such children, including the formation of their social skills, as an objective necessity for the modern education system.

Изучение научно-методической литературы, программ и программно-методических материалов по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью показало их преимущественную односторонность и отсутствие комплексного подхода по формированию социально-бытовых навыков, необходимых для адаптации и социализации детей указанной категории. Как правило, программы предназначены для детей с легкой степенью умственной отсталости. В ходе анализа источников нами было отмечено, что не выявлены особенности сформированности социально-бытовых навыков у детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью; не сформулированы возрастные различия в характере использования социально-бытовых навыков детей с умеренной умственной отсталостью; не разработаны методики, направленные на развитие социально-бытовых навыков указанной категории детей.

Целью эксперимента являлось изучение особенностей сформированности социально-

бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с умеренной умственной отсталостью [Козырева, 2015].

Описание исследования. Диагностика особенностей сформированности социально-бытовых навыков детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проводилась методом экспериментальных проб в сочетании с методом наблюдения, опроса родителей и воспитателей, изучением медицинской документации. Наблюдение за детьми проводилось как в повседневной их жизни (во время режимных моментов), так и во время занятий педагога-дефектолога.

На первом этапе кон стати ру ю ще го эксперимента у детей выявляли знания по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для группы навыков "Личная гигиена"». Нами выяснялось, могут ли дети соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями.

<

cq

Щ

$9

I

С И

о | ^

Ш S

о

Рч W

77

И

н и

Рч

<

о ^

a g

3 w

п ^

Рч W

Ж С «

S

д

н и

щ

PQ

Второй этап был посвящен непосредственно изучению сформированное™ социально-бытовых навыков у детей. В основу нашего исследования положена методика изучения особенностей сформированности социально-бытовых навыков, которые являются доступными для усвоения детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и носят простейший характер. К таковым мы решили отнести навыки: личной гигиены, приема пищи, пользования одеждой и обувью.

Наблюдение за детьми проходило по трем группам следующих показателей.

1. «Личная гигиена» (проситься в туалет, ходить в туалет, пользоваться краном с водой, брать мыло и намыливать руки и тереть их одну о другую, смывать мыло с рук, вытирать руки полотенцем).

2. «Прием пищи» (сесть за стол, пользоваться ложкой, пользоваться чашкой, вытирать рот салфеткой, задвигать стул, убирать за собой посуду).

3. «Пользование одеждой и обувью» (надевать брюки, надевать и снимать футболку, надевать куртку, застегивать и расстегивать молнию на куртке, надевать и снимать ботинки, снимать брюки, снимать куртку, убирать одежду в шкафчик (вешать на стульчик)).

Состояние каждого навыка оценивалось в баллах, количество баллов варьировалось от О до 3.

0 баллов - навык отсутствует, все действия выполняются взрослым.

1 балл - навык отсутствует, но при этом ребенок знает о его предназначении. Ребенок сотрудничает со взрослым или пытается с ним сотрудничать при выполнении того или иного навыка, т.е. выполняет действия, незначительно облегчающие уход за ним.

2 балла - выполнение навыка при незначительной помощи взрослого.

3 балла - навык сформирован. Самостоятельное выполнение действия без напоминания в любой ситуации. Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок по всем критериям, - 76 баллов, это количество соответствует 100 %.

Максимальный результат успешности по всем группам навыков: «личная гигиена» - 24 балла; «прием пищи» - 20 баллов; «пользование одеждой и обувью» - 32 балла.

Мы выделили следующие условные уровни сформированности социально-бытовых навыков:

- первый уровень: 0-19 баллов (0-25 %). Социально-бытовые навыки не сформированы. В эту группу входят дети, которые пытаются сотрудничать со взрослым при выполнении того или иного навыка, т.е. выполняют действия, незначительно облегчающие уход за ними. Все дети данной группы полностью зависят от посторонней помощи, самостоятельно никаких действий выполнить не могут;

- второй уровень: 20-38 баллов (26-50 %). Социально-бытовые навыки находятся на стадии формирования, то есть выполнение навыка происходит при незначительной помощи взрослого (например, педагог начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);

- третий уровень: 39-57 баллов (51-75 %). Сами социально-бытовые навыки сформированы. Дети выполняют все действия самостоятельно, но при этом при выполнении отдельных операций нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых (например, намылить руки, вытереть насухо руки полотенцем, убрать в шкафчик одежду, промокнуть рот салфеткой и т.д.);

- четвертый уровень: 58-76 баллов (76-100 %). Социально-бытовые навыки полностью сформированы. Дети самостоятельно могут выполнять все операции по всем группам показателей: «Прием пищи», «Личная гигиена», «Пользование одеждой и обувью».

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Первый этап. Результаты проведенного эксперимента показали, что все дети старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью не владеют знаниями по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для группы навыков "Личная гигиена"».

Необходимо специально отметить тот факт, что все дети демонстрировали ограниченное понимание обращенной речи.

