Научная статья на тему 'Влияние социально-экономических факторов на формирование макро(микро)элементного статуса организма детей дошкольного возраста'

Влияние социально-экономических факторов на формирование макро(микро)элементного статуса организма детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
270
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / МАКРО(МИКРО)ЭЛЕМЕНТНЫЙ СТАТУС ОРГАНИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / MACRO(MICRO)ELEMENT STATUS OF ORGANISM / CHILDREN / SOCIAL ECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боева А. В., Лещенко Я. А., Сафонова М. В.

В работе представлены результаты исследования содержания некоторых биометаллов в организме детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Ангарска. Проведена оценка взаимосвязи между факторами социального риска и формированием макро(микро)элементного статуса организма дошкольников. Выявлено, что в организме детей, проживающих в социально благополучных семьях, среднее содержание магния было в 1,4 раза выше, чем в организме детей группы высокого социального риска. Наблюдалась также тенденция к повышению среднего уровня содержания кальция и цинка в организме дошкольников, проживающих в условиях социального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боева А. В., Лещенко Я. А., Сафонова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECONOMIC FACTOR INFLUENCE ON FORMING OF MACRO(MICRO)ELEMENT STATUS IN THE PRESCHOOL CHILDREN'S ORGANISM

The article presents the results of study of some biometal contents in organisms of children attending preschool establishments in Angarsk city. An assessment of relationships has been done between the factors of social risk and the formation of macro (micro jelement states in the preschool children's organism. A mean magnesium content was revealed to be 1.4 times higher in the children living in socially happy families than in children from the groups of high social risk. As well as the trend to the higher mean calcium and zinc contents was observed to be in the preschool children living under conditions of social well being.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических факторов на формирование макро(микро)элементного статуса организма детей дошкольного возраста»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, 2GG5, № В (46)__

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

УДК 616-058:616-008.9-053.4

А.В. Боева, Я.А. Лещенко, М.В. Сафонова

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МАКРО(МИКРО)ЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*

АФ - НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)

В работе представлены результаты исследования содержания некоторых биометаллов в организме детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, г. Ангарска. Проведена оценка взаимосвязи между факторами социального риска и формированием. макро(микро)элементного статуса организма дошкольников. Выявлено, что в организме детей, проживающих в социально благополучных семьях, среднее содержание магния было в 1,4 раза выше, чем. в организме детей группы, высокого социального риска. Наблюдалась также тенденция, к повышению среднего уровня, содержания кальция и цинка в организме дошкольников, проживающих в условиях социального благополучия. Ключевые слова: дети, макро(микро)элементный статус организма, социально-экономические факторы

SOCIAL ECONOMIC FACTOR INFLUENCE ON FORMING OF MACRO(MICRO)ELEMENT STATUS IN THE PRE-SCHOOL CHILDREN’S ORGANISM

A.V. Boyeva, Ya.A. Leshchenko, M.V. Safonova

Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology of Scientific Centre of Medical Ecology

ESSC SB RAMS, Angarsk

The article presents the results of study of some biometal contents in organisms of children attending preschool establishments in Angarsk city. An. assessment of relationships has been done between the factors of social risk and the formation of macro(micro)element states in the pre-school children's organism.. A mean magnesium, content was revealed, to be 1.4 times higher in the children living in socially happy families than in children from the groups of high social risk. As well as the trend to the higher mean calcium and zinc contents was observed to be in the pre-school children living under conditions of social well being.

Key words: children, macro(micro)element status of organism, social economic factors

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что для поддержания жизни и сохранения здоровья организм человека нуждается в макро-и микроэлементах [2, 13, 14]. Непосредственное участие многих элементов в большинстве биохимических процессов, связанных с развитием и ростом, делает проблему их изучения чрезвычайно актуальной для гигиены детей и педиатрии [1].

