Научная статья на тему 'Витамины группы в и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей'

Витамины группы в и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9930
1114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ВИТАМИНЫ ГРУППЫ В / ДЕФИЦИТ / ЗДОРОВЬЕ / CHILDREN / VITAMINS GROUP B / DEFICIENCY / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левчук Лариса Васильевна, Стенникова О. В.

В статье представлены данные литературы о физиологической роли витаминов группы В, распространенности дефицита витаминов данной группы в детском возрасте, потребностях детей разного возраста в витаминах группы В, возможных подходах к профилактике и коррекции витаминодефицитных состояний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITAMINS GROUP B, ITS ROLE FOR THE STATE OF HEALTH AND INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF CHILDREN

This article presents the literature data on physiological role of vitamins group B, prevalence of vitamins of this group deficiency in children, needs of children in vitamins group B, and possible methods of prophylaxis and correction of vitamins deficient states.

Текст научной работы на тему «Витамины группы в и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей»

Обзор литературы

Л.В. Левчук, О.В. Стенникова

Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург

Витамины группы В и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей

Контактная информация:

Левчук Лариса Васильевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Уральской государственной медицинской академии

Адрес: 620086, Екатеринбург, ул. Репина, д. 3, тел.: (343) 353-90-66 Статья поступила: 04.03.2009 г., принята к печати: 01.06.2009 г.

В статье представлены данные литературы о физиологической роли витаминов группы В, распространенности дефицита витаминов данной группы в детском возрасте, потребностях детей разного возраста в витаминах группы В, возможных подходах к профилактике и коррекции витаминодефицитных состояний Ключевые слова: дети, витамины группы В, дефицит, здоровье.

Значительные темпы увеличения размеров тела, морфофункциональное становление физиологических систем является отличительной чертой растущего организма ребенка. В этих условиях обеспеченность микронутриен-тами во многом определяет возможности достижения конечного роста, оптимального когнитивного развития, соответствующего возрасту, а также устойчивости ребенка к инфекционным и другим неблагоприятным факторам внешней среды. Имеющиеся исследования, посвященные оценке клинической значимости приема витаминов, микроэлементов и минералов свидетельствуют об их полимодальном положительном влиянии на работу органов, физиологических систем и обмен веществ растущего ребенка. Витамины и минералы способствуют реализации в организме множества функций, сопряженных с деятельностью нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Детский организм является особенно чувствительным к дефициту витаминов [1, 2].

К витаминам группы В относятся: тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6), ниацин (витамин РР), цианкобаламин (витамин В12), фолиевая кислота (витамин Вс), пантотеновая кислота (витамин В5) и биотин (витамин Н). Витамины группы В являются водорастворимыми. В основе их высокой биологической активности лежит участие в построении

ферментных систем в качестве коферментов — низкомолекулярных небелковых веществ, образующих комплекс с ферментами, непосредственно осуществляющими регуляцию биохимических реакций [3].

Витамин В1 (тиамин) — один из важнейших витаминов группы В, играет ключевую роль в энергетическом обмене, нормализует деятельность ЦНС, периферической нервной системы, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Витамин В1 входит в состав множества ферментов, самым значимым из которых является транскето-лаза [4]. При дефиците витамина В1 возникает недостаточность транскетолазы, вследствие чего происходит накопление в тканях и крови молочной и пировиноград-ной кислот и, как результат, развитие ацидоза. Из-за недостаточности ферментов замедляется превращение углеводов в липиды, снижается синтез стероидов и ацетилхолина, страдает энергетический обмен. Торможение синтеза липидов является причиной дефицита жизненно необходимых простагландинов и лейкотрие-нов [5, 6]. Дефицит тиамина может служить причиной внезапной смерти грудных детей [7]. При изучении познавательных функций молодых людей обнаружены холи-нергические эффекты тиамина в центральной нервной системе, дополнительное потребление тиамина способствовало улучшению познавательных способностей [8].

42

L.V. Levchuk, O.V. Stennikova

Ural State Medical Academy, Yekaterinburg

Vitamins group B, its role for the state of health and intellectual development of children

This article presents the literature data on physiological role of vitamins group B, prevalence of vitamins of this group deficiency in children, needs of children in vitamins group B, and possible methods of prophylaxis and correction of vitamins deficient states.

