А. А. Раськевич
РЕЖИМ И УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье делаются выводы и предложения по укреплению режима и условий отбывания наказания.
A. Ras'kevich
ORDER AND CONDITIONS OF SERVICE OF SENTENCE IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS
The author of the article makes conclusions and suggestions on reinforcement of the order and conditions of service of sentence.
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения и отбывания наказания — один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
Впервые правовая категория «режим» появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст. 7)1,затем в другом нормативном акте — Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 года2, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 года.
Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребля-
ется в двойном смысле: 1) как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений; 2) как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.
Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в начале 1920-х годов профессор С. В. Познышев: «Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей»3.
Профессор Б. С. Утевский дал определение режима в узком смысле. Он писал, что режим «складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и дисциплинарного взыскания и т. п.»4.
В основах исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других законодательных актах термин «режим» употребляется в разных значениях. Так, в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования режима в местах лишения свободы,
в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах ИТУ и иных органах, исполняющих наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием.
В общеупотребительном значении слово «режим» (от лат. «управление») в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели5. Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении — как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием, присущим ему комплексом правоограничений.
Как известно, комплекс правоограниче-ний предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограниче-ний, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).
Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством, и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.
Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса.
В свою очередь, профессор Н. А. Беляев определяет режим как порядок деятельности исправительных учреждений6. Отсюда вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).
Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения свободы являются: обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей; реализация их прав и законных интересов; обеспечение личной безопасности осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.
Профессор И. В. Шмаров отмечает, что режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоог-раничений7. Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т. е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.
В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый
осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка, и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима — воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.
Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления — это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.
Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.
Профессор И. В. Шмаров отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания8. Следовательно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные — те, ради кото-
рых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.
Карательная функция закреплена в ст. 1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом если исходить из концепции, что наказание — это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Этот вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.
Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимули-ровнием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.
Сложные и многообразные задачи исправления осужденных не могут быть решены посредством одной лишь кары, поэтому в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено общее принципиальное положение о необходимости применения к лицам, отбывающим наказание, мер исправительного воздействия (ст. 7, 8 УИК РФ), лишенного признака кары. Эти меры в процессе применения соединяются с наказанием, активно взаимодействуют с режимом. Режим создает условия для их эффективного применения.
Режим, по мнению В.А. Уткина, дает для мер исправительного воздействия своего рода «точку опоры», благодаря которой организация и восприятие мер исправительного воздействия проходит более предметно и облегчает целенаправленность са-мовоспитания9. Кроме того, правоограни-чения в некоторых благах, содержащихся в режиме, побуждают осужденных к стремлению восполнить эти блага в сфере исправительного воздействия.
Взаимодействуя с режимом, меры исправительного воздействия способствуют правильному восприятию наказания осужденными, убеждают в его справедливости и необходимости отбыть, не нарушив установленных правил поведения.
В процессе исполнения уголовного наказания, реализации уголовно-правовой кары достигается цель исправления осужденных (ст. 1 УИК РФ), что является главной задачей исправительных учреждений. В ст. 9 УИК РФ прямо указывается, что режим — одно из основных средств исправления осужденных. Именно в этом состоит его гуманная сущность. Воспитательная функция режима проявляется в том, что он:
• во-первых, способен послужить толчком к нравственному совершенствованию личности в результате причинения осужденному переживаний и страданий, связанных с утратой свободы;
• во-вторых, способствует формированию у осужденного необходимых не только в ИУ, но и на свободе полезных навы-
ков, привычек и качеств, поскольку приучает его к систематическому, длительному и строгому соблюдению предписанных правил поведения;
• в-третьих, содействует в совокупности с другими основными средствами исправления воспитанию у осужденных правосознания;
• в-четвертых, помогает преодолеть негативные черты личности, которые провели ее к совершению преступления, осознать ценность утраченных благ, т. е. свободы;
• в-пятых, способствует воспитанию у осужденных стойкого противодействия совершению преступлений в будущем; это должно основываться не столько на страхе вновь быть наказанным, сколько на сознании вредности и бессмысленности ведения преступного образа жизни.
В науке уголовно-исполнительного права режим принято считать главным выражением содержащейся в лишении свободы уголовно-правовой кары, выразителем сущности и содержания наказания. Так, в ст. 58 УК РФ говорится не вообще о лишении свободы, а о том, что отбывание этого вида наказания назначается в исправительных учреждениях с различным видом режима либо может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме, т.е. сам законодатель проводит различия, классифицируя данную меру наказания. Вместе с тем уголовный закон определил и критерии, по которым различаются виды лишения свободы — режим лишения свободы. Существенно отличаются условия отбывания наказания, например, в колониях особого режима и колониях-поселениях, тюрьмах и колониях общего режима. Режим каждого из этих учреждений обладает самостоятельными свойствами, существенно усиливающими или ослабляющими кару.
