Научная статья на тему 'Современные подходы к исследованию пола'

Современные подходы к исследованию пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
806
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горчакова Валентина Григорьевна

В статье рассмотрены особенности различных методологических подходов к исследованию пола: социобиологического, нейрогуморального, культурологического, социогендерного, социально-психологического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the research of gender

The article examines the features of various methodological approaches to the research of gender: socio-biological, cultural, socio-gender, social psychological and others.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к исследованию пола»

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В. Г. Горчакова СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛА

онятие пола пронизывает все области человеческого существования, и оно неоднозначно в биологическом, психологическом и социальном аспекте. Биологически пол (sexus) — это совокупность контрастирующих признаков особей одного вида: генетических, гормональных и морфологических. В социальном плане пол (gender) — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающий индивиду личностный, социальный и правовой статус мужчины либо женщины. Другими словами, это гражданский пол. Психологический пол (masculinity/femininity) определяется совокупностью преобладающих маскулинных либо фемининных свойств как личностными конструктами.

В отечественной психологии в области исследования пола выделилось несколько подходов: коллекционерский, в соответствии с которым пол есть сумма составляющих его частей (В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, Ю.Е. Алешина); структурный, который трактует пол как некое целое, включающее в себя отдельные элементы (биологические, психологические и социальные), соединенные специфическими связями; системный подход как анализ трехкомпонентного строения пола (А. Волович, Е.В. Лекторская); онтогенетический, рассматривающий проблемы половозрастной дифференциации, сензитивные периоды развития полового самосознания и поведения (И.С. Кон, В.С. Мухина). Таким образом, в исследованиях пол предстает не как гомогенное, а как гетерогенное — разнородное и многообразное проявление, как онтогенетически развивающийся комплекс биологических, психологических и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или как женщину.

Биологическое понятие пола (sex) чаще всего связывается с осуществлением, благодаря своеобразию морфологического строения, гормонального состава и генетической специализации организма, репродуктивной функции. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием женских (эстрогенов) и мужских (андрогенов) половых гормонов, которые влияют на функционирование мозга в критические периоды развития организма. Главным из мужских гормонов, что важно для нашего исследования, является тестостерон — гормон достижений [8].

Психологический пол (masculinity/femininity) как ощущение себя более маскулинным либо фемининным является результатом половой социализации и формируется с помощью механизма идентификации конкретного индивида с представлениями своего (прямая проекция) и другого (контрпроекция) пола [14]. По мнению исследователей данной проблемы, психологический пол может быть определен с помощью использования психоаналитических методик и проникновения в элементы бессознательного [1].

Наименее разработанным в теории пола является понятие «социальный пол» (гендер), которое отражает историческую и этнокультурную детерминацию социальных особенностей мужчин и женщин как трансляторов соответствующего представления общества о фемининности и маскулинности. Гендер есть мужская либо женская социальная роль, осуществляемая индивидом в обществе. Таким образом, юрист Ольга Орлова имеет женский биологический пол, психологически она тоже женщина (фемининность как комплексное свойство характера у нее доминирует), однако играет она при этом мужскую социальную роль (мужской гендер).

Следует заметить, что половая идентичность: осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности/фемининности, готовность играть определенную половую роль — является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола, и специфика половых ролей исторически изменчива.

Обнаружено, что мужская гендерная роль [5], независимо от того, кто ее исполняет, мужчина либо женщина, может быть источником тревоги и напряжения из-за того, что некоторые ее аспекты дисфункциональны и противоречивы. В компонентах мужской роли существуют нормы: успешности/ статуса (что плохо влияет на самоактуализацию, самооценку и может способствовать компенсаторной мужественности в крайнем и деструктивном ее варианте); умственной твердости — компетентность

и контроль над ситуацией (что мешает восприятию новой информации, серьезные ошибки и проблемы взаимоотношений); физической твердости как мужественности и неизбегания опасности (это может быть причиной агрессии и рискованного поведения мужчины, необращения к врачу и безответственного сексуального поведения); эмоциональной твердости как невыражения чувств, непоказа эмоционально слабости и самостоятельного решения проблем (что приводит к меньшей поддержке и малому числу подлинно близких отношений). Компоненты женской роли предполагают самоотверженную заботу о семье и детях как выражению любви к ним. В этом смысле профессиональная состоятельность женщины предполагает помощь мужа по хозяйству и работу в доброжелательной обстановке [5].

В основе различия полов лежит биологический диморфизм, но половая дифференциация, как мы выяснили, не сводится к нему. Половая принадлежность человека — многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Многообразие механизмов формирования пола вызывает необходимость использования различных методологических подходов в его исследовании.

