УДК 376.1
Кравец Оксана Анатольевна
Заместитель директора по УВР специальной (коррекционной) школы №31 VIII вида, [email protected], Новосибирск
современные подходы к моделированию образовательного пространства специальной
(коррекционной) школы viii вида
Аннотация. В статье представлена модель образовательного пространства специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №31 VIII вида г.Новосибирска. Она позволяет в комплексе решать проблемы специального образования, имеет компетентностную основу к организации деятельности и результатам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Основой для инновационных преобразований в учреждении послужили приоритетные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», отражающие современные требования к развитию образования. Первичные результаты апробации инновационной модели говорят о повышении адаптации, социализации и интеграции учащихся в школы общество, а это и есть главная цель специального (коррекционного) учреждения.
Ключевые слова: сопровождение, расширение образовательного пространства, стандарты, профессиональные компетенции, самостоятельность.
Kravets Oksana Anatolyevna
The deputy director on the educational work of the special (correctional) school №31 of the third type, [email protected], Novosibirsk
contemporary approaches to the modeling of the learning environment of the special (correctional) school of the third type
Abstract. The model of the learning environment of the special (correctional) secondary school №31 of the third type in Novosibirsk is suggested. The model allows to solve the problems of special education; it implies a competence-based organization of activity and learning outcomes of children with intellectual disabilities. The innovative reforms at the school were caused by the priority trends of the national educational initiative "Our New School", which reflects the current requirements for the development of the education. The initial results of the testing the innovative model confirm the increased level of adaptation, socialization and integration of students to the society, what is the main goal of a special (correctional) school.
Keywords: support, the extension of the learning environment, standards, professional competences, independence
Толчком к активному развитию специального образования послужила национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.). С момента ее опубликования разработан пакет нормативных документов говорящих об изменении государственной и общественной оценки состояния системы специального образования. К таким документам относятся: Конвенция ООН о правах инвалидов; Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг.; Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями здоровья (2010 г.); Указ президента РФ В. В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей» от 01.06.2012 г. №761.
Во многом благодаря этим документам и исследованиям Н. Н. Малофеева, В. В. Кор-кунова, А. Р. Маллер, Л. М. Шипициной, И. М. Бгажноковой, М.С.Певзнер и др. происходят преобразования в организации, содержании обучения и воспитания детей с ОВЗ. Полным ходом идет интеграция детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, внедряется дистанционное обучение,
школы оснащаются оборудованием, ведется подготовка кадров и др. Совершенствуется традиционная система специальной помощи, идет поиск альтернативных педагогических систем, наиболее отвечающих современным жизненным условиям и особым потребностям детей с ОВЗ.
В последние годы зафиксировано большое количество инновационных моделей специальных (коррекционных) учреждений. Большинство из них направлены на расширение образовательного пространства через открытие дошкольных групп кратковременного пребывания, групп для детей с глубокой умственной отсталостью, внедрение многопрофильности обучения и др.
Модель образовательного пространства, разработанная и апробированная в своей специальной (коррекционной) школы №31 VIII вида г.Новосибирска, Концептуальной основое имеет идею системного подхода. Приоритетными выделены направления, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», и наполнены следующим перспективным содержанием.
1. Переход на новые образовательные стандарты. В системе общего образования утверждены и проходят апробацию федеральные государственные образовательные стандарты [6]. В качестве одного из требований к реализации основной образовательной программы в них выступает учет образовательных потребностей детей с ОВЗ. Следовательно, дети данной категории являются частью единого образовательного пространства, а специальное образование -неотъемлемой частью общего образования. В стандартах имеется сноска на п.5 ст. 7 Закона РФ «Об образовании»: «При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты» [6, с. 4]. Значит, чтобы обучать детей с ОВЗ в единой системе образования, необходимы «уточняющие» стандарты.
По нашему мнению Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ [4] является объективным и достаточно проработанным проектом современного стандарта специ-
ального образования. Единая концепция выступает как неотъемлемая часть ФГОС и позволяет включать в образовательное пространство детей с разными нарушениями и уровнем интеллектуального развития.
Так же как и в ФГОС в Единой концепции прописаны предметы стандартизации - «требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации». Специфичным предметом стандартизации в Единой концепции является конечный уровень результата школьного образования, освоенный ребенком. Учитывая данную позицию, в школе №31 разработана компетентностная модель выпускника, включающая в себя трехуровневую шкалу интеграции ребенка с нарушениями интеллекта в социальную среду:
• элементарный уровень интеграции -ребенок интегрирован в систему социальных отношений в образовательном пространстве школы;
• функциональный уровень интеграции -ребенок социализирован в системе взаимоотношений внутри школы и ближайшем социальном окружении;
• компетентностный уровень интеграции - ребенок социально адаптирован в обществе.