Дети дошкольного возраста характеризуются высокой чувствительностью к дефициту макро- и микроэлементов, неадекватное поступление элементов в организм детей может привести (в зависимости от степени их дефицита или избытка) к значительным нарушениям метаболизма или к возникновению специфических заболеваний [16, 17]. Поэтому одним из важных условий, необходимых для обеспечения здоровья и работоспособности, особенно в детском возрасте, является адекватное поступление в организм макро- и микро-

элементов. Строгое соблюдение этого условия необходимо в связи с напряженностью метаболических процессов, обусловленных интенсивным ростом и развитием детей, в сочетании с незрелостью систем, их регулирующих.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

С целью изучения уровней и соотношения важнейших элементов в организме детей, проведено физико-химическое исследование содержания 2п, Бе, Си, Са, Мд. Было обследовано 226 детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) г. Ангарска. Выбор металлов для исследования был обусловлен известными данными об их важной роли в обеспечении правильного развития нервной, соединительной и костной тканей, кровеносных сосудов, адекватных гемопо-эза и ферментативных реакций. Учитывая рекомендации крупных специалистов, в качестве био-

* Материал подготовлен в рамках проекта № 05-06-97202, выполняемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

субстратов использовали волосы, поскольку содержание в волосах химических веществ достаточно хорошо коррелирует с элементным профилем внутренней среды организма ребенка [1, 6].

Определение уровней содержания металлов проводилось методом атомно-абсорбционной спек-трофотометрии в соответствии с МУ 4.4.-99. «Атомно-абсорбционный анализ микроэлементов в биосредах и метрологические основы контроля аналитических работ» в лаборатории физико-химических методов исследования НИИ медицины труда и экологии человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН.

С помощью метода центильного анализа проводили распределение детей по группам: с нормальными показателями содержания элементов (биологически допустимый уровень — БДУ), к которым относили значения в зоне (диапазоне) так называемых средних величин, расположенных в пределах от 25-го до 75-го центиля; с показателями ниже и выше средних относили значения в зоне от 10 до 25 центиля и в зоне от 75 до 90 центиля; с показателями ниже БДУ (значения в зонах до 10 центиля) и показателями выше БДУ (значения в зонах от 90 центиля).

В качестве критериев оценки использовали фоновые показатели содержания эссенциальных элементов в волосах детей Иркутской области [7], для оценки содержания Са — фоновые показатели в волосах детей Прибайкалья [8].

Оценка социально-экономического статуса семей обследованных дошкольников была проведена на основании материалов, полученных методом социологического опроса родителей с использованием специально разработанной анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Распределение детей в зависимости от уровней содержания химических элементов в организме осуществлялось путем построения центильных шкал. В таблице 1 представлены центильные величины содержания эссенциальных элементов в волосах детей, посещающих ДОУ г. Ангарска.

В результате проведенного исследования различные виды дисбаланса эссенциальных металлов выявлены у 75,2 % обследованных детей. Содержание элементов ниже биологически допустимого уровня отмечалось у 29,2 % дошкольников, из числа последних у 47,0 % определен дефицит одного, у 40,9 % — двух, у 7,6 % — трех, у 3,0 % — четырех, у 1,5 % — пяти элементов. Содержание металлов выше биологически допустимого уровня выявлено у 15,9 % обследованных, из этого числа у 52,8 % отмечался избыток одного, у 22,2 % — двух элементов, у 22,3 % — трех, у 2,8 % — четырех. В волосах

30,1 % детей содержание одних биометаллов было выше БДУ, а — других ниже биологически допустимого уровня.

Среднее или условно нормальное содержание Си отмечалось у 39,3 % детей; 2п — у 53,0 %; Бе — у 54,7 %; Мд — у 37,7 %; Са — у 57,4 % обследованных (табл. 2). Содержание Си ниже биологически допустимого уровня выявлено у 4,6 %, выше БДУ

— у 25,4 % детей. Содержание ниже и выше среднего — у 5,9 и 25,0 % детей соответственно.

