Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИХ РАЗЛИЧЕНИИ И СООТНОШЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИХ РАЗЛИЧЕНИИ И СООТНОШЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубский Андрей Александрович

В статье представлен обзор новейших отечественных интерпретаций образовательной среды и образовательного пространства. Различение и соотношение интерпретаций образовательной среды и образовательного пространства позволяют сделать следующие выводы: оба указанных феномена последовательно различаются большинством авторов; входят в предметную область педагогических исследований и дают возможность существенно расширить представления о процессах и механизмах, которые обеспечивают воспитание и обучение подрастающих поколений в контексте множества потоков их социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN INTERPRETATIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND EDUCATIONAL SPACE AS DIFFERENTIATED AND CORRELATED

The article provides an overview of the latest Russian interpretations of the educational environment and educational space. The difference and correlation between the two allow us to draw the following conclusions: both of these phenomena are consistently differentiated by the majority of authors; they are included in the subject area of pedagogical research and make it possible to significantly expand the understanding of the processes and mechanisms that ensure education and character formation of the younger generations within the multiplicity of socialization directions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИХ РАЗЛИЧЕНИИ И СООТНОШЕНИИ»

Генезис и теоретико-методологические основы

педагогики профессионального образования

УДК 378; 37.01

А. А. Лубский

Современные отечественные интерпретации образовательной среды и образовательного пространства

в их различении и соотношении

Аннотация

В статье представлен обзор новейших отечественных интерпретаций образовательной среды и образовательного пространства. Различение и соотношение интерпретаций образовательной среды и образовательного пространства позволяют сделать следующие выводы: оба указанных феномена последовательно различаются большинством авторов; входят в предметную область педагогических исследований и дают возможность существенно расширить представления о процессах и механизмах, которые обеспечивают воспитание и обучение подрастающих поколений в контексте множества потоков их социализации.

| Ключевые слова: образовательная среда; образовательное пространство; образование человека.

A. A. Lubsky

Modern Russian interpretations of educational environment and educational space as differentiated and correlated

Abstract

The article provides an overview of the latest Russian interpretations of the educational environment and educational space. The difference and correlation between the two allow us to draw the following conclusions: both of these phenomena are consistently differentiated by the majority of authors; they are included in the subject area of pedagogical research and make it possible to significantly expand the understanding of the processes and mechanisms that ensure education and character formation of the younger generations within the multiplicity of socialization directions.

| Keywords: educational environment; educational space; education of a person.

Окружающий человека мир, обстоятельства его жизни — важнейшие факторы, прямо и непосредственно влияющие на его формирование, на его рост и развитие. Сегодня это является общепризнанной истиной, хотя степень такого влияния, как показал в своих исследованиях последних лет Г. Б. Корнетов, есть предмет дискуссий, не стихающих на протяжении тысячелетий [13; 17; 18; 19; 20; 21; 22]. То пространство, в котором живет, действует и общается человек, та среда, с которой он взаимодействует, издавна привлекают к себе пристальное внимание теоретиков и практиков образования. Г. Б. Корнетов отмечает, что «вот уже почти два с половиной тысячелетия со времен Платона выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается педагогической мыслью. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, многими педагогами рассматриваются в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Огромный вклад в разработку проблем организации педагогической среды внесли Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, Р. Оуэн, Дж. Дьюи, М. Монтессори, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Н. Н. Иорданский, А. С. Макаренко, М. В. Кру-пенина, Л. И. Новикова и многие другие теоретики и практики образования». Г. Б. Корнетов подчеркивает, что «сегодня стало практически общепризнанной аксиомой, что создание образовательной среды является важнейшей задачей для тех лиц, которые осуществляют воспитание и обучение людей (родителей, учителей, воспитателей, наставников и т. п.). Педагоги, проектирующие и конструирующие образовательную среду, стремятся быть активными участниками той социальной и культурной среды, в которой протекает жизнь человека и в которой осуществляются его образование и развитие, стараются, с одной стороны, использовать все доступные им ресурсы социокультурной среды для решения педагогических задач, а с другой — предупредить, откорректировать порождаемые ею негативные последствия для субъектов ее жизни» [28, с. 7-8].

