Сетко Н.П., Малахова У.Г.
Оренбургская государственная медицинская академия
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ фактического питания младших школьников, проживающих в сельских районах Оренбургской области показал, что недостаток эссенциальных питательных веществ связан, по всей вероятности, с контаминацией используемых пищевых продуктов ксенобиотиками. Это не может не повлиять на показатели здоровья детского населения, на рост и развитие детей и, следовательно, на их физическое и психофизиологическое развитие, что требует необходимости коррекции питания детей младшего школьного возраста в изменении его структуры, адекватности и рациональности.
Особую важность в связи с увеличением детской заболеваемости в стране приобретает проблема рационализации и оптимизации питания, в частности детского населения, поскольку фактор питания является одним из наиболее значимых факторов окружающей среды, способствующим нормальной жизнедеятельности организма, сохранению и поддержанию здоровья, определяющим в обеспечении гармоничного роста и развития организма, оптимальной работоспособности, адаптации к воздействию неблагоприятных факторов, нормализации обменных процессов [3, 7, 8].
Для исследования были отобраны два сельских района Оренбургской области: Оренбургский и Бугурусланский, территориально отдаленные друг от друга. Под нашим наблюдением находились две группы детей в возрасте от 6 до 10 лет, проживающие в данных районах. В этих группах нами была проведена оценка питания анкетно-опросным методом, а также оценка качества основных продуктов питания по данным лабораторного контроля в соответствии СанПин 2.3.2560096 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». Помимо этого нами был изучен пищевой статус детей исследуемых групп, при анализе которого использовались данные физического развития и состояние здоровья в связи с характером питания.
Известно, что химические элементы по экологическим цепочкам поступают в растительные продукты, организм животных и человека. Повышенное содержание металлов в воздухе, воде и почве приводит к загрязнению пищевых продуктов.
Анализ содержания химических элементов в основных продуктах питания, произведенных на территории двух исследуемых районов Оренбургской области, показал, что средняя концен-
трация эссенциальных микроэлементов в мясопродуктах в Оренбургском районе выше, чем в Бугурусланском: меди в 1,4 раза; цинка в 1,3 раза, хрома в 1,2 раза (р < 0,05). Наибольшее содержание токсичных микроэлементов в мясопродуктах также наблюдалось в Оренбургском районе: свинца в 2 раза, кадмия в 1,2 раза.
Проведенный анализ содержания металлов в зерне и хлебобулочных изделиях двух исследуемых районов показал, что средние концентрации эссенциальных микроэлементов: меди, цинка - были выше в Оренбурском районе, а высокие концентрации токсичных микроэлементов - свинца и кадмия - отмечались в Бугу-русланском районе. Важно отметить, что аналогичная закономерность в содержании микроэлементов сохраняется в отношении молочных продуктов и овощей. Однако молибден был обнаружен лишь в молочных продуктах Оренбургского района - 0,0005 мг/мл.
Пестициды и нитраты в исследуемых продуктах питания сельских школьников обнаружены не были, что может быть связано с хозяйственно-экономическими трудностями в данных сельских регионах Оренбургской области.
Поскольку продукты питания наряду с другими факторами окружающей среды могут неблагоприятно влиять на показатели здоровья детского населения, нами был изучен характер питания детей в двух группах: первая - дети, проживающие в Оренбургском районе; вторая - в Бугурусланском районе.
Обработка и анализ анкет показали, что энергетическая ценность рационов питания детей была ниже рекомендуемых норм потребления в среднем на 20% и составила в первой группе -2015,3+-79,6 ккал, во второй - 2125, 7+-59,2 ккал.
При анализе анкет школьников нами выявлен существенный дисбаланс основных пищевых веществ и микронутриентов в рационах питания обследуемых. Так, среднесуточное по-
требление белка школьниками 1-й группы составляет 72,6+-43,1г, что недостоверно ниже на 8,1% рекомендуемых нормативных величин, при этом содержание белков животного происхождения - 45%. Во 2-й группе также наблюдалось недостоверное снижение среднесуточного потребления белка на 3,6% (76,2+-2,6г). Однако удельный вес белков животного происхождения был равен 60%, что соответствует норме.
