Научная статья на тему 'Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска'

Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1801
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боева А. В., Лещенко Я. А., Сафонова М. В.

Проведена оценка физического развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Ангарска. Установлено, что различные виды отклонений в развитии имели 30% детей. Признаки дефицита и избытка массы тела отмечались, соответственно, у 7% и 20% дошкольников. 46 БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, 2004, №2 Том 1 Различная степень дисгармоничности в развитии наблюдалась у 20% дошкольников. Выявлены некоторые медико-биологические факторы риска нарушений физического развития дошкольников. Обнаружены статистически значимые связи между состоянием здоровья ребенка при рождении и наличием нарушений физического развития в дошкольном возрасте, а также между интегральной характеристикой здоровья (группа здоровья) и гармоничностью развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PHYSIKAL DEVELOPMENT OF THE PRE-SCHOOLCHILDREN IN THE TOWN OF ANGARSK

The assessment of physical development of the children attending the pre-school educational establishments has been performed in the town of Angarsk. Different declination forms in development were found to be in 30 % of the children studied. Deficiency signs and redundant body mass were observed to be in 7 % and 20 % of'the preschoolchildren. Some medical-biological risk factors of physical development disturbances have been revealed in the pre-schoolchildren studied. Statistically significant associations have been found between the child health status from birth and the presence of physical developments disturbances in the children under school age as well as between the integral health characteristics (a health group) and harmonious development.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска»

ЛИТЕРАТУРА

1. Автандилов А.Г. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике Артериальной гипертензии у детей и подростков: Методические рекомендации / Сост. А.Г. Автандилов, A.A. Александров, O.A. Кисляк, И.Я. Конь, и др.. -Всероссийское научное общество кардиологов и ассоциации детских кардиологов России. - Волгоград, 2003, 43 с.

2. Алмазов В.А. Профилактика, диагностика и лечение первичной артериальной гипертонии в Российской федерации. Доклад экспертов ВОЗ /

В.А. Алмазов, А.Г. Арабидзе, Ю.Б. Белоусов, А.Н. Бритов и др. // Клиническая фармакология и терапия. - 2000. - № 3. - С.5 -30.

3. Альтов A.A. Импульсное низкочастотное электромагнитное поле в терапии зудящих дерматозов: Дис. ... канд. мед наук: 16.04.01 / РММА им. Сеченова. - Москва, 2001.-136 с.

4. Андреев Е.А. Реакция организма человека на электромагнитные излучения миллиметрового диапазона / Е.А. Андреев. С.П. Ситько // Вестник АН СССР. - 1985. - № 3. - С. - 24-33.

5.Баирова Т.А. Личностно-типологические предикты эссенциальной артериальной гипертензии у подростков бурятской популяции/ Т.А. Баирова, В.В. Долгих, А.Б-Ж. Бимбаев, // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - Иркутск. - 2003. - № 6.

- С. 25-29.

6.Брязгунов И.П. Первичная артериальная гипертензия у детей и подростков / И.П. Брязгу-нов // Вопросы современной педиатрии. - Москва, 2003. - Т. 2, № 3. - С. 68-71.

7.Боголюбов В.М. Программы физиотерапии артериальной гипертонии / В.М. Боголюбов // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. -2002. - №3.- С. 51.

8.Грибанов А.Н. Продолжительность эффекта лечения мягкой и умеренной гипертонии различными физиотерапевтическими методами, выявленная на основе катамнеза / А.Н. Грибанов,

С.А. Тюрин, А.И. Павлович // Вестник РУДН. -2001. -№ 1.-С. 104-105.

9.Евсегнеева И.В. Комплексное лечение центральной хориоретинопатической инволюционной дистрофии с использованием импульсного электромагнитного поля низкой частоты: Дис. ... канд. мед. наук: 11.10.01 / Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца,- Москва,

2001, 132 с.

10. Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков: Метод, рекомендации / Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии. - Москва, 2000. - 59 с.

