Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / занятость / безработица / методы управления рынком труда / labor market / employment / unemployment / labor market management methods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю.И. Сигидов, Е.Н. Караева, Х.Ж. Мусханова

В статье представлена характеристика рынка труда, выявлены факторы, влияющие на эффектность государственной политики, определены тенденции современного функционирования и предложены концептуальное подходы к реализации комплексного управления рынком трудом и занятостью. При анализе рынка руда на национальном и региональном уровне представлена динамика занятости и безработицы, структура занятости. Анализ позволил сделать следующие обобщающие выводы: за исследуемый период занятость имеет отрицательную, а безработица положительную динамику, пособие по безработице незначительно увеличилось в размере, среди безработных преобладают представители социально-уязвимых слоев населения. В статье приставлены подходы к комплексному регулированию рынка труда. Оценивая перспективы функционирования рынка труда определены положительные тенденции снижения уровня напряженности и безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF LABOR MARKET REGULATION AND EMPLOYMENT

The article presents the characteristics of the labor market, identifies factors affecting the effectiveness of public policy, identifies trends in modern functioning and suggests conceptual approaches to the implementation of integrated labor and employment market management. When analyzing the ore market at the national and regional level, the dynamics of employment and unemployment, the structure of employment are presented. The analysis allowed us to draw the following generalizing conclusions: during the study period, employment has a negative and unemployment has a positive trend, unemployment benefits have increased slightly in size, representatives of socially vulnerable segments of the population predominate among the unemployed. The article presents approaches to the complex regulation of the labor market. Assessing the prospects for the functioning of the labor market, positive trends have been identified to reduce the level of tension and unemployment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-43-5-271-276 EDN: LCUVUT

Ю.И. Сигидов - д.э.н., профессор, зав. кафедрой теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, tbu_kuban@mail.ru,

Yu.I. Sigidov - doctor of economics, professor, head of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Е.Н. Караева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, e_e_n@rambler.ru,

E.N. Karaeva - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEP, Orel, Russia;

Х.Ж. Мусханова - к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, mhedik@mail.ru,

Kh.Zh. Muskhanova - candidate of economic sciences, senior lecturer of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ MODERN FEATURES OF LABOR MARKET REGULATION AND EMPLOYMENT

Аннотация. В статье представлена характеристика рынка труда, выявлены факторы, влияющие на эффектность государственной политики, определены тенденции современного функционирования и предложены концептуальное подходы к реализации комплексного управления рынком трудом и занятостью.

При анализе рынка руда на национальном и региональном уровне представлена динамика занятости и безработицы, структура занятости. Анализ позволил сделать следующие обобщающие выводы: за исследуемый период занятость имеет отрицательную, а безработица положительную динамику, пособие по безработице незначительно увеличилось в размере, среди безработных преобладают представители социально-уязвимых слоев населения.

В статье приставлены подходы к комплексному регулированию рынка труда. Оценивая перспективы функционирования рынка труда определены положительные тенденции снижения уровня напряженности и безработицы.

Abstract. The article presents the characteristics of the labor market, identifies factors affecting the effectiveness of public policy, identifies trends in modern functioning and suggests conceptual approaches to the implementation of integrated labor and employment market management. When analyzing the ore market at the national and regional level, the dynamics of employment and unemployment, the structure of employment are presented.

The analysis allowed us to draw the following generalizing conclusions: during the study period, employment has a negative and unemployment has a positive trend, unemployment benefits have increased slightly in size, representatives of socially vulnerable segments of the population predominate among the unemployed.

The article presents approaches to the complex regulation of the labor market. Assessing the prospects for the functioning of the labor market, positive trends have been identified to reduce the level of tension and unemployment.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, методы управления рынком труда.

Keywords: labor market, employment, unemployment, labor market management methods.

Рынок труда в современной России формируется в сложных социально-экономических и политических условиях. С одной стороны, функционирование рынка труда определяется большим количеством ограничений, так называемыми «правилами игры», которые определяют параметры поведения субъектов рынка труда, а именно - власти, бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, рынок труда находится под достаточно сильным воздействием государства и регулируется большим количеством нормативных актов. В тоже время рынок труда в национальной экономике относится к одному из самых нестабильных экономических секторов. Возникающие проблемы во многом стали циклических колебаний в экономике, итогом которых выступает дисбаланс между спросом и предложением труда. Избыток рабочей силы в одних отраслях и устойчивый дефицит в других усложняет ситуацию на рынке труда, трудно поддающуюся государственному регулированию с точки зрения занятости, иногда в силу ограниченности государственных услуг, оказываемых службой занятости. На уровне отдельных экономических субъектов управление рынком труда зависит от уровня развития экономического потенциала, инвестиционной политики, качества управления развитием территорий и других факторов.