Анализ среднесуточного содержания жиров в рационах питания детей показал, что в двух исследуемых группах употребление жиров соответствовало норме: 78,6+-5,5г в 1-й группе и 79,0+- 4,7г во 2-й группе.
Среднесуточное потребление углеводов школьниками исследуемых групп составило ме-
нее 300 г (при норме 315 г), что, по-видимому, и объясняет снижение энергоемкости рационов питания.
В связи с тем, что на усвояемость эссенци-альных питательных веществ показывает их сбалансированность в рационе питания, было проанализировано соотношение между белками, жирами и углеводами. Разность между фактическим употреблением и рекомендуемым употреблением пищевых продуктов превышает 10%. При этом у детей в 1-й группе в избытке за счет пищевого рациона находятся белки -15,6% и жиры - 10,9%; в недостатке углеводы -18,5%, а соотношение белков, жиров и углеводов составляет 1: 1,1: 3,4 при рекомендуемом соотношении 1:1,1:4,8. Во 2-й группе наблюда-
Таблица 1. Содержание химических элементов в основных продуктах питания (мг/кг).
Элемент / ПДК Оренбургский район Бугурусланский район
Эссенциальные микроэлементы
Медь 5 мг/кг 6,235+-0,457 5,281+-0,512
Цинк 70 мг/кг 13,32+-1,213 10,12+-1,265
Токсичные микроэлементы
Свинец 0,5 мг/кг 6,005+-1,102 12,023+-1,017
Кадмий 0,05 мг/кг 2,153+-0,636 3,653+-0,693
Молоко и молочные продукты
Эссенциальные микроэлементы
Медь 1 мг/мл 0,265+-0,022 0,152+-0,015
Цинк 5 мг/мл 2,344+-0,077 2,747+-0,085
Молибден 0,0005+-0,0003 0,000+-0,000
Токсичные микроэлементы
Свинец 0,1 мг/мл 0,445+-0,063 0,157+-0,038
Кадмий 0,03 мг/мл 0,002+-0,001 0,002+-0,000
Стронций 0,004+-0,001 0,000+-0,000
Мясопродукты
Эссенциальные микроэлементы
Медь 5 мг/кг 2,312+-0,5 1,615+-0,161
Хром 0,713+-0,136 0,473+-0,141
Цинк 70 мг/кг 25,2+-1,232 22,05+-1,232
Токсичные микроэлементы
Свинец 0,5 мг/кг 2,3+-0,673 6,312+-1,102
Кадмий 0,05 мг/кг 0,015+-0,005 1,116+-0,005
Овощи
Эссенциальные микроэлементы
Медь 5 мг/кг 1,125+-0,317 0,742+-0,134
Цинк 10 мг/кг 2,95+-0,395 1,812+-0,139
Токсичные микроэлементы
Свинец 0,5 мг/кг 0,237+-0,055 0,699+-0,111
Кадмий 0,03 мг/кг 0,029+-0,08 0,269+-0,55
Стронций 0,148+-0,065 0,002+-0,002
Сетко Н. П., Малахова У. Г. Экс
ется аналогичная картина: в избытке - белки и жиры - 10,5%; в недостатке - углеводы - 15,6%. Соотношение белки: жиры: углеводы во 2-й группе соответствует 1:1:3,5.
Обеспеченность рациона минеральными веществами характеризовалась большим колебанием значений от 35,6% до 143,7%, что является свидетельством неоптимальной сбалансированности макро- и микронутриентов, которая способна усиливать дефицитность отдельных элементов. Обеспеченность рациона такими макронутриентами, как кальций и фосфор, не превышала 70%. Такие эссенциальные микро-нутриенты, как цинк, медь, кобальт, селен, фтор, йод, марганец и хром, содержались в рационе менее рекомендуемых величин. Наименьшая обеспеченность отмечалась по фтору, кобальту, хрому и йоду. Только содержание железа обеспечило физиологические потребности детей в двух исследуемых группах.