Key words: children, vitamins group B, deficiency, health.

Витамин В2 (рибофлавин) — является ведущим кофактором, обеспечивающим оптимальную активность глутати-онредуктазы, эритроцитов и лейкоцитов. Обнаружен синергизм рибофлавина с витамином В6 и цинком. Витамины В2, В6, В12 необходимы для синтеза коферментов ФАД (флавинадениндинуклеотида), никотинамида, пири-доксальфосфата. Недостаток витамина В2 и пантотеновой кислоты способствует замедлению выработки организмом антител [9].

Витамин В6 (пиридоксин) — необходим для выработки ряда цитокинов, его дефицит приводит к анемии, задержке роста, атрофии лимфоидной ткани, уменьшению числа лейкоцитов и антител и, следовательно, к снижению резистентности [10]. В младенческом возрасте дефицит пиридоксина может вызывать возникновение судорожных пароксизмов с нарушением сознания, что связывают с недостаточным синтезом тормозных медиаторов в головном мозге [11].

Витамин В12 — цианкобаламин — регулирует синтез глутатиона и липопротеинов в миелиновой ткани, обеспечивая процесс трансметилирования; именно поэтому дефицит витамина В12 сопровождается развитием мега-лобластической анемии, неврологических расстройств (фуникулярный миелоз), нейтропении. Иммунодефицит при недостаточности витамина В12 связан с образованием гиперсегментированных нейтрофилов, малоустойчивых к «дыхательному взрыву», который необходим для уничтожения внутриклеточных бактерий и вирусов [4,12]. Ухудшение познавательных способностей при дефиците витамина В12 связывают с нарушением синтеза миелина и нейромедиаторов, низкая обеспеченность цианкобаламином является фактором риска развития коронарного атеросклероза и нарушения мозгового кровообращения [13].

Дефицит витаминов является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей. Недостаточная обеспеченность витаминами группы В выявляется у значительного числа детей: по данным разных авторов от 40-60% до 80-90% имеют признаки недостаточности тиамина, рибофлавина, пиридоксина, ниацина и фолиевой кислоты [14, 15]. По данным Тутельяна В.А. (1999 г.) в возрасте 2-7 лет дефицит витамина В1 был выявлен у 40% детей, витамина В2 — у 53%, В6 — у 24%, фолиевой кислоты — у 23%, у школьников недостаточная обеспеченность витамином В1 регистрируется в 31%, витамином В2 и В6 — в 36%, фолиевой кислотой — в 24% случаев [16]. Несмотря на возрастающий социальный уровень населения частота выявляемого дефицита витаминов не снижается. Кроме того, отмечаются сезонные колебания в

обеспеченности витаминами. Так, анализ образцов сыворотки крови у школьников, проживающих в некоторых областях Литвы, показал недостаточное их обеспечение витаминами В1, В2 и В6 в течение зимне-весеннего периода [17]. Заслуживает внимания то, что среди подростков, занимающихся спортом, дефицит витаминов группы В выявляется в 59-77% [18].

Широкая распространенность витаминодефицитных состояний объясняется с одной стороны тем, что дефицит тех или иных витаминов характерен для детей в периоды интенсивного роста, с другой стороны — нарушениями питания, частыми острыми и хроническими заболеваниями. При исследовании витаминного статуса у детей и подростков с хронической гастродуоденальной патологией было показано, что частота полигиповитаминозов (В2, В6, С и А) у них обусловлена именно алиментарными факторами, а не нарушенным метаболизмом витаминов [18]. Отмечено, что обеспеченность витаминами снижается, а глубина дефицитов увеличивается к подростковому возрасту, когда частота применения витаминно-минеральных комплексов падает до 7-15% [9].

