Научная статья на тему 'Характеристика физического развития школьников-подростков г. Ангарска'

Характеристика физического развития школьников-подростков г. Ангарска Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
447
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / THE ADOLESCENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Лещенко Я. А., Боева А. В., Сафонова М. В., Голубев В. Ю.

Проведено антропометрическое обследование учащихся старших классов г. Ангарска. Устано$лено, что различные виды отклонений от нормы параметров физического развития (длина, масса тела) имели 40,4% мальчиков и 29,1% девочек. Различная степень дисгармоничности физического развития отмечалась у 15,2% детей. Оценены особенности параметров развития городских школь ников-подростков в сравнении с аналогичными показателями в других регионах страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NERVOPSYCHICAL HEALTH IN PRE-SCHOOLCHILDREN AND THE MAIN FACTORS OF ITS DISORDERS AT THE MODERN STAGE

Anthropometric examinations have been performed among the school-children of senior classes in.the town of Angarsk. The various declination types from the normal parameters of physical development (height,..body weight) were found to be in 40,4% of boys and 29,1% of girls. Different levels of physical development disharmony were observed to be 15,2% of the children examined. The development parameter peculiarities, in the urban schoolchildren teenagers have been assessed with the analogous indices in the other, country regions.

Текст научной работы на тему «Характеристика физического развития школьников-подростков г. Ангарска»

тике послеродового эндометрита // Акуш. гин. -1993.-№ 5.- С. 21-24.

Casey В.М.,Сох S.M. Chorioamnionitis and endometritis // Infect. Dis. Clin. North Am. - 1997. -Vol. 1,№ 11.-P. 203-222.

Duff P. Pathophysiology and management of postcesarean endometritis.// Obstet. Gynecol. -United States. -1986. -Vol. 67, №2. -P. 269-276.

Gerstner G.J. Antibiotikaprophylaxe bei geburt-shilflich-gynäcologischen Operationen // Zentralblatt für Gynäkologie. - 1988. - № 19. - S. 1218-1223.

Gibbs R. S., Duff P. Progress in pathogenesis and management of clinical intraamniotic infection. // Am. J. Obstet. Gynecol. - 1991. - Vol. 164, № 5. -P. 1317- 1326.

Newton E. R. Chorioamnionitis and intraamniotic infection. // Clin. Obstet. Gynecol. -United States. - 1993. - Vol. 36, №4,- P. 795 - 808.

Wang M.W., Huag H.X., Wu L.F. Puerperial infection of ureaplasma urealyticum // Chung. Hua. Fu. Chan. Ko. Tsa. Chin. - 1996. - Vol. 29, N 6. -P. 325-327.

УДК: 616-007-053.2. Я.А. Лещенко, A.B. Боева, М.В. Сафонова, В.Ю. Голубев ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ г. АНГАРСКА

НИИ медицины труда и экологии человека - ГУ НЦМЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)

Проведено антропометрическое обследование учащихся старших классов г. Ангарска. Установлено, что различные виды отклонений от нормы параметров физического развития (длина, масса тела) имели 40,4% мальчиков и 29,1% девочек. Различная степень дисгармоничности физического развития отмечалась у 15,2% детей. Оценены особенности параметров развития городских школьников—подростков в сравнении с аналогичными показателями в других регионах страны.

Ключевые слова: подростки, физическое развитие

NERVOPSYCHICAL HEALTH IN PRE-SCHOOLCHILDREN AND THE MAIN FACTORS OF ITS DISORDERS AT THE MODERN STAGE Ya. A. Leshchenko, A.V. Boyeva, М. V. Safonova, V. Yu. Golubev

Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology, Branch of Scientific Centre of Medical Ecology,E aster n-Siberian Scientific Centre of RAMS (Angarsk)

Anthropometric examinations have been performed among the school-children of senior classes in, the town of Angarsk. The various declination types from the normal parameters of physical development (height,, .body weight) were found to be in 40,4% of boys and 29,1 %> of girls. Different levels of physical development disharmony were observed to be 15,2% of the children examined. The development parameter peculiarities in the urban schoolchildren - teenagers have been assessed with the analogous indices in the other country

regions. ............. ,

Key words: the adolescents, physical development .

В последние 10-12 лет отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков, основной причиной которого стало социально-экономическое неблагополучие большей части населения России.

Обращают на себя внимание серьезные изменения в физическом развитии детей и подростков - одной из важнейших обобщающих характеристик медико-биологического статуса, по-

скольку отклонения, в сроках, формирования морфофункциональных параметров ¡организма;-и их дисгармоничность, как правило, сочетаются с неблагоприятными изменениями в состоянии здоровья [4,6,7], В России повсеместно увеличивается доля детей с. дисгармоничным физическим развитием, ..дефицитом, мдрсы. те^а,, р,тлиг чающихся низкорослостью. Снижаются физио-метрические и функциональные показатели,

ухудшается физическая подготовленность детей

[1,3].

