Научная статья на тему 'Особенности питания детей школьного возраста в сельской местности'

Особенности питания детей школьного возраста в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FEED / YANG PEOPLE / HYGIENIC KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Климацкая Л. Г., Ивченко А. В.

В статье представлены показатели насыщенности организма детей некоторыми витаминами и минеральны­ми веществами, режим питания, уровень потребления пищевых веществ по отношению к физиологическим по­требностям, установлен уровень обеспечения организма витаминами и минеральными веществами с пищевыми рационами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIETARY HABITS OF SCHOOL-AGED CHILDREN IN THE RURAL AREA

In clause the parameters of a saturation of children by some vitamins and mineral substances, mode of a feed, consumption level of food substances in relation to physiological needs are submitted, the level of maintenance by vitamins and mineral substances with diets is established.

Текст научной работы на тему «Особенности питания детей школьного возраста в сельской местности»

УДК613.22 : 316.343.37

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Л.Г. Клишцкая, А.В. Ивченко Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

В статье представлены показатели насыщенности организма детей некоторыми витаминами и минеральными веществами, режим питания, уровень потребления пищевых веществ по отношению к физиологическим потребностям, установлен уровень обеспечения организма витаминами и минеральными веществами с пищевыми рационами.

Ключевые слова: питание, школьники, гигиеническая грамотность.

In clause the parameters of a saturation of children by some vitamins and mineral substances, mode of a feed, consumption level of food substances in relation to physiological needs are submitted, the level of maintenance by vitamins and mineral substances with diets is established.

Key words: feed, yang people, hygienic knowledge.

Полноценное питание детей - необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов окружающей среды, - должно способствовать обучению во все периоды взросления.

Питание ребенка должно быть сбалансировано в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания и характера деятельности. В организации питания большое значение имеет режим питания, правильное распределение рациона по приемам пищи, только тогда будет обеспечен нормальный рост и развитие подрастающего поколения [1, 2, 3].

Результаты организованного в последние годы мониторинга состояния питания различных групп населения показывают, что структура питания детей и подростков во многих регионах России, начиная с раннего детства, характеризуется стойким снижением потребления наиболее полноценных в биологическом отношении пищевых продуктов.

При поступлении ребенка в общеобразовательное учреждение расширяется круг проблем, связанных с организацией его питания: не все современные школы могут обеспечить 100% охват учащихся питанием, в школьных завтраках отсутствуют в необходимых количествах биологически ценные продукты, слабая материальная база школьных пищеблоков не позволяет изготовления вкусных, безопасных и полезных блюд достаточного ассортимента [4, 5, 6].

С целью разработки краевой целевой программы по устранению микронутриентного дефицита в питании детского и подросткового населения проведена оценка фактического питания детей школьного возраста в сельской местности Красноярского края.

Материал и методы исследования

Общая численность детского и подросткового населения Ачинского района составляет 20,1 тыс. человек, из них 11,7 тысяч - дети школьного возраста. Верифицированная выборка - дети школьного возраста 10-12 лет -составила 960 детей. Обследовано 250 детей, отнесенных к 1-11 группам здоровья, в том числе 182 мальчика и 168 девочек. Целесообразность проведения исследований среди детей данных возрастных групп обусловлена эко-сенситивностью периода развития, когда организм ребенка наиболее чувствителен к изменениям факторов окружающей среды, и, что не маловажно, отсутствием у детей данного возраста сложившегося определенного

типа пищевого поведения [7].

Для оценки фактического питания применялся метод суточного воспроизведения питания с расчетом энергетической ценности и химического состава суточных рационов. Было проанализировано 1172 суточных рациона питания; полученные данные сопоставлялись с официально утвержденными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для данной возрастной и половой категории детей [8].

Исследования биологических сред и субстратов на содержание витаминов и микроэлементов производили на базе аккредитованного испытательного лабораторного центра при ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». Для определения содержания микроэлементов в волосах головы детей применялись метод с использованием атомно-абсорбционного спектрофотометра GBC 932 АА и методика фирмы «VARIAN» АА-50-1985, АА-56-1986. Определение концентрации аскорбиновой кислоты и тиамина проводилось титрометри-ческим методом (по методу Kark и Н.С. Железняковой) и методом флюоресценции по Янсену [9]. Оценку йоду-рии проводили путем определения массовой концентрации йодид-ионов в моче [10]. Для оценки результатов исследования биологических сред и субстратов использовались стандарты здорового ребенка и среднекраевые показатели.

