ЛИТЕРАТУРА
1.Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция / Ю.Е. Вельтищев = М: Дэмикон, 1998. - 80 с.
2.Доскин В,А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В.А. Доскин, X. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонко-ва-Ямпольская -М.:Медицина,1997- 288 с.
3.Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге — руководство для врачей / A.A. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др. / Под ред. академика РАМН A.A. Баранова и профессора В.Р. Кучмы, - М.: Союз педиатров России, 1999. - 226 с.
4. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / А.А Баранов, JI.A. Щеплягина, Ю.Я. Ямпольская и др. / Под ред. A.A. Баранова, JI.A. Щеплягиной. - М., 2003.
5.Рябчикова Т.В. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / Т.В. Ряб-чикова, В.К. Кукушкин, JI.A. Качанова. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. - 86 с.
6. Матвеева H.A. Физическое развитие детей как критерий эколого-гигиенического благополучия дошкольного образовательного учреждения / H.A. Матвеева, Ю.Г. Кузьмичев, И.Ш Якубова и др. / Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. - М.: Союз педиатров России, 1999. - С. 171-190.
7.Стентон Гланц. Медико-биологическая статистика / Стентон Гланц. - М.: Практика, 1999.- 171 с.
8.Филиппов Е.С. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста / Е.С. Филиппов // Здоровье детей Сибири, -2002. -№ 1.-С. 31-43.
УДК 613.27-053.4
A.B. Боева, Я.А. Лещенко, Л.Г. Лисецкая, М.В. Сафонова
ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВАЖНЕЙШИМИ ЭССЕНЦИАЛЬНЫМИ НУТРИЕНТАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НИИ медицины труда и экологии человека - ГУНЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)
Проведено изучение фактического питания и обеспеченности организма детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Ангарска важнейшими эссенциалъными нутриентами (Zn, Fe, Си, Са, Mg). Отмечено избыточное содержание в рационе питания детей основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и превышение рекомендуемой калорийности. Эти особенности могут служить фактором нутритивной акцелерации развития детей. Выявлен дисбаланс эссенци-алъных биометаллов в организме дошкольников (повышенный уровень содержания меди, дефицит магния и кальция), что может служить неблагоприятным фоном для развития различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Полученные результаты указывают на важность проведения специального контроля за балансом важнейших нутриентов в организме детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети, питание, эссенциапьные нутриенты
CHARACTER OF ALIMENTARY STATUS AND PROVISION OF THE PRE-SCHOOLCHILDREN WITH SIGNIFICANT ESSENTIAL NUTRIENTS
A.V. Boyeva, Ya. A. Leshchenko, L. G. Lisetskaya, M. V. Safonova
Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology, Branch of Scientific Centre of Medical
Ecology, Eastern-Siberian Scientific Centre of RAMS (Angarsk)
The study of nutrition and organism provision of the pre-schoolchildren attending pre-school educating establishments in the town of Angarsk with significant essential nutrients ( Zn, Fe, Cu, Ca, Mg) has been performed. Surplus content of principal nutrients (proteins, fats and carbohydrates) and the excess of caloricity recommended have been revealed in children s nutrition ration. These features may serve as a factor nutritive acceleration of children s development. Disbalance of essential biometals in the pre-schoolchildren organisms ( enhanced contents of copper, magnesium and calcium deficiencies) has been revealed, which may serve as unfavorable background for the development of different infectious and noninfectious diseases. The study results indicate the importance of performing a special control of important nutrient balance in the pre-sçhoolchildren organisms. Key words: children, feed, essential nutrients
Дети составляют самую ранимую и сенситивную часть населения, состояние их здоровья и качество жизни во многом характеризуют зрелость общества в целом, развитость его политической и экономической систем, уровень его культуры.
Реформы 1990-х гг. оказали негативное влияние на условия жизни взрослого и детского населения. Большинство семей России лишилось полноценного доступа к социальным услугам, определяющим воспроизводство «человеческого капитала» - здравоохранению, образованию, культуре, оказалось вынужденным экономить на продуктах питания и качественных лекарствах [3]. А ведь процессы развития ребенка, реализация генетически детерминированных потенциалов не только тесно связаны со степенью оптимальности среды, но и во многом регулируются ею.