Г. Б. Корнетов раскрывает смысл понятия «образовательная среда» следующим образом: «В широком антропологическом смысле слова, например у Дж. Дьюи, образовательная среда составляет то пространство жизни человека, в котором происходит его социализация (как преднамеренно организуемая, целенаправленно регулируемая, так и стихийная, спонтанная), его развитие, его осуществление, его реализация, его формирование. В более узком, собственно педагогическом, смысле образова-

тельная среда — это то пространство, которое специально организуется, корректируется, используется для решения задач воспитания и обучения людей. При этом некоторыми авторами разводятся понятия "социокультурная среда" и "образовательная среда". <...> Образовательную среду рассматривают как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов». Г. Б. Корнетов обращает внимание на то, что «в литературе, наряду с термином "образовательная среда", часто синонимично ему используются такие термины, как "воспитывающая и обучающая среда", "педагогическая среда", "педагогизированная среда", "образовательное (воспитательное) пространство"» [12, с. 269-270, 271].

Размышляя об образовательной среде и образовательном пространстве, важно иметь в виду точку зрения О. А. Леоновой, согласно которой «обращение к понятию "образовательное пространство" не является альтернативой разработанному в педагогике понятию "образовательная среда". Это существующие в разных системах педагогического знания представления о возможностях взаимодействия развивающегося человека и мира. Они соприкасаются друг с другом и не сохраняют свои значения» [24, с. 10].

Конкретизируя особенности соотношения образовательной среды и образовательного пространства, Э. Р. Багаутдинова пишет, что «среда является частью пространства, она "связывает" субъекта с окружающим его пространством. То есть среда сосредоточена на субъекте, находящемся в ее центре и которого она развивает, "питает", с которым непосредственно взаимодействует. Кроме того, "среда" не является данностью, так как возникает лишь в результате жизнедеятельности субъекта. Пространство существует априорно и не зависит от субъекта, его мыслей, переживаний, деятельности. Находясь в одном и том же пространстве, человек может переходить из одной среды в другую, что определяет его мобильность и умение адаптироваться к новым условиям» [3, с. 125].

Э. К. Самерханова отмечает, что «понятие "образовательное пространство" сравнительно новое, его содержание еще в достаточной мере не раскрыто» [27, с. 21]. В отечественной литературе термин «образовательное пространство» впервые был использован в 1993 году И. Д. Фру-миным и Б. Д. Элькониным, которые представили «проект образовательного пространства». Для них «пространство совместной работы взрослых и детей должно быть построено так, чтобы взрослый оказался как бы между собственной куль-туросозидательной или культуроосвоительной

работой и культуросозидательной или культуро-освоительной работой детей» [30, с. 24-25].

В отличие от понятия «образовательное пространство», использование понятия «образовательная среда» имеет давнюю традицию. По мнению А. Н. Морошкиной, «образовательная среда возникает тогда, когда есть контакт учителя и ученика, в результате которого, они начинают проектировать и строить эту среду как предмет и как ресурс совместной деятельности» [25, с. 195].

Н. И. Демидова пишет, что «в отечественной педагогике и психологии термин "среда" появился в 1920-е гг.: "педагогика среды" (С. Т. Шацкий), "общественная среда ребенка" (П. П. Блон-ский), "окружающая среда" (А. С. Макаренко). Представители педологии вырабатывали различные идеи, касающиеся позитивного влияния образовательной среды на развитие ребенка: И. А. Арямов, Ю. Ф. Фролов считали ребенка неким механизмом, ориентирующимся на внешнюю среду» [7, с. 113].

Е. Н. Астафьева обращает внимание на то, что в конце 1920-х годов в СССР оформилась весьма влиятельная педагогика среды, рассматривающая процессы обучения и воспитания человека сквозь призму организации воздействий на него со стороны окружающего мира, сводя при этом к минимуму роль образовательных институтов общества, таких, например, как школы [1; 2].

