Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФАШИСТСКОГО 20-ЛЕТИЯ В ИТАЛИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИТАЛЬЯНИСТИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФАШИСТСКОГО 20-ЛЕТИЯ В ИТАЛИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИТАЛЬЯНИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАШИЗМ И АНТИФАШИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИТАЛИИ / ФАШИСТСКАЯ ИТАЛИЯ И ВАТИКАН / ФАШИЗМ В КОНТЕКСТЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / НЕОФАШИЗМ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИТАЛЬЯНИСТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эман Ирина Евгеньевна

В обзоре рассматриваются проблемы истории итальянского фашизма, находящиеся сегодня в центре внимания отечественных историков. В частности, историография феномена фашизма и антифашистского движения в Италии, итальянский фашизм в контексте итальянской идентичности, специфика церковно-государственных отношений в фашистской Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECENT APPROACHES TO THE ANALYSIS OF THE TWENTY YEARS OF THE FASCIST ERA IN ITALY IN THE RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

The paper deals with the problems of the history of Italian fascism which are today in the center of the attention of Russian historians. In particular, historiography of the phenomenon of fascism and the anti-fascist movement in Italy, Italian fascism in the context of Italian identity, the specifics of Church-state relations in fascist Italy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФАШИСТСКОГО 20-ЛЕТИЯ В ИТАЛИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИТАЛЬЯНИСТИКЕ»

УДК: 303.446.4; 94(450).094

ЭМАН И.Е. * СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФАШИСТСКОГО 20-ЛЕТИЯ В ИТАЛИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИТАЛЬЯНИСТИКЕ. DOI: 10.31249/ihist/2021.04.09

Аннотация. В обзоре рассматриваются проблемы истории итальянского фашизма, находящиеся сегодня в центре внимания отечественных историков. В частности, историография феномена фашизма и антифашистского движения в Италии, итальянский фашизм в контексте итальянской идентичности, специфика цер-ковно-государственных отношений в фашистской Италии.

Ключевые слова: фашизм и антифашистское движение в Италии; фашистская Италия и Ватикан; фашизм в контексте итальянской идентичности; неофашизм; отечественная итальянистика.

EMAN I.E. Recent approaches to the analysis of the twenty years of the Fascist Era in Italy in the Russian historiography

Abstract. The paper deals with the problems of the history of Italian fascism which are today in the center of the attention of Russian historians. In particular, historiography of the phenomenon of fascism and the anti-fascist movement in Italy, Italian fascism in the context of Italian identity, the specifics of Church-state relations in fascist Italy.

Keywords: fascism and anti-fascist movement in Italy; fascist Italy and the Vatican; fascism in the context of Italian identity; neo-fascism; domestic italian studies.

Эман Ирина Евгеньевна - научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: mit.semikozov@mail.ru

Для цитирования: Эман И.Е. Современные подходы к анализу фашистского 20-летия в Италии в отечественной итальянистике (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - Москва : ИНИОН. РАН, 2021. - № 4. -С. 127-135. DOI: 10.31249/^^2021.04.09

Проблемы фашизма, неофашизма и борьбы с этим международным злом продолжают оставаться в центре современных научных дискуссий. В исторической науке различных школ и направлений ведутся споры о сущности феномена фашизма, наложившего отпечаток на всю историю ХХ в., о причинах зарождения фашистского движения после Первой мировой войны, о функционировании фашистского государства и многие другие проблемы, о чем свидетельствует насыщенная программа научно-теоретической конференции «Фашизм, неофашизм и их преступная практика», прошедшей в мае 2019 г. в Воронеже. По материалам конференции издан сборник с аналогичным названием. Во введении к сборнику отмечено, что ростки преступной фашистской идеологии и практики «продолжают пускать свои побеги и в современных условиях и в совершенно различных местах нашей планеты» [7, с. 9].

Среди комплекса проблем, поднятых на конференции, необходимо выделить отдельно и проанализировать тему «итальянский фашизм в работах отечественных историков-участников конференции». На это есть, по крайней мере, следующие основания. Фашизм пришел к власти в Италии в октябре 1922 г. Итальянские ученые и политики различных направлений сразу же выступили с работами, где предпринимался анализ явления, которое потом захлестнуло не только Европу. Изучение итальянской историографией феномена фашизма насчитывает, практически, 100 лет. В современной итальянской историографии в последние годы наметились определенные новые подходы в изучение фашистского 20-летия1. На наш взгляд необходимо представить точку зрения отечественных итальянистов, рассмотреть проблемы, которые оте-

1 См.: Эман И.Е. Корпоративизм: современные подходы к исследованию итальянской фашистской корпоративной системы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. - Москва, 2021. - № 2. - С. 187-200.

