© С. Н. Львов1, Д.А. Земляной1 В. В. Хорунжий1, И. В. Александрович2, К. В. Пшениснов1
1 ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии
2 ГБоУ ВПо «Северо-Западный государственный медицинский университет им. и. и. мечникова» минздрава россии
Резюме. Статья посвящена одной из наиболее острых проблем педиатрии и гигиены питания - особенностям пищевого рациона детей в условиях крупного промышленного города. Продемонстрированы современные особенности питания детского населения Санкт-Петербурга, выявлено, что энергетическая ценность пищевого рациона школьников существенно ниже нормативных показателей, имеется выраженный дефицит углеводов, жиров и микронутриентов. Продемонстрировано, что для школьников Санкт-Петербурга характерно снижение кратности приема пищи.
Ключевые слова: состояние здоровья школьников; фактическое питание; макроэлементы; микроэлементы; экология.
УДК: 613.22
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ВВЕДЕНИЕ
Детство является уникальным и единственным периодом в жизни человека, который характеризуется прогрессивным ростом и развитием всех органов и систем организма. Все метаболические процессы, протекающие в детском организме, характеризуются выраженной анаболической активностью и направлены, в первую очередь, на формирование центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также эндокринного аппарата репродукции [9].
Если в неонатальном периоде и грудном возрасте большинство питательных веществ ребенок получал с грудным молоком, то в более старших периодах детства он нуждается в поступлении питательных веществ извне, которое не всегда бывает достаточным. Дефицит или даже незначительный недостаток поступления таких питательных веществ и микронутриентов, как железо, селен, йод, цинк, кальций может стать причиной выраженных расстройств интеллекта, опорно-двигательного аппарата, репродуктивной сферы, снижения работоспособности и длительности предстоящей жизни [1, 6, 7, 17].
В современной России, по данным официальной статистики и ряда исследований, пищевой статус детского населения характеризуется неудовлетворительным качеством питания, обусловленным несбалансированностью пищевых рационов, энергетической и нутриентной недостаточностью. Следует подчеркнуть, что проблема оптимизации питания приобретает глобальный характер, о чем свидетельствует и доклад Всемирного банка 2006 года «Репозиционирование питания как центральная стратегия стран мира».
Авторы доклада приводят весомые аргументы к увеличению вложений в борьбу с нарушениями питания, утверждается, что главным направлением должна быть поддержка питания беременных женщин и детей первых двух лет жизни. Однако нельзя не согласиться с мнением представителей Всемирного банка, что улучшение питания в другие возрастные периоды «является поздним, дорогостоящим и относительно малоэффективным». По нашему мнению, оптимизация питания у детей всех возрастных групп является залогом здоровья нации в целом.
В то же время исследования, посвященные детальному анализу пищевого рациона детей школьного возраста, проживающих в крупном промышленном городе, носят немногочисленный характер, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования [4, 12, 13, 15].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить особенности питания детей школьного возраста, проживающих на территории Санкт-Петербурга.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследование вошли данные анкетирования 191 школьника, обучающихся в одной муниципальной школе и трех школах-гимназиях. Также было проведено анкетирование родителей школьников. В соответствии с возрастной периодизацией детского населения, принятой
в РФ, все школьники были разделены на две группы: в первую группу вошли дети младшего школьного возраста (7-10 лет), а во вторую — дети среднего школьного возраста (11-14 лет).
Оценку химического состава и энергетической ценности среднесуточного рациона питания проводили с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов на основании методик санитарно-гигиенического мониторинга [16]. При анализе учитывали потери нутриентов при холодной и термической кулинарной обработке продуктов. В процессе исследования также рассчитывали содержание в рационе детей витаминов (А, В В2, С, РР); макро- и микроэлементов (кальций, магний, фосфор, фтор, йод, железо, кобальт, цинк, марганец, медь). Кроме этого, определяли баланс основных макро- и микронутриентов.