11. Князева Т.А. Эффективность низкоинтенсивных воздействий при гипертонической болезни / Т.А. Князева, М.П. Отто, О.М. Донова //Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры-1994.-№1.-С.8-9.

12. Rosolova Н. Non-parmocological control of blood pressure and physical fitness in subjects with arterial hypertension / H. Rosolova, J. Chratec, M. Zikmund, J. Simon // Cor Vasa. -1991. - № 33. - C.123-131.

13. Стругацкий B.M. Импульсное электростатическое поле низкой частоты: опыт лечебного применения в гинекологии / В.М. Стругацкий, К.Н. Арсланян, Г.С. Маркаров, // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 1994. - № 6. - С. 42-44.

14. Tibblin Gaberg Н. Non-parmocological treartmen of hypertension: differences between health centers inpatients’ blood pressure and suc-cers at withdrawal from drags / H. Tjbblin Gaberg // Fam Pract. - 1990. - № 7. - C. 47-51.

15. Шустов С.Б. Артериальные гипертензии

/ С.Б. Шустов, В.Л. Баранов, В.А. Карпов, В.А. Яковлев. - Санкт - Петербург: изд-во «Специальная литература», 1997. - 320 с

УДК 616-053.4-071.3

A.B. Боева, Я.А. Лещенко, М.В. Сафонова

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА г. АНГАРСКА

НИИ медицины труда и экологии человека - ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)

Проведена оценка физического развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Ангарска. Установлено, что различные виды отклонений в развитии имели 30% детей. Признаки дефицита и избытка массы тела отмечались, соответственно, у 7% и 20% дошкольников.

Различная степень дисгармоничности в развитии наблюдалась у 20% дошкольников. Выявлены некоторые медико-биологические факторы риска нарушений физического развития дошкольников. Обнаружены статистически значимые связи между состоянием здоровья ребенка при рождении и наличием нарушений физического развития в дошкольном возрасте, а также между интегральной характеристикой здоровья (группа здоровья) и гармоничностью развития.

Ключевые слова: дети, физическое развитие

PECULIARITIES OF PHYSIKAL DEVELOPMENT OF THE PRE-SCHOOLCHILDREN IN THE TOWN OF ANGARSK

A.V. Boyeva, Ya A. Leshchenko, M.V. Safonova

Research institute of industrial medicine and human ecology, Branch of Scientific Centre of Medical Ecology, Eastern-Siberian Scientific Centre of RAMS, (Angarsk)

The assessment of physical development of the children attending the pre-school educational establishments has been performed in the town of Angarsk. Different declination forms in development were found to be in 30 % of the children studied. Deficiency signs and redundant body mass were observed to be in 7 % and 20 % of the pre- schoolchildren.

Some medical-biological risk factors of physical development disturbances have been revealed in the preschoolchildren studied. Statistically significant associations have been found between the child health status from birth and the presence of physical developments disturbances in the children under school age as well as between the integral health characteristics (a health group) and harmonious development.

Key words: children, physical development

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда под воздействием средовых факторов происходит преобразование генотипичеких проявлений в фенотипические. Физическое развитие детей наряду с заболеваемостью и смертностью является одним из ведущих критериев здоровья населения страны.

Физическое развитие ребенка сопряжено с непрерывно происходящими в организме биологическими процессами и в большой степени зависит от социально-экономических и гигиенических условий жизни. Любое негативное влияние различных факторов в дошкольном возрастном периоде может вызвать целый каскад обратимых или необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней, тем самым определяя весь дальнейший ход роста, развития, уровня здоровья [3, 8].

В последние годы регистрируется значительное количество детей с избыточной массой тела и ее дефицитом, отмечается тенденция к дисгармоничному развитию детей, увеличению частоты различных отклонений от нормальных параметров развития.