Однако к средине 1930-х годов ситуация меняется. По словам Н. И. Демидовой, «внимание к понятию "среда" как ведущему фактору обучения и развития в отечественных исследованиях исчезло после Постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе нар-компросов" от 04.06.36 г. Педагогический опыт этого времени не соответствовал официальной школьной идеологии, которая ориентировалась на авторитарные стандарты и шаблоны в образовании. Лишь в 1960-е гг. возникают новаторские идеи в педагогике и психологии. В это время представители экологической науки обращают внимание на среду человеческого обитания, подразумевая как природную, так и общественную, которые влияют на личность. Возникает психологическая экология, в которой под образовательной средой подразумевается педагогически организованная система условий, влияний и возможностей для удовлетворения иерархического комплекса потребностей личности и трансформации этих потребностей в жизненные ценности. Сформировалась и отрасль психологической науки — психология окружающей среды (Environmental Psychology), ее основными понятиями стали: "среда", "поведение", "пространство"» [7, с. 114].

Постепенно интерес к проблеме образовательной среды всё более возрастает. Н. И. Де-

мидова отмечает, что «на рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблема влияния среды на развитие личности снова актуализировалась, что было связано с гуманизацией образования, обращенностью к личностно ориентированному подходу. Предпринимаются попытки возродить средовой подход отечественных и зарубежных школ прошлого» [Там же]. Особенности различных подходов к интерпретации образовательной среды в отечественной педагогике, сложившихся в последние десятилетия, раскрыл в своих публикациях 2000-2010-х годов Г. Б. Корнетов [14; 15; 16; 18; 26; 29].

В первые два десятилетия XXI века значительный вклад в разработку проблем образовательной среды внес В. А. Ясвин [33; 34; 35; 36; 37; 38; 39], писавший: «Философия образования традиционно рассматривает среду как один из важнейших факторов развития личности» [38, с. 11]. В. А. Ясвин «под образовательной средой (или средой образования)» понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [35, с. 14].

Согласно точке зрения В. А. Ясвина, «только в 70-х гг. педагогическая наука начинает возвращать средовую проблематику в область своих интересов. Научными коллективами X. Й. Лий-метса и В. В. Давыдова анализируется обусловленность поведения учащихся пространственными особенностями школьной среды. Новое педагогическое осмысление роли среды в развитии личности, давшее толчок дальнейшим исследованиям, складывается в работах Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др. В конце XX в. происходит всплеск активного интереса отечественных педагогов и педагогических психологов к исследованиям среды, которая понимается и формулируется по-разному в рамках различных методологических подходов, которых может быть выделено как минимум пять. 1. Коллекционерский подход составляют многочисленные отечественные и зарубежные педагогические исследования на основе выделения и описания самых различных "педагогических условий и факторов". Характеризуется недостаточной научной строгостью и завершённостью предлагаемых структурно-содержательных моделей различных функциональных сред (от "информационно-образовательной" до "здоровье-фор-мирующей") и эмпирической эклектичностью. 2. Социально-психологический подход научных коллективов В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова и большинства современных зарубежных исследователей, в рамках которого научные задачи успешно решаются на методологической осно-

ве социальной и педагогической психологии. 3. Пространственно-предметный подход продолжает традиции исследований М. Монтессо-ри, а также эстонской психологической школы (Х. Лийметс, Т. Нийт, М. Хейдметс, Й. Круусвал и др.), направленных на анализ обусловленности поведения учащихся пространственными особенностями школьной среды. 4. Средовой подход в воспитании Ю. С. Мануйлова системно рассматривает среду, является перспективной методологией для её педагогического проектирования, однако, на наш взгляд, оборотной стороной оригинальности понятийного аппарата оказалась определённая трудность в его "совместимости" с традиционной терминологией. 5. Экологический подход (Е. А. Климов, Г. А. Ковалёв) опирается на зарубежную и отечественную социологическую, психологическую и педагогическую методологию, носит системный характер, имеет широкое и успешно апробированное инструментально-методическое обеспечение, пользуется популярностью у учёных и практиков» [33, с. 3].

Понятие «образовательная среда» интерпретируется в научной литературе по-разному [6; 8]. Р. А. Войко пишет, что «существует разнообразное количество определений образовательной среды, часть которых отождествляется с образовательным пространством, часть включает в себя культурную составляющую, но при этом именуется чисто образовательной средой, а часть связывается с конкретными учреждениями и именуется "образовательной средой учреждения"» [5, с. 17].