Цинкдефицитные состояния зарегистрированы у 16,2 % детей, избыток 2п — у 3,0 %, содержание ниже среднего — у 22,5 %, выше среднего — у 5,3 %. Дефицит цинка способствует повышению заболеваемости детей острыми респираторными

Таблица 1

Центильные величины содержания химических элементов в биосредах (волосах) детей, мкг/г

Химические элементы Центили

5 10 25 50 75 90 97

7п 16,0 21,1 40,5 66,9 101,0 136,9 195,1

Си 2,6 3,1 4,2 5,3 6,5 7,5 8,9

Мд 7,7 9,2 13,3 22,9 50,1 88,9 158,5

Ре 7,8 10,1 13,7 25,7 42,4 63,6 87,3

Са 75,1 94,5 116,9 167,2 288,2 390,3 595,5

Таблица 2

Распределение значений содержания химических элементов в волосах детей по центильным зонам, % (оценка по региональным стандартам)

Центильные зоны

Химические Очень Низких Ниже Средних Выше Высоких Очень

элементы низких величин средних величин средних величин высоких

величин (от 5 до 10 (от 10 до 25 (от 25 до 75 (от 75 до 90 (от 90 до 95 величин

(до 5 центиля) центиля) центиля) центиля) центиля) центиля) (от 95 центиля)

Си 0,8 3,8 5,9 39,3 25,0 12,7 12,7

7п 8,1 8,1 22,5 53,0 5,3 2,0 1,0

Ре 6,1 4,1 19,3 54,7 9,5 3,0 3,5

Мд 16,5 14,5 19,1 37,7 7,2 2,6 2,6

Са 5,9 5,0 14,9 57,4 2,0 2,9 12,0

инфекциями, снижению аппетита, возникновению дефицита массы тела и др. Нельзя забывать, что под влиянием ряда неблагоприятных факторов недостаточность цинка может усугублять неблагоприятные изменения в функционировании органов и систем вплоть до появления клинических симптомов патологии. Установлено, что явления дефицита цинка особенно неблагоприятны для организма мальчиков, у которых это может приводить к нарушениям роста, полового созревания, фертильности [3, 7, 12].

Железодефицитные состояния отмечались у

10.2 % обследованных, избыток Бе — у 6,5 %, содержание ниже и выше среднего — у 19,3% и 9,5% соответственно.

Магнийдефицитные состояния зарегистрированы у 31,0 % обследованных, избыток Мд выявлен у

5.2 % дошкольников. Содержание Мд ниже среднего значения было у 19,3%, выше среднего — у 7,2 %. Известно, что дефицит магния у детей предрасполагает к возникновению повышенной утомляемости, хронической усталости, депрессивных состояний, снижению памяти. Вместе с тем длительное влияние стрессовых ситуаций на организм ребенка (повышенные учебная и спортивная нагрузки, конфликтные отношения со сверстниками и родителями и др.) может быть наиболее вероятной причиной возникновения дефицита магния [4, 10, 11].

Содержание Са ниже БДУ отмечалось у 10,9 % детей, выше БДУ — у 14,9 %, ниже средних —

14,9 %, выше средних — у 2,0 %. Учитывая высокую потребность организма детей в кальции (в связи с интенсивным ростом костей), его дефицит у обследованного контингента вызывает опасения. Дефицит кальция может быть вызван нарушением процессов всасывания в кишечнике, которые, в частности, определяются наличием в пище жирных кислот, фосфора и витамина Э [7].

В обследованных группах детей отмечены достоверные различия в содержании некоторых биометаллов в зависимости от пола (табл. 3). Так, в организме мальчиков было выше, чем у девочек среднее содержание 2п — в 1,3 раза (р < 0,01), Бе

— в 1,4 раза (р < 0,05) и более низкое среднее содержание Мд — в 2,3 раза (р < 0,001) и Са — в 1,5 раза (р < 0,05). Не выявлено различий по среднему содержанию в организме детей меди. Проблема различного содержания в организме биометаллов в зависимости от пола требует, на наш взгляд, проведения специальных исследований.