чественные историки выдвигают в настоящее время на первый план исследований.

Обратимся к статье д-ра ист. наук В.П. Любина (ИНИОН. РАН) [2], в которой историк показывает, как развивалось и продолжает развиваться изучение феномена фашизма профессиональными историками Италии. Исследователь считает, что по-настоящему глубокое научное изучение фашизма, его узловых проблем, как-то: приход фашизма к власти, массовая база движения, эволюция режима в 1920-1930-е годы, крушение фашизма в годы Второй мировой войны, - началось в 60-е годы ХХ в. В.П. Любин анализирует работы историков либерально-радикального направления Л. Сальваторелли и Дж. Мира, марксистского направления или стоящих на позициях, близких к марксизму - Э. Сантарелли, П. Алатри, Э. Раджоньери и др.

Особо автор останавливается на работах Ренцо Де Феличе, (по его словам, «ставших примером и знаменем правого крыла» итальянской историографии) [2, с. 68-69], начиная с выхода многотомной биографии Бенито Муссолини (1965 г. и далее), явившейся, по сути, историей и анализом итальянского фашизма. Мно-готомник вызвал острую полемику в итальянском историческом сообществе, как и публикация последней работы Р. Де Феличе «Красное и черное» (1995). В.П. Любин отмечает, что дискуссии по поводу того, что принес Италии фашизм и каковы его последствия в современном обществе, пришлись на 1990-2000-е годы. В них приняли участие не только профессиональные историки, но и ведущие интеллектуалы различных политических ориентаций, как, например, известный философ Н. Боббио.

Среди последователей Ренцо Де Феличе, выступивших с новым прочтением темы «итальянский фашизм», автор останавливается на концепции Эмилио Джентиле. Историк обратился к изучению фашизма как явлению определенного времени - «эпохи модернизации и массового общества» [2, с. 76]. Знаковой для начала XXI в. является фигура Эудженио Джентиле, ведущего «арьергардные бои прошлых дискуссий с отстаиванием концепции тоталитаризма» [там же], получившей достаточно широкое распространение. Фашизм рассматривался историком параллельно со сходными, с его точки зрения, режимами, существовавшими в XX в., а именно

в нацистской Германии, в большевистском Советском Союзе» [2, с. 77].

Что же касается существенных скреп когда-то целостной культуры, основанной на воспринятых итальянским обществом антифашистских идеалах, именно они оказались в последние десятилетия «размыты», замечает В.П. Любин. Он приводит мнение швейцарского историка А. Маттиоли, что Италия с начала 1990-х годов переживает реабилитацию фашизма, несмотря на то что в 1952 г. был принят закон о запрете апологии фашизма. В основе этого поворота лежат множество факторов, определяющих изменения в политической культуре итальянского общества. В результате ревизии в духе реабилитации фашистского режима получают иное освещение ключевые для национальной истории периоды истории ХХ в., связанные с установлением господства фашизма, а сам фашистский режим уже не выглядит кроваво-диктаторским и репрессивным. Итальянское общество не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно.

В контексте авторской статьи было бы уместно обратиться к еще одной, более ранней работе В.П. Любина «Особенности итальянского фашизма» [3]. Она написана в связи с дискуссией, предложенной отечественным историкам д-ром ист. наук В.И. Ми-хайленко по теме его интервью «Итальянский фашизм 90 лет спустя: актуальность исторического феномена», опубликованного в журнале «Известия Уральского федерального университета» [4]. В интервью были рассмотрены дискуссионные вопросы истории итальянского фашизма, вызванные публикациями работ итальянских историков, последователей Р. Де Феличе. Историки школы Р. Де Феличе связывали приход фашизма к власти с ускоренными процессами модернизации итальянского общества под влиянием Первой мировой войны. В интервью были рассмотрены такие проблемы, как роль насилия и консенсуса в отношениях между обществом и режимом, роль фашизма в реализации идей Рисорджимен-то строительства национального государства, кризис фашистского режима и причины его падения.

В.П. Любин, в частности, отметил, что фашизм как движение и как политическая партия появились на итальянской политической сцене после окончания Первой мировой войны в 1919 г.

Первоначально идеология фашистского движения имела значительный крен в сторону национализма, дополненного идеями итальянского анархо-синдикализма начала ХХ в. Фашистская идеология пыталась выдать за свои многие демократические идеалы Рисорджименто, такие, как, с одной стороны - национальная идея, государственный суверенитет, с другой, - свобода, социальная ответственность и т.п.