Разными авторами с высокой степенью вероятности установлено, что ухудшение физического развития согласуется с неблагоприятными изменениями психического здоровья (отставание по длине тела сочетается с торможением в умственном развитии), влечет за собой нарушения опорно-двигательного аппарата, напряженность функций сердечно-сосудистой и иммунной систем [1,4].

Физическое развитие детей и подростков является единственной в своем роде медикобиологической характеристикой, которая интегрально характеризует здоровье, а также социально-экономические и гигиенические условия жизни.

Цель настоящего исследования - оценка физического развития подростков г. Ангарска на современном этапе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Было изучено физическое развитие 323 подростков (в том числе 213 мальчиков и 110 девочек) в возрасте 13-16 лет учащихся МОУ лицей №2.

Антропометрические измерения параметров физического развития (длины и массы тела, окружности грудной клетки) проводились в первую половину дня, параллельно с углубленным медицинским осмотром. Полученные данные заносились в индивидуальную карту медицинского осмотра. Для возрастной группировки у каждого учащегося определялся точный возраст на день обследования, выраженный в годах, месяцах и днях.

При анализе полученных материалов применялись стандартные статистические приемы обработки данных, рассчитывались групповые значения показателей среди мальчиков и девочек каждой возрастной группы (13,14,15,16 лет). При оценке длины, массы тела и окружности грудной клетки использовались таблицы стандартов цен-тильного типа [2,5,7] Для выявления .степени дисгармоничности и различных отклонений от нормы параметров физического применялась схема, предложенная Барановым А.А с соавт. [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ

При оценке каждого антропометрического признака (масса и длина тела, окружность грудной клетки) по центильным таблицам, установлено, что наибольший процент значений тотальных размеров тела обследованных подростков

попадает в диапазон средних величин (Р 25-75). Теоретически в этом диапазоне должно укладываться около 50 % вариантов, фактически сюда вошло 34,9-52,9 % значений длины тела мальчиков и 63,6-76,9 % - девочек, 42,9-58,8 % значений массы тела мальчиков и 41,7-66,7 % -девочек, а также 46,8-67,9 % и 41,7-71,9 % значений окружности груди соответственно (табл.1).

По параметрам длины тела часть подростков была отнесена к диапазону Р75-90, т.е. к вариантам развития выше среднего уровня, из них мальчиков - 26,3 %, девочек - 13,6 %. В зону высоких величин (Р90-97) отнесено 15,5 % мальчиков и 5,5 % девочек. В крайнюю зону центильной таблицы (очень высоких величин) отнесено 15,0 % мальчиков и 8,2 % девочек. В зоны с параметрами развития ниже среднего уровня (Р10-25) и низкими (РЗ-10) отнесено почти 2 % мальчиков и 4 % девочек.

При оценке показателей массы тела в зоны величин выше и ниже среднего уровня отнесено 27,2 и 8,0 % мальчиков, 8,2 и 17,3 % девочек соответственно. В зоны высоких и низких величин отнесено 11,3 и 0,9 % мальчиков, 6,4 и 4,5 % девочек соответственно. В зоны очень высоких и очень низких величин вошло, соответственно, 4,7 и 0,5 % мальчиков, по 1,8 % девочек. При оценке значений окружности грудной клетки в зоны величин выше и ниже среднего уровня было отнесено 16,2 и 15,7 % мальчиков, 8,3 и 12,8 % девочек. В зоны высоких и низких величин вошло 4,8 и 5,2 % мальчиков, 4,6 и 3,7 % девочек. С крайними значениями данного показателя (очень высокими и очень низкими) оказалось 2,4 и 3,3 % мальчиков, 4,6 и 2,8 % девочек.

Распределение учащихся по группам физического развития с применением сочетанной оценки двух наиболее важных параметров — массы и длины 'тела, показало, что нормальное развитие имели 63,5 % учащихся (59,6 % мальчиков и 70,9 % девочек) (табл. 2). Различные виды отклонений параметров развития от среднего уровня встречались у 36,5 % обследованных (40,4 % мальчиков и 29,1 % девочек). Наиболее часто у мальчиков встречались следующие виды отклонений: высокая длина тела (15,0 %), сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела (11,7 %). У девочек практически с одинаковой частотой встречались: сниженная и повышенная масса тела при нормальных значениях длины (8,2 % и 7,3 %, соответственно), а также высокая длина тела (7,3%).