Г. Р. Водяненко отмечает, что «освоение образовательной среды человеком означает ее осмысление, то есть выявление отношений между существованием субъекта и составляющими этой среды, и выбор из всего спектра существующих способов и возможностей преобразования действительности того, что необходимо именно ему, то есть установление своего отношения к объектам образовательной среды (к себе и другим людям)». При этом она акцентирует внимание на том, что «становление отношений и образование связей (как вида устойчивых отношений) инициирует формирование специфического пространства, которое возникает и строится в ходе взаимодействия растущего человека с образовательными ресурсами и определяется ими. Это возникающее пространство мы называем образовательным пространством человека. Важно подчеркнуть, что определенное отношение человека к объектам, явлениям и событиям образовательной среды начинает устанавливаться тогда, когда происходит "пересечение" процесса освоения системы понятий и обобщенных способов действий с процессом осмысления освоенного, когда возникает некий

"момент понимания", то есть фиксируется "точка понимания". Впоследствии множество таких точек образуют (создают) "сферу понимания" (понятийно-смысловое пространство, являющееся структурным компонентом образовательного пространства человека)» [4, с. 139].

Сегодня важнейшей задачей педагогической науки является различение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство». «Образовательное пространство, — пишет Б. Яковлев, — буквально переполнено проблемами. <...> Все они требуют постоянного внимания, потому что так или иначе сфокусированы на людях — обучаемых, обучающих и просто по-родительски или по-служебному озабоченных, чтобы система не только устояла и выжила, но и развивалась» [31].

Говоря о том, что «для конкретизации понятия "образовательная среда"» необходимо соотнести его с понятием «образовательное пространство», С. В. Кривых пишет: «Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о "пространстве", многие исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него. Понятие "среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Впервые понятие "образовательное пространство" появляется в работах французского социолога Пьера Бурдьё, значительная часть трудов которого посвящена определению социального пространства. В работах 1970-х гг. он писал о символических отношениях, о символической власти между учеником и учителем. Еще не используя понятия образовательного пространства, Бурдьё называл социальным пространством структуру определенных социальных позиций, систему отношений между различными позициями. В 1990-е гг. появилась работа И. Фрумина и Б. Эльконина, в которой впервые в отечественной педагогике было введено понятие образовательного пространства. Но позже Б. Д. Эльконин говорит о том, что понятие необходимо "обновить", поскольку первоначально в большей степени речь шла об образовательных средах, а не об образовательном пространстве. В отличие от образовательной среды, образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред. В некоторых работах (Е. А. Ракитина, В. Ю. Лы-

скова) еще 1998-1999 гг. отмечалась близость понятий "пространство" и "среда", но их несинонимичность». Согласно точке зрения С. В. Кривых, «под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие его личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, выращивание человеческого капитала. Таким образом, образовательное пространство выступает как потенциальность, некоторая возможность для социокультурной среды» [23, с. 16-17].

В отечественной научной литературе сегодня существует множество определений образовательного пространства. Э. К. Самерханова пишет: «Сопоставление употребления термина "образовательное пространство" в различных научно-педагогических источниках показывает, что оно имеет различные основания. В большинстве случаев оно строится на метафорическом использовании слова "пространство", когда под образовательным пространством подразумеваются образовательные процессы (или системы), представляемые как множество образовательных возможностей. Такое понимание детско-взрослой группы, класса или образовательного учреждения позволяет, во-первых, увидеть их как одновременное сосуществование (пространство) возможностей и выборов, включенных в более широкое социальное пространство, а во-вторых, уйти от традиционного "парного" (педагог — учащийся) видения педагогической деятельности. Фактически предметом анализа и действия педагога при таком подходе становятся процессы, распределенные в группе. Данное — метафорическое — понимание образовательного пространства является наиболее распространенным». Э. К. Самерха-нова выделяет еще одно основание употребления термина «образовательное пространство». Она отмечает, что «другое понимание образовательного пространства строится по аналогии. В этом случае конкретная образовательная система представляется прежде всего как "место", а также совокупность объектов и реалий, его наполняющих. Следует подчеркнуть, что аналогия не есть отождествление, а потому и в такой трактовке образовательное пространство вмещает не только учебное оборудование или образовательные учреждения, но и различные факторы и условия, определяющие характер образовательных процессов в целом». Согласно мнению Э. К. Самерхановой, «образовательное пространство представляет собой континуум, включающий образовательную систему, обра-

зовательный процесс, образовательную среду, все множество связей и отношений субъектов образования, определенные условия их взаимодействия, а также ценности, идеи, установки, информационные поля. Целостность образовательного пространства обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях, а также непрерывностью образовательного процесса» [27, с. 23, 25].

