VSP 4
62
Є
_BLOK_coll.qxd 12.08.2008 19:26 Page 62 ^ э—
Обзор литературы
О.В. Стенникова, Л.В. Левчук, Н.Е. Санникова
Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург
Проблема витаминной обеспеченности детей школьного возраста в современных условиях
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВИТАМИНАМИ И МИНЕРАЛАМИ. В ОБЗОРЕ ОБОБЩЕНЫ ДАННЫЕ О РАСПРОСТРАНЕННОСТИ, ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. РАССМОТРЕНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ГИПОВИТАМИНОЗОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ОБОГАЩЕННЫХ ВИТАМИНАМИ И МИКРОЭЛЕМЕНТАМИ, ПОЛИВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ВИТАМИНИЗИРОВАННЫХ НАПИТКОВ, ПРЕМИКСОВ. УКАЗАНЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ, СОСТАВ СОВРЕМЕННЫХ ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ШКОЛЬНИКИ, ВИТАМИНЫ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЛАКТИКА.
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна затормозить процессы роста, ухудшить психофизиологическое состояние развивающегося организма [1, 2].
Правильное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия адаптации подрастающего поколения к окружающей среде и оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей его последующей жизни [3].
Особые требования предъявляют к обеспечению пищевыми веществами детей школьного возраста. Можно выделить ряд анатомо-физиологичес-ких особенностей детей школьного возраста, которые обусловливают повышенные потребности детей данной возрастной группы в витаминах и минералах [4, 5]:
• продолжающийся рост и увеличение массы тела с резким ускорением роста в пубертатный период (абсолютная прибавка в росте составляет 20% роста взрослого человека, прибавка в массе тела — около 50% массы тела взрослого);
• увеличение мышечной массы, повышение плотности костной ткани (накопление 80-90% генетически детерминированной костной массы,
Контактная информация:
Стенникова Ольга Викторовна,
кандидат медицинских наук,
ассистент кафедры пропедевтики детских
болезней Уральской государственной
медицинской академии
Адрес: 620029, Екатеринбург,
ул. Репина, д. 3,
тел. (343) 371-89-25
Статья поступила 05.05.2008 г.,
принята к печати 04.08.2008 г.
O.V. Stennikova, L.V. Levchuk, N.E. Sannikova
Ural State Medical Academy, Yekaterinburg
Problem of vitamin provision in schoolchildren in modern conditions
ONE OF MODERN ACTUAL PROBLEMS OF PROPHYLACTIC PEDIATRICS IS VITAMIN AND MINERAL PROVISION OF SCHOOLCHILDREN. THE INFORMATION ABOUT PREVALENCE, ETIOLOGY, CLINICAL MANIFESTATION OF VITAMIN STARVATION IN CHILDREN WAS DESCRIBED. THE MEASURES OF PROPHYLAXIS OF HYPOVITAMINOSIS WITH USE OF FOOD SUBSTANCES ENRICHED WITH VITAMINS AND MICROELEMENTS, AND WITH POLYVITAMIN AND MINERAL COMPLEXES, FORTIFIED DRINKS, PREMIXES WERE REVIEWED. RECOMMENDED DAILY CONSUMPTION RATE OF MAIN VITAMINS AND COMPOSITION OF MODERN VITAMIN AND MINERAL COMPLEXES WAS INDICATED. KEY WORDS: SCHOOLCHILDREN, VITAMINS, DEFICIENCY, PROPHYLAXIS.
-Є-
О
отвечающей за прочность скелета, происходит в детском возрасте, влияя на время появления признаков остеопороза в старшем возрасте);
• продолжаются процессы дифференцировки органов и тканей; в пубертатном периоде происходит интенсивная функциональная перестройка организма, в основе которой лежит резкое изменение функционирования эндокринной системы, связанное с половым созреванием;
• происходит совершенствование функциональных взаимосвязей и процессов регуляции деятельности органов и систем с максимальным напряжением регулирующих систем организма в подростковом периоде;
• наблюдается становление высших мозговых функций, определяющих способность к обучаемости; изменяется психологическая сфера подростков в виде неуравновешенности, повышенной эмоциональной возбудимости, совершенствуются когнитивные функции (абстрактное мышление, самоконтроль, критика), формируются эмоциональные и психологические аспекты межличностных взаимодействий;
• созревают детоксицирующие системы организма;
• закрепляются пищевые предпочтения и пищевые привычки.