Цель настоящей работы - изучение особенностей физического развития организованных детей дошкольного возраста г. Ангарска.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Была проведена оценка физического развития 377 детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) г. Ангарска, в т.ч. 173 мальчиков и 204 девочек в возрасте от 4 до 6 лет.

У детей определяли основные антропометрические параметры - длину и массу тела, окружность грудной клетки. На день обследования определялся точный возраст, выраженный в годах, месяцах и днях, последующая возрастная группировка проводилась с учетом меняющихся темпов развития. Обследованных дошкольников распределили на возрастные группы с интервалом 6 месяцев.

Учитывая малую информативность среднегрупповых значений отдельных антропометрических параметров, оценку физического развития проводили на основе таблиц центильного распределения показателей. В качестве критериев оценки использовали межрегиональные стандарты [2,5]. Определяли уровни показателей (нормальный, повышенный, высокий, очень высокий, пониженный, низкий, очень низкий). Кроме того, относили каждого ребенка к одному из соматотипов [2,4,8].

Для определения гармоничности морфофункционального статуса и различных видов отклонений в физическом развитии применяли схему предложенную Барановым A.A. с соавторами [4].

С целью установления влияния ряда факторов на формирование отклонений в физическом развитии проводили анализ таблиц сопряженности с оценкой значений статистики Пирсона Хи-квадрат (X1 ) и определением достигнутого уровня значимости (р) [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Тотальные размеры тела детей соответствовали возрастным онтогенетическим закономерностям развития на фоне несущественных половых различий как по длине тела (ДТ), так и по массе тела (МТ) (табл. 1).

Большинство значений каждого параметра (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки) попало в диапазон средних величин '(от 25 до 75 центиля). Среди обследованных возрастных групп в данный диапазон были отнесены значения длины тела 45,5 - 62,5% мальчиков и 39,0-68,8% девочек; значения массы тела 45,5-64,0% мальчиков и 32,3-56,8% девочек; значения окружности грудной клетки 50,0-68,2% мальчиков и 43,3-66,7% девочек (табл. 2).

При оценке параметров длины тела значительное число показателей было отнесено в пределы диапазона выше средних величин (75 - 90 центили), высоких величин (90 - 97 центили) и очень высоких величин (выше 97 центиля). В данные диапазоны вошли показатели 2,8-33,3% мальчиков и 7,1-31,3% девочек. В зоны величин ниже средних (10-25 центили) отнесены показатели 5,6-11,1% мальчиков и 3,8-8,1% девочек; в зоны низких величин (3 - 10 центили) - показатели 2,0% мальчиков и 2,4-6,5% девочек; очень

низких величин (до 3 центиля) - показатели 4,2% мальчиков и 2,5% девочек.

При оценке параметров массы тела в зоны величин выше и ниже средних отнесены показатели, соответственно, 3,7-19,4% и 4,2-18,2% мальчиков, а также 8,1-31,3% и 12,9- 28,6% девочек. В зоны высоких и низких величин отнесены, соответственно, показатели 3,8-6,0% и 5,6-11,5% мальчиков, 2,4-12,5% и 2,4-7,1% девочек. В крайние зоны очень высоких и очень низких величин отнесены показатели 2,0-9,1% и 3,8-18,2% мальчиков, 2,4-9,7% и 2,4-6,5% девочек.

При оценке параметров окружности грудной клетки значительная доля мальчиков и девочек отнесена в диапазоны величин ниже средних (13,0 и 14,7%), низких (17,1 и 10,9%) и очень низких величин (6,5 и 13,2%).