Констатируя, что «среда и пространство являются фундаментальными педагогическими понятиями», М. С. Якушкина подчеркивает, «что понятия "среда" и "пространство" не идентичны». Она утверждает, что «пространство можно рассматривать как педагогизированную среду. О нем можно говорить только в отношении какого-либо действующего в этой среде субъекта. Субъекты могут быть отдельные, индивидуальные (обучающиеся, преподаватели, дети и родители, взрослые люди и т. д.) и групповые (группа, класс, команда, родительский совет, педагогический коллектив, образовательное учреждение, медицинские, спортивные учреждения, производственные предприятия и другие социальные институты)» [32, с. 67, 68].

В серии исследований, посвященных проблеме образовательного пространства, С. В. Иванова, обращая внимание на то, что «понятия "образовательное пространство" нет в широко известных словарях и энциклопедиях педагогической направленности» [9, с. 67], предлагает «понимание образовательного пространства как пространства, на котором осуществляется данная деятельность. Здесь, — продолжает она, — мы уходим от представления о пространстве как "совокупности" сети различных образовательных институтов к представлению о пространстве, в котором осуществляется деятельность, хотя в конечном счете нить не прерывается, учреждения — это то место (топос), где осуществляется деятельность» [10, с. 8]. Конкретизируя свое понимание образовательного пространства, С. В. Иванова пишет: «Образовательное пространство — это объектный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство». Предостерегая «от интерпретации терминов "образовательное пространство" и "образовательная среда" как тождественных или даже синонимичных», С. В. Иванова следующим образом трактует последний феномен: «Образовательная среда — окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогиче-

ской и учебной деятельности. Образовательная среда обладает качественными характеристиками, собственными средовыми факторами и имеет многоуровневую структуру с вертикальными взаимосвязями между уровнями. Образовательная среда является частью мегасистемы социальной среды. Качественные характеристики образовательной среды связываются с результатом ее влияния на субъектов образовательного процесса, качество образовательной среды напрямую связано с оценкой качества образования. При этом среда является порождением целенаправленных усилий субъектов, в ней же осуществляющих свою деятельность, при влиянии разных факторов. Эта дихотомич-ность порождает сложности при определении и оценке эффективности сформированной образовательной среды. <...> Образовательная среда

оказывает влияние и на обучающихся, на формирование их личности и учебные достижения, и на педагогов — посредством приобретения определенного образовательного опыта, создаваемого в конкретной среде» [11, с. 25-26, 27].

Таким образом, краткий обзор новейших отечественных интерпретаций образовательной среды и образовательного пространства в их различении и соотношении позволяет сделать вывод о том, что 1) оба указанных феномена последовательно различаются большинством авторов, 2) входят в предметную область педагогических исследований, 3) позволяют существенно расширить представления о процессах и механизмах, которые обеспечивают воспитание и обучение подрастающих поколения в контексте множества потоков их социализации.

Литература

1. Астафьева, Е. Н. Дискуссия о педагогике среды в советской науке (рубеж 1920-х-1930-х гг.) / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 4. — С. 92-110.

2. Астафьева, Е. Н. Проблема педагогики среды в советской науке / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 5. — С. 6-16.

3. Багаутдинова, Э. Р. О соотношении понятий «среда» и «пространство» в научных педагогических исследованиях / Э. Р. Багаутдинова // Омский научный вестник. — 2011. — № 2 (96). — С. 123-125.

4. Водяненко, Г. Р. Образовательное пространство человека / Г. Р. Водяненко // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 2. — С. 138-140.

5. Войко, Р. А. Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды / Р. А. Войко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2011. — № 2. — С. 14-20.

6. Гарибзянова, Е. Е. Исследование понятия образовательной среды / Е. Е. Гарибзянова // Инновационная наука. — 2016. — № 1. — С. 156-158.

