Научная статья на тему 'На пути к новому качеству специального образования (из опыта работы муниципального образовательного учреждения "специальная (коррекционная) школа № 1" г. Сургута)'

На пути к новому качеству специального образования (из опыта работы муниципального образовательного учреждения "специальная (коррекционная) школа № 1" г. Сургута) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев А. А., Рыткина В. Л., Посохова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к новому качеству специального образования (из опыта работы муниципального образовательного учреждения "специальная (коррекционная) школа № 1" г. Сургута)»

НА ПУТИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА №1 Г. СУРГУТА)

Дмитриев А. А., Рыткина В. Л., Посохова Е. И. г. Тюмень

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что первейшей задачей образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Такие особенности нашего общества, как нестабильность экономической ситуации, жесткая конкуренция на рынке труда усложняют существование самой незащищенной части нашего общества - детей с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Одна из главных целевых установок специальной школы - создание условий для самореализации выпускников в социуме, речь идет не только об их интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны стать равноправными членами нашего общества, достойными не жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. В этом контексте модернизацию образования следует понимать как обновление содержания образовательного процесса, прогнозирование новых результатов образования с учетом изменения социокультурного пространства.

В последние годы в системе образования активизируются инновационные процессы, разрабатываются программы развития образовательных учреждений, реализуются современные подходы, методы, разработки ученых и практиков. Все это не могло не коснуться и специальных коррекционнообразовательных учреждений, поэтому на одном из педагогических советов муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы № 1 VIII вида г. Сургута (МОУ СКШ) было решено включиться в разработку комплексной программы развития школы. С этой целью в течение 2005 и 2006 годов была проведена серьезная подготовительная работа, было избрано направление разработки качества

коррекционно-образовательного процесса,

затем была разработана Программа развития школы в контексте данного направления и началась ее реализация.

Целью Программы являлась разработка эффективных способов достижения высокого качества специального (коррекционного) образования учащихся (воспитанников) школы.

Учитывая сложность поставленной цели, мы проанализировали современную научно- методическую литературу по проблемам качества образования и полагаем, что система специального образования имеет право претендовать на свое понимание качества образования.

В действующем государственном стандарте Российской Федерации (ГОСТ ИСО 9000-2001) качество определяется как степень соответствия присущих характеристик требованиям. Предполагается, что качество может быть плохое, хорошее или отличное.

По определению академика РАО М. М. Поташника качество образования - это соотношение цели и результата как меры достижения целей (М. М. Поташник, 2004).

Э. М. Коротков (2007) считает, что качество образования - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

С учетом вышеприведенных вариантов понимания качества образования можно сказать, что понятие «качество» распространяется на образование как результат (образованность) и на образование как образовательный процесс, позволяющий получить желаемый результат, то есть понятие «качество образования» можно отнести и к процессу и к результату образования. И важно отметить еще один немаловажный аспект - качество является управляемым сегментом практики образования.

При разработке Программы мы учитывали наличие различных социально-

экономических факторов, таких, как экологические условия, снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, ухудшение здо-

ровья детей, безработица и их влияние на воспитанника школы. Кроме того, учитывались непосредственно условия региона и конкретно города Сургута, потребность в трудовых ресурсах с учетом реальных возможностей выпускников, большая часть которых подготовлена для работы в сфере здравоохранения (санитарнотехнический персонал), в сфере услуг (помощник повара, уборщик, озеленитель и т.д.).

Школа № 1 VIII вида г. Сургута принимает активное участие в спортивномассовых мероприятиях Ханты-Мансийского округа - Югра в рамках Специальной Олимпиады России, в реализации Программы «Дети России», в детских конкурсах на «Лучшего по профессии», а также в других городских и окружных программах.

Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем оптимизировать действующую модель организации школы как жизненно важного социального института, в котором обучают умениям учиться и жить в постоянно меняющемся мире путем обновления уклада школьной жизни, содержания образования, управления образовательным процессом, обеспечения эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с учетом современных требований, социально-экономических и социокультурных условий в городе. Включение в учебный процесс новых психолого-педагогических технологий, наличие профессионально подготовленного коллектива учителей-дефектологов, научно-методическое обеспечение Программы развития школы - все это сможет стать основой создания нового качества образования и социализации воспитанников школы. Предлагаемая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.

ПАСПОРТ программы развития школы

Законодательная база для 1. Международная Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 3. Закон РФ «Об образовании». 4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 5. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. 6. Закон «Об образовании» ХМАО - Югры. 7.

