Таким образом, организуя специальную деятельность по профессиональной ориентации детей с проблемами зрения, необходимо использовать комплексный подход, который подразумевает учет времени при-приобретения патологии, ее глубину, характер, а также психологических особенностей личности таких детей. Важной является работа с членами их семей, а также с обществом, не всегда готовыми воспринимать инвалидов как обычных людей.
Список литературы
1. Земцова М.И. Слепота и трудоустройство слепых // http://www.sisibol.ru/glazbol/91.shtml
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html
3. www.czn-shakhty.ru/cznfiles/rabotodatelyam/perech.doc
Н.И. Фролова
учитель музыки,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)
№ 565 Кировского района Санкт-Петербурга
Дадим ребёнку шанс на успех
Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития, зачастую в самых разнообразных сочетаниях. Одновременно в России, как и во всём мире, родители стали всё чаще оставлять таких детей на воспитание в семье, а не сдавать их в закрытые государственные учреждения. Всё это привело к резкому увеличению количества детей, оставшихся без всякой возможности получить образование, и их семей, лишённых какой-либо социальнопсихологической поддержки, поскольку ни законодательная база, ни коррекционно-образовательная практика оказались не готовыми к такому «буму». Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивал шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Даже ребёнок с минимальными, «пограничными», нарушениями довольно быстро вытеснялся из системы образования в систему здравоохранения, которая, по сути, не могла решить проблемы его психического развития, а только усугубляла их.
До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых». Однако сегодня российское общество всё глубже начинает осознавать, что можно выжить и сохранить нравственное здоровье лишь в том случае, если оно будет заботиться обо всех своих членах, и в первую очередь о слабейших. Мировой и отечественный опыт со всей очевидностью показали, что эффективность реабилитации и гарантия достойного будущего для ребёнка, оставшегося в семье, неизмеримо выше, чем для помещённого в интернат. Поэтому в первую очередь встаёт задача помочь семье оставить у себя такого ребёнка: предоставить необходимую помощь в его развитии и обучении, гарантировать ему достойное будущее, сохранить семью це-
299
лой. Результатом такой заботы должно явиться обеспечение возможности, а затем и реализация взаимной интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Такая интеграция может быть основана только на обеспечении равных прав и в первую очередь права на образование, поскольку адекватной социализацией для любого ребёнка в определённом возрасте становится образование. С подросткового возраста и дальше интеграция в нормальный социум выражается для такого человека в адекватной его наклонностям и способностям профессионализации - основе его дальнейшего включения в общественно-полезный труд. Для того чтобы разрешить возникшее противоречие и на практике реализовать идею интеграции «особого» ребёнка в общество, необходимо создать эффективную систему реабилитации такого ребёнка. Эта система обязательно должна охватывать все стадии его жизненного пути: от ранней помощи до включения выросшего ребёнка в общественнополезный труд, гарантирующий ему достойную жизнь в нормальном социуме. Право «особого» ребёнка на школьное обучение регламентировано Российским законодательством вполне определённо и твердо. Это право, помимо признанных Россией международных документов, определяется прежде всего Конституцией РФ. Прямым гарантом права «особого» ребёнка на школьное обучение выступает Закон РФ «Об образовании».
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Основными направлениями деятельности учреждения являются организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, психокоррекционная работа с детьми; оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.
Система образования повернулась навстречу ребёнку с проблемами и настроена не на сегрегацию и вытеснение каждого ребёнка, требующего дополнительных усилий, а на принятие каждого ребёнка и решение соответствующих педагогических и организационных проблем, на обеспечение возможно более полной интеграции детей с нарушениями развития в общеобразовательную систему и общество в целом.
С 1992-1993 учебного года в школе № 565 Кировского района Санкт-Петербурга открыто отделение экспериментальных классов для обучения и воспитания детей с умеренной степенью умственной отсталости. Классы и группы продлённого дня для таких детей создаются с целью максимально возможной социализации этой категории учащихся, их подготовки и дальнейшего трудоустройства в учреждения органов социальной защиты или индивидуальной трудовой деятельности. В первые четыре года обучения осуществляется всестороннее психолого-медикопедагогическое изучение личности воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Воспитанникам
300
прививается интерес к получению знаний, формируются навыки самостоятельности. Педагоги школы проводят работу по общему и речевому развитию учащихся, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, в поведении. Учебные планы и программа воспитательной работы классов и групп продлённого дня для детей с умеренной степенью умственной отсталости разрабатываются коррекционным учреждением на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенности психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются педагогическим советом школы.
Приоритетными направлениями воспитательной работы с учащимися групп «Особый ребёнок» являются:
• укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка;
• формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
• включение детей в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
• расширение социальных контактов с целью формирования нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
• формирование на доступном уровне основ безопасности жизнедеятельности;
• развитие творческих умений и индивидуальных способностей ребёнка средствами игровой деятельности.
Конечной целью образования детей с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социальная интеграция. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Ориентируясь на конечную цель специального образования и рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в программе воспитательной работы «Дадим ребёнку шанс на успех» определены пять разделов.
1. Я и здоровье
Цель: формирование у детей навыков санитарно-гигиенической культуры.