С позиций социобиологического подхода мужчина и женщина — два самостоятельных биологических вида, живущих в симбиозе. По этой теории базовой матрицей человеческого тела и ума является женская, при этом половые признаки начинают формироваться через 6—8 недель после зачатия (Г. Дорнер). У эмбриона XX генетического мальчика, образуются клетки, которые направляют большое количество гормона тестостерона в тело. Этот гормон формирует яички и конфигурацию мозга, которая соответствует поведению и особенностям мужчины, таким, как зоркость и ориентация в пространстве. Недополучение тестостерона ведет к тому, что некоторые особи мужского пола могут иметь стереотипы и способности женщины. Считается, что 80—85% мужчин имеют преимущественно мужской склад ума, у 15—20% мужчин мозг в той или иной степени феминизирован. Навигационное чувство направления, пространственная ориентация и узкое поле зрения является одной из самых сильных способностей мужчины. Его мозг специализирован и разделен на отделы, он может делать только одно дело в данное время и не приспособлен для того, чтобы видеть и слышать детали.

У женщин эмоции связаны с обширной областью обоих полушарий, и их функционирование может происходить одновременно с действием других функций (Р. Гур); сформировано навигационное чувство ближайшего ракурса действия, пространственная ориентация развита плохо. Женщина постоянно анализирует информацию, поступающую из внешней среды, наделена чувственным восприятием и улавливает мельчайшие изменения в настроении и отношениях между людьми. Площадь белка глаза у женщин больше, что расширяет возможности как при отправлении, так и при восприятии сигнала (Р. Гур); периферическое поле зрения также развито больше. Женщины лучше слышат и распознают звуки в области высоких частот, фиксируют изменения тональности и громкости голоса, угадывают скрытый смысл произнесенной фразы.

По многим физиологическим характеристикам оба пола сходны, тем не менее генетически мужчины являются носителями эволюционных признаков, а женщины консервативны, поэтому вариаций любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений.

Из-за различий в строении своего мозга мужчины и женщины по-разному обрабатывают получаемую информацию. У женщин относительный вес мозолистого тела — пучка волокон, связывающего левое и правое полушария, — больше, чем у мужчин, что обеспечивает лучший обмен информацией между полушариями. У мужчин больше выражена асимметрия полушарного взаимодействия, женщинам присуща большая билатеральность в распределении и осуществлении мозговых функций [8]. Обнаружено, что при активной умственной работе у мужчин работает одно полушарие — левое, у женщин оба, что объясняет интуицию женщин и глубину их выдающихся открытий в науке [9]. Женскому уму и интуиции присущи операции индуктивного плана: от частного к общему, от деталей и отдельных признаков к их целостному охвату. Интеллектуальные операции мужского ума — от общего к частному. Мышление мужчин более абстрактное и символическое, у женщин конкретное, поэтому они более тенденциозны, субъективны, персонифицированы [4]. По обобщенным данным Дж. Х. Блок, в обработке входной информации и нового опыта женщинам присущи ассимиляционные стратегии мышления, мужчинам — аккомодационные когнитивные стратегии.

По тестам интеллектуального развития мужчины и женщины не отличаются, однако среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием парциальных (относящихся к отдельным частям) способностей. У женщин более развит вербальный интеллект и перцептивные способности, а у мужчин — зрительно-пространственный и технические способности. Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений, лучше запоминают локализацию предметов в пространстве, их взаиморасположение, у них лучше развита тонкая моторика и скорость выполнения математических операций [2]. Не обнаружено различий между полами при выполнении

заданий на дивергенное мышление, легкость генерирования идей, продуктивность ассоциаций, оригинальность, спонтанность, гибкость мышления.

Нейрогуморальный аспект проблемы также позволяет прояснить природу пола. Эстроген — женский гормон, он вызывает у женщины ощущение удовлетворенности и благополучия, улучшает память и отвечает за женскую манеру поведения. Прогестерон — гормон родительского инстинкта, он также превалирует у женщин. Женские эмоции имеют всплески и провалы. На 21-й день после менструации эстроген создает ощущение благополучия и положительное отношение к окружающим, наивысшеее количество тестостерона в крови достигается перед менструальной паузой, что объясняет предменструальное напряжение женщины и проявление ее естественной агрессивности.

Тестостерон — мужской гормон, он несет ответственнось за выживание — добывание пищи и отражение нападения со стороны, он способствует повышению уверенности в себе и агрессивности. Тестостерон — это гормон успеха, достижений, состязательности, он способствует целеустремленности и препятствует возникновению усталости. Состязательность, в свою очередь, ведет к повышению уровня агрессивности.

