Научная статья на тему 'Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы'

Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / JUVENILE / JUVENILE DELINQUENCY / JUVENILE CORRECTIONAL FACILITIES / TECHNICAL MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паканич Сергей Иванович, Тимохов Евгений Владимирович

В статье отражены основные проблемы, снижающие эффективность предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. На основе проведенного исследования и зарубежного опыта авторами предложены основные перспективные направления по совершенствованию работы воспитательных колоний с применением новых технологий и технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паканич Сергей Иванович, Тимохов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right juvenile offenders to have contact with the outside world through technical means in light of the reform the penitentiary system

The paper describes the main problems, reducing the effectiveness of crime prevention for juvenile offenders in detention. Based on the research and experience of foreign authors proposed basic promising directions to improve the work of educational colonies using new technologies and equipment.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы»

Паканич С. И., Тимохов Е.В. Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности...

Паканич Сергей Иванович Pakanich Sergey Ivanovich

преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (160002, Вологда, ул. Щетинина, 2) lecturer in penal law and the organization of educational work with convicts

Vologda institute of law and economics of the Federal penal service of Russia (2 Schetinina str, Vologda, 160002)

E-mail: vipe.vologda@mail.ru

Тимохов Евгений Владимирович Timokhov Evgeniy Vladimirovich

преподаватель кафедры административно- правовых дисциплин

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (160002, Вологда, ул. Щетинина, 2) lecturer in the administrative and legal disciplines

Vologda institute of law and economics of the Federal penal service of Russia (2 Schetinina str, Vologda, 160002)

E-mail: vipe.vologda@mail.ru

Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

Right juvenile offenders to have contact with the outside world through technical means in light of the reform the penitentiary system

В статье отражены основные проблемы, снижающие эффективность предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. На основе проведенного исследования и зарубежного опыта авторами предложены основные перспективные направления по совершенствованию работы воспитательных колоний с применением новых технологий и технических средств.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, воспитательные колонии, технические средства.

The paper describes the main problems, reducing the effectiveness of crime prevention for juvenile offenders in detention. Based on the research and experience of foreign authors proposed basic promising directions to improve the work of educational colonies using new technologies and equipment.

Keywords: juvenile, juvenile delinquency, juvenile correctional facilities, technical means.

Основополагающим принципом гарантий правового статуса несовершеннолетнего являются положения о правах ребенка. В соответствии с ними во всех действиях в отношении детей, предпринимаемых государственными учреждениями, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов и прав ребенка. Международные правовые акты [1, с. 388—409; 2, с. 733—740] рекомендуют рассматривать некоторые из них как субъективные права осужденных, что представляется вполне обоснованным, в первую очередь в целях предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних осужденных.

Эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью несовершеннолетних во многом зависит от наличия эффективной системы исполнения наказаний. Одной из важнейших задач данной системы является предупреждение преступности. Особую актуальность это приобретает в период проводимой обществом реформы уголовно-исполнительной системы. В ходе нее планируется преобразовать воспитательные колонии в учреждения нового типа — воспитательные центры. В этой связи обратимся к современным подходам использования технических средств коммуникации как основы предупреждения преступности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

На начальном этапе для получения достоверных результатов нами в 2012—2013 годах было проведено исследование на базе 21 воспитательной колонии. В нем приняли участие 775 сотрудников и 1008 осужденных. Также был обобщен опыт работы исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных в Российской Федерации и за рубежом.

Отметим, что в настоящее время продолжается сокращение числа воспитательных колоний. Поэтому согласно официальной статистической информации, размещенной на сайте Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, практически каждый второй осужденный вынужден отбывать наказание не по месту своего прежнего жительства. Вероятно, именно из-за этого факта порядка 30% респондентов из числа несовершеннолетних осужденных по прибытию в колонию испытывают страх потери связи с родными и близкими. Около 26% боятся того, как сложатся у них отношения с другими осужденными, 25% — что будут ограничены в своих правах.

При этом следует согласиться с мнением А.Н. Игнатова о том, что применение даже справедливого уголовного наказания далеко не всегда может однозначно оцениваться с точки зрения социального значения. В социальном плане уголовное наказание, особенно такое, как лишение свободы, содержит не только позитивные, но и негативные стороны [3, с. 12—13].

В связи с этим П.П. Осипов отмечал: «...применительно к общественным интересам надо учитывать, что лишение свободы — это противоречивое явление. Обеспечивая охрану одних общественных отношений, оно неизбежно негативно влияет на другие» [4, с. 58].