Химический анализ потребляемой сельскими школьниками пищи показал, что минеральный состав рациона учащихся в 1-й группе характеризуется достоверным снижением среднесуточного содержания витамина А на 15,3%; витамина В на 25%; витамина С на 2,75%; витамина Д на 33,4%; витамина Е на 25%.
Другая ситуация наблюдается у детей во 2-й группе. Так, среднесуточное содержание витамина С достоверно превышало норму на 14,7%, а витамина А - на 39%. Содержание витамина Д и Е достоверно ниже нормы на 15,6% и 29,2% соответственно.
Таблица 2. Химический
логическая характеристика фактического питания...
На основании проведенного анализа фактического питания установлено, что питание школьников характеризовалось однообразием, частым повторением одних и тех же блюд в течение дня.
Наиболее часто ежедневно потребляются в пищу сельскими школьниками 1-й и 2-й групп картофель - 95%, капуста - 75% и растительное масло - 83%. Практически ежедневно учащиеся обоих районов употребляют продукты питания, которые не относятся к категории детского ассортимента: консервы (рыбные, мясные, молочные); концентраты (супы, кисели, напитки), чипсы, различные газированные напитки («Фанта», «Пепси-кола» и т.д.). На фоне этого биологически ценные продукты, продукты ежедневного потребления - мясо, молоко, масло сливочное, фрукты используются в пищу реже. Так, в 1-й группе мясо ежедневно употребляют в пищу 52,5% школьников, во 2-й -61,5% соответственно, молоко и молочные продукты - 59,7% (66,2%), масло сливочное - 45% (47,8%), фрукты - 46,3% (46,9%). Недостаток мяса в определенной степени можно компенсировать другими источниками полноценного белка. Однако в нашем случае такой «компенсации» не происходит: ни один ребенок в исследуемых группах не получает ежедневно рыбу (1-2 раза в неделю в 1-й группе только 51% детей, во 2-й - 58%), а творог и сыр ежедневно употребляют только 32% школьников первой группы и 40% - второй. В 100% случаев отмечено систематическое употребление кондитерских изделий, в 2-2,5 раза превышающее суточ-
состав рациона питания
Пищевые вещества Норма потребления Фактическое содержание
1-я группа 2-я группа
Калорийность, ккал 2300 2015,3-1-79,6 2125,7+-59,1
Квота белка по энергии, % 13% 12,4 13,3
Доля белка животного происхождения, % 60% 45 60
Соотношение Б:Ж:У 1:1:4 1:1,1:3,4 1:1:3,5
Белок,г 79 72,6-1-3,1 76,2-1-2,6
Липиды, г 79 78,6-1-5,5 79,0-1-4,7
Углеводы, г 315 247,2-1-11,1 268,9+-9,6
Кальций, мг 1100 714,6-1-50,5 743,4+-51,1
Фосфор, мг 1650 1071,2-1-43,9 1188,8-1-44
Железо, мкг 18 12,9+-0,7 14,2-1-0,6
Витамин С, мг 60 61,7+-2,9 68,8-1-2,5
Витамин А, мг 1,5 1,3-1-0,9 1,5-1-0,01
Витамин В, мг 1,6 1,2-1-0,06 1,35-1-0,03
Витамин Д, мг 100 66,6-1-4,1 70,8-1-4,2
Витамин Е, мг 10 7,5-1-1,9 13,9+-2,2
Таблица 3. Структура заболеваемости младших школьников исследуемых районов Оренбургской области
Классы болезней. МКБ, 10 пересмотр Заболевания Районы Оренбургский Бугурусланский
2001 2003 2001 2003
1 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 5,4 7,1 7,6 4,1
3 Болезни крови, кроветворных органов и другие нарушения, вовлекающие иммунный механизм 2,8 3,1 5,9 5,9
4 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 0,4 0,8 0,8 1,9
6 Болезни нервной системы 1,6 3,6 1,4 2,7
7 Болезни глаза и его придаточного аппарата 3,3 5,1 6,3 6,3
9 Болезни системы кровообращения 3,1 3,7 1,1 4,3
10 Болезни органов дыхания 73,6 63,4 0,8 60,2
11 Болезни органов пищеварения 3,7 5,2 2,6 3,7
12 Болезни кожи и подкожной клетчатки 2,2 2,6 56 4,8
13 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 0,9 2,6 5,4 1,4
14 Болезни мочеполовой системы 1,6 1,6 0,2 1,6
19 Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 0,2 0,1 0,2 0,8
Всего
100
100
100
100
ную норму. При этом снижено потребление таких продуктов, как хлеб и хлебобулочные из-делияЛ 1,6 разав 1-йгруппеив 1,2 раза во 2-й; овощи - в 1,5 раза и в 1,7 раза соответственно; фрукты - в 2 раза, являющиеся основными источниками поступления витаминов.