Социально-экономические реформы оказали негативное влияние на здоровье детей через снижение уровня жизни семей, характерным проявлением чего стало ухудшение качества питания. Не составили исключения и семьи г. Ангарска -объекта настоящего исследования. По данным отдела по труду администрации Ангарского муниципального образования в 2003г. доля малообеспеченного населения в городе составила 32,4%. В разряд бедных попали 21434 ребенка 113 семей с уровнем дохода на одного члена менее прожиточного минимума (дети, на которых начислялось детское пособие - 84 рубля в месяц). Неполноценное питание в настоящее время - одна из главных причин неоптимальности развития и здоровья детей. Обеспечение организма рядом минорных компонентов пищи, в частности витаминами и микроэлементами, нередко является критическим и во многих случаях не удовлетворяет потребности организма детей [4]. Такие малозаметные факторы среды как пограничное обеспечение или очень умеренные дефициты эс-сенциальных нутриентов, могут быть одной из причин микроальтераций, возникающих на клеточных, субклеточных и тканевых уровнях [4,5]. Микроальтерации, являясь причинами модифи-
кации генетической программы развития, когда нарушения происходят на уровнях очень тонких дифференци-ровок, могут иметь ключевое значение для субоптимального формирования функций, регуляций или адаптационных возможностей детского организма. Очевидно, что при пограничном или относительно недостаточном обеспечении нутриентами у детей всегда будут возникать противоречия между преобладанием пластических процессов и необходимым обеспечением активной жизнедеятельности или ситуаций стресса [4,5].
В связи с изложенным целью настоящей работы явилась гигиеническая оценка алиментарного статуса и обеспеченности важнейшими эссенциальными нутриентами организма дошкольников на примере детей, проживающих в г. Ангарске.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Изучение фактического питания детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) г. Ангарска, проводилось с использованием данных пятидневных меню-раскладок за шесть месяцев - с сентября 2002г. по февраль 2003г. - в соответствии с методическими рекомендациями по оценке питания населения [7]. Химический состав продуктов, входящих в суточные рационы питания детей, оценивался расчетным методом по основным питательным веществам (белкам, жирам, углеводам) и биологически активным веществам (витаминам, минеральным элементам). Кроме того, оценивалась энергетическая ценность и сбалансированность рационов питания [2, 16].
Период исследования питания соответствовал времени проведения медицинского осмотра, оценки социально-гигиенического статуса семьи и предшествовал изучению обеспеченности организма дошкольников (100 детей) важнейшими эссенциальными нутриентами (Хп, Бе, Си, Са,Мё).
Выбор нутриентов для исследования был обусловлен известными данными о важной роли ряда биометаллов фа, ¥е, Си, Са, М§) в
обеспечении правильного развития нервной, соединительной и костной тканей, кровеносных сосудов, адекватных гемопоэза и ферментативных реакций, формирования антиоксидантного статуса.
Учитывая рекомендации крупных специалистов в качестве биосубстратов использовали волосы, поскольку содержание в волосах химических веществ достаточно хорошо коррелирует с элементным профилем внутренней среды организма ребенка [1,12]. На момент отбора проб волос дети не страдали какими-либо острыми заболеваниями или хронической патологией и не предъявляли жалоб на самочувствие.
Отбор проб осуществлялся в соответствии с общепринятой методикой. Определение уровней содержания металлов проводилось методом атомно-абсорбционной спектрофотометрии в лаборатории физико-химических методов исследования НИИ медицины труда и экологии человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН. Данный метод высокочувствителен, что дает возможность определения очень низких концентраций биометаллов в волосах.
С помощью метода центильного анализа оценивали распределение детей по группам: с нормальными показателями содержания элементов, к которым относят значения в зоне (диапазоне) так называемых средних величин, расположенных в пределах от 25-го до 75-го центилей; с пониженными и низкими показателями (значения в зоне до 25 центиля); с повышенными и высокими показателями (в зоне значений, превышающих 75-й центиль).
В качестве критериев оценки использовали фоновые показатели содержания эссенциальных элементов в волосах детей Иркутской области (областной стандарт) [13], детей Прибайкалья (прибайкальский стандарт) [14], а также данные ряда отечественных [8,10,12] и зарубежных авторов, обобщенные В.Г. Ребровым [11].
