15. Крукович Е.В., Транковская Л.В., Яценко А.К., Корнеева Е.А. и др. Физическое развитие детей 3-17 лет г. Владивостока. Стандарты физического развития: методические рекомендации / Тихоокеанский государственный медицинский университет - Владивосток: ТГМУ, 2015. 24 с.
16. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. 320 с.
17. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 408 с.
O.P. Gritsina1, L.V. Trankovskaya1, O.V. Perelomova1, K.A. Parichuk1, O.L. Schepinskaya2 FEATURES OF THE STATE OF HEALTH OF CHILDREN ATTENDING OF ADDITIONAL EDUCATION
1 State Educational Institution of Higher Professional Education «Vladivostok State Medical University» of the Russian Federation Ministry of Health, Vladivostok, Russia;
2 Munitsipalnoe budget educational institution «Secondary school number 17 in Vladivostok», Russia.
The analysis of a state of health of pupils for what 4 groups are created is carried out: 3 main (the children the visiting organization of additional education (OAE)) and group of comparison (trained only at school). It was found that the proportion of frequently ill acute ly ill children was significantly lower (p<0,05) among children attending the OAE than the students who do not have the additional load. It was found that health indicators are better in children attending ALC with a primary dynamic component: established significant differences from other groups in the proportion of students who do not have physical disabilities, chronic diseases, as well as in the number of surveyed with I and II health group. It was found that health indicators are better in children attending OAE with a primary dynamic component: established significant differences from other groups in the proportion of students who do not have physical disabilities, chronic diseases, as well as in the number of surveyed with I and II health group. Direct influence of quantity of the visited OAE and the return influence of level of a dynamic component on formation of chronic pathology at children is proved.
Keywords: children, state of health, organizations of additional education (OAE).
Citation: Gritsina O.P., Trankovskaya L.V, Perelomova O.V, Parichuk K.A., Schepinskaya O.L. Features ofthe state of health of children attending of additional education. Health. Medical ecology. Science. 2016; N 1(64): 33-37. URL: https://yadi.sk/i/pXyBcKwoqNSCp
Сведения об авторах
Грицина Ольга Павловна - аспирант кафедры гигиены, тел.: 8-924-234-95-58, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 48.
Транковская Лидия Викторовна - зав. кафедрой гигиены, доктор медицинских наук, профессор, тел.: 8-902-556-87-49, e-mail: [email protected], 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 104, кв. 41.
Переломова Оксана Валерьевна - старший преподаватель кафедры физики и математики, тел. 8-924-72908-24, e-mail: [email protected], 690105, г. Владивосток, ул. Адм. Горшкова, д.30, кв. 134.
Паричук Кира Александровна - студентка 5 курса лечебного факультета, тел. 8-924-736-88-78, e-mail: [email protected], 690102, г. Владивосток, пр-т Красного Знамени, д.45.
Щепинская Наталья Леонидовна - директор МБОУ «Школа № 17», тел. 8-924-321-03-05, e-mail: 593733@ mail.ru, 690105, г. Владивосток, ул. Анны Щетининой, д. 35, кв. 108.
© А.А. Важенина, В.А. Петров, 2016 г. УДК 616-053.3-071.3:616.8
А.А. Важенина, В.А. Петров
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, ПОСЕЩАЮЩИХ ЧАСТНЫЕ
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАДИВОСТОКА
Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток.
В статье приведены данные по изучению физического развития детей дошкольного возраста -воспитанников частных дошкольных образовательных организаций (ЧДОО). Проведено обследование 238 детей. Выявлено, что среднее гармоничное физическое развитие среди обследованных имеют лишь 37% мальчиков и 29% девочек дошкольного возраста. Резко дисгармоничное физическое развитие наблюдается у 18% мальчиков и 26% девочек, при этом у мальчиков больший вклад в структуру отклонений определяет избыточная масса тела, у девочек - дефицит веса.
Ключевые слова: физическое развитие, дети, дошкольный возраст, частные дошкольные образовательные организации (ЧДОО).