Таким образом, среди обследованных дошкольников при оценке длины тела средние параметры были зарегистрированы у 56,1% мальчиков и 49,8% девочек, выше и ниже средних - соответственно у 12,7 и 8,1% мальчиков и у 17,1 и 6,3% девочек, высокие и низкие - у 9,8 и 0,6% мальчиков и у 10,2 и 4,4% девочек, очень высокие и очень низкие - у 11,0 и 1,7% мальчиков и у 10,7 и 1,5% девочек. При оценке массы тела средние параметры зарегистрированы у 59,2% мальчиков и у 48,0% девочек, выше и ниже средних - у 13,2 и 8,6% мальчиков и у 15,2 и 17,6% девочек, высокие и низкие - у 4,6 и 6,9% мальчиков и у 6,9 и 3,9% девочек, очень высокие и очень низкие - у 4,6 и 2,9% мальчиков и у 4,4 и 3,9% девочек.

Таблица 1

Морфологические признаки физического развития детей 4-6 лет (М±т)

Пол Возраст Длина тела, см Масса тела, кг

М М М М

Мальчики 4 104,3 2,0 16,1 0,7

4,5 107,1 0,7 17,6 0,3

5 111,1 0,8 18,9 0,6

5,5 112,4 0,8 19,4 0,6

6 119,1 0,9 22,1 0,6

6,5 120,0 1,1 22,4 0,8

Девочки 4 104,0 1,1 17,2 1,1

4,5 107,4 0,9 17,6 0,4

5 110,3 0,8 18,8 0,4

5,5 113,2 0,7 19,0 0,4

6 116,2 1,0 20,6 0,5

6,5 120,2 1,0 22,0 0,7

Таблица 2

Распределение параметров физического развития дошкольников __________________по центильным каналам (%)______________________________________

возраст пап Зоны величин

очень низких величин (доЗирн- тиля) низких величин (от 3 до 10 центи-ля) ниже средних (от 10 до 25 центи-ля) средних величин (от 25 до 75 центи-ля) выше средних (от 75 до 90 центи-ля) высоких величин (от 90 до 97 центи-ля) очень высоких величин (от 97 центи-ля)

длина тела

4 года 0,0 0,0 9,1 45,5 18,2 18,2 9,1

4,5 года мальчики 4,1 2,0 8,2 55,1 14,3 8,2 8,2

5 лет 0,0 0,0 7,7 57,7 7,7 23,1 3,8

5,5 лет 0,0 0,0 ид 55,6 33,3 0,0 0,0

6 лет 0,0 0,0 5,6 55,6 2,8 11,1 25,0

6,5 лет 4,2 ■ 0,0 8,3 62,5 4,2 4,2 16,7

масса тела

4 года мальчики 18,2 0,0 18,2 45,5 9,1 0,0 9,1

4,5 года 0,0 8,0 10,0 64,0 10,0 6,0 2,0

5 лет 3,8 11,5 11,5 46,2 * 19,2 3,8 3,8

5,5 лет 0,0 ид 14,8 63,0 3,7 3,7 3,7

6 лет 0,0 5,6 0,0 61,1 19,4 5,6 8,3

6,5 лет 8,3 0,0 4,2 62,5 16,7 4,2 4,2

окружность грудной клетки

4 года мальчики 0,0 27,3 18,2 54,5 0,0 0,0 0,0

4,5 года 0,0 10,5 26,3 57,9 5,3 0,0 0,0

5 лет 0,0 22,7 4,5 68,2 0,0 4,5 0,0

5,5 лет 13,6 27,3 9,1 50,0 0,0 0,0 0,0

6 лет 10,7 10,7 10,7 57,1 3,6 7,1 0,0

6,5 лет 9,5 9,5 14,3 57,1 9,5 0,0 0,0

длина тела

4 года девочки 0,0 0,0 0,0 68,8 31,3 0,0 0,0

4,5 года 2,4 7,3 7,3 39,0 19,5 12,2 12,2

5 лет 2,4 0,0 9,5 47,6 16,7 11,9 11,9

5,5 лет 0,0 4,8 2,4 57,1 16,7 7,1 11,9

6 лет 2,7 8,1 8Д 48,6 8Д 13,5 10,8

6,5 лет 0,0 3,8 3,8 50,0 19,2 11,5 11,5

масса тела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 года я и Ег< О « 0} 0,0 0,0 0,0 50,0 31,3 12,5 6,3