Мужчины, достигшие успеха в любой области, имели более высокий уровень тестостерона (Д. Даббс). Мужчины с высоким уровнем тестостерона доминировали в течение всей истории человечества, а выдающиеся женщины были наделены им более, чем все остальные. Соотношение тестостерон — эстроген меняется к 45-50-ти годам у женщин и 50-ти годам у мужчин. Женщины становятся склонны к стрессам и инсультам, а мужчины к заботе о потомстве.

Культурологический аспект проблемы пола имеет обширную историю. Проведенные еще в первой половине XX века исследования А. Шюца показали, что мир повседневности, в который мы все погружены, — это мир матриц и стереотипов, схем и нормативов, распространяющихся как на сознание, так и на поведение. А. Шюц специально ввел термин «фоновые ожидания», подчеркивая этим всепроникающий характер наших установок, готовность воспринимать мир определенным образом, так, как он задан нам нашей культурой.

У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания — для них должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы — независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятельством, что в большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.

Наибольшую известность относительно предназначения женщины приобрели высказывания А. Шопенгауэра (первая половина XIX столетия), Ф. Ницше и О. Вейнингера. Первый утверждал, что смысл существования женщины в деторождении, а для этого гениальных способностей не надо. Доказательство очень краткое: «Женщины могут обладать значительным талантом, но никогда не бывают гениальны, так как они всегда субъективны» [7]. Ту же мысль, но с другим обоснованием высказал О. Вейнингер: «Гениальность выступает как определенный род высшей мужественности, и поэтому женщина не может быть гениальной». Более того, женщина не в состоянии даже в отдаленной степени понять гения. Ученый считает: «Женщина — зародыш мужчины», «Женщины не имеют никакого бытия и никакой сущности, они ничто», «Все женщины, которые выделяются в области науки и искусства, внешностью напоминают мужчин». Подобные идеи высказывал М. Нордау, полагая, что «женщина есть не личность, а вид», «женщины гораздо однообразнее мужчин; между прачкой и принцессой разницы почти нет», «женщина — враг прогресса». А. Реймбаер подчеркивал: «Женщина сейчас и в будущем будет поступать тем умнее, чем больше она будет довольствоваться славой матери талантливых и гениальных мужчин, подруги и воспитательницы великого человека. Гениальный сын побеспокоится о бессмертии матери». По мнению Жоли, женщины не созданы для бурной общественной жизни, для высоких умственных подвигов. Следовательно, «во всех тех случаях, где у природы не хватает достаточно запаса, чтобы воспроизвести великого человека, она легко может воспроизвести на свет замечательную женщину путем экономии мужественных и энергичных качеств». Как видно, подавляющее число уничижительных высказываний мужчин о женщинах сделаны с позиции мужчины, его опекунского превосходства [7, с. 109—114].

В «мужественных» культурах предполагается, что мужчина самоуверен, тщеславен, стремится к борьбе и сориентирован на достижение материального успеха. Мужчины питают уважение к величине, силе и напористости. Женщине в «мужественных» культурах отводится лишь деятельность, связанная с улучшением качества жизни, а также с воспитанием детей и заботой о престарелых и немощных. В «мужественных» культурах акцент делается на материальном успехе и решительности. В женских — приоритет отдается качеству жизни и заботе о слабом [12 , с. 73].

А. Синельников цитирует четкое определение Х. Хартман, по которому патриархат является «отношениями между мужчинами, которые имеют под собой материальную базу и которые создают или устанавливают такую взаимозависимость и солидарность между мужчинами (иерархичные в свою

очередь), которые позволяют им доминировать над женщинами». «Взаимозависимость и солидарность являются здесь способом, который создает сферу мужских коммуникационных прав, знаков и кодов, позволяющих устанавливать и поддерживать отношения, которые, в свою очередь, являются сетью или, скорее, набором взаимосвязанных структур, конструирующих такое социокультурное пространство, где феминность всегда будет территорией со знаком минус» [19, с. 212]. Все мужское «идентифицируется со значимостью, силой и непобедимостью; женской половине отводится покорность, раболепство и второсортность», а все семейное воспитание культивирует возвышение «мужских привилегий и желание к их достижению» [1, с. 241, 243]. И в итоге «каждого человека оценивают с точки зрения своеобразного идеала, присущего мужскому началу» [1, с.246].