Анализ качественного и количественного состава пищевого рациона школьников проводили на основании Методических рекомендаций МР 2.3.1.2432-08 и Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08 [11, 14].
Статистическую обработку данных проводили с использованием программных средств пакета STATISTICA V. 6.0. За критический уровень значимости было принято значение р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе структуры рационов школьников Санкт-Петербурга было выявлено, что в учебные дни рацион учащихся младших и средних классов состоит из питания, получаемого в школе, и продуктов, потребляемых дома, в то время как в выходные дни дети питаются только в семье.
Установлено, что горячим питанием школьники младших и средних классов пользуются во всех обследованных школах примерно одинаково. Горячую пищу в школе получали только 85 (44,5 %) школьников. В течение учебного периода завтрак и обед учащиеся ежедневно получают в школе в одно и то же время.
Выявлено, что у 159 (83,2 %) школьников кратность приема пищи составляет не более трех раз в день (табл. 1), при этом распределение продук-
тов в процентном соотношении между приемами пищи выглядело следующим образом: завтрак — 31,2 ± 3,9 %; обед — 33,6 ± 5,4 %; ужин —
35.2 ± 5,1 %.
Максимальный объем принимаемой пищи приходился на обед — 648,1 ± 140,8 г, а минимальный — на завтрак (452,9 ± 94,5 г).
У школьников, имеющих четырехразовое питание, распределение объема продуктов существенно не отличалось от детей, которые употребляли пищу три раза в день: завтрак — 25,5 ± 4,4 %; школьный завтрак — 14,3 ± 2,1 %; обед — 30,9 ± 3,8 %; ужин —
29.3 ± 3,4 % суточного рациона. Максимальный объем принимаемой пищи также приходился на вторую половину дня: завтрак — 425,3 ± 83,9 г, второй завтрак — 246,4 ± 5,4 г, обед — 663,4 ± 105,9 г, ужин — 515,6 ± 71,2 г.
Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется не менее чем четырехразовое питание со следующим распределением приемов пищи по энергоценности: завтрак — 20 % рациона, второй (школьный завтрак) — 20 %, обед — 35 %, ужин — 25 % от рациона. Выявленный у 159 (83,2 %) детей 3-разовый прием пищи и изменение процентного отношения в распределении получаемой энергии у питающихся 4 раза в день может приводить к повышению риска развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Анализ структуры среднесуточного набора пищевых продуктов показал, что в рационе школьников Санкт-Петербурга присутствуют все основные группы рекомендованных продуктов.
Энергетическая ценность рационов питания детей I группы возраста составила 1933,2 ± 244,9 ккал, у мальчиков II группы — 2084,9 ± 207,7 ккал, у девочек II группы — 1820,9 ± 244,5 ккал, что на 7,9, 15,3 и 19,7 % соответственно ниже физиологических норм потребления для данных возрастных групп.
В связи с тем, что на усвоение питательных веществ оказывает влияние их соотношение в пищевом рационе, в процессе исследования было рассчитано соотношение между белками, жирами, углеводами. Соотношение основных ингредиентов в I группе составило 1,0:1,0:4,0; у мальчиков сред-
Таблица 1
Особенности режима питания школьников
Режим питания Кратность
Абс. число %
2-разовый 6 3,1
3-разовый 153 80,1
4-разовый 28 14,7
5-разовый 4 2,1
Всего 191 100
него школьного возраста — 1,0:1,1:4,01, у девочек средней ступени обучения — 1,1:1,0:3,57 при рекомендуемом соотношении 1,0:1,1:4,8.
Выявлено, что в рационе школьников всех групп имеется дефицит жиров, который в первой группе составил 7,2 %, у мальчиков II группы — 7,8 %, а у девочек II группы — 15,8 %. Потребление насыщенных жирных кислот во всех трех группах соответствовало референтным значениям норм потребления (не более 10 % от калорийности суточного рациона).