Таблица 1

Распределение параметров физического развития подростков по центилъным каналам (%)

возраст пол оны величин

очень НИЗКИХ величин (доЗцен- тиля) низких величин (от 3 до 10 центи-ля) ниже средних (от 10 до 25 центи-ля) средних величин (от 25 до 75 центи-ля) выше средних (от 75 до 90 центиля) высоких величин (от 90 до 97 центиля) очень высоких величин (от 97 центиля)

длина тела

13 лет 8 0,0 0,0 0,0 52,9 11,8 23,5 11,8 ,

14 лет К 8 № 0,0 1,6 0,0 34,9 30,2 15,9 17,5

15 лет Л 0,0 0,0 2,6 41,6 29,9 16,9 9,1

16 лет 2 0,0 0,0 0,0 46,4 21,4 10,7 21,4

масса тела

13 лет 0,0 0,0 17,6 58,8 11,8 11,8 0,0

14 лет К к ЕГ 0,0 1,6 4,8 42,9 34,9 9,5 6,3

15 лет ДЗ 1,3 1,3 9,1 45,5 24,7 16,9 1,3

16 лет 2 0,0 0,0 7Д 51,8 26,8 5,4 8,9

окружность грудной клетки

13 лет К 0,0 5,9 35,3 47,1 0,0 11,8 0,0

14 лет 1,6 1,6 21,0 46,8 21,0 3,2 4,8

15 лет Л 4,0 8,0 18,7 46,7 18,7 4,0 0,0

16 лет 2 - 5,4 5,4 0,0 67,9 12,3 5,4 3,6

длина тела

13 лет Я 0,0 0,0 0,0 66,7 8,3 8,3 16,7

14 лет =Г 0,0 0,0 0,0 69,2 7,7 7,7 15,4

15 лет СО «и 0,0 0,0 6,1 63,6 24,2 3,0 3,0

16 лет 0,0 3,8 3,8 76,9 11,5 3,8 0,0

масса тела

13 лет к 0,0 0,0 25,0 41,7 8,3 16,7 8,3

14 лет « т 5Д 2,6 7,7 66,7 10,3 5,1 2,6

15 лет а «и 0,0 3,0 12,1 63,6 12,1 9,1 0,0

16 лет ** 0,0 11,5 34,6 53,8 0,0 0,0 0,0

окружность грудной клетки

13 лет К 0,0 8,3 8,3 41,7 25,0 0,0 16,7

14 лет « У 2,6 2,6 12,8 61,5 10,3 7,7 2,6

15 лет « и 0,0 3,1 6,3 71,9 6,3 6,3 6,3

16 лет Ч 7,7 3,8 23,1 65,4 0,0 0,0 0,0

Наибольшее число мальчиков со сниженной и низкой массой тела при нормальных значениях длины выявлено в группе 13-летних (23,5 и 11,8 % соответственно).

Мальчиков с повышенной массой при нормальных значениях длины больше всего было в группе 15-летних (7,8 %), с высокой длиной тела

- в группе 16-летних (21,4%). Высокая масса тела при нормальных значениях длины была выявлена у 8,0% мальчиков 14 лет и у 7,1 % мальчиков 16

лет. Среди девочек наиболее часто встречались: высокая длина тела - в возрасте 13-14 лет (16,7 и 15,4 %), повышенная масса при нормальных значениях длины тела - в группе 15 лет (12,1%), низкая и сниженная масса при нормальных значениях длины тела - в группах 13 и 14 лет (8,3 и

12,8 %). Низкая и сниженная длина тела при нормальных значениях массы выявлена у 3,0% девочек 15 лет и 3,8 % 16 лет.

Таблица 2

Распределение учащихся лицея по группам физического развития (%>)

Возраст 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет Все

Группа физического развития М Д М д М Д М Д М Д

Нормальное физическое развитие 52,9 66,7 57,1 59,0 61,0 78,8 62,5 80,8 59,6 70,9

Отклонения в физическом развитии

Повышенная масса тела при нормальных значениях длины тела 0,0 8,3 1,6 5,1 7,8 12,1 3,6 3,8 4,2 7,3

Высокая масса тела при нормальных значениях длины тела 0,0 0,0 7,9 0,0 2,6 0,0 7,1 0,0 5,2 0,0

Сниженная масса тела при нормальных значениях длины тела 23,5 0,0 14,3 12,8 13,0 3,0 3,6 11,5 11,7 8,2

Низкая масса тела при нормальных значениях длины тела 11,8 8,3 1,6 7,7 6,5 3,0 1,8 0,0 4,2 4,5

Сниженная длина тела при нормальных значениях массы тела 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,8 0,0 0,9

Сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Высокая длина тела 11,8 16,7 17,5 15,4 9,1 0,0 21,4 0,0 15,0 7,3

Низкая длина тела 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,0 0,0 0,0 0,0 0,9

Всего отклонений 47,1 33,3 42,9 41,0 39,0 21,2 37,5 19,2 40,4 29,1

Среди обследованных учащихся не выявлено лиц с такими параметрами отклонений в развитии как сниженная длина тела при повышенной и высокой массе тела, а также при пониженной и низкой массе тела.

