Научная статья на тему 'Современные подходы и мониторинг качества обучения управленческих работников образовательных организаций при организации инклюзивного образования'

Современные подходы и мониторинг качества обучения управленческих работников образовательных организаций при организации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MANAGEMENT EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INCLUSIVE EDUCATION / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтин Максим Борисович, Довбыш Светлана Евгеньевна, Аринушкина Анна Александровна, Молчанова Валерия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации процесса повышения квалификации, оценки его качества, выявлены подходы к обучению управленческих работников, осуществляющих организационно-управленческую деятельность по созданию специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, которые реализуют адаптированные общеобразовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтин Максим Борисович, Довбыш Светлана Евгеньевна, Аринушкина Анна Александровна, Молчанова Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES AND QUALITY MONITORING OF TRAINING OF ADMINISTRATIVE EMPLOYEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION

This article deals with the organization of the learning process, the assessment of its quality approaches to the training of managers, organizational and management activities in respect of special conditions for education for students with special educational needs in the educational organizations implementing tailored educational programs.

Текст научной работы на тему «Современные подходы и мониторинг качества обучения управленческих работников образовательных организаций при организации инклюзивного образования»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Бахтин Максим Борисович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заместитель директора по развитию, кандидат социологических наук, iuo.rao@gmail.com

Довбыш Светлана Евгеньевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, fgbnu.iuo.rao@gmail.com

Аринушкина Анна Александровна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, fgЬnu. iuo.rao@gmail.com

Молчанова Валерия Сергеевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, fgbnu.iuo.rao@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации процесса повышения квалификации, оценки его качества, выявлены подходы к обучению управленческих работников, осуществляющих организационно-управленческую деятельность по созданию специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, которые реализуют адаптированные общеобразовательные программы. Ключевые слова:

управление образованием; повышение квалификации; инклюзивное образование; качество образовательного процесса.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и отраслевая регистрация произведений науки»

Современный этап развития Российского государства и общества характеризуется пристальным вниманием к процессам, обеспечивающим создание правовых, экономических, образовательных и прочих условий для активного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальное взаимодействие. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают государственную гарантию прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья [7; 6]. В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся и воспитывающихся в условиях совместного обучения. Данная социально-образовательная ситуация актуализирует необходимость системной подготовки управленческих работников образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, в части повышения уровня сформированности компетенций по вопросам реализации законодательства Российской Федерации об образовании, учитывающих особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее -обучающиеся с ОВЗ), а также учитывающих модификацию и структурирование подходов при апробации программ повышения квалификации для управленческих работников образовательных организаций при организации инклюзивного образования.

Сферой применения сформированных компетенций по итогам обучения является организационно-управленческая деятельность по созданию специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам.

Вопросы развития инклюзивного образования рассматривались как с позиций формирования общего подхода к построению методологической модели развития инклюзивной практики и моделирования инклюзивных процессов в образовательных системах (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина, 2011) [11], исследованы механизмы процесса взаимодействия человека и среды в качестве основы формирования инклюзивного пространства (В.А. Болотов, 2014) [2], особо остро стоят вопросы социальной адаптации и реабилитации как основы системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, 2009) [3] и готовности педагогов к организации инклюзивного образования (C.B., Алехина М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова, 2011) [1]. В этом контексте особую значимость приобретают подходы к организации процесса электронного обучения (С.С. Неустроев, 2017) [4] и требований к его качеству (С.С. Неустроев, Ю.М. Федорчук, Ю.В. Полянинова, 2017) [5]. Зарубежные исследователи, рассматривая

социальный контекст инклюзивного образования (P. Mittler, 2012) [14], определяют прогностические направления его развития и степень вовлеченности школ в процесс интеграции и разработки плана развития инклюзивных программ (T. Booth, M. Ainscow) [12], выявляя принципы мониторинга и ассесмента в части академических достижений (J. Salvia, J. Ysseldyke, S. Witmer, 2012) [15] и необходимость применения доказательных образовательных стратегий (D. Mitchell, 2014) [13].