Цитировать: Важенина А.А., Петров В.А. Оценка физического развития детей 3-7 лет, посещающих частные дошкольные образовательные организации Владивостока // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016. № 1(64). С. 37-40. URL: https://yadi.sk/i/QfOiHshnqNSCr
Физическое развитие (ФР) детей - один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, а также показатель социального благополучия общества, определяющий основные черты здоровья данного поколения в старшем возрасте, включая передачу соответствующих качеств потомкам. Поэтому необходимо наблюдение за ростом и развитием детей и получение своевременной информации о физическом развитии, как интегральном показателе морфологических и функциональных процессов в растущем организме [1, 2, 3, 4, 7, 8].
Цель исследования заключалась в изучении и проведении оценки физического развития детей дошкольного возраста, посещающих частные дошкольные образовательные организации (ЧДОО) Владивостока.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России в 2015 году с использованием гигиенических, антропометрических, статистических методов.
Исходным материалом для оценки физического развития послужили данные, полученные при проведении антропометрических измерений детей от 3 до 7 лет, обучающихся в ЧДОО. Для реализации цели проведено измерение длины и массы тела 238 детей, в том числе 121 мальчика и 117 девочек (50,8 и 49,2% соответственно), постоянно проживающих и посещающих детский сад в городе Владивостоке. К критериям включения относятся: уровень здоровья дошкольников должен соответствовать 1-11 группам здоровья, отсутствие адаптационного периода к условиям образовательного учреждения. Обследование проведено с учётом наличия письменного информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей.
Исследование параметров физического развития выполнено с учётом требований унифицированной методики и использованием одномерных цен-тильных шкал для детей 3-17 лет г. Владивосток в соответствии с половозрастной группой [7]. Принадлежность к 25-75 центилю отнесены к вариантам нормы, менее 25 центиля - к низкому и очень низкому, более 75 - к высокому и очень высокому значению характеристики. Наибольшей степенью отклонения физического развития от нормы считались следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела; высокая масса тела при любой длине тела.
Проведена адекватная статистическая обработка с применением «Пакета анализа» Microsoft Excel. Рассчитаны средние арифметические величины (M), стандартные ошибки средних (m), наименьшие и наибольшие значения (min и max), средние квадратические отклонения (g) антропометрических показателей.
Результаты исследования
Изучение тотальных размеров тела практически здоровых детей дошкольного возраста при помощи генерализирующего метода позволяет характеризовать изменения в разновозрастных группах. Средняя длина тела обследованных детей составляла у девочек 105,1±8,2 и 103,4±7,9 см у мальчиков. В обоих случаях значение р было меньше 0,05. Увеличение массы тела происходит от 98,6±3,8 см в 3 года до 123,3±4,5 см в 7 лет у мальчиков и от 98,0±2,9 до 118,9±5,2 см у девочек (табл. 1, 2). Максимальный прирост отмечается в период с 5 до 6 лет (на 8-9%).
Масса тела изменяется от 15,2±1,5 до 24,6±4,0 кг у мальчиков и от 14,3±1,2 до 22,1±4,3 кг у девочек, что в среднем эквивалентно 17,6±3,4 и 16,3±2,9 кг, соответственно (р<0,05).
Распределение обследованных детей по соответствию длины и массы тела центилям представлено в таблице 3.
Из табл. 3 видно, что средние показатели длины тела наблюдаются у 51,2-50,4% дошкольников, 22,2-30,6% детей имеют высокий и очень высокий рост, и, напротив, 18,2-27,3% - низкий и очень низкий. При этом высокорослых мальчиков в 1,4 раза больше, чем девочек, и, наоборот, девочек с низким ростом больше в 1,5 раза.
Проводя анализ, мы выявили, что низкорослые девочки чаще встречаются в младшем дошкольном возрасте (3-4 года), но к старшему возрасту (5-7 лет) увеличивается доля высокорослых, но это в 2,4 раза меньше, чем таковых среди мальчиков.
Соответствие массы тела 25-75 центилям фиксируется у 38-45% обследованных детей, 16 % отнесены в группу с низкими значениями веса, а 7,8% имеют высокую массу. Обращает внимание, что мальчиков больше с избытком веса в 2,6 раза, тогда как девочек в 3 раза больше с дефицитом массы тела. В динамике по возрасту важно отметить, что выявленные отклонения чаще встречаются у девочек в младшем, а у мальчиков - в старшем дошкольном возрасте.
