Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика питания воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Гигиеническая характеристика питания воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / АДЕКВАТНОЕ ПИТАНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ НУТРИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Ивженко Евгения Владимировна

Представлены результаты рациональности, адекватности и структуры питания детей-сирот различных возрастных групп детского дома г. Оренбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Ивженко Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF NUTRITION FOR INMATES OF INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

The article contains the results of rationality, adequateness and food patterns of orphaned children of different age groups in orphanage of Orenburg.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика питания воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

у детей 1-й группы по сравнению с данными детей центраций меди на 114%, железа - на 274%, марган-

2-й исследуемой группы. В удаленных молочных зубах ца - на 167,9% по сравнению с региональными показа-

выявлен дисбаланс эссенциальных микроэлементов, телями. При этом у детей 2-й группы в твердых тканях

проявившихся в их преимущественном повышенном зубов выявлено превышение меди лишь на 19,9%, же-

содержании у детей 1-й группы биотических кон- леза - на 7,9% и марганца - на 14,3%.

1-я группа 2-я группа

Рисунок - Элементный портрет детей двух исследуемых групп

ВЫВОДЫ. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что высокие уровни загрязнения среды проживания детей приводят к накоплению в организме (волосах и твердых тканях зубов) токсичных тяжелых металлов и дисбалансу биотических концентраций эссенциальных микроэлементов, обусловленных, с одной стороны, повышенной потребностью организма в этих элементах (например, железа) для биохимических реакций адаптации в условиях воздействия антропогенного загрязнения, а с другой стороны - объясняется явлениями синергизма и антагонизма, имеющими место во взаимоотношениях микроорганизмов в организме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агаджанян, Н. А. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья детей в некоторых регионах России / Н. А. Агаджанян, Л. Г. Кузь-менко // Экопатология детского возраста. - М., 1995. - С. 118-127.

2. Авцын, А. П. Микроэлементозы человека (этиология, классификация, органопатоло-гия) / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков, М. А. Риш, Л. С. Строчкова. - М.: Медицина, 1991. - 496 с.

3. Боев, В. М. Среда обитания и экологически обусловленный дисбаланс микроэлементов у населения урбанизированных и сельских территорий / В. М. Боев // Гигиена и санитария. - 2002. - № 5. - С. 3-8.

УДК 613.21: 613.954: 613.955 Н. П. СЕТКО1, Е. С. ИВЖЕНКО2

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области

N. P. SETKO1, E. V. IVZHENKO2

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF NUTRITION FOR INMATES OF INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

1The Orenburg state medical Academy

2Department of Rospotrebnadzor of the Orenburg region

РЕЗЮМЕ. Представлены результаты рационально- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РАЦИОНАЛЬНОЕ, АДЕК-сти, адекватности и структуры питания детей-сирот ВАТНОЕ ПИТАНИЕ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ, различных возрастных групп детского дома г. Оренбурга. ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ НУТРИЕНТЫ.

SUMMARY. The article contains the results of rationality, adequateness and food patterns of orphaned children of different age groups in orphanage of Orenburg.

KEY WORDS: RATIONAL, ADEQUATE NUTRITION, BALANCE OF ESSENTIAL NUTRIENTS.

ВВЕДЕНИЕ. Благополучие детей, их гармоничное развитие и социальная адаптация к высоким темпам развития общества со своевременным включением в жизнь государства определяют будущее любой страны. Одним из ведущих факторов, определяющих здоровье детского населения, особенно проживающих в условиях «казённого дома», является фактор питания (Кучма В. Р., 2002; Горелова Ж. Ю., 2005; Сет-ко Н. П., 2009).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценка питания воспитанников детского дома г. Оренбурга в возрасте 3-6 лет, 7-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет.

Методика. Оценка рациональности и адекватности рационов питания проведена путем анализа двухнедельных меню-раскладок с расчетом витаминного и микроэлементного состава рационов, энергетической и питательной ценности рационов воспитанников всех возрастных групп по нормам, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 2 марта 2006 г. № 61-п, методическим рекомендациями МР 2.3.1.2432-08.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. При изучении структуры питания воспитанников государственных учреждений для детей-сирот выявлено, что фактический рацион является единым и не учитывает различия норм по продуктам питания для воспитанников отдельных возрастных групп. Так, установлено, что в рационе воспитанников 3-6 лет имеются превышения установленных норм по всем группам продуктов, кроме яйца, молока и кисломолочных продуктов, недостаток по которым составил 2,8% и 9,1% соответственно, у детей 7-11 лет на фоне превышения норм по ряду продуктов установлен недостаток на 4% по колбасным изделиями и 1,2% по рыбе, в питании детей-сирот 12-14 и 1517 лет ниже установленной нормы на 28% содержание рыбы, на 10% - сухофруктов, на менее чем на 5% - колбасных изделий, круп, яйца и птицы. В структуре питания воспитанников учреждений для детей-сирот преобладали овощи и картофель (32,9%), второе ранговое место занимают молоко и молочные изделия (22,5%), третье - хлеб и хлебобулочные изделия (15,2%), четвертое - фрукты (11,5%), пятое - мясо (4,4%).

