Научная статья на тему 'Режим как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы'

Режим как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4812
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОСУЖДЕННЫЙ / НАКАЗАНИЕ / РЕЖИМ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / CRIMINALLY-EXECUTIVE RIGHT / CONDEMNED / PUNISHMENT / REGIME / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раськевич Анатолий Акимович

В статье раскрываются вопросы режима исполнения и отбывания наказания - одного из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Режим регламентирует жизнь в пенитенциарных учреждениях непрерывно и на протяжении всего срока наказания. Рассмотрены основные функции режима, изменения в законодательстве, касающиеся этой области, анализируются соответствующие разделы Концепции реформирования пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regime as the means of the correction of those condemned: the penitentiary problems

In article questions of a regime of execution and punishment serving reveal, one of the important questions of the criminally-executive right. The regime regulates a life in penitentiary establishments continuously and throughout all term of punishment. The basic functions of a regime, change in the legislation, concerning this area are considered, corresponding sections of the Concept of reforming of penitentiary system are analyzed.

Текст научной работы на тему «Режим как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы»

3. Chekulaev, D.P. The victim in criminal proceedings: access to justice and compensation for damages: Dis. ... cand. jurid. science. — M., 2005.

4. Constitution. Adopted December 12, 1993. — M., 1996.

5. Galyutina, N.G. Procedural opportunities for improving the status of injured // Actual problems of lawmaking and law enforcement: the collection of scientific papers. — Omsk, 2003.

6. Kitaev, N.N. Unjust sentence to death: a systematic analysis of pre-trial errors. — Irkutsk, 2000.

7. Petrukhin, I.L. Conceptual framework of reform of criminal proceedings in light of the new Code of Criminal Procedure / / Prosecutorial and investigative practices. — M., 2002.

8. Teterina, T.V. Victims in criminal proceedings: the concept and procedural status. — Syktyvkar, 2003.

1 Бухин В.П., Карпов H.C. Проблемы соотношения прав личности и методов борьбы с преступностью // 50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения P.C. Белкина: Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2002. C. 301.

2 Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ досудебных ошибок. Иркутск, 2000. C. 18.

3 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1996. C. 20.

4 Тетерина Т. В. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальный статус. Cыктывкар: Издательство КРАГСиУ, 2003. C. 21.

5 Бояров C.A. Правовое положение потерпевшего / / Уголовный процесс. 2004. № 7. C. 16.

6 Чекулаев Д.П. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. C. 64.

7 Галютина Н.Г. Процессуальные возможности совершенствования статуса потерпевшего // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: Cборник научных трудов. Омск, 2003. C. 144-145.

8 Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформы уголовного судопроизводства в свете нового УПК РФ // Прокурорская и следственная практика. М., 2002. C. 110.

УДК 343.84 А.А. Раськевич*

Режим как средство исправления осужденных: пенитенциарные проблемы

В статье раскрываются вопросы режима исполнения и отбывания наказания — одного из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Режим регламентирует жизнь в пенитенциарных учреждениях непрерывно и на протяжении всего срока наказания. Рассмотрены основные функции режима, изменения в законодательстве, касающиеся этой области, анализируются соответствующие разделы Концепции реформирования пенитенциарной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, осужденный, наказание, режим, пенитенциарная система.

А.А. Raskevich*. Regime as the means of the correction of those condemned: the penitentiary problems. In article questions of a regime of execution and punishment serving reveal, one of the important questions of the criminally-executive right. The regime regulates a life in penitentiary establishments continuously and throughout all term of punishment. The basic functions of a regime, change in the legislation, concerning this area are considered, corresponding sections of the Concept of reforming of penitentiary system are analyzed.

Keywords: criminally-executive right, condemned, punishment, regime, penitentiary system.

Режим регламентирует жизнь в пенитенциарных учреждениях (ПУ) непрерывно и на протяжении всего срока наказания. C его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации пенитенциарных учреждений.

Вопрос о режиме исполнения и отбывания наказания — один из важных вопросов уголовноисполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.