При проведении сочетанной оценки данных длины и массы тела получены результаты, представленные в табл. 4.
Таблица 1
Таблица 2
Показатели физического развития у мальчиков дошкольного возраста
Показатели физического развития у девочек дошкольного возраста
Показатели Возраст, лет М ст т Р
3 98,6 3,8 1,7
3,5 99,9 4,1 0,9
4 103,7 5,7 0,9
4,5 106,9 6,9 0,9
Длина 5 108,7 4,8 0,7 Р<0,05
тела, см 5,5 111,8 5,6 0,6
6 116,4 5,7 0,9
6,5 117,1 5,1 0,8
7 123,3 4,5 0,7
в среднем 105,1 8,2 0,4
3 15,2 1,5 0,5
3,5 16,1 1,8 0,4
4 17,1 2,8 0,4
4,5 18,0 3,1 0,4
Масса 5 18,4 2,6 0,4 Р<0,05
тела, кг 5,5 19,2 2,8 0,3
6 21,0 3,8 0,6
6,5 22,1 3,8 0,6
7 24,6 4,0 0,5
в среднем 17,6 3,4 0,2
Показатели Возраст, лет М ст т Р
3 98,0 2,9 0,6
3,5 101,5 4,7 1,4
4 104,3 6,7 1,0
4,5 106,0 6,9 0,8
Длина 5 108,7 4,0 0,6 Р<0,05
тела, см 5,5 110,4 4,5 0,6
6 115,6 4,7 0,8
6,5 117,9 4,8 0,8
7 118,9 5,2 0,6
в среднем 103,4 7,9 0,4
3 14,3 1,2 0,4
3,5 14,8 1,8 0,5
4 16,8 2,6 0,4
4,5 17,5 3,1 0,4
Масса 5 17,9 2,0 0,3 Р<0,05
тела, кг 5,5 18,7 2,3 0,3
6 20,1 3,5 0,6
6,5 21,4 3,2 0,5
7 22,1 4,3 0,5
в среднем 16,3 2,9 0,2
Таблица 3
Распределение детей дошкольного возраста по уровню физического развития при оценке по центильным таблицам
Показатель Мальчики п=121 Девочки п=117
<10 10-25 25-75 75-90 >90 <10 10-25 25-75 75-90 >90
Длина тела 8,3* 9,9 51,2 19,0 11,6 12,8* 14,5 50,4 15,4 6,8
(10)** (12) (62) (23) (14) (15)** (17) (59) (18) (8)
Масса тела 10,0* 18,2 44,6 16,5 10,7 22,2* 24,8 37,6 11,1 4,3
(12)** (22) (54) (20) (13) (26)** (29) (44) (13) (5)
Примечание: * - % от общего числа; ** - абсолютное значение.
Таблица 4
Распределение детей дошкольного возраста по уровню гармоничности физического развития
Центили по массе тела Центили по длине тела
<10 10-25 25-75 75-90 >90
М Д М Д М Д М Д М Д
<10 4,1* 10,3* 2,5 6,1 0,8 6,0 0 0 0 0
(5)** (12)** (3) (6) (1) (7) (0) (0) (0) (0)
10-25 1,7 0,9 4,1 6,1 9,1 16,2 0 0,9 0 0
(2) (1) (5) (6) (11) (19) (0) (1) (0) (0)
25-75 0,8 0,9 1,7 3,4 37,2 29,1 7,4 7,7 0,8 0,9
(1) (1) (2) (4) (45) (34) (9) (9) (1) (1)
75-90 0 0 0 0 8,3 6,1 7,4 3,4 4,1 1,7
(0) (0) (0) (0) (10) (6) (9) (4) (5) (2)
>90 0 0 0 0 0,8 0,9 3,4 0,9 5,8 1,7
(0) (0) (0) (0) (1) (1) (4) (1) (7) (2)
Примечание: * - % от общего числа; ** - абсолютное значение.
