Научная статья на тему 'Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации'

Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
934
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / JUVENILE / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В рамках данной статьи автор предлагает рекомендации по изменению законодательства в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Представлен анализ опыта работы Иркутского Молодежного Фонда правозащитников «ЮВЕНТА» в области проблем применения российского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations concerning changes in legislation of RF and its further application in the area of juvenile delinquencies

In this article the author suggests a set of changes in legislation concerning juvenile offenders. Author performs analysis of activists' experience at Irkutsk youth fund 'Uventa' in the area of Russian legislation application.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Садовникова М. Н., 2006

Садовникова М. Н. — преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, руководитель Фонда «ЮВЕНТА», член Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области

В истории российской системы профилактики преступности несовершеннолетних исторически сложилось, что основным средством регулирования посткриминального поведения несовершеннолетних есть и остается в настоящее время — лишение свободы.

С другой стороны, мысль о необходимости изменения подходов к наказанию в отношении несовершеннолетних, изменения всей системы профилактики преступности несовершеннолетних возникла достаточно давно.

В рамках существующей ныне в Российской Федерации системы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних происходят значительные изменения правового, организационного, материального характера, изменяются подходы — с карательного на воспитательный, изменяются отношения между воспитанниками и сотрудниками воспитательных колоний. Сложность реформирования системы УИС связана с некоторыми обстоятельствами. Во-первых, изначально система являлась карательным органом, основной целью которой была изоляция осужденных. Изменение подходов связано и с психологическими проблемами (потому что необходимо менять подходы общества в целом, и подходы работников пенитенциарной системы, и законодателей), и юридическими (потому что нет никакой правовой базы для реализации реабилитационных процессов, все законодательные акты, существующие в области предупреждения преступности несовершеннолетних разобщены и не создают целостной реабилитационной картины, а соответственно и не дают возможности ее реализации на практике), и экономическими (считаем, что многое можно сделать и, не имея огромных материальных ресурсов, но необходимо отметить, что огромное количество мероприятий, изменяющих систему, зависит от наличия ресурсов), и конечно, это огромная социальная проблема (в частности отсутствие учреждений для социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы; отсутствие квалифицированных кадров для таких учреждений и эффективных программ). Во-вторых, исторически система УИС — это система чрезмерного количества заключенных в каждом отдельном учреждении. Если сокращение тюремного населения и происходит в целом, то численность спецконтенгента в каждом отдельном учреждении (в данном случае речь идет не о перенаполняемости учреждений, а об изменении в целом численности заключенных в каждом учреждении) не сокращается, что затрудняет работу, особенно если мы говорим о несовершеннолетних правонарушителях. В-третьих, громоздкость и сложноподчиненность всей системы исполнения наказаний.

С февраля 2004 г. по ноябрь 2005 г. Иркутским Молодежным Фондом правозащитников «ЮВЕНТА» при поддержке Европейского Союза, программа ТАСИС, совместно с Хельсинским Фондом по правам человека (Польша, Варшава), с Международной Хельсинской Федерацией (Австрия, Вена), с

Общественной организацией «Человек и закон» (Россия, респ. Марий-Эл) реализовывался проект «Права человека и ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы и обвиняемых в совершении преступлений».

В рамках проекта в Иркутской области было проведено 10 семинаров «Права человека и ресоциализация несовершеннолетних, преступивших Закон», в которых приняли участие около 300 сотрудников различных структур, занимающихся несовершеннолетними правонарушителями. В рамках проекта проводились программы ресоциализации с воспитанниками Ангарской воспитательной колонии.

В мае 2004 г. состоялась поездка на семинар сотрудников пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в России «Права человека и социальная работа с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы и обвиняемыми в совершении преступлений» в Польшу (Варшава) группы из 16 человек от уголовно-исполнительной системы Иркутской области.

С 27 сентября по 2 октября 2005 г. состоялся практический семинар в Дании «Права человека и ресоциализация несовершеннолетних, преступивших закон, на примере действия системы в Дании» для сотрудников различных структур, занимающихся несовершеннолетними в Иркутской области, целью которого явилось ознакомление с системой ресоцилизации несовершеннолетних, обмен опытом с датскими коллегами, разработка предложений по совершенствованию системы отправления правосудия, наказания и ресоциализации несовершеннолетних в России.

В рамках проекта координатором программы от Иркутской области Садовнико-вой М. Н. были подготовлены рекомендации по изменению законодательства и практики его применения в области исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

Экспертиза рекомендаций проведена группой экспертов:

1. Садовникова М. Н. — руководитель Иркутского Молодежного Фонда правозащитников «ЮВЕНТА», член комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области; преподаватель кафедры уголовного права ЮИ ИГУ.

2. Садовников Александр Александрович

— сотрудник Иркутского Молодежного Фонда правозащитников «ЮВЕНТА».

3. Хороших Г. К. — Председатель Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области.

4. Семенова С. Н. — начальник отдела охраны и защиты прав несовершеннолетних администрации г. Иркутска.

5. Кравцов Р. В. — заведующий кафедрой уголовного права ЮИ ИГУ.

6. Сутурин М. А. — преподаватель кафедры уголовного права ЮИ ИГУ.

7. Эльжбета Чыж — сотрудник аппарата Омбудсмена Польши.

8. Богна Хмелевска — сотрудник Хельсинского Фонда по правам человека.

9. Агнешка Класовска — сотрудник Хельсинского Фонда по правам человека.