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [8] по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации осуществлялось на базе ФГБНУ «ИУО РАО» повышение уровня профессиональной компетенции управленческих работников образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, по вопросам применения законодательства РФ об образовании, в том числе специальных положений, которые определяют особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями.

В ходе выполнения работ были получены следующие результаты:

1. На основании апробации программы повышения квалификации «Вопросы реализации законодательства Российской Федерации об образовании, учитывающие особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья» [10] разработаны методические рекомендации по организации обучения управленческих работников образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с Федеральным законом №27Э-Фз «Об образовании в Российской Федерации» и с Федеральным государственным образовательном стандартом (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598) [9]. Методические рекомендации имеют отраслевое применение и содержат единые подходы к построению программ повышения квалификации для управленческих работников, реализующих адаптированные образовательные программы. Ключевые подходы, описанные в методических рекомендациях, следующие: компетентностный подход (в процессе обучения усовершенствуются профессиональные компетенции, связанные с руководством образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ в части организации разработки и утверждения локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ; организации и управления процессом отбора средств обучения и воспитания и т.д.); модульность при построении программы повышения квалификации, позволяет формировать различные варианты программ с учетом запросов заказчиков и специфики территории, комбинируя инвариантный и вариативные модули; существенными при построении программы повышения квалификации являются учет региональных аспектов реализации инклюзивного образования и консультационная поддержка реализации программы, что позволяет уделить внимание различению полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием; рассмотреть права образовательной организации и в связи с этим полномочия ее руководителя, а

также, привлекать местные педагогические практики и специалистов муниципальных органов управления образованием к диссеминации опыта и к экспертному консультированию.

2. В 2017 году проведено повышение квалификации управленческих работников образовательных организаций, которые реализуют адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с Федеральным законом №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в очной форме, объем - 72 часа, 760 человек в четырех федеральных округах: Северо-Кавказском, Приволжском, Центральном, Северо-Западном). Лекторами в рамках программы выступили авторитетные специалисты в области подготовки и повышения компетентности управленческих работников образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Согласно анализу формы обратной связи слушателей, по таким критериям, как «полезность», «применимость», «соответствие профессиональным потребностям», «доступность материала», подавляющее большинство респондентов во всех городах удовлетворены прослушанным курсом. В качестве наиболее информативных материалов респонденты Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода отмечают информацию по нормативным аспектам системы образования РФ, по формам получения образования и формам обучения обучающихся с ОВЗ и по особенностям реализации права на образование обучающимися с ОВЗ. В Ставрополе отмечена информативность материалов по теме организации и осуществления деятельности по разработке и принятию локальных актов в организации, реализующей адаптированные образовательные программы. Таким образом, анализ ответов респондентов свидетельствует о том, что реализованная программа повышения квалификации выстроена адекватно проблематике и удовлетворяет потребностям слушателей.

В рамках реализации программы повышения квалификации были разработаны методические рекомендации по организации обучения управленческих работников образовательных организаций, которые реализуют адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (не менее 2 п.л.), включающие: а) описание разработанных подходов к проведению подготовки управленческих работников образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; б) материалы оценки входных компетенций слушателей (250 тестовых заданий); в) комплекты материалов по организации обучения, включая модельное расписание занятий, требования к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, материально-техническим и иным условиям; г) перечень нормативных правовых актов, используемых в рамках обучения; д) рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации слушателей; ж) формы сбора мнений слушателей по результатам обучения.

По окончании курсов для слушателей программы в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах была проведена итоговая аттестация (см. таблицу 1).

В процессе прохождения курсов повышения квалификации слушателям во всех округах было предложено заполнить анкету сбора мнений слушателей по результатам обучения в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах (см. таблицы 2-10), в которых оценивались степень соответствия содержания обучающего курса профессиональным потребностям респондентов (см. таблицу 2) и применимость полученных знаний на практике (см. таблицу 4). Со стороны респондентов была проведена оценка моделей по критериям: «применимость» и «полезность» (см. таблицы 5-6), восприятие теоретического материала (см. таблицу 7) и достаточность примеров из практического опыта (см. таблицу 8); выделены наиболее содержательные компоненты (см. таблицу 9) и рекомендации со стороны респондентов относительно дальнейшего расширения содержания курсов повышения квалификации (см. таблицу 10).