Результаты были подвергнуты статистической обработке общепринятыми методами. Достоверность различий средних значений массы определяли с использованием двустороннего t-теста Стьюдента. Во всех случаях различия признавались достоверными при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

По данным многолетних наблюдений уровень впервые зарегистрированной заболеваемости как у детей, так и у подростков Ачинского района находится на 1-м ранговом месте среди других административных территорий Красноярского края. Число случаев впервые выявленных болезней у подростков-школьников достоверно (Р<0,01) превышает среднекраевой уровень по болезням кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы, болезней костно-мышечной системы.

На данный момент только 8,6 % детей и подростков можно признать абсолютно здоровыми и отнести к первой группе здоровья, у 46,2 % выявляются различные хронические болезни и функциональные отклонения, 18,3% - часто и длительно болеющие дети, 6,2 % детей в

возрасте 10-17 лет имеют дефицит массы тела, у 12, 7 % детей школьного возраста выявлено увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода.

Высокие уровни заболеваемости могут быть реакцией детского организма на влияние окружающей среды, в том числе на нерациональное и несбалансированное питание, которое не обеспечивает физиологические потребности детей в необходимых пищевых веществах и энергии.

При изучении степени обеспеченности организма детей школьного возраста микронутриентами полового диморфизма показателей уринарной экскреции витаминов и йода у детей в возрасте 10-12 лет не было выявлено, достоверные различия между показателями уринарной экскреции этих микронутриентов у мальчиков и девочек отсутствуют (Р<0,02). Среднее содержание аскорбиновой кислоты в часовой моче обследуемых школьников составляет 0,53±0,06 мг/час, что ниже нормы здорового ребенка в 1,3 раза. Относительно среднекраевых показателей у школьников общеобразовательных школ города Ачинска экскреция витамина С снижена в 1,4 раза, обеспеченность аскорбиновой кислотой ниже среднекраево-го уровня выявлена у 23 % школьников.

На еще более низком уровне находится показатель медианы уринарной экскреции аскорбиновой кислоты. Так как изучению подвергались дети, получающие питание в различных самостоятельно питающихся семьях, показатель медианы уринарной экскреции витамина С может быть достаточно информативным для проведения оценки качества питания в детской популяции. Детей с дефицитом аскорбиновой кислоты в организме - 70,0 %; детей с нормальным и повышенным содержанием аскорбиновой кислоты в моче - 30 %, таблица 1.

Среднее содержание тиамина в часовой моче школьников составляет 15,2±1,32 мкг/час. Средние показатели уринарной экскреции тиамина у школьников превышают в 1,4 (Р<0,05) средние показатели, установленные для детей Красноярского края, составляющие 10,5 мкг/час [11]. Более высокий уровень имеет также медиана тиа-минурии. Обеспеченность тиамином ниже среднекрае-вого уровня определена у 36,0 % школьников. Детей с нормальным и повышенным содержанием тиамина в моче (экскреция - 10,5 мкг/час) - 64 %, с пониженным содержанием тиамина - 36 %.

Средний показатель уринарной экскреции йода составляет 85,62±0,7 мкг/л, что в 1,2 раза превышает средние показатели по краю, при этом обеспеченность йодом ниже среднекраевого уровня выявлена у 7,0 % школьников. Дефицит йода испытывают 53,0 % учащихся общеобразовательных школ. Медиана йодурии составляет 69,25 мкг/л, что соответствует среднекраевому уровню (70,0 мкг/л) и свидетельствует о йоддефиците легкой степени в популяции учащихся общеобразовательных школ города Ачинска.

Относительно среднекраевых показателей у школьников общеобразовательных школ города Ачинска средний показатель экскреции йода с мочой превышает аналогичный показатель сверстников Красноярского края в 1,2 раза, но различия недостоверны.

