ТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Высшая школа. 2016. № 8. С. 36-38.
17. Сухомлинова Е.В., Чибисова Е.И. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2015 сборник трудов Второй международной конференции. 2015. С. 331-334.
18. Chibisova E.I., Chibisov O.V. MECHANISM OF ADEQUATE REGULATION IN THE BANKING SECTOR AS A STRATEGIC ELEMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA Chibisova E.I., Chibisov O.V. BCES Conference Books. 2015. Т. 13. № 2. С. 176-184.
19. Солтаханов А.У, Чуйкова Н.М. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В РОССИИ Высшая школа. 2016. № 8. С. 24-26.
20. Солтаханов А.У. БАНКОВСКИЕ РИСКИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ В сборнике: Фундаментальные и при-
кладные научные исследования Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 216-221.
21. Официальный сайт Центрального Банка России - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.cbr.ru/.com/ru/
22. Официальный сайт Министерства финансов РФ - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http:// http://minfin.ru/ru/
23. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - 2016 - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.gks.ru/
24. Официальный сайт Федеральной налоговой службы- 2016 -[Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://nalog.ru/rn77/
25. Солтаханов А.У, Чуйкова Н.М. Современные аспекты финансирования инвестиционной деятельности компаний в России// Высшая школа. 2016. № 8. С. 24-26.
УДК 33
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ
Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова», e-mail: [email protected]
В настоящей статье авторами была рассмотрена проблема малого бизнеса в Российской Федерации, а так же его взаимодействие с государством, регулируемое различными законодательными актами. Было проанализировано текущее состояние предприятий малого бизнеса, а также влияние различных законопроектов, касавшихся малых предприятий, которые были приняты в течение последних несколько лет. На основе проведенных исследований, авторами были отмечены, как положительные, так и отрицательные стороны, принятых изменений, а так же были сделаны предложения по стабилизации развития малого бизнеса в России.
Ключевые слова: малый бизнес, законопроект, государство.
MODERN FEATURES OF SMALL BUSINESS AND ITS INTERACTION WITH THE
STATE
Soltakhanov A., Ph.D., associate professor of the Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail:
In the article the problem of small business in Russia and its partnership with government, was been researched by the authors. Authors analyzed modern state of small business, effect of various acts which were passed a few years ago and have direct influence to small business. According to researches authors pointed that acts have both bad and good features and gave some advices that might help to reach stable growth of small business in Russia.
Keywords: small business, law, the state.
По мнению некоторых авторов 1, можно утверждать, что ядром микроэкономической теории можно считать теорию фирмы, в рамках которой изучается поведение предприятия как основной экономической ячейки национальной экономики любой страны. Этот тезис нетрудно подтвердить, так как при изучении фирмы неизбежно затрагиваются и другие сферы предмета микроэкономики, такие как - ценообразование, издержки, производительность труда и т.д.
В российском законодательстве понятие "фирма" не применяется, вместе с тем предусмотрено достаточно обширное разнообразие организационно-правовых форм в сфере бизнеса. Согласно ГК РФ, предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.
Регулирование правоотношений в малом бизнесе осуществляется посредством Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно данному закону: "Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;".
В законодательстве прописано, что предприятие признается малым, если соответствует следующим критериям:
1) Предприятие является хозяйственным обществом, хозяй-
1 Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Е. В. Лисицына, Т. В. Ващенко, М. В. Забродина; под ред. К. В. Екимовой. - М.: Инфра-М, 2013. - 124с.
ственным партнерством, производственным кооперативом, сельскохозяйственным потребительским кооперативом, крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем.
2) Выручка от реализации товаров (работ или услуг), без учета НДС, за предшествующий год не должна превышать 800 млн. рублей (данная цифра была скорректирована постановлением от 15.07.2015, с целью расширить количество предприятий, который попадают под льготы, для малого бизнеса).
3) Численность сотрудников должна быть до ста человек.
В настоящий момент предприятия малого бизнеса в России насчитывают (к концу 2014 г.) 2103,8 тыс., из них 1868,2 тыс. микропредприятий.
Одними из отличительных особенностей предприятий малого бизнеса в России является то, что подавляющее число малых предприятий России сосредоточены в сфере оптовой и розничной торговли (по данным Росстат на момент конца 2014 года - 38,8%) и операции с недвижимым имуществом (20,4%). В то же время, наименьшее количество малых предприятий встречается в научно-технической среде (0,7%) и добыче полезных ископаемых (0,3%). Для наглядности изобразим разделение по сферам деятельности в виде диаграммы:
Прослеживая динамику последних пяти лет, можно увидеть, как изменялись основные показатели деятельности предприятий, согласно ежегодному статистическому сборнику федеральной службы государственной статистики (Росстат) "Малое и среднее предпринимательство в России 2015". Почти все показатели показывают стабильный и уверенный рост вплоть до конца 2014 года, за исключением резкого увеличения оборотных и внеоборотных активов в 2013 году (табл. 1).
искпомаемых; Научно-технич.^^^^ Комунальная
0,3 среда; 0,7 сфера; 2,5 Образование; 1,5
Рис. 1 - Разделение по сферам деятельности у малых предприятий (в %)2
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий.
