УДК 371.12 ББК 74.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Маркевич И. Д.
Аннотация. В статье анализируется сущностная сторона педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями квалифицированным педагогом. Квалификационная характеристика педагога специального коррекционного образования дает возможность увидеть общее и особенное в профессионально-педагогической деятельности. Педагог как учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом преподаваемого предмета, способствует социализации, выбору и освоению профессиональных программ с учетом отклонения в развитии ребенка, предварительно составив педагогическую характеристику обучающемуся.
The essential side of the process of pedagogical assistance to children with physically challenged of competent teacher is analyzed in the article. This qualification characteristic of the teacher of special correctional education makes it possible to see general and especial in the professional pedagogical activities. The teacher provides training and education of pupils with taking into account a school subject, he promotes socialization, alternative and mastering of professional programmers with taking into account aberration in intellectual development of children, drew up a pedagogical diagnosis for this aberration beforehand.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями, способствовать социализации, освоение профессиональных программ с учетом отклонения, педагогическая характеристика.
Pedagogical assistance, children with physically challenged, promotes socialization, professional programmers with taking into account aberration, pedagogical diagnosis for this aberration.
Определяя уровень профессиональной компетентности современного педагога специального (коррекционного) образовательного
учреждения, необходимо уточнить предмет деятельности педагога, в понимание которого жизнь всё время вносит коррективы. С одной стороны, будучи посредником между некоторой областью культуры и формирующимся человеком, педагог обязан: ориентироваться в предмете, который он преподаёт, в современных подходах и методике преподавания; с другой стороны, знать законы развития ребёнка и специфические механизмы усвоения данного предмета, так как без учёта закономерностей психического и личностного развития обучающихся с особыми образовательными возможностями образовательный процесс будет представлять лишь свод правил и приёмов, лишенных конкретного содержания; владеть самим собой, знать свои возможности и потенциал и, безусловно, быть носителем нравственности, педагогической этики и культуры.
Для педагога специального образования собственная нравственная образованность является источником профессиональных решений. К такого рода этико-педагогическим качествам можно отнести: любовь к профессии (мотивация профессиональной деятельности), уважение к ребёнку (принятие его как личности), чувство меры и рефлексии себя в педагогическом пространстве (педагогический такт), способность к обретению авторитета (истинного, а не ложного), способность к рефлексии своего профессионального поведения, его педагогической целесообразности.
Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникает у специалиста любого профиля только на практике, когда педагог вносит вклад в реализацию заданного государством проекта развития педагогической системы - в программу, текст учебника, методику и так далее - трансформируя материал культуры с учётом реальной ситуации развития детей, с которыми он работает, акцентирует внимание на тех ценностях и видах культурно-
Научные сообщения ЧИППКРО
го опыта, которые наиболее актуальны на данном этапе социализации его воспитанников.
Профессиональная компетентность формируется в деятельности, в среде и отношениях, которые создают условия для её развития. Как показывает опыт, чтобы сделать специалиста компетентным, нужно включить его в проектирование - в целостный инновационный процесс, предполагающий создание и усовершенствование, в том числе и проектирование, так как в проектной деятельности возникает ситуация развития компетентности, в процессе которой развивается способность к рефлексии, це-леобразованию, выбору решения.
Решая проблемы педагогической компетентности специалиста специального (коррекционного) ОУ, необходимо анализировать феномен современной педагогической реальности.
Различия технологий оценки профессиональной компетентности основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях развития образования, изложенных в Концепции мод ер -низации российского образования на период до 2010 года.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Профессия педагога характеризуется несколькими более или менее подробными перечнями педагогических компетенций. Они содержатся, например, в Федеральном стандарте высшего педагогического образования, в «Требованиях к педагогическим работникам образования при присвоении им квалификационных категорий» (Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646). Эти перечни педагогических компетенций можно рассматривать лишь как необходимый набор профессиональных компетенций среднестатистического педагога России. Они не могут
претендовать на исчерпывающую полноту хотя бы потому, что изначально не учитывают всего многообразия педагогических (и даже шире -социальных) обстоятельств, влияющих на состояние и особенности функционирования региональных и муниципальных систем образования, и тем более не могут учитывать степень зрелости педагогических коллективов, многообразие личностных качеств педагогов.