РЕЗУЛЬТАТЫ
При гигиенической оценке фактического питания дошкольников установлено, что в условиях 12-часового пребывания детей в ДОУ соблюдается время и кратность (4-разовое питание) приема пищи и интервалы между ними.
Таблица 1
Среднесуточный рацион питания детей, посещающих ДОУ, г. Ангарск
Пищевые вещества Месяцы Рекомендуемые среднесуточные нормы потребности* Рекомендуемое содержа-ние в рационе ДОУ**
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль Среднее
Белки все (г.) 71,1 67,0 62,2 61,8 64,0 63,6 65,0 68,0 54,4
белки жив. (г.) 45,3 42,1 36,9 36,6 38,5 40,0 39,9 44,0 35,2
Жиры (г.) 67,0 65,6 59,5 59,1 59,5 59,3 61,7 68,0 54,4
Углеводы (г.) 267,0 253,4 253,0 255,5 262,0 238,8 255,0 272,0 217,6
Са (мг) 894,2 888,3 714,3 728,5 669,0 768,2 777,1 900,0 720,0
М§ (мг) 328,5 324,3 293,4 293,3 289,0 294,8 303,9 200,0 160,0 .
Р (мг) 1388,2 1365,1 1132,2 1141,8 1188,9 1252,0 1244,7 1350,0 1080,0
Бе (мг) 17,5 17,3 15,8 15,5 17,1 16,4 16,6 10,0 8,0
А (мкг) 492,5 243,1 711,5 678,0 1073,5 465,3 610,7 500,0 400,0
В1 (мг) 1,0 1,0 0,9 0,9 1,0 0,9 1,0 1,0 0,8
В2 (мг) 1,4 1,4 1,3 1,3 1,4 0,3 1,2 1,3 1,0
С (мг) 122,8 110,0 111,3 108,0 83,4 104,9 106,7 50,0 40,0
Энергия (ккал) 1867,3 1820,0 1749,8 1751,8 1826,7 1730,4 1791,0 1970,0 1576,0
Примечание: *Рекомендуемые среднесуточные нормы физиологических потребностей для детей 4-6 лет приводятся по [9], ** Величина получена исходя из того, что в ДОУ с 12-часовым пребыванием ребенок получает 80% от рекомендуемой суточной потребности пищевых веществ [6].
При изучении химического состава рационов отмечено некоторое несоответствие фактического содержания белков, жиров, углеводов рекомендуемым нормам физиологических потребностей для детей 4-6 лет [9]. Так в течение исследуемого периода среднесуточное содержание белков было ниже нормативного на 4,4%, в том числе животного происхождения - на 9,3%, жиров - на 3,9%, углеводов - на 6,3%. Калорийность суточного рациона ниже нормативной величины на 10% (табл. 1).
Ориентация исключительно на характеристик ки питания в условиях ДОУ не совсем верна, учитывая, что дети питаются вечером дома. Принимая величину необходимого содержания питательных веществ в рационах ДОУ за 80% от рекомендуемой нормы суточной потребности для данного контингента [6], оценки становятся иными. Согласно скорректированным расчетам можно констатировать некоторый избыток в рационе питания: белков - в среднем на 13,3%, в т.ч. животного происхождения - на 13,4%, жиров на 13,4%, углеводов - на 17,2%, а также превышение суточной калорийности в среднем на 13,6%. Среднее содержание кальция = меньше физиологических норм на 13,7%, но находится в пределах уровня, рекомендуемого для рационов ДОУ. Превышает рекомендуемое значение среднее содержание в рационах магния - в 1,9 раза ( возможно за счет частого включения в рационы напитков - какао и чая), железа - в 2,1 раза, фосфора - на 15%, витаминов С и А - в 2,7 и 1,5 раза соответственно. Превышение нормативных параметров содержания данных веществ в суточных рационах наблюдалось на протяжении всего исследуемого периода. Содержание витаминов группы В находилось в пределах рекомендуемых значений.
Сбалансированность основных пищевых веществ суточного рациона (соотношение бел-ков:жиров:углеводов) соответствовала нормативу в сентябре и феврале (1,0:1,0:4,0), небольшой дисбаланс отмечен с октября по январь (1,0:1,0:4,3).