Содержание холестерина в рационе младших школьников было на верхней границе норм физиологических потребностей (НФП) — (98,5 ± 33,7 %), в то время как у детей 11-14 лет оно составляло 126,72 ± 49,9 %, что, очевидно, связано с низким потреблением продуктов животного происхождения.
Содержание углеводов в рационе питания школьников всех групп также было ниже рекомендуемых норм. Однако «удельный вес» моно- и дисахари-дов в энергетической ценности рационов у детей 7-10 лет составил 178,1 ± 41,5 %, у мальчиков среднего школьного возраста — 156,1 ± 40,6 %, а у девочек средних классов — 142,9 ± 37,0 %, что превысило рекомендуемые нормы потребления (не более 10 % от калорийности суточного рациона).
Содержание пищевых волокон, оказывающих существенное влияние на процессы переваривания, микробиоценоз и эвакуацию пищи, было в пределах нормы у детей первой группы (104,8 ± 21,1 %) и снижено во второй группе, как у мальчиков, так и у девочек: 75,4 ± 10,6 % и 75,5 ± 14,1 % соответственно.
Обеспеченность рассчитанными в рационе питания эссенциальными микро- и макроэлементами (№, К, Са, Mg, Р, Fe, Со, Мп, Си, 2п) характеризовалась большим колебанием значений (от 30,5 до 396,0 %) в обеих возрастных группах, что является свидетельством несбалансированности макро- и микро-нутриентов, которая способна усиливать дефицит отдельных элементов.
Содержание в рационах школьников такого макроэлемента, как кальций, не превышала 59,7 ± 13,1 % от НФП у детей первой группы
и 51,7 ± 10,4 % от НФП у второй, что соответствует данным других исследований [3, 10].
Количество в пище соединений фосфора в целом не превышало НФП для детей всех возрастных групп и составило 104,5 ± 13,1 % и 102,6 ± 12,0 % соответственно.
Потребление солей магния учениками средних классов было ниже нормы — 93,8 ± 3,7 % у мальчиков и 89,4 ± 12,9 % у девочек, в то время как у детей 7-10 лет оно было достаточным и составило 108,9 ± 16,6 % от НФП.
Несбалансированное содержание в пище кальция, фосфора и магния является одной из причин, затрудняющих всасывание кальция. Оптимальным для всасывания является соотношение кальция и фосфора 1:1,5 и кальция и магния 4:1.
В рационах обследуемых детей младшего школьного возраста это соотношение составило Са:Р — 1:1,84 и Ca:Mg — 2,31:1, у детей среднего школьного возраста — 1:1,99 и 2,25:1 соответственно, что, учитывая потребность организма детей в данных элементах для формирования костной ткани и умственного и физического развития, свидетельствует о недостаточном восполнении физиологической потребности в них и может приводить к нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата.
Уровень содержания железа в продуктах был примерно одинаков у всех возрастных групп: 15,0 ± 2,9 мг у учащихся младших классов и 15,0 ± 3,3 мг у детей 11-14 лет и был в пределах норм физиологической потребности для детей обоих возрастов, что соответствует данным других исследований [2].
Также было выявлено сниженное потребление таких эссенциально важных микроэлементов, как кобальт и цинк. Поступление кобальта составило всего лишь около 30 % от суточной нормы у всех детей, включенных в исследование. Содержание цинка в пищевом рационе также не соответствовало НФП и составило всего лишь 75,0 ± 11,1 % в первой группе. У детей старших классов дефицит цинка был еще более значительным и составил 62,1 ± 9,0 % у мальчиков и 67,5 ± 11,5 % у девочек.