Адаптированный к конкретным условиям деятельности педагога специального образования перечень педагогических компетенций, обеспечивающий его результативные профессиональные действия в типичных для данной образовательной системы (региональной, муниципальной), конкретного образовательного учреждения педагогических ситуациях, назовем достаточным (оптимальным) перечнем педагогических компетенций.
При разработке требований к квалификации педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений за основу были взяты упомянутые выше аналогичные федеральные требования, но, учитывая качественный состав педагогических кадров вышеназванных учреждений, уровень научнометодического обеспечения образовательной деятельности, возможность для каждого педагога получить необходимую профессиональную консультацию на всех уровнях единой методической службы области и при желании повысить квалификацию на курсах переподготовки по смежной специальности.
Перечень педагогических компетенций, соответствующий требованиям к квалификации педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений, содержит некоторые педагогические компетен -ции, превышающие профессиональный стандарт высшего педагогического образования. В их числе педагогические компетенции, проявляющиеся в практической образовательной деятельности:
— в умениях применять современные методы и средства педагогической диагностики обучения и воспитания;
— разрешать педагогические ситуации, учитывая различные по уровню развития, склонностям, способностям и состоянию здоровья категории учащихся, в том числе путем
применения разноуровневых учебных программ;
— саморегуляции.
Нами разработана с учётом компетентно-стного подхода применительно к претендентам на высшую квалификационную категорию модель базисных компетенций. Эти педагогические компетенции несут в себе определенную универсальность. Условия реализации этих компетенций не являются слишком ограниченными или слишком специализированными. Между тем многообразие жизненных ситуаций и обстоятельств, постоянно растущие претензии общества к системе специального (коррекционного) образования настолько разнообразят педагогическую практику, что односторонняя приверженность педагогическим компетенциям широкого спектра нередко становится сдерживающим фактором в процессе совершенствования профессионального мастерства педагога. Ведь вполне очевидно, что педагогические ситуации и порождаемые ими педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогам в массовой школе, существенно различаются от позиций педагога коррекционной школы. Эти различия являются отражением присущих специальным (коррекционным) образовательным учреждениям особенностей, связанных, в том числе и с необходимостью организации учебного процесса в разновозрастных группах, как правило, неоднородных по уровню познавательных способностей, и с объективной необходимостью реализации принципа дифференцированного обучения. Это означает, что педагогу в своей профессиональной деятельности приходится сталкиваться с педагогическими проблемами, имеющими специфический характер. При этом, с одной стороны, как педагог, работающий в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, он обязан быть носителем педагогических компетенций специального (коррекционного) образования (общих для всех педагогов), с другой -для разрешения специфических педагогических ситуаций, возникающих в образовательном учреждении, он должен демонстрировать адекватные профессиональные умения и, следовательно, быть носителем специфических педагогических компетенций. Отсюда следует, что достаточный перечень педагогических компетенций для педагога коррекционного образова-
ЧИППКРО
тельного учреждения должен содержать помимо педагогических компетенций, составляющих достаточный перечень компетенций среднестатистического педагога, дополнительные специфические педагогические компетенции.
На основе изложенного выше профессиональную компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения мы определили как совокупность профессиональных компетенций широкого спектра (базовых для всех педагогов образовательного учреждения) и специфических педагогических компетенций, обеспечивающих умение разрешать специфические для учреждения педагогические проблемы, являющиеся следствием специфических для коррекционных школ педагогических ситуаций.
К специфической, по нашему мнению, для педагога специальной (коррекционной) школы относится педагогическая компетенция, связанная с умением адаптировать учебный материал по преподаваемому учебному предмету к психофизическим особенностям обучающихся со сложными нарушениями в развитии. Анализ профессиональных затруднений педагогов, связанных с этой стороной их деятельности, показал, что нередко отсутствие педагогического умения разрешить конкретную педагогическую ситуацию свидетельствует не только о неумении адаптировать учебный материал к особым образовательным потребностям обучающихся, но и с серьёзными пробелами в базовой теоретической и методической подготовке педагога.
При разработке базовых профессиональных компетенций одна из наиболее сложных проблем заключалась в том, чтобы от больших перечней функциональных задач и компетентностей перейти к малопараметрической модели, в которой выделены следующие блоки:
Базовые компетентности педагога специального (коррекционного) ОУ.
