Научная статья на тему 'Психология половых различий и тендерная психология'

Психология половых различий и тендерная психология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4955
1061
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатова А. Ф.

In this article the base comprehension of psychology sex differents and gender-psychology as joining with but non-equal direction of psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of sex differences and gender psychology

In this article the base comprehension of psychology sex differents and gender-psychology as joining with but non-equal direction of psychology.

Текст научной работы на тему «Психология половых различий и тендерная психология»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 1. С. 125-130.

УДК 159.922.2 А.Ф. Филатова

Омский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ И ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

In this article the base comprehension of psychology sex differents and gender-psychology as joining with but non-equal direction of psychology.

Половые различия и особенности мужчины и женшдны интересовали человека как на уровне человеческой цивилизации с момента её зарождения, так и в удивлении маленького ребенка с того самого момента, когда он открывал для себя эту важную тайну - кто он: мальчик или девочка? «Тайна пола» исследуется в философии, психологии, социологии и других науках. Однако, независимо от того, исследуется или нет психология половых различий, в массовом сознании сушествуют некие образы мужчин и женшин с их характерологическими, личностными и поведенческими особенностями.

Интерес к изучению половых различий своими корнями уходит в Древнюю Грецию (Ксенофонт, Платон, Аристотель) и проходит через всю эпоху Возрождения. Научная разработка проблемы половых различий в России была начата на рубеже XIX и ХХ в. в связи с реформами в образовании (совместное обучение мальчиков и девочек в учебных заведениях) и возникшими движениями за равноправие женщин. От чисто житейских наблюдений и традиционных взглядов на роль полов данный аспект постепенно переходит в русло экспериментальных исследований. Фактически с самого зарождения экспериментальной психологии были обнаружены психологические проявления половых различий.

Основы отечественной психологии пола были заложены в 19101940 гг. А.Ф. Лазурским, М.Я. Басовым, П.П. Блонским и др. В дальнейшем широкое развитие проблема психологии пола и половых различий в нашей стране получила благодаря инициативе Б. Г. Ананьева, а также И.С. Кона. Как указывал М.Я. Басов, «в настоящее время не может быть никаких сомнений в том, что влияние пола проходит красной нитью через весь онтогенез человека, будучи тесно связано как с ростом и развитием его организма, так и психологическим развитием его» [1, с. 132].

Вместе с тем, отечественная психология, по меткому выражению И.С. Кона, длительное время была «бесполой». В ней практически отсутствовали такие слова, как «мальчик», «девочка», «мужчина», «женщина», и употреблялись преимущественно слова «ребёнок», «личность», а

© А.Ф. Филатова, 2007

также «подростки», «учащиеся», «испытуемые». Однако в последние годы появились работы, изучающие половые и гендерные различия.

Среди исследователей психологии половых различий можно выделить таких авторов, как И.В. Грошев, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, В.В. Знаков, В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман, Т. А. Репина, А.Л. Сиротюк, М. Гариен, Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin. Гендерная психология в Россию пришла с Запада (Ш. Берн, R. Edwards и др.), у нас данное направление развивают Т.В. Бендас, М.Л. Бутовская, О.Н. Воронина, И.С. Клёци-на, И.В. Костикова и др.

Отношения между гендерной психологией и психологией половых различий сложны и неоднозначны, и далеко не всегда предметную область одной дисциплины можно легко отличить от предмета другой. Не только за рубежом, но и в России становятся всё более актуальными и даже модными гендерные исследования, что вносит путаницу в психологию половых различий. Некоторые начинающие исследователи смешивают понятия «пол» и «гендер», и в связи с этим важно развести данные понятия, а также рассмотреть типы экспериментов, проводимых исследователями в гендерной психологии и психологии половых различий. Следует также отметить, что некоторые понятия психологии половых различий и гендерной психологии не являются окончательно оформленными, и трактуются исследователями по-разному.

Итак, пол - первое и главное понятие.

Анализ психологической, медицинской и другой литературы позволяет рассматривать понятие «пол» в широком смысле как комплекс общесоматических, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Дословное определение одного из новых психологических словарей следующее: «Пол - комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, развивающихся в онтогенезе и определяющих индивида как мужчину или женщину» [2, с. 267].

Пол мы не можем произвольно изменять (за некоторым исключением), он дан человеку от рождения и навсегда, что определяет его феноменологичность в отличие от других социально-психологических

феноменов. В связи с этим необходимо возвращать первоначальный смысл и значение данного фактора в психологию, обоснованного отечественными учёными Б. Г. Ананьевым и И.С. Коном и в настоящее время продолжающего интенсивно изучаться и использоваться в зарубежной психологии. Согласно Б.Г. Ананьеву, «пол - это одна из фундаментальных координат индивидуальности, пронизывающая все свойства человека, а именно: координата возрастно-половой изменчивости, имеющая генетическую, а более широко -конституциональную врождённую программу и природно обусловливающая диспозиции людей в поведении и деятельности (курсив наш - А.Ф.) [3, с. 169].

Итак, пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей, на основе которых люди определяются как мужчины и женщины. Он употребляется в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами.