Дефицит витаминов в организме развивается при комплексном влиянии неблагоприятных факторов и встречается у 10-45% жителей России. Усугубляет ситуацию нерациональное питание, острые или хронические заболевания, особенно ЖКТ, экологическое неблагополучие района проживания [6, 7].
Проблема витаминной обеспеченности у детей приобретает все большее значение, так как растущий организм особенно чувствителен к дисбалансу витаминов. Витамины ребенку должны поступать регулярно, в полном наборе и в соответствии с возрастными физиологическими потребностями (табл. 1).
Массовые обследования последних лет показали, что в Европе при условии полноценности рационов и без дополнительной дотации витаминно-минеральных комплексов дефицит по большинству витаминов испытывают 20-30% детского населения [8].
В конце XX века во всех регионах России дефицит витамина С выявлялся у 70-100% детей, недостаточная обеспеченность тиамином, рибофлавином, пиридокси-ном, ниацином и фолиевой кислотой — у 60-80% обследованных [9, 10]. По данным Института питания РАМН, за последние 10 лет ситуация обеспеченности школьников витаминами по-прежнему остается тревожной. Дефицит витамина С обнаруживается у 38-90% учащихся, витамина В2 — у 35-75% школьников, р-каротина — у 84% детей в городах России. Следует отметить, что у 20-40% обследованных недостаточная обеспеченность достигала степени глубокого дефицита [11, 12].
Прослеживается устойчивая тенденция формирования круглогодичного гиповитаминоза, при этом нехватка витаминов определяется не только зимой и весной, но и в наиболее благоприятный летне-осенний период года. Дефицит витаминов носит, как правило, сочетанный характер, т.е. является полигиповитаминозом, а в ряде регионов параллельно выявляется недостаточное поступление кальция, йода, селена, фтора и других макро-и микроэлементов [6, 13].
Согласно проведенному Санниковой Н.Е. и соавт. (2007 г.) анкетированию родителей школьников (п = 385) г. Екатеринбурга, в большинстве семей (64,3%) вопрос о назначении витаминного препарата решается без участия врача-педиатра. Обращает на себя внимание недостаточная продолжительность курсов витаминопрофилактики (у 31,4% — менее 2 нед).
На фоне постоянной низкой обеспеченности российских школьников эссенциальными веществами на 84,7% увеличилась распространенность функциональных отклонений в состоянии здоровья учащихся млад-
Таблица 1. Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления витаминов детьми различного возраста (Спиричев В.Б., 2007)
Витамины Возрастные группы
0-12 мес 1-3 года 4-6 лет 7-10 лет 11-17 лет
мальчики девочки
С, мг 30-40 45 50-60 60 70 70
А, мкг 400 450 500 700 1000 800
Е, мг 3-4 5 7-10 10 12-15 10-12
Д, мкг 10 10 5 5 5 5
В1, мг 0,3-0,5 0,8 0,9-1,0 1,2 1,4-1,5 1,3
В2, мг 0,4-0,6 0,9 1,0-1,2 1,4 1,7-1,8 1,5
мг С В 0,4-0,6 0,9 1,3 1,6 1,8-2,0 1,6
Ниацин (РР), мг 5-7 10 11-13 15 18-20 17
В12, мкг 0,3-0,5 1,0 1,5 2,0 3,0 3,0
Фолиевая кислота, мкг 65-80 150 200 200-300 300-400 300-400
Пантотеновая кислота, мг 1, 7 1 8 2 3 4 4-5 4-5
Биотин, мкг 5-6 8 12 20 25 25
К, мкг 2-2,5 30 55 60 75 75
-О-
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 4
.а
а
>
н
га
а
V
а.
о
м
ю
О
ших классов, на 83,8% — хронических заболеваний; среди старшеклассников — на 73,8% и 39,6% соответственно. Функциональные отклонения преобладают со стороны костно-мышечной системы (23,3%), нервной системы и психической сферы (15,8%), эндокринной системы и обмена веществ (13,6%). Структура заболеваемости детей школьного возраста характеризуется доминированием патологии опорно-двигательного аппарата (24%). Второе ранговое место занимают болезни органов пищеварения (22,7%), третье — болезни нервной системы и психической сферы (20%) [14].
Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25%. Негативное влияние при этом оказывает, очевидно, ухудшение качества питания школьников в общеобразовательных учреждениях, особенно учеников средней и старшей школы. Таким образом, продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, что непосредственно связано с нарушением рационального питания [15-17].
Оценка фактического питания школьников, проведенная на основе социологических опросов, итогов Всероссийской диспансеризации, показала, что рационы питания несбалансированны и обеспечивают учащихся витаминами лишь на 20-40% [18]. Отмечено недостаточное потребление наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца, растительное масло, овощи и фрукты при избыточном поступлении хлеба и картофеля [19]. Таким образом, в рационе школьника выявляется дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладает углеводно-жировой компонент за счет большого количества животных жиров и недостатка полиненасыщенных жирных кислот, избытка простых углеводов и недостатка пищевых волокон. Негативную роль играют и современные методы технологической и кулинарной обработки продуктов, при которых разрушается значительная часть содержащихся в них витаминов [20].
Витамины — это низкомолекулярные органические соединения с высокой биологической активностью, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Витамины относятся к числу эссенциальных факторов питания, поскольку не синтезируются (или синтезируются в недостаточном количестве) в организме [21, 22]. Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые (витамин С — аскорбиновая кислота, витамин В1 — тиамин, витамин В2 — рибофлавин, витамин В6 — пиридок-син, витамин РР — ниацин, витамин В12 — цианокоба-ламин, витамин Вс — фолиевая кислота, пантотеновая кислота, витамин Н — биотин) и жирорастворимые (витамин А — ретинол, витамин Д — кальциферол, витамин Е — токоферол, витамин К). Также выделяют группу витаминоподобных соединений (холин, миоинозит, витамин и, липоевая кислота, оротовая кислота, пангамовая кислота, витамин В15, витамин Р — биофлавоноиды, карнитин).
В отличие от белков, жиров, углеводов витамины не являются источником энергии или пластического материала, используемого для образования или обновления органов и тканей. Их роль заключается в обеспечении организма набором специфических регуляторов физиологических и метаболических процессов, лежащих в основе реализации большинства жизненно
важных функций организма и работы его органов и систем. Витамины необходимы для процессов роста, поддержания нормального кроветворения и половой функции, нормальной деятельности нервной, сердечнососудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Им принадлежит исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционировании системы метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма, поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов [10, 23].
В основе высокой биологической активности витаминов лежит их участие в построении ферментных систем в качестве коферментов. Коферменты — низкомолекулярные небелковые вещества, образующие комплекс с белковой частью ферментов и непосредственно осуществляющие химические реакции, катализируемые данным ферментом, при этом белковый компонент ферментов отвечает за высокую специфичность их действия. Данная функция присуща практически всем водорастворимым витаминам и жирорастворимому витамину К. Другая ключевая функция витаминов заключается в их участии в построении и функционировании мембран клеток и клеточных органелл (жирорастворимые витамины) [24].
Витаминной недостаточностью называют патологическое состояние, обусловленное сниженной обеспеченностью организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности выделяют следующие ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз, субнормальная обеспеченность витаминами [25]. Авитаминоз — состояние практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающееся возникновением симптомокомп-лекса, характерного и специфичного для дефицита того или иного витамина. Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко [26]. К ним могут приводить глубокие нарушения всасывания нут-риентов при синдроме мальабсорбции, поражении ге-патобилиарной системы и различных наследственных аномалиях (витамин Д резистентный рахит, недостаточность витамина Е при абеталипопротеинемии, фолатза-висимая мегалобластная анемия) [15, 27]. Гиповитаминоз — состояние резкого снижения запасов витамина в организме, вызывающего появление ряда малоспецифических и нерезко выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гипови-таминозов, а также некоторых более специфичных микросимптомов. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами. Субнормальная обеспеченность витаминами является наиболее распространенной витаминной недостаточности [28]. Хотя субнормальная обеспеченность витаминами не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей
64
е
к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных, обострению хронических заболеваний, может служить одним из факторов риска возникновения злокачественных новообразований [29].