Распределение детей в зависимости от уровней содержания биометаллов в организме осуществлялось путем сравнения с центильными шкалами содержания макро- и микроэлементов в волосах детей Иркутской области [13], для оценки уровня содержания кальция применялось про-центильное распределение на основе значений, полученных при исследовании волос детей Прибайкалья [14].
В результате проведенного исследования дисбаланс эссенциальных биометаллов выявлен у 77,3% обследованных детей. Дефицит элементов
отмечался у 29,7% дошкольников, из них у 66,7% определен дефицит одного, у 20,0% -двух, у 10,0% = трех, у 3,3% четырех элементов. Избыток биометаллов выявлен у 23,8% обследованных, из них у 50,0% отмечался избыток одного, у 37,5% - двух, у 12,5% - трех элементов. Дисбаланс (дефицит одних, избыток других) отмечался у 23,8% детей.
Среднее или условно нормальное содержание 2п, Бе отмечалось у большинства детей -57,4 и 63,4%, а Си, М§ и Са - только у 27,7, 24,8 и 25,7% обследованных. Показатели основной массы детей по содержанию в волосах Си были отнесены в зоны величин выше средних, высоких и очень высоких (30,7; 19,8 и 18,8% детей соответственно), тогда как по со= держанию и Са - в зоны величин ниже средних, низких и очень низких (в первом случае - 22,8; 23,8 и 28,7% детей, во втором случае - 14,9; 24,8 и 23,8%). Обращает на себя внимание пониженное и повышенное содержание Ъа в организме - 17,8 и 8,9% детей соответственно, а также его дефицит и избыток - у 10,0 и 6,0%. Недостаток в организме цинка выявлен у каждого четвертого мальчика. Пониженное и по» вышенное содержание Бе отмечено у 7,9 и 13,9% обследованных, дефицит и избыток - у 2,0 и 12,8% (табл. 2).
Среднее содержание Си в волосах ангарских детей, посещающих муниципальные детские сады, составило 6,1 ± 0,2 мг/кг и было почти в 2 раза ниже значений, полученных другими исследователями [12,8]. Различия были выявлены в отношении среднего уровня содержания в волосах ангарских дошкольников цинка, составившего 94,0 + 6,1 мг/кг, что было на 15% выше уровня содержания в волосах московских дошкольников и на 30% ниже среднего уровня по регионам России (табл. 3).
В обследованной группе детей отмечены достоверные половые отличия содержания изученных биометаллов: содержание меди и кальция в волосах у девочек было выше, чем у мальчиков (р < 0,05).
Используя метод центильного анализа и сравнивая полученные значения с данными аналогичных исследований других авторов, установлено следующее. Условно нормальные (средние) значения содержания меди в организме ангарских детей (зона 25-75 центилей) выходили за верхнюю границу зоны средних величин областного стандарта; средние значения содержания цинка и железа полностью укладывались в соответствующий диапазон областного стандарта (табл. 4).
Таблица 2
Распределение значений содержания химических элементов в волосах детей по центильным каналам, % (оценка по региональным стандартам)
химический элемент Зоны величин
очень низких величин (до5иен-тиля) низких величин (от 5 до 10 центиля) ниже средних (от 10 до 25 центиля) средних величин (от 25 до 75 центиля) выше средних (от 75 до 90 центиля) высоких величин (от 90 до 95 центиля) очень высоких величин (от 95 центиля)
Си 0,0 1,0 2,0 27,7 30,7 19,8 18,8
гп 5,0 5,0 17,8 57,4 8,9 4,0 2,0
Бе 2,0 0,0 7,9 63,4 13,9 5,9 6,9
мё 28,7 23,8 22,8 24,8 0,0 0,0 0,0
Са 23,8 24,8 14,9 25,7 4,0 5,0 2,0
Таблица 3
Показатели среднего содержания меди и цинка в волосах детей, мг/кг (М ± т)
химический элемент г. Ангарск средняя по регионам России, Б. А. Ревич, 1990 г. [12 г. Москва, М.В. Копытько, 2000г., [8]
Си 6,1 ±0,2 11,1 ±0,4 10,5 ±5,4
Ъа 94,0 ± 6,1 135,8 ±2,1 80,3 ± 36,4
Таблица 4
Зоны средних или условно нормальных величин содержания химических элементов (интервал от 25 до 75 центиля), мг/кг
химический элемент г. Ангарск Иркутская область 2002 г., [13] Прибайкалье Л.А. Решетник, 2000г„ [14] Тамбовская обл. Г.Н. Покидкина, 1995 г., [10] В.Г. Ребров, 2003 г., [11]
Си 5,2-7,1 3,4 -5,4 6,46-9,31 8,0-20,0 н/д
2п 52,6 - 122,9 53,5- 148,9 69,0 • 132,0 125,0-200,0 (50) 100,0-250,0 (400)
Бе 25,7 -35,1 15,8-50,5 18,2 -33,0 н/д (3,0) 5,0-25,0 (75)
Mg 9,8-19,7 22,5 - 75,2 23,0-71,0 н/д н/д
Са 105,6 -289,4 н/д 175,0 -338,0 н/д н/д
Примечание: в скобках приведены максимальные отклонения от нижней и верхней границ среднего диапазона, полученные в отдельных исследованиях; н/д - нет данных.