Биологический пол зародыша человека определяется половой хромосомой, содержащейся в отцовском сперматозоиде: если это Х-хромосома, то родится девочка, У -мальчик. Хромосомный набор, отвечающий за пол, определяет и будущую генетическую программу (генетический пол). В организме зародыша формируются соответствующие половые железы (гонадный пол), функционирование которых регулируется гипоталамусом. Преобладающий тип гормональной активности указывает на гормональный пол. Уже в утробном периоде развития половые железы (гонады) выделяют половые гормоны (гормональный пол зародыша), благодаря которым у зародыша формируются соответствующие мужские или женские внутренние репродуктивные органы (внутренний морфологический пол) и наружные гениталии (внешний морфологический пол). Все это включает в себя биологический пол.

Таким образом, исходными факторами в определении половой принадлежности индивида являются его биогенетические характеристики. Первичное звено в этой цепи - хромосомный, или генетический, пол, возникающий уже в момент оплодотворения яйцеклетки.

Однако после рождения биологические факторы половой дифференциации

дополняются социальными. На основании гонипольной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный, акушерский, номинальный) пол, соответственно которому его воспитывают и согласно которому ребёнок становится для общества мальчиком или девочкой.

В отличие от русского языка, в котором «пол» - единственное слово, отображающее половую принадлежность человека, английский язык имеет для этого два понятия: секс (sex) - пол и гендер (gender) - социальный пол. Sex обозначает биологический пол. Он детерминирован биологическими различиями. Gender является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и gender находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex (пол) является стартовой позицией, с ним человек рождается. Gender - своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Человек в своей эволюции, как в фило-, так и в онтогенезе, движется от sex к gender .

Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 - начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в психологии для описания социальных «последствий» природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г. Ряд авторов, отмечая необходимость разделения биологических и психологических характеристик, приняли слово «гендер» как научный термин, означающий «социальный пол». Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными её институтами через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует себя вести мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины [4, с. 228].

И.С. Кон даёт определение гендера в широком и более узком смысле слова. Гендер - это 1) любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминин-ностью и отличающие мужчин от женщин; 2) в более узком смысле - «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности

мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [5, с. 327].

Итак, гендер в отечественной психологии - это социальный пол, т. е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественноисторических условиях с принадлежностью к мужчинам (мальчикам) или женщинам (девочкам). Отметим, что научная терминология еще не вполне устоялась, и слова «гендер» и «пол», а также их производные иногда употребляются как синонимы. Однако их различение имеет принципиальное значение.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет - естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет - исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение. Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова, одни культуры и языки терминологически различают только два или три цвета, а другие - несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои социальные причины и следствия (как в различении и значении того или иного цвета в разных культурах, так и в различении и значении гендера).

Термин «гендер» даёт понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о мужчине и женщине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Гендер - это культурная маска пола, это приобретённое поведение, культурно ассоциируемое с бытием мужчины или женщины [6].

Итак, если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина, то «гендер» -в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало). В основе понятий «мужественность/женственность» лежит обобщение человеческого опыта и «телесная метафора». Мужественность (маскулинность) и женственность (фемининность) рассматриваются как независимые друг от друга

личностные конструкты, имеющие свои различные механизмы формирования.

Представления о мужественности и женственности неодинаковы в различные эпохи, в разных социальных и экономических условиях, в разных культурных и национальных средах. Вместе с тем, некоторые черты, приписываемые данным конструктам, транскультурны, например отождествление маскулинности с силой и агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

В 1974 г. Сандра Бем ввела в психологию понятие андрогинии - (от лат. апбгоБ - мужской, gуnec - женский) - сочетание у человека традиционно мужских и традиционно женских качеств. С точки зрения концепции психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности, это сочетание позволяет людям менее жёстко придерживаться полоролевых норм и свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским [7]. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холи-ческую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности.

Представления об андрогинии интересовали исследователей в связи с проблемой возможности достижения гармонии человеческого существования. Согласно древнему орфическому мифу, воспроизведённому в диалоге Платона «Пир», предки людей были трёх родов: мужчины, женщины и андроги-ны, обладающие признаками обоих полов. Они имели по 2 лица, 4 руки и 4 ноги. «Они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», они были столь сильны и умны, что Зевс, испугавшись соперничества, наказал их, разрубив каждую вдоль на 2 части. С тех пор люди обречены на поиск утраченной половинки и ищут друг друга по всему свету, чтобы, найдя друг друга, слиться в единое целое и вновь обрести полубо-жественную мудрость и силу. И когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос - любовь. «Вот с каких давних пор, -пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу» [8, с. 98-103].

К. Г. Юнг в своих философски ориентированных работах выделил наряду с другими такие архетипы, как анима и анимус - воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном соответственно. «Каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, который, в сущности, бессознателен, архетип всего наследственного опыта женщин, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленной женщиной», т. е. природа человека по сути своей андрогинна [9, с. 122].

Современные исследования показывают, что андрогиния может обеспечивать большие возможности социальной адаптации. Так, в исследованиях С. Бем и её коллег была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также большая удовлетворённость браком, большее ощущение благополучия и т. д. [10]. Мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества в способности оказывать влияние на других людей. Установлено также, что с андрогинными партнёрами у людей складываются более благоприятные отношения [11].