Основным источником витаминов для человека является пища. Содержание витаминов в пищевом рационе может колебаться по разным причинам: от сорта и видов продуктов, от способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, от выбора блюд и привычек в питании. Большое значение имеет состав пищи. При преобладании в пищевом рационе углеводов организму требуется больше витаминов группы В1, В2 и С. При недостатке в пище белка снижается усвоение витамина В2, никотиновой кислоты, витамина С, нарушается преобразование каротина в витамин А. Кроме этого, важное значение в снижении поступления витаминов в организм имеет факт употребления высокорафинированных продуктов. Другой проблемой питания людей, особенно в городах, является употребление консервированной пищи. Применяемые в настоящее время в коммерческом сельском хозяйстве методы культивирования овощей и фруктов привели к тому, что содержание витаминов В1, В2, А и С сократилось во многих овощных культурах на 30%. Другими словами, даже строго сбалансированный рацион питания не всегда может удовлетворить потребности организма в витаминах [19, 20].

Все витамины и витаминно-минеральные комплексы для детей должны быть адаптированы для конкретных категорий пациентов и ориентированы на определенные возрастные группы (табл. 1) [21].

При обследовании беременных женщин (Тутельян В.А., 1999 г.) выявлен значительный дефицит большинства ви-

Таблица 1. Рекомендуемые нормы суточной потребности в витаминах группы В для детей (МЗ СССР, 1991 г.)

Возраст, годы В±, мг В2, мг Ниацин, мг В6, мг Фолиевая кислота, мг В12, мкг В5, мг

0-0,5 0,3 0,4 5 0,3 25 0,3 2

0,5-1 0,4 0,5 6 0,6 35 0,5 3

1-3 0,7 0,8 9 1 50 0,7 3

4-6 0,9 1,1 12 1,1 75 1 4

7-10 1,0 1,2 17 1,4 100 1,4 5

11-14 (девочки) 1,1 1,3 15 1,4 150 2 4-7

11-14 (мальчики) 1,3 1,5 17 1,7 150 2 4-7

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 3

Обзор литературы

таминов, в том числе витамина В1 — в 33%, В2 — в 59%, В12 — в 32%, В6 — в 27%, фолиевой кислоты — в 57% [16]. Доказана связь врожденных пороков нервной системы (миеломенингоцеле и анэнцефалии) с дефицитом фолиевой кислоты, врожденных деформаций конечностей и расщелины твердого неба — с дефицитом витамина В2, врожденной катаракты — с дефицитом никотиновой кислоты. Проведенное в 2003 г. в Екатеринбурге проспективное наблюдение за 182 парами «мать-ребенок» в период от рождения до 6 мес жизни ребенка показало, что у большинства женщин имеется полимикронутриентная недостаточность, в том числе дефицит витамина В1 выявлялся в 13,3%, витамина В2 — в 33,3% случаев [21]. Установлено, что дефицит микронутриентов в III триместре беременности достоверно повышает частоту нарушений ранней неонатальной адаптации на 49-64% и рождения детей с низкими антропометрическими показателями на 49% [21]. Обеспеченность матери и ребенка эссенциальными микронутриентами определяет параметры физического и психомоторного развития детей первого года жизни. Разработанная концепция многоуровневой профилактики микронутриентного дефицита у матери и ребенка показала высокую эффективность пренатального назначения витаминно-минеральных комплексов [22, 23].

Выделяют две технологии витаминной и минеральной коррекции: профилактическую и лечебную. Выбор стратегии основывается на выраженности клинической манифестации витаминной недостаточности, которая определяется степенью имеющегося дефицита. Лечебная стратегия коррекции обеспеченности организма витаминами предполагает использование более высоких лечебных доз витаминов, проведение более интенсивных, а в ряде случаев — более длительных курсов коррекции, строго при доказанном дефиците и под постоянным врачебным контролем. В этом случае используются специальные препараты с высокими дозами витаминов, часто применяют витаминные монопрепараты. Лечебная витаминотерапия более строго регламентирует длительность терапии, курс лечения определяется врачом индивидуально для каждого больного, однако при использовании витаминов-кумулянтов, к которым относится витамин В12, курс лечения всегда ограничен.