Предлагаемые рекомендации подготовлены на основе международных стандартов обращения с несовершеннолетними, включающих как акты обязательной юридической силы (например, Конвенцию ООН по правам ребенка), так и акты рекомендательной силы, которые, однако, по мнению экспертов, должны по мере возможности реализовываться и в национальном законодательстве и на практике. В декабре 2005 г. Советом Европы приняты новые Европейские пенитенциарные правила (Рекомендация Кее(2006)2 Комитета Министров к государствам-членам), которые также явились основой для разработки данных рекомендаций.

Рекомендации подготовлены также с учетом международного опыта реагирования на преступное поведение несовершеннолетних, исторически сложившихся подходов к предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

По мнению экспертов, данные рекомендации должны способствовать улучшению ситуации в области ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, защиты прав и свобод несовершеннолетних, совершивших правонарушения, исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних.

Все рекомендации структурированы следующим образом:

1. Рекомендации по изменению законодательства:

1.1. На уровне законодательства РФ.

1.1.1. Приведение законодательства РФ в соответствие с Конституцией.

1.1.2. Приведение законодательства РФ в соответствие с международными стандартами.

1.1.3. Внесение изменений, дополнений в законодательство РФ.

1.1.4. Внесение изменений в законодательство Иркутской области.

1.2. На уровне подзаконных актов.

1.2.1Приведение подзаконных актов в соответствие с Законами.

1.2.2. Внесение изменений в подзаконные акты.

1.2.3. Приведение подзаконных актов в соответствие с международными стандартами.

2. Изменение практики реализации норм российского и международного законодательства

2.1. На уровне реализации международных нормативно-правовых актов.

2.2. На уровне реализации нормативноправовых актов Российской Федерации.

2.3. На уровне реализации подзаконных нормативно-правовых актов.

2.4. На уровне реализации нормативноправовых актов субъектов РФ (Иркутской области).

2.5. На уровне реализации нормативноправовых актов органов местного самоуправления.

3. Предложения в региональную программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2008 годы», касающиеся несовершеннолетних осужденных, и лиц, освобождающихся из воспитательных колоний.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. По изменению законодательства

1.1. На уровне законодательства РФ

1.1.1. Приведение законодательства РФ в соответствие с Конституцией:

1.1.1.1. Считаем, что ст. 3 УИК РФ, которая в части 1 закрепляет, что «Уголовноисполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями», противоречит Конституции РФ, которая в ст. 15 закрепляет, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». В данной статье не дается никаких оговорок относительно действия тех или иных международных норм в «...соответствие с экономическими и

социальными возможностями». Ст. 15 в ч. 1 закрепляет, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Таким образом необходимо, чтобы ч. 1 ст. 3 УИК РФ была приведена в соответствие с Конституцией РФ. Кроме того, Конституция РФ, как акт прямого действия в части действия международных стандартов имеет приоритет перед нормой УИК РФ.

1.1.2. Приведение законодательства РФ в соответствие с международными стандартами.

1.1.2.1. Международные стандарты запрещают дискриминацию по каким-либо признакам (преамбула Всеобщей декларации прав человека, ст. 2, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, преамбула к Международному пакту о гражданских и политически правах, ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Принцип 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, п. 38, п. 41 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Ст. 2 Конвенции ООН о правах ребенка и др.). Считаем дискриминационным положения отдельных статей УИК по отношению к ВИЧ-инфицированным осужденным. В частности, ч. 2 ст. 96 УИК РФ запрещает передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения ВИЧ-инфицированных осужденных. Часть 3 ст. 97 УИК РФ запрещает ВИЧ-инфицированным осужденным выезды краткосрочные в связи с исключительными личными обстоятельствами и для решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, выезды длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, выезды для осужденных женщин для устройства детей. И если наложение такого запрета на осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, на осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденных за особо тяжкие преступления, осужденных, страдающих психическими расстройствами и др. можно признать рационально обоснованным, то рационального обоснования в дан-

ном случае для ВИЧ-инфицированных не возможно определить.

1.1.2.2. Международные стандарты закрепляют положение о раздельном содержании правонарушителей детей и взрослых. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 10 (3) закрепляет, что «Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу». Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в п. 8 закрепляют необходимость раздельного содержания малолетних правонарушителей и взрослых. Европейские пенитенциарные правила в п. 11. закрепляют, что: «Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях. Если, тем не менее, в порядке исключения, малолетние содержатся в таких пенитенциарных учреждениях, следует установить специальные правила с учетом их статуса и потребностей». Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Правиле 13.4 закрепляют, что «Несовершеннолетние, содержащиеся под стражей до суда, должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном учреждении или в специальном отделении учреждения, где содержатся также и взрослые». Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы закрепляют в п. 29: «Во всех исправительных учреждениях несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых, если только они не являются членами одной семьи...». Однако ч. 1. ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» допускает в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, содержать положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести. Считаем, что в данном случае речь идет не о ситуации предусмотренной Правилами ООН, касающимися несовершеннолетних, лишенных свободы, где в п. 29 говорится, что «. В контролируемых условиях несовершеннолетние могут совместно с тщательно отобранными взрослыми участвовать в специальной программе, оказывающей благоприятное воздействие на

этих несовершеннолетних», так как в данном случае оговариваются условия, которые должны быть контролируемыми. И такое совместное содержание возможно только для участия в специальных программах. На практике наличие совместного содержания взрослых и несовершеннолетних способствует распространению криминальной субкультуры. В связи с этим считаем необходимым исключить из ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» исключительные случаи совместного содержания несовершеннолетних и взрослых.