Фашисты повсюду искали последователей, воспринимавших концепцию фашизма как идею третьего пути между капитализмом и социализмом. Им частично удались попытки сконструировать фашистский интернационал и распространить по всему миру фашистскую идеологию. Поэтому, подчеркивает В.П. Любин, когда исследуют фашизм и нацизм, нельзя забывать противостояний, доминировавших в идеологии в первой половине ХХ в., и состоявшихся в политической практике на западе и на востоке Европы, основанных на данных идеях режимов. Автор согласен с тезисом В.И. Михайленко, что провозглашенные фашизмом цели создания «нового человека» и «нового порядка» достигались через утверждение политики милитаризма, стремления к экспансии. Провозглашенные фашизмом идеалы и реальности расходились между собой. Фашистская Италия так и не стала примером социальной гармонии между трудом и капиталом. Новаторским считает

B.П. Любин тезис В.И. Михайленко, что «одним из первых в капиталистическом мире фашистский режим начал осуществлять концепцию частно-государственного сотрудничества» [3, с. 14].

Кандидат ист. наук С.Е. Князева (РГГУ) рассмотрела итальянский фашизм в контексте итальянской идентичности. Исследовательница, как и ранее В.П. Любин, также отмечает толерантное отношение к фашизму в определенных возрастных и социальных стратах общества во второй половине ХХ в. «Остаточный профашизм» заметен и на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

После Первой мировой войны «европейский мир вступил в консервативный (а точнее традиционалистский) политический цикл, когда либеральные принципы реализации власти перестали находить поддержку у широких масс, а персоналистские режимы стали восприниматься как едва ли не единственно приемлемый способ реализации власти в европейском пространстве» [1, с. 193].

C.Е. Князева объясняет, с чем был связан рост популизма в его ле-

вой или правой версиях, который отличали пропаганда шовинизма, национальной исключительности, ура-патриотизма и ксенофобии. В первой четверти XX в. произошел кризис ценностей поколений. Возникла массовая неудовлетворенность, сопровождавшаяся чувством страха, опустошенности, социальной завистью, утратой эм-патии.

Автор анализирует основания, позволившие квалифицировать ряду исследователей итальянский фашизм как «стыдливую», смягченную модель тоталитарной автократии XX в. К таковым относятся: сосуществование королевской и фашистской власти, сохранение Конституции Королевства Италии, существование с 1929 г. государства Ватикан, что означало, (автор солидаризируется с точкой зрения историка Л.С. Белоусова), что «итальянский консенсус режима и масс стал в значительной степени итогом согласия режима с католической церковью» [1, с. 196]. На взгляд С.Е. Князевой, в итальянской тоталитарной версии отсутствовал тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека.

Автор исследует, какие компоненты определяли понятие самости итальянцев - йаПаша' (итальянита), в частности, пишет о генетической памяти, огромном наследии итальянской политической культуры за всю ее многовековую историю. С.Е. Князева отмечает, что в числе доминантных генов национальной, политической, религиозной идентичности итальянцев лежат также индивидуализм, рационализм, практицизм, приоритет частной пользы по отношению к общей пользе.

Историк убеждена, что центральный миф фашизма о всеобъемлющей роли государства как «некого самодовлеющего незыблемого абсолюта, наделенного тотальным и сакральным характером, при том характером неопределенно мистическим» (здесь автор приводит слова Б. Муссолини), было решительно отвергнуто большинством итальянцев. «Великодержавность и мистический ура-патриотизм в пропаганде режима в целом срабатывали слабо» [1, с. 200]. Автор пишет об итальянском конформизме, оставлявшем возможность сохранения человеком внутреннего личного пространства и личной жизни как о «важной типологической характеристике фашистского режима и наиболее прагматичной форме реагирования личности на прессинг жестокой модели социума» [1, с. 201].

Специфика церковно-государственных отношений в фашистской Италии стала предметом рассмотрения д-ра ист. наук Е.С. Токаревой (ИВИ РАН), обратившей внимание на то, что в начале XXI столетия для исследователей стали доступны фонды Архивов Ватикана, относящихся к понтификату Пия XI, т.е. к периоду 1922-1939 гг. Автор отмечает, что обозначенная тема достаточно хорошо изучена как на общенациональном уровне, так и на уровне отдельных областей и провинций, однако обобщающей монографии пока еще не существует. Е.С. Токарева предлагает свою трактовку вопроса.

Отмечается, что в октябре 1920 г., еще до прихода к власти, Муссолини писал, что Ватикан будет почитаться фашистским движением как всемирный религиозный центр. 21 июня 1921 г. дуче выступил в Палате депутатов с изложением теории католического государства с целью получить поддержку церкви для завоевания реальной власти и в дальнейшем привлечь Ватикан на сторону фашизма в качестве политического союзника [6, с. 203].