Анализ витаминного и микроэлементного состава рационов детей (табл. 2, 3) позволяет заключить, что
Таблица 2
Содержание основных пищевых веществ, микроэлементов и энергии в среднесуточном рационе питания учеников младших классов
Ингредиенты Физиологическая норма Фактическое содержание (абс.) Фактическое содержание (%)
Белки, г 63 65,2 ± 8,2 103,4 ± 13,1
Жиры, г 70 65,7 ± 11,8 93,8 ± 16,8
Углеводы, г 305 263,0 ± 40,6 86,2 ± 13,3
МДС, г 52,5 93,5 ± 21,9 178,1 ± 41,5
Пищевые волокна, г 15 15,7 ± 3,2 104,8 ± 21,1
Энергетическая ценность 2100 1933,2 ± 244,9 92,1 ± 11,7
Таблица 2 (Продолжение)
Содержание основных пищевых веществ, микроэлементов и энергии в среднесуточном рационе питания учеников младших классов
Ингредиенты Физиологическая норма Фактическое содержание (абс.) Фактическое содержание (%)
Минеральные вещества
Натрий, мг 1000 3959,8 ± 589,2 396,0 ± 58,9
Калий, мг 900 2536,3 ± 410,0 281,8 ± 45,6
Кальций, мг 1100 623,4 ± 144,1 56,7 ± 13,1
Магний, мг 250 272,2 ± 41,6 108,9 ± 16,6
Фосфор, мг 1100 1149,7 ± 144,6 104,5 ± 13,1
Железо, мг 12,0 15,0 ± 2,9 125,0 ± 23,9
Кобальт, мкг 10,0 3,1 ± 0,8 31,0 ± 7,7
Марганец, мг 5,0 3,7 ± 0,8 74,0 ± 17,0
Медь, мг 0,7 0,6 ± 0,1 91,3 ± 20,5
Цинк, мг 10,0 7,5 ± 1,1 75,0 ± 11,1
Витамины
A, мг 700 519,2 ± 339,7 74,2 ± 48,5
Bt, мг 1,1 0,9 ± 0,1 81,5 ± 12,0
B2, мг 1,2 1,1 ± 0,2 95,5 ± 18,5
PP, мг 15,0 12,1 ± 2,1 80,4 ± 13,8
C, мг 60,0 55,6 ± 25,6 92,7 ± 42,6
Таблица 3 Содержание основных пищевых веществ, микроэлементов и энергии в среднесуточном рационе питания учеников средних классов
Ингредиенты Физиологическая норма Фактическое содержание (абс.) Фактическое содержание (%)
МАЛЬЧИКИ
Белки, г 75 68,8 ± 9,0 93,3 ± 15,8
Жиры, г 83 75,3 ± 11,7 92,2 ± 17,5
Углеводы, г 363 275,9 ± 42,8 77,0 ± 11,4
МДС, г, не более 62,5 96,1 ± 24,7 156,1 ± 40,6
Пищевые волокна, г 20 15,1 ± 2,1 75,4 ± 10,6
Энергетическая ценность 2500 2084,9 ± 207,7 84,7 ± 10,1
Минеральные вещества
Натрий, мг 1100 4216,8 ± 642,6 383,3 ± 58,4
Калий, мг 1500 2518,9 ± 647,0 167,9 ± 43,1
Кальций, мг 1200 620,1 ± 124,3 51,7 ± 10,4
Магний, мг 300 281,5 ± 11,2 93,8 ± 3,7
Фосфор, мг 1200 1231,9 ± 144,2 102,7 ± 12,0
Железо, мг 12,0 14,8 ± 1,6 98,7 ± 10,7
Кобальт, мкг 10,0 3,0 ± 0,7 29,7 ± 6,5
Марганец, мг 5,0 3,9 ± 1,0 77,0 ± 19,8
Медь, мг 0,8 1,1 ± 0,4 143,1 ± 43,8
