УДК613.22 : 316.343.37
ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Л.Г. Клишцкая, А.В. Ивченко Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
В статье представлены показатели насыщенности организма детей некоторыми витаминами и минеральными веществами, режим питания, уровень потребления пищевых веществ по отношению к физиологическим потребностям, установлен уровень обеспечения организма витаминами и минеральными веществами с пищевыми рационами.
Ключевые слова: питание, школьники, гигиеническая грамотность.
In clause the parameters of a saturation of children by some vitamins and mineral substances, mode of a feed, consumption level of food substances in relation to physiological needs are submitted, the level of maintenance by vitamins and mineral substances with diets is established.
Key words: feed, yang people, hygienic knowledge.
Полноценное питание детей - необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов окружающей среды, - должно способствовать обучению во все периоды взросления.
Питание ребенка должно быть сбалансировано в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания и характера деятельности. В организации питания большое значение имеет режим питания, правильное распределение рациона по приемам пищи, только тогда будет обеспечен нормальный рост и развитие подрастающего поколения [1, 2, 3].
Результаты организованного в последние годы мониторинга состояния питания различных групп населения показывают, что структура питания детей и подростков во многих регионах России, начиная с раннего детства, характеризуется стойким снижением потребления наиболее полноценных в биологическом отношении пищевых продуктов.
При поступлении ребенка в общеобразовательное учреждение расширяется круг проблем, связанных с организацией его питания: не все современные школы могут обеспечить 100% охват учащихся питанием, в школьных завтраках отсутствуют в необходимых количествах биологически ценные продукты, слабая материальная база школьных пищеблоков не позволяет изготовления вкусных, безопасных и полезных блюд достаточного ассортимента [4, 5, 6].
С целью разработки краевой целевой программы по устранению микронутриентного дефицита в питании детского и подросткового населения проведена оценка фактического питания детей школьного возраста в сельской местности Красноярского края.
Материал и методы исследования
Общая численность детского и подросткового населения Ачинского района составляет 20,1 тыс. человек, из них 11,7 тысяч - дети школьного возраста. Верифицированная выборка - дети школьного возраста 10-12 лет -составила 960 детей. Обследовано 250 детей, отнесенных к 1-11 группам здоровья, в том числе 182 мальчика и 168 девочек. Целесообразность проведения исследований среди детей данных возрастных групп обусловлена эко-сенситивностью периода развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к изменениям факторов окружающей среды, и, что не маловажно, отсутствием у детей данного возраста сложившегося определенного
типа пищевого поведения [7].
Для оценки фактического питания применялся метод суточного воспроизведения питания с расчетом энергетической ценности и химического состава суточных рационов. Было проанализировано 1172 суточных рациона питания; полученные данные сопоставлялись с официально утвержденными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для данной возрастной и половой категории детей [8].
Исследования биологических сред и субстратов на содержание витаминов и микроэлементов производили на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра при ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». Для определения содержания микроэлементов в волосах головы детей применялись метод с использованием атомно-абсорбционного спектрофотометра GBC 932 АА и методика фирмы «VARIAN» АА-50-1985, АА-56-1986. Определение концентрации аскорбиновой кислоты и тиамина проводилось титрометри-ческим методом (по методу Kark и Н.С. Железняковой) и методом флюоресценции по Янсену [9]. Оценку йоду-рии проводили путем определения массовой концентрации йодид-ионов в моче [10]. Для оценки результатов исследования биологических сред и субстратов использовались стандарты здорового ребенка и среднекраевые показатели.
Результаты были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами. Достоверность различий средних значений массы определяли с использованием двустороннего t-теста Стьюдента. Во всех случаях различия признавались достоверными при р<0,05.
Результаты и их обсуждение
По данным многолетних наблюдений уровень впервые зарегистрированной заболеваемости как у детей, так и у подростков Ачинского района находится на 1-м ранговом месте среди других административных территорий Красноярского края. Число случаев впервые выявленных болезней у подростков-школьников достоверно (Р<0,01) превышает среднекраевой уровень по болезням кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы, болезней костно-мышечной системы.