* Раськевич, Анатолий Акимович, профессор кафедры криминологии Cанкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Cанкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, г. Cанкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

* Raskevich, Anatoly Akimovich. Associate professor of Criminology Department of St. Petersburg University of Ministry for Internal Affairs of Russia, Ph.D. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel. (812) 744-70-19.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Впервые правовая категория «режим» появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст. 7)1, затем в другом нормативном акте — Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г.2, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.

Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двух значениях: как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений и как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Первым дать определение режима в юридической литературе попытался в начале 20-х гг. С.В. Познышев: «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей»3.

Б.С. Утевский дал определение режима в узком смысле. Он писал, что режим «складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и

4

дисциплинарного взыскания и т.п.» .

В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других законодательных актах термин «режим» употребляется в разных значениях. Так, в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.

В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. — «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели5. Когда же речь идет о режиме осужденного, этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении — как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.

Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса. В свою очередь, Н.А. Беляев определяет режим как порядок деятельности исправительных учреждений6. Отсюда вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях. Он определяется как «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы» (ст. 82 УИК РФ).

Согласно ст. 82 УИК РФ, основными требованиями режима в местах лишения свободы являются: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; реализация их прав и законных интересов; обеспечение личной безопасности осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.

И.В. Шмаров отмечает, что режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений7. Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, т.к. каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка, и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим

принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима — воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.

Значение режима заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления — это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в ПУ нет необходимого порядка.

Режим отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.

И.В. Шмаров отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания8. Следовательно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные — те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание — это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Этот вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включаются, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничениях, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида пенитенциарного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулированием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.

Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.

Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает целенаправленность самовоспитания9. Кроме того, правоограничения в ряде благ, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.

Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей ПУ. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим — одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность.

Ъоспитательная функция режима проявляется в том, что он: во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы; во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в пенитенциарных учреждениях, но и на свободе полезных навыков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения; в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания; в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т.е. свободы; в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться, не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в ПУ с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы — режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару. Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы.

Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства. Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.

Настнопредупредительная функция режима состоит в том что, во-первых, благодаря организационноправовым воздействиям на осужденного в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.

Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамерного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.

Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в ПУ предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом большое значение имеют как срок лишения свободы, так и характер и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в пенитенциарном учреждении.

Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется к лицам, уже отбывшим данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания. В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т.е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие. Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированная на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со стороны таких лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и, в конечном счете — на их исправление.

Совершенно новым в Уголовно-исполнительном кодексе РФ является разделение режима отбывания наказания в ПУ на определенные ступени, которые названы условиями отбывания наказания. На этих ступенях увеличиваются или уменьшаются льготы осужденных. Они зависят от вида режима ПУ, определенного приговором суда, личности осужденного и его поведения.

Следовательно, условия отбывания наказания — это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима ПУ, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

Согласно ст. 87 УИК РФ, в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы находятся в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных

видом режима данной колонии. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, производится по решению комиссии ПУ. Комиссия ПУ решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий режим и со строгого на общий режим. Осужденный имеет право обжаловать решение комиссии, если он не согласен, о его переводе на строгие условия отбывания наказания или на строгий вид режима в тюрьме.

В УИК РФ снято ограничение на использование денег, заработанных во время отбывания наказания. Так, согласно ст. 88, осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Если же они не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений10.

УИК РФ регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры. Данные меры направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени физической изоляции осужденных и успешно используются администрацией пенитенциарных учреждений для воспитательного воздействия. Так, согласно ст. 89, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные — 3 суток на территории учреждения. Для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, может быть разрешено длительное свидание до 5 суток с проживанием вне расположения учреждения (ст. 133 УИК). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ПУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника ПУ — с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы ВК. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или предшествующей отработкой. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Согласно ст. 92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на 4 телефонных разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в пенитенциарных учреждениях, запрещаются. Все разговоры осужденных контролируются администрацией.

В УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач, бандеролей в количестве, установленном ст. 121, 123, 125, 131 и 133. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Они направляются в медицинскую часть ПУ для лечения соответствующих осужденных. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

Согласно ст. 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Лишь переписка между лицами, содержащимися в ПУ и не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации ПУ — иным лицам. В ст. 93 УИК отмечается, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК. Прогулка проводится в дневное время на специально оборудованной части территории ПУ. Она может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ.