При проведении сравнительного анализа показателей физического развития учащихся лицея и подростков других регионов страны, выявлен ряд особенностей (табл. 3). Параметры длины тела ангарских мальчиков 13, 14, 15 и 16 лет (объект исследования 1) оказались значимо более высокими чем соответствующие характеристики, приведенные в работе A.A. Баранова с соавторами [6] (объект исследования 2) - в среднем почти на 5 см, и имели примерно такие же значения как у подростков г. Рязани [8] (объект исследования 3), кроме 15-летних подростков Ангарска, чья длина тела оказалась значимо более низкой. Не выявлено существенных различий между значениями массы тела мальчиков (1) и (2) во всех возрастных группах. Показатель массы тела 15-летних мальчиков (1) оказался ниже соответствующего показателя мальчиков (3). Средние значения окружности грудной клетки подростков 14 лет (1) были выше на 2,5 см, чем в группе (2) и ниже в

среднем на 4,5 см, чем в группе (3) по всему возрастному диапазону.

Девочки г. Ангарска (1) выше своих сверстниц из других регионов страны в среднем на 2,5 см (2) и на 3 см (3). Средние значения массы тела 16-летних девочек (1) достоверно ниже, чем на объектах 2 и 3. У 14-15-летних девочек (1) указанные параметры ниже чем на объекте (2) и выше чем на объекте (3). У 13-летних девочек (1) эти же параметры достоверно выше чем у сверстниц (2 и 3) в среднем на 3,6 и 6,6 кг соответственно. Средние значения окружности грудной клетки 13 и 15-летних девочек (1) были выше показателей (2) и практически находились на одном уровне с параметрами (3), а в группах 14 и 16 лет оказались на одном уровне с параметрами (2) и были заметно ниже значений (3). При оценке степени гармоничности физического развития обследованных детей установлено, что 81,1 % учащихся (80,3 % мальчиков и 82,7 % девочек) имели гармоничное развитие. Умеренно дисгармоничное развитие имели 15,2 % подростков (16,0 % мальчиков и 12,7 % девочек).

Таблица 3

Средние показатели параметров физического развития подростков

Возраст, лет Пол Объект исследования

(1) г. Ангарск (2) (Баранов АА с соавт., [5]) (3) (г. Рязань, Сауткин М.Ф., [8])

М ± ш М±т М ± ш

Длина тела

13 1 К Л к 162,8 ±2,0 154,5 ±0,8** 162,7 ±0,7

14 168,9 ± 1,0 162,3 ±0,8** 167,1 ±0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 е И 172,6 ±0,9 168,3 ±0,8 177,3 ±06**

16 2 178,3 ±0,9 173,1 ±0,7*’

Масса тела

13 1 45,7 ± 1,8 44,8 ± 0,9 49,3 ±0,7

14 к За к 54,9 ±1,3 52,4 ±0,9 54,7 ± 0,4

15 ё к 57,9 ± 1,1 58,7 ±0,9 63,5 ± 0,4“

16 2 64,4 ± 1,4 64,0 ±1,0

Окружность грудной клетки

13 1 я 72,8 ± 1,5 72,2 ± 0,5 77,5 ± 0,6*

14 78,3 ±0,9 75,7 ±0,6** 82,5 ±0,5**

15 § * 80,0 ±0,7 80,6 ± 0,6 87,8 ± 0,5” .

16 2 85,5 ± 1,0 84,1 ±0,6

Длина тела

13 к 159,7 ±2,0 156,4 ±0,6 . 154,5 ± 0,7*

14 и сг 163,2 ± 1,0 160,0 ±0,5** 160,4 ±0,6*

15 СО 0) 164,2 ±0,8 162,0 ±0,5* 161,7 ±0,5*

16 . *=* 165,0 ±0,9 163,1 ±0,5 163.5 ±0,6 ....

Масса тела

13 к . 50,8 ± 2,9 47,2 ±0,8 44,2 ± 0,8'

14 50,2 ± 1,2 52,2 ±0,8 . 48.8 ±0,7

15 СО 53,3 ± 1,1 54,8 ±0,8 . 51,8 ± 0,7 ..