1. Личностные качества:
- вера в силы и возможности обучающихся,
- интерес к внутреннему миру обучающихся,
- открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога),
- общая культура,
- эмоциональная устойчивость,
Научные сообщения ЧИППКРО
- позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности:
- умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,
- умение обеспечить успех в деятельности,
- компетентность в педагогическом оценивании.
3. Мотивация учебной деятельности:
- умение обеспечить успех в деятельности,
- компетентность в педагогическом оценивании,
- умение превращать учебную задачу в личностно-значимую.
4. Информационная компетентность:
- компетентность в предмете преподавания,
- компетентность в методах преподавания,
- психологическая компетентность педагога,
- умение вести самостоятельный поиск информации.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений:
- умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты,
- умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
6. Компетенции в организации учебной деятельности:
- компетентность в установлении субъ-ект-субъектных отношений,
- компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности,
- компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.
Изложенное выше, на наш взгляд, убедительно доказывает, что педагогу коррекционной школы в его профессиональной деятельности постоянно приходится сталкиваться со специфическими педагогическими проблемами, порождающими специфические педагогические
ситуации, которые он по долгу службы обязан результативно разрешать. Способность к результативному разрешению конкретной педагогической ситуации посредством основанного на профессиональных знаниях профессионального умения мы назвали педагогической компетенцией.
Мы предлагаем следующие критерии эффективности профессиональной деятельности учителя - дефектолога.
1. Условия осуществления работы учителя - дефектолога в ОУ:
— разработка теоретических основ кор -рекционно-образовательного процесса, наличие учебных и учебно-методических пособий, адаптированных методик;
— наличие нормативных документов, регламентирующих цели, содержание и режим деятельности учителя-дефектолога.
2. Наличие необходимого материальнотехнического обеспечения диагностической работы. Владение диагностическим инструментарием.
3. Критерий: «эффективное использова-
ние современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникативных, в коррекционно-
образовательном процессе»:
— наличие современных педагогических технологий,
— динамика развития детей.
4. Использование информационных технологий.
О реальном уровне использования информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер), готовности преподавателей к использованию информационнокоммуникационных технологий (доле преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Содержание критерия.
Под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями.
Об уровне доступности качественного образования, созданного в учреждении, можно судить по:
— характеру реализуемых им образовательных программ (содержанию и технологиям);
— наличию вариантов коррекционноразвивающих программ для групп обучающихся с различной степенью дефекта в развитии, то есть полноте удовлетворения их особых образовательных потребностей;
— качеству реализации программ, которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания.
Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию образовательных программ, является также их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии; сочетание общепедагогических и специальных принципов; позитивное отношение родителей.
Таким образом, чем более дифференцированной и вариативной будет система образования в специальном (коррекционном) ОУ, тем целостнее и завершеннее реализуемые в ней программы, выше квалификация, а также заинтересованность в качественной работе его учителей, тем выше будет вероятность того, что обучающиеся в нем дети получат качественное образование.
5. Формы участия в коррекционнообразовательном процессе учреждения.
6. Участие в научно-исследовательской и методической работе. Формы обобщения опыта.
7. Работа над методической темой.
8. Соответствие результатов деятельности учителя - дефектолога намеченным целям и нормативным требованиям.
ЧИППКРО
Анализ профессиональных затруднений педагогов, связанных с этой стороной их деятельности, показал, что нередко отсутствие педагогического умения разрешить конкретную педагогическую ситуацию свидетельствует не только о неумении адаптировать учебный материал к особым образовательным потребностям обучающихся, но и с серьёзными пробелами в базовой теоретической и методической подготовке педагога.
Литература
1. Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Адольф. - М.,1998.
2. Венда, В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов [Текст] / В. Ф. Венда // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 4.
3. Винокуров, А. И. Мотивация к самообразованию и система повышения квалификации учителя [Текст] / А. И. Винокуров // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: материалы юбилейной науч.-практ. конф. - М.,1998.
4. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. -М., 1997.
5. Годник, С. М. О сущности профессионально-педагогической деятельности [Текст] / С. М. Годник // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992.
6. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст] / В. И. Журавлев. - М., 1990.
8. Козберг, Г. А. Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2000.
9. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - П., 1987.