На данный момент только 8,6 % детей и подростков можно признать абсолютно здоровыми и отнести к первой группе здоровья, у 46,2 % выявляются различные хронические болезни и функциональные отклонения, 18,3% - часто и длительно болеющие дети, 6,2 % детей в
возрасте 10-17 лет имеют дефицит массы тела, у 12, 7 % детей школьного возраста выявлено увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода.
Высокие уровни заболеваемости могут быть реакцией детского организма на влияние окружающей среды, в том числе на нерациональное и несбалансированное питание, которое не обеспечивает физиологические потребности детей в необходимых пищевых веществах и энергии.
При изучении степени обеспеченности организма детей школьного возраста микронутриентами полового диморфизма показателей уринарной экскреции витаминов и йода у детей в возрасте 10-12 лет не было выявлено, достоверные различия между показателями уринарной экскреции этих микронутриентов у мальчиков и девочек отсутствуют (Р<0,02). Среднее содержание аскорбиновой кислоты в часовой моче обследуемых школьников составляет 0,53±0,06 мг/час, что ниже нормы здорового ребенка в 1,3 раза. Относительно среднекраевых показателей у школьников общеобразовательных школ города Ачинска экскреция витамина С снижена в 1,4 раза, обеспеченность аскорбиновой кислотой ниже среднекраево-го уровня выявлена у 23 % школьников.
На еще более низком уровне находится показатель медианы уринарной экскреции аскорбиновой кислоты. Так как изучению подвергались дети, получающие питание в различных самостоятельно питающихся семьях, показатель медианы уринарной экскреции витамина С может быть достаточно информативным для проведения оценки качества питания в детской популяции. Детей с дефицитом аскорбиновой кислоты в организме - 70,0 %; детей с нормальным и повышенным содержанием аскорбиновой кислоты в моче - 30 %, таблица 1.
Среднее содержание тиамина в часовой моче школьников составляет 15,2±1,32 мкг/час. Средние показатели уринарной экскреции тиамина у школьников превышают в 1,4 (Р<0,05) средние показатели, установленные для детей Красноярского края, составляющие 10,5 мкг/час [11]. Более высокий уровень имеет также медиана тиа-минурии. Обеспеченность тиамином ниже среднекрае-вого уровня определена у 36,0 % школьников. Детей с нормальным и повышенным содержанием тиамина в моче (экскреция - 10,5 мкг/час) - 64 %, с пониженным содержанием тиамина - 36 %.
Средний показатель уринарной экскреции йода составляет 85,62±0,7 мкг/л, что в 1,2 раза превышает средние показатели по краю, при этом обеспеченность йодом ниже среднекраевого уровня выявлена у 7,0 % школьников. Дефицит йода испытывают 53,0 % учащихся общеобразовательных школ. Медиана йодурии составляет 69,25 мкг/л, что соответствует среднекраевому уровню (70,0 мкг/л) и свидетельствует о йоддефиците легкой степени в популяции учащихся общеобразовательных школ города Ачинска.
Относительно среднекраевых показателей у школьников общеобразовательных школ города Ачинска средний показатель экскреции йода с мочой превышает аналогичный показатель сверстников Красноярского края в 1,2 раза, но различия недостоверны.