Сетко Нина Павловна - д. м. н., проф., зав. кафедрой гигиены и эпидемиологии; 8 (3532) 403564

Ивженко Евгения Владимировна - к. м. н., главный специалист-эксперт; 8 (3532) 995854; [email protected]

Анализ меню-раскладок десятидневного суточного рациона воспитанников, представленный в таблице, показал, что питание воспитанников не соответствует всем принципам рационального и адекватного питания. Энергетическая ценность рациона воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста превысила гигиенические нормы на 57,1% и 16,9% соответственно. По содержанию белка в рационах было допущено превышение на 48,3% и 12,1% у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста соответственно, тогда как у воспитанников среднего и старшего школьного возраста среднесуточное содержание белка было ниже нормы на 3,7%. Аналогичные колебания показателей выявлены и по содержанию общего количества жиров. Так, в первых двух возрастных группах норма превышена на 34,3% и 4%, для остальных воспитанников недостаток жиров в рационе составил 7,1%. Изучение рационов питания воспитанников по содержанию общего количества углеводов показало их превышение на 71% в питании воспитанников дошкольного возраста, на 23,1% в питании детей младшего школьного возраста и на 4,8% в питании воспитанников всех остальных групп.

Сбалансированность между основными эссенци-альными нутриентами соответствует соотношению, установленному СП 2.4.990-00, и составляет 1:1:4 в рационе всех возрастных групп, вместе с тем согласно нормам физиологических потребностей соотношение Б:Ж:У в рационах питания воспитанников не сбалансировано, при норме 1:1:4,8 фактическое соотношение составило 1:1:4,2.

Содержание холестерина в питании воспитанников всех возрастных групп превышено на 123%, что может провоцировать рост заболеваемости сердечнососудистой системы. Показатели уровня ПНЖК соответствуют физиологической норме в рационах воспитанников всех возрастных групп. В обеспечении физического здоровья и интеллектуального развития детей, особенно в период повышенных учебных нагрузок и в период адаптации к образовательному учреждению, важную роль играет содержание в рационе «витаминов интеллекта» - ш-3 жирных кислот. Они оказывают существенное влияние на умственное развитие и зрительные функции ребенка, так как являются «строительным материалом» для тканей мозга, сетчатки и нервной ткани, уменьшают риск развития близорукости, способствуют улучшению адаптации и повышению стрессоустойчивости. В фактическом рационе воспитанников содержание ш-3 жирных кислот составляет 1,57±0,32, что на 25-62% ниже установленной нормы для воспитанников всех возрастных групп, из них 25% составляет недостаток в питании детей 3-6 лет, 43,9% - детей 7-11 лет, 52,4% - детей 12-14 лет, 62% - в питании старшеклассников. Также

оптимальное соотношение между ш-6 и ш-3 жирными кислотами составляет 8:1-10:1, фактическое соотношение между ПНЖК в исследуемом рационе составило 11,7:1, что не соответствует рекомендуемой норме и является нарушением принципа сбалансированности рациона. Обмен кальция и его функции тесно связаны с содержанием в рационе такого минерального вещества, как фосфор, их сбалансированное поступление обеспечивает максимальное усвоение обоих макроэлементов. Оптимальное соотношение кальция к фосфору в рационе составляет 1:1,5, что не соблюда-

ется в рационе воспитанников, в котором фактическое соотношение кальция и фосфора составляет 1:1,7. Помимо несбалансированного поступления в организм детей кальция и фосфора, для максимального усвоения магния необходимо учитывать соотношение поступления между кальцием и магнием. В рационе воспитанников всех возрастных групп соотношение кальция к магнию составило 1:0,4, при оптимальном соотношении 1:0,23-1:0,33. Такое фактическое соотношение между данными макроэлементами является нарушением принципа сбалансированности рациона.