Цинк, мг 12,0 7,5 ± 1,1 62,1 ± 9,0
Витамины
A, мг 1000 455,1 ± 272,4 47,1 ± 27,2
Bt, мг 1,3 1,0 ± 0,1 75,2 ± 8,2
B2, мг 1,5 1,2 ± 0,2 81,7 ± 12,1
PP, мг 18,0 11,2 ± 2,8 62,5 ± 15,4
C, мг 70,0 5 2,9 ± 27,0 84,1 ± 46,3
Таблица 3 (Продолжение)
Содержание основных пищевых веществ, микроэлементов и энергии в среднесуточном рационе питания учеников средних классов
Ингредиенты Физиологическая норма Фактическое содержание (абс.) Фактическое содержание (%)
ДЕВОЧКИ
Белки, г 69 69,8 ± 8,4 101,2 ± 12,1
Жиры, г 77 64,9 ± 15,3 84,2 ± 19,9
Углеводы, г 334 231,7 ± 28,6 69,4 ± 8,6
МДС, г, не более 57,5 82,2 ± 21,2 142,9 ± 37,0
Пищевые волокна, г 20 14,4 ± 2,9 75,5 ± 14,1
Энергетическая ценность 2300 1820,9 ± 244,5 80,3 ± 9,9
Минеральные вещества
Натрий, мг 1100 4027,4 ± 625,6 366,1 ± 56,9
Калий,мг 1500 2366,2 ± 327,6 157,7 ± 21,8
Кальций, мг 1200 610,5 ± 80,2 50,9 ± 6,7
Магний, мг 300 268,3 ± 38,8 89,4 ± 12,9
Фосфор, мг 1200 1230,8 ± 142,7 102,6 ± 11,9
Железо, мг 15,0 15,0 ± 3,3 100,3 ± 22,3
Кобальт, мкг 10,0 3,4 ± 0,7 33,8 ± 7,4
Марганец, мг 5,0 3,8 ± 0,7 75,4 ± 13,7
Медь, мг 0,8 1,3 ± 0,3 169,8 ± 36,5
Цинк, мг 12,0 8,1 ± 1,4 67,5 ± 11,5
Витамины
A, мг 800 1353,3 ± 676,2 173,6 ± 84,9
Bj, мг 1,3 0,9 ± 0,1 69,1 ± 7,9
B2, мг 1,5 1,4 ± 0,4 98,7 ± 29,8
PP, мг 18,0 12,7 ± 2,1 73,1 ± 14,7
C, мг 60,0 52,9 ± 27,0 84,1 ± 46,3
выявленный дисбаланс данных микронутриентов связан с недостаточным употреблением отдельных групп продуктов. Сниженное содержание в рационе детей продуктов животного происхождения (молока и молочных продуктов), рыбы, свежих овощей и фруктов привело к формированию дефицита кальция (и нарушению соотношения кальция и фосфора), цинка, кобальта, марганца, витаминов А, В1, РР и С.
Полученные результаты подтверждаются также анализом анкетирования родителей о пищевом 100
рационе детей в семье. Выявлено, что в домашних условиях мясные продукты ежедневно употребляют лишь 105 (54,5 %) школьников, молоко и молочные продукты — 47,97 %, овощи, фрукты и ягоды — 40,79 %, рыбу и морепродукты — 30,26 % (рис. 1).
Значительное количество — 34 (17,8 %) опрошенных получают эти продукты не чаще 1-2 раз в неделю (17,8 % — мясо, 20,4 % — молочные продукты и творог, 27,2 % — овощи и фрукты).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Хлеб
Мясо
Рис. 1.