Для терапевтического воздействия на ключевые звенья метаболизма обязательным является использование витаминов группы В. Взаимозависимость и потенцирующее действие витаминов этой группы было показано на примере их использования в лечении детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания [24]. Оценка состояния пациентов после лечения, включавшего комплекс витаминов группы В, показывает значительное повышение внимания, а также небольшое снижение гиперактивности и импульсивности [25]. Еще одним примером использования витаминов группы В — это их включение в комплексную терапию детей с серозным менингитом. В процессе катамнестического наблюдения за этими пациентами было установлено, что частота резидуальных последствий в основной группе была достоверно меньшей, при этом определялись преимущественно функциональные нарушения ЦНС [26].

В современной неврологии появилось новое направление — нейродиетология, целью которой является оптимизация терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного и/или количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарная

профилактика болезней нервной системы, оптимизация психомоторного развития и интеллектуальных функций [27]. Самой распространенной практикой применения диетических подходов в неврологии несомненно является использование витаминов. Роль микронутриентов в формировании когнитивных функций, влиянии на поведение и настроение, противостоянии острым и хроническим стрессам считается признанной с позиций доказательной медицины [28, 29]. Существуют доказательства роли тиамина в улучшении когнитивных функций у больных эпилепсией, влиянии на когнитивные функции витаминов В6, В12 и фолиевой кислоты [29, 30].

Профилактическая стратегия витаминной коррекции предполагает использование доз витаминов, близких к суточной потребности. Проведение профилактической коррекции возможно без доказанного дефицита [31]. При этом следует иметь в виду, что весь необходимый для человека набор витаминов может поступать в организм только при условии использования в питании всех групп продуктов, тогда как одностороннее питание даже при очень высокой его пищевой ценности не может обеспечить поступление в организм всего спектра витаминов. В частности, свежие овощи и фрукты служат важнейшим источником витамина РР, мясо и мясные продукты — исключительно важный источник витамина В12, злаки и мясо содержат витамины В1, В2, В6, РР. Хотя полностью удовлетворить потребности во всех витаминах только за счет пищевого рациона невозможно. Дополнительное поступление витаминов может быть обеспечено за счет использования в питании специально обогащенных витаминами продуктов, дополнительной витаминизации готовых блюд или индивидуального приема поливитаминных препаратов профилактического назначения. Использование витаминов с профилактической целью может быть весьма полезным особенно в экологически неблагоприятных зонах, что было продемонстрировано на примере 200 детей дошкольного возраста, проживающих в г. Каменск-Уральский Свердловской области. Добавление витаминов в рацион питания детей в течение 3 мес, сопровождалось снижением заболеваемости на 21%, уменьшением клинических проявлений витаминной недостаточности на 7-17%. Включение витаминов в рацион детей в возрасте 10-14 лет, больных инсулинозависимым сахарным диабетом, существенно увеличило их обеспеченность витаминами В1, В2 и В6 [32].

Проблема нежелательного взаимодействия между отдельными витаминами и минеральными веществами также заслуживает внимания. Известно, что витамин С обладает свойством частичной дезактивации витамина В12. Поэтому в настоящее время во избежание проблем нежелательного взаимодействия нередко прибегают к раздельному приему плохо совместимых компонентов витаминно-минеральных комплексов. Указанная практика позволяет добиться увеличения эффективности компонентов витаминно-минерального комплекса до 50% [33].

Ряд проведенных исследований показал, что на фоне применения витаминно-минеральных комплексов, содержащих профилактические дозы витаминов группы В, существенно улучшается обеспеченность детей витаминами данной группы. На фоне приема препарата «Пиковит Форте» (см. табл. 2), особенностью которого является усиленный витаминами группы В состав, доказано повышение содержания в сыворотке крови детей витаминов В1, В2, В6 [34]. Этот эффект имеет несомненные преимущества у

Обзор литературы

Название препарата Форма выпуска В1, мг В2, мг В5, мг В6, мг Вс, мг В12, мкг РР, мг Н, мкг