Оптимальный суточный рацион питания будет обеспечивать адаптационно-защитную функцию только при равномерном поступлении в течение дня пищевых продуктов, а следовательно, и пищевых веществ. В исследуемых группах кратность приема пищи у 63,1% детей составила не более трех раз в день. При этом распределение энергоемкости по отдельным приемам пищи составила: завтрак - 20%; обед
- 35%; ужин - 45%. Максимальное употребление пищевых продуктов приходится на вторую половину дня: завтрак - 332 г, обед - 581 г, ужин
- 747 г. Завтрак и обед дети ежедневно получают в школе в одно и то же время (за исключением воскресенья), ужин за два часа до сна получают только 28,9% школьников, остальные 71,1% после восьми часов вечера.
При оценке состояния питания в настоящее время используется термин «статус питания».
Он трактует обеспеченность организма пищей, процесс потребления пищи и состояние организма, связанное с питанием. Статус питания -это морфофункциональное состояние организма, обусловленное фактическим питанием и двигательным режимом.
Основными исходными данными для оценки адекватности физического развития являются рост и масса тела. Измерение массы тела производилось с точностью до 100 г, а роста - с точностью до 0,5 см. При антропометрических методах исследования пищевого статуса используется индекс Кетле (индекс массы тела -BMI). По показателю индекса Кетле дается характеристика статуса питания.
Проведенные исследования показали, что в период с 2001-2003 гг. в 1-й группе наблюдалось достоверное увеличение роста на 8,7%, массы тела - на 21,2%, окружности грудной клетки в покое - на 9,1%, при вдохе - на 10,8%, на выдохе - 12,9%. В то же время во 2-й группе наблюдалось увеличение роста на 9,8%, массы тела - на 22,0%, окружности грудной клетки в покое, при вдохе и на выдохе - на 12,6%,14,1% и 11,5% соответственно.
Сетко Н.П., Малахова У. Г.
Экологическая характеристика фактического питания...
80%% 70%-' 60% х 50% -' 40% х 30% -' 20% х 10%-'
Анализ массы тела, роста и расчет индекса Кетле показал, что у в основной группе оптимальный статус питания наблюдался лишь у 15,7% детей, в то время как недостаточный статус питания наблюдался у 64,4%. Наряду с этим у школьников в основной группе наблюдалась гипотрофия I степени - 10,2% и гипотрофия II степени - 9,7%.
В контрольной группе детей с оптимальным статусом питания оказалось 34,9%, а с недостаточным статусом - 48,8%; гипотрофия I степени наблюдалась у 11,5% детей. Однако в контрольной группе обнаружены школьники с избыточным статусом питания, они составили 4,8% от общего числа обследованных школьников.
До последнего времени одним из ведущих показателей в изучении состояния здоровья подрастающего поколения была оценка уровня и гармоничности физического развития и заболеваемости.
При оценке гармоничности физического развития младших школьников в 1-й группе наблюдалось снижение количества детей с гармоничным физическим развитием на 24,1%, с резко дисгармоничным - на 20,2%, при резком увеличении числа детей с дисгармоничным физическим развитием на 41,1% (рис. 1.)
Противоположная картина наблюдалась у детей 2-й группы. В период с 2001 года по 2003 год снизилось количество детей с дисгармоничным развитием и резко дисгармоничным развитием на 5,5% и на 10% соответственно, при незначительном увеличении числа детей с гармоничным физическим развитием (на 2,6%).