Молоко и молоч- Овощи, фрукты ные продукты и ягоды Продукты, ежедневно употребляемые в пищу школьниками дома
Рыба и морепродукты
Таблица 4
Частота потребления основных групп продуктов (раз/день)
Группы продуктов Фактическое потребление (раз в день) Рекомендуемое потребление (раз в день)
Мясо и мясопродукты 2,3 2-3 раза в день
Молоко и кисломолочные продукты 0,9 2-3 раза в день
Творог 0,1 1 раз в 2-3 дня
Сыр 0,3 1 раз в 2-3 дня
Сметана 0,3 1 раз в 2-3 дня
Яйцо 0,4 1 раз в 2-3 дня
Хлебобулочные изделия, макароны (зерновые) 4,5 до 6 раз в день
Овощи 1,1 2-4 раза в день
Фрукты 0,9 2-4 раза в день
Картофель 2,1 2-4 раза в день
Рыба 0,2 1 раз в 2-3 дня
Проведенный анализ суточных продуктовых наборов (табл. 4) и их химического состава у детей школьного возраста Санкт-Петербурга продемонстрировал энергетическую неполноценность пищевых рационов, при этом в рационе всех школьников отмечался дефицит жиров и углеводов. Кроме этого, было выявлено недостаточное содержание в рационе витаминов А, В РР и С, а также эссенциальных макро- и микроэлементов (кальция, кобальта, марганца, меди и цинка). В то же время поступление с пищей солей натрия и калия было значительно выше нормы.
Нарушение количественного и качественного состава рациона школьников является одним из важнейших факторов, способствующих снижению уровня показателей здоровья детского населения и повышению частоты развития заболеваний опорно-двигательного аппарата, развитию железодефицитной и В12-дефицитной анемий, эндемического зоба и ряда других заболеваний, что связано с дефицитом соответствующих витаминов и микроэлементов и подтверждается многочисленными исследованиями [2, 3, 4, 5, 8].
Таким образом, условия и образ жизни детей школьного возраста могут стать причиной неблагоприятных изменений со стороны здоровья ребенка, а с учетом неблагоприятных факторов окружающей среды оказывать комплексное негативное воздействие и приводить к значительному снижению адаптационных возможностей организма и развитию заболеваний.
выводы
Энергетическая ценность пищевого рациона школьников существенно ниже нормативных показателей за счет дефицита основных энергетических субстратов.
Имеется выраженный дисбаланс основных ингредиентов питания вследствие дефицита углеводов и жиров.
Имеется существенный дефицит микронутриен-тов (микро- и макроэлементов, витаминов).
Снижение кратности приема пищи по сравнению с нормами физиологической потребности характерно как для детей младшего, так и старшего школьного возраста, что приводит к энергетическому дисбалансу и может стать причиной различных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Детское питание: руководство для врачей/под ред. В. А. Тутельяна, И.Я Коня // М.: Медицинское информационное агентство, 2009.- 946 с.
2. КлимацкаяЛ.Г. Эколого-биологический мониторинг минерального статуса организованных учащихся города Красноярска / Л. Г Климацкая, А. В. Меняйло, И. Ю. Шевченко, М. И. Лесовская, Г. В. Макарская // Бюлл. СО РАМН.- 2003.- № 3(109).- С. 77-82.
3. Кондратьева Е.И. Потребление кальция школьниками Сибири и Краснодарского края / Е. И. Кондратьева, Е. Г Гаприндашвили, Д. В. Сутовская, Д. В. Хапачева // Вопросы дет. диетологии.- 2010.- Т. 8, № 2.- С. 19-23.
4. Копытько М. В. Оптимизация методов изучения фактического питания дошкольников, посещающих детские организованные коллективы / М. В. Копытько, И. Я. Конь, А. К. Батурин // Вопросы детской диетологии.— 2003.- Т. 1, № 4.- С. 9-12.
5. Кучма В.Р. Международный опыт организации школьного питания / В. Р. Кучма, Ж. Ю. Горелова // Вопросы современной педиатрии.- 2008.- Т. 7, № 2.- С. 14-21.
6. Ладодо К. С. Рациональное питание детей раннего возраста.- М.: Миклош, 2007.- 281 с.
7. Ладодо К. С., Боровик Т. Э, Семенова Н. Н., Суржик А. В. Формирование правильного пищевого поведения / Лечащий врач.- 2009.- № 1.
8. Львов С.Н. Особенности микроэлементного статуса у школьников / С. Н. Львов, В. В. Хорунжий, Д. А. Земляной, И. В. Александрович, В. И. Горбачев, К. В. Пше-ниснов // Сибирский медицинский журнал.- 2011.-№ 6.- С. 65-68.