Таким образом, если режим не рассматривать в качестве содержания наказания в виде лишения свободы, то невозможно раскрыть его социальную сущность. Режим
лишения свободы не только конкретизирует это наказание, но и является регулятором его карательной силы, выступает основным критерием при определении вида лишения свободы. Функция регулирования уголовно-правовой кары реализуется путем создания различных условий содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Эти условия отбывания наказания нашли свое закрепление в соответствующих нормах уголовно-исполнительного законодательства.
Режим также выполняет функции частного и общего предупреждения преступлений. Уголовно-правовая кара, выраженная в режиме лишения свободы, согласно ст. 1 УИК РФ применяется для предупреждения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Карая осужденного, режим одновременно с этим выполняет функции воспитания, частной и общей превенции.
Частно-предупредительная функция режима состоит в том что, во-первых, благодаря организационно-правовым воздействиям на осужденного, в процессе отбывания наказания создаются такие условия, при которых совершение преступления очень затруднено или невозможно; во-вторых, кара, заключенная в режиме, оказывает на сознание и волю осужденного исключительное по силе влияние, вызывает у него нравственные переживания и страдания, такие психические состояния, которые способны удержать осужденного от совершения новых преступлений.
Эта функция реализуется путем изоляции осужденных и постоянного надзора за ними, точным и неуклонным выполнением ими своих обязанностей, цензурой корреспонденции, досмотром посылок, передач, бандеролей, установлением покамер-ного содержания наиболее опасных преступников, применением мер взыскания и безопасности, проведением оперативно-розыскных и других мероприятий, направ-
ленных на профилактику преступлений со стороны осужденных, и т.д.
Общепредупредительная функция режима состоит в том, что степень тяжести условий содержания осужденных в исправительном учреждении предопределяет интенсивность воздействия на неустойчивых лиц, которые должны знать, что они не только будут наказаны за совершенное ими преступление, но и должны реально отбыть уголовное наказание за совершенное ими преступление. При этом большое значение имеют как срок лишения свободы, так и характер, и содержание правоограничений в зависимости от вида режима и условий отбывания наказания в ИУ.
Непосредственное общепревентивное воздействие режима лишения свободы осуществляется к лицам, уже отбывшим данный вид наказания, и находится в прямой зависимости от уровня организации и обеспечения процесса исполнения уголовного наказания.
В этом смысле важное общепредупредительное значение имеет реализация таких требований режима, как обязательная изоляция осужденных, точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей. Наряду с ними средством решения задачи общего предупреждения выступают различные запреты и правоограничения осужденных, т. е. прослеживается тесная связь общепредупредительной функции режима с частнопредупредительной и их взаимодействие.
Естественно, что в отношении бывших осужденных применяется, хотя и недостаточно, система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что же касается предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, то механизм, инструментарий выявления и определения степени эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении весьма ограничены. Общественное мнение часто исходит из того, что
чем жестче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Хотя зачастую подобная установка опровергается мировой практикой, тем не менее она и сегодня активно проявляется в сознании большинства людей. Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможности совершения правонарушений и в конечном счете — на их исправление.
Совершенно новым в Уголовно-исполнительном кодексе РФ является разделение режима отбывания наказания в исправительных учреждениях на определенные ступени, которые названы условиями отбывания наказания. На этих ступенях увеличиваются или уменьшаются льготы осужденных. Они зависят от вида режима ИУ, определенного приговором суда, личности осужденного и его поведения.
Следовательно, условия отбывания наказания — это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.
Согласно ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы находятся в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, производится по решению комиссии ИУ. Комиссия ИУ решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий режим и со строгого на общий ре-
жим. Осужденный имеет право обжаловать решение комиссии, если он не согласен о его переводе на строгие условия отбывания наказания или на строгий вид режима в тюрьме.
В УИК РФ снято ограничение на использование денег, заработанных во время отбывания наказания. Так, согласно ст. 88 осужденные к лишению свободы могу без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а так же за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Если же денежные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на израсходованную сумму в последующие месяцы. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений10.
УИК РФ регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры, которые направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени их физической изоляции и успешно используются администрацией ИУ для воспитательного воздействия. Так, согласно ст. 89 осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные — 3 суток на территории учреждения. Для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, может быть разрешено длительное свидание до 5 суток с проживанием вне расположения учреждения (ст. 133 УИК). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания
с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а в исключительных случаях с разрешения начальника ИУ — с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы ВК. На период длительных свиданий осужденные, как правило, освобождаются от работы с последующей или предшествующей отработкой. Для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.