Социогендерный аспект половых различий выявляют гендерные исследования, впервые осуществленные в Западной Европе и США в 60-е годы ХХ столетия на волне сексуальной революции. Небывалый размах подобных исследований наблюдался в Америке в 60-70-е годы, и связан он был с активизацией женского движения. В нашей стране гендерные особенности стали освещаться в научной литературе лишь в последние годы в рамках социологии пола.

Существует несколько концепций гендера [20]. В теории гендерной схемы С. Бем гендер рассматривается как обобщенная и натренированная когнитивная готовность кодировать и организовывать информацию о себе и о других соответственно культурным определениям мужественности и женственности, а полотипизация — это результат научения.

А. Рич интерпретирует гендер как социальную конструкцию и систему. По ее мнению, через институты разделения труда, СМИ, социализации гендерное сознание способствует воспроизводству системы доминирования и власти. Дж. Батлер определяет гендер как маскарад идентификаций, где гендер как набор поведенческих и личностных качеств проявляется ситуативно, независимо от пола как реальность человеческого поведения. «Множественность, ситуативность, иерархическая конфигурация вечно изменчивого гендера позволяют личности» по данной концепции «избежать многих «патологий», связанных с прессом ригидных стереотипов, дает возможность сформировать личность без традиционных ссылок на «мужское» и «женское», принимать и реализовать себя на уровне любой человеческой деятельности, индивидуальности и вида сексуальности» [20, с. 80]. Гендер рассматривается также, как сеть [Дж. Скотт], процесс (Те де Лауретиса), контракт (Х. Хардман), идеологический конструкт (М. Виттинг). Кроме того, введено понятие индивидуального пола как результата творческого преодоления внутренних и внешних противоречий развития фемининно-маскулинной бипотенциальной природы человека. В советской психологии гендер интерпретировался с позиций биологического детерминизма, на практике же осуществлялся тренинг по поляризации «мужских и женских» качеств.

Социально-психологический подход показывает, что социализация и формирование половых ролей начинаются очень рано. Установлено, например, что игрушки и игры для мальчиков в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений; от девочек окружающие, как правило, требуют большей дисциплинированности и подчинения правилам и установлениям. Взаимоотношения с родителями у девочек складываются по типу гиперопеки, что препятствует развитию любознательности. Мальчики более стереотипизированы по отношению к половым ролям, чем девочки. Такие качества, как эмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь», запрет на открытое выражение чувств, на независимое развитие, считаются весьма желательными у женщин, но позорны и достойны насмешек у мужчин [18].

Зависимость — это эмоциональный, психологический и поведенческий паттерн, который развивается как результат продолжительного взаимодействия индивида с набором подавляющих правил, мешающих открытому выражению чувств, равно как и прямому обсуждению личностных и межличностных проблем. Зависимый человек — это тот, кто позволяет поведению другого человека влиять на себя, кто навязчиво пытается контролировать собственное поведение. Созависимое поведение имеет конечной целью принадлежность [17].

Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают индивидуальность в своих социальных связях. Для некоторых мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят с меньшей агрессивностью, большей взаимностью, чаще подражают взаимоотношениям взрослых [16]. Во взрослых взаимоотношениях эти гендерные различия становятся глубже, но по-прежнему мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский — о взаимной зависимости.

Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти развития сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как

известно, преобладают мужчины. Исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики преобладают и среди победителей различных олимпиад. В девочках не поощряют проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению. Однако именно эти качества лежат в основе оптимального развития способностей [15].

Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценок, ответственности и внешне стимулируемой деятельности, а также в ситуации неопределенности и двойственности, при внутреннем локусе контроля (интернальности). Девочек же воспитывают в подчинении правилам и требованиям других и общей эстернальности. Еще до начала обучения девочек готовят к репродуктивной функции, «хорошему» поведению, следованию правилам, подавлению собственной инициативы (конформности). Девочка должна знать, а не исследовать, а тем более не сомневаться в истинности или полноте знания. Мальчиков более ориентируют на достижения, на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний [15].

Установлено, что учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек — отсутствием способностей, мальчиков — недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решают проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное. Для мальчиков справедливо обратное — их стимулируют больше работать, чтобы добиться успеха [15].

Мальчики получают явное преимущество в попытках «найти себя» на страницах школьных учебников, отождествить себя с героями рассказов и упражнений, в то время как девочки не находят для себя ролевых моделей. В результате часть одаренных девушек строит жизненные планы на основе высказываемых ожиданий, некритически усвоенных скрытых посланий окружения, без учета своих способностей, интересов, желаний, личностных качеств. Положение усугубляется тем, что одаренные девочки отличаются высокой чувствительностью к ожиданиям социальной среды, высокоразвитой способностью к социальной адаптации, склонностью к самопринижению. Последствиями зачастую являются неудовлетворенные потребности, нереализованные способности, выбор профессии и стиля жизни, не соответствующий реальности [15].