Насыщенность организма школьников в возрасте 1012 лет зависит от типа общеобразовательного учреждения, которое в это время посещает ребенок. Средние показатели уринарной экскреции аскорбиновой кисло-

Таблица 1 - Содержание аскорбиновой кислоты, тиамина и йода в моче школьников

Микронутриенты Содержание в моче детей (п=30) Удельный вес детей (%)

М±т медиана доверительные границы с дефицитом ниже краевого показателя

Вит. С (мг/час) 0,53±0,06 0,4 0,1-1,6 70,0 23,0

Вит.В; (мкг/час) 15,2±1,32 12,85 2,0-58,6 36,0 36,0

Иод (мкг/л) 85,62±0,7 69,25 0,2-335,2 53,0 7,0

Таблица 2 - Содержание аскорбиновой кислоты, тиамина и йода в моче детей в возрасте 10-12 лет Ачинского детского дома

Микронутриенты Содержание в моче детей (п=20) Удельный вес детей (%)

М±т медиана доверительные границы с дефицитом ниже краевого показателя

Вит. С (мг/час) 0,3±0,01 0,27 0,19-0,51 100 100

Вит.В; (мкг/час) 6,2±0,2 6,1 4,76-10,0 100 100

Иод (мкг/л) 73,3±2,1 69,4 0,02-226 60,0 50,0

ты, тиамина у учащихся общеобразовательных школ, получающих питание в домашних условиях и частично в образовательных учреждениях, превышают аналогичные показатели детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - воспитанников КГОУ «Ачинский детский дом», получающих питание только в условиях школы-интерната с круглосуточным пребыванием, таблица 2.

Дефицит витамина С и тиамина в организме испытывают 100 % воспитанников детского дома. Медианы ури-нарной экскреции аскорбиновой кислоты и тиамина у воспитанников детского дома также снижены относительно показателей школьников общеобразовательных школ в 1,5-2,1 раза; более низкими являются и максимальные границы показателей обследуемой группы.

Показатели уринарной экскреции витамина С и тиамина значительно ниже среднекраевых показателей, чем аналогичные показатели у детей из общеобразовательных школ: экскреция витамина С снижена у воспитанников детского дома в 1,76 раза, тиамина - в 2,5 раза (Р<0,02), йода - в 1,2 раза мкг/л, по сравнению со среднекраевы-ми показателями. Средний показатель уринарной экскреции йода у воспитанников детского дома составляет 73,3±2,1 мкг/л, что соответствует средним показателям по краю, при этом обеспеченность йодом ниже средне-краевого уровня выявлена у 50,0 % детей. Дефицит йода испытывают 60,0 % учащихся детского дома. Медиана йодурии в коллективе детского дома составляет 69,4 мкг/ л, что соответствует среднекраевому уровню и свидетельствует о йоддефиците легкой степени, так же, как в популяции учащихся общеобразовательных школ города Ачинска.

Дефицит пищевых веществ в организме у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, превышающий показатели учащихся общеобразовательных школ, является характерным для образовательных учреждений данного типа не только в Красноярском крае, но и в других регионах страны в связи с особенностями их устройства, содержания и финансирования [12,13].

Аналогичная ситуация регистрируется во многих регионах нашей страны, где из-за малой эффективности проводимых мероприятий хотя и отмечается уменьшение напряженности микронутриентного дефицита, нормативные показатели насыщенности организма витаминами и минеральными веществами в настоящее время достигнуты не более, чем у 48-50 % обследуемого детского и подросткового населения [4, 5, 6, 7].

По результатам исследования волос головы учащихся установлено, что содержание железа в волосах маль-

чиков и девочек несколько превышает Таблица 3 -официальные и условные биологически возраста допустимые уровни концентраций макро-и микроэлементов в волосах детей, установленные Министерством Здравоохранения России и Центром Биотической Медицины, таблица 3.

Среднее содержание кальция, меди, цинка, кобальта находится в пределах допустимых величин. Содержание селена значительно снижено. Повышенное содержание железа в волосах выявлено у 52,4 % обследованных детей и превышает сред-некраевой уровень в 1,4 раза. Встречаемость повышенного содержания железа в волосах детей характерна для малых городов Красноярского края. Средние концентрации кальция, меди, селена, цинка в волосах головы школьников аналогичны среднекраевым показателям, выявленные различия недостоверны (Р>0,02), таблица 4.