Согласно ст. 92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на 4 телефонных разговора в год продолжительностью до 15 минут каждый. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств. При отсутствии технических возможностей телефонный разговор может быть заменен краткосрочным свиданием. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в ИУ, запрещаются. Все разговоры осужденных контролируются администрацией.
В УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач, бандеролей в количестве, установленном ст. 121, 123, 125, 131 и 133. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установлен-
ное ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. Они направляются в медицинскую часть ИУ для лечения соответствующих осужденных. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.
Согласно ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Лишь переписка между лицами, содержащимися в ИУ и не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации. Осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации ИУ — иным лицам.
В ст. 93 УИК отмечается, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК. Прогулка проводится в дневное время на специально оборудованной части территории ИУ. Она может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ.
Ст. 94, 95 УИК РФ регулируют порядок просмотра осуденными кинофильмов и телепередач, прослушивания радиопередач, а также приобретения литературы без ограничения. Кинофильмы им демонстрируются не реже одного раза в неделю, кроме отбывающих наказание в тюрьме или содержащихся в ШИЗО, ПКТ, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Телепередачи разрешается смотреть, а радиопередачи прослушивать в свободное от работы время.
УИК РФ упрощен порядок и условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения. Этот институт имеет двоякое назначение:
• во-первых, он призван обеспечить нормальную хозяйственную деятельность ИУ и материально-бытовое обслуживание осужденных;
• во-вторых, имеет важное воспитательное значение, так как большинство осужденных желают иметь такое право и, соответственно, стремятся соблюдать установленный режим отбывания наказания.
В ст. 96 такое право предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в данном учреждении не менее 6 месяцев и содержащихся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленных в СИЗО и тюрьмах. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории: осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве; осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения.
Согласно ст. 97 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях,
а также осужденным, оставленным в СИЗО и тюрьме по хозяйственному обслуживанию, устанавливается три вида выездов за пределы ИУ: по исключительным личным обстоятельствам, для устройства осужденными женщинами детей и на время ежегодного оплачиваемого отпуска.
По исключительным личным обстоятельствам, а также для предварительного решения вопроса трудового и бытового устройства осужденного после освобождения может быть разрешен краткосрочный выезд до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно.
Для устройства осужденными женщинами детей также предоставляется краткосрочный отпуск. Кроме того, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне учреждения, краткосрочный выезд до семи суток предоставляется раз в год для свидания с ними.
На время ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются осужденным длительные выезды. Этим правом и на тот же срок пользуются не только работающие осужденные, но и те из них, которые освобождены от работы по возрасту, по состоянию здоровья, а также не обеспеченные работой по независящим от них причинам. По прибытии осужденного к месту назначения он обязан зарегистрироваться, а в день убытия сделать отметку об убытии в местном ОВД.
Необходимо подчеркнуть важность определения понятия и содержания режима в местах лишения свободы. Так как от этого зависят не только организационные структуры учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, но и принципиальная оценка деятельности тех или иных исправительных учреждений, пределы их ответственности.
При раскрытии понятия режима отбывания наказания определяющим признаком считается урегулирование его нормами Закона, ибо правовое положение, в течение которого режим играет главную роль,
должен определять исключительно закон. А что касается содержания режима отбывания наказания, необходимо обратить внимание на четыре основные функции:
• обеспечение реализации кары, содержание которой составляют изоляция и пра-воограничения, установленные в Законе;
• создание нормальных жилищно-бы-товых условий, обеспечивающих сохранение здоровья осужденных, возможность развития ими физических и умственных способностей;
• защитная функция режима, главный инструмент которой является дисциплинарная практика;
• функция надзора, которая обеспечивает правопорядок в местах лишения свободы.
Надзор следует рассматривать как меры по обеспечению надежной изоляции осужденных, созданию условий, исключающих угрозу их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью сотрудников и иных лиц, находящихся в общении с осужденными в силу служебных обязанностей или на законных основаниях, вступающих в контакт с лицами, отбывающими уголовные наказания, а также общественными формированиями, оказывающими воспитательное воздействие на них.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 СУ РСФСР. 1918. № 53. Ст. 598.
2 СУ РСФР. 121. № 23-24. Ст. 14.
3 Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. — М., 1915. — С. 162-217.
4 Утевский Б. С. Советская исправительно-трудовая политика. — М., 1934. — С. 176.
5 Советский энциклопедический словарь. — М., 1981. — С. 1124.
6 Беляев Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — Л., 1963. — С. 18.
7 Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. проф. И. В. Шмарова. — М.: БЕК, 1998. — С. 305.
8 Там же. С. 310.
9 Уткин В. А. Наказание и исправительно-трудовое воздействие. — Томск. 1984. — С. 129.
10 Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены Приказом Минюста РФ № 205 от 3 ноября 2005 г.