4,5 года 6,5 6,5 12,9 32,3 25,8 6,5 9,7

5 лет 2,4 2,4 19,0 45,2 14,3 11,9 4,8

5,5 лет 4,8 7,1 28,6 40,5 14,3 2,4 2,4

6 лет 5,4 2,7 18,9 56,8 8,1 2,7 5,4

6,5 лет 3,8 3,8 19,2 50,0 11,5 11,5 0,0

окружность грудной клетки

4 года 13,3 0,0 0,0 66,7 20,0 0,0 0,0

4,5 года 8 5,6 5,6 16,7 55,6 16,7 0,0 0,0

5 лет И № 17,4 0,0 13,0 52,2 8,7 8,7 0,0

5,5 лет О « 0) 10,0 23,3 ' 16,7 43,3 6,7 0,0 0,0

6 лет ч 14,3 14,3 23,8 47,6 0,0 0,0 0,0

6,5 лет 18,2 13,6 13,6 45,5 4,5 4,5 0,0

Мальчики

Девочки

Оба пола

12,7

79,8

6,1

14,3

79,6

(□гармоничное □ умеренно дисгармоничное ■ дисгармоничное

Рис. 1. Типы физического развития детей (%).

Распределение детей по группам физического развития

Таблица 3

Группа физического развития г. Ангарск г. Нижний Новгород, [6]

Мальчики Девочки Оба пола Оба пола

Нормальное физическое развитие 72,3 66,2 69,0 59,1

Отклонения в развитии

Повышенная масса тела при нормальных значениях длины тела 2,3 8,3 5,6 3,2

Высокая масса тела при нормальных значениях длины тела 2,9 2,5 2,7 1,8

Сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела 5,2 3,9 4,5 16,4

Низкая масса тела при нормальных значениях длины тела 4,0 2,5 3,2 4,8

Сниженная длина тела при нормальных значениях массы тела 0,0 3,9 2,1 4,6

Сниженная длина тела при повышенной И высокой массе тела 0,6 0,5 ' 0,5 0,3

Сниженная длина тела при пониженной И низкой массе тела 0,0 0,0 0,0 1,8

Высокая длина тела 11,0 10,8 10,9 5,9

Низкая длина тела 1,7 1,5 1,6 2,0

Всего отклонений 27,7 33,8 31,0 40,9

Анализ дентальных соотношений между гармоничности развития дошкольников (рис.1),

длиной и массой тела позволил оценить степень Гармоничное развитие (все случаи, когда раз-

ность номеров нормативных дентальных зон, в которых располагались учитываемые параметры ДТ и МТ, не превышала 1 балла) имели 79,6% детей (79,8% мальчиков и 79,4% девочек); умеренно дисгармоничное (разность составляет 2 балла) - 14,3% детей (12,7% мальчиков и 15,7% девочек); резко дисгармоничное (разность 3 и более баллов) - 6,1% дошкольников (7,5% и 4,9% соответственно).

При совокупной оценке массы и длины тела по центильным стандартам по схеме А.А. Баранова нормальное физическое развитие отмечено у 69,0% детей (мальчики - 72,3%, девочки-66,2%) (табл. 3).

Различные отклонения антропометрических параметров от нормы выявлены у 31,0% обследованных (27,7% мальчики и 33,8 % девочки). Наиболее часто встречались следующие виды отклонений; высокая длина тела - у 10,9% дошкольников (11,0% мальчиков и 10,8% девочек); повышенная масса тела при нормальных значениях длины - у 5,6% (2,3% мальчиков и 8,3% девочек); сниженная МТ при нормальных значениях ДТ - у 4,5% (5,2% мальчиков, 3,9% девочек); низкая МТ при нормальных значениях ДТ - у 3,2% (4,0% мальчиков, 2,5% девочек); высокая МТ при нормальных значениях ДТ - у 2,7% (2,9% мальчиков, 2,5% девочек).

