Научная статья на тему 'Экологическая характеристика фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников младших классов, проживающих на территории Оренбургской области'

Экологическая характеристика фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников младших классов, проживающих на территории Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н. П., Малахова У. Г.

Анализ фактического питания младших школьников, проживающих в сельских районах Оренбургской области, показал, что недостаток эссенциальных питательных веществ связан, по всей вероятности, с контаминацией используемых пищевых продуктов ксенобиотиками. Это не может не повлиять на показатели здоровья детского населения, на рост и развитие детей и, следовательно, на их физическое и психофизиологическое развитие, что требует необходимости коррекции питания детей младшего школьного возраста в изменении его структуры, адекватности и рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н. П., Малахова У. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CHARACTERISTIC OF ACTUAL EATING AND ALIMENTARY STATUS OF RURAL PUPILS OF ELEMENTARY SCHOOL, LIVING ON THE TERRITORY OF ORENBURG REGION

The analysis of actual eating of elementary school pupils living in rural areas of Orenburg region has shown that lack of essential nutrients is connected possibly with contamination of using food substances with xenobiotics. It influences on health indexes of children population, on children height and development, on their physical and psychophysiologic development, which demands eating correction of children of elementary school ages in changes of its structure, adequacy and rationality.

Текст научной работы на тему «Экологическая характеристика фактического питания и алиментарного статуса сельских школьников младших классов, проживающих на территории Оренбургской области»

Сетко Н.П., Малахова У.Г.

Оренбургская государственная медицинская академия

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ фактического питания младших школьников, проживающих в сельских районах Оренбургской области показал, что недостаток эссенциальных питательных веществ связан, по всей вероятности, с контаминацией используемых пищевых продуктов ксенобиотиками. Это не может не повлиять на показатели здоровья детского населения, на рост и развитие детей и, следовательно, на их физическое и психофизиологическое развитие, что требует необходимости коррекции питания детей младшего школьного возраста в изменении его структуры, адекватности и рациональности.

Особую важность в связи с увеличением детской заболеваемости в стране приобретает проблема рационализации и оптимизации питания, в частности детского населения, поскольку фактор питания является одним из наиболее значимых факторов окружающей среды, способствующим нормальной жизнедеятельности организма, сохранению и поддержанию здоровья, определяющим в обеспечении гармоничного роста и развития организма, оптимальной работоспособности, адаптации к воздействию неблагоприятных факторов, нормализации обменных процессов [3, 7, 8].

Для исследования были отобраны два сельских района Оренбургской области: Оренбургский и Бугурусланский, территориально отдаленные друг от друга. Под нашим наблюдением находились две группы детей в возрасте от 6 до 10 лет, проживающие в данных районах. В этих группах нами была проведена оценка питания анкетно-опросным методом, а также оценка качества основных продуктов питания по данным лабораторного контроля в соответствии СанПин 2.3.2560096 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». Помимо этого нами был изучен пищевой статус детей исследуемых групп, при анализе которого использовались данные физического развития и состояние здоровья в связи с характером питания.

Известно, что химические элементы по экологическим цепочкам поступают в растительные продукты, организм животных и человека. Повышенное содержание металлов в воздухе, воде и почве приводит к загрязнению пищевых продуктов.

Анализ содержания химических элементов в основных продуктах питания, произведенных на территории двух исследуемых районов Оренбургской области, показал, что средняя концен-

трация эссенциальных микроэлементов в мясопродуктах в Оренбургском районе выше, чем в Бугурусланском: меди в 1,4 раза; цинка в 1,3 раза, хрома в 1,2 раза (р < 0,05). Наибольшее содержание токсичных микроэлементов в мясопродуктах также наблюдалось в Оренбургском районе: свинца в 2 раза, кадмия в 1,2 раза.

Проведенный анализ содержания металлов в зерне и хлебобулочных изделиях двух исследуемых районов показал, что средние концентрации эссенциальных микроэлементов: меди, цинка - были выше в Оренбурском районе, а высокие концентрации токсичных микроэлементов - свинца и кадмия - отмечались в Бугу-русланском районе. Важно отметить, что аналогичная закономерность в содержании микроэлементов сохраняется в отношении молочных продуктов и овощей. Однако молибден был обнаружен лишь в молочных продуктах Оренбургского района - 0,0005 мг/мл.