1.1.2.3. Международные стандарты запрещают дискриминацию по каким-либо признакам (преамбула Всеобщей декларации прав человека, ст. 2, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, преамбула к Международному пакту о гражданских и политически правах, ст. 27 Международного пакта о гражданских и политически правах, ст. 5 Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Принцип 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, п. 38, п. 41 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Ст. 2 Конвенции ООН о правах ребенка и др.). Европейские пенитенциарные правила в п. 17.1 закрепляют, что: «По возможности заключенные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации». Считаем дискриминационным положения ч. 3 ст. 73 УИК РФ, которая устанавливает, что наряду с осужденными при особо опасном рецидиве преступлений, осужденными к пожизненному лишению свободы, осужденными к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденными, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в виде лишения свободы не в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены (что является основным положением при выборе места отбывания лишения свободы и закреплено в ч. 1 ст. 73 УИК РФ), а по месту нахождения соответствующего исправительного учреждения и осужденные женщины и несовершеннолетние. Считаем, что в данном случае имеет место дискриминация женщин и несовершеннолетних, они оказываются в худших условиях с точки зрения их адаптации после освобождения.

1.1.2.4. Международные стандарты закрепляют правила, касающиеся условий содержания. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в п. 9.1 закрепляют, что «Там, где заключенные ночуют в камерах или комнатах, каждый из них должен располагать отдельной камерой или комнатой.». Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы в правиле 33 отмечают, что «Спальные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп или отдельных комнат на одного человека в зависимости от местных стандартов. Во время, предусмотренное для сна, проводится регулярное ненавязчивое наблюдение за всеми спальными помещениями.», правило 32 обращает внимание на то, что в исправительных учреждениях следует уделять должное внимание потребности несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам и т. д. Уголовно-исполнительная система РФ предусматривает содержание осужденных в общих помещениях, а одиночное содержание подследственных и осужденных предусмотрено в качестве меры дисциплинарного взыскания. Что касается местных стандартов, о которых говорят правила, то в РФ, в соответствии с УИК РФ стандарты определяются квадратурой, приходящейся на одного заключенного, что закреплено в ст. 99 УИК РФ. Так, норма жилой площади в расчете на одного осужденного в воспитательных колониях не может быть менее трех с половиной квадратных метров. Однако практически во всех воспитательных колониях, несмотря на то, что по квадратуре стандарты соблюдаются, спальные помещения предназначены для 50-60 человек. Считаем, что необходимо установление стандарта не только по количеству квадратных метров, но и по максимальному количеству осужденных, содержащихся в одном помещении, которых должно быть значительно меньше.

1.1.2.5. Международные стандарты подчеркивают необходимость обеспечения несовершеннолетних осужденных возможностью заниматься физическими упражнениями и их право на прогулку, так как от этого зависит развитие и здоровье ребенка. Так, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в п. 21 закрепляют, что «. Малолетним и другим заключенным подходящего возраста, находящимся в соответствующем физическом состоянии, следует обеспечивать физическую тренировку и

возможность игр во время периода упражнений. Для этого нужно располагать необходимыми площадками, установками и оборудованием.». Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы, в п. 32 закрепляют, что в исправительных учреждениях должное внимание должно уделяться потребности несовершеннолетних в занятиях спортом, физкультурой. Статья 110 УИК РФ относит физическое воспитание к основным формам и методам воспитательной работы с осужденными лишению свободы. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний закрепляют право несовершеннолетних на участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. УИК РФ содержит норму (ст. 93 УИК РФ), регламентирующую прогулку, но только для осужденных, отбывающих лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе. Специальной нормы, регламентирующей прогулки и физические упражнения для несовершеннолетних законодательством не предусмотрено. Однако примерный распорядок дня в воспитательной колонии (Приложение № 4 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний) не содержит времени для прогулок, физзарядка — до 15 минут. Примерный распорядок дня в карантинном отделении отводит для прогулки — 1 час 50 минут, а в ДИЗО и в СУС — по 2 часа; на физзарядку выделяется по 10 минут. Однако и в воспитательной колонии в целом, и в карантинном отделении, и в ДИЗО и в СУС время прогулки дробится на 4 части и составляет по 30 минут, при этом распорядок дня построен таким образом, что 30 минут прогулки считаются сразу за предыдущим мероприятием и не выделяется времени для того, чтобы воспитанники могли одеться (что особенно актуально в зимнее время) и построиться. Таким образом, реальное время прогулки составляет меньшее количество времени. Недостаток регламентирующих документов приводит к тому, что организация занятий спортом в воспитательных колониях в настоящее время зависит от руководства системы УИС по субъекту РФ и от начальника ВК. Необходимо, чтобы такая форма воспитательной работы была более ясно и четко закреплена в соответствующих НПА. Кроме того, отдельную проблему

представляет вопрос материально-технического обеспечения колоний в части оборудования необходимыми площадками, установками и оборудованием для занятий физическими упражнениями. Так, в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» не предусмотрены нормы для занятий несовершеннолетними спортом.