Однако теория андрогинии вызывает не только большой интерес, но и критику. В американском обществе это, возможно, связано с тем, что там маскулинность даёт человеку всё же больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность. В то же время положительной стороной теории андрогинии является привлечение внимания к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Сама С. Бем впоследствии признала, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не только личностных особенностей, но и структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несёт в себе сглаживание дихотомии мужского -женского.

Гендерные исследования могут стать «оружием против женщин», предупреждала социолог Дж. Бернард (см. об этом: [4, с. 229]). Заметим также, что в одном из значений гендер употребляется как «символ неравенства полов, их иерархической

организации: доминантный мужской и подчинённый - женский (последнее - в основном в феминистской литературе)» [12, с. 338]. Итак, гендерные исследования имеют другую направленность, принципиально отличающуюся от подхода психологии половых различий.

Актуальность и популярность этих двух взаимосвязанных, но не тождественных направлений исследований требуют разъяснения их методологического аспекта. Итак, разведём эти два направления - психологию половых различий и гендерную психологию. Нетождествен-ность данных направлений очевидна из самих названий - второе направление не содержит слова «различия». Вместе с тем, различия всё равно находятся, чаще всего не в пользу женщин.

Наиболее важно отметить, что представители гендерного подхода рассматривают психологические характеристики таким образом, как будто они практически не подвержены влиянию такой независимой переменной, как пол. Гораздо более значимыми специалисты по гендерной психологии считают определение таких характеристик человека, как маскулинность и фемининность. Показательной в этом отношении является позиция В. А. Лабунской, которая считает, что «эти конструкты не связаны напрямую с биологическим полом, что они являются не только социокультурными, но и социально-психологическими явлениями, фиксирующими психотип мужского и женского поведения в пределах одной гендерной роли» [13, с. 108].

Как уже отмечалось, отношения между гендерной психологией и психологией половых различий сложны и неоднозначны, и далеко не всегда предметную область одной дисциплины можно легко отличить от предмета другой. По мнению В.В. Знакова, наиболее простым и точным критерием отличия одной области психологической науки от другой является тип эксперимента, проводимого в них психологами [14].

Один тип: берётся группа испытуемых, и изучаются у каждого из них какие-то психологические особенности. Затем данная выборка делится на подгруппы мужчин и женщин, мальчиков и девочек, и анализируются различия отмеченных психологических признаков. Данный

тип эксперимента характерен для психологии половых различий.

Принципиально иной тип эксперимента, другие переменные представлены в гендерных исследованиях. Современные гендерные исследования характеризуются тремя отличительными признаками:

1) разделяются изначально группы испытуемых по половому, биологическому признаку на мужчин и женщин (мальчиков и девочек);

2) изучаются ролевые позиции, которые люди, независимо от биологического пола, занимают в общении. Роли могут быть маскулинными, фемининными и андрогинными;

3) декларируются различия в ценностных ориентациях, направленность на отличающиеся системы ценностей. В фемининных ценностях более значимыми считаются ценности любви, семьи, человеческих отношений. В маскулинных -независимость, социальная успешность, высокий уровень достижений. Признание субъективно и объективно более значимых маскулинных или фемининных ценностей также может быть напрямую не связано с биологическим полом.

В наших исследованиях мы придерживаемся в основном подхода психологии половых различий [15]. И даже в тех случаях, где изучаем, например, черты характера подростков, обучающихся раздельно по половому признаку, тип эксперимента выбираем соответственно направлению психологии половых различий, а не гендерному подходу. Мы подчёркиваем важность того факта, что исходными в определении пола индивида являются его биогенетические характеристики.

Напротив, «фундаментальным поло-

жением гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания» [16, с. 462]. Как отмечает Д. Гири, природа и воспитание взаимодействуют в сложном процессе создания половых различий. Но культура способна лишь смягчать или усиливать ранние, биологически заложенные половые различия [17].

[1] Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1931.

[2] Кондаков И.М. Психология: Иллюстрированный словарь. СПб., 2003.

[3] Ананьев Б.Г. О проблемах современного чело-векознания. М., 1977.

[4] Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб., 1996.

[5] Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 2003.

[6] Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication (Third edition). Win. С. Broun Communications, Inc. (USA), 1995.

[7] Bem S.L. Gender Schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schiermatic so-ciets // Signa: Journal of Women in Cultiure and Society. 1983. V. 8. № 4. Р. 334- 64.

[8] Платон. Пир // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993.

[9] Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

[10] Bem S.L. Androgyny vs. The Tight little lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today. 1975. September. Р. 59-62 .

[11] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

[12] Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005.

[13] Лабунская В.А. Социально-психологический подход к изучению маскулинности-фемининнос-ти личности // Личность и бытие: теория и методология / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2003.

[14] Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 38-49.

[15] Филатова А.Ф. Половые различия в характере подростка. Омск: ИД «Наука», 2006.

[16] Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб., 2003.

[17] Geary D.C. A model for representing gender differences in the pattern of cognitive abilities // American Psychologist, 1989. V. 102. Р. 11551157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.