Ст. 94, 95 УИК РФ регулируют порядок просмотра осужденными кинофильмов и телепередач, прослушивания радиопередач, а также приобретения литературы без ограничения. Кинофильмы им демонстрируются не реже одного раза в неделю, кроме лиц, отбывающих наказание в тюрьме или содержащихся в ШИЗО, ПКТ, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разрешается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободное от работы время.

УИК РФ упрощен порядок и условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения. Этот институт имеет двоякое назначение: он призван обеспечить

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

нормальную хозяйственную деятельность ПУ и материально-бытовое обслуживание осужденных, а также имеет важное воспитательное значение, т.к. большинство осужденных желает иметь такое право,

и, соответственно, стремится соблюдать установленный режим отбывания наказания.

В ст. 96 такое право предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в данном учреждении не менее 6 месяцев и содержащихся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленных в СИЗО и тюрьмах. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника ПУ.

Согласно ст. 97 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также осужденным, оставленным в СИЗО и тюрьме по хозяйственному обслуживанию, устанавливается три вида выездов за пределы ПУ: по исключительным личным обстоятельствам, для устройства осужденными женщинами детей и на время ежегодного оплачиваемого отпуска. По исключительным личным обстоятельствам, а также для предварительного решения вопроса трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, может быть разрешен краткосрочный выезд до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Для устройства осужденными женщинами детей также предоставляется краткосрочный отпуск. Кроме того, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне учреждения, краткосрочный выезд до семи суток предоставляется раз в год для свидания с ними. На время ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются осужденным длительные выезды. Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобождены от работы по возрасту, по состоянию здоровья, а также не обеспеченные работой по независящим от них причинам.

Необходимо подчеркнуть важность определения понятия и содержания режима в местах лишения свободы, т.к. от этого зависят не только организационные структуры учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, но и принципиальная оценка деятельности тех или иных ПУ, пределы их ответственности. При раскрытии понятия режима отбывания наказания определяющим признаком считается урегулирование его нормами Закона, ибо правовое положение, в течение которого режим играет главную роль, должен определять исключительно закон. А что касается содержания режима отбывания наказания, необходимо обратить внимание на четыре основные функции: обеспечение реализации кары, содержание которой составляют изоляция и правоограничения, установленные в Законе; создание нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечивающих сохранение здоровья осужденных, возможность развития ими физических и умственных способностей; защитная функция режима, главным инструментом которой является дисциплинарная практика; функция надзора, которая обеспечивает правопорядок в местах лишения свободы.

Надзор следует рассматривать как меры по обеспечению надежной изоляции осужденных, созданию условий, исключающих угрозу их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью сотрудников и иных лиц, находящихся в общении с осужденными в силу служебных обязанностей или на законных основаниях, вступающих в контакт с лицами, отбывающими уголовные наказания, а также общественными формированиями, оказывающими воспитательное воздействие на них.

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем основные выводы. Думается, они будут полезны администрациям учреждений и органам, исполняющим уголовные наказания, связанные с лишением свободы.

1. Одним из условий предупреждения пенитенциарной преступности является реформа всей пенитенциарной системы. Одним из необходимых ее условий выступает уменьшение числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

2. Вторым необходимым условием является разрушение основ сложившейся субкультуры изоляцией впервые осужденных от лиц, уже отбывавших наказания, уже на стадии следственных изоляторов и пересылочных тюрем для недопущения влияния на них законов и обычаев субкультуры.

3. Третьим необходимым условием является улучшение условий содержания в комплексе с изменением условий труда заключенных.

4. Четвертым необходимым условием является укомплектование штатов служб и органов, исполняющих наказание, квалифицированными юристами, психологами, психиатрами, педагогами.

5. Пятым необходимым условием является применение к заключенным психолого-педагогических мер профилактики преступности в комплексе с проведением социальной работы среди осужденных.

6. Усиление контроля за возможными каналами поставок запрещенных предметов и веществ путем увеличения штата оперативных сотрудников.

7. Привлечение общественности и религиозных организаций для оказания социальной помощи лицам, лишенным свободы.