1.1.2.6. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в правиле 29.1 закрепляют, что «Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие соответствующие им формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества». В комментарии к данному положению говорится, что «Не следует недооценивать важность опеки после освобождения из исправительного учреждения. В данном правиле особо указывается на необходимость создания сети учреждений промежуточного типа. В этом правиле подчеркивается также необходимость создания разнообразных учреждений и служб, рассчитанных на удовлетворение различных нужд молодых правонарушителей, возвращающихся в общество, и обеспечения руководства и структурной поддержки как важной меры для их успешной реинтеграции в жизнь общества». Считаем необходимым создание в России сети учреждений для постпенитенциарной адаптации несовершеннолетних и молодых людей. Кроме того, считаем необходимым внедрение на практике промежуточных форм, предусмотренных законодательством РФ — в частности, ст. 133 УИК РФ предусматривает возможность осужденным, отбывающим наказание в воспитательной колонии в льготных условиях, по постановлению начальника ВК проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. Редко используется возможность предоставления краткосрочного отпуска (до семи суток) для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, которая предоставляется ч. 1 ст. 97 УИК РФ. Так-

же редко используются длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска, возможность которых предусмотрена ст. 97 УИК РФ. Считаем необходимым проработать четкий механизм предоставления существующих в законодательстве промежуточных форм адаптации молодых людей в обществе и создать сеть таких учреждений.

1.1.2.7. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в правиле 23 содержат требование эффективного исполнения решения компетентного органа (указанного в правиле 14.1 — суд, трибунал, совет, комиссия и т. д.) — «23.2. Такие положения должны включать право компетентного органа периодически вносить, по мере необходимости, изменения в постановления при условии, что характер таких изменений будет определяться в соответствии с принципами, содержащимися в этих Правилах». В Комментарии к данному Правилу говорится, что «Решение по делам несовершеннолетних, в большей степени, чем по делам взрослых, может оказать влияние на жизнь правонарушителя в течение длительного периода. Поэтому важное значение имеет надзор за исполнением решения со стороны компетентного органа власти или независимого органа (комиссии по делам поручительства, службы системы пробации, учреждения социального обеспечения молодежи и других), полномочия которого аналогичны полномочиям компетентного органа власти, принявшего первоначальное решение по делу. С этой целью в некоторых странах учреждена должность ]ыдв ёв ГвхвсыИоп ёвз рвтвз. Состав, полномочия и функции этого органа власти должны носить гибкий характер; в правиле 23 дано их общее описание, с тем, чтобы обеспечить их широкую приемлемость». Около 90 % несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы — это несовершеннолетние, которые ранее были условно осуждены, либо к ним применялись принудительные меры воспитательного воздействия, либо альтернативные вида наказания, не связанные с лишением свободы. Считаем необходимым создание единого координационного и контролирующего органа за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выполнению решений, принятых компетентными органами (постановления, определения, приговор суда, постановление комиссии по

делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних, др.). Считаем необходимым введение единой системы индикаторов (показателей) эффективности выполнения решений принятых компетентными органами (судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, др.), проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.1.2.7. Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы, в правиле 30 содержат требование создания открытых исправительных учреждений для несовершеннолетних. Открытые исправительные учреждения для несовершеннолетних представляют собой учреждения, в которых меры безопасности отсутствуют или ограничены. Число лиц, находящихся в каждом из таких учреждений должно быть как можно меньшим. Пенитенциарная система Российской Федерации не предусматривает учреждений открытого типа для несовершеннолетних, хотя они могли бы стать эффективным средством реагирования на постпреступное поведение несовершеннолетних, на исправление молодых правонарушителей. Открытые учреждения предотвращают разрыв семейных связей несовершеннолетнего, его отрыв от общества, от привычной среды, создают условия для его ресоциализации. Об эффективности таких учреждений свидетельствует опыт большинства зарубежных стран (Польша, Франция, Дания и др.). Считаем необходимым создание учреждений открытого типа для несовершеннолетних в уголовно-исполнительной системе РФ.

1.1.2.8. Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы, в правиле 30 содержат требование о том, что «...Число несовершеннолетних, содержащихся в закрытых исправительных учреждениях, должно быть небольшим, чтобы можно было применять индивидуальный подход в воспитании...Следует создавать небольшие исправительные учреждения, являющиеся составной частью социальной, экономической и культурной среды общины». В настоящее время в РФ 62 воспитательные колонии, средняя численность несовершеннолетних в каждой около 300 человек. В

более, чем 30 субъектов РФ нет воспитательных колоний. Из 62 воспитательных колоний только 3 — для девочек. Это создает условия для разрыва семейных связей осужденных несовершеннолетних и отрыв их от жизни общества, от территории проживания. Считаем необходимым создавать воспитательные колонии во всех субъектах РФ, максимальное количество воспитанников в которых должно быть меньшим.

1.1.2.9. Минимальные стандартные правила в п. 80 и 81 содержат требование о создании условий для адаптации в обществе заключенных после их освобождения — «. следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения.», «.правительственные и другие органы.должны там, где это возможно и необходимо, заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением.». Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы, в п. 79—80 регламентируют процесс возвращения в общество несовершеннолетних: «На всех несовершеннолетних должны распространяться мероприятия по оказанию им помощи при возвращении в общество, к семейной жизни, по их обучению или трудоустройству после освобождения. С этой целью должны разрабатываться процедуры, включая досрочное освобождение, и организовываться специальные курсы.80. Компетентные власти должны предоставлять или обеспечивать услуги с целью оказания помощи несовершеннолетним для вовлечения их вновь в жизнь общества и борьбы с предубеждениями в отношении таких несовершеннолетних. Эти услуги должны, насколько это возможно, обеспечивать, чтобы несовершеннолетнему были предоставлены надлежащее жилье, работа, одежда и достаточные средства для проживания после освобождения, с тем чтобы содействовать успешной реинтеграции. С представителями учреждений, предоставляющих такие услуги, должны проводиться консультации, и они должны иметь до-

ступ к содержащимся в исправительном учреждении несовершеннолетним с целью оказания им помощи в их возвращении в общество». УИК РФ в ст. 180-183 закрепляет обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. Однако необходимо отметить, что штат сотрудников учреждений, исполняющих наказания, по оказанию содействия по трудовому и бытовому устройству, минимален (чаще всего один сотрудник на одно учреждение). Кроме того, указанные в ст. 182 УИК РФ права осужденных на трудовое и бытовое устройство, и другие виды социальной помощи «.в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами» на практике не реализуются. В большинстве субъектов РФ отсутствуют социально-реабилитационные Центры для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, государственная программа оказания помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, так и не принята. Считаем необходимым принятие программ ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы в соответствии с международными стандартами.