«Пиковит» Сироп (5 мл) 1,00 1,0 2,0 0,6 - 1,0 5 -

«Пиковит» Таблетки 0,25 0,3 1,2 0,3 0,04 0,2 3 -

«Пиковит Форте» Таблетки 1,50 1,7 10,0 2,0 0,40 6,0 20 -

детей-школьников, для которых характерны повышенные физические и эмоциональные нагрузки. Кроме того, в ходе клинической апробации витаминно-минерального комплекса, содержащего витамины группы В в физиологических дозах для детей старше 6 лет и подростков, показано достоверное уменьшение симптомов интоксикации и гиповитаминоза, увеличение йодурии, нормализация процессов интерфероногенеза [35]. При исследовании содержания витаминов и микроэлементов в сыворотке крови 211 детей в возрасте 5-15 лет на фоне приема биологически активной добавки, содержащей, в том числе и витамины группы В (В2, В6, В12) в течение 9 мес, отмечено достоверное повышение уровней витаминов В12, фолиевой кислоты, витаминов А, Е, железа и гемоглобина крови [36, 37]. Назначение витаминных комплексов в дозах микронутриентов, соответствующим суточным потребностям у девочек-подростков с нарушением менструальной функции и дефицитом витаминов В! и витамина Е, привело к нормализации гормонального фона [38].

Недостаток витаминов как постоянно действующий круглогодичный фактор весьма актуален у детей дошкольного возраста, когда для адекватного становления психофизиологических функций необходимо достаточное потребление витаминов и минералов, алиментарные нарушения могут отразиться не только на физическом развитии, но и на становлении интеллектуальных функций. В одном отечественном исследовании было показано, что длительное курсовое (4 мес) назначение витаминов в сочетании с микроэлементами детям дошкольного возраста повышает их интеллектуальные способности, приводит к уменьшению жалоб на утомляемость, головную боль, нарушение речи, способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов и характеризуется благоприятным профилем безопасности [39].

В рамках национального проекта «Образование» в Оренбургской области было проведено исследование по оценке индивидуальных рационов питания учащихся младших классов без учета школьных завтраков (п = 84) с целью разработки меню школьных завтраков. Среднесуточный витаминный состав рационов питания школьников 2-3-х классов согласно индивидуальным дневникам питания содержал следующее количество витаминов группы В: витамин В1 — 0,9 ± 0,1 мг (городские дети), 1,0 ± 0,1 мг (сельские дети); витамин В2 — соответственно, 1,3 ± 0,1 мг и 1,6 ± 0,1 мг; фолиевая кислота — 113 ± 1,6 мкг и 139 ± 10 мкг. При анализе содержания витаминов в рационе питания достоверных различий не было выявлено, но обеспеченность сельских школьников всеми изучавшимися витаминами была выше. Вместе с тем, авторами был выявлен значительный дефицит потребления с пищей витаминов группы В, фолатов. Недостаток в рационе витамина В1 выявлялся у 83% городских и 66,7% — сельских школьников, витамина В2 — у 42,6% и 18,5% де-

тей, фолиевой кислоты — у 95,7% и 70%, соответственно. Однако известно, что дефицит витаминов трудно компенсировать даже при оптимальной организации школьного питания, так как в данной возрастной группе имеются повышенные потребности в микронутриентах из-за высоких физических, умственных и психоэмоциональных нагрузок, связанных с началом обучения в школе. С целью коррекции выявленных нарушений предлагается использовать витаминно-минеральный комплекс «Пиковит форте» (КРКА, Словения), включающий оптимальные дозы витаминов В1, В2, а также В6 и В12, сочетанный эффект которых позволяет предупредить развитие переутомления, повысить устойчивость к физическим нагрузкам, повысить аппетит [40].

Витаминно-минеральный комплекс «Пиковит форте», содержащий комплекс витаминов группы В, в количествах, превышающих суточные потребности, также может быть использован для интенсивной витаминотерапии у детей школьного возраста. В результате проведенного открытого сравнительного исследования профилактической эффективности и безопасности применения препарата «Пиковит Форте» в амбулаторных условиях у 79 школьников в возрасте 7-17 лет показано, что в группе детей, принимавших комплекс, в три раза увеличилось число детей, не имевших патологии ЛОР органов, в 5 раз уменьшилось число детей с ринофарингитом и ринитом, исчезли проявления тонзиллита [41]. Состав препарата позволяет достичь адекватной компенсации так называемой неврологической группы витаминов В. Витаминный препарат не только укрепляет защитные силы организма ребенка, но и способствует нормальному функционированию нервной системы учащихся, повышает устойчивость к учебным нагрузкам [42].