Среди учащихся Бугурусланского района с резко дисгармоничным развитием отмечалось снижение количества детей с избытком массы тела 23,3% до 15,8%, в то время как в основном районе, напротив, наблюдалось увеличение детей с избытком массы 18,9% до 25,1%.
Необходимо отметить, что негативные характеристики физического развития детей формируются на протяжении длительного времени под действием целого ряда факторов, таких, как индивидуальные генетические особенности, питание, уровень физической активно-
Л \
Т1 п
Пгарм
• дис'гарм
• рд/гарм
1-ая группа
2-ая группа
Рисунок 1. Сравнительная оценка гармоничности физического развития младших школьников исследуемых групп.
сти, воздействие техногенных загрязнителей, и могут явиться морфологическим основанием для развития отклонений в деятельности внутренних органов и возникновения хронических заболеваний.
Согласно данным, представленным в таблице 3, в структуре общей заболеваемости в исследуемых районах в период с 2001 г. по 2003 г. первое место занимали заболевания органов дыхания. На этот класс болезней приходится в Оренбургском районе - 70%, в Бугурусланском - 56% всех заболеваний.
На втором месте в структуре общей заболеваемости в исследуемых районах находятся некоторые инфекционные и паразитарные болезни. Причем в Оренбургском районе наблюдается тенденция к увеличению уровня этого показателя на 32,1%, а в Бугурусланском снижение на 56,5%.
На третье место в структуре общей заболеваемости вышли болезни крови и системы кровообращения (2,8% и 5,9%); болезни глаза и его придаточного аппарата (5,1% и 6,3%); болезни органов пищеварения (5,2% и 3,7%); болезни кожи и подкожной клетчатки (2,6% и 4,8%).
Средние показатели общей заболеваемости детей исследуемых групп в динамике за три года (случаи на 1000 детского населения) составили в Оренбургском районе - 1072,43%; в Бугурусланском - 1000,83%.
Анализ фактического питания младших школьников, проживающих в сельских райо-
ВЕСТНИК ОГУ №4/АПРЕЛЬ '2006 1 25
нах Оренбургской области, показал, что их пищевой рацион не обладает достаточной энергетической ценностью, необходимой для данной возрастной группы, а в его химическом составе наблюдается определенный дисбаланс как основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов), так и витаминов и минеральных веществ. Недостаток эссенциальных питательных веществ связан, по всей вероятности, с контаминацией используемых пищевых продуктов ксенобиотиками. Это не может не повлиять на рост и развитие детей и, следовательно, на их физическое и психофизиоло-
гическое развитие, что требует необходимости коррекции питания детей младшего школьного возраста в изменении его структуры, адекватности и рациональности.
Таким образом, можно предположить, что избыточный и недостаточный статусы питания связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического питания, особенно у детей в 1-й группе. Нарушения в показателях пищевого статуса являются первыми признаками дисбаланса гомеостатических систем на этапе несфор-мировавшейся патологии.
Список использованной литературы:
1. Доценко В.А., Мосийчук А.В. Болезни избыточного и недостаточного питания: Учебное пособие. - СПб., 2004. - С. 111.
2. Ерзикян К.Л.// Вестн. АМН СССР. - 1999. - №8.
3. Истомин А.В., Мамчик Н.П., Клепиков О.В. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения. - М., 2001. - С. 420.
4. Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - №2 - С. 11-14.
5. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков / Под ред. В.Р. Кучмы. -М., 1999. - С. 15.
6. Проблемы дефицита микронутриентов и подходы к ее решению.// Доклад Института питания РАМН. - Вопросы питания. -1999. -№1.
7. Тутельян В.А. Концепция оптимального питания: научное обоснование // Здоровье населения и среда обитания. - 2001. -№11 - С. 6-12.
8. Тутельян В.А. Актуальные проблемы гигиены питания и пути их решения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Госсанэпидслужбе России 80 лет: реальность и перспективы» - М., 2002. - Ч. 2. - С. 285-288.