Гпавные идеи:
• пропаганда здорового образа жизни (в доступной форме);
• развитие навыков и умений рационального и бережного отношения к своему здоровью;
• воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам сохранения здоровья.
Содержание воспитательной работы:
• изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья;
• изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома;
301
• содержательная сторона организации внеклассных мероприятий по охране здоровья учащихся;
• поощрение учащихся, демонстрирующих правильные умения и навыки санитарно-гигиенической культуры;
• поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;
• привлечение родителей - сторонников здорового образа жизни - к сотрудничеству с педагогами школы.
2. Я - гражданин
Цель: воспитание у школьников чувства любви к Родине, к «Малой родине», гордости за свою страну; расширение знаний учащихся о своем Отечестве.
Гпавная идея:
Программа отражает необходимый обществу к демократическому государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота России.
Содержание воспитательной работы:
• знакомство с правами и обязанностями детей и подростков;
• развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведения внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах (акция «Подарок солдату», поздравление ветеранов войны, возложение цветов и т. д.);
• создание условий для проявления истинного патриотизма, любви к Родине, школе, району, в котором ученик растёт;
• посещение мест, связанных с памятью поколений;
• демонстрация примеров проявления гражданской позиции и мужества.
3. Я и общество
Цель: формирование и воспитание навыков культуры поведения учащихся.
Гпавные идеи:
• формирование качеств, составляющих культуру поведения;
• формирование культуры взаимоотношений (поведенческих основ);
• формирование отношения к этикету как норме жизни общества.
Содержание воспитатепьной работы:
• изучение нравственной воспитанности учащихся и определение возможных путей коррекции необходимыми методами и формами воспитательного воздействия.
• учёт возрастных и психологических особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению.
• создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств.
• воспитание у учащихся чувства ответственности за своё поведение.
• поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
• воспитание у учащихся преодоление в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
302
4. Я - петербуржец
Цель: воспитание гражданина Великого города, уважающего его историю, традиции и культуру.
Гпавные идеи:
• использование прошлого как сокровищницы моральных примеров, высоконравственных поступков;
• развитие интереса учащихся к современной жизни города;
• воспитание деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему городу.
Содержание воспитательной работы:
• формирование представлений об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
• значение архитектурных объектов как памятников истории и культуры, достопримечательностей и символов нашего города;
• систематизация знаний об истории и культуре Санкт-Петербурга и его области;
• проведение мероприятий, посвящённых памятным датам и событиям Великой Отечественной войны;
• знакомство учащихся со своим районом;
• участие учащихся в субботниках;
• соблюдение правил поведения горожанина-петербуржца.
5. Я - семьянин
Цель: формирование поведенческих основ и взаимоотношений ребёнка в семье.
Гпавные идеи:
• воспитание навыков самообслуживания.
• трудовое воспитание.
• формирование культуры взаимоотношений в семье (поведенческих основ).
• освоение трех уровней этикета: «Не мешай окружающим людям», «Будь приятен окружающим людям», «Помогай окружающим людям».
• изучение социальных семейных ролей (отец - мать, сын - дочь, внук - внучка, брат - сестра).
• воспитание у учащихся заботы о близких людях.
• формирование отношения к этикету, как норме жизни.
Содержание воспитатепьной работы:
• изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся.
• удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы.
• разностороннее просвещение родителей учащихся по вопросам специальной психологии и специальной педагогики.
• создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик-родитель».
303
• привлечение родителей учащихся к активному участию в жизни школы, класса.
• поощрение родителей, активно сотрудничающих с педагогами школы по вопросам воспитания учащихся.
Настоящая программа является ориентиром для каждого педагога, работающего в школе с детьми группы «Особый ребёнок».
Работа по представленной программе требует от педагога-воспитателя творческого подхода, знаний специальной психологии учащихся коррекционной школы (VIII вида), а также владения различными методами педагогической диагностики. Каждое направление в программе содержит главные идеи, цели и задачи воспитания. Кроме того, во всех перечисленных разделах (направлениях) представлены понятийный словарь, содержание и формы работы, традиционные мероприятия с учётом возрастных особенностей учащихся.
Программа воспитания реализуется в каждом классном коллективе и имеет непосредственный выход на общешкольный уровень при проведении коллективных творческих дел по каждому из пяти вышеперечисленных направлений.
Таким образом, воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
М.Р. Хайдарпашич
кандидат педагогических наук, зав. лаб. компьютерных технологий обучения детей, Институт коррекционной педагогики Российская академия образования
Компьютерные инструменты для развития представлений о мире в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ впервые выделяются два взаимосвязанных компонента образования: «академический» и жизненной компетенции. Образование предлагается считать качественным только в том случае, если ребенок осваивает оба компонента образования (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова).
Развитие жизненной компетенции детей с ОВЗ включает в себя формирование полноценной картины мира, основой которой служит упорядоченный во времени и пространстве осмысленный личный жизненный опыт впечатлений, наблюдений и действий.
Целью нашего исследования было выявление вариантов развития представлений о мире у детей, находящихся в разных условиях обучения. В контексте новых стандартов образования важно выявить не столько умение ребенка правильно разложить картинки по временам года, сколько проверить его способность самостоятельно аргументировать их дифференциацию, выделяя всё наиболее существенное и опираясь на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий. Использовался ком-
304