Объем социально полезных связей несовершеннолетних осужденных с внешним миром в процессе отбывания лишения свободы ограничен, а при длительных сроках отбывания наказания такие связи постепенно ослабевают и могут утратиться совсем. Лишение свободы часто приводит к прерыванию отношений находящихся в изоляции подростков с родными и прежним окружением. Однако если осужденному удается поддерживать контакты с внешним миром в течение всего срока наказания, то это не только помогает ему найти себе место в обществе после освобождения, но и повышает гарантии обеспечения его личной безопасности.

Поэтому одним из ключевых аспектов исполнения наказания является такая организация взаимодействия несовершеннолетних осужденных с внешней средой, которая позволяет им вернуться в общество полноценными и правопослушными его гражданами.

По сравнению с исправительными колониями порядок отбывания наказания в воспитательных колониях имеет отличительные особенности. Он менее строгий, что, связано с нравственными и психологическими особенностями несовершеннолетних. Подростки, как правило, легче поддаются исправительному воздействию.

При этом не может не вызывать удивления тот факт, что, предоставляя несовершеннолетним осужденным большее количество свиданий и возможность при нахождении на льготных условиях проживать за пределами колонии, статья 133 Уголовно-исполнительного законодательства (УИК РФ) ни слова не говорит о праве несовершеннолетних использовать технические средства для общения с внешним миром. Здесь в отношении воспитанников колоний действуют общие правила, закрепленные статьей 92 УИК РФ (телефонные разговоры осужденных к лишению свободы), что, естественно, не может быть признано обоснованным [5].

К техническим средствам, которые осужденные в целом и несовершеннолетние в частности могут использовать в процессе общения с внешним миром, по нашему мнению, можно отнести телефонные переговоры и использование сети «Интернет».

Телефонные разговоры несовершеннолетних осужденных представляют собой один из элементов в сложной системе контактов с внешним миром. Как рекомендуется в Европейских пенитенциарных правилах, осужденные должны иметь право на неограниченное количество писем, телефонных звонков, электронных сообщений для поддержания связи с родственниками, другими осужденными и представителями общественных организаций [6, с. 209—263]. В таком случае при нарушении их прав осужденными или иными лицами они свободно могут обратиться за помощью к уполномоченным государством субъектам.

Исходя из смысла статьи 92 УИК РФ, количество телефонных разговоров не ограничивается, за исключением тех случаев, когда в исправительном учреждении нет технической возможности обеспечить телефонную связь в полном объеме. Тогда количество телефонных разговоров может быть ограничено администрацией исправительного учреждения до шести в год на одного несовершеннолетнего осужденного. Меньшее число телефонных разговоров администрация установить не имеет права, однако сам несовершеннолетний осужденный может использовать предоставленную возможность телефонных разговоров в меньшем объеме.

Закон не регламентирует также перечень лиц, которым может звонить осужденный подросток. Это могут быть, например, близкие родственники, члены семьи, друзья, одноклассники, правозащитные организации.

Часть 2 статьи 92 УИК РФ предусматривает предоставление телефонного разговора сразу по прибытии подростка в исправительное учреждение. Также вне графика предоставляются телефонные разговоры при возникновении исключительных личных обстоятельств. Однако в законе четко не указано, какие случаи следует отнести к таковым. Как нам кажется, к ним можно отнести угрозы расправы со стороны осужденных или иных лиц.

Следует отметить, что в большинстве стран технический уровень развития позволяет вести телефонные переговоры без ограничения. Так, на-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 24

Паканич С.И., Тимохов Е.В. Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности...

Паканич С. И., Тимохов Е.В. Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности...

пример, в норвежских и германских тюрьмах установлены телефоны-автоматы, которыми осужденные могут свободно пользоваться. Телефонные разговоры, оплачиваемые осужденными, не лимитируются по времени и не контролируются. Такой же неограниченный доступ к телефону имеют заключенные открытых тюрем в Дании. В закрытых же тюрьмах требуется специальное разрешение на телефонные разговоры, которые прослушиваются сотрудником учреждения [7, с. 7].

В США заключенным позволяется звонить семье и друзьям при контроле разговоров сотрудниками учреждения. Как правило, звонки оплачивает сам заключенный, хотя в некоторых случаях их оплачивает принимающая сторона [8, с. 23].