Малые предприятия
всего в том числе микропредприятия
2010 2011 2012 2013 2014 2010 2011 2012 2013 2014
Число предприятий (на конец года), тыс. 1644,3 1836,4 2003,0 2063,1 2103,8 1415,2 1593,8 1760,0 1828,6 1868,2
Среднесписочная численность работников 9790,2 10421,9 10755,7 10775,2 10789,5 3320,0 3864,4 4248,9 4322,9 4431,1
(без внешних совместителей), тыс. человек
Средняя численность внешних совместите- 745,5 639,6 627,7 659,5 400,0 363,8 357,0 384,8
лей, тыс. человек
Средняя численность работников, выпол- 313,0 288,6 292,9 295,2 90,1 86,9 89,6 96,3
нявших работы по договорам гражданско-
правового характера, тыс. человек
Среднемесячная начисленная заработная 12367 15743 16711 17948 19201 10612 12855 13898 15039 15774
плата работников1), руб.
Оборот предприятий2), млрд. руб. 18933,8 22610,2 23463,7 24781,6 26392,2 5609,2 7028,3 8347,4 9101,3 9699,3
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 520,3 431,6 521,5 574,9 664,4 199,0 149,6 157,1 185,5 236,7
Внеоборотные активы3), млрд. руб. 16527,2 17190,2 19628,5 63724,1 22504,2 14523,0 15068,2 17163,1 60247,7 18628,0
Оборотные активы3), млрд. руб. 13010,2 14927,6 18121,1 61358,8 43731,3 8862,7 10295,0 12392,8 53174,8 34288,6
Капитал и резервы3), млрд. руб. 14631,1 15211,5 17501,4 18591,1 18891,2 13234,6 13751,9 15697,0 15639,6 15930,7
Для малых предприятий в нашей стране наиболее популярным методом регистрации правовой формы собственности являются общества с ограниченной ответственностью (ООО) и индивидуальное предпринимательство (ИП). ВПАО достаточно недостатков, уступающих ООО и ИП - это длительность учреждения фирмы, полная открытость информации (доступность конкурентам), обязанность публиковать годовой отчёт общества, годовую бухгалтерскую отчётность, уставной капитал ПАО должен составлять не менее 1000 МРОТ на дату регистрации общества, а также необходимость регистрации выпуска акций.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в отличие от участников ООО, которые несут ответственность по обязательствам общества в пределах уставного капитала фирмы, минимальный размер которого составляет 10 000 рублей и акционеров ПАО, которые несут ответственность в пределах стоимости акций.
К тому же форма ПАО подходит для крупного бизнеса, ИП - для работы самостоятельно. Таким образом, если предприниматель хочет, развивать свой бизнес, то, безусловно, он предпочтет ООО. Таким образом, наиболее простой и удобной формой собственности для малого бизнеса является Общество с ограниченной ответственностью.
Стоит отметить, что за последнее время годы государственная поддержка малого бизнеса получила широкое распространение. По всей стране открываются ассоциации помощи малому бизнесу, в которых начинающие предприниматели могут получить консультации по вопросам регистрации новых предприятий, особенностям ведения бухгалтерской отчетности, получить займы для развития бизнеса и др. Данные ассоциации регулярно устраивают различные мероприятия, которые являются своеобразной площадкой, где происходит знакомство потенциальных инвесторов с предприни-
мателями, обмен опытом среди представителей малого бизнеса, а также различные мастер-классы. Во многих регионах России начали получать распространение бизнес-инкубаторы. Их ключевое значение заключается, в том, что они оказывают поддержку стартапам на всех этапах их развития. Их поддержка помогает начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы. В частности, региональные власти вкладывают бюджетные средства в создание необходимой инфраструктуры (строительство зданий для организации производств, коммуникаций, дорог и т.д.). Также начинающим предпринимателям помогают существенно сократить первоначальные расходы, предоставляются в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, им оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги.
Законодательство делает последовательные шаги для облегчения жизни предпринимателям, которые работают в малом бизнесе. В качестве примера можно назвать закон о "налоговых каникулах"4 , суть которого заключена в том, что субъекты РФ получили право устанавливать для ИП налоговые каникулы в виде налоговой ставки 0%. Однако, на практике, у бизнеса возникает много вопросов касательно "налоговых каникул". Одним из них является вопрос, касательно того, кто имеет право на использование данной льготы. Данные условия предоставляются только для тех, кто впервые начал заниматься предпринимательской деятельностью и не учитывают те предприятия, которые функционировали до принятия данного закона. Более того, данные условия (нулевая ставка НДС) применяются только к тем предприятиям, которые применяют упрощенную или патентную систему налогообложения, согласно Федеральному закону.
В целом, одной из основных проблем отечественных малых предприятий является тот факт, что государство проводит весьма
2 Информационный портал «www.gks.ru» [Электронный ресурс] - официальный портал Росстат ». - Электрон. дан. - Режим доступа: «www.gks.ru» (дата обращения: 27.07.2016 г.)