1.1.2.10. Международные стандарты содержат требование о необходимости проведения периодических инспекций в учреждениях, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних с целью содействия соблюдению прав несовершеннолетних, а также оказания помощи по их интеграции в общество. Так, п. 14 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, закрепляют: «Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения». Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в п. 72—78 регулируют правовой статус инспекторов и процедуру обращения несовершеннолетних с жалобами и рассмотрения этих жалоб. Так, п. 72 зак-

репляет: «Квалифицированные инспекторы или аналогичные им должным образом назначенные должностные лица, не принадлежащие к администрации учреждения, должны наделяться правом проведения инспекций на регулярной основе и незапланированных инспекций по собственной инициативе и при выполнении этих функций пользоваться полными гарантиями независимости. Инспекторы должны иметь неограниченный доступ ко всем лицам, работающим в любом учреждении, где несовершеннолетние лишены или могут быть лишены свободы, ко всем несовершеннолетним и ко всем документам таких учреждений». И далее: «.После завершения инспекции инспектор должен представить отчет о выводах. В отчет должна включаться оценка соблюдения исправительным учреждением настоящих правил и соответствующих положений национального законодательства и рекомендации в отношении любых мер, которые, как считается, необходимы для обеспечения их выполнения». «.Каждый несовершеннолетний должен иметь возможность обращаться с просьбой или с жалобой к директору исправительного учреждения или его уполномоченному представителю» — говорится в п. 75. «Следует принять меры по созданию независимой службы (омбудсмена) для получения и расследования жалоб несовершеннолетних, лишенных свободы, и содействия их справедливому урегулированию», закрепляется в п. 77 Правил. Считаем необходимым проведение периодических посещений «.должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.», у которого бы «.цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями.». Если такие функции могут выполнять учреждения и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, например Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, считаем необходимым четко прописать в законодательстве данные функции и расширить их полномочия.

1.1.3. Внесение изменений, дополнений в законодательство РФ:

1.1.3.1. Считаем необходимым внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 12 УИК

РФ в части касающейся получения информации о правах и обязанностях осужденных. Считаем, что обязанностью администрации является доведение информации о правах, обязанностях осужденных, а также об учреждениях и органах, в которые можно подать жалобу в случае нарушения прав и свобод, о процедуре подачи жалобы. Такая информация должна доводиться до сведения осужденного в письменном виде, а также быть размещена в общедоступных местах учреждения исполнения наказания.

1.1.3.2. В соответствии с УИК (ст. 132

ч. 3) несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; несовершеннолетние, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания отбывают наказание в течение шести месяцев в строгих условиях содержания (т.н. СУС). Считаем необходимым пересмотреть обязательный шестимесячный срок содержания в СУС и внести в законодательство изменения, касающиеся определения минимального и максимального срока нахождения данных категорий несовершеннолетних в СУС. Решение о конкретном сроке содержания в СУС должно приниматься начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии.

1.1.3.3. Часть 3 ст. 141 УИК РФ предусматривает возможность для несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Однако УИК РФ не предусматривает механизма реализации данного права несовершеннолетних осужденных, так как не предусмотрена возможность выезда для обучающихся на сессию. Считаем необходимым внести изменения, касающиеся предоставления дополнительного отпуска для лиц, обучающихся заочно в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

1.1.3.4. Глава 14 УиК РФ регулирует вопросы привлечения осужденных к труду, считаем необходимым внести дополнения, которые бы касались разработки Министерством юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления

программ обеспечения осужденных рабочими местами.

1.1.3.5. УИК РФ в ч. 9 ст. 74 закрепляет: «.В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших ко времени отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Министерством Юстиции РФ». Часть 3 ст. 140 УИК РФ содержит положение согласно которому: «Все осужденные, достигшие возраста 21 года, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии». Считаем необходимым, с целью предотвращения дальнейшей криминализации молодежи, внесение изменений в ч. 3 ст. 140 УИК РФ, касающихся возможности оставлять в изолированных участках воспитательных колоний, функционирующих как исправительная колония общего режима, положительно характеризующихся молодых людей, достигших возраста 21 года до конца отбывания срока лишения свободы.

1.1.3.6. УИК РФ в ч. 9 ст. 74 закрепляет: «.В воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших ко времени отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется Министерством Юстиции РФ». Считаем необходимым внесение дополнений в ст. 74 УИК РФ, касающихся создания во всех воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как воспитательные колонии для отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении девушек.

1.1.3.7. В п. «в» ч. 2 ст. 138 УИК РФ закрепляется в качестве меры поощрения, применяемой к воспитанникам воспитательных колоний, разрешение на дополнительный телефонный разговор, однако ст. 92 УИК РФ устанавливает, неограниченное количество телефонных разговоров, при наличии технической возможности исправительного учреждения. Таким образом, применения разрешения на телефонный разговор в качестве меры поощрения не может

иметь место в учреждениях, где телефонные разговоры разрешены без ограничения. Считаем необходимым привести нормы уголовно-исполнительного законодательства в соответствие и либо предусмотреть в качестве меры поощрения для воспитанников воспитательных колоний бесплатный телефонный разговор (что особенно актуально для воспитанников, отбывающих срок наказания в виде лишения свободы в другом субъекте РФ), либо исключить данный пункт.