Средние значения содержания меди, цинка, железа в организме обследованных детей соответствовали зоне средних величин прибайкальского стандарта.
При оценке обеспеченности организма магнием выявлено пониженное содержание этого биометалла у детей обследованной группы: верхняя граница зоны средних величин оказалась ниже нижней границы соответствующих зон областного и прибайкальского стандартов.
Показатели содержания кальция в организме ангарских детей были заметно ниже показателей соответствующих значений прибайкальского стандарта: значение 25-го центиля - на 70 мг/кг, а значение 75-го центиля - на 48 мг/кг (табл. 4).
Значения показателей содержания меди и цинка у обследованных детей, соответствующие верхней границе зоны средних величин, оказались ниже значений нижней границы данной зоны, определенной при исследовании детей Тамбовской области [10]. Следует отметить, что показатели по Тамбовской области были также существенно выше показателей прибайкальского и областного (Иркутская область) стандартов (табл. 4).
Установлено, что у ангарских детей показатель содержания цинка по нижней границе средних величин соответствует значениям зоны очень низких величин согласно данным зарубежных авторов, приведенным в работе В.Г. Реброва [И]. По зонам средних величин содержания железа существенных различий не отмечалось.
В отношении фактов выявленного у части детей дефицита или избытка отдельных эссенци-альных нутриентов можно сказать следующее. Дефицит магния у детей предрасполагает к возникновению повышенной утомляемости, хронической усталости, депрессивных состояний, снижению памяти. Вместе с тем длительное влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка (повышенные учебная и спортивная нагрузки, конфликтные отношения со сверстниками и родителями и др.) могло быть наиболее вероятной причиной возникновения дефицита магния [13].
Учитывая высокую потребность организма детей в кальции, (в связи с интенсивным ростом костей) его дефицит у обследованного контингента вызывает опасения. Возможно, он вызван нарушением процессов всасывания в кишечнике, которые, в частности, определяются наличием в пищи жирных кислот, фосфора и витамина Б [13].
При исследовании фактического питания организованных детей не представилось возможным оценить содержание в пищевом рационе меди и цинка (нет полноценных данных о количе-
ственном содержании данных элементов в различных готовых блюдах). Выявленная недостаточность цинка в организме части детей может быть следствием избыточного поступления меди (между этими элементами существуют конкурентно-антагонистические отношения) [13,15]. Дефицит цинка способствует повышению заболеваемости детей острыми респираторными инфекциями, снижению аппетита, возникновению дефицита массы тела и др. Нельзя забывать, что под влиянием ряда неблагоприятных факторов недостаточность цинка может усугубляться вплоть до появления клинических симптомов патологии, Установлено, что явления дефицита цинка особенно неблагоприятны для организма мальчиков, у которых это может приводить к нарушениям роста, полового созревания, фертильности [4, 13].