Пестициды и нитраты в исследуемых продуктах питания сельских школьников обнаружены не были, что может быть связано с хозяйственно-экономическими трудностями в данных сельских регионах Оренбургской области.

Поскольку продукты питания наряду с другими факторами окружающей среды могут неблагоприятно влиять на показатели здоровья детского населения, нами был изучен характер питания детей в двух группах: первая - дети, проживающие в Оренбургском районе; вторая - в Бугурусланском районе.

Обработка и анализ анкет показали, что энергетическая ценность рационов питания детей была ниже рекомендуемых норм потребления в среднем на 20% и составила в первой группе -2015,3+-79,6 ккал, во второй - 2125, 7+-59,2 ккал.

При анализе анкет школьников нами выявлен существенный дисбаланс основных пищевых веществ и микронутриентов в рационах питания обследуемых. Так, среднесуточное по-

требление белка школьниками 1-й группы составляет 72,6+-43,1г, что недостоверно ниже на 8,1% рекомендуемых нормативных величин, при этом содержание белков животного происхождения - 45%. Во 2-й группе также наблюдалось недостоверное снижение среднесуточного потребления белка на 3,6% (76,2+-2,6г). Однако удельный вес белков животного происхождения был равен 60%, что соответствует норме.

Анализ среднесуточного содержания жиров в рационах питания детей показал, что в двух исследуемых группах употребление жиров соответствовало норме: 78,6+-5,5г в 1-й группе и 79,0+- 4,7г во 2-й группе.

Среднесуточное потребление углеводов школьниками исследуемых групп составило ме-

нее 300 г (при норме 315 г), что, по-видимому, и объясняет снижение энергоемкости рационов питания.

В связи с тем, что на усвояемость эссенци-альных питательных веществ показывает их сбалансированность в рационе питания, было проанализировано соотношение между белками, жирами и углеводами. Разность между фактическим употреблением и рекомендуемым употреблением пищевых продуктов превышает 10%. При этом у детей в 1-й группе в избытке за счет пищевого рациона находятся белки -15,6% и жиры - 10,9%; в недостатке углеводы -18,5%, а соотношение белков, жиров и углеводов составляет 1: 1,1: 3,4 при рекомендуемом соотношении 1:1,1:4,8. Во 2-й группе наблюда-

Таблица 1. Содержание химических элементов в основных продуктах питания (мг/кг).

Элемент / ПДК Оренбургский район Бугурусланский район

Эссенциальные микроэлементы

Медь 5 мг/кг 6,235+-0,457 5,281+-0,512

Цинк 70 мг/кг 13,32+-1,213 10,12+-1,265

Токсичные микроэлементы

Свинец 0,5 мг/кг 6,005+-1,102 12,023+-1,017

Кадмий 0,05 мг/кг 2,153+-0,636 3,653+-0,693

Молоко и молочные продукты

Эссенциальные микроэлементы

Медь 1 мг/мл 0,265+-0,022 0,152+-0,015

Цинк 5 мг/мл 2,344+-0,077 2,747+-0,085

Молибден 0,0005+-0,0003 0,000+-0,000

Токсичные микроэлементы

Свинец 0,1 мг/мл 0,445+-0,063 0,157+-0,038

Кадмий 0,03 мг/мл 0,002+-0,001 0,002+-0,000

Стронций 0,004+-0,001 0,000+-0,000

Мясопродукты

Эссенциальные микроэлементы

Медь 5 мг/кг 2,312+-0,5 1,615+-0,161

Хром 0,713+-0,136 0,473+-0,141

Цинк 70 мг/кг 25,2+-1,232 22,05+-1,232

Токсичные микроэлементы

Свинец 0,5 мг/кг 2,3+-0,673 6,312+-1,102

Кадмий 0,05 мг/кг 0,015+-0,005 1,116+-0,005

Овощи

Эссенциальные микроэлементы

Медь 5 мг/кг 1,125+-0,317 0,742+-0,134

Цинк 10 мг/кг 2,95+-0,395 1,812+-0,139

Токсичные микроэлементы

Свинец 0,5 мг/кг 0,237+-0,055 0,699+-0,111

Кадмий 0,03 мг/кг 0,029+-0,08 0,269+-0,55

Стронций 0,148+-0,065 0,002+-0,002

Сетко Н. П., Малахова У. Г. Экс

ется аналогичная картина: в избытке - белки и жиры - 10,5%; в недостатке - углеводы - 15,6%. Соотношение белки: жиры: углеводы во 2-й группе соответствует 1:1:3,5.