7. Демидова, Н. И. Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в научной мысли ХХ века / Н. И. Демидова // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика; вып. 4. — 2009. — Т. 9. — С. 113-116.

8. Журавлева, С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016. — № 3. — С. 48-56.

9. Иванова, С. В. О понятии «образовательное пространство» и целях образования / С. В. Иванова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2013. — № 6 (32). — 147-158.

10. Иванова, С. В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятие, практика применения, сложности и риски / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2014. — № 5 (33). — С. 5-17.

11. Иванова, С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2015. — № 6 (40). — С. 23-28.

12. История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / под ред. Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, АСОУ, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2018. — 328 с. — (Истори-ко-педагогическое знание; вып. 120). — ISBN 978-591543-274-0.

13. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педаго-гического процесса: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — (Истори-ко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-591543-301-3.

14. Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С. 23-32.

15. Корнетов, Г. Б. Педагогическая среда: современные подходы и интерпретации / Г. Б. Корнетов // Завуч. — 2005. — № 2. — С. 45-68.

16. Корнетов, Г. Б. Подход Джона Дьюи к образованию: непрерывная реконструкция опыта человека в пространстве социальной среды / Г. Б. Корнетов // Известия АСОУ: научный ежегодник. — 2019/20 [7]. — С. 4-28.

17. Корнетов, Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 37-43.

18. Корнетов, Г. Б. Развитие представлений о человеке как о предмете образования: ХХ век / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 17-26.

19. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 51-81.

20. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций. Статья 2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 43-83.

21. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности в ХХ столетии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 2. — С. 17-27.

22. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности: от античной эпохи до века просвещения / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 3-7.

23. Кривых, С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2. — С. 14-18.

24. Леонова, О. А. Образовательное пространство и образовательная среда: опыт сопоставления / О. А. Леонова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. — 2008. — № 1 (25). — С. 9-12.

25. Морошкина, А. Н. Образовательная среда: понятие, сущность, характеристики / А. Н. Морошкина // Инновационная наука. — 2016. — № 1. — С. 195-198.

26. Развитие образовательной среды современной школы: методические разработки и рекомендации / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, АСОУ. — Москва: АСОУ, 2018. — 116 с. — ISBN 978-5-91543-261-0.

27. Самерханова, Э. К. Логико-содержательная характеристика образовательного пространства как педагогического понятия / Э. К. Самерханова // Образование и наука. — 2006. — № 4 (40). — С. 20-26.

28. Трактовка образовательной среды и значение ее педагогического потенциала для функционирования и развития школы: монография / под ред. Г. Б. Корне-това, А. И. Салова; Министерство образования Московской области, АСОУ. — Москва: АСОУ, 2018. — 204 с. — ISBN 978-5-91543-266-5.

29. Формирование образовательной среды школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, в контексте ее социокультурного окружения / авт.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, АСОУ. — Москва: АСОУ: ООО «Тинго», 2018. — 16 с.

30. Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 24-32.

31. Яковлев, Б. Образовательное пространство / Б. Яковлев // Высшее образование в России. — 1999. — № 4. — С. 3-4.

32. Якушкина, М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки / М. С. Якушкина // Человек и образование. — 2013. — № 2 (35). — С. 66-69.

33. Ясвин, В. А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: специальность 13.00.1 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. дис. ... доктора педагогических наук / В. А. Ясвин; Московский городской педагогический университет. — Москва, 2020. — 45 с.

34. Ясвин, В. А. Историко-педагогический анализ потенциала формирования продуктивности личности в образовательных средах / В. А. Ясвин // Народное образование. — 2019. — № 4. — С. 124-134.

35. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Смысл, 2001. — 365 с. — ISBN 5-89357-090-1.

36. Ясвин, В. А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, № 4. — С.79-88.

37. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. — 2000. — № 6. — С. 16-22.

38. Ясвин, В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление/ В. А. Ясвин. — Москва: Народное образование, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-87953-510-5.

39. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин; отв. ред. М. А. Ушакова. — Москва: Сентябрь, 2000. — 128 с. — (Библиотека журнала «Директор школы»; вып. № 2). — ISBN 5-88753-032-4.