В настоящее время особый интерес представляет изучение элементного состава биосред организма детей в условиях состоявшегося расслоения российского общества на группы с различным уровнем жизни. От имущественного статуса непосредственно зависит качество жизни, полноценность питания, регулярность и качество отдыха, режим труда и быта и т.д. Харакитеризуя, степень отягощенности социального анамнеза [15] оценивали: состав семьи (полная, неполная), уровень

Таблица 3

Среднее содержание химических элементов в волосах детей, мкг/г (М ± т)

Химические Мальчики Девочки Оба пола

элементы (п = 77) (п = 149) (п = 226)

7п 89,6 ± 6,9** 69,5 ± 3,6 76,4 ± 3,4

Си 5,4 ± 0,2 5,3 ± 0,1 5,4 ± 0,1

Мд 20,7 ± 2,0 47,6 ± 3,6*** 38,2 ± 2,6

Ре 40,0 ± 4,2* 28,4 ± 2,1 32,6 ± 2,0

Са 155,6 ± 17,6 227,8 ± 22,3* 194,2 ± 14,8

(п = 47) (п = 54) (п = 101)

Примечание: различия показателей статистически значимы: * - при р < 0,05; ** - при р < 0,01; *** - при р < 0,001.

Высокая

Вы раженная Умеренная Низкая

Рис. 1. Распределение детей по степени отягощенности социального анамнеза (на 100 детей).

Таблица 4

Содержание макро- и микроэлементов в организме дошкольников с различным социальным

статусом, мкг/г (М ± m)

Химический элемент Степень отягощенности социального анамнеза

Низкая (п = 27) высокая (п = 33)

Си 5,9 ± 0,2 6,1 ± 0,3

7п 103,9 ± 10,3 81,4 ± 7,8

Ре 53,3 ± 6,5 54,5 ± 13,9

Мд 20,0 ± 2,5* 14,2 ± 1,2

Са 200,0 ± 31,7 175,8 ± 17,3

Примечание: * - различия статистически значимы при р < 0,05.

дохода на одного члена семьи, наличие вредных привычек у родителей (курение, употребление алкоголя), качество питания дошкольника в семье, взаимоотношения между членами семьи. Выявлено, что в семьях с выраженной степенью отяго-щенности социального анамнеза проживали 51,6 % дошкольников, с высокой — 9,5 %, с умеренной —

28,2 %. Только 10,7 % детей проживали в семьях с низкой степенью отягощенности социального анамнеза (рис. 1).

По нашим данным 50,6 % обследованных семей имели доход на одного члена семьи в размере менее прожиточного минимума. Более половины обследованных семей имели по одному ребенку. Проживали в собственной, отдельной квартире не более 70 % семей. Почти 20 % родителей отмечали, что не могут обеспечить детям полноценное сбалансированное питание.

Социальный статус семьи во многом определяется ее составом и характером взаимоотношений между ее членами. В неполных семьях воспитывались более 20 % дошкольников, почти 10 % родителей находились в разводе, напряженные и конфликтные взаимоотношения отмечали около 10 % опрошенных.

По мнению ряда авторов, безусловным спутником социально-экономического неблагополучия и, в том числе, несбалансированного и неполноценного питания населения является дефицит биометаллов [5, 8, 9]. Нами была проведена оценка взаимосвязи между факторами социального риска и формированием макро(микро)элементно-го статуса организма дошкольников.

В результате исследования установлено, что в организме детей из группы с низкой степенью отя-гощенности социального анамнеза среднее содержание магния было выше в 1,4 раза (р < 0,05), чем в организме детей из группы с высокой степенью социальной отягощенности. Наблюдалась тенденция к повышению среднего уровня содержания кальция и цинка в организме дошкольников с низкой степенью отягощенности социального анамнеза. Среднее содержание меди и железа в группах детей с различной степенью отягощенности социального анамнеза находилось на одном уровне (табл. 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное социально-гигиеническое исследование позволило отметить существенную дифференциацию ангарских семей по условиям (уровню) жизни. В семьях с выраженной степенью отягощенности социального анамнеза проживают 51,6 % дошкольников, с высокой — почти 10 %.

В результате проведенного исследования установлено, что у значительного числа детей дошкольного возраста имеет место дисбаланс в организме эссенциальных металлов, проявляющийся в виде сниженного или повышенного содержания одного или нескольких элементов по сравнению с биологически допустимым уровнем. Дефицит биометаллов выявлен у 29,2 % дошкольников, избыток — у 15,9 %. В волосах 30,1 % детей отмечались дефицит одних и избыток других металлов. Из пяти исследуемых биометаллов можно говорить о дефиците в организме детей магния (у 31,0 % детей), цинка (у 16,2 %), железа (у 10,0 %) и кальция (у 10,0 %), а также об избытке меди (у 25,4 % детей).