Обеспеченность рациона минеральными веществами характеризовалась большим колебанием значений от 35,6% до 143,7%, что является свидетельством неоптимальной сбалансированности макро- и микронутриентов, которая способна усиливать дефицитность отдельных элементов. Обеспеченность рациона такими макронутриентами, как кальций и фосфор, не превышала 70%. Такие эссенциальные микро-нутриенты, как цинк, медь, кобальт, селен, фтор, йод, марганец и хром, содержались в рационе менее рекомендуемых величин. Наименьшая обеспеченность отмечалась по фтору, кобальту, хрому и йоду. Только содержание железа обеспечило физиологические потребности детей в двух исследуемых группах.

Химический анализ потребляемой сельскими школьниками пищи показал, что минеральный состав рациона учащихся в 1-й группе характеризуется достоверным снижением среднесуточного содержания витамина А на 15,3%; витамина В на 25%; витамина С на 2,75%; витамина Д на 33,4%; витамина Е на 25%.

Другая ситуация наблюдается у детей во 2-й группе. Так, среднесуточное содержание витамина С достоверно превышало норму на 14,7%, а витамина А - на 39%. Содержание витамина Д и Е достоверно ниже нормы на 15,6% и 29,2% соответственно.

Таблица 2. Химический

логическая характеристика фактического питания...

На основании проведенного анализа фактического питания установлено, что питание школьников характеризовалось однообразием, частым повторением одних и тех же блюд в течение дня.

Наиболее часто ежедневно потребляются в пищу сельскими школьниками 1-й и 2-й групп картофель - 95%, капуста - 75% и растительное масло - 83%. Практически ежедневно учащиеся обоих районов употребляют продукты питания, которые не относятся к категории детского ассортимента: консервы (рыбные, мясные, молочные); концентраты (супы, кисели, напитки), чипсы, различные газированные напитки («Фанта», «Пепси-кола» и т.д.). На фоне этого биологически ценные продукты, продукты ежедневного потребления - мясо, молоко, масло сливочное, фрукты используются в пищу реже. Так, в 1-й группе мясо ежедневно употребляют в пищу 52,5% школьников, во 2-й -61,5% соответственно, молоко и молочные продукты - 59,7% (66,2%), масло сливочное - 45% (47,8%), фрукты - 46,3% (46,9%). Недостаток мяса в определенной степени можно компенсировать другими источниками полноценного белка. Однако в нашем случае такой «компенсации» не происходит: ни один ребенок в исследуемых группах не получает ежедневно рыбу (1-2 раза в неделю в 1-й группе только 51% детей, во 2-й - 58%), а творог и сыр ежедневно употребляют только 32% школьников первой группы и 40% - второй. В 100% случаев отмечено систематическое употребление кондитерских изделий, в 2-2,5 раза превышающее суточ-

состав рациона питания

Пищевые вещества Норма потребления Фактическое содержание

1-я группа 2-я группа

Калорийность, ккал 2300 2015,3-1-79,6 2125,7+-59,1

Квота белка по энергии, % 13% 12,4 13,3

Доля белка животного происхождения, % 60% 45 60

Соотношение Б:Ж:У 1:1:4 1:1,1:3,4 1:1:3,5

Белок,г 79 72,6-1-3,1 76,2-1-2,6

Липиды, г 79 78,6-1-5,5 79,0-1-4,7

Углеводы, г 315 247,2-1-11,1 268,9+-9,6

Кальций, мг 1100 714,6-1-50,5 743,4+-51,1

Фосфор, мг 1650 1071,2-1-43,9 1188,8-1-44

Железо, мкг 18 12,9+-0,7 14,2-1-0,6

Витамин С, мг 60 61,7+-2,9 68,8-1-2,5

Витамин А, мг 1,5 1,3-1-0,9 1,5-1-0,01

Витамин В, мг 1,6 1,2-1-0,06 1,35-1-0,03

Витамин Д, мг 100 66,6-1-4,1 70,8-1-4,2

Витамин Е, мг 10 7,5-1-1,9 13,9+-2,2

Таблица 3. Структура заболеваемости младших школьников исследуемых районов Оренбургской области

Классы болезней. МКБ, 10 пересмотр Заболевания Районы Оренбургский Бугурусланский