Среди обследованного контингента выявлено незначительное число детей со сниженной длиной тела при различных значениях массы. Менее 2% -обследованных детей имели низкую длину тела.

Сопоставляя показатели распределения ангарских и нижегородских [6] дошкольников по группам физического развития на основе цен-тильных значений длины и массы тела, установлено следующее. Детей с нормальным физическим развитием было больше на 10% в г.Ангарске. Среди дошкольников г. Ангарска была выше частота вариантов с высокими и повышенными показателями: число детей с повышенной и высокой МТ при нормальных значениях ДТ здесь было больше в 1,8 и 1,5 раза, с высокой длиной тела - почти в 2 раза. Напротив, значительно меньшей, чем среди нижегородских сверстников была доля ангарчан со сниженной массой тела при нормальных значениях длины тела и со сниженной ДТ при нормальных значениях МТ (в 3,6 и 2,2 раза). Не выявлено среди ангарских дошкольников лиц со сниженной ДТ при пониженной и низкой массой тела (табл. 3).

Применяя метод центильного анализа для выявления степени дефицита и избытка массы тела [8], установлено, что дефицит массы тела I степени (значения МТ расположены в интервале

от 3 до 10 цента ля при любых вариантах длины тела, кроме низкой) имели 4,8% детей, в том числе 6,4% мальчиков и 3,4% девочек; дефицит массы тела II степени (МТ - до 3 центиля при любой ДТ, кроме низкой) имели 2,1% детей (мальчики - 2,3%, девочки - 2,0%). Избыток массы тела I степени (МТ - от 75 до 90 центиля при любой ДТ, кроме низкой) выявлен у 14,3% детей (мальчики - 13,3%, девочки - 15,2%); избыток массы тела II степени ( МТ - от 90 до 97 центиля при любой ДТ, кроме низкой) зарегистрирован у 5,8% детей (мальчики - 4,6%, девочки - 6,9%).

Индивидуальную оценку особенностей физического развития детей желательно проводить с учетом не только возраста и пола, но и конституции, поскольку конституциональные особенности в значительной степени определяют своеобразие ответной реакции организма на влияние факторов среды.

Для установления конституционального типа (соматотипа) использовали схему Р.Н. Дорохова и И.И. Бахрара [4,8]. Суммировали номера центильных интервалов («коридоров»), полученные при оценке длины и массы тела, окружности грудной клетки. В зависимости от количества баллов выделяли: микросоматотип (сумма баллов до 10), мезосоматотип (сумма баллов от 11 до 15), макросоматотип (сумма от 16 до 21). Всего выявлено: микросоматиков - 28,9% мальчиков и 31,0% девочек, мезосоматиков -62,0% мальчиков и 60,5% девочек, макросома-тиков - 9,1% мальчиков и 8,5% девочек.

Для характеристики типа роста (соотношение массы и длины тела) применяли индекс стении (ИС), предложенный И.М. Воронцовым [4]. Индекс стении вычисляли по формуле:

^ _ длина тела (см)

2 * масса тела (кг) + окружность груди (см)

Большинство обследованных дошкольников имеют мезоморфный (нормальный) тип роста (ИС= 1,25-0,85). Мезоморфия выявлена у 70,5% детей, в том числе 75,4% мальчиков и 65,9% девочек. Учитывая, что в возрасте от 4 до 7 лет (период первого вытяжения) прибавление в росте выражено больше, чем прирост массы тела, можно считать нормальной наблюдаемую умеренную долихоморфию, вытягивание (ИС= 1,35-1,25) у 27,1% детей, в т.ч. у 23,8% мальчиков и 30,2% девочек. Выраженная долихоморфия (ИС>1,35) выявлена у 2,4% детей, у менее чем 1% мальчиков и

3,9% девочек. По данным некоторых авторов дети с долихоморфным телосложением склонны к птозу органов, развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта [1].

