Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по организации финансового планирования в коммерческих организациях'

Разработка рекомендаций по организации финансового планирования в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ПЛАНЫ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА / SWOT-АНАЛИЗ / ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Т. Г., Солтаханов А. У.

В статье рассмотрены основные аспекты процесса финансового планирования, определены и охарактеризованы методы финансового анализа, а также их значение в различных временных интервалах. Для построения эффективной модели финансового планирования предприятию рекомендуется взять за основу ежегодный цикл бизнес-планирования основанный на SWOT-анализе и разработке связанных между собой системы бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по организации финансового планирования в коммерческих организациях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 338.984

Т.Г. Бондаренко, к.э.н., доцент кафедры Финансового менеджмента А.У. Солтаханов, к.э.н., доцент кафедры Финансового менеджмента ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены основные аспекты процесса финансового планирования, определены и охарактеризованы методы финансового анализа, а также их значение в различных временных интервалах. Для построения эффективной модели финансового планирования предприятию рекомендуется взять за основу ежегодный цикл бизнес-планирования основанный на SWOT-анализе и разработке связанных между собой системы бюджетов.

Ключевые слова

Финансовое планирование, финансовые планы, внутрифирменное планирование, методы финансового анализа, SWOT-анализ, горизонт планирования

Annotation

The main aspects of process of financial planning are considered, methods of a financial analysis and their value in various time frames are determined and characterized. Authors of article recommend to the organization to take as a basis the annual cycle of business planning based on SWOT analysis and development of the budgets connected among themselves systems for creation of effective model of financial planning.

Keywords

Financial planning, financial plans, intra-corporate planning, methods of a financial analysis,

SWOT analysis, planning horizon

Организация финансового планирования в коммерческих организациях определяется главным образом величиной предприятия. В подавляющем большинстве случаев финансовое планирование осуществляется по типу «сверху вниз», когда руководитель самолично определяет цели, задачи, плановые показатели по прибыли. Спущенные «на места» показатели, по мере продвижения на более низкие уровни организационной структуры, уже в более детализированной форме находят отражение в планах подразделений.

Этапы финансового планирования напрямую завязаны на уровнях финансового планирования: стратегическом; тактическом; оперативном.

Стратегическое финансовое планирование, имеющее целью формирование долгосрочного финансового плана предприятия, как правило имеет горизонт 3-5 лет. В кризис горизонт планирования традиционно сокращается, и сегодня в практике финансового менеджмента достигает 3 лет. На этот период руководство предприятия формирует концептуальное понимание ведения бизнеса, отражая только ключевые целевые показатели, которые будут служить ориентиром для дальнейшего планирования подчиненных подразделений. В источниках, в которых фиксируются бюджеты и сметы, информация по статьям доходов и расходов отражается, как правило, довольно поверхностно.

Среднесрочный горизонт планирования деятельности предприятия как правило охватывает перспективу одного года и имеет название тактического планирования. На основе ориентиров, заданных руководством фирмы, руководители соответствующих исполнительных подразделений прорабатывают программу, включающую перечень и содержание конкретных проектов и направлений развития предприятия.

Краткосрочное планирование проводится в масштабах квартала - это так называемое оперативное финансовое планирование, отличающееся максимальной степенью проработки краткосрочных алгоритмов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

управления ресурсами предприятия. Статьи доходов и расходов в рамках оперативного планирования определяются как можно более детально и локализовано.

Процесс финансового планирования базируется на традиционных основах и использует информацию из открытых источников, и включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Процесс финансового планирования [Составлена авторами по материалам: 2, стр. 61-62]

Как видно из рисунка 1, процесс финансового планирования является весьма трудоемким, по мере прохождения всех этапов плановые показатели все глубже взаимоувязываются как между собой, так и с данными внешней среды. Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущей и инвестиционной деятельности организации.

В рамках финансового планирования применятся методы финансового анализа, позволяющие определить исполнение финансовых планов. Подробнее они представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Методы финансового анализа [Составлена авторами по материалам: 2, стр. 64-66]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учётом специфики каждого.

Необходимо отметить, что каждое предприятие разрабатывает финансовый план своей деятельности опираясь на свои внутренние «индивидуальные» нормативы, т.е. каждое использует именно свою определённую методику, позволяющую учесть все особенности бизнеса и той сферы, где деятельность реализуется. Безусловно, менеджеры предприятий должны ориентировать свой бизнес на будущую конкурентоспособность, но и учитывать необходимость удаления неприбыльных подразделений или направлений деятельности, выявлять те участки, которые не соответствуют современному уровню и требуют переоценки. Обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность заданий, если не будут сбалансированы доходы и расходы [3, стр. 69].

