- импровизация различных жизненных ситуаций.
Для успешного обучения учащихся с нарушениями интеллекта необходимо проводить систематическую работу по развитию устной речи, так как это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к полноценному развитию личности, а в конечном итоге способ достижения наилучшей социализации.
Список литературы
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. -М., 2000.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987.
3. Белобрынина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
4. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: Владос, 2006.
5. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М., 2003.
6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. - М., 1970.
Н. Б. Панова, Т. К. Шахова
Организация мероприятий патриотической направленности как средство социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно с интеллектуальной недостаточностью, представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования. Весь воспитательный процесс направлен на создание адаптивной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка в соответствии с основными направлениями концепции модернизации российского образования. Педагоги специальных коррекционных школ находятся в постоянном поиске средств совершенствования учебно-воспитательного процесса для того, чтобы учащиеся с различной степенью умственной отсталости имели реальные возможности успешной интеграции в обществе, были достойными гражданами с правильно сформированными понятиями о патриотизме и гражданском самосознании.
В МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38» г. Череповца продолжает совершенствоваться созданная система воспитания учащихся с различной степенью умственной отсталости через реализацию содержания воспитательных программ по приоритетным направлениям образовательной деятельности: «Я -
гражданин» (гражданско-патриотическое направление)»; «Человек и его дело» (трудовое направление); «Земля - наш общий дом» (экологическое); «В мире прекрасного» (эстетическое); «Будь здоров» (спортивно-оздоровительное), инновационную работу. Данные направления взаимосвязаны и решают задачу патриотического воспитания, успешно помогают администрации и педагогическому коллективу осуществлять работу по решению проблемы социализации детей, имеющих различные степени умственной отсталости. Внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового педагогического опыта в системе специального образования, забота о практической и теоретической компетентности педагогов при организации воспитательной работы в области социализации и интеграции учащихся осуществляется через разработку и адаптацию методических рекомендаций, сценариев мероприятий и акций, соответствующих современным реалиям.
Школа не находится в стороне от социальных проблем. Она дает своим выпускникам не только необходимый уровень социально значимого образования, но и формирует адекватные навыки гражданской активности и самореализации. Для гражданского становления личности большое значение имеет включение учащихся в различные сферы социальных отношений, социальную практику. На протяжении ряда лет мы стремимся расширять поле позитивного взаимодействия с социумом.
Для успешной социализации наших детей мы работаем в тесном контакте с родителями учащихся, которые участвуют в школьных мероприятиях, посещают занятия специалистов. Все это позволяет им позитивно оценивать индивидуальные способности и возможности своего ребенка. Период пребывания в детском коллективе является важным для усвоения социального опыта. За это время дети приобретают знания, умения и навыки, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшей интеграции в общество. Только в тесном сотрудничестве специалистов и учителей-дефектологов можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
В образовательной организации оказывается педагогическая помощь учащимся и их родителям (законным представителям) в личностной социальной адаптации через планируемую и осуществляемую воспитательную деятельность. Включение учащихся и их родителей (законных представителей) в общественную жизнь осуществляется через реализацию плана ученического соуправления в рамках функционирования совета учащихся и организацию деятельности родительского клуба «Надежда», реализацию инновационного проекта по построению конструктивной системы взаимодействия семьи и школы «Возьмемся за руки, друзья!», включающего коллективно-творческие дела, исследова-
тельскую и проектную деятельность, соуправление, социальные акции, воспитательные мероприятия, а также через активное взаимодействие с организациями и муниципальными структурами по вопросам социализации учащихся с различной степенью умственной отсталости.