Таблица демонстрирует, что среднее гармоничное физическое развитие среди обследованных детей имеют лишь 37% мальчиков и 29% девочек
дошкольного возраста. Резко дисгармоничное физическое развитие наблюдается у 18% мальчиков и 26% девочек, при этом у мальчиков больший
вклад вносит избыток массы тела, а у девочек -дефицит веса. Доля дошкольников с дисгармоничным развитием составляет 34% и 35% мальчиков и девочек соответственно. По структуре вклада в отклонения ФР сохраняется та же особенность -мальчиков больше с повышенной массой тела, девочек - с недостатком.
Таким образом, владивостокские дошкольники, посещающие частные дошкольные образовательные организации, при использовании центильного метода изучения ФР, чаще имеют дисгармоничное развитие. Среди девочек преобладают маловесные, среди мальчиков, с повышенной или избыточной массой тела.
Выводы
При оценке физического развития детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Владивостока, установлено:
1. Максимальное увеличение длины и массы тела отмечено в период с 5 до 6 лет, что свидетельствует о наличии полуростового скачка в этом возрасте.
2. Полученные данные физического развития дошкольников ЧДОО сопоставимы с результатами последних популяционных исследований в Российской Федерации по распространённости избыточной массы тела и ожирения среди детей [6].
3. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе при реализации образовательных программ на кафедре гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава РФ.
Следует продолжить дальнейшее наблюдение за ростом и развитием детей, являющимся важным разделом практической деятельности специалистов, связанных с охраной здоровья детской популяции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. и др Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сб. мат-лов (выпуск VI) под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.
2. Крукович Е.В., Транковская Л.В., Осин А.Я., Бондарь Г.Н., Яценко А.К., Корнеева Е.А., Садова Н.Г. Физическое воспитание детей в организованных коллективах // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. Т. 63. № 5. С. 43-50.
3. Кучма, В.Р., Скоблина Н.А. Методы оценки показателей физического развития детей при попу-ляционных исследованиях // Российский педиатрический журнал. 2008. № 2. С. 47-9.
4. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8. С. 9-12.
5. Ткачук, М.Г., Вадюхина С.В. Особенности физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера // Учёные записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2011. Т.18. № 2. С. 145-6.
6. Тутельян, В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. Распространённость ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т.93. № 5. С. 28-31.
7. Физическое развитие детей 3-17 лет г. Владивостока. Стандарты физического развития: методические рекомендации / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская, А. К. Яценко, Е. А. Корнеева и др. -Владивосток: ТГМУ, 2015. 24 с.
8. Яценко А.К., Транковская Л.В., Кутузова Н.В. Прорезывание постоянных зубов как показатель биологической зрелости и состояния здоровья детей // Тихоокеанский мед. журн. - 2014. № 3. С. 5-8.
A.A. Vazhenina, V.A. Petrov
EVALUATION PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-7 YEARS ATTENDING PRIVATE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS VLADIVOSTOK
Vladivostok State Medical University Ministry of Health of the Russian Federation, Vladivostok, Russia.
The article presents data on the study of the physical development of preschool children - pupils of private preschool educational institutions (CHDOO). The study involved 238 children. It was found that the average harmonious physical development among surveyed have only 37% of boys and 29% girls preschool age. Very disharmonious physical development on-observed in 18% of boys and 26% girls, while boys have a greater contribution to the structure of the deviation-ny defines overweight in girls - weight deficit.
Keywords: physical development, children, preschool age, preschool private way cational-organization (CHDOO). Citation: Vazhenina A.A., Petrov VA. Evaluation physical development of children 3-7 years attending private pie-school educational organizations Vladivostok. Health. Medical ecology. Science. 2016; N 1(64): 37-40. URL: https://yadi.sk/i/QfOiHshnqNSCr
Сведения об авторах
Важенина Антонина Анатольевна - аспирант-ассистент кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. Телефон: 8-902-489-19-59; е-mail: [email protected].
Петров Владимир Александрович - доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. Телефоны: (423)-245-74-45 (рабочий), (423)-244-61-92 (рабочий), (423)-241-60-74 (домашний); e-mail: [email protected].