Можно выделить следующие причины витаминной недостаточности у детей школьного возраста [18, 21, 26]:
1. Алиментарные:
• низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов-витаминоносителей;
• потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки;
• действие антивитаминных факторов, содержащихся в продуктах;
• присутствие в продуктах витаминов в мало усвояемой форме, нарушение оптимального соотношения между витаминами и другими нутриентами и между отдельными витаминами;
• пищевые привычки и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей;
• анорексия, в том числе anorexia nervosa.
Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры:
заболевания желудочно-кишечного тракта; нерациональная химиотерапия.
Нарушение всасывания и метаболизма витаминов:
нарушение всасывания витаминов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, конкуренция с всасыванием других витаминов и нутриентов, врожденные дефекты или незрелость транспортных и ферментных механизмов;
утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой;
нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их активных и транспортных форм при наследственных дефектах, приобретенных заболеваниях, действии инфекционных агентов; антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
Повышенная потребность в витаминах: периоды интенсивного роста детей и подростков; особые климатические условия; интенсивная физическая, нервно-психическая нагрузка, стрессовые состояния; инфекционные заболевания и интоксикации; действие неблагоприятных экологических факторов (радионуклиды, пестициды, тяжелые металлы);
СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ РЕКОМЕНДУЕТ
ІГОД
Препарат отпускается в аптеках без рецепта врача.
Per. уд. М3 РФ
Пиковит пастилки - рег.уд.№ П № 013559/01 от 05.09.07 Пиковит Д - per. уд № П №013771/01 От 0712.2007 Пиковит сироп - рег.уд.№ П № 013559/02 от 31.08.07 Пиковит форте - per. уд. № П №013746/01 от 26.11.2007
Наши инновации и опыт -залог эффективных и безопасных препаратов высочайшего качества.
Представительство в РФ: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 41, эт. 5. Тел.: (495) 739 66 13. Факс: (495) 225 33 14. E-mail: [email protected]
-е-
65
пГстГкН„°'“ИНераль***
пастилки 30 пастилок
4 года+-
.а
а
>
н
га
а
V
а.
о
м
ю
О
• заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции;
• повышенная экскреция витаминов.
Наиболее часто регистрируются следующие симптомы полигиповитаминоза [10, 13, 18, 27]:
• общая слабость, повышенная утомляемость, мышечная слабость, повышенная раздражительность, заторможенность, рассеянность, забывчивость, бессонница или сонливость, зябкость, гипотермия;
• слабость и тяжесть в ногах, боли в ногах и подошвах, парестезии, гиперестезии голеней и стоп, болезненность икроножных мышц при пальпации;
• жжение и покалывание языка, ангулярный стоматит, сухость во рту, глотке, сухой кашель, рыхлость, си-нюшность, кровоточивость десен, изменения языка в виде сухости, гиперемии, болезненности, отечности, обложенности, трещин;
• светобоязнь, слезотечение, блефарит, конъюнктивит, сухость и помутнение склер, быстрое зрительное утомление;
• шелушение в области носогубного треугольника, фолликулит, бледность, сухость и шелушение кожи, гиперкератоз, «гусиная кожа», пигментация кожи в естественных складках, вокруг пупка, на кистях и шее, единичные петехии, склонность к кровоизлияниям, положительная проба щипка, сухость, ломкость и тусклость волос, поперечная и продольная исчерченность ногтей, сухость и трещины на коже в области подошв;
• снижение аппетита и симптомы диспепсии, жжение и тяжесть в подложечной области, кратковременные боли в животе, запоры и поносы без слизи и крови, сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, одышка при физической нагрузке, отеки стоп и голеней, уменьшение толщины подкожно-жирового слоя, снижение массы тела;
• анемия гипохромная, микроцитарная, возможно развитие гиперхромной анемии.
Таким образом, недостаточное потребление микронут-риентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост и физическое развитие детей и подростков. Очевидно, что проблема обеспеченности детей школьного возраста витаминами существует, следовательно, требуется совершенствование профилактических подходов по устранению дефицита эссенциальных микронутриентов.