Учитывая федеративный характер государственного устройства Российской Федерации, возникает необходимость многоуровневости в регулировании процессов, происходящих на рынке труда. Одним из актуальных направлений государственной политики является снижение безработицы и

поддержание уровня эффективной занятости, которая позволит работнику и членам его семьи обеспечивать как минимум простое воспроизводство.

Среди основных мер по борьбе с безработицей выделяют создание новых рабочих мест за счёт расширения или создания новых подразделений, помощь со стороны государства с переквалификацией кадров на другие специальности и поощрение стремления населения к частному предпринимательству, поддержка и развитие малого бизнеса.

Пассивные меры поддержки безработных сводятся к выплате пособий по безработице, установления их минимального и максимально значения, выработка критериев для оформления досрочного выхода на пенсию для лиц, потерявших постоянное место занятости в предпенсионном возрасте.

К сожалению, в настоящее время наблюдаются негативные тенденции с безработицей. В связи с пандемией и спадом в экономике с марта 2020 года уровень безработицы на рынке труда имеет тенденции к повышению, особенно активный рост наблюдался в июне-августе 2020 года. Уровень безработицы в ноябре 2020 г. составил 6,1 % (4,6 млн человек в возрасте 15 лет и старше), что выше показателя 2019 г. на 1,4 % (4,7% в ноябре 2019 г.). В настоящий период безработицу можно назвать застойной, так как по последним данным 28,5 % населения искали работу 12 месяцев и более. Кроме того, только 23,4 % безработных обращаются при поиске работы в органы службы занятости населения. Большинство же (74,6 %), предпочитают осуществлять поиск самостоятельно.

События февраля текущего года выступили причиной структурной трансформации российской экономики и формирования нового равновесия с учётом изменения направлений международной торговли и логистики, формирования новых направлений инвестиций и приложения капитала.

Согласно данным статистики к концу 2022 года общий уровень безработицы в России составит около 5 %. В лидирующие отрасли по сокращению кадров попадут транспорт, автомобилестроение и лесная промышленность. Наибольший рост безработицы, вероятнее всего, произойдет в регионах с ярко выраженной промышленной структурой экономики, в которой наибольший вклад имеют такие отрасли, как автопром, полиграфия и печать, ювелирные изделия, лесная промышленность и изделия из дерева, ввиду ограничений экспорта и импорта критически значимой промежуточной продукции. Этот процесс будет наблюдаться, в частности, на относительно крупных предприятиях, перестройка работы которых потребует продолжительного времени и, вероятнее всего, будет сопровождаться оттоком с них высококвалифицированных кадров.

За исследуемый период наибольший прирост безработицы произошёл в 2020 году. Первопричина подобной динамики кроится в массовом сокращении трудовых ресурсов на предприятиях во время пандемии короновирусной инфекции.

7,00% 6,00% 5,00% 4,00% 3,00% 2,00% 1,00% 0,00%

Рисунок 1 - Динамика безработицы на национальном рынке труда, %

В конце 2021 г. в органах службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 3630 тыс. человек. Доля молодежи до 25 лет среди безработных составила 21,7 %, а лиц 50 лет и старше - 20,2 % [1] (рисунок 2).

Таким образом, в России происходит снижение занятости населения и рост безработицы. Причиной этому являются многие факторы, в том числе сложная ситуация на рынке труда.

Сложившаяся ситуация стала предпосылкой формирования на рынке труда таких проблем как:

- прирост показателя среднего возраста занятого населения;

- несоответствие квалификационных требований со стороны работодателя и учебных заведений;

- достаточно высокий уровень травматизма на предприятиях;

- низкий уровень конкурентоспособности безработного населения;

- недостаточный уровень социальной поддержки;

- проблемы трудоустройства лиц с ОВЗ на рынке труда;

- низкий уровень производительности труда в экономике.

Рисунок 2 - Структура безработных по возрастным группам, %

В целях развитие комплексной системы управления рынком труда региона и формирование его рациональной инфраструктуры следует предложить комплексный механизм реализации политики на рынке труда.