«Пиковит Форте» занимает выигрышное положение среди многих современных поливитаминных препаратов как поливитаминный комплекс, содержащий весь спектр необходимых ребенку витаминов в дозах, максимально приближенных к суточной потребности организма. Это современный высококачественный низкоаллергенный препарат с приятным вкусом, который можно применять у детей различных возрастных групп благодаря нескольким формам выпуска — сироп; таблетки, покрытые оболочкой; жевательные таблетки.

Таким образом, дефицит витаминов группы В широко распространен среди детей всех возрастных групп, он оказывает неблагоприятное влияние на здоровье ребенка, включая интеллектуальное развитие. В настоящее время имеются возможности как для профилактики, так и для коррекции любых форм В-витаминной недостаточности у детей. Правильно проводимая витаминопрофи-лактика и витаминотерапия в педиатрической практике может стать реальным резервом укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения качества жизни детского населения России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. и др. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. — 2008. — № 1. — С. 19-22.

2. Студеникин В.М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — Т. 1, №1. — С. 48-51.

3. Руководство по детскому питанию. Под ред. Тутельяна В.А., Коня И.Я. — М., 2004. — С.661.

4. Brownlee M. Biochemistry and molecular cell biology of diabetic complications // Nature. — 2001. — V. 414, № 6865. — Р. 813-820.

5. Кудрин А.В., Громова О.А. Микроэлементы в иммунологии и онкологии. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2007. — С. 544.

6. Северин Е.С. Биохимия. — М.: ГЭОТАР-Мед, 2006. — С. 825.

7. Lonsdale D. Sudden infant death syndrome requires genetic predisposition, some form of stress and marginal malnutrition // Med. Hypoth. — 2001. — № 57. — Р. 382-386.

8. Meador K.J., Nichols M.E., Franke R et al. Evidence of a central cholinergic effect of high — dose of thiamine // Ann. Neurol. — 1993. — № 34. — Р 724-726.

9. Громова О.А., Намазова Л.С. Витамины и минералы в современной клинической медицине. — М.: Союз педиатров России, 2003. — С. 57.

10. Громова О.А. Магний и пиридоксин: основы знаний. — М.: ПротоТип, 2006. — С. 351.

11. dayton RT. B(6)-responsive disorders: A model of vitamin dependency // J. Inherit. Metab. Dis. — 2006. — V. 29, № 2-3. — Р. 317-326.

12. Громова О.А., Галицкая С.А., Лиманова О.А. и др. Возможности микронутриентной и фитокоррекции в повышении резистентности к простудным заболеваниям у детей // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 6. — С. 156-160.

13. Siri R.W., Verhoef R, Kok F.J. Vitamins B6, B12 and folate: Association with plasma total homocysteine and risk of coronary atherosclerosis // J. Nutrition. — 1998. — V. 17, № 5. — Р. 435-441.

14. Ладодо К.С., Громов И.А., Баранник В.А. и др. Применение поливитаминов у детей // Педиатрическая фармакология. — 2007. — Т. 4, № 6. — С. 38-41.

15. Лапшин В.Ф. Современные принципы витаминопрофилакти-ки и витаминотерапии в детском возрасте // Актуальные вопросы педиатрии. — 2007. — Т. 1, №4. — С. 103.

16. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микро-нутриентного дефицита как важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. — 1999. — № 1. — С. 3-11.

17. Пиктелите О.С., Алейник С.И., Якушина Л.М. и др. Пищевая обеспеченность витаминами школьников Литвы // Вопросы питания. — 1992. — № 4. — С. 32-35.

18. Коденцова В.М., Вржесинская О.Ф. Метаболизм и статус витаминов у пациентов с патологией желудочно-кишечного тракта // Вопросы питания. — 2005. — Т. 74, № 4. — С. 41-45.

19. Студеникин В.М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — Т. 1, № 1. — С. 48-51.

20. Спиричев В.Б. Сколько витаминов человеку надо? — М., 2000. — С. 185.