Повышенное относительно условных биологически допустимых уровней концентраций макро- и микроэлементов в волосах детей содержание кальция отмечается у 19,0 % детей, меди - у 4,8 % детей. Полученные данные свидетельствуют о значительной распространенности субнормальной обеспеченности организма школьников кальцием и железом. При этом дефицит кальция в организме испытывают 19 %, железа - 14,3 %, меди - 14,3, цинка - 28,6 %; селена - 100 % обследованных детей.

Высокая выявляемость детей с пониженным содержанием в волосах цинка, меди, железа (58,0.. .69,0 %) характерна для многих регионов страны, в том числе для детей школьного возраста Московской области. Как правило, подобные дефицитные состояния выявляются в большей степени в образовательных учреждениях с нарушениями в организации питания детей [5].

Дефицит микронутриентов выявляется во всех возрастных группах детей и подростков, независимо от уровня достатка их семей и вида образовательных учреждений, которые они посещают. Установлено также, что уровень потребления микронутриентов определяется не столько уровнем доходов, сколько уровнем образования населения [14].

По данным проведенного опроса школьников, употребляют в пищу поливитамины не более 1,5 %, витаминизированные напитки и соки - не более 8 % школьников; только 36 % семей, имеющих детей школьного возраста, используют для приготовления пищи соль, обогащенную йодом.

В торговые предприятия района йодированная соль поступает не достаточно высокого качества. Результаты мониторинга качества йодированной соли, поступающей в торговую сеть города Ачинска, приведены в таблице 4.

Результаты осуществляемого мониторинга качества йодированной соли, поступающей в торговые предприятия района, показали, что качество йодированной соли ежегодно ухудшается. В 2006 году практически каждый 2-й образец не соответствовал ГОСТ по содержанию йода. Обнаруженные концентрации соединений йода в «нестандартных» образцах в 2-4 раза ниже установленных нормативов, рассчитанных для полного восполнения физиологических потребностей организма в йоде для всех групп населения.

Содержание некоторых микроэлементов в волосах детей школьного

Микроэлементы (мкг/г) Содержание в волосах детей (п=21) Удельный вес детей с содержанием (%)

девочки М±т мальчики М±т доверительные границы пониженным повышенным

Са 1301±64,8 790,3±59,4 68,0-2888,0 19,0 19,0

Fe 51,4±3,87 60,6±4,39 8,0-163,0 14,3 52,4

Си 10,43±0,36 8,3±0,38 5,5-21,32 14,3 4,8

Se 0,25±0,006 0,24±0,01 0,01-0,34 100 0,0

Zn 158,4±3,72 148,7±3,21 101-203,4 28,6 0,0

Со 0,25±0,0 0,25±0,0 0,25-0,25 0,0 0,0

Таблица 4 - Результаты исследований йодированной соли за период 2002-2006 годы

Годы Средние концентрации йода в образцах, не соответствующих ГОСТ (мг/кг) Удельный вес образцов йодированной соли, не соответствующей ГОСТ (%)

2002 10,0 2,7

2003 10,0 1,2

2004 10,0.13,2 4,2

2005 21,0.34,0 25,0

2006 7,0.35,0 44,4

Режим питания детей школьного возраста значительно отличается от физиологически обоснованных регламентов, разработанных с учетом особенностей детского организма. Регулярное 4-разовое питание, являющееся оптимальным для данного возраста, получает не более 40 % школьников; 5 раз в день не питается ни один опрошенный ребенок. Основная масса детей- 54,9 % - принимает пищу 3 раза в день (среди школьников Красноярского края таких детей 42,1 %). Каждый двадцатый школьник или 5,1 % питается 2 раза в день и менее.

Детей, не получающих регулярно утром завтрак - 15,1 %. Это, в основном, мальчики, из которых регулярно не завтракают 24,4 % опрошенных. Каждый третий прием пищи у школьника в возрасте 10-12 лет (29,0 %) происходит всухомятку - посредством бутербродов и выпечных изделий.

Перерывы между приемами пищи у 25,1 % школьников более продолжительные, чем допускается гигиеническими регламентами, и составляют от 6 до 8 часов и более.