Стоит отметить, что представленный механизм реализации должен носить комплексный характер, сочетать в единое нормативное регулирование, управление занятостью и управление социальным обеспечением населения. Кроме того, не стоит забывать про организационное и информационное обеспечение региональной политики на рынке труда [5].

В качестве основных направлений организационного обеспечения стоит выделить координацию деятельности всех уровней власти, реализацию механизма социального партнерства при управлении рынком труда и создание развитой инфраструктуры рынка труда.

Рисунок 3 - Механизм реализации региональной политики на рыке труда

Для организации информационного обеспечения необходимо совершенствование процедуры мониторинга рынка труда, улучшение механизмов прогнозирования и техническое оснащение центров занятости населения.

В качестве приоритетных направлений активной политики занятости на сегодняшний момент стоит отметить развитие самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан. Согласно статистическим данным, количество самозанятых в России достигло 3,5 млн человек к кон-

цу 2021 года [2]. Способствует развитию самозанятости введение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который первоначально в качестве пилотного проекта действовал на территории отдельных регионов, а с июля 2020 года введен повсеместно. Им могут воспользоваться физические лица и предприниматели, которые самостоятельно оказывают услуги или реализуют продукцию собственного производства, не имеют работодателя и наемных работников, чей доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год. Динамика самозанятых граждан на рынке труда отдельных субъектов ЦФО представлена на рисунке.

Рисунок 4 - Динамика самозанятых граждан на рынке труда отдельных субъектов ЦФО [2]

Развитие самозанятости - одно из мероприятий активной политики занятости, которое позволяет не только развивать гибкие формы занятости, но и способствует развитию трудовых ресурсов. Также в современных условиях активно развивается организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, модернизируются центры занятости. При реализации данных мероприятий стоит обратить внимание, что в ряде стратегических и программных документов уже заложены подобные мероприятия. Представим возможные позитивные и негативные аспекты реализации подобных инициатив.

Таблица 1 - Результаты и проблемы реализации мер активной политики занятости

Мероприятие Положительные аспекты реализации Проблемы и отрицательные результаты реализации

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста - повышение уровня грамотности населения в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста - возможность реализовать себя в новой профессии или иметь дополнительный заработок на пенсии - ограниченное количество мест в мероприятии - нежелание людей в возрасте получать дополнительное образование - ограниченность направлений подготовки

Реализация проектов по модернизации центров занятости населения - формирование системы контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в органах службы занятости - дополнительные рабочие места и продвижение пилотных центров занятости - ненадежность подрядчиков и ограниченность ресурсов для модернизации - нет экономической отдачи от вложенных средств со стороны населения в сфере ремонта

Третий блок мероприятий в рамках механизма комплексного регулирования рынка труда связан с социальными аспектами [4]. Среди данных мероприятий следует выделить обеспечение социальной поддержки безработных граждан и содействие занятости женщин, находящихся в декретном отпуске или имеющих детей до 3 лет и трудоустройство незанятых инвалидов молодого возраста.

Включение данного мероприятия в стратегию развития необходимо, так как в настоящее время существует реальная проблема трудоустройство инвалидов молодого возраста. По данным мониторинга Роструда ежегодно при обращении в органы занятости только около трети обратившихся получают возможность дальнейшего трудоустройства (рисунок 5).

Для реализации данного мероприятия необходимо осуществить ряд дополнительных мер, направленных на профессиональную реабилитацию лиц с ОВЗ, представленных на рисунке 6.

Рисунок 5 - Численность инвалидов, обратившихся за содействием в занятости

и нашедших работу [1]

Рисунок 6 - Алгоритм профессиональной реабилитации инвалидов

Представленные мероприятия социального блока также имеют ряд как положительных, так и отрицательных аспектов, представленных в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты и проблемы реализации мер социальной политики на рынке труда

Мероприятие Положительные аспекты реализации Проблемы и отрицательные результаты реализации

1 2 3

Обеспечение социальной поддержки безработных граждан. Доступность информации о рынке труда. Проведение ярмарок вакансий. Переподготовка кадров. Осуществление взаимосвязи между работодателем и работником. Ограниченное количество информации. Плохая организация ярмарок вакансий. Ограничение направлений подготовки. Плохое содействие в поисках работы.