3 Информационный портал «www.gks.ru» [Электронный ресурс] - официальный портал Росстат ». - Электрон. дан. - Режим доступа: «www.gks.ru» (дата обращения: 29.07.2016 г.)
4 Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
непоследовательную политику в отношении регулирования малого бизнеса. С одной стороны, мы видим, что делаются определенные послабления (налоговые каникулы) и оказывается реальная помощь (бизнес-инкубаторы), но с другой стороны некоторые меры и инициативы, принятые в 2012-2015 годах, значительно ограничивали предпринимательскую инициативу. К примеру, можно вспомнить, об увеличении страховых платежей с 01.01.2013, когда результатом стало резкое сокращение ИП (Табл. 2)5; введение торгового сбора с 01.07.20156, согласно которому предприниматели должны высчитывать и ежеквартально выплачивать торговые сборы; отмену льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов; предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда.
Таблица 2. Регистрация и официальное прекращение деятельности ИП за 2012-2015гг. (Данные Федеральной налоговой службы).
ИП 2012 2013 2014 2015
Начали деятельность 578 436 472 087 602 389 626 346
Прекратили деятельность 735 028 965 089 535 516 419 073
Разнонаправленность и рассогласованность мер в отношении малого предпринимательства снижает уровень доверия предпринимателей к государству, приводит к уходу бизнеса в теневой сектор, формирует у предпринимателей «психологию временщиков», а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.
Также стоит отметить, что малый бизнес в нашей стране оказывает услуги по обслуживанию государственных заказов. Для подобных преференций был разработан закон7, который гарантирует, что среди субъектов малого предпринимательства должно размещаться не менее 10 и не более 20 процентов от государственного заказа закупаемых товаров, работ, услуг. Как можно заметить, в данном законе подразумеваются специфические торги, которые ориентированы исключительно на малый бизнес, что обязывает предприятия, которые хотят участвовать в государственном тендере, подтверждать свою принадлежность к малым предприятиям. Динамика у заключенных государственных контрактов положительная, и к 2014 году, количество заключенных договоров составило 310,6 тыс., что в 2,4 больше в сравнении с аналогичным показателем 2010 года.8
Таким образом, можно стоит отметить, что в современных экономических условиях на государственном уровне необходимо признание особой роли и ценности предпринимательства и частной инициативы как активной созидательной силы общества, внутреннего ресурса долгосрочного экономического роста, повышения благосостояния, качества жизни и обеспечения национальной безопасности.
Литература:
1. Николаева Т.П. Организация финансовых отношений в экономике. // Экономика, статистика и информатика. - М.: Вестник УМО. 2013. № 4. С.97-101.
2. Николаева Т.П. Финансовый контроль в системе управления финансами. // В сборнике: Актуальные проблемы финансово-кредитной сферы и финансового менеджмента. Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров кафедра Банковского дела и финансового менеджмента. / Под ред. Т.М. Костериной, Е.А. Исаевой. - М.: МЭСИ, 2015. С.35-40.
3. Чибисова ЕИ, Солтаханов А.У. Чибисов О.В.Валютный курс, его поэтапное движение к бивалютной корзине и переход к свободной конвертации в условиях санкций. Российское предпринимательство Том 16, № 15 (2015)
4. Чибисов О.В, Чуйкова Н.М. Об инструментах повышения эффективности инвестиционной деятельности в России Высшая школа апрель (8)2016 г уфа ООО «Инфинити»
5. Е.И. Чибисова, Г.Г. Попов, Солтаханов А.У.Хмелев ИБ, Чибисов О.В. Коллективная монография . ИнтеграцияРосси-ивмировуювалютнуюсистему (INTEGRATION OF RUSSIA IN WORLD CURRENCY SYSTEM). Издательство «Креативная экономика»2015.
6. Елена Ивановна Чибисова, Григорий Германович Попов, Чибисов Олег Валерьевич. Интервенционизм в экономике. Российский кейс недавней экономической истории . Российское предпринимательство Том 17, Номер 3 (Февраль 2016)
7. Чибисова Е.И., Солтаханов А.У. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Высшая школа. 2016. № 8. С. 36-38.
8. Сухомлинова Е.В., Чибисова Е.И. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2015 сборник трудов Второй международной конференции. 2015. С. 331-334.
9. Chibisova E.I., Chibisov O.V. MECHANISM OF ADEQUATE REGULATION IN THE BANKING SECTOR AS A STRATEGIC ELEMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA Chibisova E.I., Chibisov O.V. BCES Conference Books. 2015. Т. 13. № 2. С. 176-184.
10. Солтаханов А.У., Чуйкова Н.М. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В РОССИИ Высшая школа. 2016. № 8. С. 24-26.
11. Солтаханов А.У. БАНКОВСКИЕ РИСКИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 216-221.
5 Информационный портал www.nalog.ru[Электронный ресурс] - Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - Режим доступа:«https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/».
6 Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
7 Федеральный Закон №44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
8 Информационный портал «www.rcsme.ru/ru» [Электронный ресурс] - официальный сайт Ресурсный центр малого предпринимательства. - Электрон. дан. - Режим доступа: «www.rcsme.ru/ru/statistics» (дата обращения: 05.05.2016 г.).