Таким образом, высоким уровням распространенности заболеваемости у детей и подростков села могут способствовать нарушения физиологически обоснованного режима питания, в результате чего снижается объем и качество принимаемой детьми пищи, приводящие в дальнейшем к микронутриентному дефициту, вследствие чего происходят функциональные, а затем и патологические изменения в растущем организме.

С фактическими пищевыми рационами физиологические потребности в белках удовлетворяются у школьников на 84,9 и 78,3 %, в животных белках - на 57,4-60,4 %, причем, доля животного белка снижена и составляет только 73-71,5 % от гигиенического регламента. Занижено относительно физиологических потребностей детей поступление с пищевыми рационами жиров и углеводов. Общая энергетическая ценность суточных рационов питания школьников составляет 70,1-77,6 % от нормативного, таблица 5.

Соотношение белков, жиров и углеводов в средних суточных рационах питания школьников города Ачинска составляет у девочек 1 : 0,76 : 4,1, у мальчиков -1 : 0,8 : 3,9, что свидетельствует о недостаточном поступлении жиров с пищевыми рационами, в том числе рас-

Таблица 5 - Среднесуточное потребление школьниками белков, жиров, углеводов витаминов и энергии с пищевыми рационами

Ингредиенты рациона Среднее суточное потребление (М±т) % детей с дефицитом потребления (М±т)

девочки мальчики девочки мальчики

Белки общие, г 64,17 ± 5,3 76,5 ± 17,8 64,5±2,8 64,9±5,3

Белки животные, г 28,11 ± 8,9 32,62 ± 12,4 77,4±2,2 76,9±3,8

Доля животного белка менее норматива, % 43,8 ±2,1 42,9 ±2,9 73,0±4,3 71,5±5,6

Жиры общие, г Углеводы, г 48,9 ± 6,08 265,5 ± 12,4 63,2 ± 5,9 295,8 ± 26,7 84,2±3,2 14,8±0,8 86,6±4,3 15,9±1,8

Энергетическая ценность (ккал/сут) 1753,4 ±183,5 2134,7 ±140,8 78,1±5,1 75,6±4,2

С, мг 82,7 ± 11,7 60,04 ± 6,07 28,6±1,6 35,8±1,7

А, мкг 1260 ± 166,5 1420 ± 26,4 57,5±2,1 52,0±2,7

Е, мг 18,7 ± 1,52 19,6 ± 3,6 27,0±2,2 33,3±1,9

Д, мкг 0,5 ± 0,04 0,73 ± 0,1 80,0±5,3 69,2±6,1

В1, мг 0,74 ± 0,51 1,17 ± 0,66 46,9±2,9 23,6±1,7

В2, мг 0,78 ± 0,4 1,01 ± 0,08 42,0±1,8 29,4±2,5

Пиридоксин, мг 1,54 ± 0,11 1,92 ± 0,71 66,3±4,9 76,7±8,4

Фолацин, мг 123,4 ± 7,74 153,1 ± 23,9 61,7±12,2 37,1±3,6

Таблица 6 - Среднесуточное потребление школьниками Ачинского района микроэлементов с пищевыми рационами

Минеральные вещества Среднее суточное потребление (М±т) % детей с дефицитом потребления (М±т)

девочки мальчики девочки мальчики

Мg, мг 294,4 ± 15,6 321,4 ± 45,6 26,3±5,2 36,1±2,1

Са, мг 458,0 ± 21,7 285,0 ± 17,2 68,6±7,8 84,9±4,1

Р, мг 1034,1 ± 23,2 1178,7 ± 35,2 57,8±2,9 63,2±3,3

Мп, мг 3710,5 ± 60,6 3927,1 ± 65,4 13,5±1,5 16,4±1,2

Бе, мг 16,9 ± 1,28 21,1 ± 1,07 14,6±2,1 24,3±2,1

2п, мг 8,8 ± 0,39 8,2 ± 0,6 24,9±3,3 17,9±4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 мкг 0,94 ± 0,05 0,99 ± 0,12 55,6±2,3 58,8±5,2

Си, мг 1,39 ± 0,12 1,24 ± 0,24 24,4±1,8 18,7±1,2

тительных, содержащих биологически ценные ПНЖК.