1.1.3.8. В соответствии с ч. 3 ст. 89 УИК

РФ осужденным по их просьбе разрешается заменять краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором. Однако ст. 92 УИК РФ устанавливает, неограниченное количество телефонных разговоров, при наличии технической возможности исправительного учреждения. Таким образом, замена краткосрочного или длительного свидания телефонным разговором не может иметь место в учреждениях, где телефонные разговоры разрешены без ограничения.

1.1.3.9. В соответствии с российским законодательством о молодежной политике, молодежью считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет (ст. 1 Закона Иркутской области «О молодежной политике»). Большая часть освобождающихся из воспитательных колоний — это лица, достигшие 18 лет, для оказания помощи которым в нашем государстве не предусмотрено специализированных институтов. Считаем необходимым внести изменения в нормативно-правовые акты о молодежной политике субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части касающейся оказания помощи молодым гражданам по адаптации в обществе после освобождения из воспитательной колонии.

1.1.3.10. Внести дополнения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся кадрового обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны иметь специальную подготовку в области педагогических аспектов работы с детьми, а также специальные знания в области психологических, юридических, социальных аспектов работы с несовершеннолетними. Работники органов и

учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны повышать уровень своей квалификации. Для этого должны быть предусмотрены специальные комплексные межведомственные обучающие курсы — семинары для сотрудников различных структур, занимающихся несовершеннолетними правонарушителями, которые бы включали несколько блоков: юридический (международные стандарты в области прав ребенка; российское законодательство и практика его применения; механизмы защиты прав ребенка; правовой статус подростка в Российской Федерации; правовой статус учреждений и органов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействие между ними; криминологические и виктимологические аспекты преступности несовершеннолетних; профилактика правонарушений несовершеннолетних в криминологическом аспекте; разработка индивидуальных профилактических программ; и др.); психологический (психологические аспекты девиантоного поведения; психологические особенности несовершеннолетних и девиантное поведение; др.); педагогический (формы работы с несовершеннолетними с девиантным поведением; др.); социальный блок (социальная помощь несовершеннолетним, органы и учреждения социального обслуживания, их статус; др.). Работники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны проходить периодическое комплексное (психологическое, юридическое, социальное, педагогическое) тестирование на профессиональную пригодность и соответствие занимаемой должности.

1.1.3.11. Внести дополнения в ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся контроля и надзора за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Считаем необходимым создание единого координационного и контролирующего органа за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Считаем необходимым введение единой системы индикаторов (показателей) эффективности проведения индивидуальной профилактической работы с несовершенно-

летними и их семьями, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.1.3.12. Считаем необходимым на законодательном уровне принятие типовых программ ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, которые бы сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, могли индивидуализировать и применять на практике.

1.1.3.13. Считаем необходимым скорейшую разработку Закона РФ «О ювенальном суде», Концепцию ювенальной юстиции в РФ, с обязательным внедрение судебных кураторов (по примеру действия системы ювенальной юстиции во Франции, в Польше), внесение соответствующих изменений в законодательство РФ и внедрением в практику ювенальной юстиции.

1.1.4. Внесение изменений в законодательство Иркутской области.

1.1.4.1. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Иркутской области от 8 февраля 2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (с изменениями от 30 октября 2001 г., 18 ноября 2003 г.) «На территории области могут создаваться социальные службы для молодежи. Социальными службами для молодежи являются организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социальномедицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.». Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) дает определение понятию трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть само-

стоятельно. Часть 2 ст. 19 Закона Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области» определяет основные принципы в организации деятельности социальных служб для молодежи, которыми являются — адресность, приоритетность предоставления социальных услуг молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. «Порядок деятельности организаций социальных служб для молодежи регулируется федеральным и областным законодательством. Финансирование областных государственных организаций социальной службы для молодежи, являющихся областной собственностью, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий молодежной политики. Финансирование муниципальных организаций социальной службы для молодежи, являющихся собственностью муниципальных образований, производится за счет средств бюджетов муниципальных образований», — закрепляет ст. 19 Закона Иркутской области «О государственной молодежной политике в Иркутской области».

Считаем необходимым внесение изменений в ч. 1 ст. 19 Закона Иркутской области от 8 февраля 2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (с изменениями от 30 октября 2001 г., 18 ноября 2003 г.) в части замены словосочетания «могут создаваться» на словосочетание «должны создаваться». Изложить ч. 1 ст. 19 Закона Иркутской области от 8 февраля 2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» (с изменениями от 30 октября

2001 г., 18 ноября 2003 г.) в следующей редакции «На территории области должны создаваться социальные службы для молодежи. Социальными службами для молодежи являются организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педаго-гических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.».

1.2. На уровне подзаконных актов

1.2.1. Приведение подзаконных актов в соответствие с Законами.