Как видно, методическая база по постановке системы внутрифирменного планирования и бюджетирования достаточно широкая. Но, вместе с тем, реалистичность и достоверность рассчитанных показателей финансовых планов во многом зависит от набора выбранных методов финансового планирования, что является субъективной величиной. Уровень реальности полученных прогнозные данных зависит как от человеческого фактора при принятии управленческих решений, так и от разработанной и установленной математической базы в автоматизированную бухгалтерскую систему, позволяющей сочетать разные методы с учётом специфики каждого.

Для построения эффективной модели финансового планирования и бюджетирования предприятию рекомендуется взять за основу ежегодный цикл бизнес-планирования основанный на SWOT-анализе и разработке связанных между собой системы бюджетов: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозного баланса. Помимо это необходима систематическая работа по планированию и реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имеющихся средств и ресурсов для достижения максимальной результативности (прибыли) при минимальных затратах. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно:

1. Макроокружения,

2. Непосредственного окружения и внутренней среды.

С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

В результате SWOT-анализа появляются стратегические решения относительно объема и ассортимента реализуемых товаров/ оказываемых услуг, маркетинговой стратегии. При определении объема услуг необходим анализ рентабельности и нахождение точки равновесия (безубыточности) - того объема товаров/ услуг, при котором их продажа/ оказание будет выгодным для организации. Бюджет должен показать основные источники будущего дохода, планируемые объемы денежных поступлений, необходимые расходы, источники финансирования, предсказать финансовые результаты деятельности при условии выполнения плана. Финансовый план должен включать в себя план реализации товаров/ оказания услуг, бюджет (прогноз) доходов и расходов, бюджет (прогноз) движения денежных средств и бюджет (прогноз) по балансовому листу. Определяющую роль здесь играет план реализации товаров/ оказания услуг, так как именно услугами, как правило, определяются предстоящие доходы и расходы.

Планируя новые товары/ услуги, необходимо предусмотреть неизбежные стартовые расходы, которые будут произведены еще до начала оказания новой услуги. Критерием эффективности финансового плана является положительная величина чистой дисконтированной стоимости, а анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес - планирования позволяет снижать предпринимательский риск, избегать непроизводительных вложений капитала.

Таким образом, применение SWOT- анализа в стратегическом планировании работы организации должно позволить финансовым службам получить ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, активизировать естественные преимущества, использовать все открывающиеся возможности рынка и организации в целом и избежать потенциальных внешних и внутренних угроз. Особенностью подхода по внедрению SWOT-анализа в прогнозно-плановую деятельность предприятия является тот факт, что все надстройки представляют собой заменяемые/ вновь вводимые параметры в виде набора матриц факторов, определяющих изменение параметра, коэффициентов и т.д. Это характеризует данное предложение как универсальное.

Список использованной литературы:

1. Гуськова М.Н., Фролова Т.В., Исаева Е.А. Современное состояние российского финансового рынка // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 145-151.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - 6 - е изд., испр. и перераб. -М.: ИНФРА, 2013. - 384с.

3. Финансовое планирование и бюджетирование: Учебное пособие / Платонова Н.А., Федоров Я.П., Юрзинова И.Л.; Под ред. Незамайкина В.Н. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 117 с.

4. Чибисов О.В. Развитие финансового рынка, как ключевого элемента национальной экономики России // Электронный научный журнал. 2016. № 11-2 (14). С. 233-236.

5. Чибисова Е.И. Синопсис на внутрифирменный управленческий аудит в России // В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 152-153.

6. Чибисова Е.И. Финансовые методы стимулирования малого предпринимательства в период санкций, предъявленных России // Электронный научный журнал. 2016. № 11-2 (14).

7. Чибисова Е.И., Чибисов О.В., Попов Г.Г. Интервенционизм в экономике. Российский кейс недавней экономической истории // Российское предпринимательство. — 2016. — Том 17. — № 3. — с. 271-282.

8. Чибисова Е.И., Солтаханов А.У. К вопросу об эффективности управления финансами инновационного предприятия // Высшая школа. 2016. № 8. С. 36-38.

© Бондаренко Т.Г., Солтаханов А.У., 2017

УДК 657

О.В. Буткова

к.э.н., доцент Р.В. Колесников

магистрант

Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «ДГАУ

г. Зерноград, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Аннотация

В статье предлагается методика учета материально-производственных запасов для предприятий любых форм собственности/ Данная методика позволит систематизировать контроль за сохранностью материально-производственных запасов. Предложенная методика внедрения в рабочий план счетов предприятия счетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.