В исследовании П. Селкоу была выявлена корреляция между половой ролью и математическими достижениями: испытуемые с маскулинизированным типом поведения справлялись с заданиями лучше, чем лица с феминизированным типом поведения. Эти данные согласуются с результатами других исследований, обнаруживающих, что женщины с мужскими чертами характера добиваются более высоких результатов в науке, чем женщины с традиционно женскими чертами [6].

Оригинальную теорию предложила Д.П. Уабер. Половые различия в познавательных способностях она связывает не с полом, как таковым, а с различиями в скорости созревания мужчин и женщин, которые, в свою очередь, находятся под контролем гормонов. Она предположила, что вне зависимости от пола индивиды, опережающие в развитии своих сверстников, должны обладать более развитыми вербальными, чем пространственными, способностями, а поскольку девочки по темпам развития на два года опережают мальчиков, следует ожидать, что у них речевые навыки будут доминировать над пространственными [6].

Результаты исследования особенностей любознательности у подростков указывают, что сила, частота, постоянство стремлений к проявлению любознательности, а также разнообразие приемов и вариантов реализации данного свойства ярче проявляются у девочек, то есть они имеют более широкий диапазон способов реализации данного качества, более высокую готовность к освоению новой информации [6].

Новые знания у девочек в большей степени реализуются в субъективно-личностной сфере, то есть они чаще используют полученную информацию для решения своих личных и бытовых проблем.

Как утверждает Ю.Э. Кайгородский в своем диссертационном исследовании, ценностные ориентации девочек носят адаптивный характер. Исходя из этого, можно предположить, что для их стабильности, постоянства и уверенности в жизни необходима, прежде всего, информация и новые знания. Они постоянно испытывают потребность в новом, неизвестном. При реализации данного свойства девочки используют разнообразные приемы и способы самостоятельной работы с научно-популярной литературой, журналами и газетами, изучают новое в искусстве, музыке, науке, с удовольствием смотрят научно-популярные и художественные телепередачи [13].

Таким образом, маскулинность/фемининность — это не только и не сколько филогенетически обусловленные свойства психики, но и социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Личностная половая идентичность в сочетании с биологическим полом представляет собой сочетание мужественных и женственных черт и завершается в зрелом периоде развития. Психологический пол является компенсаторным механизмом, выполняющим защитную и адаптивную функцию психики, а инверсия фемининного и маскулинного — закономерное движение к внутренней гармонии и зрелости. При этом результативность предметной деятельности индивида определяется фактором маскулин-

ности, устойчивость социальных отношений и творческие достижения фактором фемининности.

Наша идентичность в основе имеет гендерную категорию, из которой частично мы черпаем и самоуважение. Человек, однако, не обязательно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать либо мужскими, либо женскими качествами. Основным источником гендерных различий являются социальные нормы и стереотипы, прививаемые нам обществом. Для изменения гендерной схемы нужны усилия, всегда сопровождающие личностный рост, и достижение индивидом социальной зрелости.

Литература_

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — М., 1998.

2. АнастазиА. Психологическое тестирование: В 2 т.: Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М., 1982.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.

4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.

5. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002.

6. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63—71.

7. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.

8. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. — М., 1998.

9. Дружинин В. Н. Развитие и психодиагностика способностей. — М., 1991.

10. Ефремова О. И. Женщина и успех. — М., 1995.

11. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. (Руководство для врачей). — Л., 1986.

12. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. /Науч. ред. и авт. послесл. В.А. Приписанов. — М., 1991.

13. Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 26—36.

14. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — СПб., 1997.

15. Попова Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин //Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 31—41.

16. Попова Л. В. Социально-психологические особенности развития одаренных женщин в детстве и юности: Материалы конференции «Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития» /Под ред. З.А. Хоткиной. — М., 1996. С. 94—104.

17. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991.

18. Сальваггио Р. Психоанализ, деконструкция и женщина // Хрестоматия по глубинной психологии. Вып. 1. — М., 1996. — С. 177—191.

19. Синельников А. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования. 1998. № 1. С. 212—225.

20. Ходырева Н. В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы. //Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Вып. 2. 1998. С. 84—73

© Горчакова В. Г., 2003

Указом Президента Российской Федерации доктору социологических наук, профессору Сергею Алексеевичу Анисимову и доктору психологических наук, профессору Владимиру Георгиевичу Зазыкину присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.