Таблица - Содержание эссенциальных питательных веществ в рационе питания воспитанников (в сравне нии с нормами СП 2.4.990-00)

Показатели Фактическое содержание, М±т Возрастные группы

3-6 лет 7-11 лет 12-14 лет 15-17 лет

мальчики девочки юноши девушки

Основные питательные вещества Процент отклонения от нормы

Энергетическая ценность, ккал 3753,26±89,3 90,4 59,6 36,4 50,1 25,0 44,3

Белки,г 125,18±7,00 84,1 62,6 39,1 52,7 27,7 39,1

Жиры общ., г 123,54±4,91 81,7 56,4 34,3 47,1 23,5 37,3

Углеводы общ., г 522,72±10,9 92,0 55,9 33,9 47,1 22,8 45,0

Макроэлементы Кратность отклонения от нормы

Кальций, мг 1344,39±86,1 1,5 1,2 1,1

Магний, мг 534,68±17,03 2,7 2,1 1,8

Фосфор, мг 2255,40±99,7 1,7 1,4 1,3

Калий, мг 5993,48±186,8 10 6,7 4,0 2,4

Натрий, мг 7529,49±320,8 10,8 7,5 6,8 5,8

Микроэлементы Кратность отклонения от нормы

Железо, мг 30,19±1,18 3,0 2,5 2,0 1,7 2,0 1,7

Цинк, мг 16,09±0,85 2,0 1,6 1,1 1,3 1,1 1,3

Йод, мг 0,13±0,01 1,9 1,3 1,3 1,3 -13,3* -13,3*

Медь, мг 2,93±0,39 4,9 4,2 3,7 2,9

Селен, мг 0,03±0,001 1,5 0 -25* -40*

Хром, мкг 92,61±7,29 6,2 3,7 2,6

Фтор, мг 0,65±0,06 -67,5* -78,3* -83,8*

Водорастворимые витамины Кратность отклонения от нормы

Тиамин, мг 1,83±0,05 2,1 1,6 1,3 1,4 1,2 1,4

Рибофлавин, мг 2,45±0,27 2,5 1,8 1,4 1,6 1,4 1,6

Пантотеновая кислота, мг 6,38±0,77 2,1 1,8 1,3 1,6

Пиридоксин, мг 3,56±0,19 2,7 2,2 2,0 2,2 1,8 2,2

Цианокобаламин, мкг 12,55±5,94 9,7 7,8 7,0 7,8 6,3 7,8

Фолиевая кислота, мкг 317,19±31,97 1,6

Аскорбиновая кислота, мг 185,54±16,54 3,7 3,1 2,7

Ниацин, мг 22,27±1,34 2,0 1,5 1,2 1,3 1,1 1,3

Биотин, мкг 45,19±10,63 3,0 2,3 1,8 0,9

Жирорастворимые витамины Кратность отклонения от нормы

Ретинол, мкг 1273,85±781,5 2,5 1,8 1,3 1,6 1,3 1,6

Токоферол, мг 25,2±0,81 3,6 2,5 2,1 2,5 1,7 2,1

Витамин Б, мкг 0,67±0,01 -73,2*

Витаминоподобные соединения Кратность отклонения от нормы

Холин, мг 469,7±75,4 2,3 0

Примечание - * - недостаток эссенциальных питательных веществ, выраженный в процентах.

Выявлено, что содержание в рационах питания воспитанников учреждений для детей-сирот макроэлементов (кальций, магний, фосфор, калий, натрий) и микроэлементов (железо, цинк, йод, медь, селен, хром, фтор) не соответствует физиологическим нормам, установленным МР 2.3.1.2432-08, кроме содержания йода в рационе мальчиков 12-14 лет и селена у детей 7-11 лет и требованиям СП 2.4.990-00, кроме содержания йода у подростков и селена у младших школьников.

Значительное превышение содержания макро-и микроэлементов в рационе питания воспитанников связано с превышением 1,3-1,5 раза нормы калорийности и нормативным содержанием основных питательных веществ, установленных Постановлением Правительства РФ от 7.11.2005 г. № 659. Так, в суточном рационе воспитанников согласно меню-раскладке содержание кальция превысило норму в 1,1-1,5 раза, магния - в 1,8-2,7 раза, фосфора - в 1,9-2,8 раза (по нормам СП 2.4.990-00 1,3-1,7 раза), калия - в 2,410 раз, натрия - в 5,8-10,8 раза.