Не выявлено детей с умеренной брахимор-фией (преимущественно поперечный рост, коренастый тип) при ИС=0,85-0,75 и выраженной брахморфией при ИС<0,75.

Для более подробного определения сомато-типа применяли классификацию морфологических типов, в зависимости от длины тела [2,3]. Выделяли три группы детей: 1 группа дети с нормальной ДТ (25-75 центиль), 2 группа - с избыточной ДТ (75-97 центиль), 3 группа - с недостаточной ДТ (3-25 центиль). В каждой группе морфотип определяли учитывая массу тела детей. В 1 группе выявлены: нормосомия - у 38,7% мальчиков и 27,0% девочек с нормальной МТ (25-75 центиль); пахисомия - у 5,2% мальчиков и 6,4% девочек с избыточной МТ (75-97 центиль); лептосомия - у 9,8% мальчиков и 14,7% девочек с дефицитом МТ (3-25 центиль). Во 2 группе, при избыточной ДТ, выявлены: гиперсомия у 8,7% мальчиков и 8,3% девочек (параметры массы тела - в 75-97 центильном интервале); макросомия

- у 12,1% мальчиков и 16,2% девочек с нормаль-

ной массой тела; макролептосомия - у менее 1 % мальчиков и у менее 2% девочек, с дефицитом МТ. В 3 группе, при недостаточной ДТ, выявлены: микросомия - у 3,5% мальчиков и 4,9% девочек (параметры МТ в 3-25 центильном интервале); микромезосомия - у 4,0% мальчиков и 2,9% девочек с нормальной массой тела. Не выявлено детей с микропахисомией, имеющих недостаточную ДТ и избыточную МТ (75-97 центиль). Дошкольники, имеющие параметры длины и массы тела, значения которых выходят за пределы 3 и 97 центилей («зона патологии») в данной классификации не учитываются. Таких детей выявлено: среди мальчиков - 17,5%, среди девочек - 18,3%. Анализ таблиц сопряженности показал, что существует зависимость между гестационным возрастом ребенка (доно-шенностью) и частотой встречаемости отклонений в физическом развитии у дошкольников. Так, в группе доношенных детей дефицит массы тела II степени и низкий рост встречались, соответственно, у 2,3% и 4,4% детей, а в группе недоношенных выявлено с данными отклонениями по 18,2% детей, выявленная зависимость статистически значима, что подтверждается величиной критерия %2 (р<0,01 и р<0,05) (рис 2).

дефицит массы тела 2 степени

13 недоношенный □ доношенный

18,2

I

р < 0,01

низкий рост

18,2

р < 0,05

10 12 14 16 18 20

Рис. 2 Частота отклонений в физическом развитии у дошкольников в зависимости от срока родов (доношенности) (на 100 обследованных)

31,6

дисгармоничное развитие

10

17,4

14,5

15

20

р < 0,05

25

▼ ▼

30 35

01 группа здоровья В 2 группа здоровья ПЗ группа здоровья

Рис. 3 Частота дисгармоничности развития у дошкольников в зависимости от интегральной оценки состояния здоровья (на 100 обследованных).

Выявлена также зависимость между состоянием здоровья ребенка при рождении и избыточной массой тела у обследованных. Среди детей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии здоровья при рождении (I группа здоровья), у 10,3% встречался избыток массы I степени, в группе детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья при рождении, избыток массы I степени встречался у 20,3% обследованных (различия статистически значимы при р<0,05).