Таблица 1

Сравнительный анализ по регионам_

Регион Численность

Москва 126

Нижний Новгород 168

Санкт-Петербург 117

Ставрополь 42

Таблица 2

Содержание обучающего курса соответствует моим профессиональным потребностям (%) _

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

полностью согласен 38,4 66,3 65,8 73,8

частично согласен 52,0 31,9 29,9 19,0

сомневаюсь 2,4 0,0 0,9 2,4

частично не согласен 5,6 1,8 0,9 2,4

полностью не согласен 1,6 0,0 2,6 2,4

Таблица 3

Обучающий курс оказался профессионально полезным ^ (%)_

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

полностью согласен 47,2 77,7 71,8 71,4

частично согласен 45,6 21,7 23,9 23,8

сомневаюсь 0,8 0,6 0,9 0,0

частично не согласен 5,6 0,0 2,6 2,4

полностью не согласен 0,8 0,0 0,9 2,4

Таблица 4

Знания, полученные в процессе прохождения курса, _можно применять на практике (%)__

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

полностью согласен 48,8 72,9 77,8 73,8

частично согласен 45,6 25,9 21,4 19,0

сомневаюсь 2,4 0,6 0,0 2,4

частично не согласен 3,2 0,6 0,0 0,0

полностью не согласен 0,0 0,0 0,0 2,4

Таблица 5

Оценка модулей по критериям «полезность» и «применимость» (%) Средние значения оценок модулей по критерию «полезность »_

Модули Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

Модуль 1 4,7 4,8 4,8 4,5

Модуль 2 4,2 4,7 4,6 4,3

Модуль 3 3,6 4,7 4,7 4,1

Модуль 4 4,3 4,7 4,6 4,4

Таблица 6

Оценка модулей по критериям «полезность» и «применимость» (%) Средние значения оценок модулей по критерию «применимость»_

Модули Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

Модуль 1 4,5 4,7 4,7 4,4

Модуль 2 4,1 4,6 4,4 4,1

Модуль 3 3,5 4,6 4,7 4,0

Модуль 4 4,1 4,7 4,5 4,1

Таблица 7

Воспринимать теоретический материал было (%)_

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

легко 69,7 81,3 86,3 73,8

нейтрально 30,3 16,9 12,8 19,0

очень сложно 0,0 1,8 0,9 4,8

Таблица 8

Примеров из практического опыта, использованных в данном курсе, _вам показалось (%) __

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

избыточно 1,6 3,0 2,6 0,0

достаточно 84,6 84,4 92,3 64,3

недостаточно 13,8 12,6 5,1 31,0

Таблица 9

Наиболее информативными для Вас были материалы по вопросам (%)

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

Нормативный аспект системы образования РФ 63,3 50,0 72,2 37,8

Особенности реализации права на образование обучающимися с ОВЗ 34,2 35,6 47,8 27,0

Формы получения образования и формы обучения обучающихся с ОВЗ 43,3 32,5 39,1 37,8

Особенности приема на обучения, проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающегося с ОВЗ 21,7 27,5 19,1 27,0

Права и меры социальной поддержки обучающихся с ОВЗ 16,7 25,6 16,5 18,9

Правовой статус

организации,

осуществляющей образовательную деятельность 9,2 14,4 6,1 16,2

и реализующей

адаптированные образовательные программы

Правовой статус педагогических работников в сфере образования обучающегося с ОВЗ 6,7 17,5 8,7 8,1

Требования к уставу образовательной организации, реализующей 10,8 18,8 7,0 29,7

адаптированные образовательные программы

Организация

и осуществление деятельности по разработке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и принятию локальных актов в организации, 15,8 15,0 27,8 35,1