Несоблюдение оптимального содержания микроэлементов в рационе воспитанников может привести к значительным нарушениям метаболизма, нарушению физиологических функций детей, изменению функционального состояния отдельных органов и систем.

При изучении в рационе детей-сирот содержания микроэлементов установлено, что уровень железа в 1,7-3 раза превышает установленную норму физиологических потребностей для детей всех возрастных групп с превышением в 3 раза в рационе детей дошкольного возраста, в 1,7 раза в питании подростков. Также установлено избыточное содержание в суточном рационе таких микроэлементов, как цинк в 1,12 раза, с превышением в 2 раза в рационе дошкольников, медь в 2,9-4,9 раза, с превышением в 4,9 раза в питании дошкольников, 4,2 раза - младших школьников. Содержание хрома превышено в 2,6-6,2 раза, при этом максимальные превышения в 6,2 раза обнаружены в рационе воспитанников 3-6 и 7-11 лет.

Неодинаково относительно физиологической нормы содержание в рационе воспитанников разных возрастных групп таких микроэлементов, как йод и селен. Так, уровень йода в рационе воспитанников дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в 1,31,9 раза превышает норму, при этом в питании подростков дефицит йода по нормам физиологических потребностей составил 13,3%.

При изучении содержания селена в рационе питания детей-сирот государственных учреждений установлено, что уровень данного микроэлемента в питании детей 12-14 лет ниже нормы на 25%, детей

15-17 лет - на 40%, при этом в рационе воспитанников младшего школьного возраста его содержание соответствует норме, а у дошкольников превышает норму в 1,5 раза.

На фоне значительного избытка большинства питательных веществ, макро- и микроэлементов в рационе воспитанников установлен глубокий дефицит фтора во всех возрастных группах. Среди воспитанников 3-6 лет уровень поступления фтора с пищей ниже нормы на 67,5%, школьников 7-11 лет - на 78,3%, воспитанников среднего и старшего школьного возраста поступление фтора с пищей ниже нормы на 83,8%.

Достаточный уровень поступления витаминов с пищей особенно важен в питании детей и подростков, поскольку витамины являются незаменимым фактором питания, играя чрезвычайно важную роль для оптимального протекания процессов роста, кроветворения и становления половой функции, поддержания нормального уровня функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, желез внутренней секреции. Кроме того, многочисленными исследованиями доказана способность некоторых витаминов бороться с процессами свобод-норадикального окисления биологических молекул (аскорбиновая кислота, ретинол, токоферолы).

При анализе витаминной обеспеченности рациона питания воспитанников учреждений для детей-сирот установлен избыток как водорастворимых, так и жирорастворимых витаминов, кроме биотина, фолиевой кислоты и витамина Б, по которым установлен недостаток. В рационе воспитанников всех возрастных групп содержание витаминов группы В превышает нормы физиологической потребности в той или иной степени. При этом содержание тиамина в рационах воспитанников всех возрастных групп в 1,2-2,1 раза (по нормам МР в 1,2-2,0 раза) больше установленной нормы, с избытком в 2,1 раза в рационе дошкольников и 1,2 раза у юношей 15-17 лет. Значительные превышения - в 6,3-9,7 раза (по нормам МР в 4,2-8,4 раза) - выявлены по уровню содержания в рационе цианкоболамина, при этом кратность превышения в питании дошкольников составила 9,7 раза младших школьников, девочек 12-14 лет и девушек 15-17 лет - 7,8 раза, юношей-подростков - 6,3 раза. Содержание рибофлавина в 1,4-2,5 раза выше нормы, в том числе в 2,5 раза в питании дошкольников, 1,8 раза в питании младших школьников, 1,6 раза в рационе девочек 12-14 лет и девушек 15-17 лет. Установлено избыточное поступление с пищей пан-тотеновой кислоты, при этом ее уровень повышен в 2,1 раза в питании детей дошкольного и младшего школьного возраста, в 1,8 раза у воспитанников среднего школьного возраста, в 1,6 и 1,3 раза у девушек