В возникновении многих болезней, в том числе болезней эндокринной системы и обмена веществ, важное значение имеют гиповитаминозы и гипоэлементозы, которые могут появляться при отсутствии или снижении количества витаминов и микроэлементов в пищевых рационах. По данным многих авторов, проводящих исследования в этом направлении, дефицит витамина С выявляется в 20,0.. .23,6 % случаев при обследовании детей и подростков, у которых отсутствует или поступает недостаточное количество свежих фруктов, даже при введении достаточного количества аскорбиновой кислоты в готовые блюда [12]. В связи с недостаточным поступлением с пищей овощей и фруктов в рационах питания как девочек, так и мальчиков города Ачинска снижено количество витамина С, которое не превышает 82,6-65,8 % от их физиологических потребностей.

В связи со сравнительно малым количеством потребляемой рыбы, снижено количество поступающего с пищей витамина Д до 20,0-29,2 % от рекомендуемых норм. Доля школьников, в суточных рационах питания которых недостаточно витамина Д, составляет 69,2-80 % от числа обследованных детей.

Физиологическая потребность в витаминах группы В, за исключением пиридоксина, с фактическими пищевыми рационами удовлетворена на 52,0.83,6 %; в наибольшей мере дефицит поступления витаминов В1 и В2 испытывают девочки. Дефицитное поступление с пищей витаминов группы В может быть связано с недостаточным количеством крупяных изделий и ржаного хлеба в

рационах питания. Результаты биологического тестирования школьников подтвердили полученные расчетным путем данные о недостаточном поступлении витаминов группы В с пищей: 36 % обследованных школьников в возрасте 10-12 лет испытывают недостаточную насыщенность организма тиамином.

Общеизвестна жизненная важность и биологическая роль таких микроэлементов, как Са, Fe, Си, Со, 2п, Se и 1. Кальций участвует в развитии и функционировании костно-мышечной системы; человеческий скелет на 97 % состоит из кальция. Фосфор входит в состав фосфолипидов и других органических соединений, участвует в образовании костного скелета, зубов.

Потребности в кальции и фосфоре у школьников села удовлетворяются не более чем на 38,2-57,4%. Дефицит кальция выявляется у 68,6±7,8% девочек и 84,9±4,1% мальчиков. Соотношение кальция и фосфора в средних суточных рационах составляет 1 : 2,25, что не является благоприятным для организма детей, так как избыточный фосфор представляет опасность для детского организма, поскольку почки в данном возрасте могут не справиться с большой фосфорной нагрузкой [3, 12, 13]. Дефицит магния в суточных рационах питания выявляется у 26,3±5,2% девочек и 36,1±2,1% мальчиков. Соотношение между кальцием и магнием составляет 1 : 0,12, что является благоприятным для усвоения других микроэлементов, поступающих с пищей.

Среднее содержание йода в пищевых рационах школьников незначительно снижено относительно физиологических потребностей, различия не являются достоверными (Р>0,05). Дефицит йода в рационах питания определен у 55,62,3% девочек и 58,8±5,2% мальчиков, что обусловливает высокие показатели распространенности йод-дефицита среди школьников.

Содержание железа в суточных рационах питания превышает физиологическую норму как у девочек, так и у мальчиков в среднем на 12%. Проведенные исследования волос головы детей показали превышение концентрации железа в 52,4% случаев. Таким образом, повышенные концентрации железа в волосах детей могут быть связаны с избыточным содержанием микроэлемента в пищевых рационах. Вместе с тем, недостаточное содержание железа в пище выявлено у 14,6±2,1% девочек и 24,3±2,1% мальчиков, что обусловливает наличие группы детей с дефицитом железа в организме.

Физиологические потребности в цинке у школьников удовлетворяются с фактическими суточными рационами на 58,7%. Вместе с тем, в волосах головы 28,6% обследуемых детей обнаружены пониженные относительно биологически допустимых уровней концентрации цинка. Таким образом, пониженные концентрации цинка в волосах детей могут быть связаны с недостаточным поступлением микроэлемента с пищей.