реализующей

адаптированные образовательные программы

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) и адаптированных основных общеобразовательных программ с легкой умственной отсталостью (АООП УО) 21,7 27,5 20,9 27,0

Таблица 10 В будущем при прохождении аналогичных курсов Вам было бы важно получить новые знания в области (%)

Варианты ответа Москва Нижний Новгород Санкт-Петербург Ставрополь

Произошедших изменений правового регулирования сферы образования в части регламентации вопросов получения образования обучающимися с ОВЗ 43,2 48,1 53,1 51,3

Особенностей правового регулирования получения образования обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы 40,7 38,8 43,4 41,0

Необходимых компетенций для осуществления педагогической и управленческой деятельности в сфере образования обучающихся с ОВЗ, основанной на соблюдении действующего законодательства РФ 68,6 61,3 49,6 56,4

Было проанализировано 546 высказываний по всем регионам. На вопрос анкеты «Укажите, что бы Вам хотелось изменить в этом курсе. Ваши пожелания» около 40% респондентов указали, что курсы должны носить более практический характер: включать реальные примеры из практики ведущих школ России, обсуждение конкретных случаев, приглашение практикующих специалистов, обсуждение методик по работе с детьми и особенностей их применения и т.д.

В других комментариях зафиксирована необходимость усиления части, связанной с детьми с ОВЗ: увеличение количества материала о дошкольниках с ОВЗ, о работе с инклюзивными группами. Указывается необходимость проведения круглых столов по обмену опытом, предлагается включить в программу курса раздел по внедрению ФГОС по регионам. Помимо этого, были упомянуты пожелания сделать материалы курсов общедоступными для возможности самостоятельной работы с ними: размещение раздаточного материала на сайте, предоставление документов, о которых говорилось на занятиях. Также зафиксированы пожелания более внимательно подходить к выбору целевой аудитории курсов, в частности организовывать отдельные модули для сотрудников коррекционных и общеобразовательных школ.

Выводы относительно результатов мониторинга качества процесса повышения квалификации управленческих работников, которые осуществляют организационно-управленческую деятельность по созданию специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы на основе сравнительного анализа по регионам, сформулированы следующим образом:

1. Подавляющее большинство респондентов во всех городах удовлетворены прослушанным курсом. Наименьшая степень удовлетворенности (по критериям соответствия курса профессиональным потребностям, полезности и применимости знаний на практике) зафиксирована в Москве.

2. Оценки модулей 2, 3 и 4, изученных слушателями из Москвы и Ставрополя, оказались значительно ниже, чем в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге ф<.05). При этом наименьшая полезность и применимость отмечена в отношении модуля 3 «Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ».

3. Большинству респондентов было легко воспринимать представленный теоретический материал, наибольшие трудности в этой сфере отмечены слушателями из Ставрополя (4,8%).

4. В качестве наиболее информативных материалов респонденты из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода отмечают информацию по нормативным аспектам системы образования РФ, формам получения образования и по формам обучения обучающихся с ОВЗ и особенностям реализации права на образование обучающимися с ОВЗ. В Ставрополе распределение ответов на этот вопрос оказалось достаточно равномерным, дополнительно в этом регионе отмечена информативность материалов по

теме организации и осуществления деятельности по разработке и принятию локальных актов в организации, реализующей адаптированные образовательные программы.

5. При ответе на вопрос о том, в каких областях слушатели хотели бы получить новые знания в будущем, ответы респондентов во всех регионах распределились равномерно среди трех предложенных вариантов.

6. Что касается высказанных пожеланий, то около 40% респондентов указали, что курсы должны носить более практический характер: включать реальные примеры из практики ведущих школ России, обсуждение конкретных случаев, приглашение практикующих специалистов, обсуждение методик по работе с детьми и особенностей их применения и т.д.

Анализ педагогической практики в процессе разработки и апробации программы повышения квалификации управленческих работников, лиц, ответственных за организацию инклюзии в образовательной организации, позволил выделить основные подходы к организации обучения управленческих работников, лиц ответственных за организацию инклюзии в образовательной организации: компетентностный, модульный, учет региональных аспектов реализации инклюзивного образования при построении программы повышения квалификации, консультационное сопровождение программы обучения.