разработки программы развития школы:

Цель программы: Оптимизация действующей модели коррекционной школы VIII вида в направлении

«Школы жизни» как социального института, в котором учат учиться и жить в постоянно меняющемся мире путем обновления содержания образования, уклада школьной жизни, системы управления образовательным процессом и обеспечения эффективного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

Основные задачи программы: 1. Обеспечить право ребенка на качественное образование в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями и возможностями. 2. Осуществить мероприятия по целенаправленной практической подготовке обучающихся к сознательному выбору профессии (месту работы), к действиям в чрезвычайных ситуациях в современном быст-роменяющемся обществе. 3. Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы (рационально организованный образовательный процесс, воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, система просветительско-методической работы с участниками образовательного процесса, служба психологопедагогического и медикосоциального сопровождения). 4. Разработать и внедрить систему коррекционно-воспитательной работы, способную максимально удовлетворить потребности обучающихся в дополнительном образовании, систему, обеспечивающую сформированность гражданско-патриотических качеств личности обучающихся, содействовать повышению роли семьи в воспитании детей. 5. Разработать систему мониторинга качества образования. 6. Совершенствовать ресурсное (материально-техническое, кадровое, научнометодическое) обеспечение образовательного процесса. 7. Разработать эффективные, адекватные задачам развития, механизмы управления качеством образования через введение матричной структуры и программно-целевого метода управления.

8. Сформировать систему ученического самоуправления (соуправления).

Сроки и этапы реализации программы: Сентябрь 2007 - июнь 2012 года. Начальный этап - 2007-2008 гг. Основной этап - 2009-2011 гг. Завершающий этап - 2012 г.

Финансовое обеспечение программы: Бюджет ОУ. Спонсорская помощь. Добровольные пожертвования

Принципы реализации программы: 1. Принцип программноцелевого подхода, который предполагает единую систему планирования. 2. Принцип информационной компетентности участников образовательного процесса о ходе реализации программы. 3. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по решению задач развития. 4. Принцип включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного процесса.

Направления проектирования программы: Программа разработана на основе Концепции модернизации образования, утвержденной Правительством России (2002 г.) и Концепции Федеральной целевой Программы Развития образования на 2006-2010 гг. и предусматривает: 1. Структурные изменения: обновление модели коррекционно-развивающей школы с системой гибких структур (подразделений), обеспечивающих «равный доступ» к услугам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложным дефектом с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка). 2. Внедрение новых образовательных технологий (проектный метод, работа в группах, интегрированные уроки, ученическое самоуправление, технология сопровождения). Проектирование нового содержания образования. Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать про-

блему компенсации дефекта. 3. Уточнение показателей обученности и обучаемости и норм жизненной компетенции (воспитания) для каждого класса, группы. 4. Обновление системы воспитательной работы (Детская организация «Маленькая страна», соуправление, включение родителей, дополнительное образование). 5. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры (ППМС сопровождение, спортивнооздоровительная работа). 6. Повышение профессионального уровня педагогов, формирование профессиональных компетенций учителя дефектолога. 7. Перевод системы управления образовательным процессом в управление качеством образования. 8. Развитие материальнотехнического и финансового потенциалов коррекционной школы на основе повышения финансовой самостоятельности и ответственности.

Ожидаемые конечные результаты: 1. Повышение качества освоения образовательных программ. 2. Улучшение здоровья, осознание ценности здоровья. 3. Создание детской организации «Маленькая страна». 4. Увеличение до 85 % числа учащихся, занятых организаторской деятельностью, занятостью по интересам в школе за счет развития ученического самоуправления (соуправления). 5. Увеличение числа выпускников, владеющих основными социальными компетенциями. 6. Рост числа педагогов, освоивших новые педагогические методики, технологии, профессиональные компетенции учителя-дефектолога. 7. Формирование системы преемственности в обучении и воспитании. 8. Формирование и апробирование модели управления качеством образования в С(К)Ш VIII вида. Активация деятельности Совета школы.

Система организации контроля за ис- 1. Внутришкольный контроль. 2. Мониторинг результатов образовательного процесса. 3. Проведение дней регулировани и контроля (ДРК) 3 раза в год.

полнением Программы:

4. Самоанализ деятельности

каждого педагога (ежегодно).

5. Проблемно-ориентированный

анализ работы методических

объединений, служб, творче-

ских групп.

6. Анализ статистических отче-

тов. Ежегодный открытый

доклад директора перед ро-

дителями.