Насыщенность организма школьников в возрасте 1012 лет зависит от типа общеобразовательного учреждения, которое в это время посещает ребенок. Средние показатели уринарной экскреции аскорбиновой кисло-
Таблица 1 - Содержание аскорбиновой кислоты, тиамина и йода в моче школьников
Микронутриенты Содержание в моче детей (п=30) Удельный вес детей (%)
М±т медиана доверительные границы с дефицитом ниже краевого показателя
Вит. С (мг/час) 0,53±0,06 0,4 0,1-1,6 70,0 23,0
Вит.В; (мкг/час) 15,2±1,32 12,85 2,0-58,6 36,0 36,0
Иод (мкг/л) 85,62±0,7 69,25 0,2-335,2 53,0 7,0
Таблица 2 - Содержание аскорбиновой кислоты, тиамина и йода в моче детей в возрасте 10-12 лет Ачинского детского дома
Микронутриенты Содержание в моче детей (п=20) Удельный вес детей (%)
М±т медиана доверительные границы с дефицитом ниже краевого показателя
Вит. С (мг/час) 0,3±0,01 0,27 0,19-0,51 100 100
Вит.В; (мкг/час) 6,2±0,2 6,1 4,76-10,0 100 100
Иод (мкг/л) 73,3±2,1 69,4 0,02-226 60,0 50,0
ты, тиамина у учащихся общеобразовательных школ, получающих питание в домашних условиях и частично в образовательных учреждениях, превышают аналогичные показатели детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников КГОУ «Ачинский детский дом», получающих питание только в условиях школы-интерната с круглосуточным пребыванием, таблица 2.
Дефицит витамина С и тиамина в организме испытывают 100 % воспитанников детского дома. Медианы ури-нарной экскреции аскорбиновой кислоты и тиамина у воспитанников детского дома также снижены относительно показателей школьников общеобразовательных школ в 1,5-2,1 раза; более низкими являются и максимальные границы показателей обследуемой группы.
Показатели уринарной экскреции витамина С и тиамина значительно ниже среднекраевых показателей, чем аналогичные показатели у детей из общеобразовательных школ: экскреция витамина С снижена у воспитанников детского дома в 1,76 раза, тиамина - в 2,5 раза (Р<0,02), йода - в 1,2 раза мкг/л, по сравнению со среднекраевы-ми показателями. Средний показатель уринарной экскреции йода у воспитанников детского дома составляет 73,3±2,1 мкг/л, что соответствует средним показателям по краю, при этом обеспеченность йодом ниже средне-краевого уровня выявлена у 50,0 % детей. Дефицит йода испытывают 60,0 % учащихся детского дома. Медиана йодурии в коллективе детского дома составляет 69,4 мкг/ л, что соответствует среднекраевому уровню и свидетельствует о йоддефиците легкой степени, так же, как в популяции учащихся общеобразовательных школ города Ачинска.
Дефицит пищевых веществ в организме у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, превышающий показатели учащихся общеобразовательных школ, является характерным для образовательных учреждений данного типа не только в Красноярском крае, но и в других регионах страны в связи с особенностями их устройства, содержания и финансирования [12,13].
Аналогичная ситуация регистрируется во многих регионах нашей страны, где из-за малой эффективности проводимых мероприятий хотя и отмечается уменьшение напряженности микронутриентного дефицита, нормативные показатели насыщенности организма витаминами и минеральными веществами в настоящее время достигнуты не более, чем у 48-50 % обследуемого детского и подросткового населения [4, 5, 6, 7].
По результатам исследования волос головы учащихся установлено, что содержание железа в волосах маль-
чиков и девочек несколько превышает Таблица 3 -официальные и условные биологически возраста допустимые уровни концентраций макро-и микроэлементов в волосах детей, установленные Министерством Здравоохранения России и Центром Биотической Медицины, таблица 3.
Среднее содержание кальция, меди, цинка, кобальта находится в пределах допустимых величин. Содержание селена значительно снижено. Повышенное содержание железа в волосах выявлено у 52,4 % обследованных детей и превышает сред-некраевой уровень в 1,4 раза. Встречаемость повышенного содержания железа в волосах детей характерна для малых городов Красноярского края. Средние концентрации кальция, меди, селена, цинка в волосах головы школьников аналогичны среднекраевым показателям, выявленные различия недостоверны (Р>0,02), таблица 4.
Повышенное относительно условных биологически допустимых уровней концентраций макро- и микроэлементов в волосах детей содержание кальция отмечается у 19,0 % детей, меди - у 4,8 % детей. Полученные данные свидетельствуют о значительной распространенности субнормальной обеспеченности организма школьников кальцием и железом. При этом дефицит кальция в организме испытывают 19 %, железа - 14,3 %, меди - 14,3, цинка - 28,6 %; селена - 100 % обследованных детей.