I. Компетентностный подход. Программы повышения квалификации проектируются с целью осуществления слушателями нового вида профессиональной деятельности по итогам обучения - представления дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования детей, в том числе обучающихся с ОВЗ, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями по вопросам межведомственного взаимодействия в части организации образования обучающихся с ОВЗ (ПК-12). Также в процессе обучения усовершенствуются профессиональные компетенции, связанные с руководством образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования в части организации разработки и утверждения локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ; организации и управления процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых адаптированных общеобразовательных программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся с ОВЗ, ресурсы образовательной организации для обучающихся с ОВЗ.

II. Модульный подход к формированию программы повышения квалификации.

Применение данного подхода позволяет формировать различные варианты программ, включающих отдельные модули в свою структуру; выстраивать гибкое содержание обучения с учетом потребностей целевой

группы обучающихся; обеспечивать интеграцию различных видов и форм обучения; создавать комфортный темп работы слушателей. К достоинствам модульной программы можно отнести: единую и удобную методологию построения программы курсов повышения квалификации; адаптацию программы курсов повышения квалификации под потребности слушателей; возможность изучения слушателями отдельных модулей по выбору; возможность использования программы в очно-заочной и дистанционной формах обучения. При этом рекомендуемая трудоемкость программы - 72 часа, а рекомендуемое количество модулей - 4 (2 из которых инварианты, не менее чем на 36 аудиторных часов). Применяемые методы при организации модулей обучения: метод анализа информации, метод переговоров, метод обобщения и систематизации материала, кейс-метод, организационно-распределительные методы, изучение документов, изучение литературы, сравнительно-сопоставительный метод, экспертная оценка, структурирование материала.

В процессе разработки программы повышения квалификации были предложены следующие наименования модулей обучения:

• Модуль 1. «Общие вопросы правового регулирования получения образования обучающимися с ОВЗ». Основные задачи данного модуля: информирование слушателей о произошедших изменениях правового регулирования сферы образования в части регламентации вопросов получения образования обучающимися с ОВЗ; раскрытие особенностей правового регулирования получения образования обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы;

• Модуль 2. «Организационно-управленческая деятельность администрации образовательных организаций по реализации требований ФГОС ОВЗ и УО». Реализация адаптированных образовательных программ, а также обеспечение реализации прав обучающихся с ОВЗ на образование в первую очередь связаны с организационно-управленческой деятельностью, выражающейся в нормативном оформлении указанной деятельности образовательной организации. Существенные требования к основным локальным актам устанавливают ФГОС ОВЗ и УО. Данное обстоятельство вызывает необходимость совершенствования компетенций управленческих и педагогических работников в области локального нормотворчества, а также подготовки и издания организационно-распорядительной документации образовательных организаций общего образования;

• Модуль 3. «Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ». Основными задачами данного модуля являются: информирование слушателей о психолого-педагогических особенностях обучения различных групп обучающихся с ОВЗ; анализ основных положений ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО; информирование слушателей о структуре, условиях, специфике и порядке разработки АООП НОО и АООП УО и индивидуального учебного плана на основе рекомендаций психолого -медико-педагогической комиссии;

• Модуль 4. «Социальные и образовательные права и свободы обучающихся с ОВЗ, механизмы и особенности их реализации по законодательству РФ». Рекомендуемые блоки содержания данного модуля: информирование слушателей о технологиях психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ; специфика организации взаимодействия семьи обучающегося с ОВЗ и участников отношений в сфере образования; организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО; специальные условия, в том числе технические средства и программное обеспечение, которое поставляется в образовательные организации, в частности в рамках внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО.