Данные элементы воспитательной работы требуют особой организации мероприятий, создания специальных условий для их проведения, большой пропедевтической работы, методического сопровождения и контроля за качеством реализации воспитательного содержания со стороны администрации учреждения. Непосредственными исполнителями являются координаторы направлений, классные руководители, педагоги, специалисты. Значимую помощь оказывают родители учащихся. По итогам каждой четверти в учреждении координаторами под руководством заместителя руководителя, курирующего учебно-воспитательный процесс, составляется творческий отчет о реализации координированного плана воспитательной работы по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В данный документ включаются итоги участия учащихся, педагогов в конкурсах и выставках детского творчества различного уровня, фотографии с проведенных мероприятий и оформленных выставок, конспекты и сценарии, презентации и т. п. Многие творческие проекты и работы занимают призовые места в конкурсах различного уровня (информация размещена на официальном сайте образовательного учреждения).
Благодаря созданным условиям, профессиональной работе педагогического коллектива, значимом родительском участии за 2015 г. 187 учащихся школы смогли реализовать свой личностный творческий потенциал, почувствовать свою социальную значимость.
В прошедшем учебном году особое внимание уделялось гражданско-патриотическому направлению, вся страна готовилась отмечать великую дату - 70 лет Великой Победы советского народа над фашизмом. В рамках реализации плана работы совета учащихся проводились творческие заседания, учащиеся активно принимали участие в организации и проведении школьных мероприятий: линеек, праздников, коллективных бесед, трудовых и творческих десантов, соревнований и т. п. При активном участии родителей (законных представителей) организованы и проведены мероприятия, посвященные 70-летию Великой Победы в рамках инновационного проекта «Возьмемся за руки, друзья!»: КТД «Улицы героев-земляков», праздник-путешествие «Семья! Весна! Победа!», торжественные линейки «Помним! Гордимся!», «День музеев». Цель данной работы -воспитание уважения и любви к своей Родине посредством глубокого, разностороннего рассмотрения и изучения материала о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны на примере своего города, своей семьи. В содержание мероприятий были включены инновационные по организации и проведению моменты, способствующие консолидации усилий всех участников образовательного процесса, направленные на успешную социализацию учащихся с ОВЗ, формирова-
ние основ устойчивой гражданской позиции. Сводный хоровой коллектив педагогов, специалистов, учащихся «Россияночка» на городских фестивалях в истекшем учебном году успешно демонстрировал творческие достижения: 2-е место - фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика», 2-е место - песенный конкурс в рамках фестиваля «Пасхальный сувенир».
Благодаря сотрудничеству родителей, учащихся, педагогов в образовательном учреждении создана Книга памяти, в которую вошли воспоминания о родственниках-ветеранах войны и труда, жителях блокадного Ленинграда, детях войны. Презентация Книги памяти прошла на торжественных линейках, тематических классных часах.
Главный принцип работы педагогического коллектива - мы любим дом, где любят нас. Система воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, сложившаяся и активно развивающаяся в нашей школе, позволяет достигать желаемых целей, помогает нашим учащимся успешно занимать призовые места среди учащихся массовых школ города, области. Таким образом, проводимая воспитательная работа имеет положительный результат в направлении социализации детей с интеллектуальной недостаточностью. Сегодня в своей работе мы имеем возможность опираться на коллектив родителей-единомышленников и объединенными усилиями решать сложные задачи, которые ставит перед нами государство в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
1. Адаптивная образовательная среда: проблемы и пути решения: сб. науч.-практ. ст. - Красноярск, 2010.
2. Семья как ресурс расширения реабилитационного пространства детей с ОВЗ: сб. науч.- практ. ст. - Красноярск, 2012.
3. Социализация учащихся с нарушением интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки / под ред. Н.В. Холодниковой, Е.А. Ивановой. -Кострома: Костром. обл. ин-т развития обр., 2013.
В. Н. Поникарова
Готовность педагогов к осуществлению инклюзивного образования - динамика и особенности
Поскольку инклюзивный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, то он рассматривается как один из возможных подходов к разработке социальных, психологических и педагогических условий, необходимых для обучения, воспитания, абилитации и реабилитации лиц с проблемами в развитии.