Содействие занятости женщин, находящихся в декретном отпуске или имеющих детей до 3 лет. Создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет. Переобучение или повышение квалификации женщин в декретном отпуске или имеющих детей в возрасте до 3 лет. Ограничение направлений переподготовки. Недоступность ресурсов в переобучении и трудоустройстве. Ограничение в реализации трудовых функций.

Трудоустройство незанятых инвалидов молодого возраста Повышение благосостояния лиц с ОВЗ -повышение конкурентоспособности лиц с инвалидов на рынке труда Снижение уровня безработицы среди инвалидов Недостаток вакантных мест для инвалидов Несоответствие предлагаемых мест и вакансий ввиду ограничения в реализации трудовых функций инвалидов

В качестве дальнейшего совершенствования политики занятости в стране, необходимо:

- продолжить реформирование деятельности служб занятости населения во всех регионах России, учитывая опыт внедрения в пилотных регионах;

- обеспечить ежегодный независимый мониторинг качества оказываемых службами занятости услуг, а также уровня удовлетворенности услугами граждан;

- инициировать информационную кампанию по повышению статуса служб занятости как источника квалифицированных кадров;

- стимулировать предприятия активно предоставлять полный банк вакансий, не ограничиваясь малооплачиваемыми и временно невостребованными;

- развивать систему сотрудничества служб занятости населения с крупными предприятиями - работодателями регионов;

- разработать комплекс мер поддержки по обеспечению трудовой мобильности граждан. Оценка эффективности реализации государственной политики на рынке труда должна осуществляться с использованием целевых индикаторов и показателей. Проведение текущего мониторинга и оценки степени достижения целевых значений показателей позволят анализировать результаты управления рынком труда и принимать правильные управленческие решения.

Источники:

1. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации. URL: [Электронный ресурс]. http://www.rostrud.ru.

2. Россия в цифрах 2021: Статистический сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uisrussia.msu.ru.

3. Паспорт федерального проекта "Содействие занятости" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/2.

4. Комаревцева О.О. Модернизация механизма управления муниципальным образованием с учетом региональных особенностей // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №2 (16) с. 78-94.

5. Харченко К.В. Демографический потенциал как ресурс стратегического развития регионов и муниципальных образований // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

6. Адаменко, А. А. Трудовые ресурсы России. Снижение безработицы как стимул экономического роста / А. А. Адаменко, Н. А. Манаков, М. А. Петровская // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 5(3). - С. 6-11.

7. Гогитидзе, М. В. Реалии российского рынка труда / М. В. Гогитидзе // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 47(6). - С. 80-84.

8. Жидяева, Е. С. К вопросу о проблемах правового регулирования рабочего времени как основной экономической категории в соответствии с законодательством РФ в сфере труда / Е. С. Жидяева, Г. А. Багян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 115-119.

9. Саенко, И. И. Комбинированный подход в управлении трудовым потенциалом и его эффективности по средствам мотивации / И. И. Саенко, Г. О. Искандарян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 43(2). - С. 188-193. References:

1. Official website of the Federal Service for Labor and Employment of the Russian Federation. URL: [Electronic resource]. http://www.rostrud.ru.

2. Russia in numbers 2021: Statistical collection [Electronic resource]. - Pre-stupa mode: https://uisrussia.msu.ru.

3. Passport of the federal project "Employment Promotion" [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/ ministry/programms/demography/2.

4. Komarevtseva O.O. Modernization of the mechanism of management of municipal formation taking into account regional features // Srednerussky Vestnik of Social Sciences - 2021. - №2 (16) с. 78-94.

5. Kharchenko K.V. Demographic potential as a resource for strategic development of regions and municipalities // Sredne-russkiy Vestnik of Social Sciences - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

6. Adamenko, A. A. Labor resources of Russia. Reducing unemployment as a stimulus for economic growth / A. A. Adamenko, N. A. Manakov, M. A. Petrovskaya // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 5(3). - S. 6-11.

7. Gogitidze, M. V. Realities of the Russian labor market / M. V. Gogitidze // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021.

- No. 47(6). - pp. 80-84.

8. Zhidyaeva, E. S. On the issue of legal regulation of working time as the main economic category in accordance with the legislation of the Russian Federation in the sphere of labor / E. S. Zhidyaeva, G. A. Bagyan // Natural-humanitarian research. - 2020. - No. 28(2). - S. 115-119.

9. Saenko, I. I. Combined approach in the management of labor potential and its effectiveness by means of motivation / I. I. Saenko, G. O. Iskandaryan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 43(2). - S. 188-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.