Высокая выявляемость детей с пониженным содержанием в волосах цинка, меди, железа (58,0.. .69,0 %) характерна для многих регионов страны, в том числе для детей школьного возраста Московской области. Как правило, подобные дефицитные состояния выявляются в большей степени в образовательных учреждениях с нарушениями в организации питания детей [5].
Дефицит микронутриентов выявляется во всех возрастных группах детей и подростков, независимо от уровня достатка их семей и вида образовательных учреждений, которые они посещают. Установлено также, что уровень потребления микронутриентов определяется не столько уровнем доходов, сколько уровнем образования населения [14].
По данным проведенного опроса школьников, употребляют в пищу поливитамины не более 1,5 %, витаминизированные напитки и соки - не более 8 % школьников; только 36 % семей, имеющих детей школьного возраста, используют для приготовления пищи соль, обогащенную йодом.
В торговые предприятия района йодированная соль поступает не достаточно высокого качества. Результаты мониторинга качества йодированной соли, поступающей в торговую сеть города Ачинска, приведены в таблице 4.
Результаты осуществляемого мониторинга качества йодированной соли, поступающей в торговые предприятия района, показали, что качество йодированной соли ежегодно ухудшается. В 2006 году практически каждый 2-й образец не соответствовал ГОСТ по содержанию йода. Обнаруженные концентрации соединений йода в «нестандартных» образцах в 2-4 раза ниже установленных нормативов, рассчитанных для полного восполнения физиологических потребностей организма в йоде для всех групп населения.
Содержание некоторых микроэлементов в волосах детей школьного
Микроэлементы (мкг/г) Содержание в волосах детей (п=21) Удельный вес детей с содержанием (%)
девочки М±т мальчики М±т доверительные границы пониженным повышенным
Са 1301±64,8 790,3±59,4 68,0-2888,0 19,0 19,0
Fe 51,4±3,87 60,6±4,39 8,0-163,0 14,3 52,4
Си 10,43±0,36 8,3±0,38 5,5-21,32 14,3 4,8
Se 0,25±0,006 0,24±0,01 0,01-0,34 100 0,0
Zn 158,4±3,72 148,7±3,21 101-203,4 28,6 0,0
Со 0,25±0,0 0,25±0,0 0,25-0,25 0,0 0,0
Таблица 4 - Результаты исследований йодированной соли за период 2002-2006 годы
Годы Средние концентрации йода в образцах, не соответствующих ГОСТ (мг/кг) Удельный вес образцов йодированной соли, не соответствующей ГОСТ (%)
2002 10,0 2,7
2003 10,0 1,2
2004 10,0.13,2 4,2
2005 21,0.34,0 25,0
2006 7,0.35,0 44,4
Режим питания детей школьного возраста значительно отличается от физиологически обоснованных регламентов, разработанных с учетом особенностей детского организма. Регулярное 4-разовое питание, являющееся оптимальным для данного возраста, получает не более 40 % школьников; 5 раз в день не питается ни один опрошенный ребенок. Основная масса детей- 54,9 % - принимает пищу 3 раза в день (среди школьников Красноярского края таких детей 42,1 %). Каждый двадцатый школьник или 5,1 % питается 2 раза в день и менее.
Детей, не получающих регулярно утром завтрак - 15,1 %. Это, в основном, мальчики, из которых регулярно не завтракают 24,4 % опрошенных. Каждый третий прием пищи у школьника в возрасте 10-12 лет (29,0 %) происходит всухомятку - посредством бутербродов и выпечных изделий.
Перерывы между приемами пищи у 25,1 % школьников более продолжительные, чем допускается гигиеническими регламентами, и составляют от 6 до 8 часов и более.
Таким образом, высоким уровням распространенности заболеваемости у детей и подростков села могут способствовать нарушения физиологически обоснованного режима питания, в результате чего снижается объем и качество принимаемой детьми пищи, приводящие в дальнейшем к микронутриентному дефициту, вследствие чего происходят функциональные, а затем и патологические изменения в растущем организме.