2001 2003 2001 2003

1 Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 5,4 7,1 7,6 4,1

3 Болезни крови, кроветворных органов и другие нарушения, вовлекающие иммунный механизм 2,8 3,1 5,9 5,9

4 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 0,4 0,8 0,8 1,9

6 Болезни нервной системы 1,6 3,6 1,4 2,7

7 Болезни глаза и его придаточного аппарата 3,3 5,1 6,3 6,3

9 Болезни системы кровообращения 3,1 3,7 1,1 4,3

10 Болезни органов дыхания 73,6 63,4 0,8 60,2

11 Болезни органов пищеварения 3,7 5,2 2,6 3,7

12 Болезни кожи и подкожной клетчатки 2,2 2,6 56 4,8

13 Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 0,9 2,6 5,4 1,4

14 Болезни мочеполовой системы 1,6 1,6 0,2 1,6

19 Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 0,2 0,1 0,2 0,8

Всего

100

100

100

100

ную норму. При этом снижено потребление таких продуктов, как хлеб и хлебобулочные из-делияЛ 1,6 разав 1-йгруппеив 1,2 раза во 2-й; овощи - в 1,5 раза и в 1,7 раза соответственно; фрукты - в 2 раза, являющиеся основными источниками поступления витаминов.

Оптимальный суточный рацион питания будет обеспечивать адаптационно-защитную функцию только при равномерном поступлении в течение дня пищевых продуктов, а следовательно, и пищевых веществ. В исследуемых группах кратность приема пищи у 63,1% детей составила не более трех раз в день. При этом распределение энергоемкости по отдельным приемам пищи составила: завтрак - 20%; обед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 35%; ужин - 45%. Максимальное употребление пищевых продуктов приходится на вторую половину дня: завтрак - 332 г, обед - 581 г, ужин

- 747 г. Завтрак и обед дети ежедневно получают в школе в одно и то же время (за исключением воскресенья), ужин за два часа до сна получают только 28,9% школьников, остальные 71,1% после восьми часов вечера.

При оценке состояния питания в настоящее время используется термин «статус питания».

Он трактует обеспеченность организма пищей, процесс потребления пищи и состояние организма, связанное с питанием. Статус питания -это морфофункциональное состояние организма, обусловленное фактическим питанием и двигательным режимом.

Основными исходными данными для оценки адекватности физического развития являются рост и масса тела. Измерение массы тела производилось с точностью до 100 г, а роста - с точностью до 0,5 см. При антропометрических методах исследования пищевого статуса используется индекс Кетле (индекс массы тела -BMI). По показателю индекса Кетле дается характеристика статуса питания.

Проведенные исследования показали, что в период с 2001-2003 гг. в 1-й группе наблюдалось достоверное увеличение роста на 8,7%, массы тела - на 21,2%, окружности грудной клетки в покое - на 9,1%, при вдохе - на 10,8%, на выдохе - 12,9%. В то же время во 2-й группе наблюдалось увеличение роста на 9,8%, массы тела - на 22,0%, окружности грудной клетки в покое, при вдохе и на выдохе - на 12,6%,14,1% и 11,5% соответственно.

Сетко Н.П., Малахова У. Г.

Экологическая характеристика фактического питания...

80%% 70%-' 60% х 50% -' 40% х 30% -' 20% х 10%-'

Анализ массы тела, роста и расчет индекса Кетле показал, что у в основной группе оптимальный статус питания наблюдался лишь у 15,7% детей, в то время как недостаточный статус питания наблюдался у 64,4%. Наряду с этим у школьников в основной группе наблюдалась гипотрофия I степени - 10,2% и гипотрофия II степени - 9,7%.

В контрольной группе детей с оптимальным статусом питания оказалось 34,9%, а с недостаточным статусом - 48,8%; гипотрофия I степени наблюдалась у 11,5% детей. Однако в контрольной группе обнаружены школьники с избыточным статусом питания, они составили 4,8% от общего числа обследованных школьников.

До последнего времени одним из ведущих показателей в изучении состояния здоровья подрастающего поколения была оценка уровня и гармоничности физического развития и заболеваемости.

При оценке гармоничности физического развития младших школьников в 1-й группе наблюдалось снижение количества детей с гармоничным физическим развитием на 24,1%, с резко дисгармоничным - на 20,2%, при резком увеличении числа детей с дисгармоничным физическим развитием на 41,1% (рис. 1.)