Для устранения дефицита микронутриентов в питании детей села необходимо разработать и внедрить целевую программу, направленную на повышение уровня

гигиенических знаний взрослого и детского населения, при этом акцент должен быть сделан на повышение ценности питания путем введения в рационы питания биологически активных добавок к пище или обогащенных пищевых продуктов. Особенно это касается детей школьного возраста, находящихся в условиях общеобразовательного учреждения значительную часть своей жизни, приходящуюся на период максимального роста и развития всех органов и систем

Выводы

Фактическое питание школьников в значительной степени не удовлетворяет потребности детей во многих пищевых веществах, что подтверждается результатами биологического тестирования. Пониженное содержание йода в моче определяется у 53 %, аскорбиновой кислоты - у 70 %, тиамина - у 36 % школьников, что свидетельствует о микронутриентном дефиците более чем у половины детского населения.

Режим питания детей школьного возраста не является оптимальным и не обеспечивает своевременное и достаточное поступление пищи в организм; частые приемы пищи всухомятку, перерывы между приемами пищи, превышающие допустимое время, создают риск развития функциональных нарушений и болезней пищеварительного тракта.

Соотношение белков, жиров и углеводов не является благоприятным; соотношение кальция и фосфора в рационе представляет опасность для детского организма; физиологическая потребность в витаминах группы В с фактическими пищевыми рационами удовлетворена на 52,0.83,6 %.

Дефицит поступления витаминов в комплексе с нарушениями белкового и микроэлементного обмена может способствовать распространенности общей заболеваемости, росту числа болезней кожи и подкожной клетчатки, болезней эндокринной и мочеполовой сферы.

Профилактические мероприятия по устранению мик-ронутриентного дефицита в домашних условиях проводятся неэффективно; качество йодированной соли в торговой сети не соответствует государственному стандарту по вложению препаратов йода.

Литература

1. Тутельян, В.А. Коррекция микронутриентного дефицита - важнейший аспект концепции здорового питания населения России / В.А. Тутельян, В.Б. Спиричев // Вопросы питания. -1999. - № 1. - С. 3-11.

2. Тутельян, В.А. Руководство по детскому питанию / В.А. Тутельян, И.Я. Конь. - М. 2004.

3. Конь И.Я. Питание здорового и больного ребенка / И.Я. Конь. - М.: РГМУ, 1998. - С. 11.

4. Дмитриевская, С.В. Гигиеническая оценка состояния питания детей дошкольного возраста Мурманска / С.В. Дмитриевская, А.В. Истомин, А.А. Королев // Вопросы питания. - 2004. -№5. - С. 6-10.

5. Кучма, В.Р. Научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - №2. - С.18-22.

6. Крукович, Е.В. Особенности состояния здоровья и питания подростков Приморского края / Крукович Е.В., Жданова Л.А. // Гигиена и санитария. - 2007. - №1. - С. 71.

7. Сухарев, А.Г. Роль экологических и социальных факторов в формировании здоровья детского населения (на примере Республики Алтай) /А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова. - М., 2000.

8 . Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. МР2.3.1.2432-08.

9. Минх, А. А. Методы гигиенических исследований. - М.: Медгиз, 1961. - С. 413-417.

10. Биологические объекты (моча). Инверсионновольтампе-рометрический метод измерения массовой концентрации йодид-ионов. МУ 08-47/128. - Томск.: ВНПФ «ЮМХ», 2002. - 28 с.

11. Климацкая, Л.Г. Питание и здоровье школьников Красноярского края / Л.Г Климацкая, И.Ю. Шевченко, С.В. Куркатов // Первая краевая. - 2004. - № 21. - С. 23-27.

1 2. Кошелева, О.В. Пищевые продукты как источник витамина С в питании населения Российской Федерации / О.В. Кошелева, А.К. Батурин, Л.Н. Шатнюк // Вопросы питания. - 2006. - №2. -С.14-18.

1 3 . Маюрникова, Л. Детский дом: питание и здоровье детей неразрывно связаны / Л. Маюрникова, М. Куракин, О. Жукова // Питание и общество. - 2006. - №11. - С.2-4.

14. Тутельян, В.А. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В.А. Тутельян, Г.Г. Онищенко. -Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2002. - 344 с.

Поступила 13.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.