и юношей 15-17 лет соответственно. Суточное содержание фолиевой кислоты в рационе воспитанников всех возрастных групп составляет 317,19±31,97. При этом согласно нормам, установленным СП 2.4.990-00, содержание фолиевой кислоты в рационах всех воспитанников превышено в 1,6 раза, по нормам методических рекомендаций фолиевой кислоты в рационе воспитанников дошкольного и школьного возраста больше в 1,6 раза, в рационе детей 12-14 лет в пределах нормы, а в питании подростков на 20,7% ниже нормы. Содержание аскорбиновой кислоты превышено в рационе воспитанников всех возрастных групп. Значительный избыток отмечен у детей дошкольного возраста - 3,7 раза, в 3,1 раза выше нормы в рационе детей 7-11 лет, в 2,7 раза у детей средних и старших классов (по нормам МР в 2,1-2,7 раза). Уровень ниацина превысил норму в 1,1-2 раза, при этом в 2 раза в питании дошкольников и 1,2 раза в рационе мальчиков 12-14 лет и юношей 15-17 лет. Содержание биотина на 9,6% ниже оптимального уровня в рационе подростков, при этом в 1,8-3 раза выше нормы в рационе детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Содержание таких жирорастворимых витаминов, как ретинол и токоферол, превышено в рационах питания детей дошкольного и младшего школьного возраста, при значительном дефиците в питании витамина Б. Значительный избыток витамина А в питании установлен у детей дошкольного возраста - 2,5 раза, содержание ретинола в 1,8 раза превышено в рационе детей 7-11 лет, в 1,3 и 1,6 раза у мальчиков 12-17 лет и девочек 12-17 лет соответственно. На фоне несбалансированного содержания кальция и фосфора в рационе воспитанников дефицит поступления витамина Б с пищей снижен на 73,2% от нормы СП 2.4.990-00 и 93,3% от нормы МР 2.3.1.2432-08 для воспитанников всех возрастных групп, что в совокупности приводит к нарушению Са:Р обмена и препятствует нормализации темпов роста и достижению оптимальной массы и плотности скелета в организме детей. Витамин Е повышает неспецифическую резистентность организма, стимулирует собственную противовоспалительную активность, а также обладает интерферо-ногенным действием, заключающимся в стимуляции воспроизводства клеток иммунной системы. Наличие оптимального содержания в рационе питания детей витаминов-антиоксидантов С и Е позволяет предотвратить повреждение окислительными процессами активного компонента омега-3 полиненасыщенных жирных кислот и добиться максимального его усвоения.

Анализ содержания в рационе питания воспитанников витамина Е показал, что его уровень

в питании составил 25,2±0,81, что в 2,5 раза больше физиологической нормы, установленной для детей в возрасте 3-6 лет, в 3,6 раза от нормы для детей в возрасте 7-11 лет, в 2,1 и 2,5 раза от нормы для мальчиков и девочек 12-14 лет и в 1,7 и 2,1 раза от нормы, установленной для юношей и девушек 15-17 лет соответственно. При изучении в питании детей-сирот витаминоподобных соединений, в частности холина, установлено, что содержание данного соединения в рационе воспитанников 12-17 лет в пределах физиологической нормы, в питании детей 3-6 и 7-11 лет превышено в 2,3 раза.

ВЫВОДЫ. Таким образом, анализ полученных данных показал, что питание воспитанников детского дома является нерациональным и неадекватным и требует существенной коррекции с учётом всех принципов рационального и адекватного питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альбицкий, В. Ю. Дети-сироты: медико-организационные проблемы / В. Ю. Альбицкий, А. И. Ибрагимов, Т. А. Гасиловская // Детское здравоохранение России: стратегия развития : материалы IX съезда педиатров России. - М., 2001. -С. 26-27.

2. Баева, В. С. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации : методические рекомендации / В. С. Баева, В. В. Бессонов. - М., 2008. - 42 с.

3. Кучма, В. Р. Гигиенические аспекты социального сиротства / В. Р. Кучма, И. В. Дашкина, О. Ю. Милушкина, Н. А. Скоблина ; под редакцией профессора В. Р. Кучмы. - М. : Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2006. - 228 с.

4. Кучма, В. Р. Современные медико-социальные проблемы детей-сирот / В. Р. Кучма, О. Ю. Милуш-кина // Гиг. и сан. - 2003. - № 5. - С. 39-42.

5. Сетко, И. М. Роль нутриентной обеспеченности в формировании пищевого статуса и резервных возможностей организма школьников / И. М. Сетко [и др.] // Гиг. и сан. - 2009. - № 4. - С. 45-46.

6. Сетко, И. М. Оптимизация системы школьного питания как фактор санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения по территории Оренбургской области / И. М. Сетко, Н. Е. Вяльцина, Н. П. Сетко [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 7. - С. 29-33.

7. Сетко, И. М. Рациональное питание - основа сохранения и укрепления здоровья школьников / И. М. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2007. - С. 1018-1020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.