1. Astafieva, E. N. (2018). Discussion about the pedagogy of the environment in soviet science (the turn of the 1920s-1930s.). History of education journal, 4, 92-100.

2. Astafyeva, E. N. (2018). Pedagogy of the environment in soviet science. Innovative projects and programs in education, 5, 6-16.

3. Bagautdinova, E. R (2011). Correlation of notions "environments" and "space" in scientific research. Omskii nauchnyi vestnik, 2,123-125.

4. Vodianenko, G. R. (2012). Obrazovatelnoe prostranst-vo cheloveka [Educational space of a person]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2, 138-140.

5. Voiko, R. A. (2011) Kulturno-obrazovatelnaia sreda: k opredeleniyu poniatiia i pedagogicheskogo znacheniia sredy [Cultural and educational environment: on the definition of the concept and pedagogical meaning of the environment]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvenno-go pedagogicheskogo universiteta, 2, 14-20.

6. Garibzianova, E. E. (2016). Issledovanie poniatiia obra-zovatelnoi sredy. [Study of the concept of the educational environment]. Innovatsionnaia nauka, 1, 156-158.

7. Demidova, N. I. (2009). Analiz podkhodov k poniati-yu «obrazovatelnaia sreda» v nauchnoi mysli XX veka [Analysis of approaches to the concept of 'educational environment' in the scientific thought of the XX century]. Izvestiia Saratovskogo universiteta, 9, 113-116.

8. Zhuravleva, S. V. (2016). Istoricheskii obzor stanovleni-ia poniatiia "obrazovatelnaia sreda" v pedagogicheskoi nauke [Historical overview of the formation of the

References

concept of "educational environment" in pedagogy]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 3, 48-56.

9. Ivanova, S. V. (2013). O poniatii «obrazovatelnoe pros-transtvo» i tseliakh obrazovaniia [On the concept of "educational space" and the goals of education]. Novoe vpsikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh, 6, 147-158.

10. Ivanova, S. V. (2014). Educational space in scientific research and legal documents: notions, practice, complicacy and risks. Tsennosti i smysly, 5, 5-17.

11. Ivanova, S. V. (2015). Obrazovatelnoe prostranstvo i obrazovatelnaia sreda: v poiskakh otlichii [Education space and education milieu: in search of differences]. Tsennosti i smysly, 6, 23-28.

12. Kornetov, G. B. (Ed.). 2018) Istoriia pedagogicheskoi mysli ipraktiki obrazovaniia v Rossii i mire: monografiia [History of pedagogical thought and education practice in Russia and world-wide: monograph]. Moskva: ASOU.

13. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kon-tekste antropologicheskogo izmereniia istoriko-pedagog-icheskogo protsessa: monografiia [Human education in the context of the anthropological dimension of the historical and pedagogical process: monograph]. Moskva: ASOU.

14. Kornetov, G. B. (2006). Pedagogicheskaia sreda: poten-tsial i proektirovanie [Educational environment: potential and projecting]. Shkolnye tekhnologii, 3, 23-32.

15. Kornetov, G. B. (2005). Pedagogicheskaia sreda: sovre-mennye podkhody i interpretatsii [Educational envi-

KHHOBauHOHHue npoeKîu h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 5, 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

ronment: modern approaches and interpretations]. Zavuch, 2, 45-68.

16. Kornetov, G. B. (2019/20). John Dewey's approach to education: continuous reconstruction of experience of an active person in social space. Izvestiya ASOU. Nauchnyi ezhegodnik, 7, 4-28.

17. Kornetov, G. B. (2020). Man as the subject of education: the context of pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 1, 37-43.

18. Kornetov, G. B. (2020). Development of the ideas about man as the subject of education: the xx century. Innovative projects and programs in education, 2, 17-26.

19. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 1. History of education journal, 2, 51-81.

20. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 2. History of education journal, 3, 43-84.

21. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject of pedagogical activity in the twentieth century. Shkolnye tekhnologii, 2, 17-27.

22. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject ofpedagogical activity: from antique epoch to a century of education. Shkolnye tekhnologii, 1, 3-9.

23. Krivykh, S. V. (2011). Correlation of definitions "environment" and "space" in socio-cultural and educational aspects. Mir nauki, kultury, obrazovaniia, 2, 14-18.