Информационная карта школы (анализ контингента обучающихся)

Дадим краткую социальную характеристику семей учащихся:

В неполных семьях, воспитывается 89 детей (28 %).

Крайне социально неблагополучных семей - 10, в том числе семейный алкоголизм

- 3 семьи.

Количество безработных либо нетрудоспособных родителей - 5.

Многодетных семей - 13.

Малообеспеченных семей - 27.

Безнадзорных детей, чьи родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (детей, состоящих на внутришколь-ном учете) - 13.

Кроме анализа содержания образования, используемых технологий в коррекционно-образовательной деятельности школы,

анализу была подвергнута также воспитательная работа. В школе проводятся: День знаний, День учителя, Осенний бал, День матери, Новый год, Рождественские встречи, Вечер встреч выпускников, День защитника Отечества, Восьмое марта, День Победы, Последний звонок, спортивные мероприятия, Дни здоровья, конкурсы рисунков, месячники правового и патриотического воспитания, концерт «Созвездие талантов», экскурсии, культпоходы, профориентационная работа и другие мероприятия.

Количество мероприятий является довольно значительным, они занимают большое место в жизнедеятельности школы и учеников. В то же время анализ качества мероприятий привел нас к выводу о необходимости акцентирования внимания учащихся на формировании социально значимых качеств, усилении мотивации к успеху через положительный опыт, формирование ценностных ориентаций в развитии личности, повышении коммуникативной компетентности школьников, адаптации их к социуму.

Выявленные проблемы, противоречия, особенности формирования личности ребенка в условиях школы позволили определить основные блоки и компоненты, подлежащие качественным изменениям в процессе реализации Программы развития школы, к которым мы отнесли:

• формирование профессионального творческого педагогического коллектива школы, владеющего различными инновационными технологиями коррекционнообразовательного процесса (информационными, проблемными, проектными, тренинговыми и др.);

• совершенствование психолого-медико-педагогического сопровождения каждого учащегося с учетом особенностей его развития, овладение каждым педагогом диагностическими методами и методиками, а также умениями составлять оптимальный алгоритм и содержание коррекционнообразовательного воздействия на ребенка;

• совершенствование системы управления школой как социальной системой, ведение мониторинга качества общешкольных, классных, внешкольных и внеклассных мероприятий, оценка уровня компетенций и компетентностей как педагогов так и учащихся, для чего необходимо разработать оценочные средства и методы на основе применения квалиметриче-ских подходов;

• создание оптимальной системы воспита-

Количество обучающихся Начальная школа Основная школа

165 54 111

Из них: 0 класс - 4 1 класс - 6 2 класс - 10 3 класс - 14 4-а - класс - 12 4-б - класс - 8 5 класс - 15 6-а класс - 12 6-б класс - 13 6-в класс - 8 7-а класс - 9 7-б класс - 9 8-а класс - 10 8-б класс - 12 9-а класс - 12 9-б класс - 11

Обучающихся на дому 40

Опекаемых детей в школе 3

Тубинфици-рованных детей - по данным ПТБ 2

Инвалидов 6

Всего: девочек - 64 мальчиков 101 Девочек - 21 Мальчиков - 33 Девочек - 43 Мальчиков - 68

По возрасту От 7 до 13 лет От 12 до 20 лет

ния и дополнительного образования, обеспечивающей сохранение здоровья, правовую защиту и безопасность жизнедеятельности ребенка;

• создание условий, обеспечивающих наличие равных прав и гарантий на получение качественного образования воспитанниками школы;

• повышение уровня социализации выпуск-

ников, формирование у них компетенций самореализации с учетом их возможностей и доступности в достижении оптимального профессионально-трудового участия в

жизни социума.

Каждый такой блок дифференцирован на отдельные составляющие, традиционно определены ответственные лица, сроки обсуждения, внесения корректив и сроки выполнения.

Коллектив школы надеется на качественную реализацию Программы развития школы.

Литература

1.Барабаш, О. А. Управление качеством образования по физической культуре на основе актуализации функций контроля (на примере специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: автореферат ... докт.пед.н. / О. А. Барбаш;

- С-П, 2008.-45 с.

2. Коротков, Э. М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э. М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.

3. Концепция Федеральной целевой Программы развития образования на 2008-2010 годы.

- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 32 с.

4. Управление качеством образования: Практи-ко-ориентированная монография и методическое пособие / Под.ред. М.М. Поташника.

- М.: Педагогичексое общество России, 2004. - 448 с.

© А. А. Дмитриев,

В. Л. Рыткина,

Е. И. Посохова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.