Противоположная картина наблюдалась у детей 2-й группы. В период с 2001 года по 2003 год снизилось количество детей с дисгармоничным развитием и резко дисгармоничным развитием на 5,5% и на 10% соответственно, при незначительном увеличении числа детей с гармоничным физическим развитием (на 2,6%).

Среди учащихся Бугурусланского района с резко дисгармоничным развитием отмечалось снижение количества детей с избытком массы тела 23,3% до 15,8%, в то время как в основном районе, напротив, наблюдалось увеличение детей с избытком массы 18,9% до 25,1%.

Необходимо отметить, что негативные характеристики физического развития детей формируются на протяжении длительного времени под действием целого ряда факторов, таких, как индивидуальные генетические особенности, питание, уровень физической активно-

Л \

Т1 п

Пгарм

• дис'гарм

• рд/гарм

1-ая группа

2-ая группа

Рисунок 1. Сравнительная оценка гармоничности физического развития младших школьников исследуемых групп.

сти, воздействие техногенных загрязнителей, и могут явиться морфологическим основанием для развития отклонений в деятельности внутренних органов и возникновения хронических заболеваний.

Согласно данным, представленным в таблице 3, в структуре общей заболеваемости в исследуемых районах в период с 2001 г. по 2003 г. первое место занимали заболевания органов дыхания. На этот класс болезней приходится в Оренбургском районе - 70%, в Бугурусланском - 56% всех заболеваний.

На втором месте в структуре общей заболеваемости в исследуемых районах находятся некоторые инфекционные и паразитарные болезни. Причем в Оренбургском районе наблюдается тенденция к увеличению уровня этого показателя на 32,1%, а в Бугурусланском снижение на 56,5%.

На третье место в структуре общей заболеваемости вышли болезни крови и системы кровообращения (2,8% и 5,9%); болезни глаза и его придаточного аппарата (5,1% и 6,3%); болезни органов пищеварения (5,2% и 3,7%); болезни кожи и подкожной клетчатки (2,6% и 4,8%).

Средние показатели общей заболеваемости детей исследуемых групп в динамике за три года (случаи на 1000 детского населения) составили в Оренбургском районе - 1072,43%; в Бугурусланском - 1000,83%.

Анализ фактического питания младших школьников, проживающих в сельских райо-

ВЕСТНИК ОГУ №4/АПРЕЛЬ '2006 1 25

нах Оренбургской области, показал, что их пищевой рацион не обладает достаточной энергетической ценностью, необходимой для данной возрастной группы, а в его химическом составе наблюдается определенный дисбаланс как основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов), так и витаминов и минеральных веществ. Недостаток эссенциальных питательных веществ связан, по всей вероятности, с контаминацией используемых пищевых продуктов ксенобиотиками. Это не может не повлиять на рост и развитие детей и, следовательно, на их физическое и психофизиоло-

гическое развитие, что требует необходимости коррекции питания детей младшего школьного возраста в изменении его структуры, адекватности и рациональности.

Таким образом, можно предположить, что избыточный и недостаточный статусы питания связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического питания, особенно у детей в 1-й группе. Нарушения в показателях пищевого статуса являются первыми признаками дисбаланса гомеостатических систем на этапе несфор-мировавшейся патологии.

Список использованной литературы:

1. Доценко В.А., Мосийчук А.В. Болезни избыточного и недостаточного питания: Учебное пособие. - СПб., 2004. - С. 111.

2. Ерзикян К.Л.// Вестн. АМН СССР. - 1999. - №8.

3. Истомин А.В., Мамчик Н.П., Клепиков О.В. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения. - М., 2001. - С. 420.

4. Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - №2 - С. 11-14.

5. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков / Под ред. В.Р. Кучмы. -М., 1999. - С. 15.

6. Проблемы дефицита микронутриентов и подходы к ее решению.// Доклад Института питания РАМН. - Вопросы питания. -1999. -№1.

7. Тутельян В.А. Концепция оптимального питания: научное обоснование // Здоровье населения и среда обитания. - 2001. -№11 - С. 6-12.

8. Тутельян В.А. Актуальные проблемы гигиены питания и пути их решения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Госсанэпидслужбе России 80 лет: реальность и перспективы» - М., 2002. - Ч. 2. - С. 285-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.