16 51,3 ±0,8 56,9 ±0,7” 54,3 ± 0,8* .■

Окружность грудной клетки

13 к 78,8 ± 2,2 73,7 ±0,5** 79,1 ±0,6

14 ЕГ 77,8 ±1,0 76,4 ±0,5 83.0 ± 0,6" ;

15 СО о 82,0 ± 1,0 ** 79,2 ±0,5 83,9 ±0,5

16 80,9 ± 0,7 80,0 ±0,4 84,9'±0,6'*’

Примечания: *-Р<0,05; **-Р<0,01; ... - нет данных.

Дисгармоничное или гетерохронное развитие выявлено у 3,7 % учащихся (3,3 % мальчиков и

4,5 % девочек) (см. диаграмму).

Обобщая результаты сопоставительных оценок можно заключить, что средние параметры длины тела подростков (мальчиков и девочек) Ангарска превышают аналогичные показатели подростков из сравниваемых регионов. Средние параметры массы тела мальчиков в основном сходны по всем объектам; данные параметры девочек Ангарска ниже чем у лиц объекта (2) и выше чем у школьниц г. Рязани.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антропометрическое исследование- физического развития ’ подростков т. Ангарска позволило ориентировочно выделить 3 группы школьников:1 группу подростков со средними (нормальными) параметрами развития, и две группы лиц, оказавшихся в зонах низких и высоких величин («пограничные» значения); очень высоких и очень низких величин (край-' НИС величины). 4 '

Мальчики

Девочки

Оба пола

80,3

15,2

w

И гармоничное

□ умеренно дисгармоничное

I дисгармоничное

Рис. 1. Типы физического развития подростков в зависимости от пола

Группа подростков, оказавшихся в зонах крайних величин, по параметрам длины тела - 12,7 % (в том числе 15,0 % мальчиков 8,2 % девочек), по массе тела - 4,6 % (мальчиков - 5,2 %, девочек -

3,6 %) нуждаются в диагностике возможной патологии и требуют дополнительного обследования. Группа подростков, имеющих «пограничные» значения антропометрических показателей, требует диспансерного наблюдения участкового врача. Всего лиц этого контингента выявлено при оценке длины тела 12,7 % (мальчиков - 15,9 %, девочек - 6,4 %), при оценке массы тела 11,5 % (мальчиков - 12,2 %, девочек - 10,0 %). Остальные подростки относятся к группе «условной нормы».

Различная степень дисгармоничности выявлена у

18,9 % подростков (мальчиков - 19,7 %, девочек

- 17,2 %). Трактовка дисгармоничности развития должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Дисгармоничность может быть проявлением, как заболевания, так и конституциональных особенностей ребенка. Кроме того, умеренная гетерохрония развития свойственна отдельным периодам онтогенеза (периоды ростовых скачков).

Различные виды отклонений в развитии выявлены у 36,5 % подростков. Из них 9,3% мальчиков и 7,2 % девочек имели повышенную и высокую массу тела. Данным лицам требуется консультация врача-эндокринолога, для выявления ожирения. Консультация также необходима 1,0 % девочек с низкой длинной тела и 4,3 % подростков с низкой массой тела, для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития, или низкий рост и вес подростка обусловлен генетическими факторами.

Материал подготовлен в рамках проекта № 02-06-00227а, выполняемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития / М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др. // Здравоохранение РФ. - 1995. - № 5. - С. 17-20.

3. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник/ В.А. Доскин, X. Келлер, Н.М. Мураенко, Р.В. Тонко-ва-Ямпольская - М.: Медицина, 1997. - 288 с.

3. Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации / В.Р. Кучма, Т.Ю. Вишневецкая // Современные проблемы педиатрии: Матер. VIII Съезд педиатров России. -М., 1998.-С. 159-163.

4. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т.М. Максимова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

5. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге - руководство для врачей / A.A. Баранов, В.Р. Кучма, Ю.А. Ямпольская и др. / Под ред. академика РАМН A.A. Баранова и профессора В.Р. Кучмы. - М.: Союз педиатров России, 1999.-226 с.

6. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / А.А Баранов; Л.А. Щеплягина, Ю.Я. Ямпольская и др. / Под ред. A.A. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2003.

7. Рябчикова Т.В. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие / Т.В. Рябчикова, В.К. Кукушкин, Л.А. Качанова. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. - 86 с.

8. Сауткин М.Ф. Новые тенденции в физическом развитии школьников Рязани / М.Ф. Сауткин // Здравоохранение РФ. - 1999. - № 5. -С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.