Недостаточность витаминов в питании школьников обусловливает целесообразность использования пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми пищевыми веществами. К продуктам повышенной пищевой и биологической ценности относятся, например, обогащенные витаминами и минералами молочные и хлебобулочные продукты. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях дети получают концентраты витаминизированных напитков «Витастарт», «Цедевит», «Золотой шар» с солями железа, кальция и магния. В состав этих концентратов включено 12 витаминов в соотношениях, соответствующих физиологическим потребностям детского возраста. Такой путь решения проблемы витаминно-минеральной обеспеченности приемлем для организации питания детей и подростков в организованных коллективах [12, 30, 31].
Таблица 2. Состав витаминного комплекса «Пиковит»
Форма выпуска Сироп Пастилки
Возрастные 1-14 лет 4 года и старше
рекомендации
А, МЕ 900 600
D3, МЕ 100 80
Е, МЕ - -
С, мг 50 10
В1, мг 1 0,25
В2, мг 1 0,3
мг сс СО 0,6 0,3
В12, мкг 1 0,2
РР, мг 5 3
Вс, мг - 0,04
В5, мг 2 1,2
Н, мкг - -
Кальций, мг - 12,5
Магний, мг - -
Фосфор, мг - 10
Железо, мг - -
Медь, мг - -
Цинк, мг - -
Йод, мкг - -
Марганец, мг - -
Селен, мкг - -
Хром, мкг - -
Молибден, мкг - -
Разработан и успешно опробован на практике широкий набор готовых поливитаминных и витаминно-минеральных смесей (премиксов), выпускаемых зарубежной и отечественной промышленностью для обогащения как пищевых продуктов массового потребления на предприятиях пищевой промышленности, так продуктов и блюд на кухнях и пищеблоках детских учебных и лечебно-профилактических учреждений [5, 23, 30].
Наряду с регулярным включением в рацион пищевых продуктов, обогащенных витаминами, надежным источником для восполнения дефицита витаминов и минералов могут считаться поливитаминные препараты или витаминно-минеральные комплексы профилактического назначения [32-35]. Качество мультивитаминов определяется сбалансированностью состава и эффективностью усвоения из них биологически активных компонентов.
На сегодняшний день на рынке существует широкий выбор витаминно-минеральных комплексов, имеющих различные формы выпуска, что позволяет индивидуально подобрать препарат для каждого ребенка. В качестве примера можно привести витаминный комплекс «Пиковит» (^КА, Словения), который выпускается в виде сиропа и пастилок. Натуральные фруктовые компоненты придают комплексу приятный вкус, поэтому он
66
О
нравится детям раннего, дошкольного и школьного возраста. Данный препарат эффективен как в качестве профилактики витаминной недостаточности, улучшения роста и развития детей, так и при проведении терапии различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервной системы и др. (табл. 2).
Таким образом, современная ситуация обеспеченности школьников эссенциальными веществами диктует не-
обходимость комплексного подхода к решению этого вопроса. Оптимизация режима питания учащихся должна обязательно быть дополнена ежедневным приемом детьми витаминно-минерального комплекса или витаминизированных напитков, обогащением блюд поливитаминным премиксом или включением в рацион школьников продуктов промышленного выпуска, обогащенных витаминами и микроэлементами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рогов И.А., Титов Е.И., Глазкова И.В. и др. Здоровое питание детей — национальный интерес России // Вопросы детской диетологии. — 2007. — Т. 5, № 5. — С. 46-52.
2. Сонькин В.Д. Характеристика питания российских школьников // Вопросы детской диетологии. — 2004. — Т. 2, № 3. — С. 45-47.
3. Шевченко И.Ю., Климацкая Л.Г. Проблемы организации общественного питания в общеобразовательных школах // Вопросы детской диетологии. — 2007. — Т. 5, № 5. — С. 24-29.
4. Руководство по детскому питанию / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. — М.: МИА, 2004. — C. 662.
5. Горелова Ж.Ю., Кизенко О.А., Мосов А.В. и др. Совершенствование организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. — 2003. — Т. 1, № 2. — С. 84-87.
6. Делягин В.М. Дефицит витаминов и минералов у детей // Российский педиатрический журнал. — 2006. — № 1. — С. 48-52.
7. Olson R. The Merck manual of diagnosis and therapy / Eds M. Beers, R. Berkow. West Point, 1999. — P 33-58.
8. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К.С. Ла-додо. — М., Медицина, 2000. — С. 384.