Необходимо подчеркнуть, что давно назрела реформа пенитенциарной системы России. Минюстом РФ была разработана Концепция по ее реформированию. Она обсуждалась в Москве на научно-практической конференции и была передана в Общественный совет при ФСИН Минюста РФ. Минюст подготовил ряд законопроектов, вносящих изменения в УК РФ, а в дальнейшем и УИК РФ.

Концепцией предполагается замена исправительных колоний на тюрьмы и колонии-поселения, а воспитательные колонии для несовершеннолетних — воспитательными домами, а также сохранение лечебно-исправительных учреждений.

Минюст РФ предлагает тюрьмы трех видов: общего, усиленного и особого режимов.

— Тюрьмы общего режима — для содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также ранее судимых за нетяжкие преступления и осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.

— Тюрьмы усиленного режима — для более опасных лиц, имеющих значительный криминальный опыт.

— Тюрьмы особого режима — для лиц, отбывавших наказание в тюрьме усиленного режима и не вставших на путь исправления, вновь совершивших преступление. В этих же тюрьмах будут отбывать наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, но раздельно от остальных.

Колонии-поселения Минюст РФ предлагает двух видов:

— колонию-поселение с усиленным наблюдением в виде стационарного учреждения с развитым производством и инфраструктурой, обычного типа — для временного размещения и работы на строящихся или развивающихся государственных объектах;

— колонию-поселение не стационарного строения, временный городок. Подобный эксперимент уже начали в Красноярском крае, где местное управление ФСИН развернуло поселок на месте строительства Богучанской ГЭС.

В дальнейшем предполагается режим отбывания наказания в колониях и тюрьмах продумать так, чтобы в повседневной жизни — прием пищи, работа, прогулки и т.п. — осужденные при рецидиве, опасном рецидиве и особо опасном рецидиве не могли общаться с другими категориями осужденных.

Таким образом, нам предстоит еще осмыслить эти перемены, не говоря уже о предстоящих финансовых вложениях. Не так-то просто заменить исправительные колонии тюрьмами. Необходима специальная подготовка как законов и других ведомственных нормативно-правовых актов, так и практической деятельности сотрудников пенитенциарной системы, особенно их переподготовка, т.к. работа в тюрьмах отличается от работы в исправительных колониях прежде всего режимом их содержания.

Список литературы

1. Беляев, НА. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — Л., 1963.

2. Познышев, С.В. Очерки тюрьмоведения. — М., 1915.

3. Советский энциклопедический словарь. — М., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. И.В. Шмарова. — М.: БЕК, 1998.

5. Утевский, Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. — М., 1934.

6. Уткин, ВА. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. — Томск, 1984.

Literature

1. Belyaev, N. A. Aims of punishment and the means of their realization in penitentiary institutions. — Leningrad, 1963.

2. Penitentiary Law / Ed. I.V Shmarov. — Moscow, 1998.

3. Po%nyishev, S. V. Essays on penitentiary studies. — Moscow, 1915.

4. The Soviet Encyclopedic Dictionary. — Moscow, 1981.

5. Utevsky, B. S. Soviet penitentiary policy. — Moscow, 1934.

6. Utkin, V. A. Penalty and penitentiary effect. — Tomsk, 1984.

1 СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.

2 СУ РСФСР. 1921. № 23-24. Ст. 14.

3 Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. М., 1915. С. 162-217.

4 Утевский Б.С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934. С. 176.

5 Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1124.

6 Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л., 1963. С.18.

7 Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М.: БЕК, 1998. С. 305.

8 Там же. С. 310.

9 Уткин В.А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. Томск. 1984. С. 129.

10 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утв. Приказом Минюста РФ № 205 от 3 ноября 2005 г.

11 См.: Обсуждение программы / / Преступление и наказание. Пенитенциарный журнал. № 10. 2009. С. 2-5; Опасный статус. Тюремное ведомство вынесло на общественный совет концепцию реформы / / Российская газета. 2009. 9 ноября.

12 Опасный статус. Тюремное ведомство вынесло на общественный совет концепцию реформы / / Российская газета. 2009.

9 ноября.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.