24. Leonova, O. A. (2008). Obrazovatelnoe prostranstvo i obrazovatelnaia sreda: opyt sopostavleniia [Educational space and educational environment: comparing the two]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. Seriia: Pedagogicheskie nauki, 1, 9-12.

25. Moroshkina, A. N. (2016). Obrazovatelnaia sreda: pon-iatie, sushchnost, kharakteristiki [Educational environment: the concept and its characteristics]. Innovatsion-naia nauka, 1, 195-198.

26. Kornetov, G. B. (Ed.). (2018). Razvitie obrazovatelnoi sredy sovremennoi shkoly: metodicheskie razrabotki i re-komendatsii [Development of educational environment in modern school: methodological solutions and recommendations]. Moskva: ASOU.

27. Samerkhanova, E. K. (2006). Logiko-soderzhatelnaia kharakteristika obrazovatelnogo prostranstva kak ped-agogicheskogo poniatiia [The logical and content-related characteristic of the educational space as a pedagogical concept]. Obrazovanie i nauka, 4, 20-26.

28. Kornetov, G. B. & Salov, A. I. (Eds.). (2018). Traktov-ka obrazovatelnoi sredy i znachenie ee pedagogichesk-ogo potentsiala dlia funktsionirovaniia i razvitii shkoly: monografiia [Interpretation of the educational environment and the importance of its pedagogical potential for school functioning and development: monograph]. Moskva: ASOU.

29. Kornetov, G. B. (Comp. Ed.). (2018). Formirovanie obrazovatelnoi sredy shkoly, funktsionimiushchei v ne-blagopriiatnykh sotsialnykh usloviiakh, v kontekste ee sotsiokulturnogo okruzheniia [Formation of the educational environment of a school operating in unfavorable social conditions in its socio-cultural context]. Moskva: ASOU: OOO «Tingo».

30. Frumin, I. D. & Elkonin, B. D. (1993). Obrazovatelnoe prostranstvo kak prostranstvo razvitiia («shkola vzro-sleniia») [Educational space as a development space ("school of growing up")]. Voprosy psikhologii, 1, 24-32.

31. Yakovlev, B. (1999). Obrazovatelnoe prostranstvo [Educational space]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 4, 3-4.

32. Yakushkina, M. S. (2013). Obrazovatelnaia sreda i obra-zovatelnoe prostranstvo kak poniatiia sovremennoi pedagogicheskoi nauki [Educational environment and educational space as concepts of modern pedagogical science]. Chelovek i obrazovanie, 2 , 66-69.

33. Yasvin, V. A. (2020). Instrumentalnaia ekspertiza vpro-tsesse pedagogicheskogo proektirovaniia shkolnoi sredy: spetsialnost 13.00.1 «Obshchaia pedagogika, istoriia pedagogiki i obrazovaniia»: avtoref. dis.... doktora ped-agogicheskikh nauk [Instrumental expertise in pedagogical design of school environment: specialty 13.00.1 "General pedagogy, history of pedagogy and education": abstract of a doctoral thesis] . Moskva.

34. Jasvin, V. A. (2019). Historical and pedagogical analysis of formation potential the productivity of the individual in educational environments. Narodnoe obrazovanie, 4, 124-134.

35. Yasvin, V. A. (2001). Obrazovatelnaia sreda: ot mod-elirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modelling to projecting], 2nd edition. Moskva: Smysl.

36. Yasvin, V. A. (2000). Psikhologicheskoe modelirovanie obrazovatelnykh sred [Psychological modeling of educational environments]. Psikhologicheskii zhurnal, 21(4), 79-88.

37. Yasvin, V. A. (2000). Psikhologo-pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatelnoi sredy [Psychological and pedagogical design of educational environment]. Dopolnitelnoe obrazovanie, 6, 16-22.

38. Yasvin, V. A. (2019). Shkolnaia sreda kak predmet izmereniia: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as a subject of assessment: expertise, design, management]. Moskva: Narodnoe obrazo-vanie.

39. Yasvin, V. A. (2000). Ekspertiza shkolnoi obrazovatelnoi sredy [Expert evaluation of school educational environment]. Moskva: Sentiabr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.