Высшей точкой политики Муссолини стало заключение в 1929 г. Латеранских соглашений, что обозначило окончание почти 60-летнего конфликта между Итальянским государством и церковью. Е.С. Токарева обращает внимание на то, что на первый взгляд в начале 1930-х годов Ватикан поддержал все основные направления внутренней и внешней политики режима: идею построения фашистского государства, политику автаркии, войны в Эфиопии и Испании. Однако установление союзнических отношений между Италией и Германией было не одобрено Ватиканом. Введение в Италии под давлением Германии расовых законов привело к очевидным разногласиям. Еще более активно свое неприятие фашистского режима Ватикан продемонстрировал по поводу вступления Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии.

Е.С. Токарева обращает внимание еще на одно принципиальное обстоятельство, которое, помимо перечисленных факторов, усиливало противоречия между фашистским государством и Ватиканом. После запрещения в Италии, согласно закону от 1926 г., всех партий кроме фашистской в стране оставалась огромная сеть массовых светских организаций, так называемое mondo cattolico (католический мир), центральное место среди которых занимало

Католическое действие. Перед церковью встала задача защиты структур светского конфессионального движения.

Xотя членам католических организаций разрешалась только религиозная деятельность, «в условиях фашистского режима сама возможность автономного развития, как в организационном, так и в культурно-идеологическом аспекте, привлекала в них многих лиц, недовольных существующим политическим строем» [6, с. 207]. Автор показывает, что к моменту краха фашизма католики представляли значительную силу. Основной вывод Е.С. Токаревой: «Фашизму не удалось не только подчинить церковь и включить ее в свою политическую систему, но и вытеснить ее из общественного, социального, культурного, идеологического пространства» [6, с. 210].

Кандидат ист. наук Н.С. Пилько (Институт славяноведения РАН) анализирует политику денационализации итальянских фашистских властей в Юлийской Крайне в 1922-1941 гг. Юлийская Крайна включала в себя земли, которые в конце Первой мировой войны были захвачены, а после заключения Рапалльского договора 1920 г. аннексированы Италией: Триест, большая часть Истрии, часть Внутренней Крайны, Верхней Крайны, провинции Градиш-ка, бывшие до Первой мировой войны провинцией Австрийского приморья.

Автор отмечает, что словенское население, оказавшееся в составе Италии, к 1923 г. было разделено по трем разным провинциям и ни в одной не составляло большинства [5, с. 212]. Проанализировано давление со стороны националистически настроенного итальянского населения: запрещение собраний и газет на словенском, введение цензуры, проведение регулярных акций устрашения. Уничтожались национальные школы, закрывались библиотеки, дома культуры, притеснялись священнослужители. К 1928 г. было распущено 500 обществ и закрыто 450 библиотек [5, с. 214]. К 1928-1929 гг. словенский и хорватский языки были полностью исключены из школьных программ [5, с. 215]. К 1928 г. было запрещено преподавание Закона Божиего на словенском языке, осуществлена тотальная денационализация славянского населения.

После оккупации в 1941 г. Внутренней Крайны и Нижней Крайны с Любляной данная территория стала итальянской Люб-лянской провинцией. Н.С. Пилько показывает, как поначалу до-

статочно умеренная политика фашистов в отношении Люблянской провинции в области культуры и просвещения (провинция получила автономию, преподавание в школах велось на словенском языке, словенцев не призывали в итальянскую армию и пр.) в итоге превратилась в «жестокую репрессивную машину», действовавшую вплоть до капитуляции Италии в 1943 г.

Список литературы

1. Князева С.Е. Итальянский фашизм в контексте итальянской идентичности: социокультурные практики // Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Сб. статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / редкол.: А.А. Богдашкин (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Весь мир, 2021. - С. 192-201.

2. Любин В.П. Итальянская историография фашизма : подходы левых и правых // Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Сб. статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / редкол.: А.А. Богдашкин (отв. ред.) [и др.]. -Москва : Весь мир, 2021. - С. 64-82.

3. Любин В.П. Особенности итальянского фашизма. К дискуссии по интервью проф. В.И. Михайленко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2014. - № 1(125). - С. 8-15.

4. Михайленко В.И. Итальянский фашизм 90 лет спустя: Актуальность исторического феномена // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2013. - № 1(112). - С. 6-17.

5. Пилько Н.С. Политика денационализации итальянских фашистских властей в Юлийской Крайне (1922-1941 гг.) // Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Сб. статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / редкол.: А.А. Богдашкин (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Весь мир, 2021. - С. 211-221.

6. Токарева Е.С. Специфика церковно-государственных отношений в фашистской Италии (1922-1941 гг.) // Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Сб. статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / редкол.: А.А. Богдашкин (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Весь мир, 2021. - С. 202-210.

7. Фашизм, неофашизм и их преступная практика. Сб. статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой / редкол.: А.А. Богдашкин (отв. ред.) [и др.]. -Москва : Весь мир, 2021. - 574 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.