В организме большинства обследованных ангарских дошкольников содержание меди является достаточным, либо повышенным. По данным многих авторов дефицит меди в организме возникает крайне редко, поскольку этот элемент присутствует в большинстве продуктов питания. Содержание железа в организме дошкольников и в среднесуточных рационах ДОУ находилось в пределах нормального уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая материалы проведенного гигиенического исследования фактического питания детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, следует отметить постоянный избыток в рационе основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и превышение рекомендуемой калорийности, что, скорее всего, является следствием низкого содержания и редкого включения в рацион ДОУ свежих овощей и фруктов, замены их более дешевыми блюдами (крупяными и мучными). Следует подчеркнуть возможность риска избыточного обеспечения дошкольников питательными веществами, причем такой умеренной степени избыточности белка и энергетической ценности, когда клиническая картина ожирения или интоксикации еще не возникает. Тем не менее, на относительно небольшую избыточность питания ребенок отвечает ускорением роста и созревания, т.е. нутритивной акселерацией развития. Это ускорение по мнению ряда авторов далеко не безразлично, так как за ним возможно общее ускорение жизни с более ранним прекращением роста и развития, более ранним началом инво-лютивной фазы жизни и сокращением ее длительности [4,5,15].
Оценка содержания пяти эссенциальных элементов в биосубстратах организма (волосах) детей г. Ангарска выявила выраженный дисбаланс в отношении трех из них. Так, можно говорить о дефиците в организме детей магния, кальция и цинка (у 52,5, 48,6 и 10% детей соответственно), а также - об избытке меди (у 38,6% детей). Содержание магния и кальция в волосах ангарских дошкольников было в большинстве случаев ниже, чем их содержание в волосах детей по данным отечественных авторов. Учитывая, что фактическое содержание М^ и Са в среднесуточных рационах питания ДОУ было выше рекомендуемого, можно предположить, что обнаруженные явления недостаточной обеспеченности организма обследованных детей этими нутриентами, а в отдельных случаях в сочетании с дефицитом цинка, могут служить неблагоприятным премор-бидным фоном для развития различных инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Таким образом, оценка потребления и обеспеченности детей макро- и микроэлементами показала необходимость соответствующей коррекции выявленных нарушений, что является существенным условием обеспечения нормального роста, развития и здоровья детей, Например, в целях предупреждения развития магнийдефи-цитных состояний суточные рационы должны быть представлены более разнообразными продуктами с большим содержанием Гу^ не требующими кулинарной термической обработки (орехи, хлеб с отрубями, шоколад, свежие фрукты, ягоды, зелень). Это именно те продукты, которыми обеднены рационы сибирских детей.
Выявленное снижение содержания в организме дошкольников г. Ангарска некоторых биометаллов при адекватном состоянии питания указывает на важность проведения специального контроля за балансом важнейших макро- и микроэлементов в организме детей дошкольного возраста, и в случаях нарушений последнего -принятия мер по его восстановлению.
Материал подготовлен в рамках проекта № 02-06-00227а, выполняемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы педиатрической неврологии. Лечение препаратами металлов и комплексонами заболеваний нервной системы у детей / Ю.Е. Вельтищев, Р1.А. Скворцов, Г.Е. Ру-денская, Г.В. Харина - М.: «Союзмединформ», 1989.-70 с.
2.Беюл Е.А. Справочник по диетологии / Е.А. Беюл, В.В., Будаговская, В.Г. Высоцкий и др. -М: Медицина, 1992. - 464 с.
3.Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения страны / Б.Т. Величковский - М., 2001.-36 с.
4. Воронцов И.М. Диетология развития = важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии детства /И.М, Воронцов // Педиатрия. - 1997. - № 3. - С. 57-61.
5.Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача/ И.М. Воронцов // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 6-13.
6.Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Г.Н. Сердюковская, А.Г. Сухарев, Е.М. Белостоцкая и др.; под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М: Медицина, 1986.- 496 с.
7.Изучение фактического питания населения и его отдельных контингентов в различных климатогеотрафических зонах страны: Метод. рекомендации/МЗ РСФСР,- Москва, 1981.- 23 с.
8.Копытько М.В. Изучение обеспеченности цинком и медью детей дошкольного возраста г. Москва с помощью неинвазивных методов / М.В. Копытько, М.В. Шагова, Ю.П. Алешко-Ожевский, Л.В. Шевякова и др. // Педиатрия. -2000,-№6.-С. 21-25.
9. Нормы физиологических потребностей для различных групп населения. // Вопр, пита-
' ни*. = 1992. = №2. = С. 7*15.
10. Покидкина Г.Н. Состояние здоровья и содержание микроэлементов у детей дошкольного возраста, проживающих в экологически неблагополучных районах Тамбовской области: Автореф. дис.канд. мед. наук. - М., 1995. - 22 с.