1.2.1.1. Так, ст. 12. ч. 1 УИК закрепляет: «осужденные имеют право на получение

информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденному указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний». Однако Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний (утверждены Приказом Министерства Юстиции РФ от 29 июля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 г. № 210) в п. 2.1. закрепляют: «во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, предупреждаются об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания в ВК.». Считаем, что, во-первых, установленное законодателем в УИК РФ на первом месте ознакомление с правами и обязанностями, а затем уже «с порядком и условиями отбывания наказания» имеет принципиальное значение и подчеркивает значимость прав и свобод несовершеннолетних. Считаем, что необходимо привести ПВР ВК в соответствие с УИК и закрепить на первом месте права и обязанности, а затем «условия и порядок отбывания назначенного судом наказания». Во-вторых, в УИК РФ речь идет в целом о правах и обязанностях, а ПВР ВК сужают данную сферу и закрепляют, что «. осужденные знакомятся с правами и обязанностями, установленными законодательством РФ», хотя, как известно в соответствии с Конституцией РФ «международные договоры и общепризнанные международные принципы входят в правовую систему Российской Федерации1», и думается, что законодатель, закрепляя в УИК данное право осужденных и обязанность администрации исходил и из принципов, закрепленных в Конституции РФ. В-третьих, ПВР ВК не содержат правила, что ознакомление осужденного с его правами и обязанностями, а также с порядком и условиями отбывания наказания — это обязанность администрации.

1.2.1.2. Так, в ст. 12. ч. 4 УИК РФ закрепляется, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В ПВР ВК в п. 4.1. имеется дополнение «. в межгосударственные органы по защите прав и сво-

бод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных». В данном случае право осужденных сужается. Однако необходимо отметить, что существуют межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в которые можно обращаться, не исчерпав всех внутренних средств правовой защиты. Кроме того, существуют ситуации, когда человек не может исчерпать всех внутренних средств правовой защиты и в этой ситуации он имеет право подавать жалобу, и уже соответствующий орган будет принимать решение признавать ли ее приемлемой. Также считаем, что такое дополнение подразумевает, что администрация учреждения будет решать исчерпаны ли все национальные средства правовой защиты или нет, однако данный вопрос является чисто юридическим и должен остаться на рассмотрение международных органов защиты прав и свобод человека. Кроме того, подаваемые в Европейский суд по правам человека жалобы осужденных не должны подлежать цензуре со стороны администрации, таким образом администрация и не может знать исчерпаны ли все внутригосударственные средства правовой защиты или нет. Считаем, что дополнение, «.если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных», должно быть исключено из ПВР ВК и этот документ должен быть приведен в соответствие с УИК РФ.

1.2.1.3. В ПВР ВК в Общих положениях закреплено, что они «..регламентируют внутренний распорядок работы воспитательных колоний в целях2 создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов несовершеннолетних осужденных и исполнения ими своих обязанностей». Однако такой подход к целям не соответствует УК РФ и УИК РФ. В частности в ч. 2 ст. 43 УК РФ закрепляется, что целями уголовного наказания является восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Ст. 1 УИК РФ закрепляет, что «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными ли-

цами». Если ПВР ВК регламентируют внутренний распорядок работы воспитательной колонии, в том числе содержат порядок реализации основных средств исправления осужденных (которые перечислены в ч. 2 ст. 9 УИК) и входят в систему уголовно-исполнительного законодательства РФ (так, ст. 4 УИК РФ закрепляет, что «Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законодательстве нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний»), они должны соответствовать федеральному законодательству. Считаем, что целью ПВР является создание наиболее благоприятных условий для исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений посредством установления порядка исполнения и отбывания наказания, воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия.

1.2.1.4. В ПВР ВК в п 7.1. закрепляется более узкое толкование по сравнению с УИК РФ права осужденных на передвижение без сопровождения за пределами ВК. Так, УИК РФ в ч. 1. ст. 96 содержит следующую формулировку: «Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы». ПВР ВК в п. 7.1. содержат формулировку, согласно которой такое передвижение возможно только в случае, если осужденные заняты на работах, связанных с «.обеспечением нужд учреждения». Считаем, что формулировка ПВР ВК должна соответствовать подходу УИК РФ.

1.2.1.5. П. 9.1. ПВР ВК в части, касающейся отправки корреспонденции без цензуры — указываются следующие учреждения

— суд, прокуратура, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Хотя ч. 2 ст. 91 УИК РФ содержит не только вышеперечисленные учреждения: «Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации ис-

правительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит». Считаем, что нормы ПВР ВК должны быть приведены в соответствие с УИК РФ.

1.2.1.6. П. 9.2. ПВР ВК содержит условия для проведения длительных свиданий с лицами, не являющимися родственниками. Так, в ПВР ВК говорится, что «длительные свидания с иными лицами предоставляются лишь в исключительных случаях». Однако

ч. 2 ст. 89 УИК РФ содержит положение, согласно которому длительные свидания с иными лицами (т. е. не являющимися родственниками) предоставляются с разрешения начальника исправительного учреждения и не содержат положения об исключительных случаях. Считаем необходимым приведение ПВР ВК в соответствие с УИК РФ.

1.2.1.7. ПВР ВК, регламентирующие внутренний порядок работы В К, в п. 9.4 закрепляют порядок приобретения продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости. Однако ПВР ВК не содержат права осужденных без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Такое право содержится в ч. 1 ст. 88 УИК РФ. Считаем необходимым приведение ПВР ВК в соответствие с УИК РФ.

1.2.1.8. П. 13.2. ПВР ВК ограничивает право осужденных на свидание с адвокатом, так как содержит положение, в соответствии с которым свидания с адвокатом могут проводиться в свободное от учебы и работы время. Такого положения не содержит УИК РФ, который обладает большей юридической силой. Считаем необходимым приведение ПВР ВК в соответствие с УИК РФ.