III. Учет региональных аспектов реализации инклюзивного образования при построении программы повышения квалификации.

На федеральном уровне государственные гарантии уровня и качества образования обеспечиваются, с одной стороны, единством обязательных требований к структуре, условиям реализации основных образовательных программ и к результатам их освоения, а с другой - вариативностью содержания таких программ, возможностью их формирования с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся на уровне образовательной организации. Таким образом, важно уделить внимание различению полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием; рассмотреть права образовательной организации и в связи с этим полномочия руководителя, локальные акты. Необходимо учесть местные законодательные и нормативные акты, обеспечивающие развитие инклюзивного образования; региональные, муниципальные программы, стратегии, концепции развития инклюзивного образования или социальной инклюзии. Данный подход реализован через привлечение в программу обучения презентаций местных (региональных) педагогических практик (кейсов): приглашение директоров школ, имеющих длительную практику инклюзии, модельные практики инклюзивного образования.

IV. Консультационное сопровождение программы обучения.

По форме - индивидуальное и групповое консультирование; по времени реализации - в ходе программы обучения и постпрограммного консультирования. В ходе реализации программы обучения была организована оперативная форма сбора вопросов от слушателей и возможность получения обратной связи от преподавателей-экспертов программы, а также было предусмотрено в расписании аудиторных занятий отдельное время для консультаций, которое подразумевает привлечение дополнительных специалистов (в том числе из региональных органов управления образованием), курирующих вопросы инклюзивного образования. Важными для раскрытия являются вопросы финансовой поддержки инклюзии, которые находятся в компетенции региональной власти, и возможность консультационного сопровождения в течение месяца по итогам завершения программы обучения.

Литература

1. Алехина C.B., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 83-90.

2. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. №3. Т. 19. С. 32-40.

3. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №6. С. 3-9.

4. Неустроев С.С. Об организации современного электронного обучения для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья // Управление образованием: теория и практика. 2017. №1. С. 28-35.

5. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В. Управление качеством общего образования и проблемы оценки его результативности // Человек и образование. 2017. №2(51). С. 4-8.

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (действующая редакция 2017 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 19.09.2017).

7. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.09.2017).

8. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства от 29.12.2014 г. №2765-р [Электронный ресурс] // Техэксперт: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 20.09.2017).

9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 19.09.2017).

10. Проектная деятельность [Электронный ресурс] // Научно-методический портал ФГБНУ «ИУО РАО»: [портал]. URL: http://iuorao.com/proekty/24-proekty/114-f-20-kursy-povysheniya-kvalifikatsii-voprosy-realizatsii-zakonodatelstva-rossijskoj-federatsii-ob-obrazovanii-uchityvayushchie-osobennosti-polucheniya-obrazovaniya-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-g-moskve.html (дата обращения: 20.09.2017).

11. Семаго Н.Я. и др. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 51-59.

12. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and participation in schools. Centre for Studies on Inclusive Education (CSIE), Rm 2S203 S Block, Frenchay Campus, Coldharbour Lane, Bristol BS16 1QU, United Kingdom, England (24.50 British pounds), 2002.

13. Mitchell D. What really works in special and inclusive education: Using evidence-based teaching strategies. Routledge, 2014.

14. Mittler P. Working towards inclusive education: Social contexts. Routledge, 2012.

15. Salvia J., Ysseldyke J., Witmer S. Assessment: In special and inclusive education. Cengage Learning, 2012.

Baxtin Maksim Borisovich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Deputy director on development, Candidate of Sociology, fgbnu. iuo.rao@gmail.com

Dovby'sh Svetlana Evgen^evna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, fgbnu.iuo.rao@gmail.com

Arinushkina Anna Aleksandrovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, fgbnu. iuo.rao@gmail.com

Molchanova Valeriya Sergeevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, fgbnu.iuo.rao@gmail.com

MODERN APPROACHES AND QUALITY MONITORING OF TRAINING OF ADMINISTRATIVE EMPLOYEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE ORGANIZATION

OF INCLUSIVE EDUCATION

Annotation

This article deals with the organization of the learning process, the assessment of its quality approaches to the training of managers, organizational and management activities in respect of special conditions for education for students with special educational needs in the educational organizations implementing tailored educational programs. Keywords:

management education; professional development; inclusive education; quality of educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.