С фактическими пищевыми рационами физиологические потребности в белках удовлетворяются у школьников на 84,9 и 78,3 %, в животных белках - на 57,4-60,4 %, причем, доля животного белка снижена и составляет только 73-71,5 % от гигиенического регламента. Занижено относительно физиологических потребностей детей поступление с пищевыми рационами жиров и углеводов. Общая энергетическая ценность суточных рационов питания школьников составляет 70,1-77,6 % от нормативного, таблица 5.
Соотношение белков, жиров и углеводов в средних суточных рационах питания школьников города Ачинска составляет у девочек 1 : 0,76 : 4,1, у мальчиков -1 : 0,8 : 3,9, что свидетельствует о недостаточном поступлении жиров с пищевыми рационами, в том числе рас-
Таблица 5 - Среднесуточное потребление школьниками белков, жиров, углеводов витаминов и энергии с пищевыми рационами
Ингредиенты рациона Среднее суточное потребление (М±т) % детей с дефицитом потребления (М±т)
девочки мальчики девочки мальчики
Белки общие, г 64,17 ± 5,3 76,5 ± 17,8 64,5±2,8 64,9±5,3
Белки животные, г 28,11 ± 8,9 32,62 ± 12,4 77,4±2,2 76,9±3,8
Доля животного белка менее норматива, % 43,8 ±2,1 42,9 ±2,9 73,0±4,3 71,5±5,6
Жиры общие, г Углеводы, г 48,9 ± 6,08 265,5 ± 12,4 63,2 ± 5,9 295,8 ± 26,7 84,2±3,2 14,8±0,8 86,6±4,3 15,9±1,8
Энергетическая ценность (ккал/сут) 1753,4 ±183,5 2134,7 ±140,8 78,1±5,1 75,6±4,2
С, мг 82,7 ± 11,7 60,04 ± 6,07 28,6±1,6 35,8±1,7
А, мкг 1260 ± 166,5 1420 ± 26,4 57,5±2,1 52,0±2,7
Е, мг 18,7 ± 1,52 19,6 ± 3,6 27,0±2,2 33,3±1,9
Д, мкг 0,5 ± 0,04 0,73 ± 0,1 80,0±5,3 69,2±6,1
В1, мг 0,74 ± 0,51 1,17 ± 0,66 46,9±2,9 23,6±1,7
В2, мг 0,78 ± 0,4 1,01 ± 0,08 42,0±1,8 29,4±2,5
Пиридоксин, мг 1,54 ± 0,11 1,92 ± 0,71 66,3±4,9 76,7±8,4
Фолацин, мг 123,4 ± 7,74 153,1 ± 23,9 61,7±12,2 37,1±3,6
Таблица 6 - Среднесуточное потребление школьниками Ачинского района микроэлементов с пищевыми рационами
Минеральные вещества Среднее суточное потребление (М±т) % детей с дефицитом потребления (М±т)
девочки мальчики девочки мальчики
Мg, мг 294,4 ± 15,6 321,4 ± 45,6 26,3±5,2 36,1±2,1
Са, мг 458,0 ± 21,7 285,0 ± 17,2 68,6±7,8 84,9±4,1
Р, мг 1034,1 ± 23,2 1178,7 ± 35,2 57,8±2,9 63,2±3,3
Мп, мг 3710,5 ± 60,6 3927,1 ± 65,4 13,5±1,5 16,4±1,2
Бе, мг 16,9 ± 1,28 21,1 ± 1,07 14,6±2,1 24,3±2,1
2п, мг 8,8 ± 0,39 8,2 ± 0,6 24,9±3,3 17,9±4,2
1 мкг 0,94 ± 0,05 0,99 ± 0,12 55,6±2,3 58,8±5,2
Си, мг 1,39 ± 0,12 1,24 ± 0,24 24,4±1,8 18,7±1,2
тительных, содержащих биологически ценные ПНЖК.