9. Мазурин А. В., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней.- СПб.: Фолиант, 2010.- 928 с.
10. Мальцев С.В. Гигиеническая оценка состояния питания подростков / С. В. Мальцев, Л. Н. Заболотная, Л. З. Сафина, Р. Т. Зарипова // Мат. IV Росс. форума «Здоровое питание с рождения: медицина, образование, пищевые технологии».- СПб., 2009.- С. 39.
11. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации (Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08, утверждены 18.12.2008 года).
12. Онищенко Г. Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации / Г Г. Онищенко // Здравоохранение Российской Федерации.- 2008.-№ 1.- С. 2-5.
13. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем / Г Г. Онищенко // Гигиена и санитария.— 2007.- № 4.- С. 53-59.
14. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (Утверждены постановлением № 45 23.07.2008 года).
15. Стунеева Г. И. Гигиеническая оценка питания школьников города Рязани по материалам анкетирования / Г. И. Стунеева // Гигиена и санитария. - 2002.-№ 2.- С. 40-41.
16. Химический состав российских пищевых продуктов // Под ред. член-корр. МАИ, проф. И. М. Скури-
♦ Информация об авторах
Львов Сергей Николаевич - к. м. н., доцент, профессор кафедры, кафедра общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-таН: [email protected].
Земляной Дмитрий Алексеевич - ассистент, кафедра общей гигиены. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. Е-тш^: [email protected].
Хорунжий Вячеслав Владимирович - к. х. н., доцент, заведующий кафедрой, кафедра общей и медицинской химии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].
Александрович Ирина Владимировна - к. м. н., доцент, кафедра педиатрии и неонатологии. ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России. 191015, Санкт-Петербург, ул. Кироч-ная, д. 41. E-mail: [email protected].
хина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна.- М.: ДеЛи принт, 2002.- 236 с. 17. Шабалов Н. П. Детство, начиная с внутриутробного - фундамент формирования здоровья и хронических заболеваний человека / Пленарная лекция на областной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры педиатрии «Актуальные вопросы охраны здоровья детей Европейского Севера: взгляд из прошлого через настоящее в будущее» (15-16 ноября 2010 года).- Архангельск.— 2010.
specific features of contemporary diet of st. petersburg school children
Lvov S. N., Zemlyanoy D. A., Khorunzhiy V. V., Aleksandrovich I. V., Pshenisnov K. V.
♦ Resume. The article focuses on one of the most vital problems of pediatrics and food hygiene - peculiarities of children food ration in a big industrial city. Specific contemporary features of nutrition in St. Petersburg child population have been demonstrated. Calorie value of school children food ration has been revealed to be essentially lower than the normal values. Significant carbohydrate, fat and micronutrient deficiency has been found. Reduced number of meals has been described to be characteristic of St. Petersburg school children.
♦ Key words: School children health status; actual feeding; macro-elements; trace elements; ecology.
LvovSergey Nikolayevich - MD, PhD, Associate Professor, Professor Department, Department of General Hygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Zemlyanoy DmitriyAlekseyevich - Assistant Professor Department of general hygiene. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Khorunzhiy Vyacheslav Vladimirovich - PhD, Associate Professor, Head of Department, Department of general & medical chemistry. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: 1135329@mail.
Aleksandrovich Irina Vladimirovna - MD, PhD, Associate Professor; Associate Professor, Department of pediatric and neonatology. North-West State medical I. I. Mechnikov university. 41, Kirochnaya St., St. Petersburg, 191015, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Пшениснов Константин Викторович - к. м. н., доцент, кафедра PshenisnovKonstantin Viktorovich - MD, PhD, Department of анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии. anesthesiology, resuscitation and urgent pediatrics faculty of ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатриче- postgraduate education. Saint-Petersburg State Pediatric Medical ский медицинский университет» Минздрава России. 194100, University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Pe-Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected]. tersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].