В Финляндии в тюрьме устанавливается телефон для пользования осужденными. Осужденный колонии обязан сообщить, с кем и о чем он собирается поговорить [9, с. 8; 10, с. 24]. В закрытых учреждениях тюремные служащие могут прослушивать телефонные переговоры, за исключением тех, которые ведутся с адвокатом заключенного. В открытых заведениях телефонные звонки не прослушиваются [11, с. 10—11].

Пенитенциарным законодательством Швейцарии заключенным-иностранцам позволяется 15-минутный разговор с домом по служебному телефону, если у них не было свидания с лицом из их страны в предыдущем месяце. Поскольку заключенные-иностранцы наиболее ограничены из-за недостатка в свиданиях, то при наличии соответствующих условий тюремное учреждение может себе позволить разрешать, заключенным-ино-странцам совершать звонки за границу.

Таким образом, следует признать, что российское законодательство в части предоставления несовершеннолетним осужденным права на телефонные переговоры существенно отличается не в лучшую сторону от Европейских пенитенциарных правил и законодательства развитых стран.

Кроме этого, откровенным пробелом уголовно-исполнительного законодательства является порядок проведения телефонных разговоров несовершеннолетнего осужденного с защитником или иным лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Ни в статье 92 УИК РФ ни в статье 133 УИК РФ ничего не говорится и о порядке общения подростка посредством телефонной связи со священнослужителями, представителями правозащитных организаций, уполномоченными по правам ребенка и иными лицами, общение с которыми администрация, по нашему мнению, не должна ограничивать.

Как представляется, в этом случае даже прослушивание телефонных разговоров может производиться лишь тогда, когда имеются основания для осуществления цензуры, в частности, при наличии достоверных данных о том, что содержащиеся в разговоре сведения будут направлены на инициирование, планирование или организацию правонарушения либо вовлечение в его совершение других лиц.

Частным случаем реализации права несовершеннолетних осужденных на телефонные переговоры является проблема использования мобильной связи. Против предоставления осужденным этого права категорически выступает Федеральная служба исполнения наказаний, Следственный комитет, Прокуратура. И причина этого вовсе не в желании предотвратить совершение нового преступления либо ограничить негативное влияние извне на осужденного. Все намного прозаичнее. Как только в исправительных учреждениях случается какая-то нештатная ситуация, вроде ввода туда отряда специального назначения, злоупотреблений персонала — по мобильным телефонам несовершеннолетние осужденные могут сообщить об этом правозащитным организациям и журналистам.

Посредством мобильной связи осужденные подростки также жалуются на администрацию, оперативно информируют родных и близких о случаях нарушения их права на личную безопасность. К тому же сейчас по мобильному телефону из воспитательной колонии можно переправить фото, видеосъемку, что и делается. В том числе фото весьма сомнительного свойства: процессы избиений, изнасилований и тому подобного. Именно желанием не допустить разглашения подобных нелицеприятных фактов следует в первую очередь объяснить запрет на использование мобильной связи всеми несовершеннолетними осужденными.

А как же с мобильной связью в местах лишения свободы за рубежом? Во многих европейских тюрьмах иметь мобильный телефон в местах лишения свободы разрешено. Там тюрьмы делятся на два режима — закрытый и открытый. Тем осужденным, у кого открытый режим содержания, никто не запрещает общаться по мобильному телефону.

Американцы, разрешив использование мобильных телефонов в местах лишения свободы некоторых штатов, к вопросу контроля переговоров заключенных подошли научно и создали в 2006 году прибор, позволяющий контролировать дистанционно переговоры с мобильных средств связи, а также входящие и исходящие втв-сообщения. Это стало возможным, благодаря программе ОЯЮЫ ЫиО, разработанной компанией ЯБ! штата Теннеси. Если характер исходящей или входящей информации расценивается как криминальная деятельность — мобильный телефон блокируется.

Конечно, нельзя исключать, что телефон в руках несовершеннолетних заключенных может стать орудием преступления. Однако техническое развитие не влечет за собой автоматически расширения преступности, если оно сопровождается социальным развитием. Поэтому представляется возможным в рамках дальнейшей гуманизации уголовноисполнительной системы разрешить подросткам, содержащимся в воспитательных колониях, использовать мобильную связь для общения с внешним миром, одновременно обеспечив исправительные учреждения техническими средствами для ее контроля.

Сейчас невозможно представить современный мир без доступа в Интернет. Ведь компьютер сегодня не редкость, компьютерные сети «Интернет» — такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телефон и почтовое отделение связи.

Так, несовершеннолетние осужденные карельских колоний теперь могут найти работу еще до того как выйдут на свободу с помощью Интернета. В воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Карелии были установлены информационные киоски вакансий. Данные киоски представляют собой специальные терминалы, подключенные к общероссийской базе данных по трудоустройству.

Интересуются рынком вакансий не только те подростки, кто освободится в ближайшее время, но и все желающие. Учитывая наиболее востребованные вакансии, несовершеннолетний осужденный может получить необходимую специальность прямо в исправительном учреждении.

Доступ к качественному образованию посредством сети «Интернет» также может помочь в профориентации несовершеннолетних осужденных, в адаптации бывших заключенных на свободе после освобождения. Нет сомнения, что с указанным контингентом учащихся работают опытные педагоги. Но для каждой колонии своего «Макаренко» на каждый предмет не получишь. В этой связи дистанционное обучение — это та форма образования, которая может помочь осужденным подросткам в получении действительно качественного образования. В системе дистанционного обучения есть доступ к дистанционным курсам, составленным лучшими преподавателями. Через Интернет можно получить консультацию у высококлассных педагогов.

Полностью обучение через Интернет одной из первых в России стала проводить Шаховская воспитательная колония (Орловская область). После закупки необходимого оборудования, создания компьютерного класса, обучения воспитанников элементарным навыкам работы на компьютерах, преподаватели городского социального техникума начали подготовку по специальности «Оператор персональной электронно-вычислительной машины». Кроме того, параллельно шло освоение одной из систем бухгалтерского учета «1С Бухгалтерия» с целью повышения конкурентоспособности воспитанников при трудоустройстве.

Таким образом, использование в воспитательной колонии сети «Интернет» поможет осужденным успешно адаптироваться в жизни на свободе, получить аттестат о среднем образовании, диплом о высшем образовании, профессию или повысить квалификацию. В таком случае, как нам кажется, в складывающихся на современном этапе социально-экономических условиях будет наиболее эффективно задействован принцип полезной занятости. Это в свою очередь снизит количество конфликтов и расправ в среде несовершеннолетних осужденных.

Безусловный интерес представляет и возможность реализации осужденными права на свидание

в виде интернет-свидания подростков с родными и близкими посредством системы Скайп (Бкуре).

Здесь нельзя не принимать во внимание и так называемый географический фактор. Действительно, местоположение, масштабы территории нашей страны, а также, зачастую, тяжелое материальное положение семьи осужденного подростка препятствуют родным и близким несовершеннолетнего посещать его в исправительном учреждении, что приводит к разрушению социальных связей, негативно отражается на общем воспитательном процессе. Поэтому возможность подобных видео-свиданий стоит особенно остро. Данное новшество облегчит поддержание их социально-полезных связей, улучшит обеспечение прав осужденных и их родственников.

С нашей точки зрения, интернет-свидания следует приравнять к телефонным переговорам, количество которых на сегодняшний день законодательством не ограничено.

Безусловно, в рамках реализации права несовершеннолетних осужденных на переписку необходимо предоставить воспитанникам колоний право на использование электронной почты для переписки с родными и близкими. Еще один плюс — возможность получать фотографии в электронном виде, что позволит несовершеннолетним осужденным не только прочитать письмо, но и увидеть фотографию адресата. Подобные нововведения положительно повлияют на социальную адаптацию осужденных подростков.

По нашему мнению, вполне обоснованным будет предоставление осужденным подросткам права отправлять и получать электронные письма неограниченное количество раз.

На основании изложенного мы с сожалением должны констатировать, что современное российское законодательство и практика его реализации в процессе исправления несовершеннолетних осужденных в части предоставления им возможности использования современных технических достижений для общения с внешним миром далеки от совершенства. Они не отвечают ни общеевропейским стандартам, ни законодательству большинства развитых стран.

Оправдание ограничений осужденных подростков на общение с внешним миром необходимостью поддержания порядка в исправительных учреждениях и борьбой с преступностью при этом не выдерживает никакой критики. Мы убеждены в том, что социально-экономический и технический прогресс не могут считаться основной причиной преступности, а наоборот, некоторые преступления являются следствием отсутствия реформ или несвоевременного их осуществления. Это утверждение справедливо и для сферы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, где степень реализации международных стандартов и норм общения осужденных в местах лишения свободы с внешним миром напрямую зависит от национальной политики и практики.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 24

МП

Паканич С.И., Тимохов Е.В. Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности...

Паканич С. И., Тимохов Е.В. Современные подходы к использованию технических средств коммуникации как основа предупреждения преступности...

Главная цель внедрения новых технологий не только и не столько в повышении уровня образования, в исправлении осужденного (что так же необходимо), сколько в обеспечении их личной безопасности. Ведь основной целью сотрудников является возращение в общество законопослушных граждан и предотвращение новых преступлений в воспитательных колониях. Поэтому очень важно, чтобы новые технологии использовались не только в процессе коррекции нравственных начал осужденных, но и обеспечении их прав.

С этой целью необходимо внести изменение в статью 133 УИК РФ, включив в нее следующие положения:

Включить в часть 1 названной статьи пункт «в» следующего содержания:

«Разрешается...

без ограничения по продолжительности вести телефонные переговоры. Порядок их проведения определяется руководителем пенитенциарного учреждения. Переговоры несовершеннолетнего осужденного с адвокатом (защитником), священнослужителем, уполномоченным по правам ребенка, представителями общественных правозащитных организаций не могут контролироваться персоналом исправительных учреждений».

Включить в часть 1 названной статьи пункт «г» следующего содержания:

«Разрешается.

предоставлять под контролем сотрудников исправительного учреждения интернет-свидания. Порядок их проведения определяется руководителем пенитенциарного учреждения».

Включить в часть 1 названной статьи пункт «д» следующего содержания:

«Разрешается.

без ограничения получать и отправлять электронные сообщения посредством сети “Интернет”».

Включить в часть 1 названной статьи пункт «е» следующего содержания:

«Разрешается.

пользоваться под контролем администрации исправительного учреждения сетью «Интернет» для получения образования, повышения квалификации, трудоустройства и в иных не запрещенных законом целях».

Включить в часть 4 статьи 133 УИК РФ следующие изменения:

«Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешено.

пользоваться мобильной связью для телефонных переговоров».

Таким образом, новые информационные технологии позволят решить ряд проблем, существующих в деятельности воспитательных колоний, и расширить круг положительного общения осужденных подростков. Это в свою очередь повысит гарантии реализации их права на личную безопасность, шансы на последующую успешную социальную адаптацию.

Примечания

1. Конвенция о правах ребенка (заключена 20.11.1989) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990.

2. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (заключена в г. Страсбурге 25.01.1996) // Международные акты о правах человека: сборник документов. М., 2002.

3. Игнатов А.Н. Совершенствование правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы // Сборник ВНИИ МВД СССР. Труды № 69. М., 1983.

4. Осипов П.П. Теоретические основы построения и применения уголовно-правовых санкций. Л., 1976.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2, ст. 198.

6. Рекомендация № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы «Относительно Европейских пенитенциарных правил» (Вместе с «Пояснительной запиской к Европейским пенитенциарным правилам», «Комментарием») // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

7. Руководство по отбытию наказания, связанного с лишением свободы. Копенгаген, 1994.

8. Руководство Федерального бюро тюрем. Вашингтон, округ Колумбия, 1995.

9. Обзор вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы в Финляндии. Хельсинки, 1994.

10. Системы правосудия в Европе. Хельсинки, 1995.

11. Информация для заключенных. Хельсинки, 1997.

Notes

1. Convention on the rights of the child (enclosed 20.11.1989) // International protection of human rights and freedoms: collection of documents. Moscow, 1990.

2. European convention on the exercise of children’s rights (concluded in Strasbourg 25.01.1996) // International human rights instruments: collection of documents. Moscow, 2002.

3. IgnatovA.N. Improving the legal regulation of the penalty of imprisonment // Proc. Institute of the USSR. Proceedings of the number 69. Moscow, 1983.

4. Osipov P.P. Theoretical bases for the construction and application of penal sanctions. Leningrad, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Penal code of the Russian Federation of 08.01.1997 № 1-FZ (as amended on 02.11.2013) // Collection of legislative acts of the RF. 1997. № 2, art. 198.

6. Recommendation № R (87) 3 of the Committee of Ministers of the Council of Europe «on the European Prison Rules» (Together with the «Explanatory Note to the European Prison Rules», «Commentary») // Collection of documents of the Council of Europe in the field of human rights and the fight against crime. Moscow, 1998.

7. Guidance on completion of the sentence associated with imprisonment. Copenhagen, 1994.

8. A Judicial Guide to the Federal bureau of Prisons. Washington, DC, 1995.

9. Survey of the enforcement of imprisonment sentences in Finland. Helsinki, 1994.

10. Criminal justice systems in Europe. Helsinki, 1995.

11. Information for prisoners. Helsinki, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.