Результаты сравнительного частотного анализа показали наличие значимой связи между уровнем здоровья дошкольников и степенью гармоничности физического развития на момент обследования. Так, в группе практически здоровых (I группа здоровья) дошкольников дисгармоничное развитие выявлено у 14,5% дошкольников, а в группах детей, имеющих морфофункциональные отклонения и хроническую патологию (II и III группы здоровья) дисгармоничность выявлена у 17,4% и 31,6% детей (зависимость статистически значима при р<0,05) (рис. 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования различные отклонения в физическом развитии выявлены у 30% организованных детей дошкольного возраста: чаще всего это высокая длина

тела, повышенная и -сниженная масса тела. Дефицит массы тела I и II степени имели 7% дошкольников, избыток массы тела I и II степени

- 20%, Ангарские дошкольники в сравнении с нижегородскими сверстниками имели большую долю вариантов с отклонениями в физическом развитии - с высокими и повышенными значениями антропометрических параметров. Различная степень дисгармоничности в развитии отмечалась у 20% дошкольников.

Выявлена статистически значимая зависимость между состоянием ребенка при рождении и отклонениями в физическом развитии дошкольника; интегральной оценкой состояния здоровья и степенью гармоничности развития на момент обследования,

Таким образом, изучение физического развития у детей, посещающих ДОУ г. Ангарска, позволило выявить определенные отклонения со стороны антропометрических данных от нормы. Полученные результаты по оценке физического развития дошкольников являются одним из важных обоснований проведения медико-профилактических и оздоровительных мероприятий в детских коллективах.

Материал подготовлен в рамках проекта № 02-06-00227а, выполняемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

ЛИТЕРАТУРА

1.Вельтищев Ю. Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция / Ю.Е. Вельтищев = М: Дэмикон, 1998. - 80 с.

2.Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В.А. Доскин, X. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонко-ва-Ямпольская -М.:Медицина,1997,- 288 с.

3.Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге — руководство для врачей / A.A. Баранов,

В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др. / Под ред. академика РАМН A.A. Баранова и профессора

В.Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999.

- 226 с.

4. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / А.А Баранов, Л.А. Щеплягина, Ю.Я. Ямпольская и др. / Под ред. A.A. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2003.

УДК 613.27 - 053.4 A.B. Боева, Я.А. Лещенко, Л.Г. Лисецкая, М.В. Сафонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКА АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВАЖНЕЙШИМИ ЭССЕНЦИАЛЬНЫМИ НУТРИЕНТАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НИИ медицины труда и экологии человека - ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)

Проведено изучение фактического питания и обеспеченности организма детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г, Ангарска важнейшими эссенциальными нутриентами (Zn, Fe, Си, Са, Mg). Отмечено избыточное содержание в рационе питания детей основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов) и превышение рекомендуемой калорийности. Эти особенности могут служить фактором нутритивной акцелерации развития детей. Выявлен дисбаланс эссенци-альных биометаллов в организме дошкольников (повышенный уровень содержания меди, дефицит магния и кальция), что может служить неблагоприятным фоном для развития различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Полученные результаты указывают на важность проведения специального контроля за балансом важнейших нутриентов в организме детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети, питание, эссенциапьные нутриенты

CHARACTER OF ALIMENTARY STATUS AND PROVISION OF THE PRESCHOOLCHILDREN WITH SIGNIFICANT ESSENTIAL NUTRIENTS A.V. Boyeva, Ya. A. Leshchenko, L. G. Lisetskaya, М. V. Safonova

Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology, Branch of Scientific Centre of Medical

Ecology, Eastern-Siberian Scientific Centre of RAMS (Angarsk)

5.Рябчикова Т.В. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / Т.В. Рябчикова, В.К. Кукушкин, Л.А. Качанова. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. - 86 с.

6. Матвеева H.A. Физическое развитие детей как критерий эколого-гигиенического благополучия дошкольного образовательного учреждения / H.A. Матвеева, Ю.Г. Кузьмичев, И.Ш Якубова и др. / Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. - М.: Союз педиатров России, 1999. - С. 171-190.

7. Стентон Гланц. Медико-биологическая статистика / Стентон Гланц. - М.: Практика, 1999.- 171 с.

8.Филиппов Е.С. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста / Е.С. Филиппов // Здоровье детей Сибири, -

2002. -№ 1.-С. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.