9. Захарова И.Н., Скоробогатова Е.В., Обыночная Е.Г. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей и их коррекция // Педиатрия. — 2007. — Т. 86, № 3. — С. 112-118.
10. Шевченко И.Ю. Формирование нарушений здоровья подростков под влиянием факторов питания // Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 1. — С. 20-25.
11. Спиричев В.Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. — М.: Валетек, 2007. — С. 24.
12. Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Трофименко А.В. Обеспеченность витаминами и железом московских школьников // Вопросы детской диетологии. — 2004. — Т. 5, № 2. — С. 22-27.
13. Профилактика и коррекция витаминной недостаточности у детей и подростков: Информационное письмо / Под ред. Щепля-гиной Л.А. — М., 2000. — С. 16.
14. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. и др. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 2. — С. 4-8.
15. Перевощикова Н.К., Басманова Е.Д. Эффективность коррекции дефицита витаминов у детей школьного возраста // Российский педиатрический журнал. — 2006. — № 1. — С. 29-32.
16. Горшков А.И., Денисова Е.Л. Здоровое питание населения России: Материалы VII Всероссийского конгресса. — М., 2003. — С. 136-137.
17. Доценко В.А. Фундаментальные и прикладные проблемы питания: Материалы Международного форума, посвященного 100-летию со дня основания Санкт-Петербург. гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова. — СПб., 2007. — С. 13-18.
18. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы
к коррекции. Руководство для врача педиатра. — М., 2004. — С. 100.
19. Василовский А.М. Гигиеническая оценка питания школьников северных малых городов Красноярского края: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Кемерово, 2006. — С. 22.
20. Семенова В.Н., Шаропута В.М., Мишина С.В. Здоровое питание населения России: Материалы VII Всероссийского конгресса. — М., 2003. — С. 468-469.
21. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей. — М.: МедЭкспертПресс, 2007. — С. 147.
22. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины и микроэлементы. — М., 2003. — С. 9-19.
23. Ключников С.О., Болдырев В.Б., Демин В.Ф. Проблемы и перспективы применения биологически активных добавок в педиатрии // Вопросы детской диетологии. — 2004. — № 3. — С. 40-44.
24. Громова О.А. Школа по витаминам и микроэлементам. Практика педиатра. — М., 2004. — С. 3-5.
25. Витамины и минералы для здоровья детей: Учебное пособие. СПР-ОФ «Здоровый ребенок». НЦЗД РАМН. — М., 2003. — С. 28.
26. Витамины и минералы в современной клинической медицине. Возможности лечебных и профилактических технологий / Под ред. Громовой О.А., Намазовой Л.С. — М., 2003. — С. 56.
27. Студеникин В.М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — Т. 1, № 1. — С. 48-51.
28. Yapi H.F., Ahiboh H., Ago K. et al. Protein profile and vitamin A in children of school age in Ivory Coast // Ann. Biol. Clin. — 2005. — V. 63, № 3. — Р. 291-295.
29. Jason J., Archibald L.K., Nwanyanwu O.C. et al. Vitamin A levels and immunity in humans // Clin. Diagn. Lab. Immunol. — 2002. — V. 9, № 3. — Р. 616-621.
30. Кучма В.Р., Гзрелова Ж.Ю., Рапопорт И.К. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. — 2004. — Т. 2, № 3. — С. 33-35.
31. Трофименко А.В., Вржесинская О.А., Коденцова В.М. Сравнительная оценка эффективности использования в питании детей обогащенных витаминами и железом пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов // Педиатрия. — 2005. — № 1. — С. 52-58.
32. Botto L.D., Mulinare J., Erickson J.D. Occurrence of congenital heart defects in relation to maternal multivitamin use // Am. J. Epidemiology. — 2000. — V. 151, № 9. — P. 878-884.
33. Щеплягина Л.А., Лебедева УМ., Надеждин Д.С. и др. Опыт применения у детей витаминно-минерального комплекса, содержащего йод // Педиатрия. — 2007. — Т. 86, № 5. — С. 98-103.
34. Спиричев В.Б. Что могут и чего не могут витамины? — М., 2003. — С. 299.
35. Намазова Л.С., Сергеева Т.В., Басаргина Е.Н. и др. Применение сбалансированных поливитаминных препаратов в педиатрии. — М., Научный центр здоровья РАМН, 2002.
О
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 4