В возникновении многих болезней, в том числе болезней эндокринной системы и обмена веществ, важное значение имеют гиповитаминозы и гипоэлементозы, которые могут появляться при отсутствии или снижении количества витаминов и микроэлементов в пищевых рационах. По данным многих авторов, проводящих исследования в этом направлении, дефицит витамина С выявляется в 20,0.. .23,6 % случаев при обследовании детей и подростков, у которых отсутствует или поступает недостаточное количество свежих фруктов, даже при введении достаточного количества аскорбиновой кислоты в готовые блюда [12]. В связи с недостаточным поступлением с пищей овощей и фруктов в рационах питания как девочек, так и мальчиков города Ачинска снижено количество витамина С, которое не превышает 82,6-65,8 % от их физиологических потребностей.
В связи со сравнительно малым количеством потребляемой рыбы, снижено количество поступающего с пищей витамина Д до 20,0-29,2 % от рекомендуемых норм. Доля школьников, в суточных рационах питания которых недостаточно витамина Д, составляет 69,2-80 % от числа обследованных детей.
Физиологическая потребность в витаминах группы В, за исключением пиридоксина, с фактическими пищевыми рационами удовлетворена на 52,0.83,6 %; в наибольшей мере дефицит поступления витаминов В1 и В2 испытывают девочки. Дефицитное поступление с пищей витаминов группы В может быть связано с недостаточным количеством крупяных изделий и ржаного хлеба в
рационах питания. Результаты биологического тестирования школьников подтвердили полученные расчетным путем данные о недостаточном поступлении витаминов группы В с пищей: 36 % обследованных школьников в возрасте 10-12 лет испытывают недостаточную насыщенность организма тиамином.
Общеизвестна жизненная важность и биологическая роль таких микроэлементов, как Са, Fe, Си, Со, 2п, Se и 1. Кальций участвует в развитии и функционировании костно-мышечной системы; человеческий скелет на 97 % состоит из кальция. Фосфор входит в состав фосфолипидов и других органических соединений, участвует в образовании костного скелета, зубов.
Потребности в кальции и фосфоре у школьников села удовлетворяются не более чем на 38,2-57,4%. Дефицит кальция выявляется у 68,6±7,8% девочек и 84,9±4,1% мальчиков. Соотношение кальция и фосфора в средних суточных рационах составляет 1 : 2,25, что не является благоприятным для организма детей, так как избыточный фосфор представляет опасность для детского организма, поскольку почки в данном возрасте могут не справиться с большой фосфорной нагрузкой [3, 12, 13]. Дефицит магния в суточных рационах питания выявляется у 26,3±5,2% девочек и 36,1±2,1% мальчиков. Соотношение между кальцием и магнием составляет 1 : 0,12, что является благоприятным для усвоения других микроэлементов, поступающих с пищей.
Среднее содержание йода в пищевых рационах школьников незначительно снижено относительно физиологических потребностей, различия не являются достоверными (Р>0,05). Дефицит йода в рационах питания определен у 55,62,3% девочек и 58,8±5,2% мальчиков, что обусловливает высокие показатели распространенности йод-дефицита среди школьников.
Содержание железа в суточных рационах питания превышает физиологическую норму как у девочек, так и у мальчиков в среднем на 12%. Проведенные исследования волос головы детей показали превышение концентрации железа в 52,4% случаев. Таким образом, повышенные концентрации железа в волосах детей могут быть связаны с избыточным содержанием микроэлемента в пищевых рационах. Вместе с тем, недостаточное содержание железа в пище выявлено у 14,6±2,1% девочек и 24,3±2,1% мальчиков, что обусловливает наличие группы детей с дефицитом железа в организме.
Физиологические потребности в цинке у школьников удовлетворяются с фактическими суточными рационами на 58,7%. Вместе с тем, в волосах головы 28,6% обследуемых детей обнаружены пониженные относительно биологически допустимых уровней концентрации цинка. Таким образом, пониженные концентрации цинка в волосах детей могут быть связаны с недостаточным поступлением микроэлемента с пищей.