11. Ребров В.Г. Витамины и микроэлементы / В.Г. Ребров. O.A. Гномова. - М.: «АЛЕВ - В», 2003. - 670 с.
12. Ревич Б.А. Химические элементы в волосах человека как индикатор воздействия загрязнения производственной и окружающей среды / Б.А. Ревич // Гиг. и сан. - 1990. - № 3. -С. 55-59
13. Региональные показатели химических элементов в биосубстратах детей и беременных женщин Иркутской области: Метод, рекомендации / ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН. - Иркутск, 2002. - 43 с.
14. Решетник Л.А. Клинико-гигиеническая оценка микроэлементных дисбалансов у детей Прибайкалья: Автореф. дис. . . . докт. мед. наук: 14. 00. 07,14.00.09/ИГМУ.-Иркутск,2000.- 43 с.
15. Смоляр В.И. Гипо- и гипермикроэле-ментозы / В.И. Смоляр. - Киев «Здоровья», 1989.-146 с.
16. Химический состав блюд и кулинарных изделий. Справочные таблицы содержания ос-
новных пищевых веществ и энергетической ценности блюд и кулинарных изделий: В 2-х т. / Под
ред.И.М, Скурихина, М.Н. Волгарева - М: 1984. - Т. I, П.
УДК 616.248.053.2.08
Г.И. Бишарова, О.И. Ширяева, Е.П. Мацеха, Е.Ю. Огнева
УРОВЕНЬ ГОНАДОТРОПНЫХ И ПОЛОВЫХ ГОРМОНОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Читинский филиал ГУНЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Чита)
Проведены исследования гонадотропных и половых гормонов: пролактииа, лютеинизирующего, фол-ликулостимулирующего, прогестерона; тестостерона, эстрадиола в сыворотке крови у 64 мальчиков и 49 девочек, в возрасте с 5 до 16 лет. Функциональная активность как центрального, так и периферического звена репродуктивной системы у 5-9 - летних детей остается низкий. Ключевые слова: гормон, сыворотка крови, внешняя среда
LEVEL OF GONADOTROPHIC AND SEXUAL HORMONUMS FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS OF THE CHITA AREA
G.I. Bisharova, O.I. Shiryaeva, E.P. Matcekha, E.Y. Ogneva
The Chita branch of SC ME ESSC RAMS (Chita)
The researches of gonadotrophic and sexual Hormonums are conducted: Prolactinum, luteinizing , falicu-lostimulated, Progesteronum; Testosteron-Depotum, Oestradiolum in Serum of a blood for 64 boys and 49 girls, in the age of with 5 till 16 years. The functional activity both central, and peripheric link of a genesial system for 5-9 - years(summer) children remains low. Key words: hormonum, serum of a blood, environment
Сохранение здоровья детей - одна из важнейших проблем человечества и показатели здоровья отражают социальные и экономические процессы, происходящие в современном обществе [1,7]. Здоровье ребенка находится в высокой степени зависимости от конкретной экологической ситуации и сроков пребывания в ней. Ответные реакции детского организма на воздействие экологических факторов разнообразны и характеризуются изменениями темпов роста и развития, нарушениями гармоничности этих процессов. Существует необходимость оценки с учетом региона и этнических особенностей. Определяя темп и степень физического развития детей, необходимо знание региональных стандартов физического развития, на уровень которого оказывают влияние факторы внешней среды, этнические и расовые особенности физического развития. Изучение физического развития детей, проживающих в суровых климатогеографиче-ских условиях огромной территории Читинской
области, определило актуальность работы [2,7,8,10,11].
Цель исследования - исследовать особенности половых и гонадотропных гормонов детей 5-16 лет Читинской области.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обследование проводилось по комплексной методике с использованием схемы, разработанной на кафедре гигиены детей и подростков Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова., которая включала антропометрические, соматоскопические, сома-тометрические показатели. Анализ материала проводился по возрастно половым группам - 3 гармоничного морфофункционального статуса детей (Стромская Е.П,, Властовский В.Г„ Кар-дашенко ВН., 1974) [5].
Определение соматотипа определяли согласно схеме с выделением у здоровых детей (т.е. без ожирения и гипотрофии) следующих