1.2.1.9. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специализированным учреждениям для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации относятся: социально-реабилитационные

центры, социальные приюты, которые занимаются социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом, ст. 1 Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разъясняет, что к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации относятся в том числе и дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. На практике социально-реабилитационные центры отказываются принимать несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, на том основании, что в уставах этих учреждений содержится положение, согласно которому они не принимают детей, совершивших правонарушения. Действительно, в соответствии с п. 13 Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) «Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации». Такая же норма содержится в Примерном положении о социальном приюте для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896) и в Примерном положении о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896).

Однако постановление Правительства по юридической силе уступает Федеральному закону. Считаем необходимым приведение выше перечисленных Примерных положений в соответствие с Федерального Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Кроме того, считаем дискриминационным данные нормы по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, нарушающим и международные нормы, и нормы россий-

ского законодательства о запрете дискриминации.

1.2.2. Внесение изменений в подзаконные акты:

1.2.2.1. В п. 2.1. ПВР ВК закрепляется: «В день прибытия с осужденными проводится краткая ознакомительная беседа об основных требованиях режима содержания и положительных традициях ВК.», считаем, что в данной беседе осужденный уже в первый день должен информироваться о его правах и обязанностях в письменном виде.

1.2.2.2. П. 7.4. ПВР ВК регулирует порядок разрешения осужденным выездов за пределы воспитательной колонии, однако ПВР ВК не регулирует такую форму длительных свиданий, как длительные свидания, которые могут проходить за пределами ВК, по решению администрации, которые предусмотрен ч. 2. п. «б» ст. 133 УИК РФ.

1.2.2.3. В инструкции, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ от 13 января 2006 г. № 2 «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» в п. 10.3 закреплено, что: «Организация и осуществление мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных служб, для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам по возможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб». Однако в настоящее время не во всех воспитательных колониях созданы группы социальной защиты осужденных, не во всех воспитательных колониях предусмотрены ставки инспектора по трудовому и бытовому устройству. В отдельных воспитательных колониях функции по трудовому и бытовому устройству осужденных выполняют сотрудники воспитательных отделов. Считаем необходимым создание во всех воспитательных колониях, независимо от численности спецконтенген-та, групп социальной защиты осужденных. Европейские пенитенциарные правила в п. 35.3. также содержат требование об оказании дополнительной помощи несовершеннолетним, освобождаемым из мест лишения свободы.

1.2.3. Приведение подзаконных актов в соответствие с международными стандартами:

1.2.3.1. В правиле 24 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, закрепляется требование: «После помещения в исправительное учреждение все несовершеннолетние должны получать экземпляр правил поведения в этом учреждении и письменное описание их прав и обязанностей на доступном им языке вместе с адресом органов, правомочных получать жалобы, а также адресом государственных или частных учреждений или организаций, оказывающих юридическую помощь. Для тех несовершеннолетних, которые являются неграмотными или не могут читать на соответствующем языке, такая информация доводится до сведения в форме, обеспечивающей ее полное понимание»3. Считаем необходимым внести соответствующие данному международному стандарту изменения в Правила внутреннего распорядка ВК.

1.2.3.2. Запрет жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания закреплен практически во всех международных нормативных актах (ст. 5 Всеобщей декларации прав человека; ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 1.1. Конвенции о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания; ст. 3 Кодекса о поведении должностных лиц по поддержанию правопорядка; ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания). Ст. 21 Конституции РФ закрепляет «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.». Считаем, что в части III ПВР ВК «Взаимоотношения сотрудников и осужденных» абзац третий, который в настоящее время изложен следующим образом: «Сотрудникам категорически запрещается входить во внеслужебные отношения с осужденными и их родственниками, пользоваться их услугами, а также допускать жестокое или унижающее достоинство обращение с осужденными» необходимо изложить в соответствии с международными стандартами: «Сотрудникам категорически запрещается допускать же-

стокое или унижающее достоинство обращение с осужденными, а также входить во внеслужебные отношения с осужденными и их родственниками, пользоваться их услугами».

1.2.3.3. Международные стандарты в п. 40 Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, закрепляют: «В дипломах или свидетельствах об образовании, выдаваемых несовершеннолетним, находившимся в исправительных учреждениях, не следует делать каких-либо пометок о том, что данный несовершеннолетний находился в исправительном учреждении». С 2005 г. в профессиональных училищах и средних школах воспитательных колоний РФ в выдаваемых аттестатах об образовании ставится печать государственного образовательного учреждения с наименованием учредителя — Федеральной службы исполнения наказаний, т. е. делается пометка о том, что данное образование получено несовершеннолетним в местах лишения свободы. В связи с данным обстоятельством ФСИН России было направлено соответствующее обращение в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Согласно полученному ответу, оформление гербовой печати для заверения документов о получении образования осужденными носит добровольный характер (требования ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением государственного герба РФ»), а изменение в оформление печати вносится ведомственным документом. Считаем необходимым принятие ведомственного акта, регулирующего вопрос оформления гербовой печати образовательных учреждений в системе ФСИН РФ без указания на то, что документ об образовании выдан в местах лишения свободы, а также решение вопроса о переоформлении аттестатов, выданных в средних школах и профессиональных училищах воспитательных колоний в 2005 учебном году. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Конституция РФ// Права человека начинаются с прав ребенка / сост. Садовникова М. Н. Иркутск, 2005. С. 5.

2 Выделено автором

3 Правила ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // Права человека начинаются с прав ребенка / сост. Садовникова М. Н. Иркутск, 2005. С. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.