Деятельность учреждения с учетом такой модели выпускника позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку с ОВЗ при планировании коррекционно-раз-вивающей деятельности и подведении результатов обучения.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей. В любой школе, в том числе и коррекционной, обучаются талантливые дети. Чтобы раскрыть их таланты (музыка, спорт, прикладное творчество) школа №31 перешла в режим «Школы полного дня». Воспитательный процесс выстроен через систему ключевых дел и традиций. При этом ученический и педагогический коллективы взаимодействуют как единое целое, объединенное общей целью воспитательной работы. Созданное в школе единое расписание I и II половины дня позволяет комплексно подойти к сопровождению учащихся. Творческая атмосфера позволяет ребенку проявлять свои интересы и возможности, а педагогу, в свою очередь, увидеть, в каком направлении его эффективно творчески раз-
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2013
87
вивать, профессионально ориентировать, к какому виду спорта готовить. Сопровождать ребенка помогают индивидуальные образовательные маршруты. Оценка качества осуществляется через системный мониторинг личностного развития школьников.
Такой подход к воспитательной деятельности позволяет расширить и систематизировать сеть дополнительного образования; укрепить социальное партнерство, расширить круг взаимодействия ОУ с различными организациями; создать систему детского соуправления; обновить систему работы с социально неблагополучными семьями; совершенствовать систему взаимодействия с родителями.
3. Совершенствование учительского корпуса. Процесс формирования профессиональных компетенций педагогов в школе № 31 представлен в виде системы непрерывного образования. На получение педагогами компетенций направлены теоретическое и практическое обучение, научная, исследовательская и самостоятельная деятельность. На подтверждение обретенных компетенций - педагогический мониторинг, аттестация и др.
Профессиональное становление имеет ряд этапов с соответствующими для него формами образования педагогов:
• адаптация к профессии - работа в МО; открытые уроки, взаимопосещение; самообразование; школа молодого педагога и т.д.;
• самоактуализация в профессии - педсоветы; семинары, конференции, круглые столы; творческие группы; самоанализ деятельности; «Портфолио»; освоение ИКТ; дистанционное обучение и т.д.;
• свободное владение профессией, проявляющееся в форме мастерства - педагогические конкурсы; исследовательская деятельность; обобщение опыта; участие в разработке и реализации программы развития ОУ и т.д.
Анализ входных результатов мониторинга ложится в основу Программы. Основным критерием ее эффективности является положительная динамика профессиональной компетентности педагогов на разных этапах становления:
1 этап: потребность в профессиональном саморазвитии; наличие индивидуальной программы; положительное взаимодействие
с коллегами.
2 этап: продвижение в реализации индивидуальной программы; участие в мероприятиях города, области; овладение исследовательскими навыками.
3 этап: рост удовлетворенности собственной деятельностью; активное распространение своего опыта; способность педагога к саморазвитию.
Данный подход помогает получить компетентного специалиста; способствует развитию педагогического коллектива, выработке единых ценностных ориентаций, а так же является основой системы оплаты труда, позволяющей стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы [5].
4. Изменение школьной инфраструктуры в коррекционном учреждении подразумевает расширение образовательного пространства. В школе №31 расширение образовательного пространства носит комплексный характер:
• Организованы 10-11-е классы с углубленной профессионально-трудовой подготовкой с привлечением к сотрудничеству профессиональных училищ.
• Разработана и внедрена система сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих сложный дефект, в условиях классно-урочной формы обучения и индивидуально на дому [2].
• Организованы дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии в группы кратковременного пребывания.
• Создана модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ [3]. Она служит эффективным средством управления инновационным образовательным пространством. Модель ориентирована на достижение учащимися как можно более высокого уровня интеграции. Критериями оценки ее результативности являются сформированные у детей жизненно необходимые компетенции, отраженные в модели выпускника.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровьесбережение в в школе №31, в силу своей специфики, определено как одно из приоритетных направлений и входит в систему сопровождения учащихся. Педагогический персонал школы №31 организован на сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся.
Переход на новые образовательные стандарты
С
О
о
га в.
2?