Выявлено, что проявления элементного дисбаланса, особенно дефицита магния, обусловлены воздействием факторов социального риска (неблагополучия). Помимо факторов социального риска причиной указанного дефицита, по нашему мнению, могут являться низкая минерализация воды, используемой в системе питьевого водоснабжения города, а также природный дисбаланс ряда биометаллов на фоне антропогенного загрязнения окружающей среды г. Ангарска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы педиатрической неврологии. Лечение препаратами металлов и комп-лексонами заболеваний нервной системы у детей / Ю.Е. Вельтищев, И.А. Скворцов, Г.Е. Руденская, Г.В. Харина. — М., 1989.

2. Вернадский В.И. Избранные сочинения /

В.И. Вернадский. - М., 1960. - Т. 5. - С. 143-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воронцов И.М. Диетология развития -важнейший компонент профилактической педиатрии и валеологии детства / И.М. Воронцов // Педиатрия. - 1997. - №3. - С. 57-61.

4. Златопольска Э. Патофизиология обмена кальция, магния и фосфора / Э. Златопольска // Почки и гомеостаз: Пер. с англ. / Под ред. С. Клара. — М.: Медицина, 1987. — С. 217 — 278.

5. Ноздрюхина Л.Р. Нарушение микроэлемен-тного обмена и пути его коррекции / Л.Р. Ноздрюхина, Н.И. Гринкевич. — М.: Наука, 1980. — 280 с.

6. Ревич Б.А. Химические элементы в волосах человека как индикатор воздействия загрязнения производственной и окружающей среды / Б.А. -Ревич // Гигиена и санитария. — 1990. — №3. —

С. 55-59.

7. Региональные показатели химических элементов в биосубстратах детей и беременных женщин Иркутской области: Методические рекомендации / РАМН СО ВСНЦ НЦ МЭ. - Иркутск, 2002.

- 42 с.

8. Решетник Л.А. Клинико-гигиеническая оценка микроэлементных дисбалансов у детей Прибайкалья: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — 2000. - 43 с.

9. Решетник Л.А. Микроэлементозы детей Восточной Сибири и их пищевая коррекция / Л.А. Решетник, Г.А. Белоголова, О.В. Прокопьева // Междунар. форум — 95 «Север и дети»: Сб. докл. — Братск, 1995. — С. 215 — 216.

10. Скальный А.В. Микроэлементозы человека (диагностика и лечение): Практическое руко-

водство для врачей и студентов медицинских вузов / А.В. Скальный. — М., 1997. — 71 с.

11. Скальный А.В. Свинец и здоровье человека (диагностика и лечение сатурнизма): Руководство для врачей и студентов медицинских вузов / А.В. Скальный. — М., 1997. — 35 с.

12. Смоляр В.И. Гипо- и гипермикроэлементо-зы / В.И. Смоляр. — Киев: Здоровье, 1989.

13. Сравнительное изучение макро- и микро-элементного состава волос головы у жителей Латинской Америки и населения Российской Федерации в судебно-медицинском аспекте / Ю.В. Павлов, Н.А. Агаджанян, В.И. Алисиевич, М.М. Чеховских // Судебно-медицинская экспертиза. — 1994.

- №3. - С. 15-19.

14. Тагдиси Д.Г. Микроэлементы и здоровье / Д.Г. Тагдиси, С.Д. Алиев // Знание. — 1979. — № 1.

- 64 с.

15. Филиппов Е.С. Здоровье детей в условиях электромагнитного излучения / Е.С. Филиппов, Е.А. Ткачук, М.Ф. Савченков. - Новосибирск: Наука-центр, 2003. - С. 151.

16. Бошои S.J. Nutrition of Normal Infants /

S.J. Fomcn. - Mostby, 1993. - P. 261 -280, 281 -293.

17. Oberleas D. Trace Elements in Human Health / D. Oberleas, A.S. Prasad. - New York, 1976. -Vol. 1. - P. 345-409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.