Для устранения дефицита микронутриентов в питании детей села необходимо разработать и внедрить целевую программу, направленную на повышение уровня
гигиенических знаний взрослого и детского населения, при этом акцент должен быть сделан на повышение ценности питания путем введения в рационы питания биологически активных добавок к пище или обогащенных пищевых продуктов. Особенно это касается детей школьного возраста, находящихся в условиях общеобразовательного учреждения значительную часть своей жизни, приходящуюся на период максимального роста и развития всех органов и систем
Выводы
Фактическое питание школьников в значительной степени не удовлетворяет потребности детей во многих пищевых веществах, что подтверждается результатами биологического тестирования. Пониженное содержание йода в моче определяется у 53 %, аскорбиновой кислоты - у 70 %, тиамина - у 36 % школьников, что свидетельствует о микронутриентном дефиците более чем у половины детского населения.
Режим питания детей школьного возраста не является оптимальным и не обеспечивает своевременное и достаточное поступление пищи в организм; частые приемы пищи всухомятку, перерывы между приемами пищи, превышающие допустимое время, создают риск развития функциональных нарушений и болезней пищеварительного тракта.
Соотношение белков, жиров и углеводов не является благоприятным; соотношение кальция и фосфора в рационе представляет опасность для детского организма; физиологическая потребность в витаминах группы В с фактическими пищевыми рационами удовлетворена на 52,0.83,6 %.
Дефицит поступления витаминов в комплексе с нарушениями белкового и микроэлементного обмена может способствовать распространенности общей заболеваемости, росту числа болезней кожи и подкожной клетчатки, болезней эндокринной и мочеполовой сферы.
Профилактические мероприятия по устранению мик-ронутриентного дефицита в домашних условиях проводятся неэффективно; качество йодированной соли в торговой сети не соответствует государственному стандарту по вложению препаратов йода.
Литература
1. Тутельян, В.А. Коррекция микронутриентного дефицита - важнейший аспект концепции здорового питания населения России / В.А. Тутельян, В.Б. Спиричев // Вопросы питания. -1999. - № 1. - С. 3-11.
2. Тутельян, В.А. Руководство по детскому питанию / В.А. Тутельян, И.Я. Конь. - М. 2004.
3. Конь И.Я. Питание здорового и больного ребенка / И.Я. Конь. - М.: РГМУ, 1998. - С. 11.
4. Дмитриевская, С.В. Гигиеническая оценка состояния питания детей дошкольного возраста Мурманска / С.В. Дмитриевская, А.В. Истомин, А.А. Королев // Вопросы питания. - 2004. -№5. - С. 6-10.
5. Кучма, В.Р. Научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - №2. - С.18-22.
6. Крукович, Е.В. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края / Крукович Е.В., Жданова Л.А. // Гигиена и санитария. - 2007. - №1. - С. 71.
7. Сухарев, А.Г. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения (на примере Республики Алтай) /А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова. - М., 2000.
8 . Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. МР2.3.1.2432-08.
9. Минх, А. А. Методы гигиенических исследований. - М.: Медгиз, 1961. - С. 413-417.
10. Биологические объекты (моча). Инверсионновольтампе-рометрический метод измерения массовой концентрации йодид-ионов. МУ 08-47/128. - Томск.: ВНПФ «ЮМХ», 2002. - 28 с.
11. Климацкая, Л.Г. Питание и здоровье школьников Красноярского края / Л.Г Климацкая, И.Ю. Шевченко, С.В. Куркатов // Первая краевая. - 2004. - № 21. - С. 23-27.
1 2. Кошелева, О.В. Пищевые продукты как источник витамина С в питании населения Российской Федерации / О.В. Кошелева, А.К. Батурин, Л.Н. Шатнюк // Вопросы питания. - 2006. - №2. -С.14-18.
1 3 . Маюрникова, Л. Детский дом: питание и здоровье детей неразрывно связаны / Л. Маюрникова, М. Куракин, О. Жукова // Питание и общество. - 2006. - №11. - С.2-4.
14. Тутельян, В.А. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В.А. Тутельян, Г.Г. Онищенко. -Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2002. - 344 с.
Поступила 13.03.09