С
о я О
К К
Я s
2 я
t: и
О со
>-. к
С
О
о
Развитие системы поддержки
талантливых детей
ч_/ ч_
Творческая среда. Доп. образование. Система олимпиад
и конкурсов. Инд. достижения
Совершенствование учительского корпуса
Система моральных
и материальных стимулов педагогов. Педагогическое образование
Изменение школьной инфраструктуры
Школа - центр творчества и информации (интеллект, спорт) Безбарьерная среда
Сохранение и укрепление здоровья
Здоровый образ
жизни. Индивидуальный подход, мониторинг
Расширение самостоятельности
Автономные ОУ.
Современная система оценки качества образования
Основные направления развития С(К)ОШ №31 VIII вида в рамках реализации НОИ «Наша новая школа»
Цель: Обеспечение условий для успешной интеграции детей с ОВЗ в общество и их максимально возможного личностного развития
Система психолого-медико-педагогического сопровождения Компетентностая модель выпускника Индивидуальные образовательные маршруты (программы)
Школа полного дня
Взаимодействие с
социумом Доп. образование Музыка, спорт, прикладное творчество Инд. достижения
УЧ-СЯ
Новая система оплаты труда
Система непрерывного профессионального совершенствования педагогов Портфолио педагогов
ГЭП
« Политехническая школа - 10-11 кн.». ГЭП «Адаптивное развитие детей дошк. возраста с ОВЗ». Интеграция детей в образовательном пространстве ОУ
Программа «Путь к здоровью» Система мониторинга здоровья и индивидуального развития обучающихся. Здоровьесберегаю щие технологии
Школа - областной ресурсный центр инклюзивного образования Базовая площадка кафедр НИПиПРО, НГПУ
Перспектива: Разработка системы оценки качества специального образования
Рисунок - Модель образовательного пространства специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №31 УШ вида
В первой половине дня в школе поддерживается благоприятный режим двигательной активности учащихся с учетом их возраста и состояния здоровья (подвижные перемены, настольный теннис; динамические паузы и физкультурные минутки). В режиме «Школы полного дня» учащимся предполагаются занятия ЛФК, плавание, факультативные и кружковые занятия по интересам, спортивные мероприятия.
Благодаря полученной школой лицензией на осуществление медицинской деятельности дети ежедневно находятся под наблюдением врача-психиатра, а их родители и педагоги получают квалифицированную консультацию непосредственно в ОУ Медперсонал поводит профилактику простудных заболеваний, закаливание. Систематически ведется контроль выполнения гигиенических нормативов учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня. Разрабатывается система мониторинга здоровья учащихся и их индивидуального развития.
Расширение самостоятельности школ. Активная деятельность специальной (кор-рекционной) школы №31 УШ вида во всех вышеперечисленных направлениях говорит о высоком уровне компетентности и методической подготовленности педагогов и администрации, их стремлении к инновационному развитию. Образовательное учреждение значимо в обществе и конкурентоспособно среди образовательных учреждений города. А это и есть самостоятельность. Следовательно, представленная в статье модель образовательного пространства, основанная на современных требованиях к развитию образования (см. рисунок), положительно влияет на развитие учреждения, а так же дает толчок для дальнейших инновационных действий. Подтверждением данных слов является присвоение в 2012 году специальной (коррекционной) школе №31 УШ вида статуса областного ресурсного центра инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Первичные результаты апробации инновационной модели образовательного пространства дают основание утверждать, что:
• учащиеся реализуют свои права на образование, получают комплексную психоло-
го-медико-педагогическую помощь в школьных условиях;
• педагоги осваивают новые способы организации профессиональной деятельности, ведут активную работу по самообразованию;
• родители сознают значимость работы педагогов и являются активными участниками образовательного процесса.
Перспективным направлением инновационной политики школы является создание системы оценки качества специального образования, что позволит создать благоприятные условия для успешной интеграции в общество и максимально возможного личностного развития учащихся ОВЗ.
Библиографический список
1. Кравец О. А. Обновленная модель психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной степенью умственной отсталости в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4 (29) Часть 1. - С. 24-27
2. Кравец О. А. Современный подход к организации и содержанию психолого-социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Управление развитием образования. - 2011. - №2 (4). -С. 123-125
3. Култашева Н. В. О модели повышения качества учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №6. - С. 126-130
4. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / сайт Института Коррекционной Педагогики РАО [Электронный ресурс] www.ikprao.ru (дата обращения: 05.04.2011)
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Приказ № 271 от 04 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] http://mon.gov.ru/ dok/akt/6591/ (дата обращения: 02.11.2011)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения).