3. Chekulaev, D.P. The victim in criminal proceedings: access to justice and compensation for damages: Dis. ... cand. jurid. science. — M., 2005.
4. Constitution. Adopted December 12, 1993. — M., 1996.
5. Galyutina, N.G. Procedural opportunities for improving the status of injured // Actual problems of lawmaking and law enforcement: the collection of scientific papers. — Omsk, 2003.
6. Kitaev, N.N. Unjust sentence to death: a systematic analysis of pre-trial errors. — Irkutsk, 2000.
7. Petrukhin, I.L. Conceptual framework of reform of criminal proceedings in light of the new Code of Criminal Procedure / / Prosecutorial and investigative practices. — M., 2002.
8. Teterina, T.V. Victims in criminal proceedings: the concept and procedural status. — Syktyvkar, 2003.
1 Бухин В.П., Карпов H.C. Проблемы соотношения прав личности и методов борьбы с преступностью // 50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения P.C. Белкина: Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2002. C. 301.
2 Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ досудебных ошибок. Иркутск, 2000. C. 18.
3 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1996. C. 20.
4 Тетерина Т. В. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальный статус. Cыктывкар: Издательство КРАГСиУ, 2003. C. 21.
5 Бояров C.A. Правовое положение потерпевшего / / Уголовный процесс. 2004. № 7. C. 16.
6 Чекулаев Д.П. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. C. 64.
7 Галютина Н.Г. Процессуальные возможности совершенствования статуса потерпевшего // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Cборник научных трудов. Омск, 2003. C. 144-145.
8 Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформы уголовного судопроизводства в свете нового УПК РФ // Прокурорская и следственная практика. М., 2002. C. 110.
УДК 343.84 А.А. Раськевич*
Режим как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы
В статье раскрываются вопросы режима исполнения и отбывания наказания — одного из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Режим регламентирует жизнь в пенитенциарных учреждениях непрерывно и на протяжении всего срока наказания. Рассмотрены основные функции режима, изменения в законодательстве, касающиеся этой области, анализируются соответствующие разделы Концепции реформирования пенитенциарной системы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, осужденный, наказание, режим, пенитенциарная система.
А.А. Raskevich*. Regime as the means of the correction of those condemned: the penitentiary problems. In article questions of a regime of execution and punishment serving reveal, one of the important questions of the criminally-executive right. The regime regulates a life in penitentiary establishments continuously and throughout all term of punishment. The basic functions of a regime, change in the legislation, concerning this area are considered, corresponding sections of the Concept of reforming of penitentiary system are analyzed.
Keywords: criminally-executive right, condemned, punishment, regime, penitentiary system.
Режим регламентирует жизнь в пенитенциарных учреждениях (ПУ) непрерывно и на протяжении всего срока наказания. C его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации пенитенциарных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения и отбывания наказания — один из важных вопросов уголовноисполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
* Раськевич, Анатолий Акимович, профессор кафедры криминологии Cанкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Cанкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, г. Cанкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Raskevich, Anatoly Akimovich. Associate professor of Criminology Department of St. Petersburg University of Ministry for Internal Affairs of Russia, Ph.D. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel. (812) 744-70-19.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010
Впервые правовая категория «режим» появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст. 7)1, затем в другом нормативном акте — Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г.2, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.
Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двух значениях: как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений и как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым дать определение режима в юридической литературе попытался в начале 20-х гг. С.В. Познышев: «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей»3.
Б.С. Утевский дал определение режима в узком смысле. Он писал, что режим «складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и
4
дисциплинарного взыскания и т.п.» .
В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других законодательных актах термин «режим» употребляется в разных значениях. Так, в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. — «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели5. Когда же речь идет о режиме осужденного, этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении — как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса. В свою очередь, Н.А. Беляев определяет режим как порядок деятельности исправительных учреждений6. Отсюда вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях. Он определяется как «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы» (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ, основными требованиями режима в местах лишения свободы являются: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; реализация их прав и законных интересов; обеспечение личной безопасности осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
И.В. Шмаров отмечает, что режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений7. Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, т.к. каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка, и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим
принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима — воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления — это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в ПУ нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.
И.В. Шмаров отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания8. Следовательно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные — те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание — это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Этот вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включаются, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничениях, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида пенитенциарного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает целенаправленность самовоспитания9. Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей ПУ. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим — одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность.
Ъоспитательная функция режима проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в пенитенциарных учреждениях, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т.е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться, не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в ПУ с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы — режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару. Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы.
Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства. Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Настнопредупредительная функция режима состоит в том что, во-первых, благодаря организационноправовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в ПУ предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом большое значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в пенитенциарном учреждении.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется к лицам, уже отбывшим данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания. В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие. Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированная на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со стороны таких лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и, в конечном счете — на их исправление.
Совершенно новым в Уголовно-исполнительном кодексе РФ является разделение режима отбывания наказания в ПУ на определенные ступени, которые названы условиями отбывания наказания. На этих ступенях увеличиваются или уменьшаются льготы осужденных. Они зависят от вида режима ПУ, определенного приговором суда, личности осужденного и его поведения.
Следовательно, условия отбывания наказания — это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима ПУ, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.
Согласно ст. 87 УИК РФ, в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы находятся в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных
видом режима данной колонии. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, производится по решению комиссии ПУ. Комиссия ПУ решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий режим и со строгого на общий режим. Осужденный имеет право обжаловать решение комиссии, если он не согласен, о его переводе на строгие условия отбывания наказания или на строгий вид режима в тюрьме.
В УИК РФ снято ограничение на использование денег, заработанных во время отбывания наказания. Так, согласно ст. 88, осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Если же они не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений10.
УИК РФ регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры. Данные меры направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени физической изоляции осужденных и успешно используются администрацией пенитенциарных учреждений для воспитательного воздействия. Так, согласно ст. 89, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные — 3 суток на территории учреждения. Для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, может быть разрешено длительное свидание до 5 суток с проживанием вне расположения учреждения (ст. 133 УИК). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ПУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника ПУ — с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы ВК. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или предшествующей отработкой. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Согласно ст. 92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на 4 телефонных разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в пенитенциарных учреждениях, запрещаются. Все разговоры осужденных контролируются администрацией.
В УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач, бандеролей в количестве, установленном ст. 121, 123, 125, 131 и 133. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Они направляются в медицинскую часть ПУ для лечения соответствующих осужденных. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.
Согласно ст. 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Лишь переписка между лицами, содержащимися в ПУ и не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации ПУ — иным лицам. В ст. 93 УИК отмечается, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК. Прогулка проводится в дневное время на специально оборудованной части территории ПУ. Она может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ.
Ст. 94, 95 УИК РФ регулируют порядок просмотра осужденными кинофильмов и телепередач, прослушивания радиопередач, а также приобретения литературы без ограничения. Кинофильмы им демонстрируются не реже одного раза в неделю, кроме лиц, отбывающих наказание в тюрьме или содержащихся в ШИЗО, ПКТ, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разрешается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободное от работы время.
УИК РФ упрощен порядок и условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения. Этот институт имеет двоякое назначение: он призван обеспечить
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010
нормальную хозяйственную деятельность ПУ и материально-бытовое обслуживание осужденных, а также имеет важное воспитательное значение, т.к. большинство осужденных желает иметь такое право,
и, соответственно, стремится соблюдать установленный режим отбывания наказания.
В ст. 96 такое право предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в данном учреждении не менее 6 месяцев и содержащихся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленных в СИЗО и тюрьмах. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника ПУ.
Согласно ст. 97 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также осужденным, оставленным в СИЗО и тюрьме по хозяйственному обслуживанию, устанавливается три вида выездов за пределы ПУ: по исключительным личным обстоятельствам, для устройства осужденными женщинами детей и на время ежегодного оплачиваемого отпуска. По исключительным личным обстоятельствам, а также для предварительного решения вопроса трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, может быть разрешен краткосрочный выезд до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Для устройства осужденными женщинами детей также предоставляется краткосрочный отпуск. Кроме того, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне учреждения, краткосрочный выезд до семи суток предоставляется раз в год для свидания с ними. На время ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются осужденным длительные выезды. Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобождены от работы по возрасту, по состоянию здоровья, а также не обеспеченные работой по независящим от них причинам.
Необходимо подчеркнуть важность определения понятия и содержания режима в местах лишения свободы, т.к. от этого зависят не только организационные структуры учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, но и принципиальная оценка деятельности тех или иных ПУ, пределы их ответственности. При раскрытии понятия режима отбывания наказания определяющим признаком считается урегулирование его нормами Закона, ибо правовое положение, в течение которого режим играет главную роль, должен определять исключительно закон. А что касается содержания режима отбывания наказания, необходимо обратить внимание на четыре основные функции: обеспечение реализации кары, содержание которой составляют изоляция и правоограничения, установленные в Законе; создание нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечивающих сохранение здоровья осужденных, возможность развития ими физических и умственных способностей; защитная функция режима, главным инструментом которой является дисциплинарная практика; функция надзора, которая обеспечивает правопорядок в местах лишения свободы.
Надзор следует рассматривать как меры по обеспечению надежной изоляции осужденных, созданию условий, исключающих угрозу их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью сотрудников и иных лиц, находящихся в общении с осужденными в силу служебных обязанностей или на законных основаниях, вступающих в контакт с лицами, отбывающими уголовные наказания, а также общественными формированиями, оказывающими воспитательное воздействие на них.
Подводя итог вышеизложенному, сформулируем основные выводы. Думается, они будут полезны администрациям учреждений и органам, исполняющим уголовные наказания, связанные с лишением свободы.
1. Одним из условий предупреждения пенитенциарной преступности является реформа всей пенитенциарной системы. Одним из необходимых ее условий выступает уменьшение числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
2. Вторым необходимым условием является разрушение основ сложившейся субкультуры изоляцией впервые осужденных от лиц, уже отбывавших наказания, уже на стадии следственных изоляторов и пересылочных тюрем для недопущения влияния на них законов и обычаев субкультуры.
3. Третьим необходимым условием является улучшение условий содержания в комплексе с изменением условий труда заключенных.
4. Четвертым необходимым условием является укомплектование штатов служб и органов, исполняющих наказание, квалифицированными юристами, психологами, психиатрами, педагогами.
5. Пятым необходимым условием является применение к заключенным психолого-педагогических мер профилактики преступности в комплексе с проведением социальной работы среди осужденных.
6. Усиление контроля за возможными каналами поставок запрещенных предметов и веществ путем увеличения штата оперативных сотрудников.
7. Привлечение общественности и религиозных организаций для оказания социальной помощи лицам, лишенным свободы.
Необходимо подчеркнуть, что давно назрела реформа пенитенциарной системы России. Минюстом РФ была разработана Концепция по ее реформированию. Она обсуждалась в Москве на научно-практической конференции и была передана в Общественный совет при ФСИН Минюста РФ. Минюст подготовил ряд законопроектов, вносящих изменения в УК РФ, а в дальнейшем и УИК РФ.
Концепцией предполагается замена исправительных колоний на тюрьмы и колонии-поселения, а воспитательные колонии для несовершеннолетних — воспитательными домами, а также сохранение лечебно-исправительных учреждений.
Минюст РФ предлагает тюрьмы трех видов: общего, усиленного и особого режимов.
— Тюрьмы общего режима — для содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также ранее судимых за нетяжкие преступления и осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.
— Тюрьмы усиленного режима — для более опасных лиц, имеющих значительный криминальный опыт.
— Тюрьмы особого режима — для лиц, отбывавших наказание в тюрьме усиленного режима и не вставших на путь исправления, вновь совершивших преступление. В этих же тюрьмах будут отбывать наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, но раздельно от остальных.
Колонии-поселения Минюст РФ предлагает двух видов:
— колонию-поселение с усиленным наблюдением в виде стационарного учреждения с развитым производством и инфраструктурой, обычного типа — для временного размещения и работы на строящихся или развивающихся государственных объектах;
— колонию-поселение не стационарного строения, временный городок. Подобный эксперимент уже начали в Красноярском крае, где местное управление ФСИН развернуло поселок на месте строительства Богучанской ГЭС.
В дальнейшем предполагается режим отбывания наказания в колониях и тюрьмах продумать так, чтобы в повседневной жизни — прием пищи, работа, прогулки и т.п. — осужденные при рецидиве, опасном рецидиве и особо опасном рецидиве не могли общаться с другими категориями осужденных.
Таким образом, нам предстоит еще осмыслить эти перемены, не говоря уже о предстоящих финансовых вложениях. Не так-то просто заменить исправительные колонии тюрьмами. Необходима специальная подготовка как законов и других ведомственных нормативно-правовых актов, так и практической деятельности сотрудников пенитенциарной системы, особенно их переподготовка, т.к. работа в тюрьмах отличается от работы в исправительных колониях прежде всего режимом их содержания.
Список литературы
1. Беляев, НА. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — Л., 1963.
2. Познышев, С.В. Очерки тюрьмоведения. — М., 1915.
3. Советский энциклопедический словарь. — М., 1981.
4. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. И.В. Шмарова. — М.: БЕК, 1998.
5. Утевский, Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. — М., 1934.
6. Уткин, ВА. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. — Томск, 1984.
Literature
1. Belyaev, N. A. Aims of punishment and the means of their realization in penitentiary institutions. — Leningrad, 1963.
2. Penitentiary Law / Ed. I.V Shmarov. — Moscow, 1998.
3. Po%nyishev, S. V. Essays on penitentiary studies. — Moscow, 1915.
4. The Soviet Encyclopedic Dictionary. — Moscow, 1981.
5. Utevsky, B. S. Soviet penitentiary policy. — Moscow, 1934.
6. Utkin, V. A. Penalty and penitentiary effect. — Tomsk, 1984.
1 СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.
2 СУ РСФСР. 1921. № 23-24. Ст. 14.
3 Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 162-217.
4 Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934. С. 176.
5 Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1124.
6 Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л., 1963. С.18.
7 Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 1998. С. 305.
8 Там же. С. 310.
9 Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск. 1984. С. 129.
10 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утв. Приказом Минюста РФ № 205 от 3 ноября 2005 г.
11 См.: Обсуждение программы / / Преступление и наказание. Пенитенциарный журнал. № 10. 2009. С. 2-5; Опасный статус. Тюремное ведомство вынесло на общественный совет концепцию реформы / / Российская газета. 2009. 9 ноября.
12 Опасный статус. Тюремное ведомство вынесло на общественный совет концепцию реформы / / Российская газета. 2009.
9 ноября.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010