21. Вахлова И.В. Роль микронутриентного обеспечения беременной и кормящей женщины в развитии и состоянии здоровья новорожденного ребенка // Вестник Уральской государственной медицинской академии. Выпуск 14. — Екатеринбург, 2004. — С. 20-21.

22. Щеплягина Л.А., Вахлова И.В., Санникова Н.Е. и др. Эффективность «Мульти-табс Перинатал» для беременных и кормящих женщин. Учебное пособие. — М., 2004. — 18 с.

23. Pediatric nutrition in chronic diseases and development disorders. Prevention, assessment and treatment / Ekvall S.W., Ekvall V.K. (eds). 2-nd ed. — NY.: Oxford University Press, 2005. — 532 p.

24. Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д., Яковенко Е.А. и др. Нейромульти-вит при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2002. — № 5. — С. 56-58.

25. Студеникин В.М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных — основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий врач. — 2009. — № 3. — С. 53-55.

26. Скрипченко Н.В. Применение нейромультивита в лечении серозных менингитов. Материалы научной конференции «Проблемы инфекции в клинической медицине». — СПб., 2002. — С. 318.

27. Студеникин В.М., Курбайтаева Э.М., Боровик Т.Э. и др. Нейродиетология — новое направление нейронауки // Вопросы детской диетологии. — 2008. — Т. 6, № 1. — С. 40-43.

28. Витамины в нейропедиатрии как антистрессорные факторы. Справочное пособие для врачей / Под ред. проф. Студеники-на В.М. — М., 2006. — С. 32.

29. Студеникин В.М., Балканская С.В., Шелковский В.И. Результаты применения поливитаминных комплексов «Пиковит» в психоневрологическом отделении // Русский медицинский журнал. — 2007. — Т. 15, № 1. — С. 15-19.

30. Malouf R., Areosa S.A. Vitamin B12 for cognition // Cochrane Database Syst. Rev. — 2003 (CD004326).

31. Намазова Л.С., Громова О.А. Витамины и минералы в современной клинической медицине. Возможности лечебных и профилактических технологий. — М., 2003. — С. 62.

32. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Поздняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. — Новосибирск, 2004. — С. 457.

33. Студеникин В.М., Курбайтаева Э.М., Балканская С.В. и др. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссен-циальных веществ // Лечащий врач. — 2007. — № 2. — С. 91-93.

34. Громов И.А., Баранник В.А., Торшхоева Р.М. и др. Применение поливитаминов у детей // Педиатрическая фармакология. — 2007. — Т. 4, № 6. — С. 38-41.

35. Громова О.А. Исторические и современные аспекты отечественной педиатрической витаминологии // Педиатрическая фармакология. — 2008. — Т. 5, № 6. — С. 57-61.

36. Vinod Kumar M., Rajagopalan S. Impact of multiple-micronutri-ent food supplement on the nutritional status of schoolchildren // Food Nutr. Bull. — 2006. — V. 27, № 3. — R 203-210.

37. Sivakumar B., Nair K.M., Sreeramulu D. et al. Effect of micronutrient supplement on health and nutricional status of schoolchildren: biochemical status // Nutrition. — 2006. — V. 22 (Suppl. 1). — R. 15-25.

38. Лиманова О.А., Громова О.А., Красных Л.П. и др. Возможности коррекции витаминного баланса поливитаминами у девочек-под-ростков с нарушением менструальной функции // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2005. — № 4. — С. 63-67.

39. Дегтева Г.Н., Крылов И.А. Применение витаминно-минерального комплекса для подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Лечащий врач. — 2009. — № 2. — С. 64-65.

40. Бурцева Т.И., Нотова С.В., Малышева Н.В. и др. Гигиеническая оценка питания школьников Оренбургской области (в рамках экспериментального проекта по организации питания) // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 6. — С. 39-43.

41. Громов И.А., Торшхоева РМ. Опыт применения поливитаминов у школьников // Педиатрическая фармакология. — 2008. — Т. 5, № 6. — С. 94-96.

42. Громова О.А., Ребров В.Г., Галицкая С.А. и др. Профилактика В-гиповитаминозов у школьников в период интенсивных учебных нагрузок // Вопросы современной педиатрии. — 2009. — Т. 8, № 1. — С. 60-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.