Второй этап. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что ни у кого из исследуемых детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью социально-бытовые навыки не сформированы: 9 детей (90 %) набрали в большинстве случаев от 0 до 1 балла, что свидетельствует о том, что социально-бытовые навыки выполнялись взрослым, но дети были готовы к сотрудничеству и в некоторых случаях старались помочь взрослому (открывали рот при приеме пищи, просовывали руки в рукава). У одного ребенка (10 %) социально-бытовые навыки находятся на стадии формирования, то есть выполнение навыка

происходит при незначительной помощи взрослого. Результаты исследования позволили выявить показатели, по которым все дети (кроме одного, он набрал по всем показателям по 1 баллу) имеют по 0 баллов. Это следующие критерии навыков: «Прием пищи» - умение вытирать рот салфеткой, убирать за собой посуду и задвигать стул; критерии навыков «Пользование одеждой и обувью» - умение застегивать молнию на куртке, убирать одежду в шкаф.

9 детей (90 %) из 10 набрали от 7 до 18 баллов, что соответствует первому, самому низкому уровню и свидетельствует о несформированнос-ти социально-бытовых навыков. Один ребенок (10 %) набрал 37 баллов, что соответствует второму уровню. Эти баллы свидетельствует о том, что навыки находятся на стадии формирования.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

10% :

~7Г\0/

гхттп:

nntg

qno/

ж

■:■■:■ 3 уровень = 2 уровень 1 уровень

Сесть за стол Пользоваться Пользоваться Вытирать рот Убирать за ложкой чашкой салфеткой собой посуду,

задвигать стул

Рис. 1. Диаграмма сформированности группы показателей «Прием пищи»

Результаты исследования социально-бытовых навыков в группе показателей «Прием пищи» представлены на рис. 1. Они демонстрируют тот факт, что при кормлении детей дома родители не дают им возможности принимать пищу самостоятельно. Ребенка кормит взрослый. Он же убирает за ним посуду. Не всегда это происходит за столом. Только в одной семье после приема пищи ребенку вытирают рот салфеткой.

На рис. 2 представлены результаты исследования социально-бытовых навыков в группе показателей «Личная гигиена». Полученные результаты демонстрируют полное неумение детей

старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью пользоваться туалетом, смывать мыло с рук и вытирать их полотенцем. Очень затруднительно для них использование крана с водой и намыливание мылом рук. Это непосредственно связано с тем, что родители используют дома памперсы, моют руки детям своими руками и сами вытирают их полотенцем. Такая гиперопека затрудняет формирование социально-бытовых навыков у детей указанной категории.

На рис. 3 представлены результаты исследования социально-бытовых навыков в группе показателей «Пользование одеждой и обувью».

<

И W л

I

С m

о 1

Ь <

к

а

и и и а рч

С £

н

W

н К

U Рч

W

m К

К

>>

и О О ^ h

91

К Ь Ö &

ä w S E

s

и

H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Ш PQ

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

10%

10%

50%

50%

70%

90%

90%

30%

Уровень 3 йУровень 2 ^ Уровень 1

Проситься в Ходить в Пользоваться Брать мыло, Смывать Вытирать туалет туалет краном с намыливать мыло руки

водой руки, тереть полотенцем

их друг о друга

Рис. 2. Диаграмма сформированности группы показателей «Личная гигиена»

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

:ю%::

70%

• 40%:

::ю%:

:ю%:

: :ю%:

Надевать брюки

Надевать куртку

Снимать брюки

I 2 уровень

Снимать куртку

Надевать и Расстегивать Надевать и снимать молнию на снимать футболку куртке ботинки

Убирать одежду в шкаф

3 уровень

4 уровень

Рис. 3. Диаграмма сформированности группы показателей «Пользование одеждой и обувью»

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20%

Г -ми ни Шя

Личная гигиена Прием пищи Пользование

одждой и обувью

Рис. 4. Сводная диаграмма по трем показателям социально-бытовых навыков

\ 1 уровень(навык не сформирован)

I 2 уровень(низкий)

Таким образом, по результатам проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. У исследуемых детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью социально-бытовые навыки не сформированы или находятся в стадии формирования, что значительно затрудняет их адаптацию и будущую социализацию.

2. Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают особые трудности при овладении социально-бытовыми навыками. Формирование этих навыков у детей указанной категории - процесс сложный, он будет отличаться от формирования социально-бытовых навыков у детей в норме. При формировании социально-бытовых навыков у исследуемой категории детей необходимо учитывать, что они не умеют ориентироваться в условиях задания, не могут программировать свои действия и оценивать результат.

3. Механизм формирования социально-бытовых навыков сложен, потому что их усвоение требует определенного уровня развития

высших психических функций. Формирование социально-бытовых навыков имеет огромное значение и должно осуществляться с учетом лич-ностно ориентированных моделей воспитания.

Библиографический список

1. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платова, A.M. Щербакова; под ред. A.M. Щербаковой. М.: ВЛАДОС, 2014. 304с.

2. Козырева O.A. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2(40). С. 10-16.

3. Олейникова Н.П., Вострикова О.В. Социаль-но-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. 2012. № 5(53). С. 11-14.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

I

0

1

X %

«

«

о w

V

s

Ь

1-4

<c n w с

« s

X

H U

W M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.